реферат, рефераты скачать
 

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России


Следует расширить практику передачи управления приватизированными  предприятиями оборонного комплекса потенциальным инвесторам с последующей продажей им контрольных пакетов акций по результатам их деятельности.

Необходимо предусмотреть   возможность  закрепления  за  государством контрольного пакета  акций конверсируемых  приватизированных  предприятий или "Золотой акции" на определенный период. Это связано с необходимостью сохранения государственного контроля в следующих случаях:

А. Высокорентабельное  конверсируемое  предприятие,  производящее  экспортную продукцию.  С учетом размеров внешнего долга  России  целесообразно сохранить за государством все 100% активов.

Б. Сохранение  производства  социально-значимой  продукции.  В этом случае целесообразно  выпустить  "Золотую  акцию",  уступив  в частные руки практически весь пакет акций.

В. Конверсируемое предприятие представляет  собой  совокупность  производств, неразрывно  связанных единым технологическим процессом или неразделяемых территориально.  При этом большая часть мощностей производит обычную гражданскую продукцию,  а меньшая - оборонную продукцию, выпуск которой  требует постоянного контроля со стороны государства по соображениям секретности,  взрывоопасности,  экологии и т.п.  Здесь также целесообразно  выпустить "Золотую акцию",  сохранив за государством пакет акций в соответствии с долями видов производимой продукции.

Данные предложения требуют уточнения подходов к тактике акционирования предприятий оборонного комплекса и перехода от  типовых  массовых  процедур приватизации к индивидуальным решениям,  учитывающим специфику каждого достаточно крупного конверсируемого промышленного предприятия.

В связи с тем,  что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994г. № 908 процесс придания государственным предприятиям статуса "казенных" заводов, либо преобразования их в акционерные  общества  займет  достаточно длительное время,  необходимо повысить управляемость ими со стороны  органов  федеральной  исполнительной власти.

В настоящее время с целью повышения эффективности функционирования  конверсионных предприятий в законодательном порядке необходимо  закрепить  следующие положения /9-11, 58/:

право полного хозяйственного ведения (владение, пользование, распоряжение   имуществом)   принадлежит   собственнику  имущества;

собственник единолично, самостоятельно или через своих уполномоченных, осуществляет управление деятельностью предприятия;

прибыль  от хозяйственной деятельности принадлежит собственнику;

участие трудового коллектива в управлении предприятием должно осуществляться только в той степени, в которой коллектив владеет пакетом голосующих акций.

Проведенные исследования показали, что основные направления  организационных преобразований в оборонном комплексе  связаны  с  формированием  финансово-промышленных групп и поддержкой предпринимательства и малого бизнеса /1, 9, 23, 24, 35/.


                4.2.1. Финансово-промышленные группы


В рамках концепции государственного управления конверсией оборонного комплекса  создание  финансово-промышленных   групп  (ФПГ)  рассматривается  как  основной его структурообразующий элемент.

Анализ зарубежного опыта, приведенный в приложении 1, показал, что под ФПГ понимают достаточно широкий круг организационно - правовых форм интеграции промышленных, банковских, инвестиционных, страховых, научных, маркетинговых и иных структур, в том числе национальных и транснациональных корпораций (например, ИБМ, Самсунг), а также зачастую не имеющих четкой формы, но де-факто существующих (например, империя Рокфеллеров).

По данным ООН, в настоящее время в мире насчитывается более 35 тысяч крупных интегрированных финансово - промышленных структур, половина которых приходится на США, Японию, Германию и Швейцарию. Под их контролем находится от 30 до 50% промышленного производства, более половины внешней торговли, более 75% патентов и лицензий на высокие технологии и “ноу-хау”. Причем 100 наиболее крупных ФПГ контролировали в 1994 году около 20% мирового объема производительных активов / 9 /.

Практически процесс реального продвижения к формированию современных форм ФПГ в России  проявился в 1991 - 1992 годах, когда стали действовать крупные коммерческие и холдинговые структуры, такие как Российское акционерное общество “Газпром”, Межгосударственная акционерная корпорация “Вымпел” и другие. Однако этот процесс нуждался в осуществлении целенаправленной  долговременной государственной политики, адекватной современным внутренним и внешним экономическим и политическим условиям.

 Поэтому, в соответствии с Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания,  утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 1993г.  № 2096,  ФПГ стали формироваться с соблюдением антимонопольного законодательства в сферах,  определяющих  научный, производственный, оборонный и экспортный потенциал Российской Федерации, а также отвечающих приоритетным направлениям государственной промышленной политики.

 Основными принципами создания ФПГ являются  /9, 23, 24/:

1. Первоочередное создание групп на базе технологически и кооперационно связанных промышленных предприятий,  выпускающих продукцию, обеспеченную платежеспособным спросом и конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках.

2. Использование холдинговых или трастовых (доверительных) отношений как основы для организационно - экономического взаимодействия участников группы с головной финансово-промышленной компанией.

3. Предотвращение  негативных  монополистических  тенденций  в связи с концентрацией капиталов,  что предполагает целенаправленное формирование  ряда  ФПГ на одном отраслевом (региональном) товарном рынке или наличие на нем конкурентов по соответствующим видам  продукции.

4. Социально-экономическая  обоснованность  проектов  создания групп,  предполагающая  использование при их формировании соответствующей экспертизы и системы  количественных  оценок  потенциальной эффективности будущей совместной деятельности (оценки рынка продукции,  экономической эффективности инвестиционных проектов, занятости, экологической безопасности создаваемых производств);

5. Добровольность вхождения предприятий (организаций) в состав групп, предполагающая, как правило, собственную инициативу предприятий в разработке проекта ФПГ и подбор участников  совместной  деятельности с учетом экономических интересов всех сторон. Исключением могут быть случаи формирования ФПГ по решению Правительства.

6. Юридически взаимоотношения между ФПГ и государством  должны регулироваться  различными видами договоров,  определяющих взаимные обязательства,  гарантии и ответственность ФПГ, с  одной  стороны,  и Правительства Российской Федерации  или по его представлению федерального органа исполнительной власти, с другой.

7. Включение  представителей органов государственного управления в структуру управления ФПГ.

Проведенные исследования показали, что в России возможно создание ФПГ трех видов: транснациональные с участием предприятий и организаций ближнего и дальнего зарубежья, межрегиональные и собственно региональные группы. По данным Госкомпрома России в течение 1995 -1996 годов прогнозируется создание 20 сверхмощных ФПГ и 100 -130 обычных. Как ожидается, они охватят все зоны экономики, более 40 подотраслей  / 9 /.

В настоящее время предусматривается государственная поддержка создания и функционирования ФПГ,  обеспечивающих эффективную структурную перестройку промышленности и реализацию новых  механизмов  инвестиционной  деятельности, в том числе передача в их доверительное, трастовое управление части принадлежащих государству акций, предоставление государственных гарантий для привлечения инвестиционных ресурсов, зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах и т.д.

В развитие Указа Президента Российской Федерации от 5  декабря 1993 года № 2096 подготовлен и принят ряд документов,  регламентирующих процессы создания и функционирования  ФПГ, в том числе:

а) Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1994г. № 508 установлен порядок рассмотрения, регистрации и экспертизы проектов создания финансово-промышленных групп в Российской Федерации;

б) Постановлением Правительства РФ от 19 июня 1994г. № 707 утверждено положение о порядке ведения регистра ФПГ Российской Федерации, определены требования к составу проектов ФПГ,

Вопросы формирования  ФПГ  отражены в  "Государственной Программе  содействия  формированию  финансово-промышленных   групп”, принятой постановлением Правительства  Российской Федерации от 16 января 1995г. № 48.

Программа направлена на реализацию  основных  положений  государственной промышленной политики и устанавливает:

основные (концептуальные) положения деятельности по созданию ФПГ;

комплекс адресных мероприятий по организации ФПГ и обеспечению  эффективности  процессов становления групп в приоритетных направлениях развития промышленности.

В процессе выполнения заданий Программы предстоит в течение 1995-1997гг. разработать более 20-ти нормативных и методических документов, направленных на упорядочение формирования и функционирования ФПГ.

По состоянию на апрель 1995г. было рассмотрено и одобрено 11 проектов ФПГ, в том числе 4 в оборонном комплексе.

Опыт работы  по  формированию  первых  ФПГ выявил наличие ряда серьезных трудностей и проблем.  Основными из них являются  следующие:

создание ФПГ пока идет в русле регистрации традиционных  акционерных обществ, не всегда способных обеспечить экономическую управляемость и ответственность предприятий внутри группы, в то время как  решение о целесообразности той или иной формы интеграции капитала в промышленности должно приниматься отдельно в каждом конкретном случае;

недостаточные  (в  силу  сложившейся экономической ситуации) стимулы для переориентации банковских  структур  на  инвестиционную деятельность.

Следует отметить,  что положения Указа  Президента  Российской Федерации "О  доверительной  собственности"  от  24 декабря 1993 г.         № 2296 не в полной мере учитывают приоритетность российских ФПГ для подъема промышленности,  а именно:  не позволяют передавать в траст головной финансово-промышленной компании акции предприятий-участников группы; не предусматривают механизма согласования решений заинтересованных ведомств по данному вопросу.

Действующее временное Положение о холдингах (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 1992г. №1392) не предусматривает развитие соответствующего механизма для приватизированных предприятий и нуждается в существенной доработке с  учетом специфики ФПГ.

Целесообразно принять решение о том,  что запрет на перекрестное владение акциями среди участников групп не распространяется на:

формирование уставного капитала учреждаемого головного акционерного  общества (финансово-промышленной компании) за счет консолидации пакетов акций предприятий, входящих в группу (путем покупки этих акций или внесения их в качестве взноса в уставный капитал учреждаемого акционерного общества);

взаимный обмен акциями между предприятиями (организациями) - участниками группы (не являющимися головной  финансово-промышленной компанией) в случае,  если в перекрестном владении находится не более 10% акций соответствующих предприятий;

передачу пакетов акций предприятий (организаций) - учредителей создаваемого акционерного общества (финансово-промышленной компании) в доверительное управление данному акционерному обществу;

приобретение головной финансово-промышленной компанией  (учрежденным акционерным обществом) акций предприятий-участников группы на инвестиционных конкурсах;

долевое  участие одних предприятий группы в уставных капиталах других ее участников, если последние по своему статусу не относятся к акционерным обществам.

Комплексно разрешать вопросы системы государственной поддержки и регулирования процесса создания и функционирования  ФПГ  позволит Закон "О финансово-промышленных группах", который принят в настоящее время Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В законе “О  ФПГ” рассматриваются следующие основные цели:

создание  системы эффективных стимулов для объединения производственного, торгового и финансового капиталов;

установление  четких и устойчивых правил формирования и прекращения деятельности ФПГ;

государственное  регулирование  деятельности ФПГ таким образом,  чтобы не допустить нового витка монополизации экономики на другой основе  и  в то  же  время  не создать неоправданных ограничений свободы их хозяйственной деятельности.

Однако закон не может заменить собой весь комплекс нормативных актов, регулирующих деятельность этих промышленных образований, поэтому  в  нем  наряду  с  нормами  прямого действия достаточно широко используются отсылочные нормы на действующее законодательство .


        4.2.2. Развитие  предпринимательства  и государственная

                             поддержка малого бизнеса


В соответствии с Федеральным Законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июня 1995г.  № 88 - ФЗ, развитие предпринимательства  и поддержка малого бизнеса является одним из основных направлений экономической реформы, повышения эффективности функционирования оборонного комплекса и  связано с решением ряда социальных вопросов,  в т.ч. созданием дополнительных рабочих мест, формированием широкого слоя предпринимателей, насыщением  потребительского рынка товарами и услугами,  а также способствует развитию конкуренции в оборонном комплексе.

В целях обеспечения развития и государственной поддержки малого предпринимательства на этапе перехода к рыночным отношениям и  в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.1993 г. № 446 "О первоочередных  мерах  по  развитию  малого предпринимательства в Российской Федерации" разработана  Федеральная программа государственной поддержки малого бизнеса.

Главной целью Программы является создание на федеральном  уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в России развитой инфраструктуры малого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост.  Реализация этой цели в сочетании с мероприятиями регионального и отраслевого уровня должна повысить  значение малого бизнеса в народном хозяйстве,  что приведет к  определенным  качественным изменениям в структуре экономики и результатах ее развития. Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

В Программе учитывается тот факт,  что деятельность предприятий малого бизнеса  ориентирована главным образом на решение региональных  проблем. Однако  приоритетными направлениями  развития предприятий малого бизнеса в том числе определены:

производство комплектующих для предприятий, выпускающих финальные образцы ВВТ;   

производство промышленной продукции военного и гражданского назначения;

оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

строительство объектов жилищного, производственного и социального  назначения;

 инновационная деятельность.

В условиях становления рыночного хозяйства и отказа  от  административного вмешательства в работу промышленных предприятий должна  быть  создана  действенная  система  государственной  поддержки предпринимательства и малого бизнеса.

В своей основе она должна предусматривать:

нормативно-правовое обеспечение, включая внесение дополнений и изменений в действующее налоговое законодательство;

формирование финансовой инфраструктуры поддержки малого  бизнеса, включая систему кредитных, финансовых, инвестиционных и страховых структур и совершенствование системы налогообложения;

развертывание  работы  Фонда  поддержки предпринимательства и развития конкуренции по реализации целевых и региональных программ;

создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой  продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

создание сети информационных центров и консультационных организаций для обслуживания интересов  малого  предпринимательства,  а также  для  принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях в целях поддержки,  стимулирования и  регулирования деятельности малых предприятий;

поддержку в области внешнеэкономической деятельности, охватывающей тарифное регулирование, экспортно-импортные операции, валютный контроль и привлечение иностранных инвестиций;

содействие в организации торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений,  представляющих интересы предпринимателей и малого бизнеса;

организацию системы обучения и переподготовки  предпринимателей, включающую основы организации бизнеса и менеджмента.

Кроме этого, поддержка малого бизнеса и предпринимательства возможна через интеграцию малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных таранов. Такими структурами могли бы стать ФПГ.

Организационными формами такого подключения могут быть: франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты по поставкам комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Положительным моментом такого варианта промышленной организации являются гарантированные рынки сбыта для предприятий малого бизнеса.

Проведенные исследования показали, что малый бизнес  призван содействовать решению многих важнейших народнохозяйственных проблем, в том числе реализуемых с помощью федеральных целевых программ по трудоустройству демобилизуемых военнослужащих, беженцев, молодежи, инвалидов, улучшения экологической  обстановки  и др.  Поэтому представляется целесообразным, чтобы во всех целевых программах обязательно предусматривались  мероприятия по стимулированию развития малого предпринимательства.


     Особенности структурной политики в оборонном комплексе

Структурная политика в оборонном комплексе включает в себя  систему приоритетных направлений,  целевых установок и механизмов их реализации. С учетом анализа его состояния,  приведенного в  разделе I,  можно предположить, что его структурная перестройка займет по меньшей мере  10-15 лет и в процессе ее будут существенно меняться как приоритеты,  так и механизмы реализации.

Стратегическими целями структурных преобразований в оборонном секторе  промышленности являются:

восстановление инвестиционной активности предприятий и организаций;

преодоление структурно-технологической несбалансированности;

создание развитого потребительского рынка.

На этапе стабилизации структурные преобразования  должны  быть направлены  на  поддержку  позитивных сдвигов в оборонном комплексе и на стимулирование перспективных производств,  динамика которых определяется:

изменением структуры спроса на оборонную и гражданскую  продукцию;

платежеспособным спросом;

технологическими факторами;

возможностью перепрофилировать конверсируемые предприятия на выпуск  других видов продукции с минимальными затратами.

Целью структурной политики в оборонном комплексе на ближайшую перспективу становится поддержание необходимых масштабов производства и управление им в направлениях,  обеспечивающих желательные структурные изменения  на стадии экономического спада.

Ориентирами  структурной  политики  в оборонном комплексе должны стать: сохранение и оздоровление конкурентоспособных и социально-необходимых производств,  сохранение и развитие инвестиционного потенциала, поэтапное сворачивание или перепрофилирование неэффективных  производств /4, 6, 24, 50, 58/.

На начальном  этапе  переходного  периода  в условиях дефицита бюджета должна быть повышена роль централизованных капитальных вложений в формировании инвестиционного процесса. Целесообразно основную долю государственных  средств,  предназначенных  для  поддержки конверсируемых предприятий,  направить  на поддержание их платежеспособного спроса путем закупок товаров и услуг в обеспечение федеральных нужд и  капитальных вложений в развитие социальной сферы, как не имеющей альтернативных источников финансирования.

В условиях  экономического спада у предприятий отсутствуют мотивы нормальной инвестиционной деятельности, расширенного воспроизводства  основных фондов.  При формировании инвестиционной политики необходимо учитывать,  что в рыночной экономике предприятия  должны иметь значительные (20-30% от действующих) резервные производственные мощности.

На начальном  этапе  переходного  периода должна быть повышена роль централизованных капитальных вложений в формировании  инвестиционного процесса. В настоящее время сфера их использования ограничивается реализацией экологических  программ  и  непроизводственным строительством.

Формированию нормального  рыночного  инвестиционного  процесса может  активно  способствовать  организация  финансово-промышленных групп,  которые позволят обеспечить формирование инвестиционных резервов  и концентрацию инвестиций на наиболее эффективных направлениях экономической деятельности новых хозяйственных структур. 

Другим направлением  укрепления инвестиционного сектора являются смешанные общества, консорциумы и ассоциации, ориентированные на привлечение  иностранного  банковского капитала.  Важное значение имеет конверсия принадлежащих России долговых обязательств  развивающихся стран  в реальные активы построенных при ее участии предприятий,  в первую очередь тех из них, которые обладают значительным экспортным потенциалом.

В целях повышения эффективности использования централизованных инвестиционных ресурсов необходимо:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.