реферат, рефераты скачать
 

Правовое регулирование операций с иностранной валютой в Российской Федерации


являются действия истца по перечислению фирме денежных средств без

разрешения ЦБ РФ, так как в соответствии с п. 10 "е" ст. 1 Закона РФ "О

валютном регулировании и валютном контроле" указанная валютная операция

связана с движением капитала.

Согласно п. 1 ст. 14 названного Закона резиденты, нарушившие

требования этого Закона, несут ответственность в виде взыскания всего

полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам либо

взыскания в доход государства неосновательно приобретенного не по сделке, а

в результате незаконных действий. В данном случае истец перевел фирме

денежные средства, взамен получил право акционера и учредителя фирмы,

подтвержденное акциями, в связи с чем у ответчика не имелось оснований для

взыскания с истцам денежных средств, так как он эти средства не получал.

Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" не предусмотрена

возможность взыскания с нарушителя валютного законодательства денежного

эквивалента приобретенных им в результате незаконных действий прав.

Либерализация внешнеэкономической деятельности и предоставление права

выхода на внешний рынок практически любому хозяйствующему субъекту, включая

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без

образования юридического лица, привели к возникновению новой для российской

экономики и законодательства проблемы массовой утечки из России за рубеж

валютных средств. Суммы, размещенные на зарубежных счетах российских

физических и юридических лиц, исчисляются миллионами долларов. Отмечая

масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в

Россию ее валютных ресурсов страна смогла бы не только решить проблему

выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других

государств и международных организаций. Таким образом, сформировалась

система утечки финансовых ресурсов из России, в основе которой лежит

незаконная реализация российскими предпринимателями прав на осуществление

внешнеэкономической деятельности (злоупотребление данным правом). Причины

существования этой системы - непривлекательность инвестиционного климата

России не только для иностранных, но и для собственных предпринимателей.

Внешне утечка валюты напоминает экспорт капитала. Экспорт российского

капитала - осуществляемый в разрешенных законодательством формах и под

контролем государства вывоз интеллектуального, финансового и

производственного капитала, право собственности на который возникло на

территории Российской Федерации, с целью его инвестирования в экономику

зарубежных государств, как правило, без обязательства об обратном ввозе. Он

имеет следующие признаки:

- легитимность: подконтрольность государству и осуществление в

санкционированных (предусмотренных законодательством либо, как минимум, им

не запрещенных) формах;

- трансграничность хозяйственных операций, квалифицируемых как экспорт

капитала: валюта или имущество пересекает таможенную границу РФ и

таможенную границу государства-реципиента;

- предметность: из страны вывозится и инвестируется в экономику

иностранных государств именно капитал, имеющий российское происхождение, а

не товары или российская национальная валюта. Однако в силу того, что в

российском праве и законодательстве нет определения капитала, то есть это

понятие имеет скорее экономическое, а не юридическое содержание, бывает

трудно правильно квалифицировать ту или иную хозяйственную операцию

российского резидента за рубежом в качестве капитальной операции либо

текущей валютной операции;

- бессрочность хозяйственно-правовых связей, опосредующих капитальные

операции российских предпринимателей: капитал вывозится без обязательства

экспортера возвратить его обратно в страну. Вернуться в Россию может

предпринимательская прибыль, полученная с использованием за рубежом

национального капитала, а сам он остается за рубежом до тех пор, пока

существует зарубежное предприятие. И лишь в случае ликвидации созданного за

рубежом российскими учредителями юридического лица его имущество может быть

возвращено в Россию.

В недавнем прошлом традиционной и почти единственной формой

хозяйственной деятельности национальных организаций за рубежом было

строительство промышленных и иных объектов по линии технического и

экономического содействия СССР иностранным государствам, которое не

связывалось с дальнейшим участием советских организаций в управлении ими,

эксплуатации и получении прибыли. Немногочисленные советские акционерные

общества создавались за рубежом вне производственной сферы (в основном в

области торговли и услуг) и не были широко известны в иностранных деловых

кругах. Страна многое теряла от того, что не полностью использовался

потенциал инвестиционного сотрудничества с зарубежными партнерами. Поэтому

было принято постановление Совета Министров СССР от 18 мая 1989 года №. 412

"О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом",

расширившее направления хозяйственной деятельности советских организаций за

рубежом и во многом сохранившее свою актуальность и для современной России.

В частности, п. 2 названного постановления предусматривал следующие

основные формы экспорта национального капитала:

- строительство за рубежом с советским участием предприятий без

участия советского инвестора в управлении деятельностью предприятия и

полученных прибылях;

- создание на территории иностранных государств советских зарубежных

предприятий, то есть предприятий с советским участием в капитале и органах

управления;

- инвестиции в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий и в

операции на фондовых и товарных биржах.

Утечка капитала за рубеж не обладает указанными признаками и

осуществляется иными способами. Основная характеристика утечки капиталов -

их нелегальность, тщательная скрываемость от государства, а цель -

неосновательное сбережение российскими предпринимателями части своего

дохода путем уклонения от налогов, которыми облагаются внешнеэкономические

операции на территории России.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила

Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные

на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и

упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного

регулирования, важнейшим направлением которого является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали Закон РФ

"О валютном регулировании и валютном контроле", а также принятые в его

развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992-1995 годах в основном было

завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и

валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и

экспортному контролю и ее территориальные органы - 12 региональных центров

и 3 отделения.

Однако более чем пятилетняя деятельность по применению

законодательства о валютном регулировании и валютном (экспортном и

импортном) контроле свидетельствует о том, что тенденция утечки капитала из

страны пока не преодолена. Главная причина этого, на мой взгляд, коренится

в негодности методов и средств, применяемых государством для решения данной

проблемы. Проиллюстрирую сказанное следующим примером.

Российская фирма и ее иностранный партнер заключают соглашение о

совместной хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории России

(договор простого товарищества). Условие договора, касающееся вкладов в

совместную деятельность и долей участия каждой из сторон в полученных

прибылях, сформулировано таким образом, что российский участник имеет

символический процент, основная же часть прибыли причитается иностранному

партнеру. Принципы автономии воли участников гражданско-правовых отношений

и свободы договора позволяют это делать. Между тем наряду с официальным

договором о совместной деятельности между иностранным участником и его

российским коллегой существует негласное соглашение, по которому

извлеченная на территории России прибыль, якобы принадлежащая иностранной

фирме, делится между сторонами в соответствии с реально внесенными, а не

указанными на бумаге вкладами в совместный бизнес, но это происходит не в

России, а в стране нахождения иностранного участника. Фактическая, а не

символическая доля российской стороны зачисляется на ее зарубежный счет.

Итог такой сделки для нашей страны двойственно печален.

Во-первых, российский бюджет получит налог с символического,

минимального процента прибыли российского резидента, а оставшаяся ее часть

в валюте станет объектом налогообложения за рубежом и пополнит валютные

резервы другой страны. Это обусловлено легальными особенностями

налогообложения результатов совместной деятельности. В соответствии с п. 11

ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 1991 года №. 2116-1 "О налоге на

прибыль предприятий и организаций" (в редакции последующих законов

Российской Федерации, принятых в 1992-1998 годах) прибыль, полученная в

результате совместной деятельности без образования нового юридического

лица, распределяется между участниками совместной деятельности до

налогообложения на основании заключенного ими договора. Прибыль, полученная

каждым участником совместной деятельности, являющимся юридическим лицом,

после распределения включается во внереализационные доходы (в доходы) и

самостоятельно облагается налогом в составе валовой прибыли (дохода) по

установленным ставкам налога на прибыль (доход). К тому же Россия и

государство, резидентом которого является иностранный партнер по совместной

деятельности, заключили договор об устранении двойного налогообложения

прибыли, полученной хозяйствующими субъектами обеих стран.

Во-вторых, часть прибыли, осевшая на зарубежном счете российского

участника согласно джентльменскому соглашению сторон договора о совместной

деятельности, будет находиться там и работать на чужую, а не нашу экономику

до тех пор, пока условия ее реинвестирования в национальную экономику не

станут приемлемыми для российской фирмы. В данном случае никакой валютный

контроль не помешает российскому капиталу уйти из страны за рубеж и не

заставит его возвратиться обратно.

Существуют и иные многочисленные способы нелегального или

полулегального оставления российских валютных ресурсов за рубежом

(занижение контрактных цен; применение в противоправных целях особенностей

международных валютных расчетов; использование оффшорного бизнеса в

качестве легального канала утечки капитала и "отмывания" "грязных денег" и

др.).

Следовательно, фактически законодательство о валютном регулировании

несовершенно и не работает на те цели, ради которых оно создавалось.

Необходимо ужесточение мер законодательства, регулирующего операции с

иностранной валютой для ограничения вывоза капитала из страны. Только при

жестком контроле государства за операциями с иностранной валютой можно

надеяться на то, что наша страна сможет впоследствии выбраться из тяжелого

кризиса.

§ 3. Ошибки квалификации предварительной оплаты по импортным

внешнеторговым контрактам в практике органов валютного контроля.

Характерным доказательством справедливости утверждения о

неэффективности существующей системы валютного контроля может служить

следующий спор, ставший предметом разбирательства в арбитражном суде

Свердловской области.

В соответствии с внешнеторговым контрактом No. 596540, заключенным

АООТ "Аэропорт "Кольцово" (г. Екатеринбург) и фирмой Alfons Haar

Maschinenbau GmbH & Co. (Германия) 8 июля 1994 года, было изготовлено

уникальное оборудование на сумму свыше 200 тысяч немецких марок,

применяемое для заправки топливом аэробусов иностранных авиакомпаний,

которые используют ставший не так давно международным уральский аэропорт.

Поставка оборудования осуществлялась на условиях 100-процентной

предварительной оплаты заказанной продукции. Условия внешнеторгового

контракта о расчетах в валюте российской стороной были выполнены полностью.

В марте 1996 года Уральским региональным центром Федеральной службы России

по валютному и экспортному контролю была проведена проверка соблюдения

законодательства о валютном регулировании и валютном контроле при

исполнении указанного внешнеторгового контракта. В ходе проверки орган

валютного контроля усмотрел в действиях российского хозяйственного общества

нарушение законодательства о валютном регулировании, выразившееся в

безлицензионном осуществлении валютной операции, связанной с движением

капитала.

По мнению органа валютного контроля, АООТ "Аэропорт "Кольцово"

осуществило кредитование импортной операции на срок свыше 180 дней,

поскольку между моментом предоплаты по контракту (3 августа 1994 года) и

моментом выпуска заказанной продукции российской таможней (24 ноября 1995

года) прошло более 180 дней. Квалифицировав действия импортера как валютную

операцию, связанную с движением капитала, требующую лицензирования

Центральным банком России, орган валютного контроля посчитал, что

хозяйственным обществом были нарушены требования ст. 6 Закона о валютном

регулировании, поскольку АООТ не получало лицензии на перевод валюты в

Германию, и в соответствии со ст. 14 Закона о валютном регулировании обязал

акционерное общество уплатить в доход государства 205696 немецких марок

(сумму, эквивалентную стоимости поставленного оборудования). Не

согласившись с таким решением, АООТ "Аэропорт "Кольцово" обратилось в

арбитражный суд Свердловской области с иском о признании недействительным

решения Уральского регионального центра Федеральной службы России по

валютному и экспортному контролю. Арбитражный суд вынес решение в пользу

хозяйственного общества; апелляционная инстанция согласилась с мнением

суда, принявшего решение в первой инстанции, и оставила его в силе.

Практический интерес представляет позиция арбитражного суда по следующим

проблемам.

Арбитражный суд обоснованно не согласился с мнением органа валютного

контроля о том, что предоплата, осуществленная в иностранной валюте по

внешнеторговому (импортному) контракту, квалифицируется как валютная

операция, связанная с движением капитала.

Понятие валютных операций дано в п. п. 7-10 ст. 1 Закона о валютном

регулировании. К валютным операциям законодатель отнес: операции, связанные

с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том

числе использование в качестве средства платежа иностранной валюты и

платежных документов в иностранной валюте; ввоз и пересылку в Российскую

Федерацию и из нее валютных ценностей; осуществление международных денежных

переводов. Таким образом, предварительная оплата по внешнеторговому

контракту однозначно должна квалифицироваться как валютная операция,

связанная с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте

подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные

с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации

иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по

экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления

расчетов, связанных с кредитованием экспортно - импортных операций на срок

не более 180 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

- переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов,

дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим

операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из

Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии,

алиментов, наследства, и также другие аналогичные операции.

Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются:

- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с

целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении

предприятием;

- портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное

имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны

его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на

недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней

по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180

дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными

операциями.

Практическое значение деления валютных операций на два указанных вида

состоит в том, что текущие валютные операции осуществляются резидентами без

ограничений, то есть в безлицензионном порядке, а вывоз из страны капитала

требует предварительного получения экспортером такой лицензии[78]. Данной

статье корреспондирует ч. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ, согласно которой отдельными

видами деятельности, перечень которых установлен законом, юридическое лицо

вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Применительно к осуществлению капитальных валютных операций

обязанность по их лицензированию устанавливают "Основные положения о

регулировании валютных операций на территории СССР", утвержденные Госбанком

СССР 24 мая 1991 года, с последующими изменениями, внесенными в 1991-1994

годах, действие которых пролонгировано на территории России телеграммой ЦБ

России от 19 мая 1993 года №. 83-93[79]. "Основные положения о

регулировании валютных операций на территории СССР" применяются с учетом

правил, содержащихся в Положении об изменении порядка проведения в

Российской Федерации некоторых видов валютных операций, утвержденном

приказом Центрального банка РФ 24 апреля 1996 года №. 02-94[80]. Положение

уточняет некоторые виды валютных операций, осуществление которых возможно

без разрешения ЦБ России.

Оно фактически исключило из числа капитальных некоторые виды операций

с валютой.

Действующий порядок лицензирования капитальных валютных операций

российских резидентов заключается в следующем. На вывоз капитала всякий раз

необходимо получать в Главном управлении валютного регулирования и

валютного контроля Банка России разрешение (лицензию), представив

заверенные копии учредительных документов, технико-экономическое

обоснование, справки из обслуживающего банка, копии аудиторского

заключения. Средний срок получения каждой лицензии - до двух месяцев. При

этом порядок обжалования отказа в выдаче лицензии действующим

законодательством не урегулирован. По понятным причинам обязанность

получения разовых разрешений на вывоз капитала является дополнительным

обременением для хозяйствующих субъектов.

Квалифицируя предоплату в валюте по внешнеторговому контракту как

валютную операцию, не связанную с движением капитала, и удовлетворяя

заявленный иск, арбитражный суд сделал некоторые выводы, которые

представляются чрезвычайно важными в условиях формирования новейшей

практики применения законодательства о валютном регулировании и валютном

контроле.

Во внешнеторговом контракте оговаривалось, что заказанное и

предварительно оплаченное оборудование будет изготовлено в пределах 180

дней с момента заключения контракта. Однако исполнение контракта затянулось

на срок, превышающий установленный законодательством о валютном

регулировании контрольный период, влияющий на квалификацию валютной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.