реферат, рефераты скачать
 

Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан


конкурентов.

Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет

министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16

человек, срок полномочий – 6 лет). Совет - правительственный орган, который

подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете

действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов

концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры

соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет

потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей.

Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым,

имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики,

а также председателем Совета по делам конкуренции. Протесты по решениям

Совета рассматривает апелляционный суд Парижа. Таким образом,

антимонопольная политика во Франции проводится и специальными органами, и

организациями, которые прямо не занимаются этими вопросами, но по ряду

проблем сотрудничают со специальными антимонопольными органами.

Национальный совет потребителей дает консультации по установлению

контроля за ценами. Совет по делам конкуренции делает заключения по

вопросам правительства, парламентских комиссий и т.д. Правительство должно

запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся

возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку,

установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений

единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным

хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны

монополизированных структур.

Можно еще много страниц посвятить перечислению особенностей

законодательства и способов соблюдения его в отдельных развитых странах.

Вывод один, что антимонопольное законодательство в США, Германии, Франции

предполагает четкие процедуры недопущения ограничения конкуренции и

отличается высокой степенью ответственности виновных за совершение

противоправных действий.

Распад "социалистического лагеря" поставил перед новыми странами одну

из необходимых задач: создать свое антимонопольное законодательство,

обеспечить его соблюдение с тем, чтобы дать простор для развития

конкуренции и ограничения монополизма.

Закон "О противодействии монопольной практике" был принят в Польше 24

февраля 1990 г. и вступил в силу через 30 дней после опубликования. В том

же году был принят венгерский "Закон о запрещении недобросовестной рыночной

практики". С марта 1991 г. стал действовать Закон Российской Федерации "О

конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных

рынках". Эти законодательные акты характеризуются значительным структурным

сходством: их основные положения концентрируются на межфирменных

соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных

структурных изменениях.

Законы Венгрии и Российской Федерации включают также положения,

направленные против "недобросовестной" или "нечестной" конкурентной

практики. Закон Польши такого положения не содержит. В законах Польши и

Российской Федерации имеются статьи, позволяющие правительственным

учреждениям, ведающим вопросами конкуренции, издавать Указы о

принудительном разукрупнении монополистических компаний; венгерское

законодательство таких положений не содержит.

Эти законы по духу и содержанию ближе к законам Европейского

Сообщества, чем к соответствующим законодательным актам США, особенно в

том, что касается определения отдельных видов запрещенной деловой практики:

законы США сформулированы более абстрактно, а конкретные схемы и ситуации

закрепляются прецедентным путем.

Развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и

унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и

путем стирания различий между моделями[4]. В мире практически нет

государств, сделавших сколько-нибудь серьезные успехи в экономическом

развитии, которые бы не имели специального антимонопольного

законодательства, самостоятельных и независимых органов, обеспечивающих его

соблюдение.

Не случайно одной из первых рекомендаций Всемирного банка и Валютного

фонда Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан было принятие

антимонопольного закона и организация государственного органа,

обеспечивающего его выполнение.

2 1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного

законодательства в Республике Казахстан

Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет

недолгую историю и находится на пути становления. Практически во всех

сферах экономики оно требует доработанности. В настоящее время правовую

основу антимонопольного законодательства составляют:

1) Конституция Республики Казахстан;

2) Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности» от 11 июня 1991г.;

3) Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля

1998г.;

4) Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9

июля 1998г.;

5) Закон Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня

1991г.;

6) Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;

7) Указы Президента Республики Казахстан;

8) Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные

документы межведомственного характера.

Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное

регулирование, формами которого является нормативное и правовое

воздействие. Нормативное регулирование - это правовой режим поведения

хозяйствующих субъектов на рынке и государственный контроль за ним.

Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между

субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие

развитие конкуренции, определяет, что «каждый имеет право на свободу

предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества

для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая

деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная

конкуренция запрещается».

11 июня 1991г. в Казахстане принят Закон «О развитии конкуренции и

ограничении монополистической деятельности». Данный закон принят в целях

поддержания и развития конкуренции, защиты интересов потребителей.

Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается

от аналогичного законодательства развитых стран. Это обусловлено

спецификой переходного периода к рыночной экономике. Антимонопольные Законы

в Западной Европе, решают в основном задачи по охране конкуренции. В

Казахстане, как и других странах СНГ, помимо «Классических» задач

антимонопольной политики решают задачу создания условий для развития

конкуренции. По своим целевым установкам Антимонопольный закон наиболее

близок к моделям антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С

помощью антимонопольного законодательства предполагается

противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности,

по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство действует на всей территории

Республики Казахстан. Он регулирует отношения, в которых участвуют органы

государственной власти и управления, организационно-управленческие

образования, хозяйствующие субъекты, независимо от форм их собственности и

подчиненности. Закон не распространяется на отношения, связанные с

объектами исключительных прав: изобретениями, промышленными образцами,

товарными знаками, авторскими правами, за исключением случаев, когда эти

права используются в целях ограничения конкуренции.

Антимонопольное законодательство включает в себя нормы нескольких

отраслей права, которые регулируют различные по содержанию отношения, с

использованием норм материального и процессуального права. Нормы

материального права устанавливают права и обязанности участников

правоотношений, определяя их содержательную сторону. Нормы же

процессуального права устанавливают права и обязанности уполномоченных

органов государственной власти и управления, хозяйствующих субъектов по

реализации норм материального права, в частности вынесения и исполнения

предписаний, решений антимонопольного органа. Предписания и решения

выносятся антимонопольным органом с целью ограничения, пресечения и

предупреждения противоправных действий субъектов правоотношений.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что антимонопольное

законодательство Республики Казахстан несет в себе ограничительную,

предупредительную и пресекательную функции. Вместе с тем, закон

предусматривает и созидательные меры: нормы, предусматривающие формы и

порядок разукрупнения монополистических структур и организационно-

управленческих образований.

Акты антимонопольного законодательства регулируют отношения в

различных сферах экономики: в сфере естественной монополии, конкурентной

сфере и государственной монополии.

Так, Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях», принятый

Парламентом Республики Казахстан 9 июля 1998г. регулирует деятельность

субъектов естественной монополии. Закон Республики Казахстан «О

недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г. определяет действия,

признающиеся недобросовестной конкуренцией, устанавливает механизм

предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также

ответственность за недобросовестные действия. Закон Республики Казахстан «О

защите прав потребителей» закрепляет правовые, экономические и социальные

основы, а также гарантии защиты прав потребителей.

Таким образом, антимонопольное законодательство - это совокупность

нормативно-правовых актов, целью реализации которых является развитие

конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции, регулирование деятельности

субъектов естественной монополии и защиты прав потребителей.

Антимонопольное регулирование - это комплекс экономических,

административных и законодательных актов, осуществляемых государственным

органом с целью обеспечения условий для развития рыночной конкуренции и

ограничения монополистической деятельности[5]. Антимонопольное

регулирование включает ценовую политику в сфере естественных монополий.

Кроме того, антимонопольное регулирование – это властная деятельность

антимонопольного органа по подготовке и принятию индивидуального решения по

конкретному юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных

правовых норм.

Антимонопольное регулирование имеет следующие признаки:

1) осуществляется уполномоченным органом – Агентством Республики

Казахстан по регулированию естественных монополий, защите

конкуренции и поддержки малого бизнеса, который наделен функциями

государственного управления;

2) установлением конкретных правовых последствий – субъективных прав,

обязанностей, ответственности субъектов;

3) завершается вынесением индивидуального юридического акта –

предписания или решения.

Формы и методы государственного антимонопольного и ценового

регулирования деятельности субъектов во всех сферах экономики различны, а

их совокупность составляет ценовую и антимонопольную политику.

2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ

1 2.1 Структура государственных антимонопольных органов

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан

Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и

ограничению монополистической деятельности. С момента создания

антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.

В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических

структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в

Государственный комитет по антимонопольной политике.

Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994

г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и

управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных

комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный

комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике

(Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)

В 1997 г. - Комитет был разделен на четыре Департамента: Департамент

антимонопольной политики и социальной сферы, Департамент регулирования цен.

Департамент защиты прав потребителей, Департамент поддержки малого

предпринимательства, которые входили в состав Министерства экономики и

торговли Республики Казахстан, а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан

по ценовой и антимонопольной политике Агентства по стратегическому

планированию и реформам Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента "О дальнейшем совершенствовании

государственного управления в Республике Казахстан" от 21 мая 1998 г.

Агентство по стратегическому планированию и реформам реорганизовано путем

его разделения на:

- Агентство по стратегическому планированию и реформам как

центральный орган, не входящий в состав Правительства;

- Комитет по экономическому планированию Министерства энергетики,

индустрии и торговли Республики Казахстан;

- Комитет по регулированию естественных монополий и защите

конкуренции Министерства энергетики, индустрии и торговли.

Указом Президента на базе Комитета по регулированию естественных

монополий и защите конкуренции Министерства энергетики, индустрии и

торговли был создан Комитет Республики Казахстан по регулированию

естественных монополий и защите конкуренции.

В соответствии с Указом Президента "О структуре Правительства

Республики Казахстан" от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию

естественных монополий и защите конкуренции преобразован в Агентство

Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите

конкуренции, которое является исполнительным органом, не входящим в состав

Правительства Республики Казахстан.

В соответствии с Указом Президента Республики от 13 октября 1999г. за

№ 235 Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных

монополий и защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по

поддержке малого бизнеса реорганизованы, путем их слияния.

В настоящее время, Агентство Республики Казахстан по регулированию

естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса

(Антимонопольное Агентство) сформировано как центральный исполнительный

орган, не входящий в состав Правительства. Антимонопольное Агентство – это

центральный орган управления, созданный государством, с целью проведения

государственной политики по регулированию естественных монополий,

предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции, содействию развития товарных рынков и

добросовестной конкуренции и поддержки малого предпринимательства.

Антимонопольное Агентство имеет территориальные органы -

департаменты по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и

поддержке малого бизнеса по областям и городам Астана, Алматы, которые

являются юридическими лицами. Территориальные департаменты в системе

Агентства составляют единую вертикальную структуру управления.

Агентство является юридическим лицом, имеет расчетный счет, фирменные

бланки, печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и

своим наименованием на казахском и русском языках.

Территориальные органы организуют свою деятельность в пределах

полномочий, возложенных на них Агентством Республики Казахстан по

регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого

бизнеса, выполняют возложенные на них определенные функции на территориях

и ему подотчетны. Руководители территориальных органов назначаются на

должность и освобождаются от должности председателем Агентства.

Агентство вступает в гражданско-правовые отношения от собственного

имени, кроме того, имеет право выступать стороной гражданско-правовых

отношений от имени государства, если оно уполномочено на это в соответствии

с законодательством.

Агентство по вопросам своей компетенции в установленном

законодательством порядке издает нормативно – правовые акты, которые имеют

обязательную силу на всей территории Республики Казахстан.

Учредителем Агентства является государство в лице Президента

Республики Казахстан.

2 2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию

естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого

бизнеса

Основными задачами Агентства являются:

1) регулирование деятельности субъектов естественной монополии;

2) принятие мер по предупреждению и недопущению монополистической

деятельности, злоупотреблений доминирующим положением на рынке,

предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции;

3) контроль за деятельностью государственных предприятий,

осуществляющих свою деятельность в сфере, отнесенной к государственной

монополии;

4) оказание государственной поддержки и содействие развитию

конкуренции в сфере товарного производства;

5) разработка нормативных правовых актов по вопросам деятельности

субъектов естественных монополий, хозяйствующих субъектов, занимающих

доминирующее положение на рынках, поддержки малого бизнеса (

предпринимательства), государственных учреждений, являющихся

государственными органами, по вопросам, отнесенным к его компетенции, по

защите интересов потребителей и проведению жилищно-коммунальных реформ.

6) координация действий центральных и местных исполнительных органов

по развитию конкуренции, поддержке малого бизнеса (предпринимательства).

Агентство в установленном законодательством порядке осуществляет

следующие функции:

1) формирование и ведение Государственного регистра хозяйствующих

субъектов - естественных монополистов Республики Казахстан,

Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее

положение на рынке, Государственного регистра платных услуг, оказываемых

государственными органами;

2) установление цен (тарифов) или их предельного уровня на продукцию

субъектов - естественных монополистов, разработка методов формирования

затрат, осуществление контроля за фактическими их затратами; согласование

отчуждения, а также передачи имущества субъектов естественной монополии в

доверительное управление;

3) осуществление контроля за соблюдением антимонопольного

законодательства во всех сферах экономики;

4) анализ рынка и выявление хозяйствующих субъектов, занимающих

доминирующее положение, определение границ, доступных для потребителей

рынков взаимозаменяемых товаров и услуг;

5) организация и координация выполнения государственных программ

поддержки и развития малого бизнеса (предпринимательства);

6) анализ состояния малого бизнеса (предпринимательства) и

эффективности государственной поддержки, осуществление контроля за

эффективностью использования государственных финансовых средств,

направленных на поддержку малого бизнеса (предпринимательства);

7) разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.