| |||||
МЕНЮ
| Шпоры по финансовому менеджментуАнализ целесообразности з-ат ориентирован на идентификацию потенциал-х зон риска с учетом показ-лей фин устойч-ти фирмы. М-д экспертных оценок реализ-ся путем обработки мнений опытных предпринимателей и спец-ов. Аналитич-ий способ построения кривой риска наиб сложен. Чаще использ-ся - анализ чувствительности модели, к-ый состоит из: выбора ключевого показ-ля, относит-но к-го и производится оценка чувствит- ти; выбора факторов; расчета значений ключевого показ-ля на различ этапах осущ-ия проекта. Сформиров-ые таким путем последоват-ти з-т и поступл-й фин ресурсов дают возмож-ть опред-ть потоки фондов ден ср-в для каждого момента, т.е. опред-ть показ-ли эф-ти. Строятся диаграммы, отражающ завис- ть выбранных результирующих показ-лей от величины исходных параметров. Сопоставляя м/у собой получ-ые диаграммы, можно опред-ть ключевые показатели, в наиб степени влияющие на оценку доходности проекта. М-д аналогий полезен при анализе риска нового проекта, т к в данном случае исследуются неблагоприятных факторов фин риска на др аналогич проекты. 50.упр-ие потоками платежей и ликв-ю Упр-ие ден ср-ми включает: расчет времени обращ-я ДС (фин цикл); анализ ден потока;прогнозир-ие ден потока;опред-ие оптимального ур ДС на р/с и в кассе. В процессе упр-ия ДС учит-ся факторы: -рутинность (ДС использ-ся для выпол- ия текущ операции и, но м/у входящ и исходящ ден потоками имеется временной лаг, ( пр-тию необх на р/с держать свободный остаток ДС); -предосторожность (пр-тие подвержено влиянию неопредел-ти в своей деят-ти, ему необх ДС для соверш-я непредвид-ых платежей);- спекулятивность (ДС для выгодного инвестир-я). Финанс. цикл=операц.цикл-время обращен-я КЗ Операц.цикл=время обращения запасов + время обращ-я ДЗ Для расчета оптимального расчета остатка ДС на р/с использ-ся модели, позволяющие оценить общий объем ДС и их эквивалентов, долю, к-ую следует держать на р/с, долю, к-ую нужно держать в виде быстрореализ-ых ЦБ, а также оценить моменты трансформации ДС и быстрореализуемых активов. Осн целью управл-я потоками платежей явл обепеч постоян платежесп-ти предп- я Фин.состояние пр-я с позиции краткоср. перспективы оценивается показ-ями ликвидности и опред-ет может ли пр-е своевременно и в полном V произвести расчеты по краткосроч обяз-вам. Под ликвидностью какого-либо актива поним способ-ть его трансф-ся в ДС, а степень ликв-ти опр-ся продолж-тью временного периода, в теч к-го эта трансф-я м.б. осущ-на. Чем короче период тем выше ликвидность активов. Любые активы, к-ые можно обратить в деньги явл. ликвидными. Ликвидность можно опред-ть с помощью абс. и отн. Показ- лей. Абс-й СОС=СК+ДЗК-ВНА, х-ет ту часть СК, к-ая явл источником покрытия ОА. При прочих = условиях рост этого показателя в динамике рассм как полож тенденция. Необходимость и целес-ть контроля за наличием и измен-ем СОС зависят от ряда факторов, внеш и внутр-х. К-т тек. ликв-ти =ОА/ТП, сколько руб. ОА приход на 1 руб. текущ пассивов. 2. К-т быстрой ликв-ти= (дебиторы+ДС)/ТП 3. К-т абс. Ликв-ти=ДС/кратк. Пассивы. Билет 7 5.Формы гос. регул-я инвестиц.деятельности Гос-во для выполн-ия своих функций регул-ия эк-ки использует как эк-ие (косвенные), так и админ-ые (прямые) м-ды воздействия на инвестиц.деят-ть путем издания и корректировки соотв-их законод-ых актов и постановлений. Гос.регул-е в форме кап-ых вложений, предусм: создание благоприят-х усл для развития инвестиц деят-ти, путем:-соверш-я с-мы налогов, мех-ма нач-я аморт- ии и использ-я аморт.отчисл.;-устан-я субъектам инвест-ой деят-ти спец налог.режимов, не носящих индивид-го х-ра; -предост-я на конкурсной основе гос.гарантий по инвест-м проектам за счет ср-в фед бюджета, а также за счет ср-в бюджетов субъектов РФ; -размещ-я на конкурсн.основе ср-в фед бюджета и ср-в бюджетов субъектов РФ для фин-я инвест.проектов;-проведения экспертизы инвест.проектов в соотв-ии с законод-вом РФ; -защиты росс.орг-ий от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоем. и ненаукоемких технологий, оборуд-я и мат-ов; -защиты интересов инвесторов;-разраб-ки и утвержд-я стандартов и осущ-ия контроля за их соблюдением; -выпуска облигац.займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиц.процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в гос собствен-ти;-выборочное стимул-ие в опред-ых пр- ях отрасли инвест.проектов путем предостав-ия льготных или налог.кредитов. Административное воздействие на инвестиц.процессы. Устан-е особых режимов админ возд-ия, реализация регион инвестиц программ, осущ-е гос инв заказа 21.Средневзвеш. и предельная цена кап-ла Капитал, как любой фактор пр-ва, имеет опред-ую ст-ть, под к-ой поним его доходность. Для предпр-я привлечение различ источников финанс-ия (внутр-х и внеш) связано с з-тами, ( привлекаемый кап-ал иметь опред-ую ст-ть, а т к кап-ал разнообразен по источникам, то у предпр-я возникает возм-ть альтернативного выбора источников по V, и по ст-ти каждого вида кап-ла. В рез-те привлеч-я различ видов кап-ла склад-ся опред-ая его стр-ра и возникает опред-ая ? фин ресурсов, к-ую необх уплатить за польз-е данными источниками финанс-ия. Эк-кое содерж-е показ-ля цена кап-ла закл в опред-ии з-т, связ-х с привлеч- ем ед-цы кап-ла из каждого источника. Разнообразие источников приводит к необх-ти расчета средневзвеш-ой ст-ти кап-ла. Средневзвеш-я ст-ть кап-ла – обобщ-ий показ-ль, хар-щий относит-ый ур з-т или общую ? всех расходов, возник-щих в связи с привлеч-ем и использ-ем кап-ла, и в то же время это min возврата на влож-ый кап-л. Формула средневзвеш-ой ст-ти кап-ла основыв-ся на средневзвеш-ой арифметич- ой величине, где весами выступают доли отдел-х источников в общей ?, а сам показ-ль средневзвеш-ой величины выражает среднегод-ую ст-ть, выраж-ую в %. ССК = ( di * ki , гдеdi - уд вес каждого источника в общей ?, ki цена i-го источника, выраж-ая в % в среднегод-ом исчисл-ии Показ-ль предельной ст-ти кап-ла х-ет ур ст-ти каждой новой ед-цы доп привлек-ой п/п-ем. Привлеч-ие доп кап-ла п/п-я имеет свои эк-ие пределы что связано с возростанием средневзв-ой ст-ти. Сравнивая пред-ую ст-ть кап-ла с ожидаемой нормой прибыли по отд хоз-ым операциям для к-х треб-ся доп привлеч-е кап-ла можно в каждом случае опред-ть эф-ть и целесообраз-ть осущ- ие таких операций. Билет 8 6. Классиф-ия инвестиц проектов. Инвестиц проект представ основной док-т, определ-щий необх-ть осущ-ия реальных инвестиций, в к-ом в общепринятой последоват-ти разделов излагаются основ-е хар-ки проекта и фин показ-ли, связ-ые с его реализ-ей. Классиф-ия инвестиц-х проектов: 1. По целям инвестир-я: - инвестиц-е проекты, обеспеч-ие прирост V выпуска прод-ии; -инвестиц проекты, обеспеч расширение ассорт-та прод-ии;-инвестиц проекты обеспечив-е повыш-е кач-ва прод-ии;-обеспеч-ие снижение себ-ти прод- ии;-обеспеч-е решение соц, эколог-х и др задач. 2. По ур автономности реализ-ии: - инвестиц проекты независимые от реализ др проектов;- завис-ые от реализ др.проектов; 3.по срокам реализации: -краткосроч с период реализ до 1 г;-среднесроч-ые от 1 до 3;-долгосроч свыше 3. 4.По V необх-х инвестиц-х ресурсов:-небольшие до 100 тыс $; средние от 100 до 1000тыс $; -крупные свыше 1000 тыс$. 5.По предпол-ой схеме фин-я:-фин-ые за счет внутр-х источн-ов;-за счет акционирования(первич-е или доп-ые эмиссии акций);-за счет кредита;- смешанными формами финан-ия. Сущ-ют комплиментарные проекты - если принятие одного способст-ет росту доходов по др, поэтому выявление комплиментарности подразумевает рассм-ие проектов в комплексе. Это важно при принятии проекта, если выбор по основному критерию очевидным не явл. Два проекта явл замещаемыми, если принятие одного приводит к сниж-ю доходности по др. 18. Опред-е общей потр-ти в кап-ле. Ликвид-ть и приемлемая эф-ть ТА в значит-ой степени опред-ся ур ЧОК, т.к краткоср-й заёмный кап-л (КЗК) не явл источником финанс-я ВА, то знач-е величины ЧОК меняется от 0 до Х. При ЧОК=0 риск потери ликвид-ти достигает max знач-я, при отсутствии КЗК ЧОК = общим ТА. В фин менеджменте принято выделять 4 стратегии финансир-я ТА, это зависит от выбора источников варьирующей их части: идеальная, агрессивная, консервативная, компромиссная модель Выбор стратегии сводится к опред-ю величины долгоср-х пасивов и установл-ю величины ЧОК финансир-его опред-ю долю ТА. ЧОК опред-ся: ЧОК=ДП- ВА |Идеальная модель: | |вся ? ДП финан-ет | |ВА | |ВА | | | |СК | | |ДЗК | |ТА |КЗК | Предпр-я имеющие такую стратегию склонны к банкротству, это связано с тем, что при треб-ии кредиторов своих долгов предпр-ю придется продать не только ТА, но и часть основ-х фондов. |Агрессивная модель:| |систем часть ТА | |тоже формир-ся за | |счет ДП | |ВА |СК | | |ДЗК | |СЧ | | |ВЧ |КЗК | Балансовое урав-ие: ЧОК=СЧ. ВЧ полностью покрывается КЗК с позиции ликвид- ти модель рискована, т.к огранич-ся лишь min ТА невозможно. |Консервативная | |модель | |ВА |ДП | | | | |СЧ | | |ВЧ | | Балансовое урав-ие: ДП=ВА+ТА, ЧОК=ТА. Если актива предпр-я формир-ся полностью за счет СК, то такие орг-ии не имеют эф-та фин Левериджа. Такие балансы присущи предпр-ям монополистам. |Компромиссная | |модель | |ВА |СК | |СЧ |ДЧК | |0,5 ВЧ | | |0,5 ВЧ |КЗК | Компромис-я модель наиб реальна, ВА, 100% СЧ и 50% ВЧ финансир-ся за счет долг. пассивов и только 50% ВЧ финансир. КЗК, такие предприятия финансово устойчивы. Баланс уравнение: ЧОК=СЧ+0,5ВЧ, ДП=ВА+СЧ+0,5ВЧ Ктек ликв=ТА/ТО ( ^ТА, vТО) Поиск путей достиж-я компромисса м/у прибылью, риском потери ликвид-ти и состоянием ТА и источников их покрытия. Риск потери ликвид-ти или сниж-я эф- ти (в случае измен-я ТА) наз левосторонним. Такой же риск, но связ-й с измен-ем обяз-в – правосторонний. Явление хар-ие левосторонний риск: 1) недостаток ден ср-тв. 2) недостаточ- ть собств-х кредитных возмож-тей – закл в том, что предпр-е иногда не может кредитовать покуп-лей (т.е. иметь большую ДЗ), чтобы погашать свои непрерывно возникающ обяз-ва перед кредиторами. (?ДЗ/?КЗ) 1. [pic] 3. Индекс рентаб-ти инвестиций (ARR) = NPV / Инвестиции 4.Норма рентаб-ти инвестиций (внутренняя норма доход-ти, IRR) IRR для инвестиц проекта = норме дисконта, на ур к-ой ? дисконтных поступл- й по проекту = дисконтным з-там и NPV = 0. [pic]Если норма рентаб-ти больше средневзвеш цены кап-ла проект принимается. NPV и IRR могут противоречить друг другу. Чем больше IRR по сравнению с ценой кап-ла, тем больше резерв безоп-ти. Т/о, общий критерий: PP – min, NPV > 1, IRR > средневзвеш цены кап-ла. 39. Классиф-ия затрат на предприятии. Все з-ты пред-ия можно разделить на постоянные и переменные. Постоян-е расходы остаются стабильными при измен-ии V пр-ва, а перемен измен-ся пропорц-но V пр-ва прод-ии. Элементы з-т: . Мат-ые з-ты (сырье и мат-ы, топливо, эл/эн), . З-ты на оплату труда, отчисл на соц нужды, амортизация ОС . прочие затраты. Групп-ка з-т по статьям калькуляции, указ, куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необх-ма для исчисления с/с-ти отд-х видов изделии в многономенклатурном пр-ве, установления центров сосредоточения з-т и поиска резервов их сокращения. Различ также за-ты прямые и косвенные.Прямые з-ты связаны с пр-ом отд-х видов пр-ии (сырье, мат-лы, з/п) Они прямо относ на тот или иной объект калькуляции. Косвенные расходы связ с пр-ом неск-их видов пр-ии и относ-ся на объекты калькуляции путем распред-ия пропорц-но соотв-щей базе В рын эк-ке изд-ки классиф-ют на явные и неявные. Явные изд-ки – это альтернативные издержки, приним-ие форму прямых платежей поставщикам факторов пр-ва и промеж-ых изделий. Неявные изд-ки – это альтернативные изд- ки использ-я ресурсов, принадл-щих владельцам фирмы или находящихся в собств-сти фирмы как юр лица. Такие издержки не предусм контрактами, обяз- ными для явных платежей, и не отражаются в бух отчетности, но от этого они не становятся менее реальными. Билет 16 37. Факторы, влияющ-е на принятие долгосрочн-х фин-х решений. На принятие фирмой долгосроч фин.реш-й оказ-ет влияние мн-во факторов. Невозможно упорядочить эти факторы по значимости, поскольку их относит-ая важность неодинакова для разных фирм в тот или иной момент и для любой фирмы с теч-ем времени.При опред-ии факторов влияющих на принятие стратегии развития или ее корректир-ки учитывают: 1.внешн среда: -налоговая политика; -инвестиц полит; -амортизация;-денежно- кредитная политика гос-ва. 2.Внутрен среда: -развитие инвестиц деят-ти; -дивидентная политика; -формиров-е собств-х фин-х ресурсов; -денежно-кредит политика с учетом постоянно меняющ-ся среды и принятой политики на самом п/п-ии. Провод-ся корректировка стратегии развития п/п-я. Тактика внутри п/п-я направлена на долгосроч-е фин-е устойчив-ти. Одним из самых важных критериев в принятии любых финансовых решений является способ сопоставления реально существующей стр-ры кап-ла фирмы с той стр-рой, достиж-е к-ой данная фирма ставит своей целью. Фирмы разр-ют оптимальную, или целевую, стр-ру кап-ла и на протяжении какого-то времени придерживаются ее в своей фин деят-ти. 69.Осн.принципы анализа фин.сост-я пр-ия. ФА предст. собой способ накопления, трансформации и использования информации фин.х-ра. Глав цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в фин.деят-ти и находить ресурсы улучшения фин.состояния пр-ия и его платежеспособности. Предметом ФА явл фин ресурсы и их потоки. Основные принципы ФА: системность; комплексность; регулярность; преемственность; объективность и др. Фин. состояние может быть охар-но как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу. В первом случае говорят о ликв-ти и платежеспос- ти предпр-я, во втором случае - о его фин. устойч-ти. Анализом фин.состояния пр-я заним-ся не только рук-ли и соотв-щие службы пр- я, но и его учред-ли, инвесторы с целью изуч-я эф-ти использ-ия ресурсов, банки для оценки условий кредит-ия и опред-я степени риска. Фин состояние предпр-я выраж-ся в соотнош стр-р его активов и пассивов, т.е. средств предприятия и их источников. Осне задачи анализа фин состояния – опред-е кач-ва финансового состояния, изуч-е причин его улучш-я за период, подготовка рекомендаций по повыш-ю фин устойч-ти и платежесп-ти пред-я. Билет 17 15.Понятие привед. ст-ти. Оценка фин.вл. Наиб надежным и часто использ-м явл м-д чистой приведенной ст-ти (NPV). Он пок-ет разницу м/у ? всех дисконтиров-х ден потоков и начальными инвестициями. Согласно теории, проект приним-ся, если знач-е NPV полож-ное, и отвергается, если NPV отриц-ое. Оценивая влож-я в тот или иной вид бизнеса исходят, прежде всего, из того явл ли он более прибыльным по сравнению с др вариантами и насколько рискованна операция влож-я ср-тв в конкретный вид бизнеса. Самым гл явл подбор приемлемой нормы прибыли, к-ую хочет или может получить инвестор: PV=Fn/(1+r)n, r- дисконт-я ставка или приемлемая нрма прибыли, n- кол-во начислений, Fn- ? доходов получ-ая за n лет. Если r неотрацат., то знаменатель больше 1, т.о. Fn будет или меньше или = первонач. величине PV. При оценке эф-ти бизнеса приним 2 позиции: 1) позиция будущего, к-да опр-ся ? к получ-ю 2) позиция настоящего, к-да опр-ся приведеная ст-ть ден влож-й. Пок-ль r подбир-ся след-м образом: в кач-ве его абсолют-го знач-я берется безрисковая ставка (% по гос-м цен бум). Если фин-е влож-я осущ-ся в орг- цию рискового предпр-я, то к безрисковой ставке прибавляется премия за риск (rфакт=rбезриск+rt), к-ая опред-ся предпринимателем. 45.Основные принципы упр-ия ОА пр-ия. Политика упр-я ОА закл в формир-ии необх V и состава ОА, рационализации и оптимизации стр-ры источников их фин-ия. Этапы управления ОА:1.Анализ ОА п/п-я в предшеств-м периоде рез-ты позвол-т опр-ть общий ур эф-ти упр-я ОА на п/п-ии и выявить основ направл-я его повыш-я в в предстоящем периоде. 2.Опред-е принцип-ых подходов к формир-ю ОА п/п-я –опр-т выбор опред-го типа политики их формир-я. Сущ-ет 3 принципа к формир-ю ОА п/п-я: -Консервативный гарантир-ет минимизац-ю операц-х и фин-х рисков, но отриц- но сказыв-ся на эф-ти использ-я ОА; Умеренный –обеспеч-ся среднее для реальных хоз-х условий соотнош-е м/д ур риска и уровнем эф-ти использ-я фин рес-ов; Агрессивный-отраж-т различ соотнош ур эф-ти их использ-я и риска. 3.Оптимизация V ОА – долж исходить из избранного типа политики формир-я ОА. 4.Оптимизация соотнош-я постоянной и переем-ой частей ОА явл основой управл- я оборачив-ти и выбора конкрет-х источников их фин-ия. 5.Обеспеч-е необх-ой ликвид-ти ОА –опред-ся доля ОА в форме ден ср-в, высоко и среднеликвид-х активов. 6.Обеспеч-е повыш-я рентаб-ти ОА – генерир-ет опред-ую прибыль при их использ-ии в произв-но-сбытовой деят-ти п/п-я. 7.Обеспеч-е минимиз-ии потерь ОА в процессе их использ-я. 8.Формиров-ие принципов финансир-я отд-х видов ОА 9.Формир-ие оптим-ой стр-ры источников фин-ия ОА.-формир-ся подходы к выбору конкрет-ой стр-ры источ-ов фин-ия их прироста с учетом продолж-ти отд-х стадий фин цикла и оценки ст-ти привлеч-я отд-х видов кап-ла. Управл- е ОА отраж-ся в с/с разраб-х на п/п-ии фин-х нормативов:-собст-х ОА п/п-я;- оборачив-ти основ-х видов ОА и продолж-ти операц-го цикла в целом;-с/с к- тов ликвид-ти ОА;-соотнош отд-х источ-ов финан-я ОА Билет 18 16. Понятие фин ресурсов и капитала Фин ресурсы - ден ср-ва, имеющиеся в распоряж-ии п/п-я. Они направл-ся на развитие пр-ва, содержание и развитие объектов непроиз-ой сферы, потребл-е, а также могут оставаться в резерве. Фин ресурсы формир-ся из различ источников, собств-ые и заемные, внутр-ие и внешние. Кап-л - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Кап-л п/п-ия х-ет общую ст-ть ср-в в ден, матер-ой и нематер-ой форме, к-ые инвестированы в активы. Динамика кап-ла явл основным показ-лем эф-ти фин-во- хоз-ой деят-ти. Способ-ть кап-ла к самовозрастанию высокими темпами х-ет высокий ур формир-я и распред-яприбыли а также его способ-ть поддерж-ть фин равновесие за счет внутр резервов. ТА быстро изменяют свою вещественную форму, превращаясь из запасов в деб-ую зад-ть, затем принимая ден форму и т.д. В рез-те этих превращений возн-ет прибыль, к-ая увелич-ет СК. Осущ-ые п/п-ем хоз-ые операции обусл-ют непрерывное измен-е заемного кап-ла – возникает и гасится кредит-ая зад-ть, привлек-ся новые банк-ие ссуды, эмитируются долгосроч обяз-ва. ВА не меняют своей веществ-ой формы, но происходит постоянное сниж-е их ст-ти, отраженной в балансе. все эти изменения оказ-ют влияние на чистый ден поток п/п-я, их можно охар-ть как движ-е фин ресурсов Под приростом фин ресурсов поним возник-ие любого потенц-го источника увелич-я чистого ден потока. Сокращ-е такого источника наз влож-ем фин ресурсов 23. Проблемы выбора дивид-ой пол-ки. Основ целью дивид-ой политики явл установл-е необх-ой пропорциональности м/у текущим потребл-ем прибыли и будущим ее ростом, к-ый обеспечит инвестиц- ое финансирование, т.е помощью дивид-ой политики можно максимизир-ть рыноч ст-ть п/п-ия и обеспечить стратегич развитие. Под дивид-ной политикой поним составную часть общей фин-ой политики п/п-ия, закл-ся в оптимизации пропорции м/у потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной ст-ти п/п-ия. Наиб распростр-ыми теориями дивид-ой политики явл: 1.Теория независ-ти дивид-ов (Миллер и Модельянни). Дивид-ая политика не оказ-ет влияния ни на рыночную ст-ть п/п-ия, ни на благосостояние собственников т.к. эти показатели зависят от формируемой, а не распред-мой прибыли. Основ масс прибыли должна финансир-ся в наиб эф-ых инвестиц-х проектах, а обыкновенным акционерам дивид-ды выплач-ся по остаточному принципу. 2.Теория предпочтительности дивид-ов (Гордон и Линтнер). Каждая ед-ца текущего дохода (дивид-да), стоит дороже, т.к. она очищена от риска, чем доход, отложенный на будущее с присущим ему риском. Максимизация дивид-ов явл более предпочтительной, чем капитализация прибыли. Противники теории утвержд, что доход, получ-ый в форме дивид-ов в больш-ве случаев реинвестируется в акции а это не позволяет использ-ть фактор риска как аргумент в пользу той или иной дивид-ной политики. 3.Теория максимизации дивид-ов или теория налог-ых предпочтений. Эф-ть политики опред-ся критерием минимизации налог-ых выплат на капитализируемую прибыль и получ-ых льгот. Налогооблож-е текущих доходов в виде дивид-ных |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|