реферат, рефераты скачать
 

Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации


|Ф.И. |М.1. |М.2, |M.3 |М.4. |М.5. |М.6. |М.7 |Сумма|

|1Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 |

|2.Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 |

|З.ПетроваО. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 |

|4.Пичко.дд. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 |

|5.Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 | 6 |53 |

|б.Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 |

|7.Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 |

|б.Труфанова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 |

|9.Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |50 |

График 3.

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп.

Экспериментальная группа.

Количество детей

50 и выше 30-50 30-0

Набранные баллы высокий, средний, низкий

Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень

44 % - средний уровень

33,5 % - низкий уровень

Контрольная группа

Количество детей

50 и выше 30-50 30-0

Набранные баллы Высокий средний низкий

Уровни оценки 66,5% - высокий уровень

33,5% - средний уровень

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень

развития речи у детей, находящихся

Эти данные лишний раз доказывают, что детям, находящимся

в условиях социально-психологической депривадии, необходима программа,

которая развивала бы их всесторонне. Дети экспериментальной группы

поднялись с низкого уровня, на средний. Благодаря коррекционной работе,

проводимой с детьми экспериментальной группы, результаты стали выше и

приблизились в к возрастной: норме, что отразилось в ответах детей.

Таким образом, нами экспериментально было доказано, что уровень

развития, речи у детей, находящихся в условиях социально-психологической

депривации, необходима заметно отстает в развитии. Поэтому программа была

построена с целью развить речь детей раннего возраста и приблизить ее к

норме.

Мы видим, что отставание в развитии речи детей, находящихся в

условиях социально-психологической депривации, от речи детей,

воспитывающихся в домашних условиях, явные. Но все же коррекционная работа

дала положительный результаты.

Таким образом, подобный эффект обусловлен широким уровнем работы

персонала учреждения, но и немало важное значение имеет и коррекционная

работа с детьми, находящимися в условиях Дома ребенка. С введением в

действие предложенной работы программы возросла не только эффективность

логопедических занятий, но и значительно улучшился общий результат работы.

Объективно это подтверждается проведенным анализом состояния уровня

развития речи.

Следовательно можно утверждать, что разработанная нами

коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, в

условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно

эффективной и практически оправданной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретический анализ проблемы целесообразности и необходимости

включения коррекционных мероприятий в комплекс логопедический мер по

преодолению отставания в развитии речи у детей рапного возраста,

находящихся в условиях социально- психологической депривации.

Изучив теоретический аспект онтогенеза речевого развития мы пришли к

выводу о том, что развитие речи возложено только в тесной связи с взрослым.

Недостаток такого общения существенно сказывается на развитии у детей речи

и психики. Эта проблема отражена в трудах отечественных и зарубежных

исследователей, в облаете педагогики и психологии. Такое ограниченное

общение прослеживается у детей, находящихся у в учреждениях интернатного

типа. Поэтому целью нашего исследования явилось определение психолого-

педагогических условий успешного речевого развития детей, воспитывающихся в

условиях дома ребенка. На базе Ставропольского Специализированного дома

ребенка, мы провели эксперимент, в котором участвовали дети 3-4 лет и

сравнили полученные данные с контрольной группой детей Детского сада .№1

"Журавушка", того же возраста. Предметом нашего исследования выступали

процессы речевого развития детей - сирот дошкольного возраста. Жизненная

обстановка, в которой воспитываются дети. Уход, отношение окружающих

взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность

ребенка в различных видах деятельности, имеет большое значение для развития

речи. В этой связи воспитательные воздействия должны, на наш взгляд,

проводиться постепенно:

и направляться на все стороны нервно - психического, педагогического и

психологического развития детей. Только при всестороннем развитии у них

будет своевременно формироваться речь.

В процессе изучения влияния социальной депривации на речевое

развитие детей мы лишние раз убедились в том, что у детей, находящихся в

учреждениях интернатного типа наблюдается сильное отставание в развитии.

Особенно это отражается на детях раннего возраста. В последние года

проблема психических лишений стала наиболее актуальной. Изученные нами

экспериментальные данные / 39.с72/ убедительно доказывают, что для

воспитанников дома ребенка с раз. личными отклонениями в развитии

характерны в большей мере, чем для " домашних" детей, малая подвижность

нервных процессов, преобладание возбуждения над торможением, трудности

адаптации в развитии познавательной деятельности, уплощение эмоциональной

сферы. Надо отметить, что чем раньше у воспитанников домов ребенка

диагностируется отставание в развитии и осуществляется необходимое

коррекционно-развивающее воздействие, тем меньше выражение степень

отставания на начальных этапах развития и тем большая вероятность того, что

дальнейшая коррекционная работа дает положительные результаты.

Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход

психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное воздействие в

условиях дома ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и

личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение

потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании

предметного мира вокруг себя.

Ребенок, обучение которого, вследствие задержки в развитии,

происходит медленнее, формировать их будут организованно, наиболее

эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и. навыки в

повседневной жизни.

Для выявления уровня развития; речи детей раннего возраста, детей

социально дезадаптивных и констатации факта отставания от речи детей,

воспитывающихся в доме ребенка условиях, мы провели эксперимент.

В основу проведенных методик были положены следующие параметры:

выявление уровня восприятия речи взрослого, выявление понимание речи

взрослого, выявление объема активного и пассивного словаря, выявление

состояния звукопроизношения, определение состояния контексной речи и

грамматического строя. В своем эксперименте мы использовали 7 методик. В

результате исследования мы получили данные, доказывающее явное

отставание в развитии речи детей двух групп, что отразилось в

качественном и количественном анализе. Для отставания детей необходимо

разработать специальную коррекционную программу, которая всесторонне

развивала бы ребенка и, главным образом, активизировать

коммуникативную потребность.

Нами была разработана программа формирующего эксперимента, в котором

принимали участие дети 3-4 лет, находящиеся в доме ребенка, с рождения.

Целью формирования эксперимента было развитие диалогической и

монологической речи. Для достижения поставленной цели мы решали следующие

задачи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи,

формирование разговорной речи, обучение рассказыванию. Воспитание детей в

домах ребенка, предполагало решение простейших, но очень важных задач,

благодаря которым постепенно закладывались предпосылки физического,

умственного, нравственного и эстетического воспитания. Одной из главных

задач умственного воспитания явилось развитие речи детей.

В ходе формирования формулирующего эксперимента нами были ей,

проведены индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

В результате данная коррекционная программа на протяжении всего

формирующего эксперимента выполняла, поставленную перед ней цель и задачи.

Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и

позволило повысить уровень педагогической работы в доме ребенка.

Анализ экспериментальных данных подтвердил необходимость данной

программы.

Нами был проведен контрольный срез. где № использовали ту же систему

методик.

Дети экспериментальной группы повысили уровень развития речи

и дали результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами

программы.

Для наглядности мы также сопоставили результаты экспериментальной

группы и контрольной. Конечно, контрольная группа в своем развитии заметно

превосходит экспериментальную, но тем, не менее коррекционная работа дала

положительные результаты. С введением в действие предложенной программы

взросла не только эффективность логопедический занятий, но и значительно

улучшился общий результат работы. Объективно это подтверждается проведенным

анализом состояния уровня развития речи.

Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная

программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях

социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и

практически оправданной.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.

2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,-

М., 1994.

3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное образование, 1996.

N 6, с . 18-28.

4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при

заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.

5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.

6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.

8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М.,

1967.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827

10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.

11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.

12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.

14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,

1998.

15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном

возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.

17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей.

Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.

18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого

высказывания. - М.. 1969.

19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.

21. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка.

- М, 1956.

22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.

23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-

1991.

24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях

интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.

25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая

реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М.,

1997.

27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.

28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.

29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.

30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред.

Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко . -М., 1987,с.56.

31. Психология детей дошкольного возраста. // Под . ред.

Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.

32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.

И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.

33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте.

// Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.

34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой.,

-М., 1997.

35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.

36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной

М.И. - М., 1963.

37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.

А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.

38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.

39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.,

1963.

40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с

задержкой психического развития. -М., 1984.

41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П.

Усовой.-М., 1963,с.69.

42. Селиверстов В.... .Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.

43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность //

Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.

44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто

реферат,-М., 1994.

45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.

-М., 1985. с.29.

46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м.,

1988.

47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:

методы исследования. -К., 1992.

48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие

речи человеком. - Л. ,1976.

49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,

Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской

депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.

50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно-

психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.

51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.

Фельдштейна - М., -В., 1995.

52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у

младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ N2

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.

1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что

гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."

Игра:

Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг

другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной

звенел колокольчик.

2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и

те же звуки, звукосочетания, слова.

Игра:

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно

послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и

как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса,

а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.

План индивидуальных занятий.

1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с

новыми предметами окружающей действительности.

Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на

предмете.

Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.

2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального

общения.

Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.

Материал: образные или звучащие игрушки.

3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных

действий детей с предметами.

Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста.

На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного

предмета на другой. Материал: образные игрушки.

4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.

Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки.

Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,

5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.

Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание

движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные

игрушки.

ПРИЛОЖНИЕ N 4.

План фронтального занятия

Тема: Развитие коммуникативной деятельности.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Задачи: 1. развитие словаря.

2. развитие фразовой речи. Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.

2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.

3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с

камешками или горохом, труба.

Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети

должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные

и контрасные.

4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед

предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие

звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа,

разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.

5. Подведение итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.

ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".

ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала

знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по

очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно

ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник,

металлофон, бубен.

ИГРА. " УГАДАЙ . КТО ЭТО".

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,

закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не

натолкнется на одного из детей, , который .должен подать голос

заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу".

Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то

становится в круг.

ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.

Описание игры.

Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных

движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно

проделать движения в той последовательности, в какой они

были названы. А затем самому перечислить последовательность

проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение

задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное

действие-очко. Набравший большее количество очков -

победитель.

Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":

"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля,

подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные

дети следят за правильностью выполнения. Неправильно

выполнивший задание отдает полученный балл.

ИГРА "Запомни слова".

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие

должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка

считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются

разной сложности.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.

План фронтальных занятий

1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами

окружающего мира.

Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами.

Материал: кошка / желательно живая/.

2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с

предметами.

Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических

значений новых слов.

Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая,

кукольная мебель.

3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.

Цель: закрепление новых слов и их значений.

Материал : игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода,

мыло, полотенце.

4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.

Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых

слов, их активизация.

Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и

в их числе - кошка.

5-е занятие : Развитие речи в играх со строительным материалом

Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их

активизация.

Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет

по дорожке:, "топ-топ"./

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.

1. На слове "мама" в произвольном порядке.

МАМА! МАМА!

МАМА! МАМА?

МАМА? МАМА.

Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах:

НА, НЕТ, НУ, НО.

НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.

НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед

произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям

спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с

соответствующей интонацией.

НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен.

Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким

движением покачивать головой.

НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед

собой.

2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое

восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей

интонацией.

На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие

фразы:

Например:

Сказала тетя: - повествователнно,

Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.

Сказала мама: - повествовательно,

Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,

Сестра сказала: повествовательно,

Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,

А я ответил: - повествовательно,

Во, футбол! - восклицательно, радостно.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.