| |||||
МЕНЮ
| Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривацииявлений окружающей действительности, т.е. развитие речи и развитие познавательных способностей ребенка осуществляется одновременно. Для успешного развития зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи и ее понимания ребенок должен видеть предмет и одновременно слышать его название, потрогать его, понюхать /если он имеет запах/, попробовать/ если предмет съедобен/, выполнить с ним некоторые действия: подержать в руках, погладить, покатать в машине и т.д. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, опираясь на различные виды деятельности, тем успешнее будет развиваться его реакция на слово, обозначающее этот предмет стоит на одном и том же месте, обозначается одним и тем же словом. По мере усвоения слова ребенок учится находить предметы в разнообразной обстановке / находить куклу в разных местах, кормить, баюкать/. Особо мы уделяли внимание, усложнению понимания, развивая способность обобщать. Усложнение понимания сочетается с активной речью и даже опережает ее, поэтому, называя знакомые предметы, признаки, действия высказывания строились в форме предложений или словосочетаний. На первом этапе для развития у детей cлухо-зрительного сосредоточения нами были использовании следующие приемы: - внезапное появление и быстрое исчезновение предмета. С этой целью мы брали набор игрушек: мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и корзина. Необходимо было достать игрушку из-за ширмы и быстро спрятать ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки мы каждый раз называли ее, привлекая внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторялось на одном занятии многократно. Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывает у детей ответную реакцию: улыбку, притягивание рук, вокализацию. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения, что, в свою очередь, является предпосылкой к развитию понимания словесной речи окружающих. На первом этапе нами были проведены преимущественно индивидуальные занятия. Позже дети были объединены в подгруппы по 2 человека, затем по 3-4 человека. В одну группу были объединены дети с разными речевыми возможностями, т.к. дети с лучшим речевым развитием являются образцом для подражания остальным. Например к двум детям, пользующимся активной речью, присоединяется один ребенок с пассивной рачью. С каждым ребенком на первом этапе было проведено 10 занятий. Из них 5 индивидуальных /см. Приложение 3/ и 5 фронтальных / См. приложение 4/. На занятиях на первом этапе мы применяли следующие методические приемы: - показ предмета/ игрушки/ с названием его, - показ предметов в действии с их называнием, - показ ряда последовательных действий с предметами, - показ выполнение поручений детьми, рассматривание предметов, - показ картинок с изображением отдельных предметов, и - целевой показ предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами, - осмотр предметов, - наблюдения за живыми объектами. Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимание обращенной речи. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где проходят занятия, должна быть тишина. Занятия проводились в игровой форме. На ВТОРОМ этапе обучения на логопедических занятиях преимущественно развивали активную речь. Развитие активной речи осуществлялось в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале. Принцип единства формирования речи мышления на одном и том же познавательном материале был положен в основу всего процесса, обучения детей речи. На ряду, с развитием активной речи мы продолжали воспитывать у детей внимание к обращенной речи, ее понимание. Развитие только понимания еще не обеспечивает умения говорить, и наоборот, если ребенка тренировать только в произношении слов, а не уделять внимание усложнению понимания, то не разовьется способность обобщения, умение ориентироваться в окружающем и устанавливать причинно-следственные связи. В содержание обучения активной речи мы включили развитие речевых средствах формирование общения, т.е. коммуникативной функции. Развитие у детей речевых средств состоит в постепенном расширении пассивного и активного словаря / накопление его количества/, развитие лексических и грамматических значений слов. Накопление словаря мы осуществляли за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. При этом необходимо учитывать следующее: - у детей в активном словарном запасе по количеству преобладают слова с предметным значением/ существительные/, но частота употребления слов в активной речи самим ребенком падает на глаголы, т.е., хотя в речи ребенка запас существительных значительно больше, они все же реже употребляются в коммуникативных целях, чем глаголы. - глаголы имеют большое значение при переходе к фразовой речи, поэтому нельзя накапливать словарь поочередно / сначала существительные, затем глаголы, прилагательные/. Поэтому мы обращали на то, как ребенок воспринимает предмет в целом: его название, признаки, возможность производить с ним действия. Также мы обращали внимание на то, чтобы ребенок предметы сопровождал не просто называнием отдельных слов, а связным повествованием, сообщением, т.е. рассказом взрослого, чтобы ребенок получил общее представление о предмете, а слово, обозначающее предмет, сочеталось бы в его рассказе с другими словами. Одновременно с расширением словаря мы проводили работу по развитию понимания значений слов: ребенок начинал понимать, что каждый предмет, действие имеет свое название, что об одном предмете и о многих говорят по- разному, начинает вычленять окончания слов, передающие грамматическое значение. Формирование коммуникативной функции - функции общения включало работу над различными высказываниями: обращение - побуждение, просьба, обращение - сообщение, фразовой речью./СМ. Приложение 6/. Словарь ребенка мы активизировали в следующем порядке: - слова из повторяющихся слогов / ляля, дядя, тата/. -- звукоподражания / аф-аф, би-би/. - двусложные слова с открытыми слогами / Ната, вата, Вова, Нина, вода, рука, нога, коза/. Для формирования фразовой речи применялись следующие приемы: - обучение обращенной речи / выразить просьбу 2-З-мя словами: "Да то-то" или "Тетя дай то-то"/. —детей учили выражать предложения к совместной деятельности: "Давай играть" - сообщение: "Мишка плачет". Где ляля?". "Где была?" Указанные этапы отражают общее направление в развитии речи детей. В зависимости от ряда причин, связанных с другими сторонами психического развития каждого отдельного ребенка., - у одних детей развитие сосредоточения на предмете, внимание к речи и ее понимание, появление активной речи происходит раньше, у других- позже. Поэтому нельзя проводить четкую грань между 1 и 2 этапом обучения. Искусственное деление может привести к задерживанию развития активно? речи отдельных, доступных им слов, звукоподражаний, вызывать у них активную речевую реакцию. При создании таких условий дети с разными речевыми возможностями одновременно получают запас: одни - активной, другие - пассивной речи в процессе одного занятия. Все приемы, характерные для первого этапа обучения на 2 этапе использовались нами с целью активизации речи детей. Чтобы ребенок вместо мимики, жеста или молчаливого выполнения действия мог употребить слово, использовались специальные приемы, способствующие активизации речи детей. Их использование сочеталось с приемами, побуждающими детей к ответной реакции словом. В основе всех приемов, способствующих активизации речи детей, лежит подражание речи взрослых. Мы пользовались следующими приемами: - Внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем вопросами: кто это?.., что это?.., кто спрятался?/"Вот петушок. Покажи, где петушок? Кто это?.., Как кричит?/. - просьба, предложение произнести слово, - совместное проговаривание слова. - отраженное произнесение слова. - самостоятельное произнесение слова, - договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово. - ответы на конкретные вопросы: " Кто это?", " Что это?", " Что делает?", " Какой предмет по величине? / по форме, цвету/, - образец обращенной речи / " Пойди к Саше, скажи, давай играть"/. Для второго этапа обучения было характерно сочетание индивидуальных и подгрупповых занятий. Индивидуальные занятия мы проводили 3 раза в неделю с каждым ребенком. Длительность занятия не более 10 минут. В течении занятия с ребенком проводилось 2 игры - упражнения с игрушками, предметами или картинками. Основная задача индивидуальной работы состоит в развитии у детей зрительно-слухового сосредоточения и внимания, к речи взрослого. Подгрупповые занятия с детьми проводились 3 раза в неделю. Сначала в них участвовала часть детей, способных по своему сосредоточению внимания и усидчивости заниматься коллективно. Количество детей, охваченных подгрупповыми занятиями, зависит от психолого-педагогической характеристики развития детей каждой конкретной группы. Длительность подгрупповых занятий 8-10 минут. Основные задачи подгрупповых занятий cocтояли в развитии у детей понимания обращенной речи к воспитании потребности в словесном общении. Фронтальные занятия с детьми проводилось 1 раз в неделю. Длительность одного занятия от 10 до 15 минут. Фронтальные занятия проводились тогда, когда большая часть детей имела уже достаточно развитое зрительно- слуховое сосредоточение на предмете и не менее половины детей группы имели активную речь. На фронтальных занятиях решались задачи развития понимания и активной речи детей. Начало проведение фронтальных занятий совпало со второй декадой формирующего эксперимента, так как именно в это время у детей сформировалось зрительно- слуховое сосредоточение и активная речь. Фронтальные занятия проводились в групповой комнате, а подгрупповые и индивидуальные - в логопедическое кабинете. Главная задача на всех логопедических занятиях - развитие речи детей в ее коммуникативной функции. Для успешного ее решения в занятия включались еще несколько задач, подготавливающих основу для осуществления главной задачи. Включение нескольких задач в одно занятие необходимо было для смены видов деятельности. Чтобы на одном занятии решать, несколько задач, игры упражнения мы подбирали следующим образом: - развитие зрительного или слухового сосредоточения. внимание к речи взрослого и развитие целенаправленных действий./игра “ Скажи, что звучит". " Угадай, кто это"./ - Привлечение внимания детей / к речи взрослого/ развитие ее понимания. / Игра " Слушай и выполняй"/. - развитие активной речи в сочетании с задачами, направленными на воспитание внимания, выдержи, мелкой или общей моторики./ Игра "Кто внимательней", игра "Запомни слова"/ (см. Приложение 5) Основой планирования занятий для нас был тематический план. Занятия по теме планировались последовательно одно за другим на протяжении трех недель. ( см. Приложение 6). Тема, выбранная для изучения с детьми, располагалась в виде цепи последовательных занятий. На каждом последующем занятии уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы. Для изучения темы включаются разные виды деятельности: - ознакомление с предметом, - выполнение детьми определенных действий с предметами, - игры с предметами /сюжет/, - дидактические игры на развитие различных анализаторов / сенсорики/, - игры со строительным материалом, Задачи, связанные с развитием речи, располагались в следующем порядке: 1. Ознакомление с новыми словами. 2. Уточнение лексических значений новых слов. 3. Закрепление лексических значений слов, связь слова с обозначаемым предметом, признаком, действием. 4. Активизация новых слов в речи детей. Данная программа была проведена с пятью детьми, находящимися в доме ребенка. Детям было интересно, и они с удовольствием выполняли задания предложенные нами. Таким образом, данная коррекционная программа на протяжении всего формирующего эксперимента выполнила поставленную перед ней цель и задачи. Нами были соблюдены условия эффективности коррекционной работы, что и позволило повысить уровень педагогической работы в Доме ребенка. Поскольку игра для детей 3-4 лет является основным видом деятельности, то все занятия индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, мы проводили с детьми в игровой форме. § 3. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ. Для подтверждения необходимости описанной выше программы для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально- психологической депривации, и выявления степени ее эффективности нами был повторно проведен контрольный срез с целью изучения динамики произошедших изменений в развитии речи детей. При проведении контрольного среза мы использовали ту же систему методик. / см. Глава 2. §1/. Оценка результатов, соответсвует количеству набранных ребенком баллов. Приведем параметры баллов. От 0 до 30 баллов - низкий уровень развития речи. От 30 до 50 баллов - средний уровень развития речи. От 50 и выше - высокий уровень развития речи. Исследование охватило группу детей из девяти человек, принимавших участие в формирующем эксперименте - экспериментальная группа. Нам показалось целесообразным провести сражение уровня развития речи детей экспериментальной группы / 9 детей Дома ребенка/, после констатирующего эксперимента и по завершению формирующего эксперимента. Такое сравнение результатов исследования позволяет нагляднее продемонстрировать динамику произошедших изменений: фиксировать прогресс, или же напротив, регресс. Итак, проанализируем полученные данные. Для большей достоверности и наглядности постараемся сравнить данные двух срезов -исходного -/данные констатирующего эксперимента/ и повторного / данные формирующего эксперимента/.Сопоставим показатели диагностики уровня речи экспериментальной группы до проведения, коррекционной работы, разработанной нами специально для детей раннего возраста, находящихся в условиях социально - психологической депривации, и по окончанию. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА. СВОДНАЯ ТАБЛИЦА Экспериментальная группа / до формирующего эксперимента/. |Ф.И. |М.1 . |М.2. |M.3. |М.4 |Д.5. |М.6. |М.7. |Итог| | | | | | | | | |о | |1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 | |2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 | |3. Рябов С. |11 |5 |5 |8 |3 |5 |3 |40 | |4. Касьянова Т.|8 |3 | 3 |7 |3 |2 |0 |29 | |5. Письмен ко |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 | |М. | | | | | | | | | |6. Джамаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 | |7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 | |!8. Васильев 0.|9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 | |9. Мосесьянс С.|13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 | Экспериментальная группа / по окончанию формирующего эксперимента/. |Ф. И. |М.1 . |М.2 |М7 |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |сумм| | | | | | | | | |а | |1 . Захаров 3. |12 |5 |10 |9 |4 |2 |3 |45 | |2. Демидкин И. |12 |5 |5 |4 |3 |2 |3 |34 | |З.Рябов С. |11 |5 |5 |8 |4 |5 |3 |41 | |4.Касьянова Т. |9 |4 |4 |7 |3 |3 |1 |31 | |5.Письменко М. |5 |3 |2 |6 |3 |1 |1 |21 | |6.Джамаева М. |17 |5 |10 |10 |8 |3 |4 |57 | |7.Сыщенко.H |11 |3 |2 |3 |2 |2 |6 |27 | |8. Васильев О |9 |3 |3 |7 |3 |2 |2 |29 | |9.Мосесьянс С |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |5 | График 2. Сравнительный анализ экспериментальных данных Итоги констатирующего эксперимента. Количество детей 50 и выше 30-50 30-0 Набранные баллы высокий, средний, низкий Уровни оценки: 22,5 % - высокий уровень 22,5% - средний уровень 55% - низкий уровень Итоги формирующего эксперимента Количество детей 50 и выше 30-50 30-0 Набранные баллы Высокий средний низкий Уровни оценки 33% - высокий уровень 44% - средний уровень 23% - низкий уровень Данные констатирующего эксперимента: 5 детей - низкий уровень развития речи, 55% 2 детей - средний уровень, 22,5% 2 детей - высокий уровень, 22,5% Данные формирующего эксперимента: 3детей – низкий уровень, 33,5% 4детей – средний уровень, 44% 2детей - высокий уровень, 22,5% Дети находившиеся на высоком уровне развития речи по окончанию формирующего эксперимента показали те же результаты. Двое детей, находящиеся на низком уровне повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи. По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития речи детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться фрагменты речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги. Теперь сравним результаты уровня развития, речи детей экспериментальной группы / 9 детей дома ребенка/ и контрольной группы / 9 детей /, с которыми не проводилась вышеописанная нами коррекционная программа. Таблица 3, График 3. Экспериментальная группа: 3 детей - низкий уровень развития речи, 33,5% 4 детей - средний уровень развития речи, 44% 2 детей - высокий уровень, 22,5% Контрольная группа: 6 детей - высокий уровень, 65% 3 детей - средний уровень, 35% Таблица 3. |Ф.И. |М.1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5 |М.6. |М.7 |Сум | |1 .Захаров 3. |12 |5 |10 |9 |4 |2 |3 |45 | |2.демидкин И. |12 |5 |5 |4 |3 |2 |3 |34 . | |З.Рябов С. |11 |5 |5 |8 |4 |5 |3 |41 | |4.Касьянова Т. |9 |4 |4 |7 |3 |3 |1 |31 | |5.Письменно М. |5 |3 |2 |6 |3 |1 |1 |21 | |б.Джамаева М. |17 |5 |10 |10 |8 |3 |4 |57 . | |7. Сыщенко Н. |11 |3 |2 |3 |2 |2 |6 |27 | |8. Васильев 0. |9 |3 |3 |7 |3 |2 |2 |29 | |9.Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 | |— | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|