| |||||
МЕНЮ
| Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в УкраинеАналитический учет по расчетам с покупателями и заказчиками ведется к счету 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и ус- луги" в ведомости 16 по отдельным по купателям, номерам выстав- ленных им счетов. Данные в ведомость 16 попадают из книги учета отгрузки готовой продукции, в которой регистрируются номера зака- зов, счетов, названия и адреса покупателей, даты отгрузки продук- ции, а также регистрируется факт оплаты путем проставления даты. Аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками в поряд- ке плановых платежей должен вестись в ведомости N17, но по причи- не отсутствия таковых на предприятии не ведется. Аналитический учет к синтетическому счету 61 "Расчеты по авансам" ведется по отдельным счетам авансов в ведомости N7. Ана- литический учет к синтетическому счету 63 "Расчеты по претензиям" ведется по каждому дебитору и кредитору и по каждой сумме в ведо- мости N7. Аналитический учет к синтетическому счету N65 "Расчеты по внебюджетным платежам" ведется по видам внебюджетных фондов и организаций в р.т.N5. Аналитический учет к синтетическому счету N68 "Расчеты с бюджетом" ведется по видам платежей в бюджет в ЖО-N8 и в р.т.N5. Аналитический учет к синтетическому счету 70/1 "Начисленная зарплата" ведется в р.т.N5 "Свод зарплаты, удержаний и зачетов по цеху" по категориям работников, в расчетно-платежных ведомостях, карточках учета выработки, машинограммах начислений и удержаний, лицевых счетах. Аналитический учет к синтетическому счету 70/2 "Депонированная зарплата" ведется в книге депонентов по каждому депоненту и по каждой сумме. Аналитический учет к синтетическому счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" ведется в ЖО-N7 по каж- дому подотчетному лицу. Аналитический учет к синтетическому счету 72 "Расчеты по возмещению материального ущерба" ведется отдельно по каждому ви- новному лицу в ведомости N8. Аналитический учет к синтетическому счету 73 "Расчеты с ра- бочими и служащими по другим операциям" ведется по лицевым сче- там дебиторов и кредиторов,где указаны суммы кредита и сроки его погашения. Аналитический учет к синтетическому счету 76 "Расчеты с раз- ными дебиторами и кредиторами" ведется по лицевым счетам дебито- ров и кредиторов в ведомости N7, аналитический учет удержаний по исполнительным листам ведется в книге удержаний по исполни- тельным листам. На предприятии аналитический учет расчетов позволяет кон- тролировать дебиторско-кредиторскую задолженность по суммам и по объектам и субъектам задолженности. Данные аналитического учета должны сходиться по сумме с данными синтетического учета. 3.4.КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ РАСЧЕТОВ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ О РАСЧЕТАХ В ОТЧЕТНОСТИ. Согласно Положению "Об организации БУ и отчетности в Украине" N250 ежеквартально предприятие представляет отчетность, в которой отражается состояние расчетов с дебиторами и кредитора- ми. Отчетность состоит из баланса предприятия (Ф-N1), отчета о финансовых результатах и их использовании (Ф-N2), расчетной ведо- мости по средствам в государственный фонд содействия занятости, расчета взносов в фонд ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, свода дебиторско-кредиторской задолженности, которые заполняются в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятия. Предметом контроля расчетов является проверка отражения дебиторской и кредиторской задолжен- ности в третьих разделах актива и пассива баланса, где сальдо по счетам должно быть представлено в развернутом виде. На Севастопольском авиационном предприятии в каждом из трех отделов бухгалтерии ведется подробный аналитический учет де- биторской и кредиторской задолженности по расчетам с поставщика- ми (в МО), с покупателями (в ПО), с подотчетными лицами (в РО) и др. счетам синтетического учета в специальных аналитических ведо- мостях в произвольной форме. Затем эти ведомости передаются зам. главного бухгалтера, который составляет аналитический свод деби- торско-кредиторской задолженности по предприятию в целом. Данные в отчетность заносятся из Главной книги, которая ведется в разрезе субсчетов. Перед разнесением данных из журна- лов-ордеров в Главную книгу производится контроль соблюдения двойной записи в бухгалтерских регистрах, контроль соответствия синтетических данных по счетам суммам аналитических данных по субсчетам, а также необходимо делать встречные сверки расчетных документов. Например, по счету 70/1 сальдо кредитовое должно соответствовать расчетно-платежной ведомости за вторую половину месяца и графе "Подлежит выплате"; по счету 68 аналитические дан- ные в разрезе видов платежей на обороте ЖО-N8 необходимо сверить с актами сверки расчетов, составленными налоговыми инспекциями. На схемах документооборота, представленных в приложениях ..-.., контроль обозначен прерывистой линией. 4. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ НА ПЭВМ "РАСЧЕТЫ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ". 4.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАДАЧИ. Цель и назначение автоматизации - освободить бухгалтера от рутинной работы, уменьшение трудоемкости расчетов, освобождение времени бухгалтера для анализа, контроля информации. На предприя- тии автоматизирован учет зарплаты, поэтому следует автоматизиро- вать расчеты с подотчетными лицами. Перечень подразделений и дол- жностных лиц, использующих результаты решения: подразделения (ООТиЗ, ОМТС, ОК), должностные лица(директор, главный инженер, инженер по труду и зарплате, кассир). Информационные связи с другими задачами. ----------T-------------------------T--------------------------¬ Задача ¦ Откуда поступает ¦ Где используется ¦ ¦ информация ¦ информация ¦ ----------+-------------------------+--------------------------+ Расчеты ¦1. Расходный кассовый ¦ 1. Отчет кассира ¦ с подот- ¦ ордер ¦ ¦ четными ¦2. Приходный кассовый ¦ 2. Задача по начислению ¦ лицами ¦ ордер ¦ зарплаты ¦ ¦3. Справочник работающих ¦ ¦ ----------+-------------------------+--------------------------- Требования по обеспечению надежности: после каждого реше- ния необходимо делать копию информации, должен быть санкциониро- ванный доступ в систему. Требования по обеспечению достоверности: должен быть кон- троль информации - визуальный, логический, установление границ, счетный. Визуальный контроль первичных документов подразумевает проверку правильности заполнения, наличия всех реквизитов; ви- зуальный контроль машинограмм - качества печати, наличия всех итогов. Логический контроль - сверка со справочником кодируемых номенклатур. Установка границ - максимальное количество символов. Счетный контроль - проверка количества записей до и после опера- ции. 4.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Перечень входных сообщений. -----T------------T----------T----------T------------T----------¬ ¦N ¦Наименование¦Идентифи- ¦ Форма ¦Сроки и час-¦Источник ¦ ¦п/п ¦входных со- ¦катор ¦представ- ¦тота поступ-¦информации¦ ¦ ¦общений ¦ ¦ления ¦ления ¦ ¦ +----+------------+----------+----------+------------+----------+ ¦ 1. ¦Расходный ¦ Д010101 ¦Ручной ¦По мере ¦ Бухгалтер¦ ¦ ¦кассовый ¦ ¦документ ¦надобности ¦ ¦ ¦ ¦ордер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Приходный ¦ Д010102 ¦Ручной ¦По мере ¦ Бухгалтер¦ ¦ ¦кассовый ¦ ¦документ ¦надобности ¦ ¦ ¦ ¦ордер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Справочник ¦ М010101 ¦Машинный ¦В момент ¦ Задача ¦ ¦ ¦работающих ¦ ¦носитель ¦решения ¦ "Отдел ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадров"¦ L----+------------+----------+----------+------------+----------- Перечень реквизитов РКО, ПКО. ----T--------------T---------------T------------T---------------¬ ¦ N ¦Наименование ¦Идентификатор ¦ Формат ¦Упорядоченность¦ ¦п/п¦реквизита ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------+---------------+------------+---------------+ ¦1 .¦ Номер РКО,ПКО¦ NRCO,NPCO ¦ N(2) ¦ В порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возрастания ¦ ¦2. ¦Дата ¦ DATA ¦ D(8) ¦ В порядке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возрастания ¦ ¦3. ¦Сумма ¦ SUM ¦ N(15) ¦ ¦ ¦4. ¦Корреспонди- ¦ SUBS ¦ N(3) ¦ ¦ ¦ ¦рующий субсчет¦ ¦ ¦ ¦ ¦5. ¦ФИО ¦ FIO ¦ C(20) ¦ ¦ ¦6. ¦Основание ¦ OSN ¦ C(30) ¦ ¦ ¦7. ¦Приложение ¦ PRIL ¦ C(30) ¦ ¦ L---+--------------+---------------+------------+---------------- 4.3. НОРМАТИВНО - СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Таблица кодируемых номенклатур. ----T---------------T-------T-----------T-----------T-----------¬ ¦ N ¦Наименование ¦Иденти-¦Вид класси-¦Система ко-¦ Формат ¦ ¦п/п¦кодируемой но- ¦фикатор¦фикатороа ¦дирования ¦ ¦ ¦ ¦менклатуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+---------------+-------+-----------+-----------+-----------+ ¦ 1.¦Табельный номер¦ TAB ¦ Локальный ¦ Порядковая¦ N(2) ¦ ¦ 2.¦Структурное ¦ SP ¦ Локальный ¦ Порядковая¦ N(2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ код ОКПО ¦ ¦ ¦ L---+---------------+-------+-----------+-----------+------------ 4.4. ПЕРЕЧЕНЬ ВЫХОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ. Перечень выходных документов. ----T-------T---------T--------T--------T----------T------------¬ ¦ N ¦Наимен.¦Идентифи-¦Форма ¦Период ¦Получатель¦Назначение ¦ ¦п/п¦докум. ¦катор ¦предста-¦выдачи ¦информаци ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вления ¦ ¦ ¦ ¦ +---+-------+---------+--------+--------+----------+------------+ ¦ 1.¦Ведо- ¦ М010106 ¦ МН ¦1 раз в ¦1.Касса ¦1.Для выдачи¦ ¦ ¦мость ¦ ¦ ¦месяц ¦2.Расчетн.¦ денег ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отдел ¦2.Для начисл¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦3.Отдел ¦ зарплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кадров ¦3.Для расч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ при уволь-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нении ¦ L---+-------+---------+--------+--------+----------+------------- Машинограмма-ведомость учета по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" за ________________ 199___ г. тыс.крб. ----T--T----T----T----T----T-----------T-----------T------------¬ ¦ N ¦Да¦Осн.¦Код ¦Кор.¦Код ¦Вход.с-до ¦Обороты ¦Исход.с-до ¦ ¦п/п¦та¦счет¦ан. ¦счет¦ан. +-----T-----+-----T-----+------T-----+ ¦ ¦ ¦c/cч¦учет¦с/сч¦учет¦ Д ¦ К ¦ Д ¦ К ¦ Д ¦ К ¦ +---+--+----+----+----+----+-----+-----+-----+-----+------+-----+ ¦N(3) N(4)¦ ¦N(4)¦ ¦ N(5)¦ ¦ N(5)¦ ¦N(6) ¦ ¦ ¦ N(2) ¦N(4)¦ ¦N(4)¦ ¦ N(5)¦ ¦N(5) ¦ ¦ N(6)¦ L-----------+----+----+----+-----+-----+-----+-----+------+------ 4.5. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. 1 - ввод первичной информации и контроль по нормативно-справочной информации (структурное подразделение, табельные номера) - - массиву М010101. М010104 - массив ПКО и РКО. 2 - сортировка массива М010104 по табельному номеру. М010105 - отсортированный массив ПКО и РКО. 3 - формирование массива, содержащего информацию, необходимую для машинограммы - ведомости - М010106. 4.6. ТЕХНОЛОГИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ. Программа разрабатывается для ПЭВМ, работать будет пользо- ватель, поэтому для удобства пользователя предлагается следующий интерфейс. Ввод Расчеты по Печать машино- Выход счету 71 граммы-ведомости - полный - в целом по предприятию - корректировка - по конкретному структурному подразделению ----------------------------------------------------------------------------- ЛИТЕРАТУРА 1. Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий." Утв. 28.12.94 г. 2. Закон Украины "О государственной налоговой службе Украины." Утв. 24.12.93 г. 3. Закон Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте." Утв. 23.09.94 г. 4. Указ Президента Украины "О выпуске и обращении векселей для покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины." от 14.09.94 г. N 530/94. 5. ДКМУ "О взимании невнесенных в срок налогов и неналоговых платежей." Утв. Приказом Минфина Украины от 02.11.93 г. N 84 6. ДКМУ "О налогообложении бартерных (товарообменных) операций в области внешнеэкономической деятельности." Утв. 09.12.92г. N 6. 7. ДКМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" N15 от 09.02.93 г. 8. Положение "Об организации БУ и отчетности в Украине." Утв. ПКМУ от 03.04.93 г. N 250 9. Положение "О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины." Утв. Правлением НБУ от 24.05.93 г. 10.Письмо Минфина Украины "О БУ бартерных (товарообменных) операций." N 18-4147 от 31.11.92 г. 11.Письмо Минфина Украины "О БУ вексельного обращения." N 18-41/16 от 12.08.92 г. 12."О применении векселей в хозяйственном обороте ." Постановление ВС Украины от 17.06.92 г. N 2470-ХII. 13.Инструкция об особенностях применения ДКМУ от 21.01.95 г. N 8-93 "О взимании невнесенных в срок налогов и неналоговых поатежей." Утв. Приказом Минфина Украины от 02.11.93 г.N 84. 14.Инструкция N 3 НБУ "О порядке открытия расчетных, текущих и буджетных счетов в учреждениях банков ". Утв. постановлением Правления НБУ от 11.10.94 г. N 169. 15.Разъяснение НБУ относительно использования в практической деятельности Указов ПУ от 16.03.95г. N 227/95 и от 31.03.95г N 277/95 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в н/х Украины". 16."О проведении зачета взаимной задолженности и оформлении просроченной задолженности векселями." ПКМУ N130 от 30.05.95 Постановление Правления НБУ N 379 от 31.05.95. 17."Типовые платежные условия внешнеэкономических договоров (контрактов)." Утв. ПКМУ от 21.06.95 N 144. 18."О мерах НБУ по выполнению Указа ПУ от 12.01.95 г. N 40 и стабилизации платежного оборота." Постановление Правления НБУ от 02.02.95 г. N 21. 19.Бухгалтерский учет: Учеб. пособие /Под общ. ред. И.Е.Тишкова/ - Мн.: Выш.шк., 1991 г. 20.Бухгалтерский учет в промышленности : Учебник/Под ред. П.С. Безруких/ - 2 -е изд.,-М.: Финансы и статистика, 1987г. 21.Сивак О.В., Осейко Н.Н. Бухгалтерский учет с помощью персонального компьютера : Пособие для повышения квалификации. - Киев: Полиграфкнига, 1993. 22.Харламова В.Г. и др. Практическое пособие бухгалтеру-менеджеру. - Х.: Основа, 1993 23.Карпенко И. "Борьба с неплатежами: старая игра на новый лад." //Бизнес - 1995 г.- N21. 24.Хилинский Г. "Учет, контроль и аудит финансово-расчетных операций." //Бизнес - 1994 г. - N16-20. СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение 1. Сущность расчетов и задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине .......................... 1.1. Порядок и формы организации расчетов в Украине ........ 1.2. Этапы платежного кризиса в Украине и пути его преодоления ........................................... 1.3. Налоговый контроль за осуществлением расчетных операций 1.4. Задачи контроля и учета в организации рациональной системы расчетов ..................................... 2. Краткая экономическая характеристика предприятия ...... 3. Организация и методология учета расчетов с дебиторами и кредиторами ............................................ 3.1. Первичные документы и документооборот .................. 3.2. Синтетический учет расчетов с дебиторами и кредиторами . 3.3. Аналитический учет расчетов с дебиторами и кредиторами . 3.4. Контроль за осуществлением расчетов и порядок предостав- ления данных о расчетах в отчетности ................... 4. Постановка задачи на ПЭВМ .............................. Заключение ........................................... Литература ........................................... Приложение .......................................... МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДЕПАРТАМЕНТ УЧЕТА И ФИНАНСОВ ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: "УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ". Исполнитель - студент группы АУНИ департамента учета и финансов специальности 0608 "БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ"- КАРАКУЦ С.А. "______"_______________1996г. ________________ (подпись) НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ - ИВАШЕВСКАЯ Е.М. "______"_______________1996г. ________________ (подпись) КОНСУЛЬТАНТ - ГЛУХОВА Н.А. "______"_______________1996г. ________________ (подпись) Результат защиты: _____________________________________________ (дифференцированная оценка) Председатель комиссии: ______________________________ (подпись) "_____"__________________1996 г. г. Севастополь 1996 г. ВВЕДЕНИЕ. Целью данной работы является изучениевопроса расчетов с дебиторами и кредиторами по товарным операциям, по финансовым обязательствам и в плане расчетов с работниками, для чего снача- ла будут рассмотрены формы организации расчетов в Украине и сос- тояние расчетов в настоящее время. Серьезная проблема современ- ности - платежный кризис - имеет глубокие корни в состояние пла- тежного оборота между субъек экономике государства, отрицательно влияет на состояние платежного оборота между субъектами предпри- нимательской деятельности,тормозит развитие производства, что за- медляет переход экономики Украины к цивилизованным рыночным отно- шениям. Пути преодоления платежного кризиса, налоговый контроль за осуществлением расчетных операций, задачи контроля и учета в организации рациональной системы расчетов - это вопросы, которые подробно будут рассмотрены в курсовой работе. Наличие нормальной дебиторской и кредиторской задолженнос- тей у предприятия говорит о желании предприятия расширить произ- водство, нарастить его темпы, вовлечь дополнительные ресурсы. Однако серьезным последствием платежного кризиса - не только в Украине, но и в любом другом государствеявляется вознокновением просроченной дебиторской и кредиторской задолжености. Учет этой задолженности, контроль за сроками ее погашения, правильное и своевременное отнесение просроченной задолженности - вот основ- ные задачи бухгалтера предприятия. Необходим серьезный контроль за учетом этой задолженности со стороны ГНИ. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами отражается в от- четности предприятия - в балансе - активе и пассиве. В работе бу- дут рассмотрены первичные документы этих расмчетов, их докумен- тооборот, а также синтетический и аналитический учет. Тема очень актуальна, т.к. необходим аккуратный учет рас- четов в современных условиях платежного крисиза, который позво- лит рационально использовать финансовыве ресурсы предприятий и национальной экономики вцелом. Тема достаточно широко освещена в учебной литературе, яв- ляется предметом публикаций на страницах периодических изданий в Украине и за рубежом. Законодательная база проведения расчетов и учета расчетов обширна, серьезно детализирована и находится в постоянном развитии путем внесения изменений и дополнений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Курсовая работа посвещена изучению учета расчетов с деби- торами и кредиторами. Особое внимание было уделено формам расче- тов, применяемым в Украине: платежными поручениями, платежными требованиями - поручениями, чеками, аккредитивами, векселями, ин- кассовыми поручениями, в порядке плановывх платежей. В настоящее время серьезной проблемой является кризис пла- тежей, сопровождаемый ростом дебиторско-кредиторской задолженнос- ти при расчетах между субъектами предпринимательской деятельнос- ти. Вся дебиторско-кредиторская задолженность делится на нор- мальную, обусловленную порядком счетов, и просроченную, которая может стать безнадежной ко взысканию. В связи с этим появляется необходимость контролировать правильность учета просроченной за- долженности, функции контроля возлагаются на ГНИ. Профилактикой задолженности по налоговым и неналоговым платежам является нало- говый кредит, предоставление которого смягчает последствия непла- тежеспособности субъектов предпринимательской деятельности. На Севастопольском авиационном предприятии для учета рас- четов с дебиторами и кредиторами применяются следующие синтети- ческие счета: сч 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", сч 61 "Расчеты по авансам", сч 62 "Расчеты с покупателями и заказчи- ками", сч 63 "Расчеты по претензиям", сч 65 "Расчеты по внебюд- жетным платежам", сч 68 "Расчеты с бюджетом", сч 69 "Расчеты по страхованию", сч 70 "Расчеты по оплате труда", сч 71 "Расчеты с подотчетными лицами", сч 72 "Расчеты по возмещению материального ущерба", сч 73 "Расчеты с рабочими и служащими по другим опера- циям", сч 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и др., аналитический учсет ведется в журналах - ордерах и аналитических ведомостях, позволяющих контролировать расчеты и задолженность по расчетам. По результатам журналов-ордеров ведется Главная книга, на основании которой составляется баланс и отчетность. На предприятии автоматизирован учет расчета заработной платы, поэтому в курсовой работе предложено автоматизировать рас- четы с подотчетными лицами. Постановка задачи на ПЭВМ находится в четвертом разделе. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|