реферат, рефераты скачать
 

Дефектология


Дефектология

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

1) Теоретические аспекты проблемы развития речи

дошкольников.

1.1 Психофизиологический и лингвистический аспекты

проблемы.

1.2 Зависимость психического развития ребенка от развития

речи.

1.З Теоретические основы программы и методики развития

речи дошкольников.

1.4 Основные направления работы по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста.

1.5Связь речи с деятельностью детей.

2) Особенности речевой деятельности детей с задержкой

психического развития.

2. 1. Особенности лексики у детей с задержкой психического

развития.

2.2. Особенности грамматического строя.

3. Особенности синтаксической структуры предложения.

4. Особенности формирования речевого высказывания у

детей с задержкой психического развития.

ВЫВОДЫ

3) Организация исследования

3.1.Симптоматика и механизмы нарушения

фонематических функций у дошкольников с общим

недоразвитием речи. 32

3.2.Симптоматика и механизмы нарушения

стороны речи у дошкольников с задержкой психического

развития.

3.3 Цели, задачи и организация исследований.

3.4. Характеристика детей разных экспериментальных групп

3.5

Теоретические основы и содержание методики

констатирующего эксперимент.

3.6 Особенности нарушения фонематических функций у

детей с задержкой психического развития 6-7 годов жизни.

Заключение

Литература

Введение

Совершенствование системы образования требует

внедрения в практику работы общеобразовательных

учреждений, комплекса мер, направленных на

своевременное обеспечение каждому ребенку в

соответствии с его возрастом адекватных условий для

развития, формирование полноценной личности,

получение должного образования. В настоящее время

значительно возросли требования к речевому развитии

детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска

из детского сада они должны достигнуть определенного

уровня развития речевой активности, словаря,

грамматического строя речи, готовности к переходу от

диалогической речи к связному высказыванию.

Как показали исследования Л.С.Выготского. А.Р.Лурия,

А.К.марковой и др. авторов, возможности построения

связности высказывания, объединенного одной мыслью,

обусловлены возникновением регулирующей,

планирующей функции речи в старшем дошкольном

возрасте.

У нормально развивающихся детей к началу школьного

происходит отделение речи от непосредственного

практического опыта, она приобретает новые функции.

Однако не все дети этого возраста одинаково легко

овладевают новыми видами речевой деятельности . По

данным клинических, педагогических и психологических

исследований ( Т.А. Власова, М.С.Певзнер,

К.С.Лебединская, и др.) младшие школьники с задержкой

психического развития, составляющие около 5о%

неуспевающих учеников с большим трудом осваивают

школьную программу. Особые трудности у них возникают

, в процессе обучения русским языком, что в свою очередь

связано с несформированностью речевой готовности к

школьному обучению

К тому же особенности психического и моторного развития

детей с задержкой психического развития не могут не

сказаться на формирование такой сложной функции, какой

является речевая функция.

Данная дипломная работа ставит перед собой следующую

цель:

1.Изучить особенности речевой деятельности детей с

задержкой психического развития.

2.Исследовать особенности нарушения фонематических

функций.

Для достижения этой цели в дипломной работе решаются

следующие задачи:

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую

литературу по проблеме развития речи у детей.

2.Обследовать речь детей с задержкой психического

развития и выявить уровни речевого развития

3.Анализ литературных данных, касающихся проблемы

общего недоразвития речи и задержки психического

развития.

4. Теоретическое обоснование и создания методики

изучения фонематической стороны речи дошкольников с

общим недоразвитием речи и задержкой психического

развития.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Мы поставили перед собой задачу изучить особенности

речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с

задержкой психического развития (ЗПР). Но прежде необходимо проследить, как

же развивается и совершенствуется речь

дошкольников в норме.

Мы постараемся осветить психофизиологический и лингвистический

аспекты становления и развития речи, подробно

остановимся на теоретических основах программы и методики

развития речи дошкольников, и, рассматривая зависимость

психического развития ребенка от развития речи, перейдем

собственно к особенностям речевой деятельности у детей с

ЗПР.

1.1. Психофизиологический и лингвистический аспекты

проблемы.

Психофизиологическое объяснение формируемых у чело-

века языковых процессов, взаимодействие между мозгом и

языком как между двумя материальными системами отражено

в рефлекторной теории И.М.Сеченова, И.П.Павлова, а также их

последователей.

И.М.Сеченов в рефлекторную работу мозга включил все

аспекты сознательной и бессознательной жизни человека, по-

казал роль речи как основного условия мышления внечувст-

венными объектами, подчеркнул значение деятельности ре-

чедвигательного анализатора и речевых кинестезии для пси-

хического отражения действительности в сознании.

И.М.Сеченов своими физиологическими исследованиями заложил основы учения о

механизме речемышления и подошел к

разработке психологической теории речи.

И.П.Павлов является создателем нового раздела физио-

логии- физиологии больших полушарий головного мозга.

Ученый констатировал, что функционирование второй

сигнальной системы осуществляется в неразрывном взаимодействии с первой,

Нарушение взаимодействия может привести к тому, что речь превратится в

бессмысленный поток слов.

Как отмечает А.Р.Лурия, речевые зоны в коре головного

мозга представлены зонами Брока и Вернике. У.Пенфилд обнаружил верхнюю

речевую область, которая играет вспомогательную роль. Автор доказал, что

все три речевые области тес-

но связаны между собой и функционируют как единый речевой

механизм.

М.М.Кольцова отмечает, что двигательный отдел головного мозга, в

который поступают речевые раздражители,

принято называть речедвигательным центром. Речедвигательный анализатор

начинает действовать и увиваться лишь с

формированием речи.

Развивая идеи И.П.Павлова о двух сигнальных системах, А.Н.Соколов в

своих исследованиях внутренней речи по-

казал специфику первой сигнальной системы. Он отмечал, что

усвоение речевой системы понятий приводит к тому, что у человека,

владеющего речью, другие формы мышления - наглядно-образное, наглядно-

практическое осуществляются на языковой базе - тех понятий, которые

сохраняются и затем актуализируются в виде внутренней речи,

Внутреннюю речь Соколов рассматривал как

«основной механизм мышления». Он считал, что внутренняя

речь представляет между собой взаимодействие различных речевых механизмов

(двигательного, слухового, зрительного).

Касаясь вопроса о психологическом аспекте формирования устной

речи, необходимо отметить, что стержнем современной психологической науки

служит теория деятельностной

детерминации психики, огромная заслуга, в разработке которой принадлежит

Л.С.Выготскому. Язык включен в систему

общепсихологических категорий благодаря трактовке сознания и языка,

Центральное место в психологической концепции

Л.С.Выготского о происхождении высших психических функций занимает тезис об

опосредствующей функции знака в

предметной деятельности. Л.С.Выготским были разработаны

вопросы возникновения и развития речи. Автор указывает, что

речь - одна из разновидностей знака. Присвоение знаков идет в

процессе в предметной совместной деятельности и через общение.

Психологи (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и другие) констатируют, что

становление устной речи происходит как становление деятельности.

Следовательно, как и в любой деятельности, важнейшим условием для

формирования устной речи

является развитие у ребенка мотивационной стороны речевой

деятельности. Установлено, что для развития речи необходимо

формирование потребности в общении через деятельность с

предметами окружающего мира.

Отмечается, что языковая способность закладывается в

раннем возрасте в процессе овладения предметной деятельностью. Указывается

также, что данная проблема нуждается в дальнейшем исследовании.

Многие авторы отмечают, что языковую способность

следует рассматривать, как умение ребенка воспроизводить по

подражанию предметные различные и речевые действия взрослых в конкретной

ситуации, а также умение анализировать и

обобщать значение отдельных слов. Развитие речи - это развитие способа

общения, и в процессе общения ребенок усваивает звуковой состав слова,

определенные модели предложений.

Общепризнанно, что психическое развитие ребенка про-

исходит на основе освоения культурно - исторического опыта,

носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет

сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное

общение ребенка с взрослым

(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина)

Изучение специфики общения ребенка с взрослыми

(Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, М.И.Лисина)

Исследования, выполненные под руководством

М.И.Лисиной (1978) показали, что общение с взрослыми у детей от рождения до

7 лет представляют собой смену целостных

форм общения. Каждая из них характеризуется особым содер--

жанием потребности в общении, ведущим мотивом Основны-

ми средствами, Т.е. форма общения отражает определенный

уровень развития деятельности общения.

Речь активно формируется в первые три года жизни

(М.М.Алексеева, М.М.Кольцова и др.). К трем годам ребенок

овладевает определенными формами общения с окружающими:

ситуативно-личностными (1-е полугодие жизни ребенка) и ситуативно-деловыми

(6 месяцев - 3 года). С трехлетнего возраста начинается переход к более

высокой форме общения - вне-

ситуативно-познавательной форме общения (3 года - 5 лет).

Эта форма характеризуется познавательными мотивами и речевыми средствами

общения. А к 6-7 годам общение приобретает внеситуативно-личностную форму,

она формулируется на

основе личностных мотивов и осуществляется с помощью речевых средств

общения.

Рассматривая языковой процесс (речевую деятельность),

необходимо подчеркнуть, что психическое развитие ребенка

происходит в процессе развития его деятельности, в процессе

общения. Общение, как отмечалось, представляет собой особый вид

деятельности. Языковой процесс является реализацией

деятельностного подхода к процессу формирования речи. Деятельностный подход

предполагает и саму речевую деятельность.

Затрагивая вопрос о языковой системе языка, необходимо

в ранге над речью в дошкольных учреждениях учитывать системную организацию

языка. Система языка строится на трех

принципах отношений: синтагматические (отношения между единицами одного

уровня), которые усваиваются ребенком в конкретной ситуации;

парадигматические (отношения между словами разной меры обобщенности), для

усвоения которых

необходим- тщательный отбор речевого материала и проведе-

ния языковых наблюдений,. иерархические (отношения харак-

теризуют строение языка с точки зрения различных его уров-

ней), элементы которых изучаются и в дошкольных учрежде-

ниях,

Зависимость психического развития ребёнка от развития речи.

Развитие человека - физическое и психическое - проходит

следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст,

дошкольный (детство), младший школьный, под-ростковый, юношеский возраст,

зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и

интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но он развивается у человека и

совершенствуется только при непременном условии овладения

речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают

правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается

способность представлять, а затем мыслить, и воображать; с

каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с

развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально- волевая

сфера.

Наукой доказано, что без речевого общения, т. е. без социальной

(общественной) среды человеческое существо не может стать полноценным

человеком. И мы должны помнить; что

речь- инструмент развития высших отделов психики растущего

человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые одновременно

способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для

успешного его обучения в школе.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим

условием становления у ребенка полно-

ценной психики и дальнейшего правильного развития ее.

Своевременное - значит начатое с первых дней после рождения полноценное -

значит достаточное по объему языкового

материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную силу его

возможностей на каждой возрастной ступени.

. Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно

важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг и формируются его

функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной

системы

легко поддаются тренировке именно в период их интенсивного

формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и

даже может остановиться навсегда. Для функции речетворче-

ства «таким «критическим» периодом развития является, пер-

вые три года жизни ребенка; к этому сроку в основном заканчивается

анатомическое созревание речевых областей мозга,

ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка,

накапливает большой запас слов. Если же в первые

три года речи малышу не было уделено должного внимания, то

в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

А.Н.Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи

лет различать три периода.

Первый период - период предложений, состоящих из

аморфных слов - корней; 1 год З месяца -1 год 8 мес., произносятся

однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев -1 год

10 месяцев - произносятся предложения из нескольких слов-

слогов.

Второй период - период усвоения грамматической струк-

ры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях

употребляется полные слова, но без окончаний или с

неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца предложениях

употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания

существительных, прилагательных,

,личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в пред-

ложениях употребляются служебные слова для выражения син-

таксических отношений.

Третий период - период усвоения грамматической систе-

мы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамма-

тическая структура и звуковая сторона речи, создаются пред-

посылки для обогащения словаря.

Можно сделать вывод, что в речи ребенка последователь-

но развиваются:

1) синтаксический строй предложения (а также выра-

зительность его интонации);

2) морфологическая оформленность слов;

3) звуковой состав слов.

Следует отметить, что в период между тремя и семью го-

дами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими

формами, и при достаточном развивающем потенциале рече-

вой среды он может в совершенстве усвоить грамматический

строй родного языка и его фонетическую систему, что делает

возможным быстрое обогащение словаря .

1. 3 . Теоретические основы программы и

методики развития речи дошкольников

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она

основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего

языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали

предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития

детей (Л.С.Выготский,

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Л.В.Щерба,

А.А.Пешковский, В.В.Виноградов. К.Д.Ушинский, Е.Итихеева,

Е.А.Флерина, Ф.А.Сохин) Работы представителей разных на-

правлений науки отчетливо доказывают, насколько велика в

речевом развитии роль правильного организованной коммуникации. Комплексный

подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду

(взрослого с детьми и детей друг

с другом, как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает

значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом

общении каждого ребенка. При этом первостепенно важным является полноценное

овладение родным язы-

ком в максимально сенситивный для этого период.

Теоретический подход к данной проблеме основывается

на представлении о закономерностях речевого развития до-

школьников, сформированных в трудах Л.С.Выготского,

Д.Б.Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А.Сохина,

А,М.Шахнаровича. В общем, виде их взгляды на природу языковых способностей

можно рассмотреть следующим образом;

• речь ребенка развивается в результате генерализации

языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной

речевой активности;

• ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых

обобщений и элементарного осознания языка и

речи;

• ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для

самостоятельных наблюдений над языком. Для само-

развития речи.

• обучение языку, развитие речи рассматривается не

только в лингвистической сфере (как овладение ребенком язы-

ковыми навыками - фонетическими, лексическими, граммати-

ческими), но в сфере формирования общения детей друг с дру-

гом и с взрослыми (как овладение коммуникативными умения-

ми) Отсюда существенной задачей становится не только фор-

мирование культуры речи, но и культуры общения.

• основная задача развития ребенка дошкольного воз-

раста - это овладение нормами и правилами родного языка, оп-

ределяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их

' коммуникативных способностей (заметим, что индивидуаль-

ные различия речевого уровня у детей одного возраста могут

быть исключительно велики).

• Ряд авторов в своих исследованиях выделяет три основные направления

разработки психолого-педагогических

проблем развития речи дошкольников. Совершенствования со-

держания и методов обучения языку;

• - структурное (формирование разных структурны уровней системы языка

- фонетического, лексического, грамматического);

• - функциональное формирование навыков владения

языком в его коммуникативной функции - развитие связной

речи.

В исследованиях первого направления (А.И. Максимов.

Е.М.Струнина, Э.А.Федеравичене, А.Г. Тамбовцева,

Г.И. Николайчук). Л.А.Колунова. А.А.Смага) установлено, что наибольшая

эффективность при овладении языком достигается при условии, если дети

вовлекаются в активную речевую работу. Так работа над словарем оказывает

подлинное развивающее воздействие, если она не ограничена

его расширением, а включает углубление понимания значений

слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями

слов (синонимами, антонимами).

В вопросах совершенствования грамматического строя

речи в качестве основной задачи выступает не преодоление

разнообразных грамматических ошибок в речи детей, а формирование

грамматических обобщений. Оно строится на обучении детей самостоятельному

образованию новых слов, в ходе

которого происходит активное усвоение средств и способов

словообразования.

Наряду с этим важно и обучение использованию в выска-

зываниях сложных синтаксических конструкций, которое про-

исходит за счет мобилизации и осознания языковых средств,

накапливающихся при слушании и понимании речи взрослых. В

исследованиях второго направления (Л.В.Ворошина,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.