| |||||
МЕНЮ
| Литература - Патофизиология (ПАТОФИЗИОЛОГИЯ)Литература - Патофизиология (ПАТОФИЗИОЛОГИЯ)_ПАТОФИЗИОЛОГИЯ .- т.е. наука, изучающая жизнедеятельность больного организма. Иначе: основные закономерности возникнове- ния, механизма развития (т.е. патогенез) и исхода болезни (выз- доровление, реабилитация или смерть). Знание этих общих законо- мерностей позволяет практическому врачу вести направленный по- иск специфических признаков болезни, позволяющих поставить пра- вильный диагноз. Патофизиологию можно разделить на три части: 1. Нозология - общее учение о болезни. 2. Типические патологические процессы - общие закономер- ности процессов, лежащих в основе многих заболеваний. 3. Частная патофизиология, изучающая нарушения в отдельных органах и системах. Объектом патофизиологических исследований является P- гический процесс. Основной целью - установление базисных зако- номерностей патологических процессов, механизмов его развития, коррекции или ликвидации. Клиническая патофизиология - это пре- имущественно клинико-диагностическая часть нашей науки. В ее задачу входит разработка и использование стандартных методов диагностики продромальных состояний и контроля за течением за- болевания, а также учет влияния внешних факторов на организм человека с позиции патофизиологии. _СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ В процессе познания _научный эксперимент .выполняет следую- щие основные функции: 1) посредством вычленения отдельных свойств и сторон предмета дает возможность проникать в его сущ- ность, раскрывать его закономерности; 2) материализуя ту или иную идею, выраженную в теории, гипотезе или предвидении, выс- тупает критерием их истинности, формой проявления общего; 3) выступает в качестве средства получения и накопления новых на- учных данных, является первоисточником новых гипотез и теорий; 4) дает возможность зафиксировать "отклонения" реальных предме- тов от абстрактно-идеального образа, созданного на основе из- вестных законов науки. Для постановки эксперимента необходимо: I. Формирование рабочей гипотезы. II. Определение цели и постановка задач исследования. III. Выбор частных методик, адекватных поставленным зада- чам. IY. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем). Y. Фиксация и анализ данных эксперимента. YI. Обсуждение и выводы. _Экспериментальный метод .: основной метод патофизиологии, основанный на воспроизведении болезни у животного, изучение ее, и перенесение полученных данных в клинику. Эксперимент: _острый . - сопровождается вивисекцией (напри- мер: воспроизведение острой кровопо- тери). _хронический . - подразумевает длительное наблю- дение за экспериментальным жи- вотным (введение электродов, трансплантация) _Экспериментальные методики .: 1. Выключения - т.е. удаления какого-либо органа хирурги- ческим или каким-либо другим воздействием (тепло, холод, радиа- ция), введение антител, фармакологических препаратов). 2. Раздражения - производится стимуляция первичных струк- тур для того, чтобы вызвать нарушение функции какого-либо орга- на. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ "ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ, ПРЕДБОЛЕЗНЬ" Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (из преамбулы ВОЗ). Здоровье - это не только отсутствие болезни и инвалид- ности, но и наличие полноценного, гармонически развитого физи- ческого, психического и нравственного состояния человека (Б.В.Петровский). Здоровье - это высокоустойчивое состояние саногенетических механизмов, это выражение не только биологической сущности, но и социальной стороны...(С.М. Павленко). Здоровье - биологическая полноценность трудоспособного ин- дивидуума (О.С. Глозман). Здоровье - жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды (И.Р. Петров). Для здорового состояния человека характерно: 1. поддержание устойчивой неравновесности организма и сре- ды; 2. сохранение целостности организма человека; 3. сохранение трудоспособности. Норма здоровья - оптимальное состояние живой системы, при ко- тором обеспечивается максимальная адаптивность, т.е. приспособляе- мость к условиям жизни. Норма здоровья - такая форма жизнедеятельности организма, ко- торая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватные условия существования. Патологическая реакция - кратковременная необычная реакция организма на какой-либо раздражитель и не сопровождающаяся дли- тельным и выраженным нарушением регуляции функций трудоспособ- ности человека (например, повышение или понижение АД под влия- нием отрицательных эмоций). Патологическая реакция - неадекватный и биологически нецеле- сообразный (вредный или бесполезный) ответ организма или отдельных его систем на воздействие обычных или чрезвычайных (патогенных) раздражителей. Патологический процесс - закономерная последовательность явлений, возникающих в организме при воздействии патогенного фактора и включающая (в различных соотношениях) нарушения нор- мального течения жизненных процессов и защитно-приспособитель- ные реакции. Патологическое состояние - стойкое отклонение от нормы, имею- щее биологически отрицательное значение для организма. Патологическое состояние - болезненные расстройства с ма- лой динамичностью, медленно развивающийся процесс или его последствия. При этом собственно болезни может и не быть в свя- зи с полной компенсацией имеющихся нарушений (например, врож- денные уродства - косолапость, гипоплазия органа, состояние после ампутации конечности). Патологическое состояние - это интегральное выражение па- тологического процесса в каждый конкретный момент. Типическим (типовым) является такой патологический про- цесс, который развивается по общим закономерностям независимо от вызвавших его причин, локализации и вида живого. Они эволю- ционно закреплены. К типовым патологическим процессам относятся воспаление, отек, лихорадка, нарушения микроциркуляции, гипок- сия и другие процессы. _Болезнь . - это особый вид страдания, вызванный поражением организма, отдельных его систем различными повреждающими факто- рами, характеризующийся нарушением системы регуляции и адапта- ции и снижением трудоспособности(ВОЗ). Болезнь - это сложная реакция организма на действие болезнет- ворного агента, качественно новый процесс, возникающий в результа- те расстройства взаимоотношения организма с окружающей средой и характеризующийся нарушением его функций и приспособляемости, ог- раничением работоспособности и социально полезной деятельности (Д.Е.Альперн). Болезнь - качественно новый процесс жизнедеятельности, возникающий в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, характеризующийся, с одной стороны нарушением функции отдельных звеньев нервно-регуляторного аппарата, а с другой - рефлекторным включением защитно-приспособительных ме- ханизмов, направленных на выздоровление (С.М.Павленко). Болезнь - это сложная качественно новая реакция организма на действие чрезвычайного раздражителя, возникающая вследствии расстройства взаимодействия его с окружающей средой и характе- ризуется: - нарушением функций и морфологических структур организма, регуляции функций и жизнедеятельности; - расстройством взаимодействия организма с окружающей сре- дой, т.е. снижением приспосабливаемости; - ограничением работоспособности и социально-полезной дея- тельности. Предболезнь - это состояние организма, являющееся следс- твием ослабления некоторых саногенетических механизмов и их комплексов (С.М.Павленко). Предболезнь (т.е. переход от здоровья к болезни) - это снижение функциональной активности некоторых саногенетических механизмов или их комплексов, ведущее к расстройству саморегу- ляции и ослаблению резистентности организма. Предболезнь формируется под действием факторов внешней среды, но, в ряде случаев, с опосредованием через внутреннюю среду организма. В развитии предболезни можно выделить некоторые общие па- тогенетические варианты: 1) наследственное (врожденное) состояние предболезни; 2) в ряде случаев на организм начинает действовать пато- генный фактор, не способный (из-за малой интенсивности) и (или) достаточности защитных сил организма вызвать развитие болезни. Однако, при длительном воздействии он постепенно может приво- дить к снижению саногенетических механизмов - например, запы- ленность, загазованность, вибрация; 3) чаще встречается иная ситуация, когда состояние предбо- лезни обусловлено действием одного причинного фактора (N1), вызвавшего в организме ограничение возможности компенсатор- но-приспособительных реакций, и на этом фоне может действовать какой-то другой фактор (N2), который приведет к развитию опре- деленного заболевания. Хронический стресс может привести к снижению активности или дезинтеграции системы иммунного надзора - состояние предбо- лезни - и на этой основе возможно развитие различных заболева- ний - инфекции, опухоли, аутоиммунные болезни. _Преморбидная стадия . отличается возникновением специфичес- ких, обычно единичных, симптомов, предопределяющих общую нап- равленность развивающейся патологии - кардиологическую, пульмо- нологическую, гастроэнтерологическую. _Донозологическое состояние . проявляется усугублением расс- тройств поражаемого органа, что приводит к нарастанию числа специфических синдромов, сочетание которых позволяет определить возможный нозологический диагноз. _Факторы риска: I. По принадлежности: 1. Социально-производственные (материальное обеспечение, социальный дискомфорт, шум, вибрация, физическое и психическое пере- напряжение, монотонность и однообразность выполняемых операций, запы- ленность, микроклимат рабочих помещений, ночные смены и т.д.). 2. Семейно-бытовые (жилищные условия, межличностные взаи- моотношения в семье, религиозно-воспитательные и санитарно-гигиеничес- кие критерии, вредные привычки, нарушения режима отдыха, особенности питания и т.д.). 3. Экологические (загрязнение окружающей среды, радиоак- тивный фон, метеорологические и геомагнитные воздействия). II. По механизму действия: 1. Неврогенные. 2. Алиментарные. 3. Инфекционно-токсические. 4. Аллергические. _ЭТИОЛОГИЯ _Этиология .-(от греч. aetia - причина, logos - учение) это учение о причинах и условиях возникновения болезни. Бо- лезни возникают тогда, когда под влиянием причин и соответс- твующих условий нарушается уравновешивание организма с внеш- ней средой, т.е. когда приспособление организма становится недостаточным. Следовательно, под этиологией понимают процесс сложного, необычного взаимодействия организма с патогенным фактором и комплексом разнообразных условий. Причиной болезни называют тот фактор, который вызывает заболевание и сообщает ему специфические черты. Выделяют три основных типа действия причинного фактора на организм: 1. Причинный фактор действует на всем протяжении болезни и определяет ее развитие и течение (острое отравление и т.д.) 2. Причинный фактор является лишь толчком, запускающим процесс, который затем развивается под влиянием патогенети- ческих факторов (ожоги, лучевая болезнь и т.д.) 3. Причинный фактор воздействует и сохраняется на всем протяжении болезни, но роль его на разных этапах неодинакова. Условия жизни человека составляют: внешняя среда (социаль- ная, географическая и т.д.) и внутренняя среда, т.е. те усло- вия, которые складываются в самом организме для его различных органов и систем, отдельных клеток и внеклеточных образований. _Классификация причинных факторов Причины, вызывающие болезнь, можно разделить на: экзо- и эндогенные; на физические (механические, электрические, тер- мические, лучевые), химические, биологические, для человека - психогенные. ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРИЧИН 1. Потенциальные патогенные факторы: а) механические б) физические в) химические г) биологические д) психоген- ные е) генетические. 2. Безусловные патогенные факторы: Классификация П.Д.Горизонтова ---------------------------------------------------------- тип раздражителя # состояние реактивности # тип ответной # организма # реакции орга- # # низма ----------------------------------------------------------- - патогенный # изменена # безусловно # не изменена # рефлекторный ---------------------------------------------------------- - "индифферентный"# изменена # условно # # рефлекторный ---------------------------------------------------------- - "индифферентный"# изменена # безусловно # # рефлекторный ---------------------------------------------------------- - психогенный # изменена # нарушение ВНД # не изменена # и функций вну- # # тренних органов ---------------------------------------------------------- УСЛОВИЯ Под условиями понимают какие-либо обстоятельства или воздействия, которые сами по себе не могут вызвать данное за- болевание, но ослабляют, усиливают или модифицируют действие патогенных факторов. Условия могут быть разделены на несколько групп: 1. Условия, влияющие на реактивность организма, их можно разделить на благоприятные и неблагоприятные. 2. Условия, влияющие на причину болезни, поскольку при- чина также находится в среде и также разделяются на благоприятные и неблагоприятные. _ПАТОГЕНЕЗ _Патогенез .(от греческого patos - страдание, genesis - происхождение) - учение о механизмах развития и исхода болез- ни. С.М.Павленко определяет патогенез как динамический комп- лекс нарушений саморегуляции организма, развивающийся на поч- ве функционального и структурного повреждения чрезвычайным раздражителем соответствующих рефлекторных аппаратов. Именно два кардинальных показателя (нарушение саморегуляции организ- ма и повреждение его рефлекторного аппарата) раскрывают внут- реннюю сущность патогенеза, создавая возможность целенаправ- ленно воздействовать на процесс патогенеза в разные периоды его развития. _Патогенетические факторы .- это патологические изменения, возникающие во время взаимодействия организма с этиологичес- ким фактором. Между этиологическим и патогенетическим факто- рами имеются отношения причины и следствия. Патогенетические факторы играют большую роль в развитии болезни, особенно, когда этиологический фактор действует короткое время, а бо- лезнь в последующем протекает длительно (напр., после однок- ратного облучения и т.д.). _Основное звено патогенеза .- то явление или процесс, ко- торый совершенно необходим для развертывания всех звеньев па- тогенеза и предшествует им (например, расширение артериол для артериальной гиперемии при пневмотораксе возникает острое кислородное голодание, основное звено - нарушение герметич- ности плевральной полости и появление там положительного дав- ления и т.д.). Определение основного звена патогенеза необхо- димо для понимания сущности болезни и для применения патоге- нетической терапии. _Ведущие патогенетические факторы патологического процес- _са . - факторы, определяющие причинно-следственные отношения, основную цепь явлений при болезни. Некоторые ведущие факторы патогенеза являются общими для многих болезней (кислородное голодание, нарушение обмена веществ и т.д.). В развитии бо- лезни важно определить последовательность всей цепи явле- ний,удельный вес и значение основного звена и патогенетичес- ких факторов. _Причинно-следственные связи. .Болезнь, возникнув,развива- ется дальше по своим внутренним закономерностям в результате различных явлений, связанных причинно-следственными отношени- ями. Для каждой болезни характерны определенное, типичное для нее течение во времени, определенные изменения дыхания, кро- вообращения, температуры тела, изменения периферической крови и т.д., что отражает происходящие в организме сложные и взаи- мосвязанные процессы. Знание причинно-следственных отношений в патогенезе болезней позволяет целенаправленно вмешиваться в механизмы течения болезней. _"Порочный круг". .Нередко цепь явлений при болезни замыка- ется в порочный круг, в результате которого организм не может без помощи извне выйти из этого состояния (напр., послеопера- ционный метеоризм, гипоксия и анемия после кровопотери и т.д.). _Патологическая система. .Для патологического процесса ха- рактерно повреждение и разрушение биологических структур и функциональных систем. Наряду с деструктивными явлениями идет формирование новых отношений между различными структурами, как поврежденными, так и неповрежденными, возникают вторич- ные, присущие самим измененным образованиям, эндогенные (па- тогенетические) механизмы развития патологического процесс. В своей совокупности эти новые отношения и механизмы образуют патологическую систему, деятельность которой имеет биологи- чески отрицательное значение для организма. Патологическая система формируется под влиянием патологической детерминанты, которая является ведущим звеном и определяет характер дея- тельности системы. _Патологическая доминанта. .Патологической доминантой мо- жет быть любая вышедшая из-под контроля структура с чрезмерно усиленной функцией (напр., устойчиво экспрессированный, не- контролируемый ген, немодулируемый ионный канал, усиленно функционирующий блок, гиперактивный нервный центр и пр.). _Саногенез .- (латин. sanitas - здоровье, греч. genesis - происхождение, процесс образования), означает "развитие здо- ровья". _ Саногенез . - учение о механизмах поддержания здоровья и выздоровления при болезни. Наряду с собственно патологическими изменениями и меха- низмами патологического развития, что составляет патогенез, патофизиология изучает механизмы предотвращения возникновения и развития патологического процесса, механизмы его ликвида- ции, компенсации и восстановления нарушенных функций и выздо- ровления, Саногенез - это динамический комплекс защитно-прис- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|