| |||||
МЕНЮ
| ДефектологияДефектологияСОДЕРЖАНИЕ: Введение 1) Теоретические аспекты проблемы развития речи дошкольников. 1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. 1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития речи. 1.З Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников. 1.4 Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. 1.5Связь речи с деятельностью детей. 2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой психического развития. 2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического развития. 2.2. Особенности грамматического строя. 3. Особенности синтаксической структуры предложения. 4. Особенности формирования речевого высказывания у детей с задержкой психического развития. ВЫВОДЫ 3) Организация исследования 3.1.Симптоматика и механизмы нарушения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи. 32 3.2.Симптоматика и механизмы нарушения стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития. 3.3 Цели, задачи и организация исследований. 3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп 3.5 Теоретические основы и содержание методики констатирующего эксперимент. 3.6 Особенности нарушения фонематических функций у детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни. Заключение Литература Введение Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитии детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Как показали исследования Л.С.Выготского. А.Р.Лурия, А.К.марковой и др. авторов, возможности построения связности высказывания, объединенного одной мыслью, обусловлены возникновением регулирующей, планирующей функции речи в старшем дошкольном возрасте. У нормально развивающихся детей к началу школьного происходит отделение речи от непосредственного практического опыта, она приобретает новые функции. Однако не все дети этого возраста одинаково легко овладевают новыми видами речевой деятельности . По данным клинических, педагогических и психологических исследований ( Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой психического развития, составляющие около 5о% неуспевающих учеников с большим трудом осваивают школьную программу. Особые трудности у них возникают , в процессе обучения русским языком, что в свою очередь связано с несформированностью речевой готовности к школьному обучению К тому же особенности психического и моторного развития детей с задержкой психического развития не могут не сказаться на формирование такой сложной функции, какой является речевая функция. Данная дипломная работа ставит перед собой следующую цель: 1.Изучить особенности речевой деятельности детей с задержкой психического развития. 2.Исследовать особенности нарушения фонематических функций. Для достижения этой цели в дипломной работе решаются следующие задачи: 1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей. 2.Обследовать речь детей с задержкой психического развития и выявить уровни речевого развития 3.Анализ литературных данных, касающихся проблемы общего недоразвития речи и задержки психического развития. 4. Теоретическое обоснование и создания методики изучения фонематической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Мы поставили перед собой задачу изучить особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Но прежде необходимо проследить, как же развивается и совершенствуется речь дошкольников в норме. Мы постараемся осветить психофизиологический и лингвистический аспекты становления и развития речи, подробно остановимся на теоретических основах программы и методики развития речи дошкольников, и, рассматривая зависимость психического развития ребенка от развития речи, перейдем собственно к особенностям речевой деятельности у детей с ЗПР. 1.1. Психофизиологический и лингвистический аспекты проблемы. Психофизиологическое объяснение формируемых у чело- века языковых процессов, взаимодействие между мозгом и языком как между двумя материальными системами отражено в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их последователей. И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, по- казал роль речи как основного условия мышления внечувст- венными объектами, подчеркнул значение деятельности ре- чедвигательного анализатора и речевых кинестезии для пси- хического отражения действительности в сознании. И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о механизме речемышления и подошел к разработке психологической теории речи. И.П.Павлов является создателем нового раздела физио- логии- физиологии больших полушарий головного мозга. Ученый констатировал, что функционирование второй сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой, Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в бессмысленный поток слов. Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного мозга представлены зонами Брока и Вернике. У.Пенфилд обнаружил верхнюю речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что все три речевые области тес- но связаны между собой и функционируют как единый речевой механизм. М.М.Кольцова отмечает, что двигательный отдел головного мозга, в который поступают речевые раздражители, принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор начинает действовать и увиваться лишь с формированием речи. Развивая идеи И.П.Павлова о двух сигнальных системах, А.Н.Соколов в своих исследованиях внутренней речи по- казал специфику первой сигнальной системы. Он отмечал, что усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека, владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно- практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи, Внутреннюю речь Соколов рассматривал как «основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов (двигательного, слухового, зрительного). Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки служит теория деятельностной детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит Л.С.Выготскому. Язык включен в систему общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка, Центральное место в психологической концепции Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об опосредствующей функции знака в предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что речь - одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в процессе в предметной совместной деятельности и через общение. Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что становление устной речи происходит как становление деятельности. Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для формирования устной речи является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо формирование потребности в общении через деятельность с предметами окружающего мира. Отмечается, что языковая способность закладывается в раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании. Многие авторы отмечают, что языковую способность следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной ситуации, а также умение анализировать и обобщать значение отдельных слов. Развитие речи - это развитие способа общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова, определенные модели предложений. Общепризнанно, что психическое развитие ребенка про- исходит на основе освоения культурно - исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина) Изучение специфики общения ребенка с взрослыми (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина) Исследования, выполненные под руководством М.И.Лисиной (1978) показали, что общение с взрослыми у детей от рождения до 7 лет представляют собой смену целостных форм общения. Каждая из них характеризуется особым содер-- жанием потребности в общении, ведущим мотивом Основны- ми средствами, Т.е. форма общения отражает определенный уровень развития деятельности общения. Речь активно формируется в первые три года жизни (М.М.Алексеева, М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок овладевает определенными формами общения с окружающими: ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми (6 месяцев - 3 года). С трехлетнего возраста начинается переход к более высокой форме общения - вне- ситуативно-познавательной форме общения (3 года - 5 лет). Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами общения. А к 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму, она формулируется на основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств общения. Рассматривая языковой процесс (речевую деятельность), необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка происходит в процессе развития его деятельности, в процессе общения. Общение, как отмечалось, представляет собой особый вид деятельности. Языковой процесс является реализацией деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход предполагает и саму речевую деятельность. Затрагивая вопрос о языковой системе языка, необходимо в ранге над речью в дошкольных учреждениях учитывать системную организацию языка. Система языка строится на трех принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации; парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для усвоения которых необходим- тщательный отбор речевого материала и проведе- ния языковых наблюдений,. иерархические (отношения харак- теризуют строение языка с точки зрения различных его уров- ней), элементы которых изучаются и в дошкольных учрежде- ниях, Зависимость психического развития ребёнка от развития речи. Развитие человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный (детство), младший школьный, под-ростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным человеком. И мы должны помнить; что речь- инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его обучения в школе. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полно- ценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его возможностей на каждой возрастной ступени. . Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче- ства «таким «критическим» периодом развития является, пер- вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малышу не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное». А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода. Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год 10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов- слогов. Второй период - период усвоения грамматической струк- ры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях употребляется полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, ,личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в пред- ложениях употребляются служебные слова для выражения син- таксических отношений. Третий период - период усвоения грамматической систе- мы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамма- тическая структура и звуковая сторона речи, создаются пред- посылки для обогащения словаря. Можно сделать вывод, что в речи ребенка последователь- но развиваются: 1) синтаксический строй предложения (а также выра- зительность его интонации); 2) морфологическая оформленность слов; 3) звуковой состав слов. Следует отметить, что в период между тремя и семью го- дами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале рече- вой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря . 1. 3 . Теоретические основы программы и методики развития речи дошкольников Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба, А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева, Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на- правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное овладение родным язы- ком в максимально сенситивный для этого период. Теоретический подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития до- школьников, сформированных в трудах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина, А,М.Шахнаровича. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей можно рассмотреть следующим образом; • речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности; • ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания языка и речи; • ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком. Для само- развития речи. • обучение языку, развитие речи рассматривается не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы- ковыми навыками - фонетическими, лексическими, граммати- ческими), но в сфере формирования общения детей друг с дру- гом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умения- ми) Отсюда существенной задачей становится не только фор- мирование культуры речи, но и культуры общения. • основная задача развития ребенка дошкольного воз- раста - это овладение нормами и правилами родного языка, оп- ределяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их ' коммуникативных способностей (заметим, что индивидуаль- ные различия речевого уровня у детей одного возраста могут быть исключительно велики). • Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников. Совершенствования со- держания и методов обучения языку; • - структурное (формирование разных структурны уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); • - функциональное формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи. В исследованиях первого направления (А.И. Максимов. Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г. Тамбовцева, Г.И. Николайчук). Л.А.Колунова. А.А.Смага) установлено, что наибольшая эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена его расширением, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимами, антонимами). В вопросах совершенствования грамматического строя речи в качестве основной задачи выступает не преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит активное усвоение средств и способов словообразования. Наряду с этим важно и обучение использованию в выска- зываниях сложных синтаксических конструкций, которое про- исходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В исследованиях второго направления (Л.В.Ворошина, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|