| |||||
МЕНЮ
| Управление персоналом в системе эффективного менеджментаруководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку (табл. 8. Таблица 8.Классификация кадровых резервов |Признак |Классификация | |По виду |Резерв развития — группа специалистов и | |деятельности |руководителей, готовящихся к работе в рамках новых | | |направлений (при диверсификации производства, | | |разработке новых товаров и технологий). Они могут | | |выбрать одно из двух направлений карьеры — | | |профессиональную либо руководящую карьеру Резерв | | |функционирования — группа специалистов и | | |руководителей, которые должны в будущем обеспечить | | |эффективное функционирование организации. Эти | | |сотрудники ориентированы на руководящую карьеру | |По уровню |Группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на| |подготовленности |вышестоящие должности в настоящее время. Группа В — | | |кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие| | |один-три года | Карьера — это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно в разных организациях. Наряду с профессиональной карьерой следует выделять внутри-организационную карьеру. Она охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации. Внутриорганизационная карьера реализуется в трех основных направлениях: • вертикальное — именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо. Под вертикальным направлением карьеры понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии; • горизонтальное — имеется в виду либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения); • центростремительное — данное направление наименее очевидно, хотя во многих случаях является весьма привлекательным для сотрудников. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные ему ранее встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение взаимодействия профессиональной и внутриорганизационной карьер. 1.5 Оценка персонала В условиях совершенствования эффективности менеджмента повышается значение оценки персонала для принятия решений о служебных перемещениях, сокращении неэффективных сотрудников, повышении квалификации и переобучении персонала. Оценка персонала обеспечивает систему управления персоналом информацией о качестве персонала с точки зрения его соответствия стратегии организации, целям бизнеса. Оценка персонала — деятельность, проводимая на разных этапах функционирования системы управления персоналом для различных целей, в том числе: • при определении потребности в персонале на этапе календарного планирования, когда оценивается существующий кадровый потенциал и формируются требования к привлечению персонала; • при отборе персонала на этапе привлечения персонала с целью определения приемлемости кандидатов на вакантные должности; • при определении потребности в повышении квалификации персонала на этапе обучения и развития персонала. На этом этапе оценивается существующий уровень персонала в сравнении с требуемым и определяется необходимость обучения конкретных работников, проверяется соответствие уровня карьеры работников их компетентности; • при аттестации персонала, проводимой регулярно для оценки состояния уровня кадрового потенциала и выработки регулирующих воздействий широкого круга, в том числе: • для принятия мер по вознаграждениям, продвижениям, наказаниям, увольнениям; • для выработки мер по мотивации и стимулированию труда; • для планирования кадрового резерва; • для планирования персональных перемещений. Основные этапы, определяющие содержание процесса оценки, включают: • анализ анкетных данных; • наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы); • проверочные испытания; • собеседование. Центральный вопрос любой оценки — установление ее показателей, характеризующих как общие моменты, равноценные для всех работников организации, так и специфические нормы труда и поведения для конкретного рабочего места или конкретной должности. В первом случае показатели оценки определяют принадлежность сотрудника к конкретной организационно-социальной системе; во втором — соответствие сотрудника профессиональным требованиям. При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на следующие группы: • результативность труда; • профессиональное поведение; • личностные качества. Под факторами (или условиями) достижения результатов труда понимаются способности или желание к выполнению общих функций управления как по отношению к другим объектам воздействия, так и по отношению к самому себе: • планирование деятельности; • организация и регулирование процесса; • учет и контроль хода работы. Другими словами, данные показатели характеризуют степень создания работником своей функциональной роли. Показатели непосредственного профессионального поведения охватывают следующие стороны деятельности: • сотрудничество и коллективизм в работе; • самостоятельность в решении задач; • готовность к принятию дополнительной ответственности или дополнительной нагрузки и т. п. Третья группа показателей оценки — личностные качества. При всей кажущейся простоте эта группа показателей связана с большими проблемами при их отборе, формулировке и учете, что обусловлено широким спектром личностных качеств, значительным субъективизмом при их восприятии. Основные методы оценки персонала приведены в табл. 9 Таблица 9 Методы оценки персонала |Название метода |Краткое описание метода |Результат | |Источниковедческ|Анализ кадровых данных, листок |Заключение о семье, | |ий |по учету кадров, личные |образовании, карьере, | |(биографический)|заявления, автобиография, |чертах характера | | |документы об образовании, | | | |характеристика | | |Интервьюирование|Беседа с работником в режиме |Вопросник с ответами | |(собеседование) |«вопрос — ответ» по заранее | | | |составленной или произвольной | | | |схеме для получения | | | |дополнительных данных о | | | |работнике | | |Анкетирование |Опрос человека с помощью |Анкета | |(самооценка) |специальной анкеты для | | | |самооценки качеств личности и | | | |их последующего анализа | | |Социологический |Анкетный опрос работников |Анкета социологической| |опрос |разных категорий, хорошо |оценки | | |знающих оцениваемого человека | | | |(руководители, коллеги, | | | |подчиненные) | | |Наблюдение |Наблюдение за оцениваемым |Отчет о наблюдении | | |работником в неформальной (на | | | |отдыхе, в быту) и рабочей | | | |обстановке методами моментных | | | |наблюдений и фотографий | | | |рабочего дня | | |Тестирование |Определение профессиональных |Психологический | | |знаний и умений, способностей, |портрет | | |мотивов, психологии личности с | | | |помощью специальных тестов с | | | |последующей их расшифровкой с | | | |помощью «ключей» | | |Экспертные |Определение совокупности и |Модель рабочего места | |оценки |получение экспертных оценок | | | |идеального или реального | | | |работника | | |Критический |Создание критической ситуации и|Отчет об инциденте и | |инцидент |поведение человека в процессе |поведении человека | | |ее разрешения (конфликт, | | | |принятие сложного решения, | | | |поведение в беде, отношение к | | | |вину, женщинам и т. д.) | | |Деловая игра |Проведение |Отчет об игре. Оценка | | |организационно-деятельной игры,|игроков и их ролей | | |анализ знаний и умений, | | | |ранжирование игроков по их | | | |ролям («генератор идей», | | | |«организатор», «критик», | | | |«эксперт», «делопроизводитель»,| | | |«наблюдатель» и др.) и оценка | | | |способностей работы в малой | | | |группе | | |Анализ |Передача работнику конкретной |Доклад с | |конкретных |производственной ситуации с |альтернативами решения| |ситуаций |заданием проведения анализа и |ситуации | | |подготовки предложений по ее | | | |разрешению в форме доклада | | |Ранжирование |Сравнение работников между |Ранжированный список | | |собой и расположение по их |работников | | |выбранному критерию в порядке |(кандидатов) | | |убыли или возрастания рангов | | | |(мест в группе) | | |Программированны|Оценка профессиональных знаний |Карта | |й контроль |и умений, уровня интеллекта, |программированного | | |опыта и работоспособности с |контроля, оценка | | |помощью контрольных вопросов |знаний и умений | |Экзамен (зачет, |Контроль профессиональных |Экзаменационный лист с| |защита |знаний и умений, |оценками, бизнес-план | |бизнес-плана) |предусматривающий | | | |предварительную подготовку | | | |оцениваемого по определенной | | | |дисциплине (кругу проблем), и | | | |выступление перед | | | |экзаменационной комиссией | | Одним из традиционных способов оценки персонала является регулярная аттестация персонала, которая представляет собой процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей и осуществляется его непосредственным руководителем. Аттестация включает несколько этапов и, по существу, является непрерывным процессом. Регулярная аттестация позволяет: • определить и оценить знания, умения и качества работника; • высветить, оценить и развить сильные стороны работника; • определить слабые стороны работника и вместе работать над их устранением; • установить потребности обучения, потенциальные жалобы, проблемы дисциплины и перспективы выдвижения на ранней стадии; • оценить нормальное состояние персонала. 1.6. Мотивация персонала и стимуляция труда Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников. Важнейшим аспектом управления персоналом являются мотивация и стимулирование труда. Деятельность человека всегда обусловлена реально существующими потребностями: люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего- то избежать. Мотивация труда — это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. Потребности — это осознание недостатка чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Потребности можно подразделить на первичные и вторичные. Первичные потребности закладываются на генном уровне и имеют физиологическую природу; вторичные — возникают по мере приобретения жизненного опыта. Удовлетворить потребности можно вознаграждениями. Вознаграждение — это все то, что человек считает для себя ценным. При этом необходимо учитывать индивидуальность человека, его личное понятие ценности. Различают внешнее и внутреннее вознаграждение. Внешнее вознаграждение дается организацией (зарплата и прочие выплаты, оплаченное питание, личное медицинское страхование, социальные льготы, низкопроцентные кредиты, продвижения по службе и т. п.). Внутреннее вознаграждение дает непосредственно сама работа (чувство успеха при достижении цели, чувство собственной значимости и т. п.). Стимулирование (мотивация) персонала вкратце сводится к следующему. Побуждения, стимулирующие человека к активной деятельности, достаточно сложны. К ним относятся не только материальное вознаграждение, но и разнообразие работы по содержанию, возможность профессионального роста, чувство удовлетворенности от достигнутых результатов, повышение ответственности, возможность проявления инициативы, отношения с окружающими и т. д. Руководители должны знать, какие факторы являются главными для повышения эффективности деятельности исполнителей. В табл. 11 приведены основные факторы мотивации. Таблица 11.Факторы мотивации |Регуляторы мотивации | |/. Рабочая среда |2. Вознаграждение |3. Безопасность | |Рабочее место |Зарплата и прочие выплаты |Риск стать лишним | |Уровень шума | | | |Эргономика |Выходные |Ощущение своей | | | |принадлежности к фирме | |Столовая |Дополнительные выгоды |Уважение и одобрение | |Дизайн |Система медобслуживания |Стиль управления | |Удобства |Социальные льготы |Отношения с окружающими | |Чистота | |Информация о том, как в | | | |компании обращаются с | | | |работниками | |Физические условия| | | |работы | | | |Главные мотиваторы | |4. Личное развитие|5. Чувство причастности |6. Интерес и вызов | | | | | |Ответственность |Подача информации |Интересные проекты | |Экспериментировани|Консультации |Развивающий опыт | |е | | | |Новый опыт |Совместное принятие решений|Возрастающая | | | |ответственность | |Возможности для |Коммуникации |Цели | |обучения | | | |Обратная связь |Участие в решении вопросов,|Обратная связь с | | |воздействующих на группу |продвижением к цели | | |(представительство) | | В табл.12 приведена структура мотиваторов для разных категорий специалистов в увязке с взаимоотношениями в коллективе. Таблица 12. Структура мотиваторов |Работник, |Источник мотивации |Ведущие мотиваторы | |специалист | | | |Работник |Работодатель (собственник |Заинтересованность в | |(собственник |денежных средств и средств |результатах своего | |рабочей силы) |производства) |труда, в максимальном | | | |приложении своих рабочих| | | |сил | |Специалист-професс|Предприниматель (хозяин |Профессиональное | |ионал |дела) |самоопределение к работе| | | |в фирме в рамках | | | |специальности | |Сотрудник фирмы |Фирма в целом |Самоопределение к работе| | | |в этой конкретной фирме,| | | |имеющей свои традиции, | | | |корпоративную культуру, | | | |условия труда и пр. | |Исполнитель |Менеджер |Самоопределение к | | | |исполнительским нормам | |Коллега |Коллега (работник |Самоопределение к | | |вспомогательной службы и т.|конструктивному | | |п.) |взаимодействию с | | | |коллегами | |Рационализатор |Заинтересованный в |Заинтересованность во | | |нормативной организации |внесении рациональных | | |труда ГНОТ |предложений | |Член коллектива |Коллектив |Самоопределение к | | | |культурным нормам | | | |общения, к поддержанию | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|