реферат, рефераты скачать
 

Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украине


ные требования на бесспорное взыскание пени в размере 1,5% от

суммы платежа в местный бюджет за каждый банковский день просроч-

ки платежа."

1.4. ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

РАСЧЕТОВ.

Выборы наиболее рациональной формы расчетов позволит сок-

ратить разрыв между временем получения покупателем ТМЦ и соверше-

нием платежа, ликвидировать образование необоснованной кредитор-

ской задолженности и рост остатков ТМЦ в пути.

Безналичные расчеты, проходящие через банк, создают

реальные условия для всестороннего, действенного и повседневного

контроля за деятельностью предприятий и оргнизаций со стороны

банка, а также для организации взаимного контроля хозорганов и их

вышестоящих звеньев. Возможность для осуществления такого контро-

ля заложена в принципах организации безналичных расчетов и преж-

де всего в том, что все хозяйственные организации обязаны хра-

нить свои денежные средства на счетах в банке и осуществлять пла-

тежи только через банк. Опираясь на эти принципы, банковский кон-

троль способствует рациональной организации экономических связей

между предприями и организациями, экономному расходованию средств

плательщиков и банковского кредита, увеличению выпуска продукции

высокого качества, содействует укреплению договорной и платежной

дисциплины. Банковский контроль начинается на исходной стадии ор-

ганизации безналичных расчетов, а именно при выборе определенных

форм расчетов. Учреждение банка совместно с предприятиями и орга-

низациями должны рассматривать правомерность применения той или

иной формы расчетов на основе анализа условий поставок, характе-

ра сложившихся хозяйственных связей и принимать меры к внедрению

экономически целесообразных форм и способов расчетов. Учреждения

банков осуществляют контроль по расчетам непосредственно в про-

цессе совершения операций. При приеме документов для расчетов

проверяются правильность их оформления, своевременность представ-

ления в банк. Банк следит за законность совершаемой операции,

соблюдением правил проведения расчетов в соответствии с Положе-

нием о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины. Банк

при приеме расчетных документов проверяет ссылку на номер и дату

договора, на дату отгрузки и номера тарнспортных документов, т.е.

на наличие обязательных реквизитов.

Контроль за состоянием платежной дисциплины осуществляет-

ся банком при проведении специальных проверок на местах. При этом

анализируются причины образования и состав длительной дебитор-

ской и кредиторской задолженности. Однако, предусмотрена мате-

риальная ответственность и самих учреждений банков при нарушении

правил организации безналичных расчетов. Например, за несвоевре-

менное (позднее следующего дня после получения соответствующего

документа) или неправильное списание средств со счета владельца,

а также за несвоевременное или неправильное зачисление банком

сумм, причитающихся владельцу счета, банк уплачивает в его пользу

штраф в размере 0,5% за каждый день задержки; за отсылку не по

назначению платежных требований, исполнительных документов, сдан-

ных в банк на инкассо, а так же кредитовых авизо или отсылку их

позднее следующего дня, банк уплачивает поставщику (взыскателю)

штраф; за невыполнение банком правил проверки сохранности това-

ров, находящихся на ответственном хранении, в течение месяца банк

уплачивает поставщику штраф в размере 0,5% суммы счета; за уве-

домление поставщика об использовании товаров, принятых на ответ-

ственное хранение, позднее трех рабочих дней после установления

факта их использования банк уплачивает поставщику штраф.

Основной задачей учета в организации рациональной системы

расчетов является оперативное и корректное отражение расчетов в

системе бухгалтерских счетов на предприятиях, в организациях и

учреждениях для контроля за сохранностью всех форм собственности,

наличием и состоянием средств предприятия на всех стадиях их дви-

жения, соблюдением сметной, финансовой и платежной дисципли-

ны;для контроля за мерой труда и его оплатой. Учет позволяет осу-

ществлять контроль за состоянием расчетов, а также анализ деби-

торской и кредиторской задолженностей и путей их устранения.

Информационная функция учета расчетов реализуется в подго-

товке сведений для анализа платежеспособности предприятия, соблю-

дения финансовой дисциплины и управления материально-денежными

ресурсами. Она также способствует формированию полной, достовер-

ной и оперативной информации о результатах деятельности и финан-

совом положении предприятия, необходимой для руководства и управ-

ления, и для использования инвесторами, поставщиками, покупателя-

ми, кредиторами, налоговыми и банковскими органами.

----------------------------------------------------------------------

2.КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

Севастопольское авиационное предприятие является предприя-

тием государственной собственности. Оно осуществляет ремонт авиа-

ционной техники (вертолетов), тип производства - единичное; а

также выпуск товаров народного потребления,тип производства -

мелкосерийное. Ассоритмент ремонтируемых вертолетов: МИ-8, МИ-14,

МИ-17. Ассоритмент выпускаемой продукции ТНП: радиостанции ИФТ,

электрозажигалки, антенны, телевизионные разветвители, бигуди,

расчески, пуговицы, бетономешалки и др.

Структура предприятия определяется типом производства и

ассоритментом выпускаемой продукции - ремонтом вертолетов и това-

рами народного потребления. Предприятие имеет следующие структур-

ные подразделения:

Основное производство:

- ц. 10 - разборный;

- ц. 11 - сборочный;

- ц. 12 - электро-механический;

- ц. 13 - механический, покрасочный;

- ц. 14 - радио-монтажный;

- ц. 15 - трансмиссия;

- СЛИ - станция летных испытаний.

Производство товаров народного потребления:

- ц. ТНП.

Вспомогательное производство:

1. Энерго-механический отдел (ЭМО):

- компрессорная станция;

- аккумуляторная станция;

- участок связистов;

- участок электриков;

- сантехнический участок;

- слесарный участок.

2. Материально-технический отдел (МТО):

- отдел материально-технического снабжения (ОМТС);

- склады N 1-10.

3.Ремонтно-строительный отдел (РСО):

- столярный участок.

Управление:

- бухгалтерия;

- отдел организации труда и заработной платы(ООТиЗ);

- планово-экономический отдел(ПЭО);

- планово-диспетчерский отдел(ПДО);

- отдел кадров(ОК).

Службы:

1. Главного инженера:

- технический отдел(ТО);

- техническая библиотека;

- центральная заводская лаборатория(ЦЗЛ);

- механическая лаборатория;

- делопроизводство.

2. Метролога.

3. Информационно-вычислительный центр(ИВЦ).

4. Отдел технического контроля(ОТК).

5. ВОХР.

6. Пожарная охрана.

Хозяйства:

1. Гараж.

2. Столовая.

3. Медпункт.

Одним из звеньев структуры предприятия является бухгалте-

рия. Структура бухгалтерии определяется наличием трех отделов:

расчетного, материального, производственного.

Главный бухгалтер

Зам. главного бухгалтера

Расчетный Материальный Производственный Касса

отдел отдел отдел

В расчетном отделе производится расчет начисленной зарпла-

ты, удержаний и зарплаты к выдаче, осуществляемый частично на

ПЭВМ. Здесь же осуществляется распределение зарплаты по счетам

бухгалтерского учета. Кроме того, ведется учет депонированной

зарплаты и задолженности работников перед предприятием, а также

их погашение.

В материальном отделе производится учет расчетов с постав-

щиками и подрядчиками, учет товарно-материальных ценностей на

складах, а также учет расхода материалов и запчастей по заказам.

Здесь же осуществляется учет реализации товаров ТНП по бартеру с

поставщиками товарно-материальных ценностей, учет реализации ма-

териалов на сторону и сотрудникам, учет основных средств. Кроме

того, подсчитывается дебиторская и кредиторская задолженность в

расчетах с поставщиками.

В производственном отделе осуществляется накопление зат-

рат и накладных расходов по заказам и счетам бухгалтерского уче-

та, составляется сводная калькуляция,определяется фактическая

производственная себестоимость продукции. Здесь же ведется учет

готовой продукции, ее отгрузки и реализации,рассчитывается НДС и

определяется прибыль предприятия. Оптовая цена предприятия, ис-

пользуемая для расчета НДС, рассчитывается в плановом отделе и

утверждается Министерством. Кроме того, в произвольной форме под-

считывается дебиторская задолженность по отгруженной, но неопла-

ченной продукции.

Все три отдела находятся в подчинении главного бухгалтера,

у которого есть один заместитель. Главный бухгалтер обеспечивает

организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за ра-

циональным, экономным использованием материальных, трудовых и фи-

нансовых ресурсов; достоверный учет издержек производства, реали-

зации продукции; правильное начисление и перечисление налоговых и

неналоговых платежей; методическую помощь и проверку организации

бухгалтерского учета и отчетности в цехах и отделах; своевремен-

ный инструктаж работников по вопросам бухгалтерского учета, кон-

троля отчетности; правильность расходования фонда зарплаты, уста-

новления должностных окладов, строгое соблюдение штатной финансо-

вой и кассовой дисциплины; соблюдение установленных правил прове-

дения инвентаризации денежных средств, ТМЦ, основных фондов, рас-

четов и платежных обязательств; взыскание в установленные сроки

дебиторской и погашение кредиторской задолженности; соблюдение

платежной дисциплины; законность списания с бухгалтерских балан-

сов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

Заместитель главного бухгалтера выполняет функции финан-

систа.

----------------------------------------------------------------------------

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И

КРЕДИТОРАМИ.

3.1.ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И ДОКУМЕНТООБОРОТ.

По своей экономической сущности все расчеты делятся на рас-

четы по товарным операциям, расчеты по финансовым обязательствам

и расчеты с работающими. К расчетам по товарным операциям отно-

сятся: расчеты с поставщмками и подрядчиками, расчеты по авансам,

расчеты с покупателями и заказчиками, расчеты по претензиям, рас-

четы по векселям выданным и полученным. К расчетам по финансовым

обязательствам относятся: расчеты по внебюджетным платежам, рас-

четы с бюджетом, расчеты по страхованию. К расчетам с работающи-

ми относятся: расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными ли-

цами, расчеты по возмещению материального ущерба, расчеты с рабо-

чими и служащими по другим операциям, расчеты с разными дебитора-

ми и кредиторами.

На Севастопольском авиационном предприятии расчетные опе-

рации учитываются во всех трех отделах: расчетном, мате-

риальном,производственном. В расчетном отделе для расчета зарпла-

ты первичными документами являются: табель учета рабочего време-

ни и наряд, на основании которых в цехах на ПЭВМ составляются

расчеты начисленной зарплаты, которые передаются в бухгалтерию,

где производится распределение зарплаты по шифрам производствен-

ных затрат и по счетам бухгалтерского учета в разработочной таб-

лице N5. В ней же производится расчет отчислений на соцстрах и в

пенсионный фонд. Разработочная таблица N5 является основанием для

переноса сведений об отчислениях в фонд занятости и в фонд черно-

быля в регистр синтетического учета ЖО-N8. При учете депонирован-

ной зарплаты первичными документами для учета являются реестр не-

выданной зарплаты и книга депонентов. При расчетах по возмещению

материального ущерба первичным документом является акт на недос-

тачу, а также постановление суда взыскать недостачу с виновного

МОЛ, на основании которых сведения заносятся в ЖО-N8. В мате-

риальном отделе для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками

первичными документами являются счета, счета-фактуры, товар-

но-транспортные накладные, платежные поручения. Сведения из этих

документов заносятся в регистр синтетического учета ЖО-N6. При

расчетах с подотчетными лицами первичными документами являются

приказ директора на командировку, авансовый отчет, приходный и

расходный кассовые ордера. Сведения из этих документов заносятся

в регистр синтетического учета ЖО-N7. При расчетах с рабочими и

служащими по ссудам первичными документами являются заявление ра-

ботающего и кассовый документ - расходный кассовый ордер. Cведе-

ния заносятся в регистр синтетического учета ЖО-N8. В производ-

ственном отделе для учета расчетов с покупателями и заказчиками

первичными документами являются счета, счета-фактуры, накладные

на отпуск готовой продукции со склада. При расчетах по претен-

зиям первичным документом является акт, составляемый по существу

претензии. При расчетах по авансам полученным и выданным первич-

ным документом является выписка банка о движении денег на расчет-

ном счете и условия договора. Данные из этих документов заносят-

ся в ЖО-N8.

Состав первичных документов объясняется необходимостью до-

кументального подтверждения бухгалтерских записей в учетных ре-

гистрах.

Схемы документооборота по операциям на счетах бухгалтер-

ского учета, по которым возникает дебиторская и кредиторской за-

долженность, представлены в приложениях..-...

3.2. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ.

Синтетический учет дает обобщенные показатели по экономи-

чески однородным группам средств, источникам их образования и хо-

зяйственным процессам. Этот учет ведется только в денежном выра-

жении. На Севастопольском авиационном предприятии учет расчетов с

дебиторами и кредиторами ведется при помощи следующих синтетичес-

ких счетов, предусмотренных планом счетов Украины. Бухгалтерский

учет расчетов с поставщиками ведется на синтетическом счете 60

"Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Счет пассивный. Имеет

два субсчета: 60/1 - расчеты за материалы, 60/2 - расчеты за ус-

луги. Схему учета расчетов по счету 60 - см. приложение- .. . Ре-

гистром синтетического учета по счету 60 является ЖО-N6, который

ведется в материальном отделе. Для синтетического учета расчетов

предприятия со своими покупателями и заказчиками применяется счет

45 "Товары отгруженные, выполненные работы и услуги". Регистр СУ

по счету 45 на предприятии является ЖО-N11, который ведется в ма-

териальном и производственном отделах. Схему учета расчетов по

счету 45 - см. приложение -.. .

Если при поступлении материальных ценностей отсутствуют

платежные документы, учет ведется на синтетическом счете 61 "Рас-

четы по авансам". Счет активно - пассивный. К счету открыты два

субсчета: 61/1 - расчеты по авансам выданным, 61/2 - расчеты по

авансам полученным. Схему учета расчетов по счету 61 - см. прило-

жение _.. . Регистром синтетического учета по счету 61 является

ЖО-N8, который ведется в производственном отделе.

Для расчетов претензионного характера используется синтети-

ческий счет 63 "Расчеты по претензиям". Счет активный. Схему уче-

та расчетов по счету 63 - см. приложение-... Регистром синтети-

ческого учета по счету 63 является ЖО-N8, который ведется в

производственном отделе по претензиям, полученным от покупателей,

и в материальном отделе по претензиям, выставленным поставщикам

материальных ценностей.

Для синтетического учета расчетов с внебюджетными фондами и

организациями предназначен синтетический счет 65 "Расчеты по вне-

бюджетным платежам". Счет пассивный. На предприятии к нему ведут-

ся два субсчета: 65/1 - отчисления в фонд культмассовых организа-

ций Министерства Обороны и 65/2 - отчисления в фонд содействия

занятости населения. Схему учета расчетов по счету 65 - см. при-

ложение-... Регистром синтетического учета по счету 65 является

ЖО-N8, который заполняется заместителем главного бухгалтера, и

разработочная таблица N5, которая ведется в расчетном отделе.

Для синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам,

уплачиваемым предприятием, и налогам с персонала предприятия при-

меняется счет 68 "Расчеты с бюджетом", к которому на предприятии

открыты следующие субсчета: 68/1 - по НДС, 68/2 - по налогу на

прибыль, 68/3 - по финансированию мероприятий по ликвидации пос-

ледствий аварии на ЧАЭС, 68/4 - по подоходному налогу с граждан,

68/6 - земельный налог, 86/7 - налог по амортизации. Счет пассив-

ный. Схему учета расчетов по счету 68 - см. приложение-... Регис-

тром синтетического учета по счету 68 является р.т.N5, которая ве

дется в расчетном отделе, и ЖО-N8, который заполняется в расчет-

ном отделе и зам. главного бухгалтера.

Для синтетического учета отчислений на государственное со-

циальное страхование предназначен счет 69 "Расчеты по государ-

ственному социальному страхованию", к которому открыты два суб-

счета: 69/1 - по соцстраху, 69/2 - с пенсионным фондом. Счет пас-

сивный. Схему учета расчетов по счету 69 - см. приложение-... Ре-

гистром синтетического учета по счету 69 является ЖО-N10, основа-

нием для расчета отчислений и заполнения журнала является р.т.N5,

которая ведется в расчетном отделе.

Для синтетического учета зарплаты предназначен счет 70

"Расчеты по оплате труда", который имеет два субсчета: 70/1 - на-

численная зарплата, 70/2 - депонированная зарплата. Счет пассив-

ный. Схему учета расчетов по счету 70 - см. приложение-... Регис-

тром синтетического учета по счету 70 является ЖО-N10, сведения в

который переносятся из р.т.N5.

Для учета расчетов с подотчетными лицами по подотчетным

суммам предназначен синтетический счет 71 "Расчеты с подотчетны-

ми лицами". Счет активный. Схему учета расчетов по счету 71 - см.

приложение-... Регистром синтетического учета по счету 71 являет-

ся ЖО-N7, который ведется в расчетном и производственном отделах.

Синтетический учет расчетов по возмещению невыявленных не-

достач и хищений денежных и товарно - материальных ценностей, а

также брака, ведется на счете 72 "Расчеты по возмещению мате-

риального ущерба". Счет активный.Схему учета расчетов по счету 72

- см. приложение-... Регистром синтетического учета по счету 72

является ЖО-N8, сведения для которого поступают в расчетный от-

дел из материального и производственного.

Синтетический учет расчетов с работающими по различным

взаимоотношениям ведется на счете 73 "Расчеты с рабочими и служа-

щими по другим операциям". Счет активный. На предприятии на этом

счете учитываются ссуды работающим. Схему учета расчетов по сче-

ту 73 - см. приложение-... Регистром синтетического учета по сче-

ту 73 является ЖО-N8, который ведется в расчетном отделе.

Синтетический счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кре-

диторами" на предприятии применяются для расчетов по исполни-

тельным листам - субсчет 76/4, для расчетов с профсоюзом

- субсчет 76/проф. Счет активно - пассивный. Схему учета расче-

тов по счету 76 - см. приложение-... Регистром синтетического

учета по счету 76 является ЖО-N8, сведения в который по алимен-

там поступают из р.т.N5 в расчетном отделе.

На предприятии ведется Главная книга, в которую ежемесяч-

но разносятся данные из вышеперечисленных регистров синтетическо-

го учета.

Схемы учетных записей по счетам бухгалтерского учета, на

которых возникает задолженность, представлены в приложениях..-.. .

3.3.АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ.

Аналитический учет используется для детализации объектов,

учтенных в синтетическом учете. Аналитический учет ведется в на-

туральном и денежном выражении.

На Севастопольском авиационном предприятии аналитический

учет к синтетическому счету 60 "Расчеты с поставщиками и подряд-

чиками" ведется в ЖО-N6 по отдельным счетам поставщиков и подряд-

чиков, фактам поступления неотфактурованных поставок или оплаты

непоступивших материальных ценностей в разрезе поставщиков и под-

рядчиков. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчи-

ками в порядке плановых платежей должен вестись в ведомости N5

(на предприятии не ведется т.к. отсутствуют плановые платежи).

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.