реферат, рефераты скачать
 

Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине


Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине

1. СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА В УКРАИНЕ.

1.1.ПОРЯДОК И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ В УКРАИНЕ.

Существование в условиях рынка товарного производства

предgполагает наличие расчетных взаимоотношений между предприя-

тиями.Иначе говоря, за все приобретенное со стороны, следует пла-

тить деньги и, соответственно, получать денежные платежи за отпу-

щенную продукцию или оказанные услуги. Помимо этого, расчетные

взаимоотношения имеются с банками по поводу получения и погаше-

ния ссуд, с вышестоящими организациями, органами социального

страхования, с государством по поводу уплаты налогов, с различны-

ми общественными организациями, а также непосредственно с работ-

никами.

Денежные расчеты - важнейший фактор обеспечения кру-

гооборота средств, а их своевременное завершение служит необходи-

мым условием непрерывности процесса производства. В настоящее

время расчеты совершаются в двух формах: безналичным перечисле-

нием через систему банка или в виде платежей наличными деньгами,

т.е. безналичные и наличные расчеты.

Безналичные расчеты в зависимости от экономического харак-

тера делятся на две группы:по товарным операциям /около 75%/, по

финансовым обязательствам /25%/. К первой группе относятся расче-

ты между объединениями и предприятиями за товарно-материальные

ценности /работы, услуги/, ко второй - платежи в бюджет /налоги,

отчисления и др./, погашение банковских ссуд, уплата процентов за

кредит, расчеты по социальному страхованию и др.

В зависимости от места нахождения поставщиков и покупате-

лей, характера и содержания операции, организации взаимного кон-

троля расчеты могут осуществляться по разному. Совокупность спо-

собов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота

и оборота денежных средств между участниками расчетов и учрежде-

ниями банков представляют собой формы расчетов.

Предприятие, занимаясь производственно-хозяйственной дея-

тельностью, все расчеты осуществляет через кредитные учреждения.

Денежные средства предприятия обязаны хранить в банке на расчет-

ных /валютных/ счетах, которые открываются в соответствии с

Инструкцией N3 НБУ "О порядке открытия расчетных, текущих и бюд-

жетных счетов в учреждениях банков", Утв. Постановлением Правле-

ния НБУ от 11 октября 1994 г. N169. Законодательной базой валют-

ных расчетов являются: Закон Украины "О порядке осуществления

расчетов в иностранной валюте", утв. 23.09.94 г. и Декрет КМУ "О

системе валютного регулирования и валютного контроля" N 15 от

09.02.93 г. Право открытия расчетного счета представлено пред-

приятиям, которые находятся на самостоятельном балансе, они мо-

гут иметь один расчетный счет для совершения расчетных операций

по основной деятельности. Предприятие само выбирает форму расче-

тов с другими предприятиями, организациями и учреждениями. Сог-

ласно Положению "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте

Украины", Утв. Правлением НБУ от 24 мая 1993 г., банк списывает

денежные средства со счетов предприятий в очередности, которую

устанавливает руководитель предприятия. Если на предприятии нако-

пились документы по платежам с бесспорным взысканием средств,

согласно действующему законодательству Украины, оплата их произ-

водится банком при поступлении средств в принудительном порядке,

по календарному поступлению этих средств. Безналичные расчеты в

Украине могут осуществляться в следующих формах:

- платежными поручениями;

- платежными требованиями-поручениями;

- чеками;

- аккредитивами;

- векселями;

- инкассовыми поручениями;

- в порядке плановых платежей.

Представленные в банке документы должны иметь следующие

реквизиты:

-название документа, номер расчетного счета, число,месяц,

год его выписки;

-наименование плательщика и получателя средств;

-наименование местонахождения;

-номер банка плательщика или получателя;

-МФО, где находятся корсчета, номер корсчета;

-сумма платежа /цифрами и прописью в целых денежных единицах/;

-мотив для расчетов или получения денежных средств /номер и

дата договора, товарно-транспортные документы, наименование

товара и услуг/;

-подписи плательщика и оттиск печати.

Одной из распространенных форм расчетов являются расчеты

платежными поручениями.

Платежное поручение представляет собой распоряжение вла-

дельца счета в банке на перечисление денежных средств на счет

другого предприятия. При перечислении средств трем и более полу-

чателям, обслуживаемым одним банком, выписываются сводные поруче-

ния. Поручения принимаются банком к исполнению на протяжении де-

сяти дней от даты его выписки. Банк принимает поручение только в

той сумме, которая может быть оплачена по наличию денежных

средств на счет.

Платежными поручениями предприятия могут осуществлять сле-

дующие перечисления:

-предприятиям на выплату заработной платы, за организованный на-

бор рабочих, для закупки рабочих, для закупки сельскохозяйствен-

ной продукции у населения в местностях, где нет банков;

- отдельным гражданам: пенсии, алименты, заработную плату, затра-

ты на командировочные расходы, авторский гонорар в отделении свя-

зи;

- налогов и неналоговых платежей и других средств.

Платежными поручениями производится предварительная плата

за товары, услуги, плановые платежи, а так же расчеты по взаим-

ной задолженности.

Новая форма расчетов при помощи требований-поручений объе-

диняет форму расчетов платежными требованиями с поручением поку-

пателя об оплате товаров и услуг.

Платежное требование-поручение состоит из двух частей:

- верхняя часть - требование поставщика /получателя средств/

непосредственно к покупателю оплатить стоимость поставленной ему

продукции или представленных услуг;

- нижняя часть - поручение плательщика своему банку перечисления

с его расчетного счета суммы, указанной в графе "сумма к оплате".

Платежное требование - поручение заполняется поставщиком

и передается покупателю вместе с отгруженной продукцией или пос-

ле оказания услуг. В случае согласия оплатить платежное требова-

ние-поручение плательщик заполняет нижнюю часть этого документа и

сдает его в обслуживающий банк. При необходимости осуществления

платежа телеграфом, поставщик на всех экземплярах платежного тре-

бования-поручения сверху на полях делает надпись "Платеж произ-

вести телеграфом".

Платежные требования-поручения могут быть применены для

осуществления предварительной оплаты.

Расчеты инкассовыми поручениями применяются при списании

средств со счетов предприятий без их согласия: при взыскании не-

доимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для ко-

торых установлен бесспорный порядок списания средств по распоря-

жению взыскателей, по исполнительным и приравненным к ним доку-

ментам /приказам Госарбитража Украины, а также ведомственных ар-

битражей и комиссий, имеющих право выдавать приказы на исполне-

ние решений путем обращения взыскания на счета в банке, исполни-

тельным надписям, учиненным нотариусами и др./.

Списание средств в бесспорном порядке со счетов произво-

дится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на

бланке платежного требования.

Для постоянных расчетов, гарантирующих перечисление денег

независимо от состояния расчетного счета плательщика, применяют

расчетные чеки. При этой форме расчета владелец /чекодатель/дает

письменное поручение в форме чека обслуживающему его банку о пе-

речислении определенной суммы с его счета на счет получателя

средств /чекодержателя/. Бланки чеков и чековые книжки изготавли-

ваются по образцам, утвержденным НБУ.

Чек - письменное распоряжение чекодателя банку, который

ведет его счет, оплатить чекодержателю указанную в чеке сумму де-

нежных средств. Чеки бывают:

- расчетные /для возврата финорганами доходов бюджета/,

- из лимитированных книжек,

- из нелимитированных книжек.

Чековые книжки сброшюрованы по 10,20, 25, 50 чеков в зави-

симости от потребности плательщика. Лимит чековой книжки обозна-

чает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чеко-

дателем и подлежат оплате банком чеки. Гарантированная оплата че-

ка обеспечивается за счет депонирования чекодателем средств на

отдельном счете в банке чекодателя и наличием средств на соответ-

ствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной бан-

ком с согласия чекодателя при представлении чековой книжки. Чек

должен быть представлен в учреждении банка чекодателем на протя-

жении 10 дней с момента его заполнения, после окончания указанно-

го срока чек банком не принимается.

Обязательные реквизиты чека следующие:

- сумма - цифрами в специальной зоне правой части чека и про-

писью - в центральной части чека,

- мотив для перечислений над графой "сумма прописью",

- наименование получателя платежа в поле "кому",

- дата, место заполнения на специальных полях чека. Чекодатель

регистрирует выданные чеки на специально отведенных страницах в

конце чековой книжки. Чекодержатель сдает в банк чеки с реестра-

ми, где должны быть отображены следующие реквизиты:

- наименование банка плательщики /чекодержателя/, его номер,

- наименование и номер банка, где открыт корреспондентский счет

банка плательщика,

- номер коррсчета,

- номер счета чекодержателя,

- сумма чека, номер чека.

После окончания срока действия чековойкнижки неиспользо-

ванная сумма лимита возвращается на расчетный счет владельца

книжки. По его поручению лимит расходов может быть дополнен.

Чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек

применяются при расчетах за принятые покупателем товары, вывезен-

ные им или доставленные ему, и оказанные услуги, кроме расчетов

за товары, отгруженные иногородними поставщиками ж/д, воздушным и

водным транспортом, приобретаемые в розничной торговле в порядке

мелкого опта, оставленные на ответственном хранении у поставщи-

ков; за выполненные строительно-монтажные работы; за буровые,

геологоразведочные работы; за аренду; за НИР; по штрафам; по

предварительной оплате услуг связи, транспорта.

Аккредитивная форма расчетов применяется по договору меж-

ду поставщиками и покупателями для ускорения поступления средств

на расчетный счет. Аккредитивы рекомендованы "Типовыми платежны-

ми условиями внешнеэкономических договоров /контрактов/", утв.

Постановлением КМ Украины от 21.06.95 г. N 144.

Аккредитив - денежное обязательство банка оплатить про-

дукцию, которое выдается им по поручению своего клиента - пла-

тельщика его контрагенту-поставщику, согласно договору. В банке

покупателя или поставщика могут быть открыты следующие аккредити-

вы:

1.Покрытые /депонированные в банке поставщика или в банке пла-

тельщика/.

2. Непокрытые /гарантированные/.

3. Отзывные и безотзывные.

Покрытый аккредитив используется дляплатежей при брониро-

вании средств в полной сумме платежа на отдельном счете. Непокры-

тый аккредитив открывается покупателю в банке поставщика путем

предоставления ему права списывать все суммы аккредитива по рас-

чету банка покупателя. Открытие банком получателя гарантирован-

ных аккредитивов в банке поставщика осуществляется по договорен-

ности покупателя и поставщика. Отзывной аккредитив может изме-

няться или аннулироваться банком поставщика без предварительного

согласия с поставщиком. Безотзывной аккредитив может изменяться

или аннулироваться банком поставщика только с согласия поставщика.

Аккредитив открывается для расчетов только с одним покупа-

телем. Срок действия и порядок расчетов по аккредитивам устанав-

ливается договором между плательщиком и поставщиком.

Для открытия аккредитива плательщик подает обслуживющему

банку заявление на открытие аккредитива, в котором необходимо

указать: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок

действия аккредитива; наименование поставщика; наименование бан-

ка, который исполняет аккредитив; вид аккредитива; условия реали-

зации аккредитива /документы, виды товаров и др/; сумма аккреди-

тива.

Для получения денежных средств по аккредитиву, депониро-

ванному в банке поставщика, поставщик, который отгрузил продук-

цию, предоставляет реестр расчетов и необходимые документы,обус-

ловленные аккредитивом, в обслуживающий банк до окончания срока

действия аккредитива. Не принимаются к оплате с аккредитива доку-

менты без дат отгрузки, номеров квитанций, номеров и дат прие-

мо-сдаточных документов.

Аккредитивы в банке поставщика закрываются при выполнении

следующих ситуаций:

- после окончания обусловленного срока аккредитива;

- по заявлению поставщика о приостановке действия отзывного ак-

кредитива до окончания его срока. Недоиспользованная сумма пере-

числяется банку плательщика на счет, с которого депонировались

средства;

- по заявлению получателя по отзывному аккредитиву об отказе от

аккредитива полностью или частично.

Аккредитив закрывается илиуменьшается в день получения

сообщения от банка покупателя.

Ранее аккредитивная форма расчетов применялась к недобро-

совестным плательщикам, сейчас аккредитив является гарантией по-

лучения денег для поставщиков и в связи с этим применяется часто

в платежном обороте Украины, особенно во внешнеэкономических рас-

четах.

Расчет при помощи векселя - новая современная форма расче-

та, появившаяся в связи с переходом Украины к рыночной экономике.

Нормативной базой этих расчетов являются: Постановление ВС Украи-

ны от 17.06.92 г. N 2470-Х11 "О применении векселей в хозяйствен-

ном обороте" и др. нормативные документы.

Вексель - ценная бумага, которая подтверждает безусловное

обязательство должника уплатить после наступления срока сумму де-

нег векселедержателю. Вексель - долговое обязательство; в основе

вексельного расчета лежит товарно-денежная ссудная операция, ко-

торая предполагает взаимоконтроль всех контрагентов.

Векселедатель - лицо, выдавшее простой или переводной

вексель.

Векселедержатель - владелец векселя, которому должен быть

осуществлен платеж.

Простой вексель - простое и ничем не обусловленное обя-

зательство векселедателя уплатить собственнику векселя в указан-

ный срок, в указанном месте при указанных обстоятельствах указан-

ную сумму.

Переводной вексель - письменный приказ векселедержателя

плательщику об уплате ему или тому, кому прикажут, определенной

суммы по истетечении указанного срока. Переводной вексель подле-

жит обязательному акцепту плательщиком. Акцепт может быть частич-

ным, т.е. подтверждение уплатить только части долга.

На оборотной стороне отражаются гарантии оплаты по вексе-

лю, которые называются аваль. лица, оформившие аваль, отвечают по

векселю наравне с плательщиком.

В тех случаях, когда между объединениями и предприятиями

имеются постоянные взаиморасчеты, вытекающие из хозяйственных

оперций по отпуску продукции или оказанию услуг, применяются рас-

четы в порядке плановых платежей. Эта форма применяется как при

одногородних, так и иногродних расчетах при наличии постоянных

равномерных связей между поставщиками и покупателями. Она рас-

пространена в расчетах машиностроительных предприятий за уголь,

металл, газ, поставки деталей, электроэнергию и др., а так же в

расчетах предприятий пищевой промышленности с торговыми организа-

циями /за хлеб, молоко и др./. Основная особенность этой формы

состоит в том, что расчеты производятся под контролем банка,

обусловленными в договоре поставки суммами, как правило, равно-

мерными и в заранее установленные сроки, а не по каждой фактичес-

кой поставке.

Расчетные документы при этой форме могут выписываться или

покупателем /платежные поручения, чеки/, или поставщиком /платеж-

ные поручения-требования/. Периодически производятся уточнения за

определенный период /не реже одного раза в месяц/ размеров факти-

ческих поставок и сумм перечисленных платежей. Размеры при этом

регулируются /доплатой или зачетом в счет следующих поставок/.

НБУ организует контроль безналичных расчетов и наличного

обращения.

С целью стабилизации денежного оборота Украины и недопуще-

ние накопления излишних объемов наличных денег в народном хозяй-

стве, что привело бы к значительным негативным явлениям в эконо-

мике, и руководствуясь статьями 8, 12, 16 Закона Украины "О бан-

ках и банковской деятельности", Правление НБУ постановило: утвер-

дить такие нормативные акты НБУ:

1. Порядок ведения кассовых операций в н/х Украины, утв. Поста-

новлением Правления НБУ от 02.02.95 N 21 с изменениями и дополне-

ниями, вытекающими из Указа Президента Украины "О мерах по стаби-

лизации наличного обращения от 12 января 1995 г. N 40/95.

2. Временное положение по установлению лимита остатка наличных

денег в кассе,нормам расходования денег из выручки, срокам и по-

рядку сдачи выручки предприятиями, организациями всех форм соб-

ственности, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.02.95 г. N 21.

3. Временный порядок организации контроля за соблюдением кассо-

вой дисциплины, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.02.95г.

N21.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в хо-

зяйственном обороте Украины, утв. решением Правления НБУ от 24

мая 1993 г., протокол N 37, субъекты хозяйственной деятельности

должны осуществлять все платежи по счетам в безналичной форме за

исключением следующего: наличные деньги могут быть получены из

учреждений банков предприятиями для расчетов с населением по оп-

лате труда, денежных выплат и поощрений, других выплат населению,

не входящих в состав средств, направленных на потребление, по-

мощь, компенсации, гонорары, стипендии, пенсии, расходы на коман-

дировки, закупку с/х продукции и продуктов ее переработки, живот-

новодческого и растениеводческого сырья, дикорстущих плодов и

ягод, лекарственных растений, макулатуры, ветоши, стеклотары, ло-

ма, страховые возмещения /если страховые взносы по страховым сог-

лашениям осуществлялись наличными деньгами или перечислением с

з/п работников/, ломбардами, осуществляющими исключительно лом-

бардные операции, в размерах в соответствии с действующими норма-

тивными актами.

Лимиты остатка наличных денег в кассе устанавливаются ком-

мерческими банками для каждого предприятия и организации ежегод-

но на протяжении первого квартала по месту открытия р/с с учетом

режима работы предприятия и графика заезда инкассатора.

Нормы расходования наличных денег из выручки /или кассо-

вых поступлений/ устанавливаются учреждениями банков при участии

руководителей предприятий.

Сроки и порядок сдачи выручки устанавливаются учреждения-

ми банков каждому предприятию, организации, учреждению по согла-

сованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения

оборотности денег и своевременного поступления их в кассы банков.

Учреждения банков в соответствии с Порядком ведения кассо-

вых операций в н/х Украины систематически, не реже одного раза в

два года, проверяют соблюдение кассовой дисциплины на всех обслу-

живаемых ими предприятиях.

1.2.ЭТАПЫ ПЛАТЕЖНОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ.

Одним из атрибутов экономического кризиса является кризис

платежей, который сопровождается ростом дебиторско-кредиторской

задолженности при расчетах между субъектами предпринимательской

деятельности. Ликвидация цепочки неплатежей, уменьшение роста де-

биторско-кредиторской задолженности является не только средством

улучшения расчетных операций, но и финансового положения пред-

приятия.

Кредиторская задолженность слагается из долгов предприя-

тия другим организациям и отдельным лицам, например, поставщикам

- за полученные, но не оплаченные сырье и материалы, подрядчикам

- за выполненные работы и оказанные услуги, которые тоже не опла-

чены. Кредиторами могут выступать и отдельные лица, которым пред-

приятия за что-нибудь задолжало денежные суммы, например, удержа-

ло алименты, но еще на перечислило их получателям. Обязательства

по распределению общественного продукта представляют собой суммы

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.