| |||||
МЕНЮ
| Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украиненые требования на бесспорное взыскание пени в размере 1,5% от суммы платежа в местный бюджет за каждый банковский день просроч- ки платежа." 1.4. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАСЧЕТОВ. Выборы наиболее рациональной формы расчетов позволит сок- ратить разрыв между временем получения покупателем ТМЦ и соверше- нием платежа, ликвидировать образование необоснованной кредитор- ской задолженности и рост остатков ТМЦ в пути. Безналичные расчеты, проходящие через банк, создают реальные условия для всестороннего, действенного и повседневного контроля за деятельностью предприятий и оргнизаций со стороны банка, а также для организации взаимного контроля хозорганов и их вышестоящих звеньев. Возможность для осуществления такого контро- ля заложена в принципах организации безналичных расчетов и преж- де всего в том, что все хозяйственные организации обязаны хра- нить свои денежные средства на счетах в банке и осуществлять пла- тежи только через банк. Опираясь на эти принципы, банковский кон- троль способствует рациональной организации экономических связей между предприями и организациями, экономному расходованию средств плательщиков и банковского кредита, увеличению выпуска продукции высокого качества, содействует укреплению договорной и платежной дисциплины. Банковский контроль начинается на исходной стадии ор- ганизации безналичных расчетов, а именно при выборе определенных форм расчетов. Учреждение банка совместно с предприятиями и орга- низациями должны рассматривать правомерность применения той или иной формы расчетов на основе анализа условий поставок, характе- ра сложившихся хозяйственных связей и принимать меры к внедрению экономически целесообразных форм и способов расчетов. Учреждения банков осуществляют контроль по расчетам непосредственно в про- цессе совершения операций. При приеме документов для расчетов проверяются правильность их оформления, своевременность представ- ления в банк. Банк следит за законность совершаемой операции, соблюдением правил проведения расчетов в соответствии с Положе- нием о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины. Банк при приеме расчетных документов проверяет ссылку на номер и дату договора, на дату отгрузки и номера тарнспортных документов, т.е. на наличие обязательных реквизитов. Контроль за состоянием платежной дисциплины осуществляет- ся банком при проведении специальных проверок на местах. При этом анализируются причины образования и состав длительной дебитор- ской и кредиторской задолженности. Однако, предусмотрена мате- риальная ответственность и самих учреждений банков при нарушении правил организации безналичных расчетов. Например, за несвоевре- менное (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу счета, банк уплачивает в его пользу штраф в размере 0,5% за каждый день задержки; за отсылку не по назначению платежных требований, исполнительных документов, сдан- ных в банк на инкассо, а так же кредитовых авизо или отсылку их позднее следующего дня, банк уплачивает поставщику (взыскателю) штраф; за невыполнение банком правил проверки сохранности това- ров, находящихся на ответственном хранении, в течение месяца банк уплачивает поставщику штраф в размере 0,5% суммы счета; за уве- домление поставщика об использовании товаров, принятых на ответ- ственное хранение, позднее трех рабочих дней после установления факта их использования банк уплачивает поставщику штраф. Основной задачей учета в организации рациональной системы расчетов является оперативное и корректное отражение расчетов в системе бухгалтерских счетов на предприятиях, в организациях и учреждениях для контроля за сохранностью всех форм собственности, наличием и состоянием средств предприятия на всех стадиях их дви- жения, соблюдением сметной, финансовой и платежной дисципли- ны;для контроля за мерой труда и его оплатой. Учет позволяет осу- ществлять контроль за состоянием расчетов, а также анализ деби- торской и кредиторской задолженностей и путей их устранения. Информационная функция учета расчетов реализуется в подго- товке сведений для анализа платежеспособности предприятия, соблю- дения финансовой дисциплины и управления материально-денежными ресурсами. Она также способствует формированию полной, достовер- ной и оперативной информации о результатах деятельности и финан- совом положении предприятия, необходимой для руководства и управ- ления, и для использования инвесторами, поставщиками, покупателя- ми, кредиторами, налоговыми и банковскими органами. ---------------------------------------------------------------------- 2.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ. Севастопольское авиационное предприятие является предприя- тием государственной собственности. Оно осуществляет ремонт авиа- ционной техники (вертолетов), тип производства - единичное; а также выпуск товаров народного потребления,тип производства - мелкосерийное. Ассоритмент ремонтируемых вертолетов: МИ-8, МИ-14, МИ-17. Ассоритмент выпускаемой продукции ТНП: радиостанции ИФТ, электрозажигалки, антенны, телевизионные разветвители, бигуди, расчески, пуговицы, бетономешалки и др. Структура предприятия определяется типом производства и ассоритментом выпускаемой продукции - ремонтом вертолетов и това- рами народного потребления. Предприятие имеет следующие структур- ные подразделения: Основное производство: - ц. 10 - разборный; - ц. 11 - сборочный; - ц. 12 - электро-механический; - ц. 13 - механический, покрасочный; - ц. 14 - радио-монтажный; - ц. 15 - трансмиссия; - СЛИ - станция летных испытаний. Производство товаров народного потребления: - ц. ТНП. Вспомогательное производство: 1. Энерго-механический отдел (ЭМО): - компрессорная станция; - аккумуляторная станция; - участок связистов; - участок электриков; - сантехнический участок; - слесарный участок. 2. Материально-технический отдел (МТО): - отдел материально-технического снабжения (ОМТС); - склады N 1-10. 3.Ремонтно-строительный отдел (РСО): - столярный участок. Управление: - бухгалтерия; - отдел организации труда и заработной платы(ООТиЗ); - планово-экономический отдел(ПЭО); - планово-диспетчерский отдел(ПДО); - отдел кадров(ОК). Службы: 1. Главного инженера: - технический отдел(ТО); - техническая библиотека; - центральная заводская лаборатория(ЦЗЛ); - механическая лаборатория; - делопроизводство. 2. Метролога. 3. Информационно-вычислительный центр(ИВЦ). 4. Отдел технического контроля(ОТК). 5. ВОХР. 6. Пожарная охрана. Хозяйства: 1. Гараж. 2. Столовая. 3. Медпункт. Одним из звеньев структуры предприятия является бухгалте- рия. Структура бухгалтерии определяется наличием трех отделов: расчетного, материального, производственного. Главный бухгалтер Зам. главного бухгалтера Расчетный Материальный Производственный Касса отдел отдел отдел В расчетном отделе производится расчет начисленной зарпла- ты, удержаний и зарплаты к выдаче, осуществляемый частично на ПЭВМ. Здесь же осуществляется распределение зарплаты по счетам бухгалтерского учета. Кроме того, ведется учет депонированной зарплаты и задолженности работников перед предприятием, а также их погашение. В материальном отделе производится учет расчетов с постав- щиками и подрядчиками, учет товарно-материальных ценностей на складах, а также учет расхода материалов и запчастей по заказам. Здесь же осуществляется учет реализации товаров ТНП по бартеру с поставщиками товарно-материальных ценностей, учет реализации ма- териалов на сторону и сотрудникам, учет основных средств. Кроме того, подсчитывается дебиторская и кредиторская задолженность в расчетах с поставщиками. В производственном отделе осуществляется накопление зат- рат и накладных расходов по заказам и счетам бухгалтерского уче- та, составляется сводная калькуляция,определяется фактическая производственная себестоимость продукции. Здесь же ведется учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации,рассчитывается НДС и определяется прибыль предприятия. Оптовая цена предприятия, ис- пользуемая для расчета НДС, рассчитывается в плановом отделе и утверждается Министерством. Кроме того, в произвольной форме под- считывается дебиторская задолженность по отгруженной, но неопла- ченной продукции. Все три отдела находятся в подчинении главного бухгалтера, у которого есть один заместитель. Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за ра- циональным, экономным использованием материальных, трудовых и фи- нансовых ресурсов; достоверный учет издержек производства, реали- зации продукции; правильное начисление и перечисление налоговых и неналоговых платежей; методическую помощь и проверку организации бухгалтерского учета и отчетности в цехах и отделах; своевремен- ный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, кон- троля отчетности; правильность расходования фонда зарплаты, уста- новления должностных окладов, строгое соблюдение штатной финансо- вой и кассовой дисциплины; соблюдение установленных правил прове- дения инвентаризации денежных средств, ТМЦ, основных фондов, рас- четов и платежных обязательств; взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности; соблюдение платежной дисциплины; законность списания с бухгалтерских балан- сов недостач, дебиторской задолженности и других потерь. Заместитель главного бухгалтера выполняет функции финан- систа. ---------------------------------------------------------------------------- 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ. 3.1.ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТООБОРОТ. По своей экономической сущности все расчеты делятся на рас- четы по товарным операциям, расчеты по финансовым обязательствам и расчеты с работающими. К расчетам по товарным операциям отно- сятся: расчеты с поставщмками и подрядчиками, расчеты по авансам, расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по претензиям, рас- четы по векселям выданным и полученным. К расчетам по финансовым обязательствам относятся: расчеты по внебюджетным платежам, рас- четы с бюджетом, расчеты по страхованию. К расчетам с работающи- ми относятся: расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными ли- цами, расчеты по возмещению материального ущерба, расчеты с рабо- чими и служащими по другим операциям, расчеты с разными дебитора- ми и кредиторами. На Севастопольском авиационном предприятии расчетные опе- рации учитываются во всех трех отделах: расчетном, мате- риальном,производственном. В расчетном отделе для расчета зарпла- ты первичными документами являются: табель учета рабочего време- ни и наряд, на основании которых в цехах на ПЭВМ составляются расчеты начисленной зарплаты, которые передаются в бухгалтерию, где производится распределение зарплаты по шифрам производствен- ных затрат и по счетам бухгалтерского учета в разработочной таб- лице N5. В ней же производится расчет отчислений на соцстрах и в пенсионный фонд. Разработочная таблица N5 является основанием для переноса сведений об отчислениях в фонд занятости и в фонд черно- быля в регистр синтетического учета ЖО-N8. При учете депонирован- ной зарплаты первичными документами для учета являются реестр не- выданной зарплаты и книга депонентов. При расчетах по возмещению материального ущерба первичным документом является акт на недос- тачу, а также постановление суда взыскать недостачу с виновного МОЛ, на основании которых сведения заносятся в ЖО-N8. В мате- риальном отделе для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками первичными документами являются счета, счета-фактуры, товар- но-транспортные накладные, платежные поручения. Сведения из этих документов заносятся в регистр синтетического учета ЖО-N6. При расчетах с подотчетными лицами первичными документами являются приказ директора на командировку, авансовый отчет, приходный и расходный кассовые ордера. Сведения из этих документов заносятся в регистр синтетического учета ЖО-N7. При расчетах с рабочими и служащими по ссудам первичными документами являются заявление ра- ботающего и кассовый документ - расходный кассовый ордер. Cведе- ния заносятся в регистр синтетического учета ЖО-N8. В производ- ственном отделе для учета расчетов с покупателями и заказчиками первичными документами являются счета, счета-фактуры, накладные на отпуск готовой продукции со склада. При расчетах по претен- зиям первичным документом является акт, составляемый по существу претензии. При расчетах по авансам полученным и выданным первич- ным документом является выписка банка о движении денег на расчет- ном счете и условия договора. Данные из этих документов заносят- ся в ЖО-N8. Состав первичных документов объясняется необходимостью до- кументального подтверждения бухгалтерских записей в учетных ре- гистрах. Схемы документооборота по операциям на счетах бухгалтер- ского учета, по которым возникает дебиторская и кредиторской за- долженность, представлены в приложениях..-... 3.2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ. Синтетический учет дает обобщенные показатели по экономи- чески однородным группам средств, источникам их образования и хо- зяйственным процессам. Этот учет ведется только в денежном выра- жении. На Севастопольском авиационном предприятии учет расчетов с дебиторами и кредиторами ведется при помощи следующих синтетичес- ких счетов, предусмотренных планом счетов Украины. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками ведется на синтетическом счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет пассивный. Имеет два субсчета: 60/1 - расчеты за материалы, 60/2 - расчеты за ус- луги. Схему учета расчетов по счету 60 - см. приложение- .. . Ре- гистром синтетического учета по счету 60 является ЖО-N6, который ведется в материальном отделе. Для синтетического учета расчетов предприятия со своими покупателями и заказчиками применяется счет 45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги". Регистр СУ по счету 45 на предприятии является ЖО-N11, который ведется в ма- териальном и производственном отделах. Схему учета расчетов по счету 45 - см. приложение -.. . Если при поступлении материальных ценностей отсутствуют платежные документы, учет ведется на синтетическом счете 61 "Рас- четы по авансам". Счет активно - пассивный. К счету открыты два субсчета: 61/1 - расчеты по авансам выданным, 61/2 - расчеты по авансам полученным. Схему учета расчетов по счету 61 - см. прило- жение _.. . Регистром синтетического учета по счету 61 является ЖО-N8, который ведется в производственном отделе. Для расчетов претензионного характера используется синтети- ческий счет 63 "Расчеты по претензиям". Счет активный. Схему уче- та расчетов по счету 63 - см. приложение-... Регистром синтети- ческого учета по счету 63 является ЖО-N8, который ведется в производственном отделе по претензиям, полученным от покупателей, и в материальном отделе по претензиям, выставленным поставщикам материальных ценностей. Для синтетического учета расчетов с внебюджетными фондами и организациями предназначен синтетический счет 65 "Расчеты по вне- бюджетным платежам". Счет пассивный. На предприятии к нему ведут- ся два субсчета: 65/1 - отчисления в фонд культмассовых организа- ций Министерства Обороны и 65/2 - отчисления в фонд содействия занятости населения. Схему учета расчетов по счету 65 - см. при- ложение-... Регистром синтетического учета по счету 65 является ЖО-N8, который заполняется заместителем главного бухгалтера, и разработочная таблица N5, которая ведется в расчетном отделе. Для синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам, уплачиваемым предприятием, и налогам с персонала предприятия при- меняется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому на предприятии открыты следующие субсчета: 68/1 - по НДС, 68/2 - по налогу на прибыль, 68/3 - по финансированию мероприятий по ликвидации пос- ледствий аварии на ЧАЭС, 68/4 - по подоходному налогу с граждан, 68/6 - земельный налог, 86/7 - налог по амортизации. Счет пассив- ный. Схему учета расчетов по счету 68 - см. приложение-... Регис- тром синтетического учета по счету 68 является р.т.N5, которая ве дется в расчетном отделе, и ЖО-N8, который заполняется в расчет- ном отделе и зам. главного бухгалтера. Для синтетического учета отчислений на государственное со- циальное страхование предназначен счет 69 "Расчеты по государ- ственному социальному страхованию", к которому открыты два суб- счета: 69/1 - по соцстраху, 69/2 - с пенсионным фондом. Счет пас- сивный. Схему учета расчетов по счету 69 - см. приложение-... Ре- гистром синтетического учета по счету 69 является ЖО-N10, основа- нием для расчета отчислений и заполнения журнала является р.т.N5, которая ведется в расчетном отделе. Для синтетического учета зарплаты предназначен счет 70 "Расчеты по оплате труда", который имеет два субсчета: 70/1 - на- численная зарплата, 70/2 - депонированная зарплата. Счет пассив- ный. Схему учета расчетов по счету 70 - см. приложение-... Регис- тром синтетического учета по счету 70 является ЖО-N10, сведения в который переносятся из р.т.N5. Для учета расчетов с подотчетными лицами по подотчетным суммам предназначен синтетический счет 71 "Расчеты с подотчетны- ми лицами". Счет активный. Схему учета расчетов по счету 71 - см. приложение-... Регистром синтетического учета по счету 71 являет- ся ЖО-N7, который ведется в расчетном и производственном отделах. Синтетический учет расчетов по возмещению невыявленных не- достач и хищений денежных и товарно - материальных ценностей, а также брака, ведется на счете 72 "Расчеты по возмещению мате- риального ущерба". Счет активный.Схему учета расчетов по счету 72 - см. приложение-... Регистром синтетического учета по счету 72 является ЖО-N8, сведения для которого поступают в расчетный от- дел из материального и производственного. Синтетический учет расчетов с работающими по различным взаимоотношениям ведется на счете 73 "Расчеты с рабочими и служа- щими по другим операциям". Счет активный. На предприятии на этом счете учитываются ссуды работающим. Схему учета расчетов по сче- ту 73 - см. приложение-... Регистром синтетического учета по сче- ту 73 является ЖО-N8, который ведется в расчетном отделе. Синтетический счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кре- диторами" на предприятии применяются для расчетов по исполни- тельным листам - субсчет 76/4, для расчетов с профсоюзом - субсчет 76/проф. Счет активно - пассивный. Схему учета расче- тов по счету 76 - см. приложение-... Регистром синтетического учета по счету 76 является ЖО-N8, сведения в который по алимен- там поступают из р.т.N5 в расчетном отделе. На предприятии ведется Главная книга, в которую ежемесяч- но разносятся данные из вышеперечисленных регистров синтетическо- го учета. Схемы учетных записей по счетам бухгалтерского учета, на которых возникает задолженность, представлены в приложениях..-.. . 3.3.АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ. Аналитический учет используется для детализации объектов, учтенных в синтетическом учете. Аналитический учет ведется в на- туральном и денежном выражении. На Севастопольском авиационном предприятии аналитический учет к синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подряд- чиками" ведется в ЖО-N6 по отдельным счетам поставщиков и подряд- чиков, фактам поступления неотфактурованных поставок или оплаты непоступивших материальных ценностей в разрезе поставщиков и под- рядчиков. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчи- ками в порядке плановых платежей должен вестись в ведомости N5 (на предприятии не ведется т.к. отсутствуют плановые платежи). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|