реферат, рефераты скачать
 

Институт несостоятельности (банкротства) юридических лиц в РФ


конкурсный управляющий уведомляет уполномоченные органы соответствующего

муниципального образования. Не позднее одного месяца с момента получения

уведомления, уполномоченные органы соответствующего муниципального

образования принимают указанное имущество на баланс и несут все расходы по

его содержанию.

После рассмотрения отчета о результатах проведения процедуры

конкурсного производства, представленного конкурсным управляющим,

арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства

(ст. 119). Однако если Законом о банкротстве не указывался срок

представления указанного определения конкурсным управляющим в орган,

осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, то такое

определение должно быть предоставлено в орган, осуществляющий ведение

реестра юридических лиц, в течение десяти дней.

Согласно Закону о банкротстве с момента внесения в единый

государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника

полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство

считается завершенным, а должник - ликвидированным. Процесс ликвидации

д) Мировое соглашение

С точки зрения теории права, мировое соглашение в деле о

несостоятельности (банкротстве) является многосторонним договором,

ограниченным процессуальными рамками, указанными в законе.

В соответствии с Законом, мировое соглашение может быть заключено на

любой стадии рассмотрения дела о несостоятельности и при проведении любой

из установленных законом процедур, в том числе при проведении конкурсного

производства.

Мировое соглашение заключается конкурсными кредиторами (кредиторами

третей и пятой очереди) с должником и третьими лицами. Решение о заключении

мирового соглашения принимается собранием кредиторов. Для проведения

соответствующего собрания необходимо инициатива со стороны арбитражного

управляющего или конкурсных кредиторов сумма требований, которых

оставляет не менее одной трети от суммы требований внесенных в реестр.

Налоговые или иные уполномоченные органы не являются конкурсными

кредиторами и по - этому не участвуют в процедуре заключения мирового

соглашения. Необходимо отметить, что при решении вопроса о заключении

мирового соглашения все кредиторы обладают одним голосом независимо от

размера требований. Закон о несостоятельности выдвигает так же требование о

согласие на заключение мирового соглашения всех кредиторов третьей очереди.

Мировое соглашение в деле о банкротстве полежит утверждению

арбитражным судом, о чем выносится соответствующие определение.

Мировое соглашение является обязательным для всех лиц участвующих в

деле о несостоятельности. При этом односторонний отказ от подписания

мирового соглашения не допускается.

В Законе установлен перечень условий, которые могут содержаться в

мировом соглашении. К ним относятся отсрочка или рассрочка исполнения

обязательств должника (в этих случаях обязательства исполняются полностью,

но устанавливаются новые сроки их исполнения), скидка с долга, уступка прав

требования, исполнение обязательств полностью или частично третьими лицами,

подписавшими мировое соглашение. Как показала практика, может иметь место

обмен требований на акции должника. В данном случае производится обмен

акций имеющихся на балансе должника, или акций акционеров которые подписали

мировое соглашение в качестве третьих лиц. Возможны и иные условия

мирового соглашения, при условии не противоречия их нормам Закона “О

несостоятельности (банкротстве)” и иным правовым актам Российской

Федерации.

С момента утверждения мирового соглашения арбитражным судом, дело о

банкротстве прекращается, арбитражный управляющий прекращает исполнять свои

обязанности, при необходимости осуществляются назначение нового руководства

должника.

Мировое соглашение в деле о банкротстве коренным образом отличается

от мировых соглашений в исковых производствах т.е. экономических делах

Специфика дел о банкротстве, в частности, заключается в том, что в

отличие от экономических споров в делах о банкротстве нет искового

заявления, оно заменено заявлением, нет истцов и ответчиков, а

лицами, участвующими в деле, являются должник, конкурсные кредиторы,

арбитражный управляющий, налоговые и иные уполномоченные органы, иные

органы, предусмотренные в Законе о банкротстве.

АПК РФ предусматривает возможность заключения мирового

соглашения, но не регламентирует порядок его заключения,

предъявляет лишь требование соответствия соглашения законам и иным

правовым нормативным актам и не допускает нарушение прав других

организаций.

В результате возникает ряд коллизий права:

- в соответствии с АПК мирового соглашение вправе заключить

должник и кредитор на любой стадии процесса, но в соответствии с Законом “О

несостоятельности (банкротстве)” решение о заключении мирового соглашения

принимает собрание кредиторов, таким образом невозможно заключение мирового

соглашения с одним кредитором- подавшим заявления в обход других;

- АПК не устанавливает необходимость погашения задолженности

первой, второй и четвертой очереди для заключения мирового соглашения,

тогда, как Закон о несостоятельности требует этого

- и т.д.

По видимому все эти коллизии будут решаться в процессе применения

закона.

3. Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц.

Закон “О несостоятельности (банкротстве)” в полной мере учитывает

специфику отдельных категорий должников и предусматривает связанные с этим

особенности применения к ним процедур банкротства. Речь идет о таких

категориях должников, как должники - организации: градообразующие,

сельскохозяйственные, страховые организации, банки и иные кредитные

организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также

должники-граждане, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянские

(фермерские) хозяйства. Рассмотрим особенности банкротства некоторых

категорий должников.

Под градообразующими предприятиями в Законе понимаются юридические

лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не

менее половины численности населения соответствующего населенного пункта

(ст. 132 Закона).

Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Закон

учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в

частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о

банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного

самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены

к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти, и органы

исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

По ходатайству названных органов арбитражный суд может ввести внешнее

управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том

случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника

банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие

органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем

самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность перед

его кредиторами.

Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может

быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Таким образом, общая

продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия

моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с

половиной года. В этот период соответствующими органами может быть

осуществлено финансовое оздоровление (санация) градообразующей организации

путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников,

создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего

управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и

его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с

половиной года после введения внешнего управления (ст. 135 Закона).

Российская Федерация, субъект РФ либо муниципальное образование в

лице их уполномоченных органов могут в любое время до окончания внешнего

управления рассчитаться со всеми кредиторами либо погасить иным способом

требования кредиторов по денежным обязательствам или обязательным платежам.

В процессе внешнего управления должником - градообразующей

организацией может быть осуществлена продажа предприятия как единого

имущественного комплекса, что позволит получить средства, необходимые для

расчетов с кредиторами, не прибегая к ликвидации должника, а также

сохранить рабочие места. Причем при наличии ходатайства государственного

органа либо органа местного самоуправления продажа предприятия будет

производиться по конкурсу, обязательными условиями продажи которого станет

сохранение рабочих мест для не менее чем семидесяти процентов работников

предприятия, а также обязанность покупателя в случае изменения профиля

деятельности предприятия произвести переобучение или трудоустройство

работников. Да и в случае признания градообразующей организации банкротом

конкурсный управляющий для первых торгов должен будет предложить к продаже

предприятие как единый имущественный комплекс. И только если на таких

торгах не найдется покупатель, конкурсный управляющий получит возможность

продавать отдельные активы предприятия.

Положения о банкротстве градообразующей организации будут применяться

также и к иным организациям, численность работников которых превышает пять

тысяч человек.

Банкротство сельскохозяйственных организаций имеет отличительные

особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности,

которая, как правило, связана с использованием земельных участков

(преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным

характером их работы. Согласно Федеральному закону "О несостоятельности

(банкротстве)" сельскохозяйственными организациями признаются юридические

лица, основным видом деятельности которых является выращивание

(производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции,

выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее

пятидесяти процентов общей суммы выручки (ст. 139 Закона).

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство

сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже

объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом

их приобретения наделяются иные сельскохозяйственные организации или

крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может

осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается

земельным законодательством.

Второе специальное правило состоит в увеличении срока внешнего

управления сельскохозяйственной организацией с учетом сезонного характера

ее работы и необходимости дождаться окончания соответствующего периода

сельскохозяйственных работ. Принимая во внимание также возможные сроки

реализации выращенной (произведенной) продукции, законодатель счел

возможным увеличить срок внешнего управления до 1 года и 9 месяцев. Кроме

того, если в период внешнего управления имели место стихийные бедствия,

эпизоотии и т.п., срок внешнего управления сельскохозяйственной

организацией - должником может быть увеличен арбитражным судом еще на один

год. Таким образом, максимальный срок внешнего управления может составить

до 2 лет и 9 месяцев.

В остальном процедуры несостоятельности (банкротства)

сельскохозяйственных организаций должны проходить по общим правила.

Нельзя не заметить разницы в последствиях возбуждения арбитражным

судом дела о банкротстве обычного должника и банка. Определение

арбитражного суда о принятии к производству заявления о банкротстве банка

нередко служит детонатором панических настроений среди кредиторов и

провоцирует их на возврат денежных средств, находящихся на счетах и во

вкладах в указанном банке. Теряя денежные средства клиентов, банк вместе с

ними теряет и свою платежеспособность.

В соответствии с Федеральным Законом "О несостоятельности

(банкротстве) кредитных организаций" от 25 февраля 1999 г.[43], данная

проблема решается посредством введение специальных досудебных процедур,

предшествующих возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

Закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций

состоит из восьми глав: Общие положения; Финансовое оздоровление кредитной

организации; Временная администрация; Реорганизация кредитной организации;

Особенности рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом; Особенности

конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом;

Особенности признания ликвидируемой кредитной организации и отсутствующей

кредитной организации банкротом.

Согласно Закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных

организаций” дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом

только после отзыва у кредитной организации лицензии на

осуществление банковских операций, при наличии денежных обязательств,

сумма которых составляют не менее одной тысячи минимальных

размеров оплаты труда, а просрочка исполнения составляет более одного

месяца. Закон предоставляет Центральному банку право обращаться с

заявлением о признании должника - кредитной организации несостоятельным.

Законом установлено требование о предварительном обращении в Центральный

Банк Российской Федерации с заявлением об отзыве лицензии у должника -

кредитной организации и только после отзыва лицензии возможно обращение с

заявлением в арбитражный суд. Дело о несостоятельности может быть

возбуждено судом в отношении кредитной организации имеющей лицензию, только

в случае если к заявлению должника приложены документы об обращении в ЦБ РФ

с заявлением об отзыве лицензии и отсутствии ответа в течение двух месяцев.

В таком случае суд обязан обратиться к Центральному Банку с предложением

представить заключение Банка России о целесообразности отзыва у

кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо

копию приказа Банка России об отзыве указанной лицензии. Банк обязан

отправить указанные документы в арбитражный суд в месячный срок с момента

их получения.

В соответствии с законодательством все процедуры, применяемые к

просрочившим должникам, можно разделить на досудебные и применяемые в ходе

судебного рассмотрения дела.

К досудебным относятся:

- финансовое оздоровление кредитной организации;

- назначение временной администрации по управлению

кредитной организацией (далее - временная администрация);

- реорганизация кредитной организации[44].

В порядке установленном Законами РФ в целях финансового оздоровления

кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой помощи кредитной организации

ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и структуры пассивов

кредитной организации;

- изменение организационной структуры кредитной

организации;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с

федеральными законами[45].

Финансовое оздоровление кредитной организации проводиться его

учредителями или иными лицами, при этом не происходит ограничения

полномочий исполнительных органов кредитной организации.

В случаях предусмотренных ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)

кредитных организаций” и Законом “О банках и банковской деятельности”

Центральный банк вправе назначит в банк временную администрацию. При

назначении временной администрации ограничиваются полномочия исполнительных

органов банка. Временная администрация назначается на срок не свыше шести

месяцев. ЦБ при необходимости вправе назначить мораторий на удовлетворение,

продолжительность которого не может превышать трех месяцев.

К процедурам, применяемым в ходе судебного разбирательства, закон

относит:

- наблюдение;

- конкурсное производство.

В отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое

соглашение, предусмотренные Федеральным законом "О

несостоятельности (банкротстве)", не применяются.

Закон устанавливает требование к арбитражным управляющим о наличии у

них помимо соответствующей лицензии аттестата Банка России.

Закон “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”

устанавливает некоторые особенности конкурсного производства в отношении

кредитной организации- банкрота:

- конкурсный управляющий обязан использовать только

корреспондентский счет ликвидируемой кредитной организации;

- сообщение о ликвидации кредитной организации публикуется

в Вестнике ВАС, Вестнике ЦБ РФ и местной прессе;

- на конкурсного управляющего возложена обязанность

ежемесячно составлять и представлять в ЦБ промежуточный ликвидационный

баланс, а по окончании конкурсного производства - ликвидационный баланс;

Закон устанавливает так же первоочередность исполнения кредитной

организацией - банкротом обязательств перед кредиторами - физическими

лицами[46].

Закон выделяет в отдельную категорию также страховые организации.

По отношению к банкротству страховых организаций Закон “О

несостоятельности (банкростве)” устанавливает некоторые ограничения при

продаже имущественного комплекса, а именно:

- покупатель страховой организации обязан принять на себя

вместе с имуществом обязательства по договором страхования должника в том

числе с ненаступившим страховым случаем;

- покупателем имущественного комплекса может быть только

страховая компания.

Законом “О несостоятельности (банкростве)” установлен особый порядок

удовлетворения требования кредиторов пятой очереди, а так же возмещения

страховой суммы.

По отношению к должникам- участникам рынка ценных бумаг Закон “О

несостоятельности (банкротстве)” предполагает создание еще одного

нормативного акта, который бы определил особенности рассмотрения дел о

банкротстве должников- участников рынка ценных бумаг. При этом, закон

устанавливает требование к Арбитражному управляющему о наличии у него

аттестата, выдаваемого государственным органом Российской Федерации

по регулированию рынка ценных бумаг.

Законом установлены некоторые особенности наблюдения, внешнего

управления и конкурсного производства в отношении должника- участника рынка

ценных бумаг.

III. Общие черты и различия правового регулирования несостоятельности

России и зарубежных стран.

Правовая наука в ходе своего развития выработала два критерия

определяющих признаки несостоятельности, таковыми являются:

- не возврат долгов в сроки, предусмотренные договором или обычаем

делового оборота (критерий неплатежеспособности);

- невозможность погашения всей кредиторской задолженности должника

путем реализации всего его имущества (критерий неоплатности).

Так критерий неоплатности применяется в праве ФРГ: для придание

должника несостоятельным требуется наличие сверхзадолжненности, т.е.

превышение стоимостного выражения всех обязательств должника над

стоимостным выражением имущества и обязательств третьих лиц перед

должником.

Критерий неплатежеспособности применяется во всех странах мира, как

внешний признак несостоятельности, при этом в большинстве стран суд для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.