| |||||
МЕНЮ
| Задержка психического развития|12 |Алеша А. |5,4 лет |М |ЗПР | |13 |Виталик Д. |5 лет |М |ЗПР | |14 |Кристина М. |6 лет |Ж |ЗПР | |15 |Юля Б. |5 лет |Ж |ЗПР | 2. Методы исследования. Для выявления особенностей мышления указывающих на задержку психического развития был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с ЗПР. В исследовательский комплекс вошли пять методик. 1. «4-й лишний» 2. «зрительные аналогии» 3. «изучение процесса классификации» 4. «понимание метафор» 5. «последовательные картинки» [33] 1. Методика «4-й лишний». Цель – Исследование способности к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки. Подготовка исследования. подготовить 10 таблиц размером 12*12 см, разделенных на 4 квадрата, в каждом квадрате изображен предмет, 3 предмета на таблице можно объединить по существенному признаку, а 4-й из них – лишний, например: кукла, пирамидка,… матрешка и платье. Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с детьми. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы 4 предмета. Три из них подходят друг к другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему? Как можно назвать вместе остальные три предмета?» Обработка данных. Анализируют особенности обобщения предметов ребенком: обобщает ли он по понятийному признаку или делает обобщение на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Выявляют умение подобрать обобщающее слово к группе предметов. Выясняют, какие группы предметов легче объединить, а также, как зависит процесс обобщения от возраста детей. [29] 2. Методика «Зрительные аналогии». Цель – Выделение характера логических связей и отношений между предметами. Подготовка исследования. Подготовить несколько таблиц, разделенных на три части. В левой части изображена пара предметов, как-то соотносящихся между собой, в правой части над чертой изображен один предмет, а под чертой пять предметов, один их которых связан с верхним так же, как пара предметов, расположенных слева в квадрате. Проведение исследования. Исследование проводиться индивидуально с каждым ребенком. Ребенку показывают по одной таблице и говорят: «Внимательно посмотри эти примеры. В них нарисована первая пара предметов, которые находятся в какой-то связи между собой. Справа – один предмет над чертой. Тебе нужно выбрать и подчеркнуть один предмет из пяти, который связан с предметом над чертой так же, как это сделано в первой паре предметов» Обработка данных. Анализируют особенности выделения вида связи между предметами и способности продуцировать данную связь на другие предметы. [29] 3. Методика «Изучение процесса классификации». Цель – применяется для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. Подготовка исследования. Подобрать картинки размером 7*7см по 5 штук для каждой классификационной группы: игрушки, посуда, одежда, мебель, дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты. Проведение исследования. Исследование проводят индивидуально с каждым ребенком. Ребенку дают картинки и говорят: «Разложи что к чему подходит. Раскладывай и объясняй, почему картинки подходят одна к другой». Если испытуемый ребенок раскладывает без объяснений, то ему задают вопросы типа: «Почему ты положил сюда картинку с яблоком? Почему ты думаешь, что яблоко – это фрукт?» Если ребенок не может отнести какую-то картинку ни к одной группе, его спрашивают: «Почему ты думаешь, что эта картинка никуда не подходит?» Обработка данных. Подсчитывают число верных ответов по каждой классификационной группе. Результаты оформляют в таблицу. Определяют основания для объединения предметов по каждой классификационной группе у детей: опирается ли на существенный признак, выделяет несущественный, не может мотивировать объединение. [29] 4. Методика «Понимание метафор». Цель – исследование уровня, целенаправленности мышления, умение понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированости и целенаправленности суждений, степени их глубины, уровня развития речевых процессов. Подготовка исследования. Подобрать ряд пословиц, поговорок и метафор. Ребенок должен объяснить их смысл. Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Экспериментатор зачитывает пословицу или поговорку и говорит: «Скажи мне, как ты понимаешь, что означают эти слова». Например: «Что значит: «Каменное сердце»». Обработка данных. Анализируют способность ребенка объяснить смысл предложенных метафор, а также понимание их переносного значения. [29] 5. Методика «Последовательные картинки». Цель – исследование способности устанавливать причины следственной связи, понимать последовательность событий. Подготовка исследования. Подбирают серии сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-либо события. Картинки должны быть красочными, яркими, большими, четко нарисованными, соответствовать по содержанию возрасту детей. Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Ребенку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда – вторую, сюда третью, сюда - последнюю». После того, как ребенок разложит все картинки, протоколе фиксируют очередность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том,. Что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых – установить противоречие в рассуждениях, выявить допустимые ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно а протокол. Если вопросы не помогают понять изображенные события, то экспериментатор просто показывает ребенку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребенку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки, предлагают разложить их ребенку. Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую ситуацию. Если ребенок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию. Обработка данных. Анализируют, способен ли ребенок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита к концу дошкольного возраста, и ее наличие свидетельствует о готовности на уровне мышления к школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребенка, его рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает взаимоотношения между ними, верно ли понимает окружающую героев обстановку; какой объем последовательности событий понимает, удерживает ли в поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по степени трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора – считается с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает ее. Особо анализируют устную речь ребенка во время объяснения последовательности событий: связанность речи, ее грамматическая правильность, запас слов, развернутость или бедность, односложность или многосложность, лаконичность или тенденция к излишней детализации, эмоциональность выявления прошлого опыта. 2. Анализ и описание результатов полученных при исследовании особенностей мышления. На первом этапе экспериментального исследования для определения особенностей мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии было использовано тестовых параметров. 1. 4-й лишний – выбор 2. 4-й лишний – аргумент выбора 3. аналогии зрительные – выбор 4. аналогии зрительные – аргумент 5. понимание метафор 6. процесс классификации 7. последовательные картинки – выбор 8. последовательные картинки – аргумент выбора. По выше перечисленным параметрам были проведены замеры на первом этапе у детей 5-6 лет в норме. Результаты отображены в таблице № 1 Табл.№1. параметры характеристик мышления у детей 5-6 лет с нормой в психическом развитии |№ |4 лишний |Зрител. аналогии|Пониман|Процесс|Последоват. | | | | |ие |классиф|картинки | | | | |метафор|икации | | |2 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |75% |100% | |3 |100% |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% | |4 |75% |75% |100% |75% |100% |100% |100% |100% | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |5 |100% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% | |6 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% | |7 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% | |8 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% |100% | |9 |75% |75% |75% |75% |100% |100% |75% |100% | |10 |75% |75% |75% |100% |100% |100% |100% |100% | |11 |100% |75% |100% |100% |100% |100% |100% |100% | |12 |100% |100% |75% |75% |85% |100% |75% |100% | |13 |100% |100% |100% |100% |100% |100% |75% |100% | |14 |100% |100% |75% |75% |100% |100% |100% |100% | |15 |100% |100% |100% |100% |75% |100% |100% |100% | |2 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% | |3 |50% |25% |0 |0 |15% |85% |0 |50% | |4 |75% |25% |25% |0 |30% |80% |25% |75% | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |5 |75% |0 |25% |25% |0 |70% |25% |50% | |6 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |50% |100% | |7 |50% |25% |0 |0 |15% |80% |0 |50% | |8 |75% |25% |0 |0 |0 |70% |0 |50% | |9 |75% |25% |25% |25% |0 |80% |25% |75% | |10 |100% |50% |0 |0 |20% |80% |50% |100% | |11 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |25% |75% | |12 |50% |25% |0 |0 |0 |80% |50% |100% | |13 |75% |0 |0 |0 |15% |75% |25% |75% | |14 |50% |25% |25% |0 |20% |75% |0 |100% | |15 |75% |25% |25% |25% |0 |100% |25% |75% | |Дети с |66,6 |23,3 |10,0 |5,0 |7,6 |74,3 |21,6 |73,3 | |ЗПР | | | | | | | | | разница |28,4 |68,3 |78,3 |48,3 |87,0 |25,7 |63,4 |26,7 | | Анализируя показатели количественной разницы между параметрами характеристик мышления детей с ЗПР и детей в норме, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми выступают следующие характеристики мышления. 1. Объяснение процесса классификации (4-й лишний - аргумент) 2. Процесс выбора аналогий (аналогии зрительные – выбор; аналогии зрительные – аргумент) 3. Метафоры 4. Логическое мышление (последовательные картинки - выбор) На основании этого можно утверждать, что данная гипотеза подтверждена. Да, у детей 5-6 лет с задержкой психического развития существуют отличия в мыслительной деятельности от детей 5-6 лет с нормальным психическим развитием. Выводы. На основании проведенного исследования, направленного на выявление особенностей мышления у здоровых детей 5-6 летнего возраста и с задержкой психического развития этого же возраста можно сделать выводы: 1. У детей контрольной группы сформированность мыслительной деятельности соответствует возрастному уровню психического развития и наблюдается высокий уровень развития всех характеристик мышления, особенно этот вывод относится к логическому мышлению, операции классификации, пониманию метафор. 2. У детей экспериментальной группы демонстрируются трудности в выполнении заданий: . В аргументации выбора «4-ый лишний» . В выборе зрительных аналогий . В аргументации выбора зрительных аналогий . В понимании и объяснении метафор . В выборе последовательной системы построения 1. 3. Исходя из результатов сопоставления двух групп испытуемых, можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет с задержкой психического развития демонстрируют результаты намного ниже результатов детей 5- 6 лет в норме. Заключение Мышление как отдельный психологический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах. Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Выявление детей с отклонениями в развитии, их дифференциальная диагностика на сегодняшний день, по существу единственная область педагогической практики, где применение психологических диагностических методик не только является желательным, но совершенно необходимо и осуществляется постоянно. 1. Задержка психологического развития возникает в связи с экзогенными вредностями. 2. При нарушении темпа развития аномалия определяется задержкой развития в онтогенезе наиболее молодых в эволюционном отношении отделов нервной системы. 3. Высшая нервная деятельность детей с ЗПР отличается от деятельности детей с нормальным развитием: большой силой основных нервных процессов (возбуждение, торможение). 4. Установленные различия между детьми с нормальным развитием и детьми с ЗПР в отношении патогенеза и патофизиологии обуславливают различия и в клинической картине. 5. Изучение детей с явлениями инфантилизма показало, что симптомы ЗПР, зачастую выступавшие уже в раннем преддошкольном возрасте, очень резко проявляются в школьном возрасте, когда перед ребенком ставятся задачи требующие сложной и опосредственной формы деятельности и мышления. Библиография 1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста Учебное пособие/ под ред. Цветковой Л.С. М.2001г. 2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ под ред. Лебединской К.С. М.1982г. 3. Астапов В. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития Учебное пособие для студентов и слушателей спец. факультетов. М.1985г. 4. Бехтера Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.1971г. 5. Венгер Л.А. Овладение опосредственным решением познавательных задач и развитие когнетивных способностей ребенка// вопросы психологии 1983г. №2 6. Вассерман Л.И.; Дорофеева С.А.; Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики - практическое руководство С-П. 1997г. 7. Выготский Л.С. Мышление и речь М.1934г. 8. Дети с задержкой психологического развития / под ред. Власовой Т.А.; Лубовского В.И.; Цыпиной Н.А. М.1984г. 9. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.1981г. 10. Дети с ограниченными возможностями проблемы и инновационные тенденции и воспитание и обучение Хрестоматия по курсу Коррекционная педагогика и социальная психология / Сост. Соколова Н.Д. М.2001г. 11. Запорошец А.В. Избранные психологические труды. Взт.М.1986г. Т-1- Развитие мышления у детей дошкольников. 12. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология.1978г. № 3 13. Корнева В.Д. Эти загадочные малыши Ярославль. Академия развития.1999г. 14. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. М.2001г. 15. Куликов Л.В. Психологическое исследование Методические рекомендации по проведению. С-П.2002г. 16. Клиническая психология учебник / под ред. Карвасарского Б.Д. С- П.2002г. 17. Корскова И.К.; Микадзе Ю.В.; Балашова Е.Д. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников М.2002г. 18. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.2000г. 19. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии М.2002г. 20. Макланов А.Г. Общая психология С-П. 2001гю 21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология Практическое руководство. М.1998г. 22. Мухина В.С. Детская психология М.1985г. 23. Немов Р.С. Психология кн.1 М.1999г. 24. Обухова Л.В. Концепция Жана Пиаже за и против М.1981г. 25. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред.Пузанова В.П. М.2001г. 26. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка С-П. 1997г. 27. Поддъяков К.И. Мышление дошкольников М.1977г. 28. Практическая психология образования / под ред. Бубровиной И.В. М.1997г. 29. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. М.2003г. 30. Психология детей с задержкой психического развития / сост. Защиринская О.В. С-П.2003г. 31. Рубинштейн С.Я. Основы психологии М.1999г. 32. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы натопсихолгии М.1999г. 33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте М.2002г. 34. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии С-П. 2001г. 35. Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию Л.1973г. 36. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль.1996г. 37. Усанова О.И. Дети с проблемами психического развития М.1995г. 38. Ульянова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М.1990г. 39. Хомская Е.Д. Нейропсихология М.2002г. 40. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности М.1995г. 41. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение Учебное пособие. М.2000г. 42. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет) М.1960г. 43. Эльконин Д.Б. Психология игры М.1978г. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|