реферат, рефераты скачать
 

Шпоры к ГОСу по менеджменту


Шпоры к ГОСу по менеджменту

Менеджмент (шпоры к ГОСу)

1. Перечислите и охарактеризуйте «краеугольные камни» эффективного бизнеса.

Почему они могут являться «основой» для создания фирмы?

«Краеугольные камни» эффективного бизнеса – что это такое? 1.продажа-

самая большая проблема любой коммерч. или промышл. орг-ции. Запускающим

механизмом любого бизнеса явл. продажа конкретного товара или услуг лицам,

нуждающимся в них. 2.клиент, покупатель, потребитель, пользователь «Вопрос

1.проданного товара». Клиент – самое важное лицо в любом деле. Без него не

может быть бизнеса. Эффективный бизнес может и должен измеряться и

оцениваться так, как товар и услуги оцениваются клиентами. 3.прибыль.

Проблемы распределения и использования прибыли имеют экономич.,

предпринимательскую и социальную составляющие. Экон-ая часть требует оплаты

всей систеимы жизнидеят-ти фирмы. Предпринимательская – требует возможности

оплаты начинаний. Социальная – потребности бизнеса и его развития должны

уравновешиваться потребностями людей внутри орг-ции с потребностями

общества вне фирмы. 4.Соблюдение пропорций между экономич., предприним. и

социальной составляющими при распред-ии прибыли, внимания и приоритетности.

5.Еще один закон равновесия, где на одной чаше весов в бизнесе стратегия

деят-ти орг-ции или бизнесмена, а на другой – тактика поведения в

конкретных рыночных усдовиях. Стратегия ф. – это осн. принципы, подходы к

достижению долгосрочных планов и намерений. Тактика – состоит в постоянной

работе по достиж-ю избранных целей.

Анализ «краеуг. камней» показывает, что все они находятся во взаимосвязи и

необходимой сбалансированности между собой. Любая прибыль появляется у

фирмы только при удовлетворении клиента необходимыми и доступными товарами,

а дальнейшее ее получение и наращивание возможно при целесообразном

расходовании полученной прибыли на основные направления: жизнедеят-ть,

предпринимат-во и социальную защиту сотрудников фирмы. Эффективный бизнес

невозможен без плановой работы ф. в ближайшее время (тактич. планы) и входе

дальнейшего развития и осуществления избранной деят-ти (стратег. планы),

кот. должны представлять единство даже при кардинальном изменении в

процессе жизнедеятельности.

2. Охарактеризуйте осн.факторы внешнего воздействия на фирму.

Причины невозможности руководства фирмы влияния на них.

Факторами внеш.среды явл. те, на кот. рук-ли не могут оказать воздействие,

а их влияние на орг-цию необх-мо учитывать. К ним относ-ся природно-

климатич. условия, экология, политико-правовое и эк. сост-е в стране, а

т.ж. социально-психологич. условия. Их принято делить на группы факторов

прямого воздействия или производственного воздействия и операционного

окружения (законы и учреждения гос. регулирования; партнеры и поставщики;

труд. ресурсы; потребители; конкуренты) и косвенного воздействия и

международное окружение (состояние эк-ки; уровень научно-техн. прогресса;

социокультурные и политич. изменения; влияние групповых интересов; значимые

для орг-ции события в др. странах), но они столь многочисленны, что менедж-

м очень трудно выделить и рассмотреть те, кот. наиболее важны в данных

условиях для деят-ти орг-ции. Каждый из перечисленных факторов предс-ет

собой сложную систему составляющих, находящихся во взаимозависимой связи,

когда изменения в одном элементе обязат-но влияют на др., находясь в

причинно-следственных отнош-ях. В процессе анализа внешн. факторов треб-ся

оценить не только взаимосвязь, но и «силу» их воздействия друг на друга.

Все факторы нах-ся в развитии и изменении, поэтому на каждый отрезок

времени неох-мо учитывать степень «подвижности» эл-тов и факторов и степень

определяемости и достоверности информации о его состоянии. Ни один из

различных планов фирмы не может и не должен разраб-ся без учета влияния и

воздействия всех многочисленных эл-тов и факторов внешн. среды. Значение

различных внеш. факторов меняется от орг-ции к орг-ции и от подразделения к

подразд-ю в одной и той же орг-ции. Факторы, оказыв-щие немедленное влияние

на орг-цию относ-ся к среде прямого воздействия, все др. – к среде

косвенного. К факторам, обеспеч-щим развитие м/н-го бизнеса, относ-ся менее

высокие издержки за границей, а т.ж. производственно-торговыеи

инвестиционные возможности, открывающиеся в др. странах.

3. Внутренние факторы воздействия на жизнедеят-ть фирмы.

Почему эти факторы называют «болевыми точками» фирмы?

Внутренние переменные(внутр. среда) – ситуационные факторы внутри орг-ции.

Не все внутр. переменные полностью контролируются менеджерами. К осн.

переменным внутрифирменным эл-там во всех школах менедж-та относят цели,

кадры, структуру, технологию, задачи. Структура орг-ции явл-ся весьма

сложной логической системной взаимосвязью ряда структурных составляющих

(подсистем). К основным следует отнести функциональную, орг-ную, управл-

скую, информ-ную и кадровую составляющие. Часть подсистем имеет

«вертикальную», а часть «горизонт.» направленность (векторы

«воздействующих» усилий). Целями наз. конкретное конечное состояние или

желаемые результаты, кот-х хотят достичь члены орг-ции, работая вместе.

Всякий раз цели подразделений д.б. увязаны с целями орг-ции в целом. Задача

– это работа или ее часть, кот. д.б. выполнена определенным способом в

установленное время. Технология – любые ср-ва, с помощью кот. входящие в

производство (в систему) ресурсы (элементы) преобразуются в выходящие.

Технология может включать машины, механизмы и инструменты, навыки и знания

персонала.

Технологии классиф-ся по различным признакам и критериям. Сущ-ют различные

подходы к классиф-ции технологий: по объему производимой продукции, по

последовательности и специфике технологии (посредничество, интенсивность

…). Персонал (кадры) вкл-ет руковод-лей и исполнителей. Особую роль играют

руков-ли, кот. должны уметь создавать такую кадровую систему и среду,

которые могут обеспечить достижение целей орг-ции. Все внутр. переменные

(факторы) взаимосвязаны. Изменения хотя бы одного оказывает влияние на все

другие факторы, поэтому рассматривать их необходимо в системе.

Совершенствование одного эл-та (фактора) в системе, как правило, не ведет к

повышению эффективности всей системы в целом. Влияние финансов важно и

велико, потому что этот фактор специфичен и требует специальной и особой

подготовки менеджера. Значимее становятся маркетинговые исследования и

использование руководителями лучших достижений и опыта различных школ

менедж-та.

4. Перечислите и охарактеризуйте осн. ф-ции менеджера (мен-ра).

Анри Файоль в качестве существенных (основных) ф-ций руковод-лей (м-ров) –

«группы операций» - выделил следущие: технические, коммерческие,

финансовые, страховые, учетные и административные. Особое внимание мен-ры

должны уделять административной ф-ции, в состав кот. А.Файоль вкл-л

управление. Управление состоит из предвидения, организации работы,

рапорядительства, координирования (координации) и контроля. Данные эл-ты

(по Файолю) стали основой для развития взглядов в менеджменте на основные ф-

ции мен-ров.Целесообразный и обязательный содержательный состав основных ф-

ций мен-ров м.б. ограничен четырьмя: планирование (прогнозирование, цели и

стратегия, программа действий, сроки выполнения, бюджеты и источники

финансирования, политика и порядок поведения на рынке), организация

(структурирование фирмы, распределение обязанностей и передача полномочий,

взаимоотношения подразделений и групп), оперативное руков-во (порядок

принятия управленческих решений, коммуникационные отношения, содержание

мотиваций, воспитание личности) и контроль (стандарты для оценки

результатов, измерение результатов, оценка рез-тов, корректировка).

Осн. ф-ции мен-ров можно условно разделить по критерию взаимоотношений со

временем: 1.те, кот. требуют обязательного наличия резерва времени

(планирование и организация); 2.ф-ции, кот. постоянно реализуются в

условиях дифицита времени (оперативное руков-во и контроль). Тенденции

развития осн-х ф-ций мен-ров: *возрастание роли персонала не только в

процессе реализации, но и на сади подготовки к деятельности; *не только

сами ф-ции, но и их эл-ты усложняются по содержанию и треб-ют большего

обоснования. Основн. Ф-ции менеджмента – важнейший инструмент в работе мен-

ров, поэтому они требуют постоянного серьезного внимания и развития и

обучения их использованию в каждой конкретной компании.

5. Охарактеризуйте концепцию совр.менедж-та, и чем она отличается от

первоначальных взглядов на менеджмент?

Мен-т – это самостоятельный вид деят-ти, направ.на достижение в рын.усл-ях,

намеченных целей путем рац.использ-я матер.и трудов.рес-сов с применением

принципов, ф-ций, методов эк.мех-зма мен-та. Совр.мен-т - деят-ть, напр.на

достижение в ходе хоз-ва, путем всех ресурсов, на основе оптимального.

Очевидно, что мен-т как система науч.-практич. знаний становится все

сложнее и опирается не тол. на законы эк-ки, но вкл. законы упр-я

(кибернетки), а посл.годы и законы соц.психологии. Осн.ф-ции, изучаемые мен-

том, остаются неизменными, а элементы этих ф-ций и их содержание

постояннот меняются и соверш-ся. К неизмен.части относ. след. осн.ф-ции:

планир-е, орг.работа, опер.рук-во, контроль. Мен-т в полс.годы все больше

делится на различные виды (по Петерсону и Плоумену): Правительственный –

хотя обычно понятие «мен-т» не применяли к деят-ти правительства. На самом

деле деят-ть правительства должна также соотв-ть общим опред-ям мен-та.

Гос.мен-т -

организ. люб.гос-ва, учредж-я и осущ-ние власти над служащими этой

организации. Воен.мен-т – особый вид гос.мен-та, использ. при орг-ции деят-

ли и командовании вооруж.силами. Ассоционный или клубный мен-т – хар-рен

для рода организ., где необх. специфич.действия по рук-ву деят.спец.групп.

Бизнес мен-т – спец., особ вид мен-та, значительно отлич. от всех ранее

перечисл. тем, что направлен на зарабатывание денег посредством денег. Мен-

т в гос.собств-ти – особ.вид бизнес-мен-та., когда необх. учесть особ-ти

гос.собств-ти и общест. потребности в результате деят-ти этих организ. Хар-

но, что все эти разновидности менедж.оприаются на одни и те же повторяющ.,

осн.ф-ции мен-та, а отличаются только степенью необх-ти опоры на маркетинг.

исслед-я. Мен-ры явл. проф.управ.кадрами, в задачу кот. входит координация

труда отд.спец-тов, объед-е усилий с целью получ-я рез-тов опред.ценности.

В посл.годы усложнилось упр-е информ.потоками, воздействие на сам.совр.

технику и технологию и особ. слож. область – понимание чел.отнош-й и

проблем соц-псих. хар-ра. В классич. мен-те есть еще 1 альтернативн. хар-ка

мен-ру – рац. и нерациональный (степень информир-ти и установки на конкрет

цель). Рац. хор. информ-ван и имеет установку на конкр.цель. в то вр. как

нерац. не стремиться к облад-ю необх.знаниями ситуации и не имеет четко

сфомулир.целей. «Пирамида» и «система» мен-ров. Сист.мен-ров имеет

иерархич. деление по вертикали и горизонтальное по специфике упр.деят-ти.

Горизонтальное (разделение труда) технич., комерч, финанс., бухг., страх.

деят. – разделение работы составляющие (напр, Макдональдс). Вертикальное

(сколько чел. может управлят? нач. от 3, оптимал. – 10 чел.) - отделяет

работу по координир.действиям от самих действий. Деят-ть по коорд-ю работы

др.людей и сост.сущность упр-я. Сфера м.б. узкой и широкой, от наличия

сферы внешней (напр, военная армия, церковь). Так ру-ль низшего звена осущ.

организ.работу непосред. с исп-лями, наз. операционными или тех.ру-лями.

Рук-во сред.звена наиболее важны, его наз. управленческим – готовять осн.

инф-цию для реш-й, кот. д.принимать высшее рук-во. Рук-во высш.звена (Top)

– осн.лица, отв. за принятие важнейш.реш-й.

6. Что такое «система менеджеров»? Чем отличаются «линейные» менеджеры от

«функциональных» и «обслуживающих» и что общего в их подготовке?

Пирамида менеджмента. Все менеджеры принадлежат к условным уровням пирамиды

менеджеров: Top managers, Middle managers (хар-но меньшее число

сотрудников, т.к. этот уровень перегружен информацией, он ее должен

переработать и передать в нужном направлении.), Low managers. Средние

менеджеры считаются линейными. Менеджеры, занимающие свое строго

иерархическое место в пирамиде менеджмента, называются линейными

менеджерами. Кроме линейных менеджеров на каждом предприятии есть так

называемые функциональные менеджеры. Функ.мен-ры работают в финансовом,

маркетинговом, кадровом подразделениях, складском хоз-ве. Рассмотрим

данные уровни на примере ВУЗа. Ректоры – top managers, декан – линейный

менеджер, зависящий от системы управления ВУЗа. Заведующий кафедрой –

линейный менеджер, принадлежащий к middle level. Преподавателей можно

отнести к нижнему уровню только в тех случаях, если они не являются

руководителями каких-л. программ. Все менеджеры, которые ведут свое

направление и при этом не занимаются центральным производством, характерным

для этого предприятия, а обслуживают его, являются функциональными

менеджерами, а не линейными.

Линейные мен-ры считаются специалистами высшего класса, поэт. их

проф.подготовку принимают за «эталонную». Функц.мен-ры занимаются не только

личной исполнительской работой, но и организуют работу исполнителей-

подчиненных. Общее в подготовке: 1) тех.мастерство менеджера – готовность и

умение четко выполнить получен.задания. 2) коммуникабельность, 3)

психологич.лидерство – способ-ть влиять на отнош-я людей, 4) адм.мастерство

– способность и готовность вып-ть формализов.правла, коодинир-ть работу

исполнителей, управ-ть информ.потоками. 5) мастерство принятия реш-й –

умение выбирать и обоснов-ть альтернативн.реш-я, умение собирать и готовить

группы для принятия реш-й. 6) аналитич.мастерство – умение анализир. и

диагностир-ть сит-цию по внеш.и внутр.факторам, способность увидеть

проблему, увидеть ее причины. 7) концептуальн.мастерство – понимание не

тол. природы ф-ц-рования орг-ции в усл-ях сложивш.отношений, но и выявление

значимости совокупности деталей как во внеш.среде,так и внутри фирмы.

Low managers занимаются: 1) минимизация издержек по вверенному участку

работы, 2) обучение или наставничество исполнителей на конкретном месте

работы. Middle managers: 1) Продажа. Задача – лучше продать свой товар. 2)

Получение бульшей прибыли путем экономизации и продаж. 3) Расширение

клиентов. 4) Оптимизация коммуникаций и информаций по фирме. 5) Оптимизация

делопроизводства. 6) Оптимизация нормативной базы. Top managers: 1)

Стратегия (определение того, чем фирма, предприятие, корпорация будет

заниматься в дальнейшем и в каком объеме), планирование более, чем на 10

лет. 2) Выживаемость 3) Кадры, их квалификация, качество, оптимальность

кадрового состава.

7. Охарактеризуйте содержание фукции «планирование». Роль каждого элемента

в жизнедеятельности фирмы.

Функции менеджеров: планирование, орг-ция работы, опер.рук-во, контроль.

«Пл-е» сост.из: 1) прогнозирование, 2) цели и стратегия, 3) программа

действий, 4) сроки выполнения, 5) бюджеты и источники финанс-я, 6) политика

и порядок поведения на рынке. Ф-ция «план-е» требует обязательного наличия

резерва времени, как и «орг-ция».

Элементы ф-ции следует осуществлять последовательно. 1.2.Прогнозир-е – 1 из

сложнейших элементов планир-я, основанное на своих специфич.методиках,

матем.аппарате и спец.методиках; это выявление совокупности тех факторов,

кот.могут стять противодейств-щими в достижении целей и, наоборот,

способствующими достижению их. Прогноз-е необходимо для достижения

постав.целей и избранных стратегий. Оно д.б. четко целенаправл. и строго

структурир-ным, в этом случае оно позволяет эффективно использовать его

результаты. Прогноз-е д.ограничиваться: *продолжительностью по срокам,

четкостью направления и мсшб-ом анализа. 3.Программа действий – определить

кол-во шагов для достижения цели с учетом их состава и сложности;

необходимо обосновать каждый вид программы и предложить пути и методы для

их реализации. 4.Сроки устанавливаются для выполнения отдельн.работ, целых

этапов и плана в целом. Важно обосновать время реализации 5.Бюджетирование

– любой план требует реализации затрат как по этапам, так и в целом;

предопределяются источники финанс-я. 6.Заверш.этап – разработка политики

поведения отд.сотрудников, групп в ходе реализации плана и установка

процедуры данной политики. Необх. учитывать сущ.корп.культуру фирмы, чтобы

политика не противоречила ей.

8. Состав фукции менеджера «организация». Охарактеризуйте каждый из

элементов.

Функции менеджеров: планирование, орг-ция работы, опер.рук-во, контроль.

Элементы ф-ции делятся на 2 гр.: орг-материальные: 1) структурирование

фирмы, 2) распределение обязанностей и передача полномочий, 3)

взаимоотношения подразделений и групп. и социальные: 4) содержание

мотивации на фирме, 5) хар-р коммуникац.отношений, 6) сист.подбора кадров,

7) порядок воспитания личности в сотрудниках. Ф-ция «орг-ция» требует

обязательного наличия резерва времени, как и планирование. Элементы ф-ции

«орг-ция» должны обеспечивать: 1.устойчивость к воздействию внеш.среды.

2.предприимчивость и готовность предложить свои услуги раньше других.

3.подвижность и готовность к адаптационным изменениям. Итак: 1) Структурное

построение компании связ. с разработкой взаимосвяз. подсистем:

функциональной, огр., управл., информ., кадровой и технико-технологич.

Стр.постр-е осущ. для достижения поставл. целей в соотв. с выбр.

стратегией. 2) Распр-е обяз. и делегир. полномочий – альтернатив.

категории: при низк. квалиф. исп-лей и мен-ров распр-ся обяз-ти, а при

высок. – делегир-ся полномочия. 3) Орг.-технологич. отношения лучше формир-

ть на основе треб-й клиентов к продукции. Сущ. межд.стандарты. От взаимоотн-

й сотр-ков зав. эф-ть работы. 4) Мотивация д-на побуждать взяться за

данную работу и хорошо ее выполнить. Сущ. опред. сист.подход к созд-ю схемы

мотивации: «вход»-«оценка»-«реш-е»-«выход», где необх. учит-ть получаемое

сотр-ком вознагр-е, направленность и готовность работать дальше. 5)

Коммуникации зав. от участников, целей, формы и конкрет.содержания

ком.процессов. Ком. выстраиваются на осн. орг.деят-ти мен-ров и личности

участ-ков. 4 вида отнош-й м. сотр.: деловые, соц-эмоциональные, отнош-ят

силы и завис-ти, отн. при ведении переговоров. Степень взаимозвис-ти между

людьми опред. на 3х ур.: неопределенность, заменимость и центральность. 6)

Сущ. треб-я к личности сотр-ка: квалиф-ция ряд личн.кач-в (интерес, мотивир-

ть, ур.интеллекта, склонности к ком.отнош-ям, умения). Для кажд. фирмы

нужна своя четк. система треб-й для подбора кадров. 7) Сущ.опред.рычаги

воздейств. на сотр-ков. Воздейств. также зав. от влияния внеш.и

внутр.среды. Сущ. опред. зав-ть хар-ра и темпов развития фирмы от хар-ра

процесса разв-я личностей конкретн.сотр-ков фирмы. Ф-ция «орг-ция» ялв.тем

ср-вом, благодаря кот.формируется корпоративная культура.

9. Состав фукции «оперативное руководство» и влияние каждого из элементов

на результативность работы фирмы.

Функции менеджеров: планирование, орг-ция работы, опер.рук-во, контроль.

Функция «оперативное руководство» - управляющие взаимодействия менеджеров

в оходе осущ-ния текущей деят-ти подразделений и фирмы в целом (вслед за

планированием и организацией работы). Сост. из 2 групп: соц.-псих.: 1)

воспитание личности, 2) подбор исполнителей, 3) содержание мотиваций, 4)

коммуникационные отношения, и технологич.: 5) порядок принятия

управленческих решений и обеспеч-е координации работы подразделений и

групп. Опер.рук-во осущ-ется при постоянном дефиците времени (как и

контроль) и зав. от условий постоянного воздействия внешней среды. Опер.рук-

во обеспечивает начало производств.процесса и результативность его

осуществления. Отсутствие опер.рук-ва может явл.причиной сбоев и отказов в

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.