реферат, рефераты скачать
 

Административное право


направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Действующая Конституция Российской Федерации содержит также ряд норм,

направленных на обеспечение законности в сфере судопроизводства и

правосудия .

Главные положения принципа законности, выраженные в ч.2 ст. 15 Конституции,

носят универсальный характер и в полной мере относятся к правосудию, хотя

их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений

соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные

конституционные законы и федеральные законы (ч.1 ст. 76 Конституции РФ),

Конституции республик в составе России и уставы субъектов Федерации, а

также издаваемые ими законы .Деятельность правоохранительных органов,

направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента,

постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в

пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов

(ст. 71,72 Конституции РФ) Указанные нормативные акты принимаются в

обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и

соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Заметим, однако, что законы и иные нормативные акты не могут противоречить

федеральным законам, принятым в пределах компетенции Федерации. В свою

очередь федеральные законы не могут противоречить федеральным

конституционным законам (ч. 3 и 5 ст. 76 Конституции).

Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение

целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений

процессуальными законами, на которых построено гражданское,

административное, арбитражное и уголовное судопроизводство. Вот почему

Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная 24 октября

1991 г. высшим законодательным органом России, предусматривает обновление

судебной системы и уголовного судопроизводства, которое она рассматривает в

качестве важнейшего и безальтернативного механизма защиты основных прав и

законных интересов граждан в экстремальной ситуации преступного

правонарушения.

Это касается и ныне проводимых в рамках судебной реформы преобразований.

Ведь наличие хороших законов — это фундамент законности, но еще не

законность. Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на

неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных

отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности

государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В

процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех

допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При

этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального,

но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов.

Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в

частности, предварительного расследования или в суде, адресуется нормами

УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье,

следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного

судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам,

специалистам и др.

Осуществление законности правосудия обеспечивается системой законодательных

гарантий, устанавливаемых процессуальным законодательством.

15. Принцип доступности судебной защиты прав (обеспечение подозреваемому и

обвиняемому права на защиту).

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской

Федерации (ст. 46) тем самым приверженность России общепризнанным

международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая

установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и

норм международного права (ч.4 ст. 15), Конституция формулирует четкое

правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов

государственной власти, органов местного самоуправления, общественных

объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст. 46). Это

положение отражено в ГК, ГПК, УПК.

Закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками

процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. В этом ст. 22

УПК не противоречит положениям ст. 46 Конституции РФ, на столь высоком

уровне обеспечивающей право каждого на жалобу. И все-таки необходимо

отметить, что особую заботу законодателя составляет обеспечение в УПК права

на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному

делу, именно участниками процесса. Поэтому в числе процессуальных прав

участников процесса УПК обязательно указывает это право , а рядом с

перечислением субъективных процессуальных прав участников процесса в законе

обращено внимание на обязанность государственных органов не только

разъяснить указанные права, но обеспечить возможность их осуществления (ст.

58 УПК).

Рассматриваемый принцип в последние годы получил в нормах уголовно-

процессуального права существенное развитие. Согласно УПК жалобы на

применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под

стражу, а равно на продление срока содержания под стражей могут быть

принесены в суд лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми или

обвиняемыми), их защитниками или законными представителями. Прежде подобные

жалобы на действия и решения органов расследования могли быть поданы только

прокурору. Несмотря на введение в УПК правил об обжаловании в суд

процессуальных решений, принятых на предварительном следствии и дознании,

Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отдельные уголовно-

процессуальные нормы применяются без учета действия конституционной нормы

(ст. 46) о праве на обжалование в суд действий и решений должностных лиц,

ответственных за ведение уголовного дела. Реализация принципа обжалования

действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и

свобод человека и гражданина. Но, обращая внимание суда на допущенные

нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению

законности, установлению истины по делу, защите прав и законных интересов

граждан.

16. Принцип осуществление правосудия на началах равенства всех перед

законом и судом.В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ

все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо

органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их

государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или

политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения,

имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения,

образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений,

принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не

предусмотренным законом основаниям (ст. 7 Закона о судебной системе).Судьи

должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного

разбирательства при осуществлении ими права представлять доказательства,

заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу

доказательств.Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам,

участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления

прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие

равенство прав участников процесса.Независимо, какой суд общей юрисдикции

или арбитражный суд рассматривает первый раз дело, он всегда пользуется

одним и тем же, предусмотренным ГПК, УПК или АПК порядком судебного

разбирательства. Одинаков порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел

и в случае осуществления производства в апелляционной, кассационной,

надзорной инстанциях, и при возобновлении дел по вновь открывшимся

обстоятельствам.

Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надлежащим признается

суд, созданный и действующий на основании закона (ст. 6 Европейской

конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство

подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соответствии с нею

законе правомочий различных судов. Данный принцип выражается в ст. 47,

118, 120 и 128 Конституции РФ и лежит в основе определения предметной,

территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения

видов судебной юрисдикции (Постановление КС РФ № 19-П).Равенство граждан

перед законом гарантируется, прежде всего, наличием в нашем государстве

одного УК, ГК РФ, Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР,

Жилищного кодекса РСФСР, Кодекса законов о труде РФ и т.д. Если каким-то

образом были нарушены нормы соответствующих законов, то независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, расовой и

национальной принадлежности как правонарушителя, так и пострадавшего, и

других обстоятельств нарушенные права и законные интересы лиц судом будут

восстановлены.

Граждане равны и перед всеми иными законами. К числу таковых относятся и

нормативные правовые акты, содержащие нормы как материального, так и

процессуального права.

17. Принцип гуманизма, охраны жизни и здоровья граждан, уважение чести и

достоинства личности.

«Человек, его права и свободы,— говорится в ст. 2 Конституции РФ,—

являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод

человека и гражданина — обязанность государства».

Правам и свободам человека и гражданина целиком посвящена глава вторая

Конституции.

Гуманное, человечное начало по существу пронизывает все отрасли российского

права, находит широкое отражение в материальном и процессуальном

законодательстве. Так, ст. 6 Уголовного кодекса РФ в числе принципов

уголовного права указывает принцип справедливости. Статья 7 УК содержит

формулировку принципа гуманизма: «1. Уголовное законодательство Российской

Федерации обеспечивает безопасность человека. 2. Наказание и иные меры

уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему

преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий

или унижение человеческого достоинства»

Принцип гуманизма реализуется при осуществлении правосудия (по уголовным и

гражданским делам и делам об административных правонарушениях),

прокурорского надзора, на предварительном расследовании следующим образом.

1. Закон предоставляет широчайшие права всем участникам уголовного,

гражданского, административного судопроизводства для защиты своих законных

интересов. Среди них нужно отметить право заинтересованных лиц и

организаций обжаловать действия и решения суда, прокурора, следователя,

дознавателя (ст. 22 УПК, ст. 30 ГПК).

Органы и должностные лица, ведущие процесс, обязаны обеспечить реализацию

каждого права обвиняемого, гражданского истца и др.

2. Закон устанавливает общее правило, что каждое процессуальное действие

проводится и каждое решение принимается при наличии к тому законных

оснований и в порядке, предусмотренном законом. Во многих случаях закон

предоставляет суду, прокурору, следователю право выбора тех или иных

решений и действий.

3. Закон предусматривает процессуальные, высоконравственные по своему

содержанию запреты при производстве судебных и следственных действий:

недопустимо перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей

невиновности ;запрещается домогаться показаний обвиняемого и других

участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер

;запрещаются действия, представляющие опасность для здоровья участвующих в

судопроизводстве лиц, а также действия, унижающие их честь и достоинство.

4. Весьма важным компонентом в содержании принципа гуманизма являются

положения о свидетельском иммунитете.

В соответствии со ст. 51 Конституции РФ «никто не обязан свидетельствовать

против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых

определяется федеральным законом».

5. В ряде случаев, исходя из соображений гуманности и нравственных начал,

закон допускает исключения из общих правил. Так, по определению суда

процесс может идти при закрытых дверях по делам о половых преступлениях, по

делам о преступлениях лиц, не достигших 16 лет.

6. Статья 58 УПК обязывает органы, ведущие процесс, принять меры к

возмещению ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями этих

органов, при прекращении уголовного дела или вынесении оправдательного

приговора.

7. Принцип гуманизма предполагает справедливый, человечный, уважительный

подход ко всем субъектам гражданского, уголовного, административного

судопроизводства со стороны суда, прокурора, лиц, ведущих предварительное

расследование уголовных дел.

Судья должен не только соблюдать требования материальных и процессуального

законов, но и своими словами, жестами, манерами привносить в судебную

процедуру культуру, нравственные начала, корректность по отношению ко всем

участвующим в деле лицам. Никоим образом судья не должен обнаруживать свои

симпатии или антипатии к сторонам в процессе, допускать проявления

фривольности, панибратства, фамильярности.

Точно так же следователь, дознаватель, прокурор обязаны культурно проводить

в жизнь законность — вдумчиво, терпеливо, уважительно относиться ко всем

участвующим в деле лицам вне зависимости от их процессуального положения.

18. Принцип независимости судей и закрепление его в нормативно-правовых

актах. Гарантии его соблюдения. Данный принцип закреплен в ст. 120

Конституции РФ. Это конституционное положение нашло отражение в таких

законах, как Закон "О судебной системе РФ" (ст. 5), Закон "О судоустройстве

РСФСР" (ст. 12), Закон "Об арбитражных судах в РФ" (ст. 6). В ст. 1 Закона

"О статусе судей в РФ" указано: "Судьи независимы и подчиняются только

Конституции Российской Федерации и закону.В своей деятельности по

осуществлению правосудия они никому не подотчетны". По действующему

законодательству рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществляется с

участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при

осуществлении правосудия также независимы и подчиняются только закону,

пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением

самостоятельности судебной власти, ее отделенности от власти исполнительной

и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается

любое воздействие на них со стороны других лиц и организаций при разрешении

ими конкретных уголовных, гражданских и арбитражных дел. При рассмотрении

дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом,

принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении

всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств. Согласно

Закону "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается: 1) наличием

особой процедуры осуществления правосудия; 2) установлением запрета под

угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деятельность

по осуществлению правосудия; 3) установлением порядка приостановления и

прекращения полномочий судьи; 4) правом судьи на отставку; 5)

неприкосновенностью судьи; 6) системой органов судейского сообщества;

7)предоставлением судье за счет государства материального и социального

обеспечения, соответствующего его высокому статусу; 8) наличием особой

защиты государством судей, членов их семей и имущества. Независимость судьи

зависит во многом и от него самого, от его моральных и профессиональных

качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом

порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование

действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса.

Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не может

быть переведен на другую работу, в другой суд без его согласия. Полномочия

судьи не ограничены определенным сроком.

20. Принцип государственного (национального) языка судопроизводства и

делопроизводства в суде. Язык судопроизводства в военных судах.Согласно

Конституции РФ (ст. 26) каждый гражданин Российской Федерации имеет право

пользоваться родным языком. Русский язык признается государственным языком

на всей территории Российской Федерации, а республики вправе устанавливать

свой государственный язык (ст. 68). Исходя из этих конституционных

положений, Закон "О судебной системе РФ" закрепил, что судопроизводство в

Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и военных судах

ведется на русском языке. Судопроизводство в других федеральных судах общей

юрисдикции может вестись также на государственном языке республики, на

территории которой находится суд. В судах субъектов Российской Федерации

судопроизводство ведется на русском языке либо на государственном языке

республики, на территории которой находится суд. Лицам, участвующим в деле

и не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, предоставляется

право делать заявления, заявлять ходатайства, давать показания, выступать в

суде на родном или другом избранном ими языке. Суд, рассматривающий дело, в

этих случаях обязан не только разъяснить им это право, но и обеспечить

участие переводчика. Переводчик не только переводит в суде показания лица,

не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, но и переводит

ему показания свидетелей, вопросы суда и т.д. Все судебные документы

вручаются лицам, участвующим в деле, переведенными на их родной язык или на

другой язык, которым они владеют. Ведение процесса на государственном языке

республики, на территории которой находится суд, рассматривающий дело,

является необходимым условием обеспечения гласности судопроизводства,

поскольку присутствующие имеют возможность воспринимать и оценивать

происходящее в судебном заседании, обеспечивает воспитательное и

предупредительное воздействие правосудия на граждан. Обеспечение же права

лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, давать

показания, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами

переводчика является гарантией равенства граждан независимо от

национальности и владения тем или иным языком.

21. Принцип гласности, открытого рассмотрения дел в суде.Данный принцип

закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что

разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает,

что при слушании уголовных, гражданских и арбитражных дел доступ в зал

свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего

возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями,

представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в

средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на

процессе, может быть ограничено только в силу недостаточной вместимости

зала судебного разбирательства. В тех случаях, когда число желающих слишком

велико по сравнению с количеством мест в зале, их доступ может быть

прекращен для обеспечения нормального хода судебного процесса. Не запрещена

законом и теле-видеосъемка судебного заседания, если это не отразится на

судебном процессе. Каждое отраслевое процессуальное законодательство также

предусматривает гласность судебного разбирательства. Данный принцип

является одним из показателей демократизма судопроизводства. Допуская

граждан, средства массовой информации на судебное разбирательство, суд тем

самым обеспечивает контроль народа за деятельностью судебной власти.

Гласность судебного разбирательства является важным условием вынесения

справедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и других

участников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные

обязанности, затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его

независимость и подчинение только закону. Вместе с тем, предоставляя право

гражданам присутствовать на судебном заседании, закон возлагает на них и

обязанность соблюдать тишину, порядок, не мешать участникам процесса и

подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае неподчинения этим

требованиям и нарушения установленного порядка виновники могут быть удалены

из зала судебного заседания. Средства массовой информации, освещая ход

процесса, должны в силу принципа презумпции невиновности воздерживаться от

преждевременных выводов о виновности подсудимого, доказанности обвинения.

Закрепляя как общее правило гласность судебного разбирательства,

процессуальное законодательство предусматривает и случаи, когда оно может

проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123 Конституции РФ, которая

допускает закрытое заседание в случаях, установленных федеральным законом.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ предусматривает закрытое слушание в

случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственной тайне", при

удовлетворении ходатайства участников, ссылающихся на необходимость

сохранения коммерческой и иной тайны. УПК РСФСР устанавливает, что

уголовные дела слушаются открыто, за исключением случаев, когда это

противоречит интересам охраны государственной тайны. Кроме того, по

мотивированному определению суда или постановлению судьи в закрытом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.