реферат, рефераты скачать
 

Статус Президента РФ


позиции обозначены в законе и в президентской практике.

Как правило, в первой части ежегодного Послания Президента содержится

оценка положения дел в стране. Согласно Ст.5 Закона «О государственном

прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской

Федерации» от 25 июня 1995 года ежегодное Послание Президента, с которым он

обращается к Федеральному Собранию, должно содержать специальный раздел,

посвящённый анализу выполнения программы социально-экономического развития

России на среднесрочную перспективу и уточнения. Упомянутой программы с

выделением задач на предстоящий год.

На законодательном уровне определены ряд специальных требований и

установок, которые должны содержаться в первом Послании Президента после

вступления его в должность в результате всенародных выборов. В него должен

включаться специальный раздел, посвящённый концепции социально-

экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Обратим внимание, что речь идёт о прогнозе на среднесрочную

перспективу, т.е. на период от трёх до пяти лет с ежегодной корректировкой,

что в известной мере связано с периодичностью выборов Президента (раз в 4

года).

В специальном разделе ежегодного Послания Президента характеризуется

состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические

цели и приоритеты социально-экономической политики, направления реализации

указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению их на федеральном

уровне, приходятся важнейшие целевые макроэкономические показатели развития

нашей экономики на среднесрочную перспективу.

Таким образом, в области законодательной, Президент Российской

Федерации не только отвечает и решает «судьбу» Государственной Думы

(назначает выборы распускает в случаях и порядке, предусмотренных в

Конституции РФ), но и наделен правом законодательной инициативы,

подписывает и обнародует законы, пользуется правом отлагательного «вето» в

отношении Федеральных законов, издает нормативно-правовые акты и обращается

к Федеральному Собранию с Посланиями о положении в стране.

3.3. Полномочия, связанные с исполнительными органами власти.

Президент наиболее тесно связан с исполнительной властью. Конституция

Российской Федерации создает образ президента как главы государства,

стоящего над «всеми властями», гаранта всех конституционных институтов

(глава IV) , что означает: Президент Российской Федерации юридически не

является главой исполнительной власти и не в ходит каким-либо образом в её

систему. Президент Российской Федерации осуществляет мощное воздействие на

Правительство Российской Федерации путем персональных назначений его членов

и принятия важных решений в сфере исполнительной власти.

Согласно пункта «а» Ст.83 Конституции Российской Федерации, Президент

назначает Председателя Правительства Российской Федерации. До акта

назначения он должен получить согласие Государственной Думы.

Государственная Дума выражает согласие на назначение определённого лица

Председателем Правительства путём голосования.1

Президент принимает решение об отставке Правительства Российской

Федерации, такое решение может быть принято в трёх случаях:

По собственному усмотрению;2

В случае подачи Правительством заявления об отставке;

В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой.

Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на

заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя

Правительства (пункт «б»). Такая практика существовала в Российской

Федерации, есть она и в зарубежных странах (например, во Франции). На этих

заседаниях рассматриваются наиболее важные вопросы государственной жизни.

Следует отметить, что право Президента председательствовать на

заседаниях Правительства характерно для президентских республик, в которых

глава государства возглавляет одновременно исполнительную власть, а также

для полупрезидентских республик.

Но все эти полномочия вписываются в модель главы государства,

призванного обеспечить единство государства и государственной власти в

целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов

государственной власти, а, следовательно, не могут быть оценены как чисто

исполнительские. Поэтому обосновано говорить, что президент обладает

полномочиями исполнительной власти, но не входит в неё. Здесь уместна

спортивная аналогия: судья не игрок на поле, но он и не за лицевой линией.1

Во второй части Ст.85 Конституции Российской Федерации Президент

Российской Федерации наделяется правом приостановить действия актов органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречий

этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам,

международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и

свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим

судом. Следовательно, это право ограничивается во времени и контролируется

по содержанию.

Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку

оспариваемые Президентом Российской Федерации акты отменялись принявшим их

органами еще до рассмотрения дела в суде.

Следует отметить, что Президент вправе приостанавливать только

действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, но он не может приостанавливать действие актов их органов

законодательной власти.

Как известно, в соответствии со Ст.77 Конституции федеральные органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую

систему исполнительной власти Российской Федерации. Это единство

осуществляется в пределах ведения Российской Федерации и полномочий

Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации

и её субъектов. При рассмотрении вопроса оп полномочиях федеральных органов

исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации. Следует учитывать, что в соответствии со Ст.78 Конституции они

могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий (Ст.77,

78).

Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Президентом Российской Федерации, как было отмечено, приостанавливались

неоднократно. В частности, в марте 1994 года Президент Российской Федерации

приостановил своим Указом действие постановления администрации

Красноярского края от 22 февраля 1994 года, которым назначался референдум

по проекту краевого закона «Об основах непосредственного народовластия и

организации государственной власти в Красноярском крае», как

противоречащего Конституции Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации осуществляет

непосредственное воздействие на Правительство Российской Федерации,

назначая его членов и принимая важные решения в сфере исполнительной

власти.

3.4. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с судебными

органами власти.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида

государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10

Конституции Российской Федерации).

Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным

органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской

Федерации. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского,

административного и уголовного судопроизводства (п.2 Ст.118 Конституции

Российской Федерации). В тоже время Ст.127 Конституции выделяет ещё и такой

вид судопроизводства, как арбитражное. Судебная власть основана на праве и

реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций,

возникающих в обществе и требующих вмешательство суда.

В настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением

установленной законом процедуры. Реализация её производства обеспечить

беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и честно

рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.

Одним из высших федеральных органов судебной власти является

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного

надзора, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть

посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати

судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по

представлению Президента Российской Федерации.1

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в

Конституционном Суде Российской Федерации способствует осуществлению

деятельности Президента как гаранта Конституции Российской Федерации, прав

и свобод человека и гражданина и представляет интересы Президента

Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.

Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от

должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя

Администрации Президента Российской Федерации и является по должности

заместителем Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.1

Также кандидатуры на должность судей Верховного Суда, Высшего

Арбитражного Суда, Генерального Прокурора Российской Федерации, согласно

пункта «е» Ст.83 Конституции Российской Федерации, представляет Совету

Федерации Президент Российской Федерации. А назначение этих должностных лиц

осуществляет Совет Федерации. Он же по представлению Президента может

освободить Генерального Прокурора от должности. Что же касается судей

названных выше судов, то порядок их смещения Конституция Российской

Федерации не предусматривает. В соответствии со статьей 111 Конституции

порядок прекращения полномочий судьи должен быть установлен федеральным

законом.

Кроме этого Президент Российской Федерации также назначает на

должность судей других федеральных судов.

Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

судьи высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего

Арбитражного Судов РФ) назначаются Советом Федерации Федерального Собрания

РФ по представлению Президента Российской Федерации, а судьи других

федеральных судов – непосредственно Президентом РФ.

3.5. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения

безопасности государства.

Согласно Ст.83 и 87 Конституции Российской Федерации Президент

назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской

Федерации, что совершенно оправдано, так как Президент по должности

считается Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской

Федерации. Согласно Федеральному закону «Об обороне» (Ст.4), он утверждает

концепцию и планы строительства Вооружённых Сил, мобилизационные планы

подготовки и накопления мобилизационных резервов и оперативного

оборудования.

Оборона страны, её безопасность – одна из главных функций главы

государства, здесь Президент принимает не только конкретные, оперативные

меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. «Его

прямая обязанность, - об этом произнося присягу, Президент клянётся

народу, - защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность

государства» (Ст.82).

Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и

обеспечении её безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция

определяет их, как правило, в общем, виде, а дальнейшая конкретизация

осуществляется федеральными законами и указами Президента. Обратим внимание

также на то, что управленческие полномочия в обеспечении обороны разделено

между Президентом и Правительством.1

В некоторых комментариях к Конституции высказывается мнение, что в

мирное время Президент осуществляет «лишь самое общее политическое

руководство Вооружёнными Силами», а более конкретным руководством и

строительством Вооружённых Сил занимается Правительство России. Такая точка

зрения не соответствует действующему законодательству, так как в

соответствии с Законом об обороне на Правительство возложена, главным

образом, организация материально-технического (в широком значении)

оснащения Вооружённых Сил, а также социального обеспечения военнослужащих,

уволенных со службы, и т.д.

Министр обороны и Генеральный штаб напрямую подчиняются Президенту, и

решающее слово всегда остаётся за главой государства. Принцип единоначалия

в руководстве Вооружёнными силами и высокая степень централизации

управления в области обороны, безусловно, требует от главы государства не

общего, а конкретного руководства это сферой.

К полномочиям Президента также относится назначение и освобождение от

должности лиц высшего командования Вооружённых Сил, присвоение высших

воинских званий, принятие указов о призыве граждан на военную службу,

утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооружённых Сил.1

Президент определяет основные направления реформы в области обороны и

безопасности, концепцию военного строительства, ставит задачи перед

Правительством и другими структурами исполнительной власти по созданию

эффективной системы государственного управления обороной и обеспечением

военной безопасности. Масштабы этого направления деятельности Президента и

его полномочия утверждают доминирующую роль главы государства в этой сфере

и налагают на него огромную ответственность за положение дел в военной

области, в правильном выборе стратегических приоритетов.

Нынешнее положение Вооружённых Сил, связанное с реформой армии,

характеризуется отсутствием целостного механизма принятия решений в области

обеспечения военной безопасности. Одной из важнейших целей военной реформы

Б.Ельцин считает создание гибкой и справедливой системы прохождения службы,

усиление роли как государственного, так и гражданского контроля за

деятельностью Вооружённых Сил.

Реорганизация Вооружённых Сил и оборонно-промышленного комплекса

осуществляется без должного законодательного, ресурсного и финансового

обеспечения. В этом вопросе, безусловно, нужны совместные действия

Президента, законодательной и исполнительной властей. От Президента в

решающей мере зависит организация этой совместной работы по выполнению

общегосударственной задачи.

В соответствии со Ст.83 и 87 Конституции Президент формирует и

возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в

случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а

для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение (Ст.88). В то

же время Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и

государственной безопасности (Ст.114). Учитывая конституционный статус

Президента, видимо, есть смысл более четко определить механизм принятия

решений в этой сфере и разграничить полномочия между ними.

Полномочия Президента по введению военного или чрезвычайного положения

не носят абсолютного характера, они осуществляются в строгом соответствии с

Конституцией и федеральными конституционными законами.

Указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения, а

также решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за

пределами территории Российской Федерации требуют утверждения Советом

Федерации (Ст.102). Практика работы Совета Федерации свидетельствует о том,

что утверждение указов о введении (или продлении) чрезвычайного положения в

отдельных местностях страны иногда встречают неоднозначную оценку со

стороны парламента. Сказывается недостаточная согласованность действий всех

ветвей государственной власти на стадии проработки и принятия, столь важных

для государства и общества решений.

Политическое содержание ситуации с введением чрезвычайного положения

предполагает наличие общей позиции Президента и парламента, поэтому

утверждение Советом Федерации указа Президента по этому вопросу не является

формальным актом. С правовых позиций отказ этой палаты утвердить указ

означает не подтверждение юридической силы указа, что обязывает Президента

пересмотреть свою позицию. Регламентом Совета Федерации от 6 февраля 1996

года №42 СФ установлено, что в подобных случаях Совет Федерации может

предложить Президенту создать совместную согласительную комиссию для

преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в

постановление этой палаты. Вместе с тем последствия неутверждения таких

указов сформированы однозначно, их действие прекращается с момента принятия

Советом Федерации соответствующего решения (Ст.169 Регламента).

Таким образом, Президент РФ формирует и возглавляет Совет

Безопасности. Являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами

России Президент утверждает военную доктрину, назначает и освобождает

высшее командование Вооруженных сил страны.

3.6. Полномочия Президента Российской Федерации

в области внешней политики.

Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический

внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением, как

это имеет место и во многих зарубежных президентских и полупрезидентских

республиках.

Исходным является положение конституции (Ст.80), что Президент в

установленном конституции порядке принимает меры по охране суверенитета

Российской Федерации, её независимости и государственной целостности,,

полномочия раскрываются в основном в Ст. 86, в которой четко определено,

что Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской

Федерации.

Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический

внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением.

Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые

контакты с главами других государств (в том числе путем государственных

визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей

стране, переговоров с ними, определение взаимных интересов, установление

сотрудничества, посещение влиятельных международных организаций и

выступление в их центрах), систематически ведет телефонные переговоры с

главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и

других государств, участвует лично в важных международных совещаниях и т.д.

Президент лично ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами

государств и правительств других стран. По уполномочию Президента

дипломатические переговоры могут вести назначенные им лица или делегаты. Он

лично подписывает важные международные договоры от имени Российской

Федерации, для этого Президенту не нужно никакого уполномочивающего

документа. Президент также может уполномочить подписать договор

определенное лицо (обычно главу делегации), но для этого данному лицу

необходимо иметь соответствующий документ от имени главы государства.

Все сказанное выше лишь подчеркивает ответственность Президента за

определение внешней политики нашего государства и её осуществление

федеральными государственными органами.1

Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам,

закрепленных за Президентом конституцией и законодательными актами

Российской Федерации.

Президент подписывает также ратификационные грамоты, т.е. документы,

свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного

договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, то стороны

обмениваются ратификационными грамотами, если же договор многосторонний, то

его участники сдают ратификационные грамоты одному из участников договора –

депозитарию.

Вопрос же о самом праве ратифицировать международные договора может

решаться по-разному. В зарубежных странах в зависимости от содержания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.