реферат, рефераты скачать
 

Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ


Первый этап развития института несостоятельности в России отличает

“прокредиторский” подход к реализации процедуры несостоятельности - в

большей степени отражаются интересы кредиторов.

Второй этап- Период Нэпа. В Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. были

включены статьи о несостоятельности. Основной характеристикой правового

регулирования несостоятельности (банкротства) периода Нэпа является

главенствующая роль государства на всех стадиях процесса. Прежде всего,

защищались интересы государства- обязательства перед ним исполнялись вне

очереди. Применялось уголовное преследование должника. Конкурсное

производство- продажа имущества должника после принятия решения об его

несостоятельности осуществлялась под наблюдением государственных служащих.

В законодательстве появляется новелла о возможности подачи заявления о

признании должника несостоятельным прокурором на основании информации

третьих лиц. Прокурор участвовал также в судебном разбирательстве дела о

несостоятельности.

В целом второй этап незначительно удалятся от первого, в период Нэпа

закон стоял на страже интересов кредиторов, выделяя при этом одного -

самого важного - государство.

Третий этап развития института несостоятельности в России - его

возрождение в 1992 г. Необходимость регулирования процедуры банкротства

назревала с момента объявления властями СССР о переходе к рыночной

экономике. Первая попытка регулирования процедуры банкротства была принята

Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 “О мерах по поддержке и

оздоровлению несостоятельных государственных предприятии (банкротов) и

применении к ним специальных процедур”[8], однако на практике этот указ

имел весьма ограниченное применение из- за содержащихся в нем ошибок и

неточностей. Следующая попытка регулирования процедуры несостоятельности

была принята 19 ноября 1992 г., когда Верховным Советом РСФСР был принят

Закон РФ “О несостоятельности (банкротстве) предприятии”[9].

Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” от 19 ноября

1992 г. состоял из семи разделов: общие положения; рассмотрение дела о

несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде; реорганизационные

процедуры; принудительная ликвидация предприятия- должника по решению

арбитражного суда; конкурсное производство; мировое соглашение;

внесудебные процедуры.

В соответствии с законом от 19 ноября 1992 г. несостоятельным может

быть признано предприятие, занимающееся предпринимательской деятельностью -

юридическое лицо или гражданин- предприниматель. В последствии, с

принятием первой части Гражданского кодекса перечень лиц, в отношении

которых, применялась процедура несостоятельности был расширен и уточнен.

Так, в соответствии со статьей 65 ГК РФ, несостоятельным может быть

признана любая коммерческая организация, исключая казенное предприятие, а

также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива

либо благотворительного или иного фонда.

В соответствии с Законом “О несостоятельности (банкротстве)

предприятия” от 19 ноября 1992 г., признаки несостоятельности можно условно

разделить на внешние и существенные.

К внешним признакам можно отнести следующие:

1. Приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня

наступления сроков его исполнения.

2. Приостановление платежей связано с тем, что должник не может их

обеспечить.

3. Сумма требований должка выше 500 МРОТ.

К существенным признакам относится неспособность должника

удовлетворить требования кредиторов, в том числе обеспечить платежи в

бюджет и внебюджетные фонды, в связи с тем, что обязательства должника

превысили стоимость его имущества, то есть предприятие-должник имеет

неудовлетворительную структуру баланса. Для определения наличия

существенных признаков банкротства должника принимается во внимание размер

денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные

товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом

процентов, подлежащих уплате должником. Подлежащие уплате за неисполнение

или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы,

пеня), а также экономические санкции за неуплату в бюджет и внебюджетные

фонды не учитываются при определении размера денежных обязательств.

Итак, Закон определяет признаки являющиеся предпосылочными, дающими

суду право признать юридическое лицо несостоятельным (банкротом). При

анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса, суд

применяет критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению

Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 “О некоторых мерах по реализации

законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”[10]:

1. Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую

обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной

деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятием.

2. Коэффициент обеспечения собственными средствами - наличие у

предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости.

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - наличие

или отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение

определенного периода.

В постановлении указаны контрольные значения первых двух показателей.

То есть, если хотя бы одно из двух значений отклонилось от контрольного

значения, то суд в праве признать предприятие банкротом, но при вынесении

решения суд должен учитывать и третий показатель, так как, даже при

отклонении первых двух коэффициентов от контрольных значений, но при

удовлетворительном третьем, показателе у предприятия есть возможность

восстановить свою платежеспособность.

Таким образом, при определении признаков несостоятельности

(банкротства) закон исходил из критерия неоплатности. Однако, применение

критерия неоплатности в отношении юридических лиц приводило к

ограниченности применения Закона “О несостоятельности (банкротстве)

предприятий”: “дутые активы” многих предприятий делали перспективу

признания их банкротами весьма призрачной.

Пример: В арбитражный суд с заявлением о несостоятельности АО

обратился один из его кредиторов.

В процессе рассмотрения дела был изучен бухгалтерский баланс АО, из

которого следовало, что на день принятия арбитражным судом заявления

кредиторская задолженность АО составляла 695572 тыс. руб., дебиторская

задолженность- 468 220 тыс. руб.; стоимость основных средств- 398 464 тыс.

руб.

...суд обязан был прекратить производство по делу о несостоятельности

АО по причине действительной его состоятельности[11].

Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятии“ устанавливал

круг лиц, имеющих право обращаться в суд с заявлением о признании должника

банкротом, это: кредитор (кредиторы), прокурор и должник. Важно отметить,

что закон унаследовал из ГПК 1927 г. право прокурора обращаться в

арбитражный суд с заявлением о признании должника несостоятельным.

Согласно Закону “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” прокурор

мог обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника

несостоятельным в случае обнаружения им признаков фиктивного или

преднамеренного банкротства.

Согласно Закону “О несостоятельности (банкротстве) предприятии” к

должнику, не исполнившему обязательства по оплате товаров, услуг, а так же

платежей в бюджет и внебюджетные фонды могут применяться три вида процедур:

- реорганизационные;

- ликвидационные;

- мировое соглашение.

К реорганизационным процедурам закон относил внешнее управление и

санацию. Целью данных процедур является восстановление платежеспособности

должника. Однако, способы, применяемые для достижения этой цели, различны.

Внешнее управление, согласно Закону, заключается назначение внешнего

управляющего имуществом должника. Данная процедура применяется в случае

наличия оснований для предположения, что платежеспособность должника может

быть восстановлена, при продаже части его имущества, а так же осуществлении

мер по реорганизации организационной структуры, структуры производства,

управления и т. д. Для проведения внешнего управления суд назначает

арбитражного управляющего, который руководит деятельностью должника. Для

достижения цели внешнего управления закон устанавливает такую меру, как

мораторий на удовлетворение требований кредиторов на период внешнего

управления. Хотя сам закон не дает определения моратория, но как показала

практика, введение моратория на удовлетворение требований кредиторов

означает приостановление исполнения требований кредиторов на срок внешнего

управления. При этом кредиторы сохраняют право начислять предусмотренные

договором или законом пени и штрафные санкции.

В соответствии с Законом “О несостоятельности (банкротстве)

предприятий”, санация (оздоровление) это финансовая помощь должнику со

стороны собственника, кредиторов или иных лиц. Эта реорганизационная

процедура применялась по ходатайству лиц, по чьему заявлению было

возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), с той же целью, что и

внешнее управление. Преимущественным правом на проведение санации имели

собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни

один из них не желает принять участие в санации, то объявлялся конкурс, в

котором могли принимать участие любые юридические и физические лица, в том

числе иностранные.

Те, кто получал право на осуществление санации, принимали на себя

сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми

кредиторами в согласованные с ними сроки и несли непосредственно перед

кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования

кредиторов удовлетворялись в порядке очереди, установленной

законодательством. Между участниками санации заключалось соглашение. Оно

конкретизируют обязанности участников, связанные с удовлетворением

требований кредиторов, определяет сроки такого удовлетворения,

предполагаемую продолжительность санации, ответственность того из

участников, кто откажется от участия в санации.

Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18

месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40% общей

суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается.

До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из

кредиторов или трудовой коллектив, может потребовать прекращения санации по

причине неэффективного проведения или того, что действия участников

направлены на ущемление прав заявителя.

Санация прекращается с окончанием срока ее проведения, в случае, если

по истечении 12 месяцев не удовлетворено 40% требований или установлена

неэффективность проведения. Во всех случаях арбитражный суд может

прекратить санацию и вынести решение о признании должника банкротом и

открытии конкурсного процесса. Если суд посчитает цель санации достигнутой,

он прекращает производство по делу.

Однако, как показала практика применения закона, выделять санацию в

отдельный вид реорганизационных процедур нецелесообразно по следующим

основаниям. Данный вид реорганизационных процедур, по сути, представлял

один из возможных видов мирового соглашения и, при возможности

восстановить платежеспособность должника, судами для восстановления

платежеспособности должника чаще применялось внешнее управление, которое

помимо оказания финансовой помощи позволяло использовать судебную отсрочку

исполнения обязательств.

Однако, как показала практика, необходимой проработки для реального и

эффективного применения реорганизационных процедур закон не содержал.

Достаточно отметить только то, что каждому виду реорганизационных процедур

посвящалось по одной статье.

Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятии” следовал

мировой традиции, заложенной еще римским правом, и поощрял заключение

мировых соглашений на любой стадии процесса.

На любой стадии производства по делу о несостоятельности

(банкротстве) должник и конкурсный кредитор могут заключить мировое

соглашение. Но условия, содержащиеся в этом соглашении не должны ущемлять

права кредиторов, не участвующих в соглашении, то есть условия для не

участвующих в соглашении кредиторов не могут быть хуже, чем для подписавших

этот документ. Поэтому закон допускает включение в мировое соглашение

условий об отсрочке и рассрочке платежей, скидке с долгов, сложение

недоимок платежей в бюджет и внебюджетные фонды, о возврате излишне

уплаченных сумм в порядке и на условиях, предусмотренных законом.

Эта процедура проходила под контролем арбитражного суда. После

подписания мирового соглашения сторонами, оно вместе с другими документами

передается на рассмотрение и утверждение арбитражного суда и после этого

вступает в силу. Не позднее двух недель после подписания мирового

соглашения должны быть покрыты не менее 35% долгов кредиторам. Дальнейший

порядок погашения долгов утверждается сторонами.

Требование закона о необходимости погашения не менее 35 %

задолженности предприятия фактически блокировали его применение на

практике. Анализ практики показал - редкий должник способен единовременно

погасить не менее 35 % своей задолженности.

Мировое соглашение может быть расторгнуто в случае невыполнения

обязательств его сторонами, продолжающемся ухудшении финансового положения

предприятия, совершении им действий, которые наносят ущерб кредиторам, их

законным правам и интересам. Расторжение мирового соглашения влечет за

собой возобновление производства по делу.

Помимо вышеуказанных, Закон “О несостоятельности (банкротстве)

предприятий” имеет ряд других недостатков, пробелов и ошибок, ниже

переведены некоторые из них.

Исходя из смысла статьи вытекало, что, в случае, обязанности должника

поставить товар, кредитор не имеет права обращаться в суд т. к. ст. 1

Закона гласит о “неспособности удовлетворить требования кредиторов по

оплате товаров (работ, услуг)”, исключая из перечня оснований обязанности

по отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ. Затруднительным так

же являлось обращение в суд с заявлением о признании несостоятельным

должника, не вернувшего кредит или ссуду, так как ни кредит, ни ссуда

товарами, услугами и работами не являются.

В процессе применения Закона о несостоятельности (банкротстве)

предприятии выявилась недостаточная нормативная проработка реализации

реорганизационных процедур.

Закон не содержал механизмов, позволяющих защитить должника от

недобросовестных кредиторов. В период рассмотрения дела о несостоятельности

должника, кредиторы могли наложить арест на имущества должника, что делало

невозможным его работу.

Из-за некоторых недостатков ст. 28 затруднительным было признание

некоторых сделок должника недействительными.

Закон не учитывал своеобразия некоторых должников и проявлял

одинаковый подход ко всем категориям должников. Не учитывал закон также

многообразие ситуаций, в которых могут оказаться должник и его кредиторы.

Наличие значительных пробелов и недостатков послужило принятию

множество Указов Президента, Постановлений Правительства и ведомственных

нормативных актов. Но нормотворческая деятельность Правительства и

Президента положения не спасала, а зачастую и ухудшала его[12].

Активную позицию по отношению к правовому регулированию института

несостоятельности занял Высший Арбитражный Суд РФ, который своими

постановлениями и материалами по обобщению практики пытался восполнить

пробелы в законодательстве[13].

Исходя из вышесказанного, необходимо дать характеристику каждому из

вышеперечисленных этапов развития правового института несостоятельности.

Первый и второй этапы, как уже замечалось выше, являлись

“прокредиторским”, хотя и имели некоторые различия в правовом регулировании

института несостоятельности.

Говоря о третьем этапе необходимо отметить, что при написании Закона

“О несостоятельности (банкротстве) предприятий” законодатель исходил из

современного опыта накопленного западным законодательством. При написании

закона была сделана попытка соединить несоединимое. С одной стоны защитить

интересы кредитора, с другой не допустить банкротства должника. Результатом

стало нормативно зафиксированное, эклектичное соединение интересов

должника, кредиторов, общества и государства, которое не только не

устанавливало баланса интересов, а усложняло без того сложные противоречия

этих интересов. Поэтому практика применяя Закона “О несостоятельности

(банкротстве) предприятий” и других нормативных документов показала, что

закон не соответствует изменившимся экономическим условиям, а все его

недостатки, пробелы и ошибки исправить невозможно. В результате, уже 1995

г. началась работа по подготовке проекта нового закона о несостоятельности.

В декабре 1995 г. этот проект был принят Государственной Думой РФ в первом

чтении. В ходе подготовки ко второму чтению в закон было внесено около 600

поправок. На этом работа над проектом была приостановлена т. к. в Думу был

внесен закон о несостоятельности кредитных организаций, который

лоббировался представителями ЦБ желающими получить решающие слово в

процедуре банкротства кредитных организаций. В процессе переговоров было

принято решение о структуре нормативных актов регулирующих банкротства в

РФ: основные принципы и правовые нормы будут содержаться в Законе о

несостоятельности, а по отношению к некоторым категориям юридических лиц

будет принят Закон о несостоятельности кредитных организаций.

В результате 10 декабря 1997 г. Государственной думой РФ был принят

Федеральный Закон “О несостоятельности (банкротстве)”[14], который вступил

в действие 1 марта 1998 г. С принятием этого закона, можно говорить о

новом, четвертом этапе развития института несостоятельности банкротства в

России.

В настоящий момент также вступил в действие закон “О

несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.

II. Правовое регулирование несостоятельности банкротства юридических лиц в

Российской Федерации.

1. Общие положения правового регулирования несостоятельности банкротства

юридических лиц в РФ.

Согласно п. 1 статьи 1. ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” Закон

устанавливает основания для признания должника несостоятельными (банкротом)

или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве),

регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению

несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и

конкурсного производства и иные отношения, возникающие при неспособности

должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Закон распространяет свое действие на все юридические лица,

являющиеся коммерческими организациями, исключение составляют казенные

предприятия. Кроме того, в соответствии с данным законом, несостоятельными

могут быть признаны некоммерческие организации, действующие в форме

потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация,

которая имеет на праве собственности, хозяйственном ведении или

оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим

обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и

осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.