реферат, рефераты скачать
 

Избирательная система Российской Федерациии ее роль в становлении российской государственности


нормах права, что ставит под сомнение его научность.

С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной

системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае

важнейший политико-правовой институт сведен только к технико-процедурным

нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и

права.

Можно определить избирательную систему как совокупность юридических

норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы,

право избирать и быть избранными, ответственность депутатов и других

выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, порядок организации и

проведения выборов. Это совокупность общественных отношений, возникающих по

поводу выборов.

Поскольку эти отношения с общественной точки зрения очень значимы, они

регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное

право (правовой институт), но некоторые ученые считают, что в будущем оно

станет подотраслью конституционного права.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит

специальной главы об избирательном праве, в нее включены лишь общие

положения и его основные принципы. Федеральный Закон «Об основных гарантиях

избирательных прав граждан РФ» 1999г., Закон «О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания РФ» 1999г., Закон «о выборах

Президента РФ» 1999г., Закон «О принципах формирования Совета Федерации»

1995г. и другие регулируют основные вопросы избирательного права, являясь

его источниками.

Термин «избирательное право» используется не только для обозначения

одного из конституционно-правовых институтов, но под ним понимают еще и

важнейшее право граждан. В этом смысловом значении различают активное

избирательное право- право избирать, и пассивное избирательное право- право

быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Избирательные права являются важной составной частью политических прав

граждан, закрепленных в ст.32 Конституции РФ. Они предоставляют народу

уникальную возможность контроля за деятельностью органов государственной

власти и местного самоуправления вплоть до полной смены ее состава. Отдавая

предпочтение той или иной партии, независимому кандидату, избиратели

определяют направленность законодательства и конкретной деятельности высших

должностных лиц.

Право быть избранным означает возможность осуществлять политическую

деятельность в составе органов власти. Оно связано с обладанием личностью

кандидата определенными профессиональными и моральными достоинствами,

признанными избирателями. «Право избирать и быть избранным в наибольшей

степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и

демократизма этого государства».1

Как уже отмечалось ранее, в широком смысле в понятие «избирательная

система» включается дополнительно нормативная и организационная база

проведения выборов. В узком смысле, это понятие означает способ выдвижения

кандидатов, голосование за них и определение результатов выборов. Как

отмечает американский исследователь К. Боун, «избирательная система, как

минимум, включает в себя три аспекта: определение того, что представляет

собой один голос (какие действия может предпринять избиратель), порядок

суммирования голосов (т.е. в национальном масштабе или по округам различных

видов) и правило переведения доли полученных голосов в распределение

мандатов».2

Выбор определенной избирательной системы при проведении выборов в

представительный орган представительной власти или местного самоуправления

является чрезвычайно сложным вопросом, по которому неизменно ведется

серьезная полемика. Острота дискуссий определяется тем, что от выбора

избирательной системы зависят результаты выборов. Естественно, что

различные политические силы заинтересованно отстаивают политически выгодный

им вариант проведения выборов.

Поиск оптимальной для страны избирательной системы всегда чрезвычайно

сложен. Такая система должна опираться на базовые ценности демократического

общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического

развития страны. «Как правило, принятие избирательных законов сопряжено со

значительными усилиями по выработке компромисса между различными

политическими партиями и группами»,- считает Веденеев.1

Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того,

как понимаются интересы отдельных политических партий и общества в целом, и

соответствует она существующим политическим концепциям и традициям. Нередко

в одной стране используется несколько видов избирательной системы,

например, одна из палат парламента избирается по мажоритарной системе, а

другая - по пропорциональной.

А.Х.Саидов выработал принципы избирательной системы:

1) полного конституционного соответствия избирательной системы;

2) легитимность (правопреемственность государственности и государственной

власти);

3) законность и правообеспеченность всех задач и механизмов избирательной

системы;

4) демократизм избирательной системы, равноправие граждан и политических

партий;

5) гражданственность избирательной системы, ее направленность на

обеспечение стабильности, прогресса, законности, прав человека;

6) народность избирательной системы, понятность, доступность для всех

граждан;

7) законная управляемость избирательной системой как ее организованности,

конституционной, правовой, судебной подконтрольности;

8) экономичность избирательной системы;

9) гарантированность получения непротиворечивых, достаточных данных

результатов голосования и избрания.2

учет указанных принципов должен лежать в основе всякой демократической

избирательной системы. Вместе с тем, эти принципы организации

демократической избирательной системы должны находится в определенной

иерархической соподчиненности. Принцип обеспечения прав граждан должен

признаваться ведущим принципом, например.

В зависимости от порядка определения результатов выборов избирательные

системы принято разделять на два вида: мажоритарную и пропорциональную.

Мажоритарная система является наиболее традиционной при формировании

парламентов и получила широкое распространение. По мажоритарной системе

были избраны все народные депутаты РФ в 1990 году. Мажоритарный (от лат.

major – больший)- относящийся к большинству, основывающийся на большинстве.

При мажоритарной системе избранным считается тот кандидат, который набрал

установленные законом большинство голосов. Известны три разновидности

методов в подсчете голосов по мажоритарной системе: относительного,

абсолютного и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе относительного большинства считается тот

кандидат (или список кандидатов), который собрал голосов больше, чем каждый

из его соперников в отдельности, хотя бы это большинство и было меньше

половины. При таком порядке преимущество имеют крупные партии. Набрав

относительное большинство голосов, они получают абсолютное большинство в

парламенте или других органах.1 в Англии эту систему иногда называют «the

first – the post», т.е. «кто первым пришел – тот и избран». Такая система

сравнительно проста, избиратели голосуют за конкретного человека. Она

всегда результативна, т.к. кто-нибудь всегда набирает относительное

большинство (если несколько кандидатов набрали одинаковое количество

голосов, то вопрос решается жребием или по старшинству). При действии в

стране этой системы в парламенте обычно бывает прочное большинство, что

обеспечивает стабильность правительства. Однако при ее использовании

меньшинство граждан с отличающимися от иных политическими взглядами

оказывается никем не представлено. Такая система лишает представительства

малые партии и дает искаженное представление о действительном соотношении

сил. По этому поводу английские авторы Уэйд и Филлипс пишут: «В тех

случаях, когда… более чем две политические партии борются между собой за

голоса избирателей, эта система выборов мало способствует тому, чтобы в

палате общин были представлены группы меньшинства и может привести к самым

противоестественным результатам. Математически возможно, что партия

получает наибольшее количество голосов в стране и вместе с тем не получает

ни одного места в парламенте».1

Метод абсолютного большинства состоит в том, что победившим считается

кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50% голосов плюс

хотя бы один голос. Такие выборы проходят, как правило, в два тура. Во

втором туре выбывшие из избирательной гонки партии отдают «свои голоса»

представителям оставшихся близких им партий. Мажоритарная система

квалифицированного большинства требует от победителя получения большинства

голосов, существенно превышающего половину – 2/3, 4/5 и т. д. Она

применяется крайне редко.

Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и

позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти.

«Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь

стабилизирует общество», - отмечает О.Кутафин.2 Кроме того, избиратели при

такой системе голосуют за конкретного человека, а не за список кандидатов

от партии, со многими из которых они, как правило, совершенно не знакомы.

Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При ее использовании

меньшинство граждан, исповедующих иные политические взгляды, оказываются

никем в парламенте не представлены, демократия получается «урезанной».1

Нельзя сбрасывать со счета и то, что мажоритарная система относительно

дорога, часто надо проводить второй тур голосования для выявления

победителя, а это требует немало финансовых затрат.

Пропорциональная система основана на подаче голосов за список

кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии, движению или

другому общественному объединению. Главное отличие пропорциональных

избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на

принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными

голосами и завоеванными мандатами. Эта система отражает интересы не только

большинства, но и меньшинства населения. Применение пропорциональных

систем позволяет добиться относительного соответствия между количеством

голосов и количеством мандатов.

В зависимости от того, сколько общественных объединений наберет

процентов голосов на выборах, оно столько может привести в парламент своих

кандидатов. Для определения количества мандатов (от лат. manatum –

поручение, полномочие, наказ) той или иной партии определяется так

называемый «избирательный метр» или квота – наименьшее число голосов,

необходимое для избрания одного депутата.

Простейший способ определения квоты был предложен Т.Хэром. Согласно

этой системе, квота (R), определяется посредством деления общего числа

поданных по данному округу голосов (X) на количество подлежащих

распределению мандатов (Y): Q=X:Y. Недостаток такого способа состоит в том,

что за редкими исключениями не удается распределить сразу все мандаты.

Для того, чтобы избежать указанного недостатка иногда применяется

метод «наибольшей средней», предложенной бельгийским ученым В.д'Ондтом.1 По

этому методу, поданные за каждый партийный список голоса, последовательно

делятся на ряд чисел 1,2,3,4,5,6,7 и т.д. Полученные остатки распределятся

по убывающей – от большего к меньшему строго по порядку. То частное,

которое занимает порядковое место в этом ряду убывающих чисел, равное число

депутатов, подлежащих избранию от данного округа и будет квотой.

При определении результатов голосования по пропорциональной системе

применяются два основных правила, согласно которым производится

распределение мандатов внутри партийного списка. Правила «связанных

списков» сводятся к тому, что порядок расположения кандидатов в списке

определяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Если партия

набрала одну квоту, то избранным будет первый по списку кандидат, а если

партия набрала две квоты, то соответственно – первый и второй.

Правила «свободных списков» позволяют избирателю, проголосовавшего за

весь список целиком, выразить свое отношение к кандидатам, проставив

против их имен цифрами или иным способом свои преференции, т.е. указать,

кого он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую и т.д. При

этом избранными оказываются не те кандидаты, которые стоят во главе списка,

а те, которые набрали наибольшее количество преференций. Такую модификацию

иногда рассматривают как самостоятельную преференциальную систему. Она

применяется, например, в Австралии на федеральных парламентских выборах с

1918 года.1

Достоинствами пропорциональной системы становятся недостатки

мажоритарной системы. Однако эта система довольно сложна, и ее применение

предполагает относительно высокий уровень политической грамотности

населения, которое должно уметь отличать партии политического спектра при

том, что их различия зачастую трудноуловимы.

В России в 1993г. при выборах депутатов Государственной Думы произошла

смена избирательной системы от традиционно-мажоритарной в пользу смешанной

мажоритарно-пропорциональной. Реформа избирательной системы произошла

одновременно со сменой конституционного строя. Названные выборы стали

апробацией такой избирательной системы, позволяющей более точно отразить

волю избирателей в парламенте. Новым для отечественного избирательного

права является смешанный принцип представительства.2 Он означает, что часть

депутатов законодательного органа избирается по мажоритарной системе, а

другая часть – по пропорциональной. Такая процедура применяется при выборах

депутатов Государственной Думы РФ. При формировании представительного

законодательного органа из 450 мест в Госдуме 225 заполняется по

мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 по пропорциональной

системе – по общефедеральному избирательному округу.

По мажоритарной системе избирается Президент РФ, а также президенты

республик в составе РФ, законодательные (представительные) органы

государственной власти, органы местного самоуправления и главы

администраций.

формировалась в сложных условиях: во-первых, правовой вакуум 1993г., во-

вторых, нежелание принять на вооружение демократические традиции

российского государства, рассмотренные выше,- сделали закон 1994г. во-

многом конъюнктурной мерой, реакцией властей на шок результатов выборов

1993г. Введение смешанной системы мажоритарно-пропорционального

представительства на выборах в Государственную Думу является показателем

демократизации политической системы и способствует формированию политически

структурированного парламента. Это стабилизирующий фактор политической

системы в рамках многопартийности, которой содействует превращение партий в

партии парламентского типа.

§2. Механизм определения результатов выборов.

Избирательная система РФ в узком смысле смешанного типа; состоящая из

двух видов – мажоритарного и пропорционального. Причем они понимаются как

способы распределения депутатских мандатов (замещения определенных

государственных постов) между кандидатами в зависимости от результатов

голосования избирателей или других управомоченных лиц.1

Авторы считают целесообразным рассмотрение методов распределения и

подсчета голосов избирателей, поскольку от этого зависит как расстановка

политических сил в стране, так и ее уровень социально-экономического

развития. Все это в целом влияет на развитие российской государственности,

определяет пути ее дальнейшего совершенствования.

Первоначально остановимся на способе и методах распределения мандатов

депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Закон «О выборах депутатов ГД ФС РФ» 1999 года,2 как собственно и закон

«О выборах в ГД» 1995 года 3 определяет, что часть депутатов

законодательного органа избирается по мажоритарной системе, а другая часть

– по пропорциональной. При формировании представительного законодательного

органа из 450 мест в Государственной Думе заполняются по мажоритарной

(одномандатные округа) и 225 мест – по пропорциональной системе – по

общефедеральному избирательному округу.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается

зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее количество голосов

избирателей, принявших участие в голосовании, определенных по числу

избирательных бюллетеней, обнаруженных в ящиках для голосования. При равном

числе полученных зарегистрированными кандидатами голосов избранным

считается кандидат, зарегистрированный раньше.

Вышеизложенный метод распределения депутатских мандатов прост и

является мажоритарным. Для нас наиболее привлекательным для изучения

является метод пропорционального распределения «мест» в ГД ФС.

Забегая вперед, необходимо отметить, что при распределении депутатских

мандатов в РФ используется избирательная квота, в связи с чем считаем

необходимым рассмотреть это понятие.

Избирательная квота – это наименьшее число голосов, необходимое для

избрания одного кандидата.1

В 1855 году английский барристер Т. Хэр предложил квоту, определяемую

по простейшей формуле: X:Y, где X – число голосов, а Y – число мандатов.

Российские законодатели пошли путем применения при распределении

депутатских мандатов избирательной квоты и правила наибольшего остатка, что

требует передать нераспределенные мандаты партиям, у которых остаток

голосов самый большой. «Замечено, - отмечает Князев С,- в некоторой мере

благоприятствует небольшим партиям, «подбирающим» оставшиеся после первого

распределения мандаты.»1 «Однако у этой формулы есть заметный недостаток,

который состоит в том, что часто образуются большие остатки голосов и

остается много нераспределенных мандатов.2» – считает И.Левин.

следовательно, в соответствии с общепринятыми положениями, наша система

способствует прохождению в Парламент небольшим партиям.

Ст.82 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» № 121 от 24 июня 1999 года

содержит в себе методику пропорционального распределения депутатских

мандатов.3

Центральная избирательная комиссия РФ подсчитывает сумму голосов

избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные

списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских

мандатов в соответствии с правилами определения результатов выборов,

предусмотренными Федеральным законом. Эта сумма голосов избирателей делится

на 225 – число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному

избирательному округу. Полученный результат есть первое избирательное

частное, которое используется в процессе распределения мандатов между

федеральными списками кандидатов.

Затем число голосов избирателей, полученных каждым федеральным списком

кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, участвующим в

распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное

частное. Целая часть числа, полученное в результате такого деления, есть

число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный

список кандидатов в результате первичного распределения мандатов.

Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты,

производится их вторичное распределение. Нераспределенные депутатские

мандаты передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых

оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате

деления в соответствии с вышеуказанными процедурами. При равенстве дробных

частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за

который подано больше голосов избирателей.

В дальнейшем производится распределение депутатских мандатов внутри

каждого федерального списка кандидатов – между региональными группами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.