| |||||
МЕНЮ
| Управление персоналом в системе эффективного менеджмента| |результатов: — позитивный «будоражащий» эффект; — | | |возможность, объективно оценить персонал; — получить | | |информацию о том, какие характеристики сотрудников являются| | |наиболее проблемными; — поставить перед сотрудником цели на| | |профессиональное и личностное развитие до следующей | | |аттестации; — сообщение сотрудникам о возможностях по | | |развитию их карьеры, в том числе за счет придания новых | | |функций и повышения ответственности | Продолжение табл. 4 |Направление |Содержание задач направления | |кадрового | | |планирования | | |Обучение и |Предполагается различие между повышением профессиональной | |развитие |квалификации (обучение) и совершенствованием личностных | | |характеристик (развитие). В данной области кадрового | | |планирования значимость личностных характеристик, | | |благоприятствующих реализации профессиональных задач, | | |существенно выше значимости уровня квалификации, поскольку| | |индивидуально-психологические характеристики могут | | |радикально блокировать эффективность профессиональной | | |деятельности. Обучение и развитие формируется по | | |результатам оценивания на этапе подбора специалистов и их | | |аттестации. Используются три варианта обучения и развития:| | |— постоянно обновляемая система инструктажей, которые | | |реализуются внутренними ресурсами организации; — | | |совокупность краткосрочных обучающих и развивающих | | |программ (лекционных курсов, семинаров, программ | | |психологического тренинга, предполагающих привлечение | | |внешних ресурсов); — фундаментальная подготовка | | |управленцев и специалистов в высших учебных заведениях / | |Мотивация и |Направление деятельности направлено на то, чтобы работники| |стимулировани|организации испытывали желание интенсивно и результативно | |е |работать именно в этой организации Выделяются следующие | | |мотивационные подсистемы материального и нематериального | | |стимулирования, связанные с: — результатами деятельности; | | |— стажем деятельности; — стабильностью стилевых | | |характеристик деятельности и соответствием поведения | | |ценностям организации; — статусом | |Обеспечение |Деятельность направлена на достижение ясности и | |взаимодействи|отчетливости в стандартах взаимодействия сотрудников в | |я |интересах достижения организацией своих целей. В рамках | | |этой деятельности достигаются цели согласованных стилей | | |управления, постановки задач, обязательных стандартов | | |коммуникации и взаимной поддержки | |Стабилизация |Предназначение — стабилизировать и сохранить наиболее | |персонала |полезных и лояльных сотрудников, костяк организации, | | |ориентированный на долгосрочную и эффективную работу | [pic] 1.4. Привлечение и отбор персонала Следующим и одним из важнейших направлений управления персоналом является привлечение и отбор персонала, определяющее качество персонала организации для успешного бизнеса и эффективности функционирования организации после реализации проекта реструктуризации. Под привлечением персонала подразумеваются разнообразные способы использования источников персонала (внешние и внутренние). Отбор персонала - процедура принятия решений по выбору соответствующих кандидатур на замещение определенных должностей. На рис. 6 представлена структура подсистемы привлечения персонала. [pic] Привлечение и отбор персонала базируются на оптимальной качественной и количественной структуре персонала. На процесс привлечения и отбора персонала влияют факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды включают: • законодательные ограничения; • ситуацию на рынке труда. Факторы внутренней среды включают: • основные принципы кадровой политики и стратегии; • имидж организации, принципы организационной и корпоративной культуры. Источники привлечения персонала приведены в табл. 5 Таблица 5.Источники привлечения персонала |Внешние источники |Внутренние источники | |Учебные заведения различных |Высвобождение персонала в связи с | |ступеней и уровней подготовки |изменениями номенклатуры и объемов | |Коммерческие учебные центры |производства; механизацией и | |Посреднические фирмы по подбору |автоматизацией технологических | |персонала Центры обеспечения |процессов; снятием продукции с | |занятости (биржи труда) |производства Переподготовка | |Профессиональные ассоциации и |персонала Перемещение персонала с | |объединения Родственные |участков работы, имеющих резервы | |организации; свободный рынок труда|кадров | |Собственные внутренние источники | | Привлечение и отбор персонала сопровождаются оценкой кандидатов, включая как внешних кандидатов, так и работников организации, планируемых к перемещениям. Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит в том, чтобы отобрать такого работника, который в состоянии достичь ожидаемого организацией результата. Фактически оценка при приеме — это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации. Как правило, до принятия организацией решения о приеме на работу кандидат должен пройти несколько ступеней отбора: • предварительную отборочную беседу; • заполнение бланка заявления; • беседу по найму (интервью); • тестирование; • проверку рекомендаций и послужного списка; • медицинский осмотр; • принятие решения. Центральным показателем при оценке работника является уровень его компетентности, понимаемый шире, чем традиционно. При разработке стратегического развития организации основным понятием являются организационные компетенции, частный случай которой — компетенция персонала, которая в свою очередь выступает центральным моментом стратегии управления персоналом. Составляющими компетенции персонала являются: • знания как результаты образования сотрудника; • навыки как результат опыта работы; • способы взаимодействия как умение интегрироваться в группе и умение общения с людьми для достижения поставленной цели. Эффективность деятельности персонала существенно зависит от его компетентности, поэтому одной из основных задач управления персоналом является управление компетенцией персонала, включающее сравнение потребностей предприятия с наличными ресурсами и выбор форм воздействия для приведения их в соответствие с потребностями данного предприятия. Таким образом, компетенция персонала — показатель, анализируемый и управляемый в рамках практически всех подсистем управления персоналом: • кадрового планирования — определение качественной и количественной потребности организации в персонале; • привлечения и отбора персонала — определение требований к компетенции кандидатов и отбор соответствующих работников; • обучения и развития персонала — определение путей и способов повышения компетентности персонала; • мотивации персонала — выработка путей мотивации и стимулирования потребностей работников по повышению компетентности; • оценка и аттестация персонала — проведение эффективного анализа компетентности персонала в соответствии с требованиями бизнеса. Можно говорить об управлении компетенцией в рамках управления персоналом как о процессах оценки, контроля, организации повышения компетенции путем обучения, повышения квалификации, переподготовки персонала, приема на работу высококомпетентных работников и пр. (рис. 7). [pic] Рис. 7. Управление компетенцией на уровне организации Приобретение компетенции обеспечивает организацию персоналом, который необходим для реализации ее стратегии, повышения эффективности деятельности. Управление компетенцией персонала базируется прежде всего на обучении и развитии персонала. Важность обучения и развития персонала в условиях развития предприятия трудно переоценить, что объясняется следующими факторами: • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием; • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов» повышением производительности инженерного труда; • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала; • для организации более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников. Важнейшую роль при управлении персоналом играют подготовка и переподготовка руководителей и специалистов, которая может осуществляться двумя путями. 1. Повышение общего профессионально-квалификационного уровня персонала. Как известно, знания, полученные в вузе, быстро устаревают (у инженеров — через 5—10 лет, в высокотехнологичных областях — через 3 года). Поэтому в рамках кадрового менеджмента проекта необходимо решать задачи формирования системы повышения квалификации. Для решения этой проблемы имеется достаточно много средств: это краткосрочные (от 2—3 дней до недели), среднесрочные (от недели до 2—3 месяцев) и полные (до года) курсы переподготовки, осуществляемые вузами, бизнес-школами, в том числе зарубежными институтами повышения квалификации, и т. п. По большинству учебных планов существуют федеральные и мировые стандарты (маркетинг, финансовый менеджмент, управление проектами, управление персоналом и др.). Рынок этих услуг достаточно развит, и качество их постепенно растет. За рубежом наиболее очевидными тенденциями в области технической подготовки кадров признаны широкое применение методов дистанционного обучения, повышения квалификации, самоподготовки (вплоть до самостоятельной разработки проектов) с помощью средств вычислительной техники и изменение методов работы преподавателей. Так, обучение с использованием видеодисков в диалоговом режиме позволяет обучающимся усвоить учебный материал вдвое быстрее, чем при традиционной подготовке. Запоминаемость материала возрастает на 40%, а степень усвоения — на 300%. Весьма прогрессивной формой обучения без отрыва от производства признаны телеуниверситеты. Разработанные учебными заведениями курсы транслируются по местным телевизионным сетям, ориентируясь на определенную специализацию. Организация, заинтересованная в повышении квалификации своих сотрудников, может оборудовать учебный класс, где можно прослушать телевизионную лекцию или выполнить практическое задание. 2. Обеспечение активности, заинтересованности и профессионализма персонала. В рамках этой проблемы возникают следующие задачи развития персонала, в первую очередь управленческого: • умение определить свои место и роль в процессе деятельности в организации, понимание целей и стратегии организации в целом и функций в рамках подразделения; • умение четко сформулировать ключевые проблемы и задачи, которые должны решаться его подразделением и персонально; • получение знаний по современным подходам и методам решения задач профессиональной деятельности; • приобретение навыков выбора и использования этих подходов и методов для эффективного решения конкретных задач на своем рабочем месте; • освоение технологии групповой работы в процессе решения проблем; • освоение методов и навыков эффективной работы подчиненных и прежде всего мотивации их работы на требуемые результаты. Для решения перечисленных задач необходима целевая подготовка, привязанная к реальным практическим задачам организации и, в частности, управления персоналом. Достичь этого результата можно с помощью консультантов из специализированных фирм и предприятий, имеющих необходимый опыт, сотрудников зарубежных фирм. Рекомендуемые формы обучения: • общеобразовательные курсы, проводимые для специалистов организации преподавателями вузов и консалтинговых фирм; • тематические семинары, проводимые консультантами с привлечением пилотных (обладающих соответствующим опытом) предприятий; • стажировки руководителей и отдельных специалистов в организациях, реализующих аналогичные виды деятельности, с участием консультантов; • «штабные игры» — целевое обучение, проводимое в основном консультантами с участием руководителей и специалистов по решению конкретных задач; • обучение преподавателей и консультантов, передача технологий обучения в специализированных областях деятельности. С точки зрения направлений в обучении можно выделить пять основных ситуаций (табл. 6: Таблица 6.Варианты потребностей в обучении персонала |№ п/п |Конкретизация потребности в |Метод обучения | | |обучении | | |1 |Специализированные программы |Методы поведенческого тренинга | | |обучения (тренинга продаж, | | | |переговоров, креативности) | | |2 |Программы командообразования |Активная групповая и | | | |межгрупповая деятельность с | | | |последующей рефлексией | | | |группового процесса. Деловые и | | | |ролевые игры, анализ проблем | | | |организации | |3 |Развитие межличностной и |Тренинг сензитивности, ролевые | | |внутрифирменной коммуникации, |игры, имитационные деловые игры,| | |формирование навыков преодоления|стажировки, проектирование | | |конфликтов |корпоративной культуры | |4 |Управленческая подготовка |Лекции, семинары, практические | | | |занятия, учебные деловые игры | |5 |Подготовка к организационным |Организационно-мыслительные | | |инновациям |игры, разработка проектов, | | | |анализ ситуаций организации | Система подготовки может быть эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, спрогнозированы изменения, подготовлены проекты изменения, определены сроки и затраты. Характеристики системы обучения персонала с позиций ее эффективности приведены на рис. 8. [pic] Рис.8. Характеристики системы обучения персонала Сопоставительный анализ традиционного и интегрированного обучения приведен в табл. 7 Таблица 7.опоставительный анализ систем обучения |Параметры |Традиционное обучение |Обучение, совмещенное с | | |внутри предприятия |организационным развитием | |Объект |Отдельный руководитель |Группы, межгрупповые связи, | | | |руководитель и группа | |Содержание |Основы управленческих |Коммуникативные навыки, умения | | |знаний и навыков |разрешать проблемы | |Обучающиеся |Руководители младшего и |Все руководители вплоть до | | |среднего звена |высшего звена | |Учебный процесс|Основан на информации и |Основан на информации, | | |рационализации |рационализации, коммуникации и | | | |эмоциях | |Стиль обучения |Исходит из предметов и |Исходит из особенностей | | |особенностей |участников, их опыта, проблем, | | |преподавателей |отношений и умений | | | |консультантов | |Цели обучения |Рациональность и |Приспособление, изменение, | | |эффективность |информирование | |Форма |Местные семинары, курсы |Свободный выбор форм в | |проведения | |зависимости от необходимости и | | | |ситуации | |Ответственность|Преподаватели, |Участники | |за проведение |организаторы | | |Стабильность |Стабильная |Гибкая программа, | |программы | |адаптированная к ситуации | |Концепции |Адаптация руководителей |Одновременно изменить | |обучения |к нуждам предприятия |руководителей и организацию | |Участие в |Участники не включены в |Руководители принимают учас тие| |подготовке |составление учебных |в составлении программ | |учебных и |программ |изменения предприятия | |других программ| | | | | | | |Направленность |Ориентация на знания, |Ориентация на конкретное | | |которые могут |изменение | | |пригодиться в будущем | | |Активность |Как правило, малоактивны|Как правило, очень активны | |участников | | | Таким образом определяются следующие направления обучения персонала: по типам обучения: • профессиональное образование (получение специальности); • повышение квалификации в определенной области (повышение компетентности в своей сфере деятельности); • переподготовка специалистов (расширение компетентности на новые области знаний); по направлениям обучения: • обучение принятого на работу (в рамках ориентации и адаптации); • обучение при изменении должности (при повышении в должности и при перемещениях); • обучение как повышение и развитие компетенции (квалификации). Итак, обучение персонала — процесс повышения и развития компетенции, передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Примером профессионального обучения могут служить курсы по изучению новой компьютерной программы для секретарей-референтов, программа по обучению агентов по продажам, финансовый курс для высшего управленческого аппарата компании. Профессиональное развитие персонала — это процесс подготовки сотрудников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач. Под системой развития персонала следует понимать целенаправленный комплекс информационных, образовательных и привязанных к конкретным рабочим местам элементов, содействующих повышению квалификации работников данного предприятия в соответствии с задачами развития предприятия, его потенциалом и склонностями сотрудников. Одной из значительных задач развития персонала организации является формирование ее кадрового резерва. Кадровый резерв — это группа |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|