реферат, рефераты скачать
 

Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан


поведением на рынке на предмет выявления и пресечения нарушений

антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст.3 Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции и

ограничении монополистической деятельности» доминирующее положение - это

исключительное положение хозяйствующего субъекта на республиканском рынке,

оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на

рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее

свободу их экономической деятельности. Доминирующим признаётся положение

хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара,

превышает 35%.

Существуют различные приемы определения границ рынка. В этих целях

Кабинетом Министров Республики Казахстан принято постановление от 20

декабря 1993г. №1275 «Об утверждении Временного положения о порядке

определения границ рынка определенного вида товара и признании

хозяйствующего субъекта монополистом».

Определение границ товарного рынка необходимо в целях:

1) установления доминирующего положения на соответствующем рынке;

2) расчета показателей концентрации республиканских и местных рынков

товаров и услуг.

При анализе экономического положения хозяйствующего субъекта

необходимо рассчитывать как абсолютную, так и относительную его долю,

определяемую путем сопоставления с долей конкурентов.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может устанавливаться

только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке.

Типичными признаками доминирующего положения являются:

- хозяйствующий субъект не имеет конкурента на рынке соответствующего

товара;

- хозяйствующий субъект, не являясь единственным производителем

(поставщиком) или потребителем соответствующего товара, способен диктовать

свои условия при продаже или покупке товара, при заключении договора,

навязывать потребителю или поставщику любые невыгодные для него условия;

- хозяйствующий субъект путем монополизации рынка способен

ограничивать конкуренцию других предприятий, организаций, производящих

соответствующие товары.

Для признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта

необязательно одновременное присутствие всех признаков, достаточно наличия

одного из них.

Правила формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих

субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%, утверждены

приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных

монополий и защите конкуренции 30 апреля 1999г. № 25 – ОД и

зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан 27 мая 1999 г..

Реестр – это поименный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих

предпринимательскую деятельность в конкурентной среде и имеющих на товарных

рынках долю свыше 35%. Формирование реестра производится на основании

анализа экономически и социально значимых товарных рынков и анализа

товарных рынков, на которых наблюдаются антиконкурентные действия. Перечень

социально значимых товарных групп ежегодно утверждается Постановлением

Антимонопольного Комитета. В настоящее время к экономически и социально

значимым группам относится продукция, являющая мультипликатором цен по

отношению к другим товарным группам. Это уголь, нефть и нефтепродукты,

природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ,

вывоз и захоронение твердо-бытовых отходов, пассажирские перевозки. Данный

перечень может дополняться территориальными антимонопольными комитетами.

Решения о включении хозяйствующих субъектов в Реестр, его

исключении, принимаются антимонопольными органами на основании данных

Государственного комитета статистики Республики Казахстан, результатов

обследования товарного рынка. Доля доминирования хозяйствующего субъекта

определяется соотношением объема поставки товаров (работ, услуг) на рынок

хозяйствующим субъектом к общему объему рынка по соответствующей товарной

группе.

Государственный реестр является средством предупреждения и пресечения

монополистической деятельности. В течение всего периода нахождения

хозяйствующего субъекта в Реестре к нему применяется особый режим

государственного контроля и регулирования: систематически наблюдают за его

поведением на рынке, осуществляют контроль за слияниями, передачей и

продажей его акций, контроль за договорами, которые заключены с

потребителями, контроль за ценами на монопольную продукцию с целью

недопущения ценового сговора, ценовой дискриминации и применения монопольно

высоких цен для получения сверхприбыли и др.

Согласно ст.7 Закона РК «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности» незаконными признаются следующие действия

хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение:

1) уменьшение и прекращение производства, а также изъятие из

обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного

дефицита на рынке, либо повышение цен;

2) нарушение установленного нормативными актами порядка

ценообразования;

3) создание препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим

хозяйствующим субъектам;

4) навязывание контрагенту условий договора, которые не относятся к

предмету договора и (или) ставят контрагентов в невыгодное

положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том

числе включая навязывание гражданам и юридическим лицам

принудительных условий продажи товаров.

Государственное регулирование цен в конкурентной сфере экономики

вводится в следующих случаях:

1) при невозможности или нецелесообразности разукрупнения

(разделения) хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке

определенного товара;

2) при наличии решения Правительства Республики Казахстан о введении

государственного регулирования цен.

Жесткий режим государственного регулирования введен Правительством

на производство и снабжение тепловой энергии, услуги по газоснабжению,

электроснабжению, водоснабжению, эксплуатации подъездных путей, оказываемые

хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках и

использующими для необоснованного повышения цен и тарифов1.

В целях недопущения прерывания в обеспечении электроэнергией и газом

регионов, закупающих электроэнергию и газ за пределами Республики Казахстан

и не имеющих альтернативных поставок от казахстанских производителей,

изменение тарифов для потребителей осуществляется ежемесячно. Тарифы

устанавливаются исходя из динамики среднего биржевого курса доллара США за

месяц, в порядке, устанавливаемом Антимонопольным Агентством.

Правительством Республики Казахстан поручено Агентству Республики

Казахстан, обеспечить введение государственного регулирования. Во

исполнение данного постановления Антимонопольным Агентством принят приказ №

30-Од от 26 мая, который определяет только механизм индексации отпускных

цен на сжиженный газ в связи с введением свободно плавающего курса тенге. В

то время как, до настоящего времени нормативного закрепления механизма

регулирования нет. Несмотря на это, Антимонопольные органы не правомерно

осуществляют регулирование тарифов на услуги по газоснабжению.

Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны один раз в

полугодие представлять в Антимонопольное Агентство отчет о результатах

финансово-хозяйственной деятельности, сведения о продаже и передаче в

управление акций предприятия, объемы производства, отпускные цены и

доходность производства по монопольным видам продукции. Кроме того,

хозяйствующие субъекты обязаны уведомить о предстоящем повышении отпускной

цены монопольно производимой продукции и о причинах их повышения.

При установлении фактов нарушения хозяйствующими субъектами,

включенными в Государственный реестр, норм антимонопольного

законодательства, уполномоченным органом принимаются меры антимонопольного

воздействия, предусмотренные ст.14 Закона Казахской ССР «О развитии

конкуренции и ограничении монополистической деятельности».

В соответствии со статьей 14 Закона Антимонопольный комитет имеет

право давать обязательные для исполнения предписания о разукрупнении

(разделении) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

При невозможности или нецелесообразности разукрупнения (разделения)

хозяйствующего субъекта, являющегося монополистом на рынке или занимающим

на нем доминирующее положение, к нему принимаются иные меры

антимонопольного воздействия (установление фиксированных цен, повышенное

налогообложение и т.д.)4. Реорганизация монополистических организационно-

управленческих образований - мера демонополизации, предусматривающая

изменение их организационного, управленческого или функционального

строения. Такая мера проводится как в отношении структур, включенных в

Государственный реестр, так и в отношении хозяйствующих субъектов -

монополистов, не включенных в него. Разукрупнение хозяйствующих субъектов в

первую очередь касается организационно-управленческих образований:

ассоциаций, концернов, которые объединяют ряд предприятий, разделяют рынок

и ограничивают конкуренцию.

Экономическая целесообразность реорганизации и разукрупнения

признается в следующих случаях:

- если в рамках республиканской или региональных программ

демонополизации предполагается демонтаж прежних хозяйствующих структур;

- если хозяйствующий субъект – монополист, допускает систематические

нарушения антимонопольного законодательства, и отсутствуют иные способы

пресечения злоупотреблений доминирующим положением на рынке;

- если способы регулирования деятельности хозяйствующего субъекта -

монополиста оказываются неэффективными и продолжающаяся его

деятельность на товарном рынке наносит ущерб потребителям

(клиентам).

При неисполнении субъектами предписаний об устранении нарушений

антимонопольного законодательства уполномоченный орган в соответствии со

ст.19 указанного закона принимает меры юридической ответственности, в

частности административного воздействия.

Кроме того, за злоупотребление доминирующим положение на рынке,

выразившееся в не предоставлении комитету в установленный срок документов,

справочных материалов или предоставлении заведомо недостоверных или ложных

сведений предусмотрено наложение штрафов в следующих размерах:

1) с организационно-управленческих образований и хозяйствующих

субъектов и хозяйствующих субъектов – юридических лиц от 10000 до

1000000 рублей;

2) с хозяйствующих субъектов – граждан – от 200 до 1000 рублей;

3) с должностных лиц органов государственной власти и управления,

организационно-управленческих образований и хозяйствующих

субъектов – от 100 до 500 рублей.

Наложение штрафов осуществляется в судебном порядке.

Если в результате монополистической деятельности, злоупотреблений

доминирующим положением или недобросовестной конкуренции получена

необоснованная прибыль, то с хозяйствующего субъекта взыскивается штраф в

трёхкратном размере этой прибыли. По решению суда прибыль, полученная в

результате монополистической деятельности, злоупотребления доминирующим

положением на рынке и недобросовестной конкуренции, подлежит изъятию в

Республиканский бюджет, а ущерб, нанесенный этими действиями, возмещается

потерпевшим (Ст.20 Закона «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности»). Кроме того, антимонопольные органы, при

неисполнении хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный

реестр, решений, предписаний об устранении нарушений антимонопольного

законодательства вправе рассматривать дела на административной комиссии и

применять санкции согласно «Инструкции по применению к предприятиям –

монополистам экономических санкций за нарушение государственной дисциплины

цен»1.

На первый взгляд первый антимонопольный закон содержит все приемы и

способы по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и

недобросовестной конкуренции, однако, это не так.

Так, например, при более детальном рассмотрении вопроса о включении

хозяйствующего субъекта монополиста, занимающего доминирующее положение на

рынке в Государственный реестр, мы сталкиваемся с юридическими коллизиями.

В конкретном случае это противоречиями между нормативно – правовыми актами,

возникающими в процессе правоприменения антимонопольным органом своих

полномочий. Как уже отмечалось выше, доминирующим признается положение

хозяйствующего субъекта на республиканском рынке, с долей доминирования

превышающей 35%, понятие локального рынка законодательно не закреплено.

Понятие определено только в Постановлении Кабинета Министров РК от 20

декабря 1993г. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан «О

нормативно-правовых актах», содержащееся в Постановлении Кабинета Министров

положение об определении границ локального рынка, не соответствуют норме

антимонопольного законодательства. Следовательно, все реестры хозяйствующих

субъектов монополистов по областям подлежат отмене. Способом разрешения

коллизии является внесение изменений в действующий закон, либо принятие

нового акта.

Статьёй 14 Закона определены полномочия Антимонопольного комитета при

выполнении возложенных на них задач в соответствии, с которыми

Антимонопольные органы вправе давать обязательные для исполнения

предписания только: об отмене или изменении принятых актов - органам

государственной власти и управления, о реорганизации и разукрупнении –

хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение и организационно-

управленческим образованиям. Кроме того, обязательные для исполнения

предписания антимонопольные органы имеют право давать: хозяйствующим

субъектам естественной монополии, хозяйствующим субъектам и органам

государственной власти и управления по фактам недобросовестной конкуренции.

Утверждаемые Правительством РК правовые нормы существенно расширяют права,

полномочия, функции и обязанности Комитета на различных этапах его

реорганизации. Причем по своей сути подзаконные акты не всегда

соответствуют нормам действующего законодательства.

В частности, согласно Положению об Агентстве РК, к полномочиям

отнесено: право давать предписания органам государственной власти и

управления, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам обязательные для

рассмотрения предписания и предостережения на предмет устранения нарушений

государственной дисциплины цен, антимонопольного законодательства и защиты

прав потребителей. Таким образом, Положение об Агентстве дополнительно дает

право на вынесение предписаний хозяйствующим субъектам конкурентной сферы

экономики, занимающим доминирующее положение на рынке, что антимонопольным

законом не предусмотрено.

Применение штрафных санкций, предусмотренных ст.19 Закона является

недостаточной мерой, так как при пересчете на национальную валюту

Республики Казахстан, сумма штрафа составляет всего лишь 105 тыс. тенге.

Размер штрафных санкций следует закрепить в тенге.

Таким образом, в целях пресечения монополистической деятельности

необходимо либо внести изменения в Закон «О развитии конкуренции и

ограничении монополистической деятельности», либо его переработать.

В поле зрения Антимонопольного комитета находятся и субъекты

конкурентной сферы экономики, не занимающие доминирующее положение на

товарном рынке. Законом «О развитии конкуренции и ограничении

монополистической деятельности» запрещены пять форм недобросовестной

конкуренции.

Недобросовестная конкуренция выражается в совершении любого

противоправного действия (бездействия), направленного на получение

преимуществ в конкурентной борьбе недозволенными методами, а именно:

1)распространение ложных или неточных сведений, способных нанести

ущерб имуществу и деловой репутации другого субъекта рыночных отношений;

2) введение потребителей в заблуждение относительно характера,

способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или

качества товаров;

3) некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности;

4) самовольное использование чужого товарного знака, знака

обслуживания, фирменного наименования или маркировки товара, а также

копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого

хозяйствующего субъекта;

5) получение, использование или разглашение конфиденциальной научно-

технической, производственной или торговой информации, в том числе

коммерческой тайны, без согласия её владельца.

С принятием Закона Республики Казахстан «О недобросовестной

конкуренции» данный перечень значительно расширен и предусматривает

следующие виды недобросовестной конкуренции:

1) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю

дополнительных условий продажи, которое по своему характеру или

коммерческому назначению не относится к предмету договора;

2) копирование конкурента путем прямого воспроизведения внешнего

оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки

товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также

рекламных материалов, фирменной упаковки, формы иного внешнего оформления

товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно

производителя или продавца товара (работ, услуг);

3) заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о

ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных

условиях деятельности, направленных на устранение или существенное

ограничение конкуренции;

4)горизонтальное слияние субъектов рыночных отношений, приводящее к

существенному ограничению или устранению конкуренции.

Субъектами рыночных отношений являются: юридическое или физическое

лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и выступающее

участником оборота товаров, работ, услуг.

В случае совершения противоправных действий (бездействия), нарушающих

свободу конкуренции, Антимонопольное Агентство наделено определенными

правами:

1) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных

отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и

устранении ее последствий;

2) запрашивать и получать информацию, в том числе письменные и устные

объяснения от юридических и физических лиц, государственных органов и

органов местного самоуправления, их должностных лиц, необходимую для

рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции;

3) рассматривать дела о недобросовестной конкуренции и принимать

решения о наложении административных взысканий,

4) выносить государственным органам и органам местного самоуправления

обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении

неправомерных актов, ограничивающих или устраняющих конкуренцию.

Особенностью данных правомочий является то, что они применяются для

пресечения противоправных действий в конкурентной сфере экономики и

реализуются на основе специальных актов конкретного регулирования. Основное

место среди них занимает предписание. По итогам работы за 1999г. комитетом

по регулированию естественных монополий и защите конкуренции по ВКО

направлено хозяйствующим субъектам 185 предписаний по устранению нарушений

антимонопольного законодательства, из которых 27 предписаний по устранению

фактов недобросовестной конкуренции.

Противоправное поведение является правонарушением лишь в том случае,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.