реферат, рефераты скачать
 

Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики


информации, рациональности ее информационного потока - депо многосложное:

постоянно уточняются взаимосвязи экономических процессов и явлений, иногда

меняются традиционные представления о связях между хозяйственными

показателями; осуществляется их критическая переоценка. Однако ясно одно:

без хорошо отлаженной системы получения, обработки, использования

объективной и качественной статистической информации не может существовать

ни одна предпринимательская структура, ни одно государство. Статистика для

них является разведывательной системой, позволяющей выжить в этом

нестабильном, постоянно изменяющемся мире. В перспективе эта роль будет еще

больше усиливаться, что потребует усиления внимания, как со стороны

государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов к ее функционированию

и совершенствованию на новой технологической и организационной основе с

учетом требований мирового рынка и геоэкономического пространства. Только

подобный подход позволит не только усилить системность получаемых данных,

но и даст возможность принимать более обоснованные решения в менеджменте

[6].

2.4 Совершенствование региональной структуры государственных органов

статистики

Существующая в странах СНГ территориальная структура национальных

статистических служб досталась в наследство от бывшего Советского Союза и

отражала потребности централизованного планирования в условиях применения

метода сплошного статистического наблюдения. Она неоднократно менялась в

процессе совершенствования структуры государственного управления и

полностью отражала административно-территориальное деление страны,

В развитых странах официальная статистика стала необходимым элементом

информационной системы демократического общества, обеспечивая

правительство, экономические круги и общественность данными об

экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. Такая

роль официальной статистики закреплена в составе первого из десяти

принципов официальной статистики в специальном документе Статистической

комиссия ООН, принятом единогласно на специальной сессии 11-15 апреля 1994

года. Высокая значимость статистики соответствует переживаемому в настоящее

время переходу человеческой цивилизации от индустриальной экономики к

экономике информационной, в которой основным потребляемым ресурсом

становится информация.

В странах переходного периода реформирование официальной статистики

также сопровождается повышением ее роли в информационном обеспечении

потребностей общества, что наряду с другими внешними и внутренними

факторами приводят к соответствующим институциональным преобразованиям в

системе органов государственной статистики, в том числе их структуры на

территориальном уровне.

В Казахстане на начало 1992 года в двадцати территориальных органах

статистики - областных (Алматинского городского) управлениях по статистике

и анализу - численность руководящих работников и специалистов, занятых

экономической работой составляла 2896 человек. Кроме того, аппарат

управления территориальных органов статистики составлял 884 единицы.

Районные отделы статистики (райстаты) имели статус самостоятельного

юридического лица, а начальник райстата входил в общий лимит численности

аппарата управления территориальных органов статистики.

В 1995 году происходит коренная реорганизация структуры

государственной статистики. Аппарат управления территориальных органов

статистики уменьшается с 752 до 513 единиц за счет сокращения численности

аппарата управления райстатов. Последние за небольшим исключением теряют

статус самостоятельного юридического лица, а их начальники становятся

начальниками местных отделов областных управлений статистики. За счет части

сокращаемой численности аппарата управления на уровне районов численность

Государственного комитета по статистике и анализу увеличивается (до 278

единиц), а его Головной вычислительный центр упраздняется.

Практика показала, что эта реорганизация системы государственной

статистики была ошибкой. В результате ее на районном уровне был потерян

аппарат управления в ранге государственных служащих, что усилило нагрузку

на областной уровень. На республиканском уровне центральный аппарат начал

выполнять несвойственные для государственных органов функции, что приводило

к ухудшению качества работы по координации статистической деятельности в

стране, организации работ по совершенствованию государственной статистики и

анализу данных о социально-экономическом развитии республики. Последующие

сокращения центрального аппарата Госкомстата привели к необходимости уже

через два года заново образовать Информационно-вычислительный центр.

На начало 1999 года численность сотрудников территориальных органов

статистики (в четырнадцати областях и городах Алматы и Астана) составила

соответственно 1882 руководящих работников и специалистов по обработке

данных и 371 единица государственных служащих, а на 1 апреля после

сокращения расходов из республиканского бюджета - 1406 и 371 единица.

Средняя численность персонала областных (городов Астана и Алматы)

управлений статистики в это время составляла 125 единиц (вместе с младшим

обслуживающим персоналом).

В их числе 23 единицы являлись государственными служащими,

занимающимся организацией статистической деятельности в регионе, анализом

статистических данных и обеспечением их доступности для пользователей.

Примерно 6 единиц относились к функциональному персоналу (отдел кадров,

бухгалтерия, канцелярия, архив). 70 человек было занято сбором и обработкой

данных, в том числе 24 являлись регистраторами цен и интервьюерами домашних

хозяйств. 10 единиц персонала представляли программистов, инженеров-

электронщиков и операторов и 14 единиц составлял младший обслуживающий

персонал (технички, вахтеры, рабочие, водители).

Часть персонала областного органа статистики была размещена в

районных центрах и городах областного подчинения - в среднем по 36 единиц,

в том числе 33 единицы заняты непосредственно сбором статистической

информации (включая регистраторов цен и интервьюеров домашних хозяйств). В

среднем на один район и город областного подчинения приходилось по 2,7

единицы персонала областных органов статистики (половина из которых были

регистраторами цен и интервьюерами домашних хозяйств).

В целом численность персонала территориальных органов статистики

снизилась в 1999 году до крайне низкого предела, что привело к отмене

выполнения ряда статистических работ, переходу по части из них от месячных

к квартальным наблюдениям, а также к сокращению круга обследуемых единиц

статистического наблюдения.

В 1999 году в связи с внесением изменений в Закон Республики

Казахстан «О бюджетной системе», а также принятием Закона «О

республиканском бюджете на 1999 год» и постановления Правительства от 25

декабря 1998 года № 1335 «Вопросы учреждений - администраторов программ,

финансируемых из республиканского бюджете» была проведена реорганизация

государственных органов и подведомственных им организаций.

В соответствии с постановлением Правительства от 15 мая 1999 года

№577 областные (городов Астаны и Алматы) управления статистики были

реорганизованы путем разделения на два государственных учреждения. Целью

реорганизации было отделение от государственного органа, осуществляющего

управленческие и контрольно-надзорные функции, других, несвойственных

государственному органу, функций.

Первое из этих учреждений - управление статистики соответствующего

региона - является государственным органом (в количестве от 20 до 26 единиц

в регионе, всего 371 единица), осуществляющим организацию статистической

деятельности в регионе, внедрение новых методов статистического наблюдения,

организацию расчетов региональных статистических показателей и обеспечение

доступности статистических данных пользователям.

Второе учреждение (в количестве от 60 до 158 единиц, всего 1563

единицы) с районными подразделениями - информационно-статистический центр

(ИСЦ) соответствующего региона - не является государственным органом и его

основной функцией является сбор, обработка статистических данных и их

представление управлению статистики региона и республиканскому

государственному предприятию «Информационно-вычислительный центр» Агентства

Республики Казахстан по статистике.

Позднее в соответствии с постановлением Правительства Республики

Казахстан от 1 июля 1999 года № 910 в целях обеспечения технического и

технологического функционирования единой информационно-вычислительной

системы статистических органов страны во всех регионах созданы дочерние

государственные предприятия (ДГП) Информационно-вычислительного центра

(ИВЦ) Агентства Республики Казахстан по статистике на правах юридического

лица.

В том же году постановлением Правительства Республики Казахстан от 27

апреля 1999 года № 479 помимо Информационно-вычислительного центра создано

еще одно Республиканское государственное предприятие «Казстатинформ»,

подведомственное Агентству по статистике, с возможностью создания филиалов

без образования юридического лица в областных центрах и городах Астана и

Алматы. Основной задачей данного предприятия является распространение

статистических данных разным группам пользователей.

Таким образом, общая структура системы Агентства Республики

Казахстан, даже не считая входящего в нее Алматинского института экономики

и статистики с девятью филиалами в областях, стала представлять достаточно

сложную систему. В целях обеспечения скоординированной работы на

региональном уровне в положении об управлении статистики региона было

записано, что оно обеспечивает организацию деятельности других региональных

статистических служб, в том числе являющихся территориальными

подразделениями республиканских статистических служб (ИВЦ и Казстатинформа)

(рисунок 2)

управление

статистики региона

ИСЦ региона ДГП ИВЦ

филиал

«Казстатинформа»

Рисунок 2 – Общая структура системы Агентства Республики Казахстан

В 2000 году в условиях, когда большая часть средств, отвлекаемая

ранее на проведение Переписи населения 1999 года, была направлена на

восстановление текущих статистических наблюдений по Плану статистических

работ, лимит численности работников, занятых сбором и обработкой

статистических данных (ИСЦ регионов), увеличился до 2750 единиц. Однако в

условиях довольно низкого норматива затрат на одну единицу (всего 200 тыс.

тенге в год) реальная численность ИСЦ регионов примерно на 25 процентов

ниже лимита.

Территориальная структура национальной статистической организации,

доставшаяся Казахстану в наследство от бывшего Советского Союза, имела ряд

недостатков:

- предполагала поэтапную обработку статистических данных с получением

сводов на каждом уровне (районе, области, страны в целом). Это не позволяло

контролировать правильность агрегации данных на предыдущем уровне, а также

проводить необходимые дорасчеты на полноту охвата. В настоящее время, в

связи с внедрением новых методов и технологий сбора и обработки данных,

этот недостаток на районном уровне практически снят;

- своды для районного уровня делаются на областном уровне

централизовано. То же самое справедливо и для областного уровня: расчеты

данных по области делаются на республиканском уровне с учетом всех

досрасчетов на основе первичных данных, представленных территориальным

органом статистики;

- ограничивала возможности совершенствования технической подготовки

персонала в связи с тем, что необходимо было готовить

высококвалифицированных специалистов по каждой отрасли статистики для

каждого территориального органа по всем уровням. Эта проблема в настоящее

время снята для районного уровня, поскольку весь находящийся на этом уровне

персонал является по существу полевыми работниками, занимающимися только

сбором статистических данных;

- приводила к увеличению себестоимости статистических работ и

снижению эффективности всей системы статистического наблюдения. В настоящее

время районные подразделения областных органов статистики не являются

самостоятельными юридическими лицами, что не требует расходов на содержание

функционального персонала. Доля же функционального персонала в целом по

области составляет порядка 10-12 процентов лимита персонала ИСЦ.

Наряду с недостатками, влияние которых все более уменьшается,

современная территориальная структура Агентства Республики Казахстан по

статистике имеет и ряд достоинств:

- она позволяет работать с большей частью респондентов в

непосредственном контакте, а не через почту, что очень важно в условиях

быстро растущего числа хозяйствующих субъектов и обширной территории

Казахстана, когда отдельные хозяйствующие субъекты разделены большими

расстояниями даже в пределах одного района. До тех пор, пока процесс

образования и ликвидации хозяйствующих субъектов не стабилизируется и не

будет отработана возможность получения данных от респондентов электронным

способом, работа с респондентами в непосредственном контакте является

наиболее эффективной с точки зрения качества статистических отчетов и

своевременности их представления;

- она позволяет оперативно обеспечивать исполнительные местные органы

на всех уровнях требуемой статистической информацией. Необходимость в этом

связана с повышением роли исполнительных местных органов государственного

управления в реализации республиканских и региональных программ.

Миссия государственных территориальных статистических служб

заключается в обеспечении сбора и обработки статистической информации в

регионе, ее представлении на республиканский уровень и обеспечении

потребностей местных органов власти, деловых кругов и общественности в

объективной статистической информации.

Следует ожидать, что на довольно длительном переходном периоде роль

государственных территориальных статистических служб для местных органов

государственного управления будет особенно значима. Это связано с тем, что

Правительство, начиная с 1998 года, в рамках трехлетних программ приступило

к претворению в жизнь долгосрочной «Стратегии 2030: процветание,

безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». В целях

реализации трехлетних планов на уровне республики и регионов

предусматривается осуществить соответствующую комплексную информатизацию

центральных и исполнительных местных органов, формирование единого

информационного пространства государственного управления. Ядром единых

информационных ресурсов должна стать государственная статистика.

В перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль

государственных территориальных статистических служб. В конечном итоге их

структура может радикально измениться. Все факторы можно разбить на две

группы: внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

- техническое оснащение и переоснащение территориальных

статистических служб, и изменение технологии сбора, обработки и

представления данных;

- переход к выборочным методам статистического наблюдения;

- перераспределение функций между статистическими службами разных

уровней.

К внешним факторам относятся следующие:

- повышение роли исполнительных местных органов государственного

управления в реализации программ и планов, что вызывает потребность в

оперативном получении объективной статистической информации;

- резкое увеличение числа объектов статистического наблюдения в связи

с развитием предпринимательства, в особенности малого;

- ухудшение отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов.

В 1995 году государственные органы статистики в условиях отсутствия

запасных частей к большим ЭВМ серии ЕС были вынуждены прекратить обработку

данных на них и сразу же столкнулись с проблемой обработки статистической

информации. Имеющиеся в то время персональные компьютеры типа "Искра-226" и

IBM XT и AT были маломощными, а их количество было явно недостаточным. Это

приводило к тому, что на обработку данных составлялись круглосуточные

графики работы на персональных ЭВМ, а ряд статистических отчетов

обрабатывался с использованием специальных разработочных таблиц на обычных

настольных калькуляторах.

Первый этап технического переоснащения государственных органов

статистики был осуществлен в рамках полученного во втором полугодии 1998

года займа Всемирного Банка на сумму 2,3 млн. долларов США. Это позволило в

1999 году получить средства вычислительной техники и расширить локальную

вычислительную сеть (ЛВС) в Агентстве по статистике и его ИВЦ с

подключением практически всех рабочих мест, а также создать и внедрить ЛВС

во всех территориальных статистических органах. В текущем году завершается

техническое переоснащение Агентства по статистике за счет средств этого

займа на оставшуюся сумму в пределах 200 тыс. долларов США.

Были внедрены новые информационные технологии: «клиент-сервер»,

Интернет и Интранет. Осваиваются передовые технологии доступа к базам

данных, интеллектуального анализа данных, организации сети передачи данных

в звене «район-область».

Однако техническая оснащенность государственной статистики остается

пока еще недостаточной. Только на республиканском уровне оснащенность

компьютерами приближается к полной. На областном уровне она составляет

около одной трети, а на районном - только в каждом пятом райстате есть

компьютеры. Поэтому в ИСЦ регионов сохраняются почасовые графики обработки

статистической информации, а в пиковые периоды - и по сменам. Следует

учесть также, что компьютерная техника очень быстро устаревает. Поэтому, в

целях дальнейшего развития технической базы государственной статистики

подготовлен проект по второму этапу технического и программно-

технологического перевооружения государственной статистики.

Такое революционное изменение информационной технологии окажет

соответствующее влияние на внутреннюю структуру государственных

территориальных статистических служб. Вначале, в условиях нехватки

компьютерной техники, может вырасти общая численность персонала, занятого

выполнением плана статистических работ. В дальнейшем она, возможно, будет

сокращаться, при некотором увеличении подразделений, обеспечивающих переход

на новые информационные технологи сбора, обработки и передачи данных по

уровням район – область - республика.

Создание на базе Административного регистра Статистического регистра,

а также Реестра индивидуальных предпринимателей и Регистра

сельскохозяйственных товаропроизводителей позволяет начать переход к

проведению выборочных статистических наблюдений. Разрабатываются и

внедряются методики по организации сводных расчетов на республиканском и

областном уровнях на основе сплошных и выборочных наблюдений.

Переход на выборочные методы обследования позволит не увеличивать

численность отраслевых подразделений ИСЦ регионов в связи с ростом числа

объектов статистического наблюдения. Однако он вызовет рост числа занятых в

подразделениях, занимающихся актуализацией регистров и реестров. В целом не

следует ожидать значительного роста территориальных статистических служб в

связи с ростом числа объектов статистического наблюдения.

Функции районных подразделений ИСЦ регионов сводятся к работе с

объектами статнаблюдения, сбору и передаче первичных статистических данных

в центральные офисы территориальных статистических служб. В перспективе они

должны выполнять функции по обучению респондентов, а также по оказанию

услуг органам управления, коммерческих структурам и общественности.

За счет расширения работ по оказанию услуг следует ожидать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.