реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности


Диплом: Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности

Содержание

Содержание.....................................................................1

Введение.......................................................................2

Глава 1 Значение рынка корпоративных ценных бумаг для развития

экономики..... 4

1.1 Эмитенты...................................................................4

1.2 Инвесторы..................................................................6

Глава 2 Структура рынка корпоративных облигаций...............................12

2.1 Виды облигаций............................................................12

2.2 Размещение и обращение....................................................31

2.3 Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг............................41

Глава 3 Перспективы развития рынка корпоративных облигаций в России...........49

3.1 Основные направления повышения эффективности рынка корпоративных

облигаций 49

3.2 Основные тенденции развития рынка корпоративных облигаций................55

Заключение....................................................................62

Список использованной литературы..............................................64

Приложения....................................................................66

Введение

Настоящая дипломная работа посвящена рынку корпоративных облигаций одному из

наиболее молодых и быстро развивающемуся элементу в структуре рынка ценных

бумаг. Еще три года назад рынок корпоративных облигаций в России практически

отсутствовал. А уже сегодня это инструмент, с помощью которого российские

предприятия привлекают миллиардные инвестиции.

Рынок корпоративных ценных бумаг как один из сегментов финансовой системы

является неотъемлемым элементом жизнеспособной рыночной экономики. России,

осуществляющая рыночные преобразования, переживает и период становления рынка

корпоративных ценных бумаг. Особенностью развития российского рынка

корпоративных облигаций являются стремительные темпы его развития по

сравнению с другими странами. При этом для российских предприятий рынок

корпоративных облигаций пока не стал значимым источником средств: большинство

предприятий полагаются на собственные ресурсы или привлекает средства в виде

банковских кредитов. Тому есть несколько причин. Условия макроэкономической

нестабильности, периодических банковских кризисов и обвалов на рынке ценных

бумаг привели к высокой степени долларизации внутренних сбережений. В России

не произошло должного развития таких финансовых институтов, как пенсионные

фонды, страховые компании, паевые фонды. При этом рынок корпоративных ценных

бумаг потенциально уже в ближайшее время может стать важнейшем источником

инвестиционных ресурсов для российских предприятий.

В течение последних десятилетий в мире наблюдается тенденция к росту

значимости рынков корпоративных облигаций. Эта тенденция распространилась на

Западную Европу, Японию, страны Юго-Восточной Азии. В условиях растущей

глобальной значимости рынков корпоративных облигаций не исключено, что рынки

корпоративных облигаций будут активнее формироваться и на так называемых

формирующихся рынках, к которым относиться и Россия.

Процесс относительно быстрого формирования и развития рынка корпоративных

облигаций в России в 1999-2001 гг. подтверждает этот факт. Однако, несмотря

на значительный прогресс в развитии корпоративных облигаций, в настоящее

время этот рынок еще находиться в стадии становления, и в его дальнейшем

развитии предстоит пройти значительный путь.

Целью написания данной дипломной работы является рассмотрение структуры рынка

корпоративных облигаций, основных направлений повышения его эффективности и

тенденций развития данного рынка в РФ.

В первой главе данной дипломной работы мы рассмотрим основных участников

рынка корпоративных облигаций: эмитентов и инвесторов.

Вторая глава данного проекта посвящена обзору видов облигаций. Рассмотрим

процедуру размещения и обращения облигаций. Так же мы рассмотрим моменты

связанные с государственным регулированием рынка корпоративных облигаций.

В третьей главе мы рассмотрим основные направления повышения эффективности

рынка корпоративных облигаций и основные тенденции в развитии рынка в

последнее время.

Глава 1 Значение рынка корпоративных ценных бумаг для развития экономики.

1.1 Эмитенты

Облигации являются способом привлечения крупных объемов долго­срочного

заемного финансирования. Поэтому закономерно, что эмитента­ми корпоративных

облигаций являются как раз те, кто в таком финансиро­вании нуждается -

крупные предприятия, имеющие стабильный бизнес. Это, прежде всего крупные

предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности, компании по оказанию

коммунальных услуг, а также финансовые институты — в первую очередь банки.

Облигации редко при­меняются предприятиями из быстрорастущих,

высокотехнологичных отрас­лей, поскольку, эти предприятия обыч­но не имеют

высокой кредитной репутации, а вероятность их банкротства существенно выше.

Облигации никогда не служат инструментом финансирования малого бизнеса. Это

финансовый инструмент для крупных и, возможно, средних предприятий. В каждой

стране есть некая минимальная величина, делаю­щая выпуск облигаций

рентабельным. Для американского рынка эта вели­чина составляет порядка 50 млн.

долл., во Франции - порядка 10 млн., в Бразилии и Перу она составляет порядка

$5 млн.[1].

При этом в большинстве других стран доля облигаций, выпущенных финансовыми

институтами, в общем объеме облигаций частного сектора существенно выше. В

частности, в таких странах, как Германия и Япония, на облигации банков

приходится подавляющее большинство облигацион­ных займов частного сектора. По

состоянию на июнь 1993 года облигации банков составляли 23% внутреннего

облигационного рынка Германии, в то время как на облигации предприятий

приходилось всего 0,1%[2]. Среди выпусков

международных облигаций по состоянию на конец 1997 года из общей задолженности

в 3,54 трлн. долл. на долю финансовых институтов приходилось 1,6 трлн. (45%), а

на долю корпоративного сектора - 0,87 трлн. (24,5%).

Традиционно облигации в США выступали в роли исключительно высоконадежного

финансового инструмента, большинство облигаций имели высокий рейтинг.

Конечно, в результате неблагоприятных измене­ний рейтинг облигации мог

снизиться, однако первичного размещения низконадежных облигаций не

проводилось. Ситуация резко изменилась в 80-х гг., когда появились так

называемые бросовые облигации junk bonds). Бросовые облигации стали одним из

основных инструментов финансирова­ния быстрорастущих компаний. Данный вид

облигаций часто выпускался в целях осуществления поглощения других компаний

или выкупа компанией собственных акций с целью перераспределения структуры

акционерной собственности. В любом случае за счет выпуска таких облигаций

коэффи­циент задолженности (отношение заемных средств к собственным) резко

возрастал, соответственно снижалась и надежность облигаций компании. Именно

за счет выпуска бросовых облигаций было осуществлено большин­ство крупнейших

поглощений 80-х в гг. в США.

1.2 Инвесторы

Для того чтобы облигации применялись как финансовый инструмент, на них должен

быть спрос. Спрос на облигации предъявляют инвесторы — то есть субъекты

экономики, имеющие временно свободные денежные сред­ства. При этом в

большинстве случаев у инвесторов существует достаточно большой выбор

альтернатив вложений своих средств — банковские депози­ты, покупка акций,

покупка иностранной валюты и золота, недвижимости и т. д. Ниже мы рассмотрим

факторы, определяющие покупку инвестором именно облигаций, а не других

инструментов.

Можно выделить следующие основные группы инвесторов, приобретаю­щих

корпоративные облигации:

· Банки

· Небанковские финансовые институты (страховые компании,

пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды)

· Частные инвесторы

· Корпоративные инвесторы

По сравнению с инвестициями в акции инвестиции в облигации ориен­тированы на

более консервативный круг, соответственно и структура дер­жателей облигаций

несколько иная, нежели держателей акций. Облигации в долгосрочном периоде

времени являются далеко не самым доходным инструментом. За период 1970— 1990

годов (20 лет) средняя доходность облигаций в США составила 9,53% годовых, что

заметно ниже доходности вложений в акции (12,32%), золото и антиквариат за

аналогичный период[3]. Почему же тем не

менее облигации пользуются спросом у инвесторов? Тому есть ряд причин:

1. Низкий риск. Держатели надежных облигаций могут с большой долей

вероятности быть уверенными в получении определенных сумм в будущем.

Чего не скажешь о владельцах акций. Хотя падение курсов акций в 10—20

раз (как в России в период октября 1997 — сентября 1998) не является

типичным, периоды падения курсов акций, иногда достаточно затяжные, бывают

и в других странах (например, в Японии).

2. Удобство вложений. Золото и антиквариат также представляют собой

низкорисковую форму вложений, но работа с ними сопряжена с гораздо

большими проблемами - его необходимо хранить, оберегать от кражи, кро­ме

того, реализация золота и антиквариата может потребовать длительного

времени и высоких затрат.

Поскольку облигации сопряжены с меньшим риском, они активно приобретаются

теми, кто имеет высокий уровень риска по своим обяза­тельствам, страховыми

компаниями, пенсионными фондами, банками (в большинстве стран существуют

законодательные ограничения по работе этих организаций с акциями, а вложения

в облигации подвержены гораздо меньшим ограничениям). С другой стороны,

физические лица зачастую го­товы принять более высокий уровень риска для

получения большего дохода — поэтому доля частных инвесторов среди держателей

облигаций меньше, чем среди держателей более доходных инструментов (например,

акций). США в настоящее время структура держателей облигаций вы

глядит следую­щим образом:

Диплом: Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности

Диаграмма 1: Структура держателей облигаций в США

Диплом: Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности

При этом структура держателей корпоративных облигаций несколько отли­чается

от обшей структуры держателей облигаций и имеет следующий вид:

Диаграмма 2: Структура держателей корпоративных облигаций в США

Похожей является и структура держателей облигаций в Японии, где ча­стным

лицам принадлежит около 22% облигаций, а остальное приходится на долю

финансовых институтов. На Тайване доля частных инвесторов составляет 11%, а

доля финансового сектора — 85%; в Корее на долю финан­сового сектора также

приходится порядка 80% всех инвестиций в корпора­тивные облигации.

Естественно, значимость той или иной группы инве­сторов среди держателей

облигаций различна в разных странах, хотя имеет место общая тенденция,

состоящая в доминирующей роли финансового сектора, на долю которого

приходится 70-80% всего объема инвестиций в корпоративные облигации.

При этом среди инвесторов из финансового сектора значительную роль играют

небанковские финансовые институты (инвестиционные фонды, стра­ховые компании,

пенсионные фонды). В странах, где эта группа финансовых институтов достаточно

развита, они обычно опережают банки. Такая ситуация объясняется тем, что

банковская деятельность со­стоит прежде всего в привлечении депозитов и

выдаче кредитов и вложения в ценные бумаги в большинстве стран не являются

существенной сферой банковской деятельности. Покупка корпоративной облигации

во многом эк­вивалентна выдаче кредита. При этом, однако, выдача кредита

обычно пред­почтительна для банков, поскольку кредит в большинстве случаев

выдается банками своим клиентам, с которыми у банков имеются длительные

связи, и имеется возможность осуществлять мониторинг их деятельности. В

отличие от банков другие группы финансовых институтов, такие как страховые

компа­нии и инвестиционные фонды, не имеют возможности заниматься прямым

кредитованием. Более того, они не осуществляют расчетно-кассового

обслу­живания заемщиков и не имеют возможности осуществлять таким образом

мониторинг их деятельности. Поэтому эти группы финансовых институтов в

большей степени заинтересованы в приобретении облигаций, в том числе

корпоративных, и именно страховые компании и инвестиционные фонды яв­ляются

основными инвесторами на рынке облигаций.

Все большую значимость в США и ряде других стран приобретают так называемые

инвестиционные фонды. Идея деятельности инвестиционного фонда состоит в том,

что фонд аккумулирует сбережения за счет выпуска своих ценных бумаг и

вкладывает их в ценные бумаги, существующие на фон­довом рынке. При этом

инвестору, вложившему деньги в фонд, принадлежит как бы часть портфеля фонда.

Инвестиционные фонды могут вкладывать средства или в конкретные виды ценных

бумаг (например, только акции или только облигации), или в различные виды

ценных бумаг. Наиболее активны на рынке облигаций специализированные фонды

облигаций и сбалансирован­ные фонды, инвестирующие часть активов в акции и

часть — в облигации. На денежном рынке роль паевых фондов (так называемых

взаимных фондов денежного рынка) в структуре держателей корпоративных

долговых бумаг (коммерческих бумаг) еще выше.

Частные инвесторы обычно менее активны на рынке облигаций, нежели на рынке

акций. Сравнительно низкую значимость облигаций у частных инвесторов можно

проиллюстрировать структурой вложений частных ин­весторов в различные

финансовые инструменты. В США облигации (го­сударственные, муниципальные и

корпоративные) занимали в 1998 году всего 11.1%, в Германии — 13%

[4]. Этому можно дать достаточно логичное объяснение, поскольку вложения в

облигации и банковские депозиты являются близкими заменителями друг друга, а

возможная разница в про­центных ставках может быть нивелирована комиссией

брокера, особенно при небольших суммах вложений. С другой стороны, у рынка

акций такого заменителя нет, хотя в последнее время основной объем вложений в

акций во многих странах (прежде всего США) опосредуется инвестиционными

фондами. В ряде стран существует практика выпуска специализированных

сберегательных облигаций для населения, однако применяется это в основ­ном при

выпуске государственных или муниципальных облигаций (в этом случае государство

не только хочет привлечь заемные средства, но и дать населению надежный

инструмент сбережений). Из стран, где частные инве­сторы занимают существенное

место на рынке облигаций, можно отметить Китай. Из европейских стран частные

инвесторы занимают значительное место в Португалии, что, впрочем, связано с

тем, что уровень жизни населе­ния и объем сбережений растет быстрее, чем

происходит развитие финансо­вых институтов.

Глава 2 Структура рынка корпоративных облигаций

2.1 Виды облигаций

Облигации характеризуются следующими основными показателями:

· Обеспечение (наличие/отсутствие, вид).

· Срок до погашения.

Срок до погашения показывает, какой период времени остался до пога­шения, т.

е. до выплаты владельцу облигации номинальной стоимости.

· Номинал облигации (валюта номинала, сумма номинала)

Номинал — эта та сумма денег, которая будет возвращена владельцу в момент

погашения облигации. Обычно это фиксированная в денежном выражении сумма,

например, $1 000 или 100 руб., хотя иногда применяет­ся измерение номинальной

стоимости в товарном эквиваленте (например цена 1 кг золота) или привязка

номинальной стоимости к твердым ценам. В США стандартным номиналом облигаций

является $1 000, облигации с меньшей номинальной стоимостью называются

детскими облигациями (baby bonds).

· Купон (размер, периодичность выплаты)

Купонная ставка показывает, какой процент будет получать держатель облигации.

Купонная ставка указывается в процентах годовых от номиналь­ной стоимости

облигации. Например, если купонная ставка составляет 10% годовых, а купонный

период — 6 месяцев, то раз в 6 месяцев владелец обли­гации будет получать 5%

от номинальной стоимости облигации. Облигации могут и не предусматривать

никаких купонных выплат (так называемые дис­контные облигации).

· Дополнительные условия (конвертируемость, наличие пут или колл

оп­циона, наличие гарантий со стороны третьих лиц и т. д.).

В большинстве стран при выпуске облигаций приняты так называемые соглашения

об облигациях. В соответствии с таким соглашением эмитент назначает

попечителя - официальное лицо, которое гарантирует, что ин­тересы держателей

облигаций защищаются и условия соглашения выпол­няются (обычно в роли

попечителя выступает банк). Между попечителем и эмитентом и заключается

соглашение, которое и описывает параметры облигаций, и, кроме того, содержит

в себе так называемые ограничивающие договоренности, ограничивающие некоторые

аспекты деятельности эмитен­та (например, может оговариваться невозможность

выпуска эмитентом долговых обязательств, имеющих более высокий приоритет, чем

данный выпуск облигаций).

Поскольку облигации характеризуются достаточно большим набором па­раметров,

неудивительно, что существует большое количество различных видов облигаций,

применяемых в мировой практике. При этом трудно дать некоторую исчерпывающую

и вместе с тем логичную классификацию всех возможных видов.

В соответствии с выделенными выше основными характеристиками облигаций мы

классифицируем их по следующим признакам: степени обес­печенности, размеру

купона, сроку обращения. Кроме того, есть ряд видов облигаций, не попадающих

в данную схему. Отдельно можно выделить кон­вертируемые облигации.

Классификация видов облигаций:

Виды облигаций по степени обеспеченности:

· Обеспеченные облигации:

- Облигации, обеспеченные залогом недвижимости

- Облигации, обеспеченные оборудованием

- Облигации, обеспеченные залогом ценных бумаг

- Облигации, обеспеченные пулом ипотечных кредитов

- Облигации, обеспеченные другими активами.

· Необеспеченные облигации

- Субординированные необеспеченные облигации.

· Гарантированные облигации.

Виды облигаций по размеру купона:

· Дисконтные облигации (облигации с нулевым купоном)

· Облигации с глубоким дисконтом

· Купонные облигации:

- Облигации с постоянным купоном

- Облигации с переменным купоном

- Облигации с отсроченными купонными платежами

- Облигации с увеличивающимися купонными платежами

- Облигации с плавающей процентной ставкой

- Облигации с пересматриваемой процентной ставкой

- Индексируемые облигации

- Инфляционно- индексируемые облигации

- Валютно-индексируемые облигации

- Структурированные облигации

- Облигации с участием

- Доходные облигации.

Виды облигаций по сроку обращения:

· Коммерческие бумаги

· Краткосрочные

· Среднесрочные

· Долгосрочные

· Отзывные облигации (облигации с call-опционом)

· Облигации, предусматривающие создание фонда погашения

· Облигации с правом досрочного погашения (облигации с put-опцио­ном)

· Пролонгируемые облигации

· Облигации с двумя датами погашения

· Бессрочные облигации

Специальные виды облигаций:

· Голосующие облигации

· Двухвалютные облигации

· Серийные облигации

· Облигации с варрантом

· Капитальные ценные бумаги с фиксированным доходом

· Товарные облигации

· Структурированные облигации.

Конвертируемые облигации

Виды облигаций по степени обеспеченности:

Обеспеченные облигации — обеспечены залогом какого-либо движимого или

недвижимого имущества предприятия. При этом применяются различ­ные виды

обеспечения, а именно:

Облигации, обеспеченные закладными под недвижимость. Финансирова­ние с

использованием облигаций, обеспеченных закладными под недви­жимость, было

широко распространено в начале XX века. Тому было свое объяснение — в тот

период происходило интенсивное наращивание основных производственных фондов, и

компании использовали имею­щиеся фонды в качестве обеспечения. Это было

особенно характерно для железных дорог (в том числе и в России) и

металлургической про­мышленности. Однако в дальнейшем выяснилось, что заклад

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.