реферат, рефераты скачать
 

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России


перейти от общих приоритетов к выделению  приоритетных  направлений, проектов и программ;

осуществить переход от государственного финансирования государственных инвестиционных программ по полному циклу к финансированию на основе принципа долевого участия инвесторов  различных  форм собственности;

разработать механизм контроля за эффективностью использования централизованных   инвестиционных   средств  при  реализации  государственных инвестиционных программ;

создать  сеть государственных агентов (в центре и в регионах) из числа банков и других финансовых структур  по  размещению  государственных целевых инвестиционных средств на рыночных принципах;

ввести конкурсное размещение централизованных капитальных вложений  по критериям  эффективности  среди государственных и негосударственных подрядчиков;

осуществить  переход к широкому использованию лизинговых операций;

обеспечить  возможность предоставления государственных гарантий для негосударственных инвесторов и кредиторов;

разработать  порядок  координации  решений по государственной поддержке инвестиционных  проектов  в  рамках  межправительственных соглашений  в  интересах  обеспечения  приоритетов  государственной структурной и промышленной политики.

Стимулирование децентрализованных инвестиций предполагает:

обеспечение  регулярной  переоценки  основных  фондов в соответствии с темпами инфляции и увеличение норм амортизации по  прогрессивным группам машин и оборудования;

льготное налогообложение инвесторов;

развитие  страховых  и  гарантийных структур в целях снижения риска инвестиционного кредитования;

создание  условий для привлечения внебюджетных источников финансирования  (коммерческих  банков,   инвестиционных,   страховых, пенсионных и иных фондов,  других финансовых структур) к инвестированию в технологическое перевооружение оборонного комплекса и  в  целевое использование резервных производственных мощностей для оздоровление производства и создания новых рабочих мест.

Важное значение  имеет создание эффективного механизма привлечения иностранных инвестиций и кредитов, основным критерием распределения которых должны стать имеющиеся и потенциальные конкурентные преимущества.  Механизм распределения кредитов должен  предусматривать  проведение тендеров инвестиционных проектов потенциально конкурентоспособных секторов оборонной промышленности.

Приоритетными направлениями  инвестиционного  сотрудничества с зарубежными странами являются энергетика,  в том числе атомная, металлургия,  нефтедобыча, объекты транспортировки нефти и газа, горнодобывающая промышленность, реконструкция, расширение и модернизация ранее построенных за рубежом предприятий.

Инвестиции в приоритетные проекты должны представлять поддержку нашего экспортного потенциала,  обеспечивая  рыночные  ниши  для российских технологий, оборонной и гражданской продукции по меньшей мере на срок ее жизни.

Важным элементом   механизма  структурной  перестройки  должен стать комплекс мер по разработке,  отбору и реализации  федеральных конверсионных программ:

организация на межведомственной основе работы по  пересмотру перечня программ на 1996 - 1997гг.;

разработка системы определения  и  утверждения  Госзаказчика федеральных конверсионных  программ;

создание условий для привлечения средств регионов и предприятий  независимо от форм собственности к финансированию федеральных конверсионных программ;

предусмотреть  ответственность  исполнителей  за  выполнение программ и рациональное использование средств;

проведение конкурсного отбора проектов для федеральных конверсионных программ;

введение отдельной главы "Федеральные целевые  программы"  в расходную часть  республиканского  бюджета,  финансирование  каждой программы должно быть предусмотрено отдельной строкой.

Таким образом,  федеральные  программы  могут стать средством концентрации финансовых ресурсов на государственных приоритетах.

В условиях ограниченных ресурсов необходимо рассмотреть вопрос об увеличении доли ВВП на инвестиции в промышленности,  в частности в науку, через федеральные программы.

Государственную поддержку следует осуществлять  в  основном  в следующих формах:

селективная поддержка программ и проектов, признанных экономически эффективными по результатам независимой экспертизы,  исключающей ведомственное лоббирование;

проведение   научно-исследовательских  работ,  стимулирующих развитие выбранных направлений,  и создание условий для  реализации их результатов в промышленности;

приоритетное развитие элементов инфраструктуры, обеспечивающих выбранные направления;

помощь в организации продвижения продукции российских предприятий на экспорт;

 помощь в привлечении иностранных инвестиций.

 Селективная поддержка  будет  эффективной только в том случае, если она будет  предоставляться  конкурентоспособным  предприятиям, способным  удовлетворять устойчивый спрос на продукцию оборонного комплекса (не обязательно технически сложную или наукоемкую).  Нежизнеспособные предприятия должны получать бюджетную поддержку лишь в исключительных случаях.  В рамках селективной структурной политики  должны использоваться  цивилизованные  формы поддержки,  не противоречащие общей направленности на финансовую стабилизацию,  механизм  которых до настоящего времени нуждается в отработке.

        Научно-технологическая политика в оборонном комплексе


Целью научно-технологической политики в оборонном комплексе является создание  условий для формирования прогрессивной технологической структуры и современного технологического уклада  как основы экономического роста.

Основные задачи научно-технологической политики  /4, 24, 53, 58 /:

преобразование научно-технологического и  промышленного  потенциала на  базе  внедрения  передовых  отечественных и зарубежных технологий;

создание инфраструктуры,  обеспечивающей продвижение научных разработок на  промышленный  рынок и их коммерциализацию,  развитие технопарков и технополисов,  поддержка наукоградов, повышение заинтересованности  предприятий  в инновационной деятельности,  формирование государственной информационной  системы  научно-технических достижений,  проведение маркетинговых исследований и разработка выставочной политики;

обеспечение необходимого научно-технического задела,  гарантирующего  технологическую  независимость  и  военную  безопасность cтраны,  конкурентоспособность отечественной  научно-технической  и промышленной продукции на внутреннем и мировом рынках;

стимулирование промышленных  предприятий  в  наукоемких  отраслях промышленности к сохранению, созданию и развитию собственных научных и научно-технических подразделений,  поддержка новых  прогрессивных форм интеграции научно-технологических и производственных организаций;

активизация  и развитие научно-технического сотрудничества в рамках СНГ на базе заключенных межправительственных соглашений;

защита  за рубежом интересов отечественных владельцев интеллектуальной и промышленной собственности;

защита национальных интересов в процессе международного  научно-технического сотрудничества;

особый порядок приватизации объектов научно-технической сферы оборонного комплекса с учетом последствий распада научно-промышленных  связей  в  результате выделения опытных заводов, экспериментальных баз.

Для рыночной экономики одной из важнейших составляющих государственного управления  конверсией  является  система сертификации продукции, используемая  как  инструмент  стимулирования  повышения  конкурентоспособности  промышленного производства.  Отсутствие в оборонной промышленности признаваемой за  рубежом  системы  добровольной  сертификации продукции приводит  к  ежегодным  постоянно возрастающим потерям государством валютных поступлений в сотни миллионов долларов.

Система добровольной сертификации позволяет:

организовать  методическую и техническую помощь  предприятиям оборонного комплекса в выполнении подготовительных работ по  сертификации  систем  качества  с  минимизацией их стоимости;

стимулировать  повышение   конкурентоспособности   продукции российских предприятий, а также предоставлять промышленным предприятиям соответствующих государственных преференций;

создать необходимые условия для интеграции отечественной военной и гражданской  продукции в международный рынок на основе обеспечения  международного  признания  процедур и результатов добровольной сертификации в промышленности.


4.3. Повышение роли государственного управления региональной

       и внешнеэкономической  деятельностью конверсируемых

                                           предприятий

Как показали проведенные исследования /21, 31, 50, 61, 62/, государственное управление региональной конверсией имеет очень большое  значение, так как в регионе  сосредоточены государственное, территориальное и отраслевое управление народным хозяйством и требуется согласование их между собой, создание гибкой системы, способной  обеспечить эффективное использование высвобождаемого потенциала оборонного комплекса для решения социально-экономических проблем региона и государства. 

Региональный аспект государственного управления конверсией  обусловлен обширной территорией страны, особенностями географического и социально-экономического положения регионов,  их размеров  и  плотности населения, дифференциацией оборонного комплекса, различием региональных факторов разделения труда и формирования рынков промышленной продукции  и ее сбыта.

Государственное управление конверсией в регионах должно базироваться на основных направлениях  государственной  промышленной  политики,  включая структурную перестройку, инвестиционную политику,  сохранение и  развитие  научно-технического потенциала.  При этом целесообразно осуществить децентрализацию управления такими процессами, как приватизация,  коммерциализация, развитие предпринимательства, демонополизация, инновационная деятельность, на региональный уровень.

Необходимо создать такие предпосылки, при которых регионы, реализуя собственные экономические интересы, были бы заинтересованы в улучшении состояния экономики на общегосударственном уровне.

Стабилизация социально-экономического  положения  в   регионах должна осуществляться на основе максимального использования благоприятных факторов развития,  региональных  и  федеральных  программ, имеющих межрегиональное значение. Основой формирования рациональной структуры региональной экономики должен стать малый бизнес.

Большое влияние  на  развитие регионов оказывает наличие в них предприятий оборонного комплекса и национальных  исследовательских  центров.

Это позволяет,  с одной стороны, сохранить достаточно сильное государственное влияние на промышленность, а с другой, привлекать местные ресурсы для решения общегосударственных задач, развивать кооперационные связи.

С этой целью  необходимо  укреплять  структуры  исполнительной власти  в региональных администрациях, ведающие промышленной политикой. 

Как показал анализ, региональные органы  государственной  власти  и  управления должны определить приоритетные направления поддержки предпринимательства в регионах,  комплексы необходимых конверсионных мероприятий, материально-технические и финансовые  ресурсы для их реализации за счет региональных источников. Деятельность подобных структур должна быть сосредоточена на:

анализе состояния и тенденций изменения рынков  промышленной продукции военного и гражданского назначения;

аккумулировании целевых средств для решения задач перевооружения  подлежащих конверсии и перепрофилированию предприятий,  имеющих ключевое региональное значение;

разработке и реализации региональных программ,  формирование предложений и участие в федеральных, в том числе и конверсионных программах;

создании условий для развития малого и среднего предпринимательства;

создании  конкурентной рыночной среды на основе рациональной   демонополизации крупных конверсируемых предприятий.

На региональный  уровень должны быть делегированы права введения (в рамках местных бюджетов) налоговых преференций  для  промышленных предприятий,  в соответствии  с  региональными  приоритетами промышленной политики.

В свою очередь, центральные органы государственного управления должны активно взаимодействовать с региональными органами управления по:

обеспечению  региональных структур необходимой информацией о перспективах промышленного развития, о реализуемой промышленной политике;

оказанию помощи регионам в формировании и реализации промышленных проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ промышленного развития;

оказанию  помощи в организации использования научного потенциала для решения региональных проблем в области конверсии;

содействию процессу обучения специалистов;

содействию развития инновационной деятельности;

содействию  привлечению инвестиций в региональную промышленность;

созданию информационного обеспечения выполнения программ конверсии и региональных информационных банков данных.


         Развитие сотрудничества в области конверсии

                 со странами ближнего  зарубежья

Как уже отмечалось в первом разделе, распад СССР нарушил  технологическую  структуру  оборонного комплекса России.  В  бывшем СССР региональный аспект не учитывался при формировании технологической структуры,  а также при оценке  ее надежности и способности к выживанию в экстремальных условиях.

При образовании  суверенных  государств  России  в  наследство достались технологии и элементы производственного цикла, которые не могут существовать самостоятельно и развиваться без смежных  предприятий и сопряженных технологий. Более половины грузооборота страны обеспечивается через  порты  "ближнего зарубежья".

В подобной ситуации одним из основных элементов государственного управления конверсией оборонного комплекса  становится  восстановление и развитие сотрудничества России со странами СНГ, Балтии и бывших членов СЭВ на основе дву- и многосторонних межправительственных соглашений, а также Соглашения об экономическом союзе СНГ.

Экономический союз  может  нормально  функционировать только в условиях однородного экономического пространства при согласованности стратегии реформ, координации внутренней политики и национальных хозяйственных механизмов.

 Основными направлениями его деятельности должны стать:

выработка механизма  реализации  существующих  соглашений;

согласование финансовой,  денежно-кредитной и валютной политики;

совершенствование  системы взаимных расчетов и платежных отношений;

совместная  инвестиционная деятельность;

проведение согласованной антимонопольной политики;

взаимодействие  в  области охраны интеллектуальной собственности;

защита  окружающей среды в рамках общего техногенного и экологического пространства;

совершенствование  законодательной  базы  по всему комплексу вопросов, охватывающих промышленную сферу.

В целях  обеспечения  государственных  нужд  в важнейших видах продукции и взаимовыгодности в торговле следует использовать  механизм  эквивалентных поставок на сбалансированной основе,  расчет по которым должен осуществляться исходя из уровня цен мирового рынка.

Координации и стабилизации технологических связей,  реализации инвестиционных проектов будут способствовать транснациональные объединения, в том числе ФПГ. Базовым нормативно-правовым документом по их созданию является “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений”, подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994г. На основе этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания ФПГ Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря 1994г.), Узбекистана (17 марта 1995г.), Казахстана (28 марта 1994г.), Беларуси (6 января 1995г.). В соглашениях определены совместные сферы деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также цели их создания.

Проведенные исследования /9, 23, 24 / показали, что реализация в ФПГ инвестиционных  проектов  может быть в основном направлена на создание и   освоение конкурентоспособной на мировом рынке  продукции военного и гражданского назначения.

Инвестиционная деятельность  подобных  организаций должна осуществляться в соответствии с законодательством того государства,  в котором она проводится, в соответствии с договорами о сотрудничестве в области инвестиций и о взаимной защите капиталовложений, включая деятельность с привлечением капитала из третьих стран.

Постепенная интеграция промышленного производства стран СНГ будет  стимулировать согласованные совместные действия и создание общего рынка для свободного перемещения товаров, капиталов и услуг.

Аналогичная политика  может проводиться и по отношению к странам бывшего СЭВ, с учетом иного уровня кооперационных связей.


           Интеграция России в мирохозяйственные связи


В сфере интеграции России в мирохозяйственные связи необходимо сосредоточить усилия на реализации конкурентных преимуществ оборонного комплекса страны, к которым относятся /61, 62 /:

пониженная  стоимость  рабочей силы в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

низкая капиталоемкость сектора НИОКР;

долговременное присутствие российской продукции военного и гражданского назначения  на ряде страновых рынков, главным образом в третьем мире;

значительные масштабы накопленных основных  производственных фондов  и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производств;

высокая степень  энергетической  и  ресурсной  независимости страны;

наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов оборонной промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки.

К числу стратегических слабостей оборонного  комплекса страны, во многом блокирующих реализацию конкурентных преимуществ, относятся:

неразвитость финансовой,  организационной  и  информационной инфраструктуры международного делового сотрудничества;

усиление сырьевой направленности российского экспорта и  потеря традиционных рынков сбыта  продукции военного и гражданского назначения;

сложности в преодолении протекционистской политики ряда западных стран;

трудности адаптации к условиям массового производства  и требованиям экономической эффективности конкурентных по своим характеристикам высоких технологий, сосредоточенных прежде всего в оборонном  комплексе  и  предназначенных для малосерийного или единичного производства;

низкая  эффективность  производства  и  чрезвычайно  высокие удельные материальные затраты даже в передовых секторах  оборонной промышленности.

Анализ показал, что в рамках существующих ограничений может быть осуществлен  ряд  мер  по  реализации конкурентных преимуществ России и ее оборонного комплекса, а также интеграции ее в мирохозяйственные связи.

1. Стабилизация  традиционного экспорта продукции военного и гражданского назначения.

2. Развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в  приоритетных направлениях таких, как энергетика (в том числе атомная), космическая и авиационная промышленность, реконструкция, расширение и модернизация ранее построенных за рубежом предприятий.

3. Использование относительно низкой стоимости основных факторов производства, что предполагает:

размещение в России на конверсируемых предприятиях производств машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью,  в том числе за счет  привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом;

диверсификация конверсируемых предприятий путем создания сборочных производств из ввозимых в  Россию  компонентов;

размещение в оборонном комплексе заказов  на  выполнение  технологических разработок,  прикладных научных исследований, создание либо отладку  программного обеспечения, а также другие виды наукоемких  услуг  в областях, где Россия располагает высококвалифицированными кадрами специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню.

4. Использование уникальных высоких российских технологий.

Среди важнейших  мер  государственной  поддержки  экспорта промышленной продукции оборонного комплекса должны быть следующие:

кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения;

пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;

динамическая  и взаимно согласованная корректировка экспортных и импортных тарифов.

Предоставление помощи экспортерам должно быть обусловлено направлением инвестиций в конкретные проекты технологической  модернизации производства конверсионных предприятий. Кредиты должны предоставляться на основе тендера инвестиционных проектов, первоначальный отбор которых необходимо осуществлять  с  учетом выявленных потенциально конкурентоспособных участников.

Важное значение, особенно в настоящее время, имеет конверсия принадлежащих России  долговых обязательств  развивающихся стран в реальные активы построенных при ее участии предприятий,  в первую очередь тех из них, которые обладают значительным экспортным потенциалом.

Одним из  направлений  инвестиционного  сотрудничества   может стать разработка  предложений  по  видам,  размерам  и порядку предоставления экономических и других льгот  конверсионным предприятиям оборонного комплекса - поставщикам  продукции  и услуг  для сооружения объектов за рубежом.  а также государственным гарантиям по указанным контрактам,  обязательствам  и  порядку  финансирования.

                                      Выводы


1. Формирование структуры оборонного комплекса, соответствующей сложившимся экономическим условиям, связано с институциональными преобразованиями, охватывающими:

перестройку системы государственного управления конверсией оборонного комплекса;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.