реферат, рефераты скачать
 

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России


реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов и др.).

 Основной задачей государственного управления в оборонном комплексе является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям и заинтересованных в повышении эффективности производства.

2. В нынешней макроэкономической ситуации выживание конкурентоспособных производств требует вертикально, а нередко и горизонтальных высокоинтегрированных структур с максимально легким перетоком технологий, кадров и капитала. Организационным оформлением таких структур могли бы стать финансово-промышленные группы, акционерные общества, холдинговые компании и т.п., которые:

заинтересованы в поддержке существующих технологических цепочек и способны генерировать стимулы к их модернизации;

гарантируют определенный приток инвестиций в том числе и иностранных в сферу производства;

обеспечивают экономию транснациональных издержек.

3. Государственная поддержка функционирования ФПГ в оборонном комплексе должна предусматривать:

эффективное использование имеющихся в распоряжении государства невыкупленных пакетов акций для контроля за важными технологическими цепочками по выпуску конкурентоспособной продукции;

реализацию государственных пакетов акций на конкурсной основе через инвестиционные торги консорциума финансовых структур и производителей;

передачу госпакетов акций в траст специально создаваемым на основе существующих министерств и ведомств отраслевым инвестиционным фондам;

законодательное  и информационное обеспечение условий функционирования ФПГ;

первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях получения иностранных и льготных кредитов, способствующих развитию научно-производственного потенциала оборонного комплекса;

зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах для ФПГ - покупателя и др.

4.  Важнейшей задачей государственного управления конверсией оборонного комплекса является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, способствующего поддержанию конкурентного тонуса в экономике и обладающего значительным инновационным потенциалом.

Поддержка малого бизнеса в оборонном комплексе возможна по двум направлениям:

интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных таранов (франчайзинги, лизинги и т.п.);

самостоятельное завоевание рыночных ниш предприятиями малого бизнеса. 

Инструментом государственной поддержки малого бизнеса может быть:

создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков;

установление агентских отношений с коммерческими банками, которые под гарантии государства будут осуществлять мониторинг конкурентоспособных предприятий малого бизнеса и кредитования их оборотного капитала и инвестиционных проектов;

отладка гибких механизмов сертификации продукции малых предприятий и фирм и распространение информации о мировых стандартах на выпускаемую ими продукцию.

5.  Государственное управление региональной конверсией базируется на основных направлениях государственной промышленной политики, включая структурную перестройку, инвестиционную политику, сохранение и развитие научно-технического потенциала. При этом государственным органам управления необходимо:

обеспечить региональные структуры информацией о перспективах промышленного развития страны и региона, о реализуемой промышленной политике;

оказать  помощь регионам в формировании и реализации конверсионных проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ промышленного развития;

содействовать привлечению инвестиций в региональную промышленность.

6. Среди важнейших мер государственной поддержки конверсионных предприятий оборонного комплекса должны быть следующие:

кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения;

пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;

динамическая и взаимосогласованная корректировка экспортных и импортных тарифов и др.


        


                                  ЗАКЛЮЧЕНИЕ    

В последние 8-10 лет российская экономика находилась в состоянии глубокого кризиса,  проявляющегося прежде всего в технологическом  торможении,  снижении темпов экономического роста,  нечувствительности экономической системы  к инновациям и т.п. Становилась  все более очевидной необходимость системных изменений в экономических отношениях в государстве.

Возникли серьезные проблемы социально - экономического развития страны,  которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно:

резкое сокращение оборонных расходов и финансового обеспечения конверсионных процессов;

деградация основных фондов оборонного комплекса;

спад наукоемких отраслей промышленности,  утечка умов и резкое снижение научно-технического потенциала;

распад сложившихся кооперационных связей;

нарушение функционирования  крупных  стратегически  важных для России систем вооружения,  потеря вооружения на территории ближнего и дальнего зарубежья;

система перспективного  планирования  развития Вооруженных Сил РФ и обеспечения их  вооружением и военной техникой практически перестала  функционировать, многие нормативные акты и документы по вопросам функционирования оборонного комплекса не удовлетворяли изменившейся  ситуации в стране и т.п.

Таким образом, существующая система управления развитием оборонного комплекса,  базирующаяся на сложившихся в государстве  законодательных, экономических, организационных и других отношениях, практически перестала удовлетворять новым  экономическим  и  политическим условиям. Особенно остро обозначились финансово-кредитные проблемы управления. Возникли серьезные противоречия между объективными потребностями государства в военной и гражданской продукции  и финансовой базой  их удовлетворения.

Это обусловило необходимость  проведения глубоких исследований  по  определению комплекса рациональных действий и принятия соответствующих мер государством   по  совершенствованию финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса как для переходного  периода  экономики, так  и для стабильного сбалансированного рынка.

При решении этих проблем в диссертационной работе  разработаны и предложены:

1. Методологические основы совершенствования и развития системы управления конверсией, в том числе с использованием финансово-кредитного механизма,  позволившие сформулировать:

основные цели, задачи и принципы построения возможных структур системы управления и выявить требуемые условия ее функционирования при максимальной эффективности вложенных финансовых средств;

методический аппарат, включающий обоснование и выбор критериев и показателей  эффективности  функционирования  системы управления конверсией. Разработанный аппарат позволяет оценить эффективность функционирования системы  ,  выработать рекомендации и предложения по ее рациональному структурному построению, основным направлениям совершенствования и развития.

Совокупность полученных теоретических результатов, разработанных методических подходов создает концептуальные и методологические основы функционирования системы управления развитием оборонного комплекса, позволяющие Правительству Российской Федерации, руководству  Министерства  финансов  Российской Федерации и Госкомоборонпрому России сформировать комплексные меры и  мероприятия по ее совершенствованию и развитию с учетом специфических особенностей оборонных отраслей и  проводимой финансово-кредитной политики  в стране.

2. Концепция финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса, отличающаяся:

логической взаимосвязью финансово-кредитных методов   государственного управления конверсией и создания высокоэффективной продукции военного и гражданского назначения;

обоснованностью финансового, налогового и кредитного  механизмов, обеспечивающих формирование среды, в которой предприятия оборонного комплекса заинтересованы в выполнении государственного оборонного заказа в условиях рынка, и позволяющих государству эффективно  управлять  их деятельностью в интересах  сохранения научно-технического  потенциала и рабочих мест в условиях конверсии военного производства;

анализом действующего налогового и кредитного управления деятельностью конверсионных предприятий и предложением основных направлений их совершенствования, не противоречащих государственной финансово-кредитной политике;

глубоким анализом  и практическими предложениями по дополнительным источникам финансирования развития оборонного комплекса и порядку использования внебюджетных средств, в том числе Государственного фонда конверсии.

3. Концепция государственного управления конверсией оборонного комплекса, отличающаяся:

комплексным подходом к формированию структуры оборонного комплекса в условиях конверсии, включающим перестройку системы государственного управления, реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, предприятий малого бизнеса и др). Основной задачей государственного управления конверсией является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям, заинтересованных в повышении эффективности производства и выпуске конкурентоспособной на мировом рынке продукции. 

Кроме этого,  в диссертации получены следующие научные результаты:

1. Проведен  анализ  влияния экономической ситуации в стране на состояние оборонного комплекса.  Выявлены причины,  факторы  и проблемы, оказывающие дезинтегрирующее влияние на его способность устойчиво и эффективно функционировать в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики.

2. На основе проведенного анализа существующей  системы  управления  конверсией  оборонного комплекса определены основные  недостатки,  проблемы и  начальные  условия,  которые  необходимо учесть  и  обеспечить  в процессе ее совершенствования и развития в период реформирования экономики.

3. Определены  основные  факторы,  влияющие на эффективность функционирования системы управления конверсией оборонного  комплекса,  выбраны интегральные критерии и показатели, сформулирован критерий эффективности и получены условия, обеспечивающие рациональность построения системы в зависимости от сценарного развития экономических реформ в стране.

4. Проведена оценка эффективности функционирования различных вариантов  построения  систем  управления  конверсией  оборонного комплекса и выбраны рациональные в зависимости от сценариев развития реформ.

Предложены основные направления и  мероприятия  по совершенствованию и развитию существующей системы, включая  принятие Федеральной целевой программы конверсии оборонной  промышленности на  1995  -  1997 годы и создание Государственного  фонда конверсии.

5. Проанализированы и определены основные методы финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса и предложен механизм, обеспечивающий формирование экономической среды высокоэффективного функционирования конверсируемых предприятий.

6. Проведен  анализ  внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса и разработаны  предложения  по  их использованию,  в  том числе из  Государственного фонда конверсии, созданного в соответствии с программой Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах”.




           СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абросимов В.А. Формирование ФПГ с участием оборонных предприятий. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 2, ЦНИИ “Электроника”, 1995.

2.   Анализ проблем развития и совершенствования государственной системы заказов ВВТ с учетом зарубежного опыта. Отчет о НИР “Вершина”. ЦНИИ ЭК, инв. № 24, 1994.

3. Артюхов В.И. Экономика и конверсия военного производства. М., ГНМЦ, 1992.

4. Артюхов В.И., Воронова А.А. Проблемы сохранения научно-технического потенциала оборонного комплекса России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

5. Астахов А.А. Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией России. Финансы, № 12, 1995.

6. Астахов А.А. Анализ соответствия существующей системы управления конверсией новым экономическим и политическим условиям. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4, Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК,  1995.

7. Астахов А.А. Конверсия в финансовом измерении.  Финансы, № 10, 1992.

8. Астахов А.А. О финансовой ситуации в оборонном комплексе. Финансы, № 2, 1995.

9.  Астахов А.А., Бандурин В.В. Финансово-промышленные группы в оборонном комплексе России. М., Финансы, 1995.

10. Астахов А.А. Расходы на национальную оборону в 1995 году должны быть защищены законом. Красная звезда, сентябрь 1995.

11. Астахов А.А. Финансовые проблемы конверсии: государство вынуждено строить свои отношения с предприятиями на жестких условиях кредита. Деловые люди, № 8, 1994.

12.  Астахов А.А., Бандурин В.В. Особенности создания финансово - промышленных групп в оборонном комплексе России. М., РЖ, сер.Б,        № 4(33), ЦВНИ МО РФ, 1995.

13. Астахов А.А. К вопросу об экономических методах управления конверсией оборонного комплекса. Сб. трудов XVI -й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ, 1995.

14. Астахов А.А. О совершенствовании структуры системы управления конверсией оборонной промышленности России. Сб. трудов XVI - й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ,  1995.

15.  Астахов А.А. Российский опыт конверсии: состояние и проблемы. М., Финансы,  1996.

16. Астахов А.А. и др. Программа курса “Финансы промышленности”. М., ВЗФЭИ, 1991.

17. Астахов А.А., Бандурин В.В. К оценке эффективности функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса России. Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995.

18.  Астахов А.А.  Выбор внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России. М., Проблемы военной науки   № 3, ЦВНИ  МО РФ, 1995.

19. Астахов А.А. Основы совершенствования управления конверсией в России. Финансы, № 2, 1996.

20. Баканов М.И., Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 1993.

21. Бандурин  В.В. Система реализации военно-технической политики в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, 46 ЦНИИ МО РФ, 1995.

22. Бандурин В.В. Налоги не должны подавлять выполнение оборонного заказа. РЭЖ, № 2, 1994.

23. Баумгартен Л.В. ФПГ, принципы и этапы формирования, особенности деятельности в отраслях оборонной промышленности. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1,  ЦНИИ “Электроника”, 1995.  

24.  Везиров В.Н., Котов А.П. О создании финансово-промышленных групп в оборонном комплексе. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4,  ЦНИИ ЭК, 1994.

25. Викулов С.Ф. Военно-экономическая эффективность затрат на укрепление боевого потенциала и повышение боевой готовности войск. М., ВФЭФ при МФИ, 1986.

26. Викулов С.Ф. Статистический анализ в финансово-экономической практике.  М., МФИ, 1989.

27. Военная экономика. Часть первая. Общие основы военной экономики, М., ВАГШ, 1992.

28. Военная  экономика  капиталистических государств (теория и практика научных исследований). В/ч 54726, вып. 1782, 1991.

29. Военный энциклопедический словарь. Издание 2-е, М., Воениздат, 1986.

30. Воинова Л.Н. Система финансирования военного производства США. М., ЦИВТИ, вып. 1520, 1987.

31. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Петров Ю.А. Основные направления экономической политики государства. Деловой мир, 20-26 июня 1994.

32. Гусев Н.Ф., Матяш И.Н. Конверсия и мобилизационные возможности оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1995.

33. Джексон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., Советское радио, 1971.

34. Жуков Г.П., Викулов С.Ф..  Военно-экономический  анализ  и исследование операций. М., Воениздат, 1987.

35. Заикин П.В. Вопросы формирования холдинговых компаний на современном этапе. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 

36.  Закон РСФСР от 20.12.1991г. “Об инвестиционном налоговом кредите”.

37. Закон РФ  от 24.09.1992 г. № 3531-1 "Об обороне".

38. Закон РФ  от 20.03.1992 г. N 2552-1 "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации".

39. Закон РФ  от 20.05.1993 г. N 4992-1 "Об оружии".

40. Закон РСФСР  "Об арбитражном суде" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24.06.1992 г. N 3118-1.

41. Федеральный Закон от 31.03.1995г. № 39-ФЗ “О федеральном бюджете на 1995 год”.

42. Федеральный Закон от 13.12.94г. № 60 - ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”.

43. Федеральный Закон от 30.11.95г. № 190 - ФЗ “О финансово-промышленных группах”.

44. Федеральный Закон от 27.12.95г.  № 213 - ФЗ  “О государственном оборонном заказе”.

45.  Калачанов В.Д.  Ресурсное обеспечение деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Л., ЛФЭИ, 1991.

46.  Кириленко Г.В. Экономика США - основная военно-промышленная база НАТО.  М., ВАГШ СССР, 1986.

47. Кокошин А.А.. Противоречия формирования и пути развития военно-технической политики России. Военная мысль, № 2, 1993.

48.  Кормов Ю.Ф. и др.  Методические рекомендации по определению экономической эффективности сотрудничества на основе прямых связей советских хозяйственных организаций с партнерами из социалистических  стран. М., ВНИИВС, 1989.

49. Королев В.Д.  Повышение эффективности общественного производства в СССР и укрепление экономической базы обороны страны. Диссертация на соискание уч.степени ДЭН, ВПА, 1987.

50. Котов  А.П.  Экономические  проблемы  развития  оборонного комплекса России в условиях перехода к рынку.  Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, ЦНИИ ЭК, 1994.

51. Котов А.П., Богданов Б.М. Микроэкономический анализ и прогноз развития оборонного комплекса России в период с 1990г. по 1997г. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4. Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.

52. Котов А.П. и др. Нормативно-техническое обеспечение конверсии оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

53. Котов А.П., Лазинцев Ю.Н. Анализ основных путей регулирования инвестиционной деятельности конверсионных предприятий оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995.

54. Красавина Л.Н.  Денежное  обращение и кредит  капиталистических  стран. М., Финансы и статистика, 1989.

55.  Крышталев В.К. Экономический механизм повышения эффективности работы предприятий отраслей радиоэлектроники и связи при переходе к рыночным отношениям. М., Радио и связь, 1991.

56.  Куличков Е.Н., Артюхов В.И., Котов А.П. О концепции конверсии оборонного комплекса РФ. Вопросы экономики и конверсии, №1, ЦНИИ ЭК, 1993.

57.  Куличков Е.Н., Дорошевич Е.Н.. Царев Ю.М. Производственная деятельность оборонных отраслей промышленности России во время реформ 1992-1993гг. Вопросы экономики и конверсии , вып. 2, ЦНИИ ЭК, 1994.

58. Куличков Е.Н., Судариков Ю.А., Волков А.Г. Об отдельных актуальных проблемах военного производства, конверсии оборонной промышленности и мобилизационной подготовки анродного хозяйства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3, ЦНИИ ЭК, 1994.

59. Куличков Е.Н., Калачанов В.Д. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности в условиях конверсии военного производства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

60. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М., Финансы и статистика, 1991.

61. Лазинцев Ю.Н. Международное научно-техническое сотрудничество оборонного комплекса как фактор стабилизации экономики России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994.

62.  Лазинцев Ю.Н. и др. Совместное предпринимательство в оборонном комплексе России. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК,  1994.  

63. Макаров М.И. и др.  Теория выбора и принятия решений. М., Наука, 1982.

64. Макгуайр М. Моделирование при решении экономико- стратегических проблем. М., Сов. радио, 1972.

65.  Макиев Ю.Д.  и др. Некоторые вопросы совершенствования системы планирования унификации промышленной продукции. Организация общественного производства и ее воздействие на хозяйственный механизм. М., Институт экономики АН СССР, 1982.

66. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма управления промышленностью. М., Финансы и статистика, 1982.

67. Никонов   А.М.  Экономическое  обеспечение  стратегических действий Вооруженных Сил в войне, М., ВАГШ, 1992г.

68. Организация  приобретения  МО  США крупных систем оружия и военной техники. В/ч 54726, вып. 1223, 1985.

69. Основы теории вооружения. Под редакцией А.Г. Фунтикова. М., Воениздат, 1993г.

70. Оценка научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса и его возможностей по реализации государственной программы развития ВВТ. Отчет о НИР “Прогресс -10-2”, ЦНИИ ЭК, инв. 1029, 1995.

71. Павлова Л.П. Финансирование и кредитование промышленности. М., Финансы и статистика, 1989.

72.  Пансков В.Г. Заложить основу стабилизации финансов. М., Финансы,  № 1, 1995.

73. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. М. , МО СССР, 1991.

74. Пожаров А.И. Военная экономика. М., ВФЭФ при МФИ, 1985.     

75. Постановление  Правительства  РФ от 12.04.1994г.  № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных  фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ".

76. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 594 "О реализации Федерального Закона  "О поставках  продукции  для федеральных государственных нужд".

77. Прохожев А.А. Организация управления экономикой и государством в Японии. М., Наука, 1977.

78. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., Сов. радио, 1977.

79.  Саати Т.  Принятие решений.  Метод анализа  иерархий.  М., Радио и связь, 1993.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.