| |||||
МЕНЮ
| Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса Россииреорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов и др.). Основной задачей государственного управления в оборонном комплексе является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям и заинтересованных в повышении эффективности производства. 2. В нынешней макроэкономической ситуации выживание конкурентоспособных производств требует вертикально, а нередко и горизонтальных высокоинтегрированных структур с максимально легким перетоком технологий, кадров и капитала. Организационным оформлением таких структур могли бы стать финансово-промышленные группы, акционерные общества, холдинговые компании и т.п., которые: заинтересованы в поддержке существующих технологических цепочек и способны генерировать стимулы к их модернизации; гарантируют определенный приток инвестиций в том числе и иностранных в сферу производства; обеспечивают экономию транснациональных издержек. 3. Государственная поддержка функционирования ФПГ в оборонном комплексе должна предусматривать: эффективное использование имеющихся в распоряжении государства невыкупленных пакетов акций для контроля за важными технологическими цепочками по выпуску конкурентоспособной продукции; реализацию государственных пакетов акций на конкурсной основе через инвестиционные торги консорциума финансовых структур и производителей; передачу госпакетов акций в траст специально создаваемым на основе существующих министерств и ведомств отраслевым инвестиционным фондам; законодательное и информационное обеспечение условий функционирования ФПГ; первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях получения иностранных и льготных кредитов, способствующих развитию научно-производственного потенциала оборонного комплекса; зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах для ФПГ - покупателя и др. 4. Важнейшей задачей государственного управления конверсией оборонного комплекса является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, способствующего поддержанию конкурентного тонуса в экономике и обладающего значительным инновационным потенциалом. Поддержка малого бизнеса в оборонном комплексе возможна по двум направлениям: интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных таранов (франчайзинги, лизинги и т.п.); самостоятельное завоевание рыночных ниш предприятиями малого бизнеса. Инструментом государственной поддержки малого бизнеса может быть: создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков; установление агентских отношений с коммерческими банками, которые под гарантии государства будут осуществлять мониторинг конкурентоспособных предприятий малого бизнеса и кредитования их оборотного капитала и инвестиционных проектов; отладка гибких механизмов сертификации продукции малых предприятий и фирм и распространение информации о мировых стандартах на выпускаемую ими продукцию. 5. Государственное управление региональной конверсией базируется на основных направлениях государственной промышленной политики, включая структурную перестройку, инвестиционную политику, сохранение и развитие научно-технического потенциала. При этом государственным органам управления необходимо: обеспечить региональные структуры информацией о перспективах промышленного развития страны и региона, о реализуемой промышленной политике; оказать помощь регионам в формировании и реализации конверсионных проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ промышленного развития; содействовать привлечению инвестиций в региональную промышленность. 6. Среди важнейших мер государственной поддержки конверсионных предприятий оборонного комплекса должны быть следующие: кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения; пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов; динамическая и взаимосогласованная корректировка экспортных и импортных тарифов и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В последние 8-10 лет российская экономика находилась в состоянии глубокого кризиса, проявляющегося прежде всего в технологическом торможении, снижении темпов экономического роста, нечувствительности экономической системы к инновациям и т.п. Становилась все более очевидной необходимость системных изменений в экономических отношениях в государстве. Возникли серьезные проблемы социально - экономического развития страны, которые полностью перешли на оборонный комплекс, а именно: резкое сокращение оборонных расходов и финансового обеспечения конверсионных процессов; деградация основных фондов оборонного комплекса; спад наукоемких отраслей промышленности, утечка умов и резкое снижение научно-технического потенциала; распад сложившихся кооперационных связей; нарушение функционирования крупных стратегически важных для России систем вооружения, потеря вооружения на территории ближнего и дальнего зарубежья; система перспективного планирования развития Вооруженных Сил РФ и обеспечения их вооружением и военной техникой практически перестала функционировать, многие нормативные акты и документы по вопросам функционирования оборонного комплекса не удовлетворяли изменившейся ситуации в стране и т.п. Таким образом, существующая система управления развитием оборонного комплекса, базирующаяся на сложившихся в государстве законодательных, экономических, организационных и других отношениях, практически перестала удовлетворять новым экономическим и политическим условиям. Особенно остро обозначились финансово-кредитные проблемы управления. Возникли серьезные противоречия между объективными потребностями государства в военной и гражданской продукции и финансовой базой их удовлетворения. Это обусловило необходимость проведения глубоких исследований по определению комплекса рациональных действий и принятия соответствующих мер государством по совершенствованию финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса как для переходного периода экономики, так и для стабильного сбалансированного рынка. При решении этих проблем в диссертационной работе разработаны и предложены: 1. Методологические основы совершенствования и развития системы управления конверсией, в том числе с использованием финансово-кредитного механизма, позволившие сформулировать: основные цели, задачи и принципы построения возможных структур системы управления и выявить требуемые условия ее функционирования при максимальной эффективности вложенных финансовых средств; методический аппарат, включающий обоснование и выбор критериев и показателей эффективности функционирования системы управления конверсией. Разработанный аппарат позволяет оценить эффективность функционирования системы , выработать рекомендации и предложения по ее рациональному структурному построению, основным направлениям совершенствования и развития. Совокупность полученных теоретических результатов, разработанных методических подходов создает концептуальные и методологические основы функционирования системы управления развитием оборонного комплекса, позволяющие Правительству Российской Федерации, руководству Министерства финансов Российской Федерации и Госкомоборонпрому России сформировать комплексные меры и мероприятия по ее совершенствованию и развитию с учетом специфических особенностей оборонных отраслей и проводимой финансово-кредитной политики в стране. 2. Концепция финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса, отличающаяся: логической взаимосвязью финансово-кредитных методов государственного управления конверсией и создания высокоэффективной продукции военного и гражданского назначения; обоснованностью финансового, налогового и кредитного механизмов, обеспечивающих формирование среды, в которой предприятия оборонного комплекса заинтересованы в выполнении государственного оборонного заказа в условиях рынка, и позволяющих государству эффективно управлять их деятельностью в интересах сохранения научно-технического потенциала и рабочих мест в условиях конверсии военного производства; анализом действующего налогового и кредитного управления деятельностью конверсионных предприятий и предложением основных направлений их совершенствования, не противоречащих государственной финансово-кредитной политике; глубоким анализом и практическими предложениями по дополнительным источникам финансирования развития оборонного комплекса и порядку использования внебюджетных средств, в том числе Государственного фонда конверсии. 3. Концепция государственного управления конверсией оборонного комплекса, отличающаяся: комплексным подходом к формированию структуры оборонного комплекса в условиях конверсии, включающим перестройку системы государственного управления, реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, предприятий малого бизнеса и др). Основной задачей государственного управления конверсией является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям, заинтересованных в повышении эффективности производства и выпуске конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Кроме этого, в диссертации получены следующие научные результаты: 1. Проведен анализ влияния экономической ситуации в стране на состояние оборонного комплекса. Выявлены причины, факторы и проблемы, оказывающие дезинтегрирующее влияние на его способность устойчиво и эффективно функционировать в условиях проведения жесткой финансово-кредитной политики. 2. На основе проведенного анализа существующей системы управления конверсией оборонного комплекса определены основные недостатки, проблемы и начальные условия, которые необходимо учесть и обеспечить в процессе ее совершенствования и развития в период реформирования экономики. 3. Определены основные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса, выбраны интегральные критерии и показатели, сформулирован критерий эффективности и получены условия, обеспечивающие рациональность построения системы в зависимости от сценарного развития экономических реформ в стране. 4. Проведена оценка эффективности функционирования различных вариантов построения систем управления конверсией оборонного комплекса и выбраны рациональные в зависимости от сценариев развития реформ. Предложены основные направления и мероприятия по совершенствованию и развитию существующей системы, включая принятие Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995 - 1997 годы и создание Государственного фонда конверсии. 5. Проанализированы и определены основные методы финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса и предложен механизм, обеспечивающий формирование экономической среды высокоэффективного функционирования конверсируемых предприятий. 6. Проведен анализ внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса и разработаны предложения по их использованию, в том числе из Государственного фонда конверсии, созданного в соответствии с программой Правительства Российской Федерации “Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах”. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Абросимов В.А. Формирование ФПГ с участием оборонных предприятий. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 2, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 2. Анализ проблем развития и совершенствования государственной системы заказов ВВТ с учетом зарубежного опыта. Отчет о НИР “Вершина”. ЦНИИ ЭК, инв. № 24, 1994. 3. Артюхов В.И. Экономика и конверсия военного производства. М., ГНМЦ, 1992. 4. Артюхов В.И., Воронова А.А. Проблемы сохранения научно-технического потенциала оборонного комплекса России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 5. Астахов А.А. Государственная программа конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы как основа совершенствования системы управления конверсией России. Финансы, № 12, 1995. 6. Астахов А.А. Анализ соответствия существующей системы управления конверсией новым экономическим и политическим условиям. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4, Госкомоборонпром, ЦНИИ ЭК, 1995. 7. Астахов А.А. Конверсия в финансовом измерении. Финансы, № 10, 1992. 8. Астахов А.А. О финансовой ситуации в оборонном комплексе. Финансы, № 2, 1995. 9. Астахов А.А., Бандурин В.В. Финансово-промышленные группы в оборонном комплексе России. М., Финансы, 1995. 10. Астахов А.А. Расходы на национальную оборону в 1995 году должны быть защищены законом. Красная звезда, сентябрь 1995. 11. Астахов А.А. Финансовые проблемы конверсии: государство вынуждено строить свои отношения с предприятиями на жестких условиях кредита. Деловые люди, № 8, 1994. 12. Астахов А.А., Бандурин В.В. Особенности создания финансово - промышленных групп в оборонном комплексе России. М., РЖ, сер.Б, № 4(33), ЦВНИ МО РФ, 1995. 13. Астахов А.А. К вопросу об экономических методах управления конверсией оборонного комплекса. Сб. трудов XVI -й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ, 1995. 14. Астахов А.А. О совершенствовании структуры системы управления конверсией оборонной промышленности России. Сб. трудов XVI - й НТК, 45 ЦНИИ МО РФ, 1995. 15. Астахов А.А. Российский опыт конверсии: состояние и проблемы. М., Финансы, 1996. 16. Астахов А.А. и др. Программа курса “Финансы промышленности”. М., ВЗФЭИ, 1991. 17. Астахов А.А., Бандурин В.В. К оценке эффективности функционирования системы управления конверсией оборонного комплекса России. Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995. 18. Астахов А.А. Выбор внебюджетных источников финансирования конверсии оборонного комплекса России. М., Проблемы военной науки № 3, ЦВНИ МО РФ, 1995. 19. Астахов А.А. Основы совершенствования управления конверсией в России. Финансы, № 2, 1996. 20. Баканов М.И., Шеремет А.Д.. Теория экономического анализа. М. Финансы и статистика, 1993. 21. Бандурин В.В. Система реализации военно-технической политики в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, 46 ЦНИИ МО РФ, 1995. 22. Бандурин В.В. Налоги не должны подавлять выполнение оборонного заказа. РЭЖ, № 2, 1994. 23. Баумгартен Л.В. ФПГ, принципы и этапы формирования, особенности деятельности в отраслях оборонной промышленности. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 24. Везиров В.Н., Котов А.П. О создании финансово-промышленных групп в оборонном комплексе. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК, 1994. 25. Викулов С.Ф. Военно-экономическая эффективность затрат на укрепление боевого потенциала и повышение боевой готовности войск. М., ВФЭФ при МФИ, 1986. 26. Викулов С.Ф. Статистический анализ в финансово-экономической практике. М., МФИ, 1989. 27. Военная экономика. Часть первая. Общие основы военной экономики, М., ВАГШ, 1992. 28. Военная экономика капиталистических государств (теория и практика научных исследований). В/ч 54726, вып. 1782, 1991. 29. Военный энциклопедический словарь. Издание 2-е, М., Воениздат, 1986. 30. Воинова Л.Н. Система финансирования военного производства США. М., ЦИВТИ, вып. 1520, 1987. 31. Глазьев С.Ю., Львов Д.С., Петров Ю.А. Основные направления экономической политики государства. Деловой мир, 20-26 июня 1994. 32. Гусев Н.Ф., Матяш И.Н. Конверсия и мобилизационные возможности оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1995. 33. Джексон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. М., Советское радио, 1971. 34. Жуков Г.П., Викулов С.Ф.. Военно-экономический анализ и исследование операций. М., Воениздат, 1987. 35. Заикин П.В. Вопросы формирования холдинговых компаний на современном этапе. Экономика и коммерция, сер. 9, вып. 1, ЦНИИ “Электроника”, 1995. 36. Закон РСФСР от 20.12.1991г. “Об инвестиционном налоговом кредите”. 37. Закон РФ от 24.09.1992 г. № 3531-1 "Об обороне". 38. Закон РФ от 20.03.1992 г. N 2552-1 "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". 39. Закон РФ от 20.05.1993 г. N 4992-1 "Об оружии". 40. Закон РСФСР "Об арбитражном суде" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24.06.1992 г. N 3118-1. 41. Федеральный Закон от 31.03.1995г. № 39-ФЗ “О федеральном бюджете на 1995 год”. 42. Федеральный Закон от 13.12.94г. № 60 - ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”. 43. Федеральный Закон от 30.11.95г. № 190 - ФЗ “О финансово-промышленных группах”. 44. Федеральный Закон от 27.12.95г. № 213 - ФЗ “О государственном оборонном заказе”. 45. Калачанов В.Д. Ресурсное обеспечение деятельности научных организаций в новых условиях хозяйствования. Л., ЛФЭИ, 1991. 46. Кириленко Г.В. Экономика США - основная военно-промышленная база НАТО. М., ВАГШ СССР, 1986. 47. Кокошин А.А.. Противоречия формирования и пути развития военно-технической политики России. Военная мысль, № 2, 1993. 48. Кормов Ю.Ф. и др. Методические рекомендации по определению экономической эффективности сотрудничества на основе прямых связей советских хозяйственных организаций с партнерами из социалистических стран. М., ВНИИВС, 1989. 49. Королев В.Д. Повышение эффективности общественного производства в СССР и укрепление экономической базы обороны страны. Диссертация на соискание уч.степени ДЭН, ВПА, 1987. 50. Котов А.П. Экономические проблемы развития оборонного комплекса России в условиях перехода к рынку. Диссертация на соискание уч. степени ДЭН, ЦНИИ ЭК, 1994. 51. Котов А.П., Богданов Б.М. Микроэкономический анализ и прогноз развития оборонного комплекса России в период с 1990г. по 1997г. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3-4. Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995. 52. Котов А.П. и др. Нормативно-техническое обеспечение конверсии оборонной промышленности. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 53. Котов А.П., Лазинцев Ю.Н. Анализ основных путей регулирования инвестиционной деятельности конверсионных предприятий оборонного комплекса. Вопросы экономики и конверсии, вып. 2, Госкомоборонпром. ЦНИИ ЭК, 1995. 54. Красавина Л.Н. Денежное обращение и кредит капиталистических стран. М., Финансы и статистика, 1989. 55. Крышталев В.К. Экономический механизм повышения эффективности работы предприятий отраслей радиоэлектроники и связи при переходе к рыночным отношениям. М., Радио и связь, 1991. 56. Куличков Е.Н., Артюхов В.И., Котов А.П. О концепции конверсии оборонного комплекса РФ. Вопросы экономики и конверсии, №1, ЦНИИ ЭК, 1993. 57. Куличков Е.Н., Дорошевич Е.Н.. Царев Ю.М. Производственная деятельность оборонных отраслей промышленности России во время реформ 1992-1993гг. Вопросы экономики и конверсии , вып. 2, ЦНИИ ЭК, 1994. 58. Куличков Е.Н., Судариков Ю.А., Волков А.Г. Об отдельных актуальных проблемах военного производства, конверсии оборонной промышленности и мобилизационной подготовки анродного хозяйства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 3, ЦНИИ ЭК, 1994. 59. Куличков Е.Н., Калачанов В.Д. Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности в условиях конверсии военного производства. Вопросы экономики и конверсии, вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 60. Лаврушин О.И. Организация и планирование кредита. М., Финансы и статистика, 1991. 61. Лазинцев Ю.Н. Международное научно-техническое сотрудничество оборонного комплекса как фактор стабилизации экономики России. Вопросы экономики и конверсии, спец. вып. 1, ЦНИИ ЭК, 1994. 62. Лазинцев Ю.Н. и др. Совместное предпринимательство в оборонном комплексе России. Вопросы экономики и конверсии, вып. 4, ЦНИИ ЭК, 1994. 63. Макаров М.И. и др. Теория выбора и принятия решений. М., Наука, 1982. 64. Макгуайр М. Моделирование при решении экономико- стратегических проблем. М., Сов. радио, 1972. 65. Макиев Ю.Д. и др. Некоторые вопросы совершенствования системы планирования унификации промышленной продукции. Организация общественного производства и ее воздействие на хозяйственный механизм. М., Институт экономики АН СССР, 1982. 66. Никольский П.С. Финансы в системе хозяйственного механизма управления промышленностью. М., Финансы и статистика, 1982. 67. Никонов А.М. Экономическое обеспечение стратегических действий Вооруженных Сил в войне, М., ВАГШ, 1992г. 68. Организация приобретения МО США крупных систем оружия и военной техники. В/ч 54726, вып. 1223, 1985. 69. Основы теории вооружения. Под редакцией А.Г. Фунтикова. М., Воениздат, 1993г. 70. Оценка научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса и его возможностей по реализации государственной программы развития ВВТ. Отчет о НИР “Прогресс -10-2”, ЦНИИ ЭК, инв. 1029, 1995. 71. Павлова Л.П. Финансирование и кредитование промышленности. М., Финансы и статистика, 1989. 72. Пансков В.Г. Заложить основу стабилизации финансов. М., Финансы, № 1, 1995. 73. Подиновский В.В. Математическая теория выработки решений в сложных ситуациях. М. , МО СССР, 1991. 74. Пожаров А.И. Военная экономика. М., ВФЭФ при МФИ, 1985. 75. Постановление Правительства РФ от 12.04.1994г. № 315 "О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ". 76. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995г. № 594 "О реализации Федерального Закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". 77. Прохожев А.А. Организация управления экономикой и государством в Японии. М., Наука, 1977. 78. Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. М., Сов. радио, 1977. 79. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М., Радио и связь, 1993. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|