реферат, рефераты скачать
 

Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан


финансовых рынках;

8) организация взаимодействия и сотрудничества с государственными

органами и организациями зарубежных стран, с международными организациями,

а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ

по вопросам, относящимся к компетенции Агентства.

Агентство наделено обширными полномочиями в области ценообразования,

демонополизации, а также по применению мер административного принуждения

за нарушение антимонопольного законодательства.

В частности, в области ценообразования Агентство имеет право в

установленном законодательством порядке:

1) устанавливать цены (тарифы) или их предельный уровень на продукцию

хозяйствующих субъектов - естественных монополистов и услуги, оказываемые

государственными учреждениями, являющимися государственными органами;

2) проводить публичные слушания по вопросам изменения цен на

продукцию (работы, услуги) естественных монополистов;

3) участвовать в проведении тендеров на закупку материальных

ценностей и услуг хозяйствующими субъектами - естественными монополистами;

4) создавать экспертные советы из числа ученых и специалистов,

работников Агентства, других центральных исполнительных органов и ведомств

Республики Казахстан, общественных организаций, международных организаций

по всем направлениям деятельности Агентства, в том числе для оказания

помощи в проведении проверок.

Для выполнения возложенных функций и задач Агентство наделено целым

рядом властных полномочий:

1) проводить расследования по нарушениям антимонопольного

законодательства и дисциплины цен, создавать административную комиссию,

вызывать и налагать в пределах своей компетенции штрафы на должностных лиц

и граждан либо возбуждать в суде дело о наложении таких штрафов;

2) обращаться в суд с исками, участвовать в их рассмотрении с целью

устранения нарушений антимонопольного законодательства, государственной

дисциплины цен, законодательства по защите прав потребителей;

3) вызывать и получать от должностных лиц и граждан Республики

Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую

информацию, документы или их копии, объяснения по поводу допущенных

нарушений антимонопольного законодательства и дисциплины цен;

4) принимать решения о методах антимонопольного регулирования

хозяйствующего субъекта, признанного монополистом на рынке или занимающим

на нем доминирующее положение;

5) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных

отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении

ее последствий;

6) признавать недействительными полностью или частично принятые

органами власти и управления акты, а также соглашения этих органов,

хозяйствующих субъектов, нарушающие антимонопольное законодательство и

дисциплину цен;

7) принимать решения о перечислении в доход бюджета сумм, полученных

субъектами естественной монополии в результате нарушения ими

государственной дисциплины цен, а также о возмещении потребителям убытков,

причиненных субъектом естественной монополии незаконным завышением цен и

тарифов, путем установления временных компенсирующих (понижающих) цен и

тарифов;

Решения Агентства и его территориальных органов, принимаемые в

пределах их компетенции, являются обязательными для исполнения всеми

государственными органами управления, ведомствами, местными исполнительными

органами, хозяйствующими субъектами и их объединениями.

Агентство также вправе отменять действие нормативных актов

министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов

государственного управления, а также решения органов управления,

хозяйствующих субъектов любой формы собственности или их объединений,

которые входят в противоречие с антимонопольным законодательством.

В Антимонопольных органах созданы: коллегия, возглавляемая

председателем, а на территориальном уровне директором департамента;

административная комиссия.

В соответствии с предоставленными полномочиями, Антимонопольное

Агентство имеет право издавать нормативные документы. Это нормативные

подзаконные акты, регламентирующие финансовую и иную деятельность

субъектов естественной монополии, порядок проведения расследования по

фактам нарушения ценового, антимонопольного законодательства и

законодательства по защите прав потребителей и другие. Указанные акты носят

межведомственный характер и не должны противоречить законодательству. Для

них обязательна регистрация в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

Ведомственные документы содержат совокупность методов, приемов и способов

для антимонопольного регулирования, а некоторые из них уточняют характер

для применения норм антимонопольного законодательства.

В силу признанных Казахстаном норм международного права международные

договоры, участником которых является Республика Казахстан, имеют приоритет

перед антимонопольным законодательством. В случаях противоречия между

международным договором и антимонопольным законодательством применяется

норма международного договора. Согласно императивным нормам, международный

договор должен быть ратифицирован.

Правительством проводится большая работа по координации деятельности

и развитию взаимного сотрудничества в области антимонопольной политики.

Верховным Советом Республики Казахстан 22 июня 1994 года ратифицирован

Договор о проведении согласованной антимонопольной политики, участниками

которого стали Республика Азербайджан, Республика Армения, Республика

Беларусь, Республика Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика,

Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан,

Республика Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина1.

Задачами настоящего Договора являются:

координация совместных действий по предупреждению, ограничению и

пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

сближение антимонопольного законодательства стран-участников

Договора;

создание условий для развития конкуренции, эффективного

функционирования товарных рынков и защиты прав потребителей;

согласование порядка рассмотрения и оценки монополистической

деятельности хозяйствующих субъектов, органов власти и управления и

создание на этой основе механизма сотрудничества.

Для реализации данного Договора его участники учредили

Межгосударственный совет по антимонопольной политике, который призван

вырабатывать критерии и способы оценки монополистической деятельности,

недобросовестной конкуренции, процедуры расследования дел по нарушению

правил конкуренции, Правила и механизмы воздействия на хозяйствующие

субъекты, органы власти и управления, нарушающие правила конкуренции в

общем экономическом пространстве, и согласование их между странами-

участниками.

3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1 3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере

естественных монополий

Ценовая политика – комплекс мер, принимаемых государством для

обеспечения паритетности интересов продавцов и покупателей товаров, работ и

услуг на рыночном пространстве. Ценовое регулирование в Республики прошло

несколько этапов1.

До 1992 г. во всех сферах экономики Казахстана цены на все виды

товаров и услуг регулировались государством. С 1992 г. регулирование цен

осуществлялось только на продовольственные товары первой необходимости,

продукцию хозяйствующих субъектов-монополистов. Регулирование цен на

продукцию естественных монополистов заключалось только в корректировке

тарифов на уровень инфляции.

В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г.

возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию,

природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в

индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция.

Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать

вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана.

С выходом постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171

"О регулировании цен на продукцию хозяйствующих субъектов естественных

монополистов", началась работа по регулированию цен предприятий -

естественных монополистов. Было запрещено пересматривать цены чаще одного

раза в квартал. Установлен контроль над уровнем монопольно высокой прибыли.

При предприятиях - естественных монополистах ликвидированы структуры,

дублирующие основную деятельность.

Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях,

относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995-

1997 гг. отменено регулирование цен на продовольственные товары. Прекращено

регулирование уровня рентабельности монополистов, работающих на

конкурентном рынке. Демонополизированы национальные акционерные компании,

государственные национальные компании и другие организационно-

управленческие образования, объединяющие родственные предприятия и

ограничивающие конкуренцию. Усилилась активная деятельность государства,

направленная на расширение конкурентно-рыночного регулирования, что

способствовало стабилизации цен и финансового положения республики. Было

прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Население, в основном,

стало платить за воду, газ, тепло и электроэнергию по реальной стоимости

этих услуг. Отсутствие законодательно закрепленного понятия - "естественная

монополия", не говоря уже о методических приемах определения уровня цен,

ограничивало возможности регулирующего органа.

Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в

сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О

естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом

Республики Казахстан. В рамках реализации этого Закона разработаны ряд

нормативных актов межведомственного характера, прошедших регистрацию в

установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Казахстан. В том

числе: "Инструкция об особом порядке формирования затрат, учитываемых при

расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров,

работ) субъектами естественной монополии", "Правила закупки материальных и

финансовых ресурсов субъектами естественной монополии на тендерной основе",

"Инструкция о порядке представления, рассмотрения, утверждения и введения

цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии",

"Инструкция по применению экономических санкций за нарушение

государственной дисциплины цен", "Правила формирования и ведения

Государственного регистра субъектов естественной монополии Республики

Казахстан", что существенно позволили стабилизировать экономику Республики.

Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при

котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на

определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу

технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1.

Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных

монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998,

в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в

Республике Казахстан относятся следующие виды деятельности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным

трубопроводам;

- транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и

распределительным трубопроводам;

- передача и распределение электрической и тепловой энергии;

- эксплуатация железнодорожных магистралей;

- услуги аэронавигации, портов, аэропортов;

- услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий;

- услуги водохозяйственной и канализационной систем;

- услуги почтовой связи;

- иные виды, установленные законодательными актами Республики

Казахстан.

В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав

участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов

естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические

лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом

естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое

лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров,

работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной

монополии.

Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и

обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае,

потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным

Антимонопольным органом и обязанностью в своевременной оплате. На субъекта

естественной монополии возлагается юридическая обязанность по обеспечению

качественного всеобщего обслуживания потребителей услуг, предоставлению

равных условий для всех и право по установлению обязательных технических

требований для соблюдения потребителями. Правоотношения в сфере

естественных монополий гарантируются государством в лице Антимонопольного

органа и охраняются в необходимых случаях принудительной силой. Если

нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в

правоотношения, то применяются принудительные меры к их обеспечению.

В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии

установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную

деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности

или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с

предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и

др.

Органы по регулированию естественных монополий наделены важными

полномочиями:

1) государственное регулирование;

2) контроль за соблюдением действующего законодательства;

3) применение мер по пресечению нарушений.

К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих

функций в сфере естественных монополий, относятся следующие:

1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов

естественных монополий либо об исключении из него;

2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии

решения о введении, изменении или прекращении государственного

регулирования.

Процедура включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

в Государственный регистр субъектов естественной монополии предусмотрена

Правилами формирования и ведения Государственного регистра субъектов

естественной монополии Республики Казахстан. Данные Правила утверждены

приказом Комитета РК по регулированию естественных монополий и защите

конкуренции 19 августа 1998 г. за № 03 – 5 ОД и прошли в установленном

порядке регистрацию в Министерстве юстиции1. Регистр формируется на

основании Государственного регистра юридических лиц Республики Казахстан,

составляемого Министерством Республики Казахстан и его территориальными

органами в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Казахстан и

Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона «О

государственной регистрации юридических лиц». Основанием для включения

субъекта в Регистр является осуществление им вида деятельности, отнесенного

к сфере естественной монополии и признания его положения доминирующим на

рынке. Юридические лица, осуществляющие деятельность, отнесенную к сфере

естественной монополии, но связанную с эксплуатацией объектов,

предназначенных исключительно для собственных нужд, в Регистр не

включаются.

Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан

являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП

"Казакстан темiр жолы", АО "Казахтелеком", АО "КЕGОС", ЗАО "Алматы Пауэр

Консолидейтид", РГП "Казаэронавигация", РГП трест "Союзцелинвод",

предприятие по эксплуатации канала "Иртыш - Караганда", РГП почтовой связи,

ЗАО "Национальная морская судоходная компания "Казмортрансфлот", аэропорты.

На региональном уровне насчитывается около 980 субъектов естественных

монополий, в том числе по Восточно-Казахстанской области 91 субъект

естественной монополии.

Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под

действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других

документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов

естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В

частности, субъект естественной монополии обязан:

1) представлять в Уполномоченный орган заключение ежегодной

аудиторской проверки, проводимой с учетом требований, предъявляемых

Уполномоченным органом;

2) представлять в Уполномоченный орган ежеквартальную и годовую

статистическую отчетность. Квартальные отчеты представляются не позднее,

чем через один месяц после окончания отчетного периода, годовые - не

позднее 1 апреля следующего за отчетным годом;

3) ежегодно публиковать в официальных средствах массовой информации

бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной

деятельности по итогам года.

Деятельность субъектов естественной монополии, включенных в Регистр,

регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного

органа[6].

Для субъектов естественной монополии в статье 19 "Правил формирования

и ведения Государственного Регистра субъектов естественной монополии

Республики Казахстан" предусмотрен порядок обжалования включения в Регистр.

Документом межведомственного характера предусмотрен и порядок

представления, рассмотрения, утверждения и введения цен и тарифов на

товары, работы и услуги, оказываемые субъектами естественной монополии. При

необходимости изменения цен и тарифов на оказываемые услуги, субъект

предоставляет заявку на рассмотрения за 45 дней до введения цен и тарифов

в действие1. К заявке на утверждение прилагается определенный перечень

материалов, предусмотренных п.9 Инструкции «О порядке утверждения и

введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной

монополии».

Субъекты, включенные в Республиканский раздел Регистра субъектов

естественной монополии, представляют заявку в центральный Уполномоченный

орган. Субъекты, включенные в местные разделы Регистра - в территориальные

органы по месту нахождения.

Уполномоченный орган в течении пяти дней со дня получения заявки

обязан проверить полноту предоставленных материалов и в письменном виде

уведомить субъекта о принятии или отказе в принятии к рассмотрению заявки

об изменении цен (тарифов). Основанием для отказа служит: нарушение

субъектом сроков представления заявки или непредставления документов,

указанных п.9 настоящей Инструкцией.

Вместе с тем, следует отметить, что порядок установления тарифов на

коммунальные услуги предусмотрен и Постановлением Правительства Республики

Казахстан № 1377 от 29 сентября 1997г. «О порядке установления платы за

коммунальные услуги». Указанный порядок устанавливает разграничения в

порядке утверждения тарифов на коммунальные услуги в зависимости от формы

собственности субъекта естественной монополии. Так, тарифы на услуги,

оказываемые предприятиями, находящимися в коммунальной собственности и

включенными в Государственный регистр хозяйствующих субъектов естественных

монополий, устанавливаются местными представительными органами по

согласованию с антимонопольными органами. Указанные нормы противоречат ст.

15 Закона Республики Казахстан «О естественных монополиях», в соответствии

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.