реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности


1977-го по 1986-й, а среди некон­вертируемых облигаций эта доля составляет 88%.

Облигации, предусматривающие создание фонда погашения. При выпус­ке

данного типа облигаций эмитент обязан создавать специальный фонд, средства

которого должны идти на ежегодное погашение части выпуска облигаций. Это

погашение может производиться двумя путями. Если це­ны облигаций на вторичном

рынке ниже номинала, то эмитент выкупает на рынке часть облигаций. Если цены на

рынке выше номинала, эмитент имеет право погасить часть облигаций по номиналу,

при этом то, какие кон­кретно облигации подлежат погашению, определяется обычно

в результате проведения специальной лотереи.

Облигации с правом досрочного погашения (облигации с put-опционом).

Симметричны отзывным облигациям только в данном случае не эмитент, а инвестор

имеет право в определенные моменты времени досрочно предъя­вить облигации к

погашению. Очевидно, что в этом случае больше прав име­ет инвестор, поскольку

при увеличении процентных ставок выше величины купонного процента он может

продать данную облигацию и купить другую, с большим купоном. В развитых странах

облигации с пут-опционом встреча­ются сравнительно редко, а вот в странах с

высоким инвестиционным рис­ком такие облигации, дающие инвестору дополнительную

степень защиты, встречаются гораздо чаще. В качестве примера можно привести

Бразилию, где почти все корпоративные облигации имеют пут-опцион.

Пролонгируемые облигации. Данные облигации предполагают возмож­ность

продления своего срока действия. При этом право такого продления в некоторых

случаях может принадлежать инвестору, а в некоторых случаях — эмитенту. Если

право продления срока действия облигации принадлежит инвестору, то данный тип

облигаций очень похож на облигации с опционом пут, только в данном случае

инвестор имеет право не досрочно погасить об­лигацию с большим сроком до

погашения, а продлить срок действия обли­гации с небольшим сроком до погашения.

Такой тип облигаций применя­ется, например, в той же Бразилии, где большинство

облигаций предусмат­ривают периодический пересмотр условий займа, и инвестор

может либо пролонгировать срок действия облигации, либо реализовать пут опцион

и продать облигацию эмитенту. Встречаются облигации, у которых, наобо­рот,

эмитент имеет право продлить срок действия облигации. Такие обли­гации похожи

на отзывные облигации, поскольку эмитент может принять решение погасить выпуск

или продлить его действие. В качестве примера облигаций, срок погашения которых

может быть продлен эмитентом, мож­но привести капитальные ценные бумаги с

фиксированным доходом (FRCS), появившиеся в США в 90-х годах (о них будет

подробнее рассказано ниже) Срок погашения этих облигаций обычно составляет 30

лет, и эмитент имеет право продлить его еще на 19 лет.

Облигации с двумя датами погашения. По таким облигациям устанавли­ваются две

даты, в период между которыми должно быть осуществлено по­гашение. Фактически

представляют собой разновидность отзывных облигаций. Данные облигации

применяются, в частности, в Великобритании при выпуске государственных

облигаций.

Бессрочные облигации. Данные облигации не предполагают погашения

номинальной стоимости, а только дают право на купонный доход. Облига­ции с

фиксированным купоном, выпускающиеся в бессрочной форме, при­меняются крайне

редко. Данный вид облигаций существует в Великобрита­нии, где несколько

выпусков государственных ценных бумаг было выпу­щено в бессрочной форме (2,5%

консоли 1888 г., 3,5% военные облигации и др.). При этом по данным облигациям

указывается дата, после которой эмитент может их погасить по номинальной

стоимости. Однако, посколь­ку большинство таких облигаций имеет низкую

процентную ставку, выкуп их нецелесообразен, поэтому они продолжают обращаться.

В бессрочной форме иногда выпускаются облигации с плавающим купоном. При этом,

однако, большинство таких облигаций имеют пут-опцион, в результате чего

инвестор может быть уверен в возможности погасить облигацию в опреде­ленные

моменты. Бессрочные облигации с плавающим купоном применя­ются на рынке

еврооблигаций, а также, например, в Бразилии.

2.2 Размещение и обращение

Особенности облигаций как финансового инструмента и структуры держателей

облигаций определяют и особенности их размещения и обраще­ния. Отметим две

основные особенности, присущие облигациям:

1. Облигации не столь подвержены колебаниям котировок, как, к приме­ру,

акции. Это гораздо менее спекулятивный инструмент.

2. Среди держателей облигаций доминируют крупные институциональ­ные инвесторы.

В результате функционирование рынка облигаций существенно отлича­ется от

функционирования рынка акций. Большая часть сделок с облига­циями, как на

первичном, так и на вторичном рынке, осуществляется вне биржи, причем обычно

сделки проходят крупными лотами. В США при пер­вичном размещении объемы

сделок составляют обычно порядка $1 млн., стандартный объем на вторичном

рынке - $100 тыс.

Диплом: Рынок корпоративных облигаций и основные направления повышения его эффективности

Процедура размещения облигаций в принципе не отличается от проце­дуры

размещения акций. Существует несколько вариантов размещения цен­ных бумаг,

основные способы представлены на схеме:

Прямое размещение. В этом случае размещение ценных бумаг осуще­ствляется

непосредственно эмитентом, без посредничества финансовых институтов

(инвестиционных банков). При этом такое размещение обыч­но происходит среди

достаточно небольшого числа владельцев — инсти­туциональных инвесторов, хотя

иногда крупные эмитенты прибегают и к размещению среди широкого круга

инвесторов. Существует несколько вариантов прямого размещения:

Прямое частное размещение. В этом случае корпорация реализует весь выпуск

ценных бумаг среди ограниченного числа крупных институциональ­ных инвесторов.

Компания напрямую предлагает инвесторам подписаться

на новый выпуск ценных бумаг.

Размещение на аукционе. Таким образом обычно проводится размещение

государственных облигаций. Корпорации также могут проводить размещение в форме

аукциона, однако реально это могут позволить себе только крупней­шие

корпорации, ценные бумаги которых обычно уже хорошо известны на рынке. Часто

таким образом происходит размещение коммерческих бумаг.

Прямое публичное размещение. Данный тип размещения достаточно редко

применяется, поскольку в этом случае эмитент фактически самостоятельно

про­водит работу, которую традиционно осуществляют инвестиционные банки.

Прямое размещение сравнительно редко применяется при выпуске обли­гаций, хотя

в некоторых случаях этот способ предпочтителен. Таким способом размещаются, в

частности, коммерческие бумаги крупных компаний. В некоторых случаях крупные

корпорации имеют в своей структуре специа­лизированное финансовое

подразделение, которое и осуществляет работу с ценными бумагами корпорации.

Размещение через посредничество инвестиционных банков. Большинство

крупных выпусков ценных бумаг, в том числе облигаций, обычно осуществ­ляется с

помощью инвестиционных банков, о которых уже шла речь выше. При этом роль

инвестиционных банков в процессе размещения может быть различной, существуют

две «крайние» формы размещения ценных бумаг — гарантированное размещение и

размещение «на лучших условиях».

Гарантированное размещение. В этом случае инвестиционные банки

гарантируют размещение ценных бумаг по оговоренной цене. При этом

ин­вестиционные банки могут либо полностью выкупить выпуск «на себя» и в

дальнейшем проводить его продажу от своего имени, либо принять обяза­тельство

выкупить часть выпуска, которая не была размещена среди конеч­ных инвесторов к

заданному сроку. Обычно применяется именно первый вариант, т. е. выкуп ценных

бумаг инвестиционными банками. Достоинство такой схемы для эмитента состоит в

том, что он сразу же получает деньги и его уже не волнует то, что

инвестиционные банки не смогут распродать вы­пуск. А вот для инвестиционных

банков такой вариант размещения может быть сопряжен с существенным риском.

Классическим примером такого риска служит размещение эмиссии облигаций IBM в

октябре 1979 года на сумму 1 млрд. долл. За счет резкого роста процентных

ставок на следующий день после подписания договора между IBM и синдикатом

инвестицион­ных банков цена, по которой удалось разместить облигации, оказалась

зна­чительно ниже гарантированной цены, и инвестиционные банки понесли убытки

порядка 20 млн. долл..

Размещение «на лучших условиях». В данном случае инвестиционные банки

осуществляют содействие эмитенту в продвижении его ценных бу­маг, но не

гарантируют размещения выпуска. При этом инвестиционный банк действует

фактически в качестве брокера. Размещение «на лучших условиях» применяется в

мировой практике гораздо реже, чем гарантиро­ванное размещение, и обычно

применяется при размещении ценных бумаг молодых компаний, мало известных на

рынке. При этом размещением «на лучших условиях» могут заниматься небольшие

инвестиционные банки, не имеющие возможности осуществлять гарантированные

размещения.

На практике могут существовать и промежуточные формы взаимодейст­вия эмитента

и инвестиционных банков. Например, может быть выдана га­рантия на размещение

части выпуска, а оставшаяся часть будет размещать­ся «на лучших условиях».

Предприятие обычно взаимодействует с одним инвестиционным бан­ком, который

является генеральным менеджером эмиссии. Именно в про­цессе

переговоров эмитента с генеральным менеджером обычно определя­ются параметры

предстоящих эмиссий ценных бумаг - срок обращения, процентная ставка и т. д.

Однако одному инвестиционному банку обычно не под силу или очень сложно самому

разместить весь объем эмиссии. По­этому генеральный менеджер создает

эмиссионный синдикат, консорциум. При этом число членов консорциума может

достигать нескольких сотен участников (в настоящее время, правда, число

участников консорциумов обычно не превышает 60). Понятно, что создание такого

консорциума тре­бует определенной иерархии и распределения ролей.

Консорциум состоит из нескольких групп участников. Ко-менеджеры

явля­ются следующим уровнем после генерального менеджера. Они организуют

по­строение следующих уровней консорциума. Андеррайтеры берут на

себя гаран­тии по размещению выпуска ценных бумаг, рейтинг Российских

андеррайтеров приведен в приложении №1. Группа продаж может

привлекаться менеджерами и андеррайтерами для непосредственного размещения

ценных бумаг среди конечных инвесторов. Группа продаж может и не формироваться,

если менеджеры и андеррайтеры сами находят достаточное количество конеч­ных

инвесторов. Участники группы сбыта не несут никаких обязательств по размещению

ценных бумаг, фактически они действуют как торговые агенты. Размещение

облигаций с участием инвестиционных банков сопряжено с уплатой комиссионного

вознаграждения.

Предприятия тщательно выбирают инвестиционный банк, который будет выполнять

функции ведущего менеджера. При этом существуют два основных метода выбора

инвестиционного банка:

· Проведение формального тендера, в ходе которого инвестиционные банки

конкурируют между собой, предлагая наиболее выгодные условия размещения

облигаций.

· Переговоры с несколькими инвестиционными банками без формаль­ного

объявления тендера.

Обычно предприятия используют именно второй вариант, т. е. проведе­ние

формального тендера среди возможных андеррайтеров практикуется довольно

редко.

Общая процедура эмиссии облигаций. В различных странах процесс эмис­сии

облигаций может иметь существенные особенности. Тем не менее есть ряд этапов,

типичных при размещении облигаций во всех странах

Процесс эмиссии облигаций обычно выглядит следующим образом:

1. Принятие уполномоченным органом эмитента (обычно советом ди­ректоров или

собранием акционеров) решения о выпуске облигаций.

2. Подготовка документов (прежде всего проспекта эмиссии) для

госу­дарственной регистрации. Государственная регистрация выпуска облига­ций

требуется практически во всех странах.

3. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг.

4. Раскрытие информации о размещаемых ценных бумагах. Этот этап обыч­но

начинается параллельно процессу государственной регистрации. Обычным этапом

раскрытия информации является проведение так называемого роад-шоу

(презентации, при которой представители эмитента и генерального менеджера

проводят представление выпуска в офисе потенциального инвестора).

5. Размещение облигаций. Это наиболее важная часть процесса эмиссии

облигаций. Основную работу на этом этапе выполняет инвестиционный синдикат,

члены которого осуществляют поиск инвесторов.

6. Поддержка вторичного рынка.

Облигации являются активным инструментом оборота на вторичном рынке. В 1994 году

общемировой оборот рынка акций составил $9,8 трлн., а оборот рынка облигаций -

$13,7 трлн[5]. В некоторых странах оборот

рынка облигаций еще значительнее превышает оборот рынка акций. Например, в

Скандинавии в 1998 году оборот рынка облигаций составил за 2 первых квар­тала

493,7 млн. ECU, в то время как оборот рынка акций за тот же период со­ставил

всего 87,97 млн. ECU. При этом большая часть оборота приходилась на

государственные облигации (238 млн. ECU, или около 50%).

Как уже указывалось, рынок ценных бумаг, в том числе облигаций, может быть

биржевым и внебиржевым. В разных странах рынок облигаций имеет раз­личный

характер, хотя в большинстве развитие получили именно внебиржевые рынки. В США

облигации не являются объектом столь активной торговли на вторичном рынке, как

акции. Рынок облигаций является внебиржевым. При этом большинство выпусков

облигаций допущены к обращению на биржах, однако не являются там объектом

активной торговли. В листинге на фондовой бирже эмитенты облигаций

заинтересованы потому, что ряд финансовых ин­ститутов имеет ограничения по

покупке ценных бумаг, не котирующихся на бирже. Поэтому, например, на

Нью-Йоркской Фондовой Бирже (NYSE) допу­щены к торгам облигации 1858

[6] выпусков с капитализацией $2,5 трлн., хотя львиная доля торгового

оборота приходится на акции (оборот по облигациям в 1998 году составил всего $4

млрд.). Внебиржевой рынок является рынком дилеров, исполняющих роль

маркет-мейкеров. Обычно в роли крупнейших дилеров выступают те же крупные

инвестиционные банки, которые организу­ют размещение облигаций, рейтинг

крупнейших организаторов размещения корпоративных облигаций см. приложение №2.

Дилеры выставляют двусторонние котировки по покупке и продаже облигаций,

получая доход за счет разницы этих цен.

Также внебиржевым является и рынок облигаций в Японии. В других странах, таких

как Германия, Франция, Италия, Великобритания и другие европейские страны, роль

бирж в обороте облигаций значительно выше. В частности, в 1997 году оборот

рынка облигаций на Парижской Фондовой Бирже составил 13,6 трлн. долл.,

Миланской — 3,8 трлн., Стокгольмской — 1,6 трлн., Немецкой (Франкфуртской) —

1,5 трлн[7].

В определенных случаях эмитент может быть заинтересован досрочно погасить

выпущенные им облигации или заменить один выпуск облигаций другим. Обычно

такая ситуация складывается при изменениях процентных ставок или изменении

кредитного рейтинга предприятия. Для осуществле­ния этой операции у эмитента

может существовать две возможности:

1. Если при выпуске облигаций эмитент предусмотрел право досрочного погашения

(то есть облигации являются отзывными), он может реализовать это право.

Достаточно очевидно, в каких случаях эмитенту будет выгодно этим правом

воспользоваться, - когда процентные ставки на рынке облигаций падают ниже,

чем купонная ставка по данному выпуску облигаций.

Например, предприятие имеет выпуск облигаций, выпущенных несколь­ко лет назад

с купонной ставкой 15% годовых и оставшимся сроком обраще­ния 20 лет. В

настоящее время предприятие может выпустить 20-летние об­лигации под 12%

годовых. Тогда есть смысл рассмотреть вопрос об отзыве существующего выпуска

облигаций с одновременным размещением нового выпуска под 12%. Однако

целесообразность такого решения будет зависеть от ряда факторов, а именно:

цены отзыва (по какой цене будут отозваны об­лигации) и издержек

дополнительной эмиссии.

2. Эмитент может выкупить облигации на вторичном рынке. При этом применяется

два основных метода выкупа — выкуп на открытом рынке и тендерное предложение.

В первом случае эмитент просто выходит на биржу или внебиржевой рынок и

начинает проводить операции по покупке обли­гаций. Во втором случае

(тендерное предложение) размещается публичное объявление (в деловой прессе) о

том, что производится покупка облигаций по определенной цене, при этом данная

цена обычно назначается несколь­ко выше цены вторичного рынка, чтобы повысить

интерес держателей обли­гации к данному предложению.

В отличие от операций по отзыву облигаций операции по выкупу обли­гаций по

рыночным ценам проводятся в случае роста процентных ставок и соответственно

падения цен на облигации. Например, предприятие выпус­тило дисконтные

облигации сроком на 20 лет под доходность 10% годовых, т. е. облигации

размещались по цене 14,86% номинала. Допустим, через 5 лет требуемая

доходность по данным облигациям составляет 15%, соответст­венно цена

облигации должна составлять 12,29% номинала. Таким образом, предприятие имеет

возможность дешево скупить свою собственную задол­женность, если у него

имеются свободные денежные ресурсы.

2.3 Регулирование рынка корпоративных ценных бумаг

Согласно действующему законодательству, российские предприятия имеют

юридическую возможность осуществлять выпуск своих облигаций. При этом выпуск

облигаций регламентирован рядом законов и других нор­мативных актов.

Будучи ценной бумагой, облигация попадает в сферу действия Граждан­ского

кодекса РФ (ГК). Непосредственное отношение к облигациям имеют следующие

главы ГК: глава 7 «Ценные бумаги», подраздел 1 раздела III «Об­щие положения

об обязательствах», глава 42 «Заем и кредит». В соответст­вии со статьей 816

ГК «Облигации», «в случаях, предусмотренных законом или иными правовыми

актами, договор займа может быть заключен путем выпуска и продажи облигаций.

Облигацией признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на

получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок

номинальной стоимости облига­ции или иного имущественного эквивалента.

Облигация предоставляет ее держателю также право на получение фиксированного

в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные

права».

Общее определение понятию облигации дается в Законе «О рынке цен­ных бумаг»

от 22 апреля 1996 года. Согласно данному закону, «облигация — эмиссионная

ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на по­лучение от эмитента

облигации в предусмотренный ею срок ее номиналь­ной стоимости и

зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного

эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее

держателя, если это не противоречит зако­нодательству Российской Федерации».

Определение достаточно широкое, поскольку предусматривает, в частности,

возможность выпуска облигаций с погашением в товарной форме, постоянным и

переменным купоном, не лимитирует срок обращения облигации.

Выпуск облигаций акционерными обществами (корпорациями) регу­лируется Законом

«Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года. Данный закон

устанавливает определенные требования к выпуску облига­ций. Облигации могут

выпускаться в размере, не превышающем уставный капитал АО или сумму

обеспечения третьих лиц. Облигации могут быть обеспечены конкретным

имуществом или представлять собой общее пра­во требования (необеспеченные

облигации). При этом необеспеченные облигации могут быть выпущены не ранее

третьего года существования АО. Аналогично акционерным обществам выпуск

облигаций обществами с ог­раниченной ответственностью регулируется Законом

«Об обществах с огра­ниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года.

Требования к выпуску практически аналогичны соответствующим требованиям к АО.

Облигации могут выпускаться в размере, не превышающем уставный капитал ООО

или сумму обеспечения третьих лиц. Размещение облигаций, не обеспеченных

гарантиями третьих лиц, допускается не ранее третьего года существования ООО.

Российское законодательство разрешает выпуск облигаций именных и на

предъявителя, в документарной и бездокументарной форме. Послед­ним (по

времени принятия) законом, имеющим отношение к облигациям, является Закон «О

защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.