| |||||
МЕНЮ
| Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистикиопределенного развития районных и городских подразделений ИСЦ регионов. Кроме того, учитывая относительную близость их к месту нахождения респондентов, им будут в максимально возможном объеме переданы функции по работе с респондентами и, соответственно, необходимое финансирование на выполнение этой работы. Центральные офисы ИСЦ регионов организуют работу своих местных подразделений, ввод, контроль и корректировку первичной информации, ее разработку на региональном уровне и передачу на республиканский уровень. Кроме того, они осуществляют функции по оказанию услуг органам управления, коммерческим структурам и общественности. Платные услуги осуществляются дочерними предприятиями ИВЦ и филиалами Казстатинформа. В центральных офисах ИСЦ регионов следует ожидать: - сокращения численности отраслевых подразделений в случае передачи функций по вводу, контролю и корректировке первичной информации на уровень местных подразделений; - развития подразделений, занимающихся формированием данных в распределенной по территории Казахстана системе баз данных, а также оказывающих информационно-статистические услуги. Необходимость реализации Стратегии-2030 не только на республиканском, но и на региональном уровне в рамках среднесрочных и текущих программ повышает роль исполнительных местных органов государственного управления. Это вызывает потребность в оперативном получении необходимой статистической информации. Появляется потребность в разработке и получении специфической информации, которая объективно приводит к развитию региональной статистики, финансируемой за счет местных бюджетов. В результате в организационной структуре территориальных статистических служб следует ожидать появления и развития подразделений, занимающихся региональной статистики, организацией и методологией статистических работ и наблюдений. Другой внешний фактор, который будет влиять на организационную структуру территориальных статистических служб, связан с резким увеличением числа объектов статистического наблюдения. Институциональные преобразования в экономике Казахстана привели к пятикратному увеличению числа реально действующих хозяйствующих субъектов (на 1 июля 2000 года их число составляло 98 тысяч). Следует ожидать, что для 15-миллионного населения Казахстана эта цифра может многократно возрасти и с учетом последнего фактора - ухудшения отчетной дисциплины хозяйствующих субъектов - стать проблемой перед местными подразделениями территориальных статистических служб в части сбора статистических данных. В конечном итоге, несмотря на внедрение выборочных методов обследования, это приведет к необходимости укрепления местных подразделений территориальных статистических служб, которые будут проводить гораздо больший объем работы, чем раньше. Территориальные статистические службы будут осуществлять также больший объем работ с регистрами и реестрами, что вызовет необходимость укрепления этих служб. Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе различные факторы по-разному будут влиять на роль и организационную структуру территориальных статистических служб. Помимо республиканского бюджета, все большую долю будет занимать в общем объеме финансирования оплата работ по проведению специальных региональных обследований за счет местных бюджетов, а также финансирование за счет удовлетворения информационных потребностей исполнительных местных органов власти, предпринимательских структур и общественности. В конечном итоге, при, возможно, не сократившемся или незначительно увеличившемся персонале, к 2005 году структура территориальных статистических служб может радикально измениться. Численность персонала местных подразделений территориальных статистических служб в районах и городах областного подчинения, по- видимому, увеличится, что будет связано с необходимостью проведения большего объема работ с респондентами, в частности, с резко увеличившимся числом субъектов малого бизнеса, и информационным обслуживанием потребителей информации. В центральных офисах территориальных статистических служб увеличится удельный вес подразделений, связанных с функционированием новых информационных технологий, ведением регистров и реестров, региональной статистики и обслуживанием потребителей статистической информации. В то же время техническое перевооружение региональных статистических служб и внедрение новых информационных технологий будет ограничивать рост персонала территориальных статистических органов в целом. Перенос тяжести реформ с республиканского уровня на областной уровень будет объективно повышать роль территориальных статистических служб. Поэтому сокращение численности персонала, связанное с переходом на новые методы статистического наблюдения, новые информационные технологии сбора и обработки данных, будет сопровождаться его увеличением для целей информационного обеспечения исполнительных местных органов [7,8]. 3 ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ И ОБОЩЕНИЕ ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ АЛМАТИНСКОГО ОБЛАСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ 3.1 Алматинское областное управление статистики как субъект сбора и обобщения статистической информации В своей деятельности Алматинское областное управление статистики (АОУС) руководствуется нижеследующими положениями. Управление статистики Алматинской области является государственным учреждением и территориальным органом Агентства Республики Казахстан по статистике, уполномоченным на выполнение функций государственного управления и контроля в области государственной статистики. Управление создано постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 1999 года № 577 «О реорганизации территориальных органов Агентства Республики Казахстан по статистике» Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента, Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением. Управление является юридическим лицом, имеет печати и штампы со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, а также в соответствии с законодательством счета в банках. Управление вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени. Структура и предельная штатная численность Управления утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике. Юридический адрес Управления: 480090, город Алматы, улица Маркова, 44 Полное наименование территориального государственного органа – Алматинское областное управление статистики. Учредителем Управления является государство в лице Агентства Республики Казахстан по статистике. Учредительными документами Управления является акт о создании Управления и настоящее Положение. Финансирование деятельности Управления осуществляется только из государственного бюджета. Управлению запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся контрольными и надзорными функциями Управления. Функции и основные задачи управления. Управление в соответствии с законодательством осуществляет следующие функции: 1) обеспечивает доступность сводной статистической информации для юридических и физических лиц; 2) принимает участие в осуществлении программ по совершенствованию статистики в Республике Казахстан; 3) организует актуализацию информационно-статистических баз данных о социально-экономическом положении регионов страны; 4) организует работу по ведению Государственного статистического регистра; 5) проводит анализ о социально-экономическом положении региона и выпускает экономические обзоры и другие статистические материалы; 6) обеспечивает сохранность государственных и коммерческих тайн, конфиденциальность первичной статистической информации; 7) осуществляет иные функции, возложенные на него законодательством Республики Казахстан. Основными задачами Управления являются: 1) проведение государственной политики в области государственной статистики; 2) обеспечение функционирования и совершенствования единой статистической информационной системы на основе научной методологии и международных стандартов; 3) обеспечение целостности, достоверности и достаточности статистических показателей; 4) всестороннее и объективное изучение, обобщение и анализ происходящих в стране экономических и социальных процессов и тенденций их развития. Управление для реализации возложенных на него задач и осуществления своих функций имеет право в установленном законодательством порядке: 1) в пределах своих полномочий осуществлять контроль за постановкой первичного учета и статистической отчетности в организациях, проверять достоверность представленных ими данных; 2) привлекать должностных лиц организаций к приведению государственных статистических наблюдений; 3) рассматривать дела об административных правонарушениях по вопросам государственной статистики в установленном законодательством порядке; 4) осуществлять работу с потребителями статистической информации, обеспечивая доступность сводной статистической информации для юридических и физических лиц и разъясняя методику их расчетов; 5) разрабатывать табель (график) представления статистической информации; 6) реализовывать установленные Агентством Республики Казахстан по статистике мероприятия по созданию информационных систем и других средств автоматизации и компьютеризации; 7) проводить совещания, семинары, конференции по вопросам, входящим в компетенцию Управления; 8) вносить в государственные органы предложения об отмене или изменении принятых ими нормативных правовых актов, препятствующих реализации государственной политики в области статистики; 9) организовывать и проводить статистические работы по профильной и иной тематике; 10) осуществлять иные права, предоставленные законодательством. Управление имеет на праве оперативного управления обособленное имущество. Имущество Управления формируется за счет имущества, переданного ему государством в лице Агентства Республики Казахстан по статистике, и состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которых отражается в балансе Управления. Имущество, закрепленное за Управлением, относится к республиканской собственности. Управление не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом. Управление возглавляет Начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике. Заместители Начальника, а также главный бухгалтер назначаются и освобождаются Председателем Агентства Республики Казахстан по статистике по представлению Начальника Управления. Начальник организует и руководит работой Управления и осуществляет контроль за деятельностью «Информационно-статистического центра Алматинской области». В этих целях Начальник Управления: 1) определяет полномочия и обязанности своих заместителей, руководителей структурных подразделений Управления; 2) в соответствии с законодательством назначает на должность и освобождает от должности работников Управления; 3) представляет Управление во всех государственных органах и других организациях в соответствии с действующим законодательством; 4) утверждает положения о структурных подразделениях Управления; 5) в установленном законодательством порядке налагает дисциплинарные взыскания на сотрудников Управления; 6) подписывает акты Управления; 7) утверждает структуру «Информационно-статистического центра Алматинской области» в пределах утвержденных Агентством Республики Казахстан по статистике предельной штатной численности и объема финансирования; 8) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством. В Управлении образуется консультативно - совещательный орган - коллегия в составе Начальника Управления, его заместителей, руководителей структурных подразделений, а также в состав коллегии могут быть включены иные лица. Численный состав коллегии утверждается Агентством Республики Казахстан по статистике. Персональный состав коллегии утверждается Начальником Управления. Управление, как юридическое лицо, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на него задач в соответствии с нормами гражданского законодательства Республики Казахстан. Персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и осуществление им своих функций несет Начальник Управления. Распределение обязанностей между начальником Управления и его заместителями. Начальник Управления статистики Алматинской области. Общее руководство деятельностью аппарата управления, координация и контроль работы «Информационно-статистического Центра» Алматинской области, ДГП «Вычислительного центра по статистике Алматинской области» и районных, городских отделов статистики. Общие и текущие вопросы бухгалтерского учета, материально-техническое обеспечение, расстановка кадров, секретного делопроизводства в системе статорганов области. Организация работы по совершенствованию анализа, публикаций, сборников и статистических сводок. Руководство коллегией Управления статистики Алматинской области. Организация работ и осуществление контроля за исполнением законодательных и нормативных актов Президента, Парламента и Правительства РК, постановлений и приказов Агентства РК по статистике, постановлений и решений Акима области и областного маслихата. Руководство и организация гражданской обороны в областном управлении и в целом по системе статорганов области, решение вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями. Вопросы работы: - информационно-статистического центра Алматинской области; - вычислительного центра по статистике Алматинской области: - отдела организации сводных работ; - ведения бухгалтерского учета и отчетности; - службы при начальнике управления (делопроизводство, кадры, юридические службы); - региональных отделов статистики: Енбекшиказахского, Талгарского, Жам-былского, Карасайского, Алакольского, Аксуского. Заместитель начальника облуправления статистики отвечает за общие и текущие вопросы Программы совершенствования государственной статистики РК на 1999-2006 годы. Выполнения плана статистических работ на очередной год. Вопросы статистики финансов, сельского, лесного и рыбного хозяйства, транспорта и связи, промышленности, строительства, торговли и услуг экономики, труда и социальной статистики. Руководство деятельностью канцелярии, архива, экспертной комиссии, вопросов делопроизводства защиты сведений, составляющих государственную тайну, Вопросы работы: - отдела сводных работ и контроля за исполнением документов; - отдела статистики финансов и межотраслевого баланса; - отдела статистики услуг, внешней и внутренней торговли; - отдела статистики труда; - отдела социальной статистики; - отдела индустриального сектора экономики и инвестиций; - отдела статистики аграрного сектора и транспорта; - отдела ведения статистических регистров; - региональных отделов статистики: Илийского, Панфиловского, Коксуского, Уйгурского, г. Капчагай, г. Текели; - единовременные работы по всем отраслям статистики выполняемые, как Госзаказ, через ДГП «ВЦС». Второй заместитель начальника облуправления статистики занимается общими и текущими вопросами отраслей статистики управления и информационно - статистического центра Алматинской области. Вопросы работы: - переписи населения; - отдела демографической статистики; - первой национальной сельскохозяйственной переписи; - отдел статистики цен; - отдел информационных технологий; - отдел статистики домашнего хозяйства; - отдела оперативной полиграфии; - региональных отделов статистики: Балхашского, Кербулакского, Саркандского, Каратальского, Ескельдинского, Райымбекского, г. Талдыкоргана. Структура АОУС департаментализирована и имеет шестнадцать отделов и подотделов, деятельность двенадцати из которых относятся непосредственно к статистике. Отдел социальной и демографической статистики является самостоятельным структурным единицей Управления статистики Алматинской области, осуществляющим организацию данных по социальной и демографической статистике, социологических обследований по вопросам социально- демографическом положении региона. Отдел несет ответственность за своевременное обеспечение пользователей в установленном порядке достоверности статистической информацией на основе единой общегосударственной методологии и международных стандартов. Главными задачами отдела являются: -всестороннее исследование происходящих в области социально- демографических процессов и их факторов, обобщенно и прогнозирование этих процессов на основе данных текущей статистики, научно-обоснованной системы демографических показателей; -упорядочение и неуклонное повышение качества статинформации; -комплексный анализ социальных, экономических и демографических процессов в регионе; -подготовка руководящим органам области предложений и расчетов по социально-демографической статистике; -повышение оперативности и гласности статистической информации. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами: -организует представление научно-обоснованной статистической информации, надежной и достоверной статинформации по демографической ситуации; -проводит текущие расчеты численности и состава населения; -подготавливает совместно с отделами информационно-статистического центра к выпуску необходимые статсборники и публикации, характеризующие процессы социально-демографического развития области; -проводит проверки состояния учета населения и достоверности отчетных данных совместно с заинтересованными областными управлениями (здравоохранения, ЗАГС, 0В и РУВД и др.), подготавливает записки по результатам проведенных проверок, информирует руководящие органы о состоянии дел на предприятиях и в организациях; -обеспечивает местные органы власти и других управлений области статинформацией, необходимой для подготовки ежегодных докладов об экономическом положении области, организует подготовку собственных докладов, комплексных аналитических записок, обзоров; -организует и проводит в установленном порядке инструктивные совещания с Р(Г)ОС по вопросам, входящим в компетенцию отдела; -ведет динамические ряды по всем важнейшим показателям, обеспечивает при этом их сопоставимость. Все работники отдела принимают на себя обязательство сохранять государственную тайну и несут персональную ответственность за ее разглашение в соответствии с действующим законодательством. Отдел статистики внешней и внутренней торговли и услуг является самостоятельной структурной единицей Управления статистики Алматинской Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|