реферат, рефераты скачать
 

Дефектология


Л.Р.Зиндер. В.И.Бельтюков и др.)

С учётом указанных выше теоретических положений бы-

ли определены следующие направления методики констатирующей эксперимент;

1)исследование состояния звукопроизношения;

2) исследование восприятия и дифференциации звуков ребенка;

3) исследование сформированности фонематического анализа-синтеза,

фонематических представлений;

4) исследование состояния звукослоговой структуры слов и предложений.

Исследование восприятия устной речи:

1.Исследование состояния звукопроизношения.

Осуществлялось общепринятыми в логопедической практике методами.

Оценка состояния звукопроизношения:

. Правильное произношение всех звуков - 4 балла

. Нарушение произношения 1 группы звуков-3 балла

. Нарушение произношения 2 группы звуков-2 балла

. Нарушение произношения 3 группы звуков-1балл

4

~

• Нарушение произношения свыше 3 групп звуков-О балл-

лов.

2.Исследование восприятия речи на фонетическом уров-

не.

1) Повторение изолированных слогов.

Материал исследование -слоговые таблицы

Н.Б.Покровского. При восприятии лицо экспериментатора экранизируется.

Таблица 1.

Няк пуль бущ мят свум сось пиц чтал дроп хач

ниф зощ плись рып дум рысь лут сич вость дыс

френ рей бер чть выс гум трюх шеть тют ефь

ек стел тыпь геф бац трит шись деп здес торь

вок жоф эфт трух фик пефь вик щек кась зех.

Таблица 2.

Лир нет трен рась скум цать дян стот прыл крош

дуч свар порь нар зунь суп пяф заль сель хил

чтел лась хуф несть вый касть реф ряс фыл урм

жась кеш пыц гуть лишь бис туш дес сых яс

лень маф зюс чеф буф щеп длаф тер непь шодь

Таблица 3.

Рон нящ цый репь шох гипь яй фсоф тас кер

фсен чумь щал крыс вяф орай рир самь руфь дас

юц пел тряпь тящ мыл зах ность дечь тац прит

лог дыст пуг хас нип штись тум бяй ныф мям

куй зич жиг гом прас боть шарь нунь дмен вафь

Таблица 4.

Рек ниц зном рыс гек таль вуф треп мел пась

зырь чтуй быс тет скес мофь лям гоф сяк рац

срок шусь хул штай изм дват трель нуц репь ший

дам плом кац бех чинь шурь луф фишь сузнь прень

стар бань вюр нах бем сах десь жус цой порь

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».

Оценка выполнения: неправильное воспроизведе-

ние от 1 до 2-х слогов- 3 балла, от2О до 4о -2 балла, от4О

до бо -1 балл, свыше бо слогов -О баллов.

2) Повторение слов с различными частотными характеристиками спектра

звучания,

Материал исследования; 3 группы слов, ориентированные по своему

составу на определенные частотные характеристики спектра звучания.

а) повторение слов, состоящих преимущественно из

высокочастотных звуков

-только из высокочастотных зву-

ков(высокие+высокие):

шить. Тяжесть, десять, шутить, задеть, чуять, суша,

счастье;

. из высокочастотных в сочетании с среднечас-

тотными звуками ( высокие + средние)зал, цель, Узел,

сени. Шило, сало, сено, ванна, сера, число )

. из высокочастотных в сочетании с низкочас-

тотными звуками ( высокие + низкие); сок. Черт,

дед.дико, усик, тяга, сода, шуба, сухо, живо )

б) повторение слов, состоящих преимущественно из

среднечастотных звуков:

• только из среднечастотных звуков (средне +

средние): ну, мы, рано, мера, ныне, еле, рана, мина, лимон, Мирон);

• из среднечастотных звуков в сочетании с высокочастотными (средние

+высокие): наш. Ночь, мень-

ше, лучше, месяц, моши, разрез, летал, иметь);

• из среднечастотных звуков в сочетании с низкочастотными (средние+

низкие): над, нет, ряд, альфа,

муха, мука, рота, нету, нота);

в) повторение слов, состоящих преимущественно из

низкочастотных звуков:

-только из низкочастотных звуков (низкие + низкие): ход, быт, то,

обувь, веко, туго, худо, утка, око, того);

из низкочастотных в сочетании со среднечастотными (низкие + средние):

том, топ, конь, атом, воля, поле,

пара, тонна, утро, дама)

Процедура: ребенку для восприятия поочередно

предъявляется 3 группы слов, которые он должен воспроизвести. Каждое слово

предъявляется один раз. Лицо экранизируется.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду гово-

рить слова, повторяй за мной».

Оценка выполнения; правильное воспроизведение

слов трех групп- 3 балла, ошибочное воспроизведение

слов одной из групп-2 балла, ошибочное воспроизведение

слов из 2-х групп-1 балл, ошибочное воспроизведение

слов из 3-х групп-О баллов.

3 . Исследование восприятия речи на фонологическом уровне.

1) Различение согласных звуков различной степени аку-

стической и артикулярной противопоставленности в словах.

4

Материал исследования: предметные картинки (слова--

квазеомонимы): почка - бочка, катушка - кадушка, кора -гора,

софа - сова, зуб - суп, луша - лужа, лук - люк, круг - крюк, осы--

оси, банка - банька, мишка - мышка, сом - том, зверь - дверь,

лиса - лица, кочка - кошка, Марина - малина, рак - лак, крыша-

крыса, мишка - миска, роза - рожа.

Процедура: ребенку предлагалась пара картинок и давалась инструкция:

«Покажи ту картинку, которую я назову».

Оценка: правильное выполнение - 3 балла, нарушение

'дифференциации только по одному признаку - 2 балла, по 2-м

признакам - 1 балл, более чем по 2-м признакам -О баллов.

2) Различие согласных звуков в слогах.

Речевой материал слоги, сак - ряк, сяк - щак, як -ляк, пяк- пак,

гак -как,мяк - няк вак - бак, дак - нак, лак - рак, тяк -чак.

Процедура: эти пары слогов соотносятся с парой геометрических фигур

одной формы, но разного цвета например:

Лицо экранируется, дается инструкция в соответствии с

которой ребенок проделывает необходимые операции с фигу-

рами, соответствующие названным слогам,

Инструкция: «Покажи...», «Дай...», «Возьми» и т.д.

Оценка; правильное различие звуков во всех десяти парах

- З балла, ошибочное различие пар слогов, отличающихся акустически близкими

звуками - 2 балла, ошибочное различие пар

слогов, отличающихся артикуляторно близкими звуками - 1

балл, отличающихся артикуляторно и акустически контраст-

ными звуками - О баллов.

4.Исследования фонематического анализа.

1) Выделение звука на фоне слова.

Материал: слова, из которых ребенок по заданию должен

выделить данный звук,

Звук «С» из слов: сода, луна, рука, коса, гром, стол, утка,

весна, трава, скала, клумба, посуда, самолет, абрикос.

Звук «Ш» из слов: шары, рана, гамак, каша, кошка, кар-

ман, мешок, помидор, малыши, крыло, штаны, карандаш.

Звук «Р» из слов: вата, весы, рана, дубок, сурок, сахар,

чайник, марка, стул, брат, топор, пижама, мухомор, сарафан.

Звук «Л» из слов: лапа, сани, лужа, пила, очки, сумка,

шапка, палка, мост, волк, душ, пол, палатка, клумба, стол.

Процедура; ребенку предлагается ряд слов, из которых он

по заданию должен выделить заданный звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду называть слова. Если ты услышишь

в слове звук "С" (Ш Р Л) подними ру-

ку».

Оценка выполнения: правильное выполнение задания - 3

балла, ошибки при выполнении звука в словах со стечением

согласных - 2 балла, ошибки при выделении звука в словах со

стечением согласных, в многослоговых (простых) словах с местоположением

звука в середине слова - 1 балл, ошибки при

выделении звука в простых словах с местоположением звука в

начале или конце слова - О баллов.

2) выделение первого, последнего звука в слове.

Речевой материал: шар, сок, лук, рама, бусы, кошка, стол„

спутник, крыло, самолет, карандаш.

Процедура: ребенку называется слово и предлагается определить 1-ый и

последний звук.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый

(последний) звук в слове?

Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при определении

последнего звука - 2 балла, ошибки при

определении 1-го звука - 1 балл, невыполнение задания - О бал-

3) определение последовательности и количества звуков в

слове.

Речевой материал: дом, сыр, мак, луна, ваза, кошка, по-

. вар.

Процедура: ребенку называлось слово, после чего он

должен был определить последовательность и количество звуков в слове.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову слово. Скажи, какой 1-ый (2-

ой и т.д.) звук в слове. Сколько всего звуков в ЭТОМ Слове?».

Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при анализе 2-

х сложного слова со стечением согласных - 2

балла, ошибки при анализе 2-х сложного слова без стечения со-

гласных - 1 балл, ошибки при анализе односложных слов - 0 балов.

4)определения местоположения звука по отношению к

другим звукам.

Речевой материал;

а) картинки - мыло, сумка, дом;

б) слова - шапка, кошка, карандаш.

Процедура: перед ребенком раскладываются предметные

картинки, которые он должен рассмотреть, Затем называется

картинка, а) ребенок должен показать ту, названии которой он слышит

заданный звук («М») в начале (конце, середине) слова;

б) называется слово, ребенок должен определить, где в слове

слышится заданный звук («Ш»).

Инструкция: а) «Посмотри на картинки. Покажи ту кар-

тина, где звук «М» слышится в начале (середине, конце)»; б)

«Слушай внимательно, Я назову слова. Скажи, где слышится

звук «Ш» в слове?».

Оценка: правильное выполнение задания - 3 балла, ошибки при

определении местоположения звука в середине слова

без опоры на наглядность - 2 балла, ошибки при определении

местоположении в середине слова с опорой на наглядность - 1

балл, ошибки в определении местоположения звука в начале и

конце слова с опорой на наглядность - 0 баллов,

5. Исследования фонематического синтеза.

Речевой материал: звуки, произносим е в заданной

последовательности: н, о, с; ш, а, р; л, а, п, а; р, у, к, а; к, о, ш, к,

а.

Процедура: называется звуки и предлагается составить

слово из этих звуков.

Инструкция: «Слушай внимательно. Я назову звуки. Скажи, какое слово

можно составить из этих звуков?»

Оценка: правильное выполнение задания — 3 балла, ошибки в синтезе 2-х

сложных слов со стечением согласных - 2 бал-

ла, ошибки в синтезе 2-х сложных слов без стечения согласных

— 2 балла, ошибки в синтезе односложных слов или невыполнение заданий - О

баллов.

Исследование звуко-слоговой структуры слова.

1) исследования воспроизведения звуко-слоговой структуры слова.

Проводилось с использованием традиционных в логопедии методов и приемов.

Речевым материалом исследования служили слова различной слоговой сложности

и зву-

конаполняемости.

. трехсложные слова, состоящие из открытых слогов без

стечения согласных: машина, корова, дорога;

. трехсложные слова, состоящие из открытых и закры-

тых слогов со стечением согласных в начале слова: глу-

бина, внучата, грамота; со стечением согласных в сере-

дине слов: дорожка, бородка, веранда; со стечением со-

гласных в конце слов: машинист, горизонт, документ;

со стечением согласных с разным местоположением в

слове: братишка, гвоздика, звездочка;

. четырехсложные слова, состоящие из открытых и за-

крытых слогов без стечения согласных: ежевика, бале-

рина, черепаха;

. четырехсложные слова, состоящие из открытых и за-

крытых слогов со стечением согласных в начале слова:

сковорода, внимание, движение; со стечением согласных в конце слова:

кочерыжка, табуретка, занавеска; со

стечением согласных с разным местоположением в

слове: авторучка, скворечник, простокваша;

. пятисложные слова: милиционер, преподаватель пово-

рачивать, останавливать.

Процедура: ребенку предлагалось повторить названное

экспериментатором слово.

Инструкция: «Слушай внимательно, я назову слово, а ты

повтори его»,

Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-

слоговой структуры всех слов - 3 балла, ошибочное вос-

произведение звуко-слоговой структуры трехсложных

слов со стечением согласных - 1 балл, ошибочное воспро-

изведение звуко-слоговой структуры пятисложных и че-

тырехсложных слов со стечением согласных - 2 балла,

ошибочное воспроизведение звуко-слоговой структуры

трехсложных и четырехсложных слов без стечения со-

гласных - О баллов.

2)исследование воспроизведения звукослогового облика

слов в структуре предложения.

Материалом исследования служили предложения, вклю-

чающие в свою структуру слова, различной звуко-слого-

вой сложности:

В аквариуме плавают золотые рыбки.

У мальчика поднялась температура,

Весной скворцы поселились в скворечнике.

Волосы подстригаются в парикмахерской.

Водопроводчик чинит водопровод.

Процедура; ребенку предлагалось повторить названное

экспериментальное предложение.

Инструкция; «Слушай внимательно. Я скажу предложе-

ние, а ты его повтори»

Оценка выполнения: правильное воспроизведение звуко-

слоговой структуры слова во всех предложениях-3 балла,

единичные ошибки воспроизведения звуко-слоговой

структуры слов в предложениях-2 балла, большое количе-

ство ошибок при воспроизведении звуко-слоговой струк-

туры слов в предложении-1 балл, невозможность воспро-

изведения звуко-слоговой структуры в предложении-0

баллов.

III 6 ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИ-

ЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШЕСТОГО

СЕДЬМОГО ГОДОВ ЖИЗНИ.

III.1. Анализ ошибок фонематического восприятия.

Анализ исследований показал, что ни один ребенок не вы-

полнил все предложенные задания правильно, без ошибок. Общее число баллов

по всем заданиям разных категорий детей,

резко различаются (диаграмма 1).

Так, у 10 исследуемых детей с диагнозом общее недоразви-

тие речи общее число баллов 94, у детей с задержкой психиче-

ского развития - 113.

Диаграмма 1 (количественный показатель общего числа

баллов у разной категории детей) дает наглядное представление

о степени выраженности ошибок в фонематическом восприятии у

детей. Очевидным является заметное превосходство по общему

количеству баллов у детей с задержкой психического развития

по сравнению с дошкольниками с общим недоразвитием речи (в

1,2 раза). Возможно этот факт объясняется более тяжелым системным

нарушением речи у детей с общим недоразвитием речи.

Диаграмма 1.

Количественный показатель числа баллов у детей с общим

недоразвитием речи с задержкой психического развития.

113

94

ОНР ЗПР

Результаты обследования состояния звукопроизношения у

детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического

развития с учетом количества дефектно произносимых ими зву-

ков приведены в таблице 1,2,3.

У всех детей данной категории наблюдалось полиморфное

нарушение звукопроизношения. Количественная характеристика

состояния нарушения звукопроизношения с учетом числа де-

фектно произносимых звуков приведена в таблице 1.

Нарушение звукопроизношения Таблица 1.

| |Количество детей |Показатели % |

|Нарушение | ОНР | ЗПР | ОНР | ЗПР |

|Звукопрои-зно| | | | |

|шения | | | | |

|Неправиль-ное| 4 | 4 | 20 | 20 |

|произноше-ние| | | | |

|Неправиль-ное| 2 | 3 | 10 | 15 |

|произноше-ние| | | | |

|2-х групп | | | | |

|звуков | | | | |

|Неправиль-ное| 4 | 3 | 20 | 15 |

|произноше-ние| | | | |

|свыше 2-х | | | | |

|групп звуков | | | | |

Таким образом, наиболее распространенным у детей с об-

щем недоразвитием речи было нарушение произношения свыше

2-групп звуков. У детей с задержкой психического развития на-

рушение произношения 2-х групп звуков. Среди нарушенных

групп звуков как у детей с общим недоразвитием речи, так и у

детей с задержкой психического развития оказались соноры, а

среди сохраненных переднеязычные, заднеязычные и звук "Й".

Степень распространенности неправильного произношения

различных групп звуков у обследуемых детей представлена в

таблице 2.

'36

У

Количество детей с нарушенным звукопроизношением

Таблица 2.

| |Количество детей с |Показатели % |

| |нарушенным | |

| |звукопроизношением | |

|Группы звуков| ОНР | ЗПР | ОНР | ЗПР |

|Свистящие: | 5 | 4 | 25 | 20 |

|cc',зз',ц. | | | | |

|Шипящие: | 6 | 4 | 30 | 20 |

|Ш, Ж, Ч, Щ. | | | | |

|Сонорные: р | 8 | 5 | 40 | 25 |

|р' |7 |5 |35 |25 |

|л |6 |5 |30 |25 |

|л' |2 |4 |10 |20 |

Анализ экспериментальных данных показал, что своеобра-

зие количественных нарушений звукопроизношения у дошколь-

ников с общим недоразвитием речи и задержкой психического

развития артикуляторной сложностью звуков, и немаловажную

роль играют и акустические характеристики. Как видно из таб-

лицы 2, самыми распространенными у детей разных категорий

оказались нарушения произношения сонорных звуков "Р", "Р'",

"Л", которые являются наиболее яркими в акустическом плане и

наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы

свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, по данным В.И.

Бельтюкова (1), являются акустически близкими между

собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки,

нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически

близкими между собой. Это свидетельствует

о наличие у дошкольников обеих групп нарушений слухового

восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного

произношения.

~

У

Неоднородными оказались и уровни нарушенного произ-

ношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития

ребенка.

Уровни

Таблица 3

| |Количество детей |Показатели % |

|Полное неумение правильно | 1 | 1 | 5 | 5 |

|Произносить звук или группу звуков | | | | |

|Неправильное произношение звука или| 4 | 4 | 20| 20 |

|звуков в речи при правильном | | | | |

|произношении изолированно или в | | | | |

|лёгких словах | | | | |

|Полиморфное нарушение | 3 | 4 | | 20 |

|звукопроизношения, при котором | | |15 | |

|часть звуков не автоматизирована, | | | | |

|остальные смешиваются в | | | | |

|произношении | | | | |

|Нарушение дифференциации близких по| 2 | 1 | 10| 15 |

|звучанию или артикуляции звуков | | | | |

|речи при умении правильно | | | | |

|произносить звуки | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.