реферат, рефераты скачать
 

Избирательная система Российской Федерациии ее роль в становлении российской государственности


голосов списочного состава избирателей. В итоге против конституции

проголосовало 67,5% от списка. Ровно столько же проголосовало за

оппозиционные партии (66,8%).2

Из 88 субъектов федерации, в которых проходили выборы, фальсификации не

затронули или затронули слабо лишь 10-12 регионов. Основной вклад в

фальсификации внесли окружные избирательные комиссии (примерно 2/3 общего

объема подтасовок), остальные приходятся на участковые комиссии.

Манипулирование итогами выборов возможно и с технической точки зрения:

23 августа 1994 года был опубликован не очень замеченный общественностью

Указ Президента России «О разработке и создании Государственной

Автоматизированной Системы РФ «Выборы»» (ГАС «Выборы»).

Перспективно оценивая роль современных информационных технологий в

подготовке и проведении выборов, ЦИК РФ 12 июля 1994 года приняла Концепцию

создания государственной автоматизированной системы России «Выборы».1

В первоначальном варианте ее основное назначение сводилось к процедурам

автоматизации процесса сбора, учета и обработки информации, поступающей в

избиркомы, а также созданию общегосударственной системы регистрации

избирателей и подведению итогов выборов и референдумов в РФ. 28 февраля

1995 года Президент РФ издал Указ «Об обеспечении создания,

функционирования и развития ГАС РФ «Выборы»».2

Более тесное знакомство с системой «Выборы» вызывает немало вопросов

(см. приложение 3). Первые появляются после изучения схемы организации

системы. Нетрудно заметить, что в схеме не нашлось места представительным

органам власти, ни в центре, ни на местах. Низовые подразделения системы

находятся в помещениях городских и районных администраций.

Судя по схеме, члены избирательных комиссий, наблюдатели не имеют

доступа к автоматизированным рабочим местам.

Зато в правом нижнем углу схемы указана структура, именуемая как

«Государственные и ведомственные системы», как известно, эти системы

находятся под контролем ФАПСИ, следовательно, эта служба будет наряду с ЦИК

получать оперативную информацию о ходе выборов.

Таким образом, нетрудно прийти к выводу что созданная ГАС «Выборы»

представляет собой гигантскую информационную сеть, закрытую от общества,

рассчитанную только на исполнительную власть, закрытые ведомства. Можно с

большой долей уверенности говорить, что эффективный общественный контроль

за проведением выборов, подкрепленный не менее эффективным

законодательством, устранит эти недостатки и «не даст в итоге поводов

усомниться в честности проведения выборов».1

Выборы 1999 года в Государственную Думу и Президента 2000 года не дали

особо значимых поводов усомниться в правильности их проведения. Это связано

с тем, как отмечают политологи, что широкое применение находит

«административный ресурс», который на этапе еще предвыборной агитации дает

возможность манипулировать голосами избирателей.

Все вышерассмотренные явления вызваны несовершенством избирательной

системы, стремлением олигархических групп сохранить в своих руках власть в

обход законодательства, допускающего возможность вмешательства в

избирательный процесс. Эти проблемы должны решаться на основе существующего

законодательстве об органах, призванных осуществлять надзор за

законностью. Реалии современной российской действительности, к сожалению,

вносят свои коррективы во многие сферы развития государства и демократии, в

том числе и в избирательную систему, ставшую заложницей политической борьбы

в России конца XX века.

Рассмотрение избирательной системы в контексте формирования российской

государственности позволяет нам подтвердить тезис о том, что только

социально-политическое и экономическое развитие страны определяет

направления развития выборной системы. Закон об основных гарантиях 1999

года является своего рода конституционным актом, восполняющим вакуум

Конституции 1993 года, умалчивающей об избирательной системе. Он есть ее

фундамент, на котором в качестве надстройки базируются так называемые

«детализирующие» законы о выборах. Упомянутый документ разрабатывался

исходя из преимущественного участия в выборах крупных политических блоков,

тем самым предопределяя существование партий парламентского типа. Но

парламентаризм так и не стал основой избирательной системы РФ. Это связано

с множеством ее недостатков и проблем. В их основе лежит социальная

разобщенность электората, не формирующегося в политико-социальные группы.

По мнению авторов, российская многопартийность пойдет по пути,

отличного от большинства принятых в зарубежных странах. Скорее всего, в

процессе развития российской государственности по выбранной стратегии

многопартийность в России будет состоять из двух блоков: партия власти и

оппозиционная ей группировка. Это подтверждает и периодическая поддержка

населением власти. Данное положение позволяет сделать вывод о том, что

существующая избирательная система РФ, сформировавшаяся к концу 1999 года,

предполагает двухпартийную систему власти, постоянно находящуюся в ротации.

Заключение

Избирательная система России на современном этапе развивается на основе

признанных мировым сообществом критериев проведения свободных

демократических выборов, которые наиболее полно определены в Документе

Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению,

проходившей с 5 по 29 июня 1990 года.

«Воля народа, выраженная свободно и честно в ходе периодических и

подлинных выборов, являются основой власти и законности любого

правительства. Государство должно уважать право своих граждан принимать

участие в управлении страной непосредственно или через своих

представителей, избранных ими свободно в ходе честного избирательного

процесса».1

Стержнем для формирования избирательной системы в РФ стало обеспечение

политической свободы каждого гражданина, его права избирать и быть

избранным.

Характерной чертой последнего времени является заметная радикализация

антиконституционных и антипарламентских тенденций в развитии отечественной

многопартийности и уже есть все основания утверждать, что крупный аванс,

выданный российским политическим партиям и движениям с целью формирования

из них партий парламентского типа (имеется в виду введение в декабре 1993г.

пропорционально-мажоритарной системы с явно завышенной долей

пропорциональной составляющей для партий при выдвижении кандидатов в

одномандатных округах), был использован не по назначению.

Десятилетнее развитие страны в режиме многопартийности привело к

доминированию на общественно-политической арене представителей власти

политических сил несистемной ориентации, нацеленных на отказ от принципов

парламентаризма.

Вместо ожидаемой многопартийной системы мы получили несистемную

множественность партий с зачастую радикально противоположными позициями при

значительном влиянии среди них политических сил тоталитарной ориентации.

Сложность и многие несообразности сегодняшней российской действительности

обязывает пристально осмотреть весь тысячелетний путь российской

государственности, уделив особое внимание демократическим проявлениям с

тем, чтобы определить главные точки опоры в процессе совершенствования

избирательной системы. Обращение к истории необходимо и для обретения веры

в силу и жизнеспособность отечественных демократических традиций, в

историческую подготовленность России к демократии.

Поиск оптимальной для станы избирательной системы чрезвычайно сложен.

Такая система должна опираться на базовые ценности демократического

общества и одновременно учитывать приоритеты социального и политического

развития страны. Должен быть найден компромиссный ответ как в науке, так и

в правоприменительной деятельности на вопрос о том, что же такое

избирательная система. В случае его нахождения будет обеспечено

функционирование механизма электоральной демократии. Этот механизм есть

залог демократического будущего российской государственности, основанной не

на административно-бюрократической системе, а на социальном партнерстве.

Современная избирательная система России очень молода. Она

формировалась в сложных условиях: во-первых, правовой вакуум 1993г., во-

вторых, нежелание принять на вооружение демократические традиции

российского государства, а заимствование в большей мере Германского

избирательного права, сделали избирательные законы во многом конъюнктурной

мерой, реакцией властей на шок результатов выборов 1993 года. Введение

смешанной системы мажоритарно-пропорцинального представительства на выборах

в Государственную Думу явилось показателем демократизации политической

системы и способствовало формированию политически-структурированного

парламента, это стабилизирующий фактор политической системы в рамках

многопартийности, которая содействует превращению партий в партии

парламентского типа.

Законы о выборах демократичны, но не «обкатаны» достаточно российскими

реалиями политической жизни. Выше говорилось о том, что многие положения

Закона «О гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в

референдуме» обтекаемы и ЦИК вынуждена восполнять пробелы и

конкретизировать их. Это приводит к тому, что ЦИК, как орган, отнюдь не

независимый от исполнительной власти, может действовать в интересах

политической элиты.

Существенным механизмом, обеспечивающим выборные гарантии, едва ли не

единственным, является система электоральной демократии. Это способ

непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов

государственной системы и прежде всего самого государства в лице его

выборных законодательных органов. Гарантии свободы выборов являются

неотъемлемой частью электоральной демократии, необходимо осознавать ее не

как вид демократии, а как одну из государственных доктрин в области

строительства избирательной системы.

Существующая система смешанного пропорционально-мажоритарного типа

обеспечивает преимущественное присутствие в Государственной Думе депутатов

«партийного списка», чем они развязывают себе руки в возможностях

заблокирования парламентского демократического процесса.

Депутаты, избираемые по одномандатным округам, избираются по системе

относительного большинства, что в действительности приводит к тому, что

побеждают на выборах кандидаты, набравшие не более 30% голосов, нарушается

принцип полноправного народоправства.

Нами предложены пути по замене действующей избирательной системы на ее

альтернативные варианты: голосование по двумандатным округам, по

многомандатным округам, предоставление компенсационных мандатов.

Преимущества этих систем заключаются в упрощении системы выборов,

укреплении местного представительства, отвлечение внимания общественного

мнения и политических ресурсов от Москвы. Предложенные альтернативы

исключают подрыв представительства политических и социальных меньшинств.

Все изложенные выше факторы обусловлены болезненностью современной

российской государственности, несовершенством избирательной системы,

стремлением олигархических групп сохранить в своих руках власть с помощью

законодательства, допускающего вмешательство в избирательный процесс. Эти

проблемы должны решаться на основе существующего законодательства органами,

призванными осуществлять надзор за законностью. Реалии современной

российской действительности, к сожалению, вносят свои коррективы во многие

сферы развития государства и демократии, в том числе и избирательную

систему, ставшую заложницей политической борьбы в России конца XX века.

Факты, рассмотренные выше, тем не менее, не мешают А.Вешнякову,

председателю ЦИК РФ, констатировать следующее: «Главным итогом совместной

работы всех государственных органов, политических партий, общественности

стало создание по-настоящему новой российской демократической избирательной

системы, которая обеспечивает проведение свободных и честных выборов».1

С конца сентября 1993 года ведется отсчет нового этапа в истории

избирательной системы России, главными отличительными особенностями которой

стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты.

В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных

законодательных (представительных) и исполнительных органов местного

самоуправления; на базе российской Конституции создано новое,

соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и

региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и

внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую

политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного

процесса политические партии и движения.

Реформирование российской избирательной системы серьезно затронуло как

федеральное, так и региональное законодательство о выборах и референдумах.

Сегодня только избирательное законодательство субъектов Федерации

насчитывает около 700 законов и иных нормативных актов. Несмотря на

значительное количество принятых законодательных актов, не следует забывать

и об оставшихся проблемах. Не завершена работа по устранению в региональных

законах так называемых цензовых ограничений. В федеральных законах не

созданы надежные заслоны, исключающие проникновение в органы власти лиц с

криминальным прошлым, использование в избирательной кампании «теневых

денег» и т.д. в законах должна быть закреплена наиболее совершенная

избирательная система, решена проблема повышения порога явки избирателей на

выборах, создание им режима «наибольшего благоприятствования» в день

голосования.

По мнению авторов, общая концепция избирательной системы Российской

Федерации соответствует демократическим стандартам в области избирательных

прав граждан. Однако она должна реформироваться в соответствии с

изменениями, которые ей диктует развитие государственности, ведь успешное

проведение выборов и признание обществом их результатов – важный признак

способности такого общества решать стоящие перед ним проблемы

государственного строительства.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М.: Буквица.

1996. 48с.

2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и

права на участие в референдуме» №124-ФЗ от 30.03.99. Официальный

текст. М.: Инфра-М-Норма. 1999.

3. ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

от 1 июля 1999 года №121-ФЗ. Официальное издание. М.: Приор. 1999.

С.171.

4. ФЗ «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 года №228-ФЗ.

Официальное издание. М.: Приор.1999. С.86.

5. Комментарий к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и

права на участие в референдуме». Электронная база Международного Фонда

Избирательных Систем (МФИС).

6. Постановление ЦИК РФ «О выборах в органы государственной власти

субъектов РФ» // Вестник ЦИК РФ. 1996. №19(39). С.57.

7. Постановление ЦИК РФ «Об обеспечении создания, функционирования и

развития ГАС «Выборы» // Вестник ЦИК РФ. 1994. №5(29). С.44.

8. Постановление от 29.12.99. «Об установлении общих результатов выборов

депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации третьего созыва» №65/764-3 ЦИК РФ. Электронная база ВЦИК

РФ.

9. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. М., 1996. 375с.

10. Белоцерковский В.А. При нынешней избирательной системе в России

демократии не будет // Независимая газета. 1995. 2 ноября.

11. Васильев В. Пропорциональная, мажоритарная, смешанная… Какая система

лучше на выборах в Государственную Думу? / Независимая газета. 1997.

25 апреля.

12. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-

правовой и технологический аспекты // Государство и право. 1997. №8.

С.7-16.

13. Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура

граждан // Государство и право. 1997. №2. С.28-35.

14. Веденеев Ю.А. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и

перспективы. М. 1995. 231с.

15. Воронин А.В. История Российской государственности. Мурманск. 1998.

543с.

16. Государственное право РФ /Под ред. О.Е.Кутафина. М.: Юрид.лит. 1996.

532с.

17. Егоров С.А. Бедна ли Россия демократическими традициями? //

Государство и право. 1997. №6. С.100-115.

18. Ефремов Н.Н. Становление избирательного права а России // Государство

и право. 1998. №3. С.12-21.

19. Ефремова Н.Н., Немытина М.В. Местное самоуправление и юстиция в России

(1864-1917гг.) // Государство и право. 1993. №3. С.126-133.

20. Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII-пер. пол. XIXвв.

М., 1993. 434с.

21. Жалованная грамота городам, гл.5. Российское законодательство X-

XXвв. Соч. в 9-ти т. Т.V. зак-во периода расцвета абсолютизма. М.,

1987. 450с.

22. Жалованная грамота дворянству. Российское законодательство X-XXвв.

Соч. в 9-ти т. Т.V. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М.,

1987. 342с.

23. Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-

политический журнал. 1996. №3. С.67-72.

24. Зимин А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982. 263с.

25. Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб.: Альфа. 1996. 375с.

26. Иванов А. Трерий Рим. Русь XIV-XVIIвв. М., 1996.

27. Избирательная система России. Новейшие законодательные и нормативные

документы. Комментарии специалистов. М.: Российская газета. 1999.(Б-

чка «Российской газеты». Вып.15).

28. Избирательной системе РФ – 5 лет. Материалы научной конференции //

Государство и право. 1999. №.3.С.99-106.

29. Итоги выборов в Государственную Думу РФ в 1999 году. Электронная база

ВЦИК РФ.

30. K.Bawn. The logic of institutional preferences: German electoral law

as a social outcome. American journal of political science.

Электронная база Aport.

31. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура //

Правоведение. 1999. №3. С.4.

32. Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы

развития // Журнал российского права. 1999. №10. С.39.

33. Князев С.Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы

правового обеспечения // Правоведение. 1999. №1. С.29.

34. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: учебное

пособие. М.: Ось-89. 1998. 215с.

35. Кокс Б. Федерализм и избирательные административные органы.

Австралийская модель. М., 1994. 167с.

36. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред.

Б.А.Страшуна. М.: Бек. 1996. 765с.

37. Кукушкин М.И., Югов А.А. Выборы – конституционный институт прямого

народовластия в РФ // Российский юридический журнал. 1996. №2. С.73-

79.

38. Лапаева В.В. Стратегия совершенствования российской избирательной

системы // Законодательство и экономика. 1997. №11-12. С.3-12.

39. Левакин И.В. О современной российской юридической регионологии //

Государство и право. 1997. №10. С.57-64.

40. Левин И.Б. О реформе избирательной системы в Италии // Полис. 1993.

№3. С.79-88.

41. Лейкман Э., Ламберт Ж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной

избирательной систем. М.: Ил. 1958. 245с.

42. Любарский К.А., Собянин А.Е. Фальсификация // Новое время. №15. 1995.

С.6-13.

43. Людинов Ф.А. Избирательная система, избирательное право в РФ.

Электронная база Кольского филиала Петрозаводского государственного

университета.

44. Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран. М.: Бек. 1997.

415с.

45. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности:

Учебное пособие. М.: Юрид. лит. 1998. 244с.

46. Мостовщиков В. Предвыборная агитация: понятие, правовые признаки //

Журнал российского права. 1999. №3. С.17-25.

47. Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб.

Т.XXV.Отд.1. №2662.

48. Положение дел во власти. Из послания Президента РФ Федеральному

Собранию. М., 1997. С.7.

49. Проблемы партийного и государственного строительства: Ежегодник

Академии общественных наук при ЦК КПСС под ред. Керимова Д.И. и др. М.

1981. 254с.

50. Размустов В.Б. История принятия Закона о выборах в Думу / Независимая

газета. 1995. 29 ноября.

51. Российское законодательство X-XXвв. Соч. в IX-ти т. Т.IX.

Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994.

562с.

52. Российское законодательство X-XXвв. Соч. в IX-ти т. Т.I. М., 1984.

437с.

53. Право и политика современной России. М., 1996. 212с.

54. Саидов А.Х. Избирательное право в республике Узбекистан. Вопросы

реформы, законодательства и зарубежный опыт. Ташкент. 1993. 145с.

55. Сидельников С.М. Образование и деятельность первой Госдумы. М., 1962.

85с.

56. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Инфра-М-Норма.

1996. 372с.

57. Укрепление российской государственности. Реформа государственного

устройства. Справочник «Социально-экономические проблемы России».

Электронная информационная база СпбГУ.

58. Уэйд, Филлипс. Конституционное право. М. 1950. 273с.

59. Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о

правомерности категории // Государство и право. 1999. №3. С.15-23.

60. Чугаев С.П. Электронная система «Выборы» не исключает манипуляций с

выборами в России // Известия. 1995. 10 февраля.

61. Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации

в России // Политические исследования. 1999. №4. С.123-131.

1 С. А. Егоров. Бедна ли Россия демократическими традициями?//Государство и

право. 1997.№6. С.102.

1 Цит по:Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М. 1982. С.11.

2 Российское законодательство X-XX веков. Т.1. М. 1984. С. 301.

1Жалованная грамота дворянству. Российское законодательство x-xx вв.Соч. в

9-ти т. Т. V. Законодательство периода расцвета абсолютизма. М., 1987. С.32-

38.

1Ефремова Н.Н. Судоустройство Российской империи XVIII- пер.пол.XIX

вв.М.,1993.С.49-51.

2 Жалованная грамота городам, гл.5. Российское законодательство X-XXвв.

Соч. в 9-ти т. Т.V. Зак-во периода расцвета абсолютизма. С.74-79.

1Ефремова Н.Н., Немытина М.В. Местное самоуправление и юстиция в России

(1864-1917гг.) // Государство и право. 1993. №3. С.126-133.

1 Сидельников С.М. Образование и деятельность первой Государственной Думы.

М. 1962. С.23.

1 Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб. Т.XXV.

отд.1. №2662.

2 Ефремов Н.Н Становление избирательного права в России//Государство и

право. 1998. №3.С.15.

1 Российское законодательство X-XX вв. Соч. в 9-ти т. Т.IX.

Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М. 1994. С.135.

2 Иванов А. Третий Рим. Русь XIV-XVII вв. М. 1996.

1 Воронин А.В. История Российской государственности. Мурманск. 1998. С.214.

2 Там же. С.235.

1 Укрепление Российской государственности. Реформа государственного

устройства. Справочник «Социально-экономичесвие проблемы России».

Электронно-информационная база СПбГУ.

1 И.В.Левакин. О современной российской юридической регионологии //

Государство и право. 1997. №10. С.59.

1 М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. Констиуционное право РФ.М. 1996.С. 195.

2 К. Bawn. The logic of institutional preferences: German electoral law as

a social outcome. American journal of political science. Электронная база

Aport.

1 Веденеев Ю.А. Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и

перспективы. М. 1995. С. 79.

2 Саидов А.Х. Избирательное право в Республике Узбекистан. Вопросы реформы,

законодательства и зарубежный опыт. Ташкент. 1993. С.9.

1Коллектив авт. под общ. ред. Б.А. Страшуна. Конституционное

(государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2. М. Изд-во Бек. 1996.

С.362.

1 Уэйд, Филлипс. Конституционное право. М. 1950. С.110.

2 Государственное право РФ /Под ред. О.Е.Кутафина. М., Юрид. лит. 1996.

С.285.

1 Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Инфра-М-Норма. 1996.

С.175.

1 Лейкман Э., Ламберт Ж.Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной

избирательных систем. М.: Ил. 1958.С.90.

1 Кокс Б.Федерализм и избирательные административные органы.Австралийская

модель. М.1994.С37

2 Зиновьев А.В. Основы конституционного права. СПб.: Альфа. 1996.С. 131.

1 Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в

теорию / РАН; Институт государства и права. М.:ИГПАН, 1993. С.73.

2 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ». Официальное издание. М.: Приор., 1999

г.

3 ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ». Официальное издание. М.: Юрид. лит.

1995 г.

1 Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под

ред.Б.А.Страшуна. М.: Бек. 1996. С. 372.

1 Князев С. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура //

правоведение. 1999. №3. С.4.

2 Левин И.Б. О реформе избирательной системы в Италии // Полис. 1993. №3.

С.82.

1 Князев С.Д. Правовой статус избирательных комиссий в РФ: перспективы

развития // Журнал российского права. 1999. №10. С.39.

1ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ». Официальное издание. М.:Приор. 1999.

2Там же.

3Избирательная система России. Новейшие законодательные и нормативные

документы. Комментарии специалистов. М.: Российская газета. 1999. (Б-чка

«Российской газеты». Вып.15).

1 ФЗ «О Выборах депутатов ГД ФС РФ».Официальное издание. М.:Приор. 1999.

2 Постановление от 29.12.1999г. №65/764-3 ЦИК РФ. Электронная база ВЦИК

РФ.

3 Итоги выборов в ГД РФ в 1999г. Электронная база ВЦИК РФ.

4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в

референдуме» №55-ФЗ от 30.03.99. Официальный текст. М.:Приор. 1999.

1 Государственное право РФ: Учебник для студ. вуз./ под ред. О.Е.Кутафина.

М.: Юрид. лит. 1996. С.127.

2 Известно, что такое требование устанавливалось для избрания народных

депутатов советскими избирательными законами, принятыми после вступления в

силу Конституции СССР 1977 г. См.: Проблемы партийного и государственного

строительства: Ежегодник / АОН при ЦК КПСС под ред. Керимова Д.И. и др.

М.1981. С.231.

3 Маклаков В.В. Государственное право зарубежных стран. М.: БЕК. 1997.

С.364.

1 Положение дел во власти. Из послания Президента РФ Федеральному Собранию

// Российская Федерация. 1997. С.7.

2 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности: Учеб.

пособие. М.: Юрид. лит. 1998. С.175.

3 Веденеев Ю.А. Политическая демократия и электорально-правовая культура

граждан // Государство и право. 1997. №2. С.33.

1 Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие.

М.: Ось-89. 1998. С.179.

2 Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Государственная идеология: к вопросу о

правомерности категории // Государство и право. 1999. №3. С.15.

1 Князев С. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы

правового обеспечения // Правоведение. 1999. №1. С.29.

2 Людинов Ф.А. Избирательная система, избирательное право в РФ. Электронная

база Кольского филиала Петрозаводского государственного университета.

1 Мостовщиков В. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки //

Журнал российского права. 1999.№3. С.19.

1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в

референдуме» №124-ФЗ от 30.03.99 Официальный текст. М.:Инфра-М-Норма. 1999.

1 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в

референдуме» // Политика и право. Хрестоматия для учащихся

общеобразовательной школы. Екатеринбург. 1995. С.26-30.

2 Там же. С.32.

1 Размустов В.Б. История принятия Закона о выборах в Думу / Независимая

газета. 1995. 29 ноября. С.1-3.

2 Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовой

и технологические аспекты // Государство и право. 1997. №8. С.11.

1 Комментарий к ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и

права на участие в референдуме». Электронная база Международного Фонда

Избирательных Систем (МФИС).

2 Кукушкин М.И., Югов А.А. Выборы – конституционный институт прямого

народовластия в РФ // Российский юридический журнал. 1996. №2. С.77-78.

1 Вестник ЦИК РФ. 1996. №19(39).С.37.

1 Лапаева В.В. Стратегия совершенствования российской избирательной системы

// Законодательство и экономика. 1997. №11-12.С.3.

2 Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-

политический журнал. 1996. №3.С.67-72.

1 Право и политика современной России. М. 1996. С.37.

1 Васильев В. Пропорциональная, мажоритарная, смешанная…Какая система лучше

на выборах в Государственную Думу? / Независимая газета. 25 апреля 1997

года.

1 Яргомская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в

России // Политические исследования. 1999. №4. С.123.

1 Белоцерковский В.А. При нынешней избирательной системе в России

демократии не будет // Независимая газета. 2 ноября 1995. С.1.

2 Любарский К.А., Собянин А.Е. Фальсификация // Новое время. №15. 1995. С.6-

13.

1 Вестник ЦИК РФ. 1994. №5 (29).

2 Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовой

и технологические аспекты // Государство и право. 1997. №8. С. 9.

1 Чугаев С.П. Электронная система «Выборы» не исключает манипуляций с

выборами в России / Известия. 10 февраля 1995г. С.1-2.

1 Советское государство и право. 1990. №11.С.35.

1 Избирательной системе Российской Федерации – 5 лет. Материалы научной

конференции // Государство и право. 1999. №3. С.99.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.