| |||||
МЕНЮ
| Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в УкраинеЗадачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине1. СУЩНОСТЬ РАСЧЕТОВ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАТЕЖНОГО ОБОРОТА В УКРАИНЕ. 1.1.ПОРЯДОК И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ В УКРАИНЕ. Существование в условиях рынка товарного производства предgполагает наличие расчетных взаимоотношений между предприя- тиями.Иначе говоря, за все приобретенное со стороны, следует пла- тить деньги и, соответственно, получать денежные платежи за отпу- щенную продукцию или оказанные услуги. Помимо этого, расчетные взаимоотношения имеются с банками по поводу получения и погаше- ния ссуд, с вышестоящими организациями, органами социального страхования, с государством по поводу уплаты налогов, с различны- ми общественными организациями, а также непосредственно с работ- никами. Денежные расчеты - важнейший фактор обеспечения кру- гооборота средств, а их своевременное завершение служит необходи- мым условием непрерывности процесса производства. В настоящее время расчеты совершаются в двух формах: безналичным перечисле- нием через систему банка или в виде платежей наличными деньгами, т.е. безналичные и наличные расчеты. Безналичные расчеты в зависимости от экономического харак- тера делятся на две группы:по товарным операциям /около 75%/, по финансовым обязательствам /25%/. К первой группе относятся расче- ты между объединениями и предприятиями за товарно-материальные ценности /работы, услуги/, ко второй - платежи в бюджет /налоги, отчисления и др./, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты по социальному страхованию и др. В зависимости от места нахождения поставщиков и покупате- лей, характера и содержания операции, организации взаимного кон- троля расчеты могут осуществляться по разному. Совокупность спо- собов и приемов осуществления платежей, порядок документооборота и оборота денежных средств между участниками расчетов и учрежде- ниями банков представляют собой формы расчетов. Предприятие, занимаясь производственно-хозяйственной дея- тельностью, все расчеты осуществляет через кредитные учреждения. Денежные средства предприятия обязаны хранить в банке на расчет- ных /валютных/ счетах, которые открываются в соответствии с Инструкцией N3 НБУ "О порядке открытия расчетных, текущих и бюд- жетных счетов в учреждениях банков", Утв. Постановлением Правле- ния НБУ от 11 октября 1994 г. N169. Законодательной базой валют- ных расчетов являются: Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", утв. 23.09.94 г. и Декрет КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" N 15 от 09.02.93 г. Право открытия расчетного счета представлено пред- приятиям, которые находятся на самостоятельном балансе, они мо- гут иметь один расчетный счет для совершения расчетных операций по основной деятельности. Предприятие само выбирает форму расче- тов с другими предприятиями, организациями и учреждениями. Сог- ласно Положению "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины", Утв. Правлением НБУ от 24 мая 1993 г., банк списывает денежные средства со счетов предприятий в очередности, которую устанавливает руководитель предприятия. Если на предприятии нако- пились документы по платежам с бесспорным взысканием средств, согласно действующему законодательству Украины, оплата их произ- водится банком при поступлении средств в принудительном порядке, по календарному поступлению этих средств. Безналичные расчеты в Украине могут осуществляться в следующих формах: - платежными поручениями; - платежными требованиями-поручениями; - чеками; - аккредитивами; - векселями; - инкассовыми поручениями; - в порядке плановых платежей. Представленные в банке документы должны иметь следующие реквизиты: -название документа, номер расчетного счета, число,месяц, год его выписки; -наименование плательщика и получателя средств; -наименование местонахождения; -номер банка плательщика или получателя; -МФО, где находятся корсчета, номер корсчета; -сумма платежа /цифрами и прописью в целых денежных единицах/; -мотив для расчетов или получения денежных средств /номер и дата договора, товарно-транспортные документы, наименование товара и услуг/; -подписи плательщика и оттиск печати. Одной из распространенных форм расчетов являются расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой распоряжение вла- дельца счета в банке на перечисление денежных средств на счет другого предприятия. При перечислении средств трем и более полу- чателям, обслуживаемым одним банком, выписываются сводные поруче- ния. Поручения принимаются банком к исполнению на протяжении де- сяти дней от даты его выписки. Банк принимает поручение только в той сумме, которая может быть оплачена по наличию денежных средств на счет. Платежными поручениями предприятия могут осуществлять сле- дующие перечисления: -предприятиям на выплату заработной платы, за организованный на- бор рабочих, для закупки рабочих, для закупки сельскохозяйствен- ной продукции у населения в местностях, где нет банков; - отдельным гражданам: пенсии, алименты, заработную плату, затра- ты на командировочные расходы, авторский гонорар в отделении свя- зи; - налогов и неналоговых платежей и других средств. Платежными поручениями производится предварительная плата за товары, услуги, плановые платежи, а так же расчеты по взаим- ной задолженности. Новая форма расчетов при помощи требований-поручений объе- диняет форму расчетов платежными требованиями с поручением поку- пателя об оплате товаров и услуг. Платежное требование-поручение состоит из двух частей: - верхняя часть - требование поставщика /получателя средств/ непосредственно к покупателю оплатить стоимость поставленной ему продукции или представленных услуг; - нижняя часть - поручение плательщика своему банку перечисления с его расчетного счета суммы, указанной в графе "сумма к оплате". Платежное требование - поручение заполняется поставщиком и передается покупателю вместе с отгруженной продукцией или пос- ле оказания услуг. В случае согласия оплатить платежное требова- ние-поручение плательщик заполняет нижнюю часть этого документа и сдает его в обслуживающий банк. При необходимости осуществления платежа телеграфом, поставщик на всех экземплярах платежного тре- бования-поручения сверху на полях делает надпись "Платеж произ- вести телеграфом". Платежные требования-поручения могут быть применены для осуществления предварительной оплаты. Расчеты инкассовыми поручениями применяются при списании средств со счетов предприятий без их согласия: при взыскании не- доимок по платежам в бюджет, штрафов и в других случаях, для ко- торых установлен бесспорный порядок списания средств по распоря- жению взыскателей, по исполнительным и приравненным к ним доку- ментам /приказам Госарбитража Украины, а также ведомственных ар- битражей и комиссий, имеющих право выдавать приказы на исполне- ние решений путем обращения взыскания на счета в банке, исполни- тельным надписям, учиненным нотариусами и др./. Списание средств в бесспорном порядке со счетов произво- дится на основании распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования. Для постоянных расчетов, гарантирующих перечисление денег независимо от состояния расчетного счета плательщика, применяют расчетные чеки. При этой форме расчета владелец /чекодатель/дает письменное поручение в форме чека обслуживающему его банку о пе- речислении определенной суммы с его счета на счет получателя средств /чекодержателя/. Бланки чеков и чековые книжки изготавли- ваются по образцам, утвержденным НБУ. Чек - письменное распоряжение чекодателя банку, который ведет его счет, оплатить чекодержателю указанную в чеке сумму де- нежных средств. Чеки бывают: - расчетные /для возврата финорганами доходов бюджета/, - из лимитированных книжек, - из нелимитированных книжек. Чековые книжки сброшюрованы по 10,20, 25, 50 чеков в зави- симости от потребности плательщика. Лимит чековой книжки обозна- чает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чеко- дателем и подлежат оплате банком чеки. Гарантированная оплата че- ка обеспечивается за счет депонирования чекодателем средств на отдельном счете в банке чекодателя и наличием средств на соответ- ствующем счете чекодателя, но не выше суммы, гарантированной бан- ком с согласия чекодателя при представлении чековой книжки. Чек должен быть представлен в учреждении банка чекодателем на протя- жении 10 дней с момента его заполнения, после окончания указанно- го срока чек банком не принимается. Обязательные реквизиты чека следующие: - сумма - цифрами в специальной зоне правой части чека и про- писью - в центральной части чека, - мотив для перечислений над графой "сумма прописью", - наименование получателя платежа в поле "кому", - дата, место заполнения на специальных полях чека. Чекодатель регистрирует выданные чеки на специально отведенных страницах в конце чековой книжки. Чекодержатель сдает в банк чеки с реестра- ми, где должны быть отображены следующие реквизиты: - наименование банка плательщики /чекодержателя/, его номер, - наименование и номер банка, где открыт корреспондентский счет банка плательщика, - номер коррсчета, - номер счета чекодержателя, - сумма чека, номер чека. После окончания срока действия чековойкнижки неиспользо- ванная сумма лимита возвращается на расчетный счет владельца книжки. По его поручению лимит расходов может быть дополнен. Чеки из лимитированных и нелимитированных чековых книжек применяются при расчетах за принятые покупателем товары, вывезен- ные им или доставленные ему, и оказанные услуги, кроме расчетов за товары, отгруженные иногородними поставщиками ж/д, воздушным и водным транспортом, приобретаемые в розничной торговле в порядке мелкого опта, оставленные на ответственном хранении у поставщи- ков; за выполненные строительно-монтажные работы; за буровые, геологоразведочные работы; за аренду; за НИР; по штрафам; по предварительной оплате услуг связи, транспорта. Аккредитивная форма расчетов применяется по договору меж- ду поставщиками и покупателями для ускорения поступления средств на расчетный счет. Аккредитивы рекомендованы "Типовыми платежны- ми условиями внешнеэкономических договоров /контрактов/", утв. Постановлением КМ Украины от 21.06.95 г. N 144. Аккредитив - денежное обязательство банка оплатить про- дукцию, которое выдается им по поручению своего клиента - пла- тельщика его контрагенту-поставщику, согласно договору. В банке покупателя или поставщика могут быть открыты следующие аккредити- вы: 1.Покрытые /депонированные в банке поставщика или в банке пла- тельщика/. 2. Непокрытые /гарантированные/. 3. Отзывные и безотзывные. Покрытый аккредитив используется дляплатежей при брониро- вании средств в полной сумме платежа на отдельном счете. Непокры- тый аккредитив открывается покупателю в банке поставщика путем предоставления ему права списывать все суммы аккредитива по рас- чету банка покупателя. Открытие банком получателя гарантирован- ных аккредитивов в банке поставщика осуществляется по договорен- ности покупателя и поставщика. Отзывной аккредитив может изме- няться или аннулироваться банком поставщика без предварительного согласия с поставщиком. Безотзывной аккредитив может изменяться или аннулироваться банком поставщика только с согласия поставщика. Аккредитив открывается для расчетов только с одним покупа- телем. Срок действия и порядок расчетов по аккредитивам устанав- ливается договором между плательщиком и поставщиком. Для открытия аккредитива плательщик подает обслуживющему банку заявление на открытие аккредитива, в котором необходимо указать: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика; наименование бан- ка, который исполняет аккредитив; вид аккредитива; условия реали- зации аккредитива /документы, виды товаров и др/; сумма аккреди- тива. Для получения денежных средств по аккредитиву, депониро- ванному в банке поставщика, поставщик, который отгрузил продук- цию, предоставляет реестр расчетов и необходимые документы,обус- ловленные аккредитивом, в обслуживающий банк до окончания срока действия аккредитива. Не принимаются к оплате с аккредитива доку- менты без дат отгрузки, номеров квитанций, номеров и дат прие- мо-сдаточных документов. Аккредитивы в банке поставщика закрываются при выполнении следующих ситуаций: - после окончания обусловленного срока аккредитива; - по заявлению поставщика о приостановке действия отзывного ак- кредитива до окончания его срока. Недоиспользованная сумма пере- числяется банку плательщика на счет, с которого депонировались средства; - по заявлению получателя по отзывному аккредитиву об отказе от аккредитива полностью или частично. Аккредитив закрывается илиуменьшается в день получения сообщения от банка покупателя. Ранее аккредитивная форма расчетов применялась к недобро- совестным плательщикам, сейчас аккредитив является гарантией по- лучения денег для поставщиков и в связи с этим применяется часто в платежном обороте Украины, особенно во внешнеэкономических рас- четах. Расчет при помощи векселя - новая современная форма расче- та, появившаяся в связи с переходом Украины к рыночной экономике. Нормативной базой этих расчетов являются: Постановление ВС Украи- ны от 17.06.92 г. N 2470-Х11 "О применении векселей в хозяйствен- ном обороте" и др. нормативные документы. Вексель - ценная бумага, которая подтверждает безусловное обязательство должника уплатить после наступления срока сумму де- нег векселедержателю. Вексель - долговое обязательство; в основе вексельного расчета лежит товарно-денежная ссудная операция, ко- торая предполагает взаимоконтроль всех контрагентов. Векселедатель - лицо, выдавшее простой или переводной вексель. Векселедержатель - владелец векселя, которому должен быть осуществлен платеж. Простой вексель - простое и ничем не обусловленное обя- зательство векселедателя уплатить собственнику векселя в указан- ный срок, в указанном месте при указанных обстоятельствах указан- ную сумму. Переводной вексель - письменный приказ векселедержателя плательщику об уплате ему или тому, кому прикажут, определенной суммы по истетечении указанного срока. Переводной вексель подле- жит обязательному акцепту плательщиком. Акцепт может быть частич- ным, т.е. подтверждение уплатить только части долга. На оборотной стороне отражаются гарантии оплаты по вексе- лю, которые называются аваль. лица, оформившие аваль, отвечают по векселю наравне с плательщиком. В тех случаях, когда между объединениями и предприятиями имеются постоянные взаиморасчеты, вытекающие из хозяйственных оперций по отпуску продукции или оказанию услуг, применяются рас- четы в порядке плановых платежей. Эта форма применяется как при одногородних, так и иногродних расчетах при наличии постоянных равномерных связей между поставщиками и покупателями. Она рас- пространена в расчетах машиностроительных предприятий за уголь, металл, газ, поставки деталей, электроэнергию и др., а так же в расчетах предприятий пищевой промышленности с торговыми организа- циями /за хлеб, молоко и др./. Основная особенность этой формы состоит в том, что расчеты производятся под контролем банка, обусловленными в договоре поставки суммами, как правило, равно- мерными и в заранее установленные сроки, а не по каждой фактичес- кой поставке. Расчетные документы при этой форме могут выписываться или покупателем /платежные поручения, чеки/, или поставщиком /платеж- ные поручения-требования/. Периодически производятся уточнения за определенный период /не реже одного раза в месяц/ размеров факти- ческих поставок и сумм перечисленных платежей. Размеры при этом регулируются /доплатой или зачетом в счет следующих поставок/. НБУ организует контроль безналичных расчетов и наличного обращения. С целью стабилизации денежного оборота Украины и недопуще- ние накопления излишних объемов наличных денег в народном хозяй- стве, что привело бы к значительным негативным явлениям в эконо- мике, и руководствуясь статьями 8, 12, 16 Закона Украины "О бан- ках и банковской деятельности", Правление НБУ постановило: утвер- дить такие нормативные акты НБУ: 1. Порядок ведения кассовых операций в н/х Украины, утв. Поста- новлением Правления НБУ от 02.02.95 N 21 с изменениями и дополне- ниями, вытекающими из Указа Президента Украины "О мерах по стаби- лизации наличного обращения от 12 января 1995 г. N 40/95. 2. Временное положение по установлению лимита остатка наличных денег в кассе,нормам расходования денег из выручки, срокам и по- рядку сдачи выручки предприятиями, организациями всех форм соб- ственности, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.02.95 г. N 21. 3. Временный порядок организации контроля за соблюдением кассо- вой дисциплины, утв. Постановлением Правления НБУ от 02.02.95г. N21. В соответствии с Положением о безналичных расчетах в хо- зяйственном обороте Украины, утв. решением Правления НБУ от 24 мая 1993 г., протокол N 37, субъекты хозяйственной деятельности должны осуществлять все платежи по счетам в безналичной форме за исключением следующего: наличные деньги могут быть получены из учреждений банков предприятиями для расчетов с населением по оп- лате труда, денежных выплат и поощрений, других выплат населению, не входящих в состав средств, направленных на потребление, по- мощь, компенсации, гонорары, стипендии, пенсии, расходы на коман- дировки, закупку с/х продукции и продуктов ее переработки, живот- новодческого и растениеводческого сырья, дикорстущих плодов и ягод, лекарственных растений, макулатуры, ветоши, стеклотары, ло- ма, страховые возмещения /если страховые взносы по страховым сог- лашениям осуществлялись наличными деньгами или перечислением с з/п работников/, ломбардами, осуществляющими исключительно лом- бардные операции, в размерах в соответствии с действующими норма- тивными актами. Лимиты остатка наличных денег в кассе устанавливаются ком- мерческими банками для каждого предприятия и организации ежегод- но на протяжении первого квартала по месту открытия р/с с учетом режима работы предприятия и графика заезда инкассатора. Нормы расходования наличных денег из выручки /или кассо- вых поступлений/ устанавливаются учреждениями банков при участии руководителей предприятий. Сроки и порядок сдачи выручки устанавливаются учреждения- ми банков каждому предприятию, организации, учреждению по согла- сованию с их руководителями, исходя из необходимости ускорения оборотности денег и своевременного поступления их в кассы банков. Учреждения банков в соответствии с Порядком ведения кассо- вых операций в н/х Украины систематически, не реже одного раза в два года, проверяют соблюдение кассовой дисциплины на всех обслу- живаемых ими предприятиях. 1.2.ЭТАПЫ ПЛАТЕЖНОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ. Одним из атрибутов экономического кризиса является кризис платежей, который сопровождается ростом дебиторско-кредиторской задолженности при расчетах между субъектами предпринимательской деятельности. Ликвидация цепочки неплатежей, уменьшение роста де- биторско-кредиторской задолженности является не только средством улучшения расчетных операций, но и финансового положения пред- приятия. Кредиторская задолженность слагается из долгов предприя- тия другим организациям и отдельным лицам, например, поставщикам - за полученные, но не оплаченные сырье и материалы, подрядчикам - за выполненные работы и оказанные услуги, которые тоже не опла- чены. Кредиторами могут выступать и отдельные лица, которым пред- приятия за что-нибудь задолжало денежные суммы, например, удержа- ло алименты, но еще на перечислило их получателям. Обязательства по распределению общественного продукта представляют собой суммы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|