реферат, рефераты скачать
 

Управление персоналом как составная часть менеджмента предприятия


вариантами ее реализации.

При авантюристической кадровой политике руководство предприятия не

имеет качественного диагноза, обоснованного прогноза развития ситуации, но

стремится влиять на нее. Кадровая служба предприятия, как правило, не

располагает средствами прогнозирования кадровой ситуации и диагностики

персонала, однако в программы развития предприятия включены планы кадровой

работы, зачастую ориентированные на достижение целей, важных для развития

предприятия, но не проанализированных с точки зрения изменения ситуации.

План работы с персоналом в таком случае строится на достаточно

эмоциональном, мало аргументированном, но, может быть, и верном

представлении о целях работы с персоналом.

Проблемы при реализации подобной кадровой политики могут возникнуть в

том случае, если усилится влияние факторов, которые ранее не включались в

рассмотрение, что приведет к резкому изменению ситуации, например, при

существенном изменении рынка, появлении нового товара, который может

вытеснить имеющийся сейчас у предприятия. С точки зрения кадровой работы

необходимо будет провести переобучение персонала, однако быстрая и

эффективная переподготовка может быть успешно проведена, например, на

предприятии, обладающем скорее молодым персоналом, чем на предприятии,

имеющем очень квалифицированный, хорошо специализированный персонал

пожилого возраста. Таким образом, понятие “качество персонала” включает еще

один параметр, который скорее всего не был учтен при подготовке плана

кадровой работы в рамках данного типа кадровой политики.

Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть

принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал,

степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового

состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики

– открытую и закрытую.

Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация

прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и

начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне

высшего руководства. Организация готова принять на работу любого

специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета

опыта работы в этой или родственных ей организациях. Таким типом кадровой

политики характеризуются современные телекоммуникационные компании или

автомобильные концерны, которые готовы “покупать” людей на любые

должностные уровни независимо от того, работали ли они ранее в подобных

организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых

организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных

на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики

|Кадровый процесс |Тип кадровой политики |

| |открытая |закрытая |

|Набор персонала |Ситуация высокой |Ситуация дефицита рабочей |

| |конкуренции на рынке |силы, отсутствие притока |

| |труда |новых рабочих рук |

|Адаптация персонала |Возможность быстрого |Эффективная адаптация за |

| |включения в |счет института наставников|

| |конкурентные отношения,|(“опекунов”), высокой |

| |внедрение новых для |сплоченности коллектива, |

| |организации подходов, |включение в традиционные |

| |предложенных новичками |подходы |

|Обучение и развитие |Часто проводится во |Часто проводится во |

|персонала |внешних центрах, |внутрикорпоративных |

| |способствует |центрах, способствует |

| |заимствованию нового |формированию единого |

| | |взгляда, общих технологий,|

| | |адаптировано к работе |

| | |организации |

|Продвижение персонала |Затруднена возможность |Предпочтение при |

| |роста, так как |назначении на вышестоящие |

| |преобладает тенденция |должности всегда отдается |

| |набора персонала |сотрудникам компании, |

| | |проводится планирование |

| | |карьеры |

|Мотивация и |Предпочтение отдается |Предпочтение отдается |

|стимулирование |вопросам стимулирования|вопросам мотивации |

| |(внешней мотивации) |(удовлетворение |

| | |потребности в |

| | |стабильности, |

| | |безопасности, социальном |

| | |принятии) |

|Внедрение инноваций |Постоянное |Необходимость специально |

| |инновационное |инициировать процесс |

| |воздействие со стороны |разработки инноваций, |

| |новых сотрудников, |высокое чувство |

| |основной механизм |причастности, |

| |инноваций – контракт, |ответственности за |

| |определение |изменения за счет |

| |ответственности |осознания общности судьбы |

| |сотрудника и |человека и предприятия |

| |организации | |

Закрытая кадровая политика характеризуется тем, что организация

ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного

уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников организации.

Такого типа кадровая политика характерна для компаний, ориентированных на

создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа

причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых

ресурсов. Сравнение этих двух типов кадровой политики по основным кадровым

процессам иллюстрирует (табл. 2.)

В условиях рыночной экономики один из решающих факторов эффективности

и конкурентоспособности предприятия – обеспечение высокого качества

кадрового потенциала. Сутью же кадровой политики является работа с

персоналом, соответствующая концепции развития организации. Кадровая

политика – составная часть стратегически ориентированной политики

организации. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса

процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров

в его развитии в соответствии с потребностями самой организации,

требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда.

Необходимо иметь в виду, что работа с персоналом не начинается с вакансии и

не заканчивается приемом на работу. Процесс работы с персоналом должен быть

построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату в

отношении любого вопроса или проблемы в кадровой сфере. Так, в ходе

формирования кадровой политики, в идеальном случае, должно происходить

согласование следующих аспектов:

* разработка общих принципов кадровой политики, определение

приоритетов целей;

* организационно-штатная политика – планирование потребности в

трудовых ресурсах, формирование структуры и штата, назначения,

создание резерва, перемещения;

* информационная политика – создание и поддержка системы движения

кадровой информации;

* финансовая политика – формулирование принципов распределения

средств, обеспечение эффективной системы стимулирования труда;

* политика развития персонала – обеспечение программы развития,

профориентация и адаптация сотрудников, планирование

индивидуального продвижения, формирование команд,

профессиональная подготовка и повышение квалификации;

* оценка результатов деятельности – анализ соответствия кадровой

политики и стратегии организации, выявление проблем в кадровой

работе, оценка кадрового потенциала (центр оценки и другие методы

оценки эффективности деятельности).

Процесс формирования кадровой политики в организации состоит в

следующем. Так, у части уже давно функционирующих организаций (на

отечественном рынке это свойственно предприятиям, тесно работающим с

иностранными партнерами и иностранным представительствам) существует

документально закрепленное представление о кадровой политике предприятия,

кадровых процессах, мероприятиях и нормах их осуществления. У другой части

организаций представление о том, как работать с персоналом, существует на

уровне понимания, но не закреплено документально, или находится в стадии

формирования. Если создается предприятие и есть заинтересованность в том,

чтобы кадровая политики проводилась осознанно, то необходимо осуществить

ряд этапов по проектированию кадровой политики.

Этап 1.

Нормирование. Цель – согласование принципов и целей работы с

персоналом, с принципами и целями организации в целом, стратегией и этапом

ее развития. Необходимо провести анализ корпоративной культуры, стратегии и

этапа развития организации, спрогнозировать возможные изменения,

конкретизировать образ желаемого сотрудника, пути его формирования и цели

работы с персоналом. Например, целесообразно описать требования к

сотруднику организации, принципы его существования в организации,

возможности роста, требования к развитию определенных

способностей и т.д.

Этап 2.

Программирование. Цель – разработка программ, путей достижения целей

кадровой работы, конкретизированных с учетом условий нынешних и возможных

изменений ситуации. Необходимо построить систему процедур и мероприятий по

достижению целей, своего рода кадровых технологий, закрепленных в

документах, формах, и обязательно с учетом как нынешнего состояния, так и

возможностей изменений. Существенный параметр, оказывающий влияние на

разработку таких программ, – представление о приемлемых инструментах и

способах воздействия, их согласование с ценностями организации. Например, в

ситуации закрытой кадровой политики нелогично разрабатывать и использовать

программы интенсивного набора персонала через кадровые агентства, средства

массовой информации. В этом случае при наборе важно обращать внимание на

знакомых своих сотрудников, учащихся корпоративных учебных заведений. Для

корпоративной культуры с элементами органической организационной культуры,

культивирующей дух «единой семьи», нецелесообразно при наборе использовать

строгие, а зачастую и жестокие психологические тесты, большее внимание

следует уделять процедурам собеседований, групповым мероприятиям,

моделированию реальных производственных ситуаций и т.д.

Этап 3.

Мониторинг персонала. Цель – разработка процедур диагностики и

прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния

кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и

механизм выработки конкретных мер по развитию и использованию знаний,

умений и навыков персонала. Целесообразны оценка эффективности кадровых

программ и разработка методики их оценки. Для предприятий, проводящих

постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой

работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного

рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему

внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов

принятия и реализации решений. В таком случае мы можем говорить о

существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.

Известно, что в становлении системы стратегического менеджмента можно

выделить четыре основные фазы:

* хаотическое реагирование на постоянные изменения во внешней

среде;

* стратегическое планирование в узком смысле – предвидение новых

осложнений во внешних условиях деятельности организации и

разработка заранее стратегий ответных действий (исходное

предположение: новая стратегия должна основываться на

использовании имеющихся сильных и нивелировании слабых сторон

организации);

* управление стратегическими возможностями – выявление внутреннего

потенциала организации для адаптации в быстро меняющейся среде

(прогнозируются не только будущие проблемы и пути их решения, но

и уровень профессиональной компетентности, необходимый персоналу

организации для успеха в будущем);

* управление стратегическими задачами в реальном масштабе времени –

разработка и реализация постоянно корректирующейся программы.

Кадровые мероприятия – действия, направленные на достижение

соответствия персонала задачам работы организации, проводящиеся с учетом

конкретных задач этапа развития организации.

Рассмотрим основные кадровые мероприятия в зависимости от типа

стратегии организации и уровня планирования. Для открытой и закрытой

кадровой политики будут адекватны разного типа мероприятия по

удовлетворению единых по сути кадровых потребностей (таблица 2).

Таблица 2.

Кадровые мероприятия, реализуемые в открытом и закрытом типе кадровой

политики

|Уровень планирования |

|Тип стратегии |долгосрочный | |краткосрочный |

|организации |(стратегический| |(оперативный) |

| |) | | |

|Открытая кадровая политика |

|Предпринима-тель|Привлечение |Поиск |Отбор менеджеров и |

|ская |молодых |перспективных |специалистов под |

| |перспективных |людей и проектов, |проекты |

| |профессионалов.|создание банка | |

| |Активная |кандидатов на | |

| |политика |работу в | |

| |информирования |организацию, | |

| |о фирме. |проведение | |

| |Формирование |конкурсов, выдача | |

| |требований к |грантов. | |

| |кандидатам |Установление | |

| | |контактов с | |

| | |кадровыми | |

| | |агентствами | |

|Динамического |Активная |Разработка |Разработка штатного |

|роста |политика |принципов и |расписания. Создание |

| |привлечения |процедур оценки |должностных |

| |профессионалов |кандидатов и |инструкций. Описание |

| | |работы. Обучение |политики фирмы в |

| | |управленцев – |документах и |

| | |формирование |правилах. Набор |

| | |горизонтальных и |персонала под |

| | |вертикальных |конкретные виды |

| | |управленческих |работ. Адаптация |

| | |команд. |персонала |

| | |Планирование | |

| | |трудовых ресурсов | |

|Прибыльности |Разработка |Разработка |Реализация программ |

| |новых форм |оптимальных схем |оценки и |

| |организации |стимулирования |стимулирования труда |

| |труда под новые|труда, увязанных с|персонала. Набор |

| |технологии |получением прибыли|эффективных |

| | |организацией. |менеджеров |

| | |Анализ и |(управляющих) |

| | |рационализация | |

| | |рабочих мест | |

|Ликвидационная |Не |Создание |Оценка персонала с |

| |рассматривается|нормативных |целью сокращения. |

| | |документов по |Консультирование |

| | |кадровому аспекту |персонала по вопросам|

| | |ликвидации |профессиональной |

| | |предприятия. |ориентации, |

| | |Установление |программам обучения и|

| | |контактов с |трудоустройству. |

| | |фирмами по |Использование схем |

| | |трудоустройству |частичной занятости |

|Круговорота |Оценка |Поиск |Консультационная |

| |потребности в |перспективных |помощь персоналу (в |

| |персонале для |специалистов |первую очередь, |

| |различных | |психологическая). |

| |этапов жизни | |Реализация программ |

| |организации | |социальной помощи |

|Закрытая кадровая политика |

|Предпринима-тель|Создание |Поиск |Привлечение друзей, |

|ская |собственных |перспективных |родственников и |

| |(фирменных) |студентов, выплата|знакомых |

| |институтов |стипендий, | |

| | |стажировка на | |

| | |предприятии | |

|Динамического |Планирование |Проведение |Набор сотрудников с |

|роста |карьеры. |внутрифирменных |высоким потенциалом и|

| |Разработка |программ обучения |способностью к |

| |нетрадиционных |с учетом личных |обучению. |

| |способов найма |потребностей в |Проведение |

| |(пожизненный – |обучении. |программ адаптации |

| |Япония) |Разработка |персонала |

| | |программ | |

| | |стимулирования | |

| | |труда в | |

| | |зависимости от | |

| | |вклада и выслуги | |

| | |лет | |

|Прибыльности |Разработка схем|Реализация |Создание кружков |

| |оптимизации |программ обучения |«качества», активное |

| |труда, |управленческого |включение персонала в|

| |сокращения |персонала. |оптимизацию |

| |трудовых затрат|Разработка |деятельности |

| | |социальных |организации. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.