реферат, рефераты скачать
 

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации


Обработка данных.

Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.

1 балл - наличие правильного ответа.

О баллов - неправильный ответ.

Выводы об уровне объема словаря.

10 баллов - высокий уровень объема словаря,

7-9 -баллов - средний уровень,

2-6 балла - низкий уровень.

1. балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь”

Цель: Выявить состояние звукопроизношения.

Материал: предметные картинки.

Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в

их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив

конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы

предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а

затем прямые и обратные слоги с этим звуком.

Обработка данных.

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в

произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.

Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру

слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не

сформировавшиеся в его произношении.

Оценка результатов.

Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0

баллов.

13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает

слоговую структуру, не замещает.

10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его

произношении: "р".

5-9 баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые.

0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего

онтогенеза.

Выводы об уровне развития.

13 - баллов - очень высокий уровень

10-12 баллов - высокий уровень.

5-9 баллов - средний уровень.

0-4 балла - низкий уровень.

МЕТОДИКАМ 5. "Расскажи по картинке".

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Материал: серия сюжетных картинок.

Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:

1. "Мальчик вскапывает землю".

2. "Мальчик сеет".

3. "Мальчик поливает цветы".

4. "Мальчик собирает цветы".

Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на

картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о

том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две

минуты.

Обработка данных:

Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и

частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и

конструкций предложений.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице

фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

1. баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий уровень развития речи.

8-9 баллов - высокий уровень,

4-7 баллов - средний уровень.

2-3 балла - низкий уровень.

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 6. " Опиши картинку".

Цель: выявить состояние контексной речи. Материал: сюжетные картинки.

Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы

предъявляли ребенку сюжетные картинки:

"дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша

и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за

розами". Предъявляется следующая инструкция: " посмотри внимательно на

картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему

усмотрению". Параметры качественной оценки.

0. - у существительных / категории единственного и множественного числа/.

1. 2-у глаголов / категории единственного и множественного

числа/.

3- категории совершенного и несовершенного вида.

4 - предлоги.

5 - наличие местоимений.

6 - связная речь.

Оценка результатов.

6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

0-1 баллов - не более одного фрагмента речи.

и Выводы об уровне развития.

6 баллов - высокий уровень.

4-5 балла - средний уровень,

2-3 балла - низкий уровень,

0-1 балла - очень низкий уровень.

МЕТОДИКА № 7.

" Опиши картинку".

Цель: выявить состояние грамматического строя, речи.

Материал: сюжетные - картинки.

Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на

которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого

распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с

употреблением предлогов.

Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком

баллов.

1 фразы: короткие - 1 балл

элементарные - 2 балла,

развернутые - 3 балла,

свободные - 4 балла.

2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных

и падежных окончаниях - 2 балла.

3. употребление предлогов - 2 балла.

Выводы об уровне развития грамматического строя.

7-8 баллов - высокий уровень,

3-7 баллов - средний уровень,

0-2 баллов - низкий уровень.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество

баллов, что и определило уровень развития его речи. /Таблица 1/.

Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей

экспериментальной и контрольной групп./ График 1/.

В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА.

|Ф.И. |М 1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |Сумма |

| | | | | | | | |баллов |

|1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 |

|2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 |

|3. Рябов. С. |11 |5 |5 |8 . |3 |5 |3 |40 |

|4. Касьянова Т. |8 |3 |3 |7 |3 |2 |0 |29 |

|5. Письменно М. |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 |

|6. Джаглаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 |

|7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 |

|8. Васильев 0. |9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 |

|9. Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |

КОНТРОЛЬНАЯ ПУППА 7

| |Ф.И. |М1. |М2. |М3. |М4. |М5. |М6. |М7.|Сумм|

| | | | | | | | | |а |

| | | | | | | | | |балл|

| | | | | | | | | |ов |

|1|Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 |

|2|Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 |

|.| | | | | | | | | |

|3|Петрова О. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 |

|.| | | | | | | | | |

|4|Яичко Д. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 |

|.| | | | | | | | | |

|5|Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 |6 |53 |

|.| | | | | | | | | |

|6|Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 |

|.| | | | | | | | | |

|7|Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 |

|.| | | | | | | | | |

|8|Трусранова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 |

|.| | | | | | | | | |

|9|Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |5С |

Для наглядности оформим полученные данные графически

График N 1

Результаты полученные во время констатирующего эксперимента.

Контрольная группа

Количество детей

50 и 30-50

30-0

Набранные баллы высокий, средний, низкий

Уровни оценки: 66,5 % - высокий уровень

33,5% - средний уровень

Экспериментальная группа

Количество детей

50 и 30-50

30-0

Набранные баллы Высокий средний низкий

Уровни оценки 22,5% - высокий уровень

22,5% - средний уровень

55% - низкий уровень

В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи

был выявлен у 6 детей контрольной группы /66% / и 2 детей экспериментальной

/22%. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания.

Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень

понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно

всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную

реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко

вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось

соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети

безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года

звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат,

который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети

стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия,

в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием

картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам,

/см. Приложение 1/.

Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые

никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и следовательно, не имели

представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с

нашей помощью различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы,

наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния

контексной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории

единственного и множественного числа / Например: моет - вымыл/, и у

глаголов / например: пилит-пилят/, категории совершенного и несовершенного

вида. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В

целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в

норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно

строить предложения.

Средний уровень развития речи был отмечен у 3 детей контрольной

группы / что составило 33 % / и у 2 детей экспериментальной /22%.

Затруднения у этих детей возникали в основном в недостаточном понимании

речи. Дети справлялись с заданием частично. Не все дети внимательно сдували

задания логопеда, были пассивны и практически, не реагировали на вопросы,

обращенные к ним. В обиходном словаре детей не наблюдались обобщения,

понятий, а восприятие бытовой фразы и дифференцировка далеких звуков

наблюдалось в изолированном положении. Такие наблюдались отклонения

состояние звукопроизношения. Дети заменяли звуки при помощи последних,

которые уже имелись в речи. Иногда дети сокращали и слоговую структуру

слова. Также возникали трудности в употреблении прилагательных в

превосходной степени, а также в составлении сложных предложений и их

конструкций. Трудности наблюдались и в описании: рассказа. При диагностики

уровня контексной речи мы выявили ошибки, в употреблении местоимений, дети

путали "он-она", "я-он". Наблюдалось множество аграмматизмов. Речь детей

скудная, не выразительная, элементарная.

Низкий уровень развития речи был выявлен только у детей

экспериментальной группы - 5 детей /55%/., находящихся в условиях дома

ребенка сильно отставали от возрастной нормы. У них наблюдалось сильное

смущение при общении. Как правило, дети не понимали задаваемые вопросы,

поэтому необходимо было повторять задание несколько раз, но даже при этом в

нескольких ситуациях / по Методике N 1/ оно оставалось на выполненным.

Удовлетворительное понимание обращенной речи ведет к тому, что у детей

наблюдается ограниченный экспрессивный словарь, аграмматично построенные

фразы и отсутствует самостоятельный рассказ. Этот уровень характеризуется

очень сильным отставанием в развитии звукопроизношения. В речи детей

наблюдались сплошные аграмматизмы, речь трудна для восприятия.

У детей с низким уровнем наблюдается отсутствие интереса к предложенному

заданию. Дети не могли сосредоточиться, а также возникали трудности в

понимании инструкции. Каждая предъявленная картинка вызывала у данной

категории детей затруднения. Дети не могли сразу рассказать о том, что

видят. Только с помощью наводящих вопросов они могли описывать содержание

картинок. Некоторые дети не улавливали связи между изображенными на

картинках действиями, вследствии чего последовательности в рассказах не

наблюдалось.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень

развития речи детей раннего детского возраста, находящихся в условиях

социально-психологической депривации явно отстает от развития речи детей,

воспитывающихся в домашних условиях. Для таких детей необходимо разработать

специальную коррекционную программу, которая всесторонне развивала бы

ребенка и, главным образом, активизировала бы коммуникативные потребности.

§ 2.

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕКАЯ РАБОТА - ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ДОМА РЕБЕНКА.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента. ЦЕЛЬ

формирующего эксперимента: развитие диалогической и монологической речи.

ЗАДАЧИ формирующего эксперимента:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Формирование разговорной / диалогической/ речи.

4. Обучение рассказыванию / монологической/ речи.

Основные направления программы:

1. Совершенствования предметного и глагольного словаря.

Совершенствование активного и пассивного словаря.

Обогащение словаря прилагательных, местоимений, наречий,

предлогов.

2. Развитие грамматического строя речи детей: рода, числа, падежных

окончаний.

2. Умение составлять простые, элементарные фразы.

Активное развитие диалогической речи.

4. Умение строить предложения.

Умение последовательно излагать какие-либо события.

Умения составлять план высказывания.

Осуществление программы предполагало следующие принципы

коррекционной работы:

1 . Принцип генетического хода развития психической деятельности.

в том числе, познавательной и практической.

2. Развивающий характер обучения. Развивающее обучение должно учитывать как

особенности возраста, так и особенности структуры нарушения. Оно должно

быть направленно на возможно более раннее коррекционно-воспитательное

направление процесса обучение, ускорение темпа развития и преодоление

отклонений в развитии.

Основные МЕТОДЫ обучения, как и содержание обучения, определяется

наглядно- действенным и наглядно- образным пилением детей раннего возраста.

Подбор приемов, составляющих метод обучения, осуществляется на основе учета

особенностей всех психических процессов данной возрастной группы детей:

необходимость опоры на наглядный материал, действенное участие в познании

предметов и явлений окружающего мира, т.е., вовлечение в процесс познания

всех или многих анализаторов ребенка, обязательное соотнесение слова с

обозначенным предметом, слова - с действием, слова - признаком,

многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий детьми

с предметами, которые обозначаются словом. Развитие речи детей

осуществляется в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.

Успех коррекционной работы прямо зависит от положительной эмоциональной

установки. В память поступают только те, что мы воспринимаем, а изменения

происходящие в восприятии, связаны с содержанием эмоций: отрицательное

эмоциональное состояние ведет к негативной установке. Поэтому необходимо

учитывать, что при некоторых условиях, положительные эмоции могут

способствовать, снижению уровня выполняемы заданий.

Тщательно разработанная программа должна основываться на точном

определении того, что может и чего не может делать ребенок с проблемами в

развитии. Хорошая программа та, которая даст ребенку возможность

продвинуться вперед и добиться успеха.

Слишком трудная программа не позволит ребенку проявить себя. Слишком

легкая не будет стимулировать его психическую активность. Программа должна

основываться на анализе данных из истории развития ребенка, на объективной

оценке» уровня и темпа развития ребенка, его поведенческих реакций.

Коррекционная программа в условиях дома ребенка должна решать

задачи адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактики раннего

отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных

психической депривацией; ранней коррекцией отклонений в развитии на основе

создания оптимальных условий для развития личностного и интеллектуального

потенциала ребенка.

Таким образом, адекватный выбор приоритетной задачи является главным

условием эффективности педагогической работы в доме ребенка.

Все вышеперечисленное, а также высокий профессионализм логопеда поз

юлят повысить эффективность коррекционной работы.

Дети раннего возраста при ознакомлении их с предметами и явлениями

окружающей действительности не всегда могут самостоятельно достаточно полно

воспринять речь окружающих и с пользой для развития переработать полученные

впечатления. Только благодаря развитию понимания речи и познавательной

деятельности ребенка, регулируя его поведение, и осуществляется весь

процесс воспитания.

С помощью речи взрослого можно дать ребенку элементарные знания об

окружавшем их предметном мире, научить игровым действиям, т.е. осуществить

доступное всестороннее развитие с учетом возраста детей.

Воспитание детей в домах ребенка предполагает решение простейших,

но очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной

из главных задач умственного воспитания является развитие речи детей.

Работа по развитию речи детей раннего возраста строится поэтапно.

Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа

развития, сущность которого состоит в том, что ребенок овладевает речью в

определенной последовательности с соблюдением общих закономерностей и при

условии тесного взаимодействия речи с развитием всей психики ребенка.

Исходя из общих психологических закономерностей, в работе по

развитию речи выделяются два этапа: развитие до речевого общения и развитие

речевого общения. Этапы имеют различия в содержании обучения, в методах

обучения и в формах организации детей.

Содержанием обучения на ПЕРВОМ этапе является развитие у детей

голосовых реакций и понимание обращенной речи, на втором этапе - активной

речи. К содержанию обучения детей раннего возраста, относится прежде всего

воспитание потребности в речевом общении, что является основой для

появления речевой активности. По мере появления активной речи необходимо

развивать у детей, самостоятельность в пользовании словом, желание

употреблять его в коммуникативных целях, т.е. в общении.

На первом этапе обучения мы развивали зрительное и слуховое

сосредоточение детей, внимание к обращенной речи взрослых и ее понимание./

см. Приложение 2/.

Развитие у детей зрительного и слухового сосредоточения, внимания к

речи и ее понимание осуществляется в процессе познания ребенком предметов и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.