реферат, рефераты скачать
 

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России


Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                   

                                                                                                     

                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                         экз. №

                                              

                                                                                  На правах рукописи


 

                                    Астахов Андрей Андреевич

                  



УДК [623.002,8:338.245.8]:339.13




                  ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                  РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

                                                  РОССИИ




                           20.01.07 - Военная экономика



                  Диссертация на  соискание ученой степени

                            доктора экономических наук



                                                           Научные консультанты:

                                                           Член-корреспондент РАН

                                                            доктор исторических наук

                                                            профессор   А.А.Кокошин

                                                           Член-корреспондент АВН

                                                            доктор экономических наук

                                                             снс   В.В.Бандурин




                                           Москва  - 1995

СОДЕРЖАНИЕ                                                                                      стр.

ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................    4

1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ  ....................................................................................    15

1.1. Анализ итогов научно - производственной деятельности        

оборонного комплекса в 1993-1995гг. .........................................        16

1.2. Анализ основных проблем конверсии оборонной        

промышленности в условиях проведения жесткой финансово-

кредитной политики ........................................................................    55

1.3. Анализ соответствия существующей системы управления 

конверсией ОК новым экономическим и политическим условиям..   69

ВЫВОДЫ ........................................................................................      86


2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90    

2.1. Основные цели и задачи развития системы управления        

конверсией оборонного комплекса ..................................................    90

2.2. Структура системы управления конверсией оборонного        

комплекса и основные функции ее субъектов ................................    102

2.3. Методический подход к оценке  эффективности

функционирования системы управления конверсией ....................    111 

2.4. Федеральная целевая программа конверсии оборонной

промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования

системы управления конверсией  в условиях политики финансовой

стабилизации  ..................................................................................   119

ВЫВОДЫ .........................................................................................   128


3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА  ......................   132

3.1.  Финансово-кредитные методы управления развитием

оборонного комплекса .....................................................................  133

3.2. Предложения по совершенствованию  налоговой политики в

оборонном комплексе.......................................................................   136

3.3. Предложения по совершенствованию  кредитной политики в

оборонном комплексе.......................................................................   151

3.4. Предложения по совершенствованию политики финансирования

создания и закупок ВВТ...................................................................    156

3.5. Предложения по выбору внебюджетных источников       

финансирования развития оборонного комплекса..........................   168

ВЫВОДЫ...........................................................................................  180

4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ   

    РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО    КОМПЛЕКСА .   ................   185

4.1. Государственное управление конверсией - основа сохранения

научно-производственного потенциала  оборонного комплекса....  185

4.2. Организационные и институциональные преобразования в

оборонном комплексе.......................................................................   196

4.2.1.  Финансово - промышленные группы......................................  200

4.2.2. Развитие предпринимательства и государственная поддержка

малого бизнеса .................................................................................   206

4.3. Повышение роли государственного управления региональной

и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых

предприятий ......................................................................................  217

ВЫВОДЫ ........................................................................................    225


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................  228

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................  233

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ зарубежного опыта функционирования

ФПГ....................................................................................................  242

ПРИЛОЖЕНИЕ  2. Показатели финансирования  оборонного

комплекса России .............................................................................  252





                                      ВВЕДЕНИЕ

Комплекс оборонных отраслей промышленности всегда был интегрирован в народное хозяйство  страны.  Экономика  оборонных  отраслей промышленности, несмотря на некоторые льготные условия функционирования, является органической составной частью экономики страны, выполняя три основные макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:

экономическое обеспечение оборонной безопасности;

обеспечение ускорения научно-технического прогресса;

обеспечение товарного  рынка  технически  сложной промышленной продукцией гражданского назначения.

Поэтому в диссертации рассмотрены  условия функционирования оборонного комплекса (ОК) в рамках тех событий,  которые происходили в предыдущие годы  и  которые в основном сказались на результатах его деятельности в современный период.

Как известно, важным этапом, обусловившим работу отраслей ОК в период 1989-1990 гг.,  является конверсия военного производства и перевод экономики страны на рыночные отношения.

Начальным импульсом для осуществления конверсии военного  производства было объявленое в конце 1988 г.  в ООН решение об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14,5%,  закупок ВВТ - на 19,5%,  численности ВС на 500 тыс.  человек. Масштабы и глубина конверсии установлены были Указом Президиума ВС СССР от  21.03.1989г, определившим сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие в этот период в СССР процессы конверсии  являлись отражением этих решений  /80, 81/.

Общая логика происходивших в то время в ОК процессов была  такова. В  результате  шагов по сокращению военных расходов и заказов на производство ВВТ  происходит высвобождение  производственных мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК  на  мирные цели,  освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее производства.

Указанные процессы  в  соответствии  с традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях Государственного  плана экономического и  социального развития СССР на 1990 г.  и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.

Хронологически конверсия  ОК совпала с процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной  экономике.  Это  не  случайно.

Во-первых, шаги  по одностороннему сокращению ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области,  в  направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации военных блоков.

Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как один из  немногих  реальных  источников  ресурсов для стоящих перед страной социально-экономических проблем.

Однако  при планировании конверсии необходимо было учесть отечественный  и зарубежный опыт в этой области, выявить преимущества и недостатки различных вариантов конверсии,  реализовать первые и избежать вторых.  Сейчас  можно  с уверенностью  сказать,  что это сделано не было.  Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии  / 3, 4, 6, 56, 77, 91/.

Как уже говорилось,  конверсия в ОК совпала по времени с началом перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд прежних органов государственного управления, связанных с планированием и обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались ликвидированными. От методов административно-командного управления стали переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их реализации.

Система перспективного планирования конверсии и развития ВВТ перестала функционировать. Кроме этого, дестабилизация финансово-кредитной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям резко усугубила положение оборонных предприятий, особенно конверсируемых. Специфические особенности и особое положение предприятий ОК  не в полной мере нашли отражение в законодательных актах Верховного Совета РФ, документах Правительства РФ и указах Президента РФ,  осуществляющих концепцию перехода к рыночной экономике.

Характерными особенностями работы законодательных органов  государственного управления по подготовке и введению в действие основополагающих актов по преобразованию системы экономических  отношений в стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в достижении цели,  разрыв по срокам введения,  противоречивость, несогласованность. Это может быть отнесено к законодательным и нормативным актам о предприятиях и предпринимательской  деятельности,  о собственности, о налоговой системе, о конверсии, об акционерных обществах и т.д.

Процесс суверенизации бывших союзных республик привел к распаду сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило научно-производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу срыва многие программы вооружения и конверсии.

Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий, как и для экономики страны в целом,  характеризовался началом реальных экономических реформ, выражающихся  в  правительственной  политике  либерализации экономики, стабилизации финансов и денежной системы, приватизации и развития предпринимательства, структурной перестройки экономики.

Однако значительная часть мероприятий по либерализации и стабилизации, осуществленная  в  первые месяцы 1992 года, не была достаточно последовательной и взвешенной.

Жесткость стабилизационных мероприятий способствовала возникновению кризиса взаимных неплатежей.

В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад производства.  Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих доходов за счет роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства  и  накопления,  к дезориентации предприятий.

Суммируя сказанное,  можно кратко сформулировать основные факторы,  повлиявшие  на особенности работы оборонных отраслей промышленности в период 1991-1995гг.:

В области политико-правовой среды:

курс на разоружение и конверсию военного производства;

курс на переход к рыночной экономике;

процессы активного законотворчества, не в полной мере учитывающие специфические особенности предприятий оборонного комплекса;

кризис исполнительной власти;

ликвидация системы  централизованного планирования;

В области экономической среды:

резкое сокращение ассигнований на ВВТ;

общий спад производства;

распад хозяйственных связей;

непоследовательные меры по реформированию ценового, налогового и  кредитного механизмов;

инфляция.

В области социальной среды:

падение уровня жизни работников ОК;

дифференциация доходов;

проблемы занятости.

Таким образом, сложившаяся с учетом этих факторов система финансово-кредитного управления развитием оборонного  комплекса практически  перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям, характеризующим вхождение российской экономики в качественно новый этап развития.

Оборонный комплекс  России - это целостная организационно-экономическая система отраслей,  промышленных и научных предприятий  и организаций, предназначенная для выполнения исследований,  разработок, производства и поставок ВВТ.  Она представляет собой наиболее качественный компонент экономики народного хозяйства страны.

Здесь сосредоточен крупный научно-технический потенциал,  дающий 40% всех научных и конструкторских разработок, высококвалифицированные кадры рабочих, инженеров и ученых.

Для России более рациональное в современных условиях использование такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший шанс перестройки и модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов успешного  преодоления  стоящих перед страной экономических и социальных проблем,  с другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.

Масштабы военного и гражданского производства в России, трудности финансово-экономического обеспечения, несовершенство организации и управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых позволит повысить эффективность общественного производства.

Целью диссертации является решение научной проблемы разработки теоретических и методологических основ совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях рыночных преобразований.

В соответствии  с  поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

комплексный анализ состояния и проблем развития  оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики;

анализ соответствия существующей системы управления  конверсией  оборонного комплекса новым экономическим и политическим условиям;

разработка методологических основ развития системы управления конверсией военного производства с учетом коммерциализации создания ВВТ;

разработка концепции финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса с учетом специфических  особенностей  производства ВВТ;

разработка предложений по совершенствованию налоговой и кредитной  политики в оборонном комплексе;

разработка предложений по совершенствованию политики финансирования создания и закупок ВВТ;

разработка предложений по выбору внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России;

разработка концепции  государственного управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации;

разработка предложений по совершенствованию государственного управления развитием оборонного комплекса на основе организационных и институциональных преобразований;

разработка предложений по повышению роли государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью конверсируемых предприятий.

М е т о д ы   и с с л е д о в а н и я.

Методы исследования, применяемые в диссертации, основываются на методологии военно-экономического и финансового анализа,  включают системный анализ и синтез,  методы исследования операций.

Н а у ч н а я   н о в и з н а   р а б о т ы.

В диссертации на основе системного подхода:

1. Предложено комплексное решение основных методологических, экономических, организационных и других проблем совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса России в условиях перехода к рыночным отношениям.

2. Выполнен комплексный анализ состояния существующей системы  управления конверсией и ее соответствия новым экономическим и политическим условиям.

3. Сформулированы  методологические основы совершенствования системы управления конверсией  оборонного  комплекса на этапе реализации политики финансовой стабилизации.

4. Предложены  критерии и показатели, разработан методический подход к оценке эффективности функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса.

5. Разработана  и  предложена концепция финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса, позволяющая в условиях проведения жесткой финансовой политики обеспечить:

сохранение научно-производственного и  кадрового  потенциала оборонного комплекса;

формирование состава и структуры научно-производственной базы военного производства,  адекватной складывающимся рыночным условиям;

максимально эффективное  использование научно-технического и производственного потенциала оборонных  предприятий  в  интересах создания рыночной среды;

повышение эффективности функционирования оборонных предприятий за счет создания сильного мотивационного  механизма  экономической деятельности;

оценку влияния экономических методов государственного управления на процесс развития оборонного комплекса на макро- и микроуровне и их эффективного использования для стабилизации и дальнейшего роста российской экономики.

6. Разработаны предложения по совершенствованию налоговой и кредитной политики в оборонном комплексе, финансированию создания и закупок ВВТ, а также рекомендации по выбору внебюджетных источников  финансирования конверсионных программ.

7. Разработана и предложена концепция государственного управления развитием оборонного комплекса, включающая предложения по совершенствованию организационных и институциональных преобразований в нем, а также повышению роли государства в региональной и внешнеэкономической деятельности конверсируемых предприятий.

П р а к т и ч е с к а я   ц е н н о с т ь.

На основе разработанных и предложенных автором концептуальных и методологических подходов под его руководством и при непосредственном участии создан методологический аппарат, который  дает  исследователям  научно-методический инструмент для решения наиболее важных и актуальных проблем  управления развитием оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики.

Р е а л и з а ц и я   р е з у л ь т а т о в.

Результаты исследований,  выполненные под руководством и непосредственном участии автора, использовались при разработке:

Федерального закона РФ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

постановления Правительства Российской  Федерации "О  реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд";

Федерального закона РФ "О государственном оборонном заказе";

Федерального закона РФ "О  финансово - промышленных группах";

проекта Федерального закона "О военных расходах";

Указа Президента РФ "  О  стабилизации  экономического положения  предприятий  и  организаций оборонной промышленности и мерах по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа" от 6 ноября 1993г.  № 1850;

Указа Президента РФ "О предоставлении  Правительству Российской Федерации в 1994 году кредитов на конверсионные и инвестиционные программы" от 10 августа 1994г. № 1679;

Указа Президента РФ " Об открытии отдельных текущих счетов по учету средств федерального бюджета, предоставляемых на возвратной и платной основе для финансирования конверсионных и инвестиционных программ" от 7 сентября 1995г.  № 902;

Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995г. № 1274;

при подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ по вопросам конверсионных процессов в оборонном комплексе  и  финансового  механизма  их реализации,  в частности,  постановлений Правительства РФ:

"О мерах  по стабилизации экономического положения предприятий и организаций оборонного  комплекса"  от  19  декабря  1994г. № 1399;

"О Федеральном фонде развития электронной техники" от 12 января 1995г. № 31;

"О федеральных научно-производственных центрах" от 9 октября 1995г.  № 983;

“О государственном фонде конверсии” от 16 декабря 1995г. № 1239;

распоряжений по  предоставлению  инвестиционного  налогового кредита  конверсируемым  предприятиям  Нижегородской области от          1 апреля 1994г. №  426-р, от 5 января 1995г. № 2, Свердловской области  от   20 февраля 1995г.  № 243-р;

при разработке Положения о предоставлении кредитов предприятиям,  осуществляющим конверсию военного производства, утвержденного Председателем Правительства РФ в 1993г. и успешно функционировавшем в течение 1993-1995гг.

А п р о б а ц и я   р а б о т ы.

Основные положения диссертационной работы  докладывались  на заседаниях:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.