реферат, рефераты скачать
 

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации


ребенка, в учреждении.

Сведения, полученные в работах Шпица, Боулби , Обри и др., (36, с.45),

снискали широкую популярность и признание. Конференция экспертов

/педиатров, психологов, педопсихиатров и социальных работников/, устроенная

в 1954 г. в Стокгольме Всемирной Организацией Здравоохранения, пришла почти

единодушно к заключению, что госпитализация ребенка, а это является

наиболее частой ситуацией, при которой развивается дальнейшая сепарация

ребенка от семьи, может представить опасность для здорового психического

развития ребенка.

Ребенок, который растет и воспитывается не в семье, всегда

нежелательное противоестественное явление. В современных условиях при

низком уровне материальной обеспеченности большинства слоев нашего общества

в дома ребенка, детские дома, приюты и интернаты постоянно поступают дети,

переходящие на попечение государства по воле родителей. Среди воспитанников

детских домов преобладают дети из семей, где родители лишены родительских

прав. Это свидетельствует о низком нравственном уровне многих тысяч

матерей и отцов, которые отказали своим детям в заботе и тепле.

Дети, воспитывающиеся в детских домах, по своему психическому

развитию, как правило, отстают от ровесников растущих в семье. Темп

развития этих детей замедлен. Их психическое и физическое здоровье имеет

ряд негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях развития.

У многих дошкольников из детских домов выявляются пассивность во всех видах

деятельности, обедненная речь, слабое внимание, снижение памяти.

Многочисленные исследования показали, что у большинства воспитанников

интернатных учреждений, психическое развитие в той или иной степени

запаздывает относительно возрастной нормы.

Изучению особенностей развития детей, воспитывающихся в детских

учреждениях интернатного типа, посвящены, исследования психологов и

педагогов, таких как И.В.Дубровина, А.Г.Рузская, М.И.Лисина, Е.О.Смирнова,

А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Н.Н.Денисевич. (40, с.27)

Проведенные ими исследования показали, что дети испытывают дефицит

общения в интернатных учреждениях, что вызывает у них состояние психической

депривации.

Ряд ученых делают попытки классификации наиболее типичных проявлении

поведения детей в условиях ограничения основных жизненных стимулов. Они

выделяют разные типы детей, имеющих последствия психической депривации.

Так Н.Н.Денисевич, принимая во внимание тот факт, что ситуацию, где

помощь и поддержка ограничены и не удовлетворена потребность ребенка в

любви и признании, можно считать критической выделяет 3 типа детей с

психической депривацией личности:

а/ стремящиеся к компенсации,

б/ хорошо приспособленные,

в/ подавленные. (39, с.16)

А.Ярулов при разработке программы психолого-педагогического содействия

развитию личности ребенка, лишенного родительского попечения, основное

внимание уделяет индивидуальному подходу к каждому ребенку с учетом причин

его сиротства. Он условно делит детей-сирот на 4 группы.

П е р в а я группа - дети-примитивы, поступающие, как правило из

домов ребенка в 3-4 года, большинство из них не умеют играть, плохо

говорят, испытывают страх перед новыми людьми. Для них характерны малая

психическая активность, аффективные реакции на новое, пассивное поведение в

обществе.

В т о р а я группа - социально запущенные дети, выросшие в крайне

неблагоприятных семейных условиях. Они подвижны, умеют говорить, но

отягощены отрицательным жизненным опытом. Их речь часто пересыпана

нецензурными выражениями, им свойственно раннее половое любопытство. В

играх они, в основном, воспроизводят семейные пьяные сцены.

Т р е т ь я группа - дети, у которых родители умерли. Они, как

правило, превосходят своих сверстников в развитии и не требуют особых

коррекционных влияний.

Ч е т в е р т а я группа - дети с ЗПР и умственной отсталостью,

поступающие из домов ребенка и неблагополучных семей.

Они нуждаются в медико-психолого-педагогической помощи.

Специфические условия жизни в детском доме часто обуславливают

отставание в психическом развитии, детей по ряду существенных параметров. В

раннем возрасте у детей отмечается апатичность, она выражается в

эмоциональной невыразительности детей. Значительно позже они овладевают

речью, это сказывается неблагоприятно на развитии ранних форм мышления, на

контактах ребенка с окружающими людьми. У детей, воспитывающихся в детских

домах, узкий кругозор, они не знакомы с явлениями окружающего мира, с

предметами быта. Наглядно- образное мышление воспитанников, которое

формируется в дошкольном возрасте и является основой успешного обучения,

значительно отстает от возрастной нормы, вследствие обедненности

чувственной сферы. Кроме того, у многих детей выявлено значительное

недоразвитие способности, произвольно управлять своим поведением,

самостоятельно выполнять правила при отсутствии контроля со стороны

взрослых, что ведет к несамостоятельности, неорганизованности. Эти дети

отличаются повышенной возбудимостью и утомляемостью, что обуславливается

постоянным пребыванием в кругу сверстников, досугом спланированным и

организованным взрослыми.

В сфере общения также обнаруживаются значительные отставания. Это

сниженная инициативность детей, бедность арсенала средств общения.

Общение далеко не единственная сфера, где обнаруживаются существенные

различия в воспитании ребенка вне семьи и в семье. Общение - это фактор,

который определяет многие вторичные различия. Дефицит общения порождает

отставание или отклонение в психическом развитии. Дефицит общения мешает

детям, воспитывающимся вне семьи, своевременно овладевать речью.

Воспитанник интернатных учреждений отличаются сниженной любознательностью,

вялостью и апатией при знакомстве с новыми впечатлениями. Для дошкольников,

живущих вне семьи, характерны двигательная расторможенность,

импульсивность, они не умеют планировать свои действия, не могут

сосредоточиться на. каком- либо занятии. Иными словами они плохо владеют

своим поведением и отстают по уровню произвольности. Низкий уровень

произвольности регуляции объясняется недостаточным развитием самосознания.

В дошкольном возрасте дети уже начинают осознавать внутренне,

внеситуативные аспекты своего существования, отделять себя от своих

ситуативных проявлений. Это отделение происходит в двух основных,

направлениях: осознание своего отношения к окружающим /предпочтений,

желаний, стремлений/ и установление связи между прошлыми, и настоящими и

будущеми событиями и действиями. У дошкольников, живущих в детском доме,

осознание своих действий происходит через те моменты, которые организуются

и обозначаются, /еда, сон/, но эти моменты однообразны, примитивны и не

становятся, персональным достоянием самого ребенка, так как

распространяются на всю группу. Дошкольники не выделяют и не фиксируют в

сознании свои действия. Они не помнят, что делали, не знают, что будут

делать. Временный план собственных действий у них не развит.

Особенности психического развития по-разному и в неодинаковой степени

обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты

серьезными, последствиями для формирования личности ребенка.

Так, уже дети первого года жизни, воспитывающиеся в доме ребенка,

отличаются, от ровесников, растущих в семье: они вялы, апатичны, лишены

жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены

эмоциональные проявления. Те предличностные образования, которые возникают

у детей на первой году жизни и лежат в основе формирования личности

ребенка, у воспитанников дома ребенка деформированы. У них не возникает

привязанности к взрослому, они недоверчивы, замкнуты, печальны и пассивны.

У малышей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах

ребенка, к перечисленным выше особенностям добавляются новые: пониженная

любознательность, отставание в развитии речи, задержка во владении

предметными действиями, отсутствие в развитии речи, задержка в овладении

предметными действиями, отсутствие самостоятельности. У дошкольников 3-7

лет из детских домов отмечаются пассивность во всех видах деятельности,

обедненная речь, слабое внимание, конфликты во взаимоотношениях со

сверстниками.

Психологически подготовленный к общению человек-это тот, кто хорошо

усвоил, что, где, когда и с какой целью можно и нужно говорить и делать,

чтобы оказать на партнера по общению хорошее впечатление и нужное влияние.

Что касается средств общения у воспитанников детского дома, то они не

соответствуют мотивам и потребностям, экспрессивно-мимические средства

общения также достаточно бедны и однообразны, доминирующее средство

общения- речь. Однако речь их отличается весьма, бедным содержанием и

лексико-грамматическим составом, да и контакты детей в детском доме

выражены слабее, чем в школе, семье. Воспитанники детского дома проявляют

значительно меньший интерес к сверстнику, чем дети из семей. Недостаток

общения с взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками.

Сама по себе достаточно богатая возможность общения со сверстниками,

которую имеют дети в детском доме, не ведет к развитию содержательных и

эмоциональных контактов. Любопытство, восторг, радость, обиду, ожидание

дети из семьи не могут переживать в одиночку и непременно вовлекают в свои

переживания сверстника. Дети же из детского дома менее внимательны к

действиям и состояниям партнера, и часто не замечают обид, просьб и даже

слез своих товарищей.

Даже находясь рядом, они нередко ведут себя независимо друг от друга.

В интернатном учреждении ребенок постоянно общается с одной и той же

достаточно узкой группой сверстников, причем сам он не властен предпочесть

ей какую- либо другую группу, как это способен сделать любой другой ученик

обычной школы, но одновременно его нельзя и исключить из нее.

Принадлежность к определенной группе сверстников становится как бы

безусловной. Это ведет к тому, что отношение между сверстниками

складывается не как, приятельские, дружеские, а по типу родственных. Такую

безусловность в общении со сверстниками в детском учреждении. с одной

стороны можно рассматривать как положительный факт, способствующий

эмоциональной стабильности, защищенности, когда группа сверстников

выступает определенным аналогом семьи, с другой стороны, нельзя не увидать

и заметных издержек -подобные контакты не способствуют развитию навыков

общения со сверстниками, умения наладить равноправные отношения с

незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимо для

избирательного дружеского общения. У этих детей масса проблем, которые

неведомы ребенку в нормальной семье. Каждый ребенок, живущий в детском

доме, вынужден адаптироваться к большему числу сверстников. Его контакты с

ними поверхностны, нервозны, поспешны: он одновременно домогается внимания

и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в

любви, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в

соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения

приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную

позицию.

Сказанное подтверждается результатами програмированного наблюдения,

проведенного Р.Бернсом по Карте Скотта. (36, с.36).

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что вне семьи

развитие ребенка идет по особому пути, который не может интерпретироваться

как простое отставание в психическом развитии. Это явление должно

рассматриваться как многоуровневое, отражающее влияние неблагоприятных

социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее

поражение центральной нервной системы и на процесс развития в

целом/физический рост, созревание нервной системы, формирование психики/.

Эксперементальные данные убедительно доказывают, что для воспитанников

домов ребенка с различными проблемами в развитии характерны в большей мере,

чем для "домашних" детей, малая подвижность нервных процессов, преобладание

возбуждения над процессами торможения, трудности адаптации в развитии

познавательной деятельности, упрощение эмоциональной сферы. В первые

месяцы жизни последовательность и сроки формирования ориентировочных

реакций, умений и навыков у детей дома ребенка с различными нарушениями в

развитии и таких же детей, воспитывающихся в семье, как правило, не имеют

существенных различий. Развитие детей в этот возрастной период определяют

не социально-психологические, а биологические факторы риска, такие, как

выраженные нарушения мозгового кровообращения и ликвородинамики. Однако уже

к 3 месяцем у детей дома ребенка нарастает отставание в развитии

зрительных, слуховых реакций, эмоций и социального поведения. Одна из

причин - ограниченность новых впечатлений и отсутствие эмоционально

насыщенного и личностно ориентированного общения с взрослым. Разница в

темпе развития детей из дома ребенка и из семьи увеличивается к тому

периоду, когда у детей должны активно развиваться общие движения /

ползание, умение садиться, сидеть, вставать, стоять и переступать/,

подражание, первые предметные действия, лепет, подготовительные этапы

понимания речи/ уровень, соответствующий 7 -8 -му месяцу жизни нормально

развивающегося ребенка/. При этом темп развития большинства детей,

воспитывающихся в семье, значительно ускоряется, в то время как у детей

дома ребенка к этому периоду нарастает отставание в развитии. В свою

очередь, значительное отставание в развитии предпосылок понимания речи, в

формировании лепета, подражания, первых предметных действий и общих

движений приводит к тому, что становление всех взаимосвязанных с ними

функциональных систем происходит только на втором - третьем году жизни.

В то же время чем раньше у воспитанников домов ребенка диагностируется

отставание в развитии и осуществляется необходимое коррекционно-развивающее

воздействие, тем меньше выражена степень отставания к концу первого года

жизни и тем большая вероятность того, что дальнейшая коррекционная работа

дает положительные результаты.

Таким образом, ранее коррекционное вмешательство может изменить весь

ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное

воздействие в условиях дома ребенка должно быть направленно на обогащение

эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на

удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и

исследовании предметного мира вокруг себя, на реализацию потребности

ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого, а позднее - в

сотрудничестве с ним.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии, происходит

медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их будут

организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя

полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу

необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного

ребенка.

ГЛАВА 2. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОМА

РЕБЕНКА.

§ 1. Изучение речевого развития детей

в условиях дома ребенка

Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей:

контрольную / 9 детей детского сада номер 11 "Журавушка"/ и

экспериментальную / 9 детей дома ребенка/.

17 февраля 2000 года мы продиагностировали группу детей детского

сада, а 18 февраля 2000 года - группу детей дома ребенка.

В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие

параметры измерения уровня речевого развития детей раннего возраста:

- выявление уровня восприятия речи, взрослого,

- выявление понимания речи взрослого,

- выявление объема активного и пассивного словаря,

- выявление состояния звукопроизношения,

- определение уровня активного словарного запаса детей,

- выявление состояния контексной речи,

- выявление состояния грамматического строя речи.

Для изучения "развития речи детей раннего возраста мы применяли

следующие методики:

МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал : кукла и 4-

5 хорошо знакомых детям предметов / чашка, погремушка, собачка/.

Процедура проведения : исследование было проведено индивидуально с

каждым ребенком

1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.

2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.

3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо

часть лица или тела.

4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или

тела у себя.

5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет.

6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия

/положить кубики в коробку/. Задание усложняется в зависимости

от возраста ребенка.

7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками,

ногами, головой, всем корпусом.

Формулировку задания повторяли несколько раз.

Обработка данных.

Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений

формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число

правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество

набранных ребенком баллов:

1 раз - 2 балла,

2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,

О баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.

Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень

понимания речи.

От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0

баллов - низкий уровень понимания речи.

МЕТОДМКА № 2. " Найди игрушку".

Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые

предметы /игрушки, пирамидки, куклы и т.д./

Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем,

как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в

игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку,

понимает ли обращенную к нему речь.

Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные

параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных

фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество

выполнения:

5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведеннных фрагментов,

определяющих результативность.

Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания.

Выполнены все параметры.

3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.

Выводы об уровне развития речи.

5 баллов - высокий уровень.

3-4 - средний уровень.

0-2 - низкий уровень.

МЕТОДИКА № 3. "Кто это".

Цель: выявить объем активного словаря.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь

предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени

частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова,

обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В

качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий:

одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка,

картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай,

транспорт, игрушки, птицы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.