| |||||
МЕНЮ
| Задачи учета по совершенствованию платежного оборота в Украинезадолженности по начисленной, но еще не выплаченной зароботной плате рабочим и служащим своего предприятия. Поскольку эта задол- женность хроническая, в среднем двухнедельная,зарплата всегда на- ходится в хозяйственном обороте предприятия и используется им как источник заемных средств. Некоторое время в обороте предприятия находятся так же сумма отчислений на социальное и обязательное медицинское страхование, которые начислены, но еще не перечисле- ны соответствующим страховым органам. К обязательным по распреде- лению общественного продукта относятся и налоги. Между удержа- нием налогов и их перечислением в бюджет всегда есть разрыв во времени, и в этот промежуток деньги находятся в хозяйственном обороте предприятия и используются или, поэтому задолженность по удержанным, но еще не перечисленным суммам справедливо рассматри- вается как кредиторская задолженность. В ходе производственной деятельности предприятие испытывает нехватку средств, особенно для осуществления каких-то крупных мероприятий: приобретение но- вых машин и оборудования, освоение новых изделий, требующих круп- ных затрат и др. Временную нехватку средств предприятие покры- вает за счет банковских кредитов. Так возникает еще один вид кре- диторской задолженности предприятий. Дебиторская задолженность слагается из долгов перед пред- приятием покупателей - за отгруженную им, но не оплаченную ими продукцию, например, - сырье, материалы, заказчиков - по предоп- лате за невыполненные работы и неоказанные услуги. Всю дебиторско-кредиторскую задолженность можно сгруппиро- вать по видам: - нормальная задолженность, обусловленная порядком счетов; - безнадежная, необоснованная, просроченная, спорная. Дебиторско-кредиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, подлежит погашению. Предельные сроки права на иск определены Гражданским ко- дексом Украины /ст. 7/. Окончанием срока исковой давности по сум- мам кредиторской задолженности считаются три года /в 1993 и 1994 - один год/: - со времени зачисления сумм на счет предприятия или взятия на учет ТМЦ, если договором не предусмотрено условий расчетов между поставщиком и покупателем; - от момента проведения последней операции получателей в порядке плановых платежей; - на суммы, полученные предприятиями и организациями в счет опла- ты выполненных ими работ и услуг, от дня фактического выполнения этих работ и услуг, но не позже обусловленного договором срока; - по суммам депонентской задолженности для начисления этих сумм на счет 70 "Расчеты по оплате труда" субсчет "Депонированная за- работная плата". В соответствии с "Положением об организации БУ и отчетнос- ти в Украине", утв. ПКМУ от 3 апреля 1993 г. N 250, указано, что суммы просроченной кредиторской и депонентской задолженностей с просроченным сроком исковой давности подлежат отнесению на ре- зультаты финансово-хозяйственной деятельности или на увеличение финансирования в следующем месяце после окончания срока исковой давности. Однако ПКМУ от 5 июня 1993 г. "О внесении изменений в Положение об организации БУ на Украине" внес изменения: госпред- приятия, которые до 1 января 1993 г. имели кредиторскую и депо- нентскую задолженность с просроченным сроком исковой давности, должны вносить ее в доход бюджета, а предприятия негосударствен- ной формы собственности должны относить эту задолженность на ре- зультаты финансово-хозяйственной деятельности. Этот порядок рас- пространяется на суммы кредиторской задолженности, сроки исковой давности которой исчисляются после 17 мая 1993 года. Если истек срок исковой давности по просроченной дебитор- ской задолженности, порядок ее погашения следующий для предприя- тий государственной и негосударственной форм собственности: - если арбитражем отказано в удовлетворении иска о дебиторской задолженности, ее относят на собственные средства предприятия, т.е. покрывают за счет использования прибыли текущего года; - если арбитраж удовлетворил иск о дебиторской задолженности, но должник средства не вернул, задолженность относят на убытки пред- приятия. В соответствии с Положением об организации БУ и отчетнос- ти в Украине N 250-93 г."предприятиям разрешено создавать резерв сомнительных долгов в части дебиторской задолженности за отгру- женную продукцию, если она была учтена на счете реализации, не оплачена в установленный договором срок и не обеспечена соответ- ствующими гарантиями. Резерв создается по задолженности, которая образовалась до начала года, не оплачена на протяжении 4-х меся- цев, если более длительный срок не установлен договором. В Разъяснениях НБУ относительно использования в практичес- кой деятельности Указов Президента Украины от 16.03.95г N 277/95 и от 31.03.95 г. "О мерах по нормалицации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" предусмотрены ужесточающие меры к ликвидации задержек расчетов. Так за несвоевременную оплату за- долженности предприятия-должники оплачивают в пользу кредиторов кроме суммы задолженности пеню в размере 0,5 процентов от суммы задолженности, а за энергоносители и электроэнергию в размере 0,75 процентов за каждый день просрочки платежа, если больший размер пени не предусматрен договором сторон. Уплаченная при этом пеня относится на результаты финансовой деятельности предприя- тия-должника. Рассматривая дебиторско-кредиторскую задолженность, необ- ходимо контролировать причины образования безнадежной и просро- ченной задолженности и выявлять виновных лиц. Так же необходимо контролировать правильность и своевременность проведения инвента- ризации дебиторско-кредиторской задолженности; сроки проведения инвентаризации расчетов определены Положение о бухгалтерских от- четах и балансах. Предприятие может иметь одновременно кредиторскую и деби- торскую задолженности. Покрывать одну задолженность другой запре- щается. Дебиторская задолженность показывается в активе, креди- торская - в пассиве бухгалтерского баланса. Контролируя дебиторско-кредиторскую задолженность, необхо- димо проверять правильность ее отнесения, чтобы не допустить бе- зосновательного уменьшения налогооблагаемой прибыли предприятий. К предприятиям, допустившим это, налоговая инспекция применяет санкции согласно Закона Украины "О государственной налоговой службе Украины", утв. 24.12.93 г. Как известно, Украину периодически сотрясают шквалы по- вальных неплатежей. И каждый раз из этого испытания она выходит обремененная той или иной практикой их преодоления. Одним из наиболее серьезных кризисов неплатежей был фев- ральский 1994 года, когда НБУ впервые использовал опыт эмиссии средств на специальный счет. В тоже время впервые в практическом разрезе стала дисскутироваться и практика векселей, хотя сама возможность вексельного обращения в Украине была зафиксирована летом 1992 года, был издан Указ Президента об использовании век- селей для хозяйственных расчетов. Первоочередной потребностью предотвращения платежного кри- зиса является создание цивилизованного рынка долгов. Ведь многие из них вовсе не безнадежные, а некоторые - просто очень ликвид- ный товар. Первым магом в создании рынка долговых обязательств можно считать Указ Президента от 14 сентября 1994 года "О выпус- ке и обороте векселей для покрытия взаимной задолженности субъек- тов предпринимательской деятельности Украины" и "Порядок проведе- ния зачета взаимной задолженности и оформления их векселями", разработанный НБУ в соответствии с Указом. В статье 6 Указа пре- дусмотрено, что "субьект предпринимательской деятельности Украи- ны, в том числе, на государственной собственности, выдавший век- сель, или взявший на себя другие имущественные обязательства, от- вечает по таким обязательствам в установленном порядке, принадле- жащим ему /закрепленным за ним/ имуществом. "С целью обеспечения условий для преодоления платежного кризиса, повышение имущественной ответственности субъектов пред- принимательской деятельности Украины за несвоевременное выполне- ние ими платежных обязательств и в соответствии с п.7-4 статьи 114-5 Конституции Украины постановляю: НБУ обеспечить через ком- мерческие банки Украины проведение до 10 октября 1994г. взаимно- го зачета задолженности субъектов предпринимательской деятельнос- ти Украины по состоянию на день подписания Указа. По результатам этого зачета оформить до 1 ноября 1994 г. просроченную задолжен- ность /в т.ч. задолженность по банковским ссудам/ простыми вексе- лями в пользу кредиторов со сроком платежа 28 февраля 1995 года". Кроме срока действия векселей ограничивается и сумма - один век- сель не может быть выписан на сумму, большую 100 миллионов. Субъекты предпринимательской деятельности на первом этапе осво- бождаются от уплаты государственной пошлины за бланки векселей. Если задолжавший уклоняется от оформления суммы долга векселем, кредитор имеет право безакцептного списания средств со счета де- битора, а при отсутствии средств - партнер объявляется "несостоя- тельным". Процедура вексельного зачета, разработанная НБУ, оказалась несколько громоздкой и вызвала в последствии многочисленные воп- росы на местах. На некоторые из них НБУ ответил уточняющим письмом от 30 сентября 1994г. Рассмотрим результаты этого вексельного взаимозачета /см. схему 1/. Прежде всего, само оформление задолжэенности платежны- ми документами дало реальную сумму всего в 287,1 трлн. крб. /до этого неплатежи по разным данным оценивались в 400-700 трлн. крб./. Во-вторых, в процессе самого зачета /до выписки векселей/ из признанной задолженности было оплачено 60,2 трлн. крб. долгов. Плюс еще 15,3 трлн.крб. оплаченных векселей. В конечном итоге из выставленных требований (287,1 трлн.крб.) было оплачено 26,3%. Это, конечно, не много , но игра безусловно стоила свеч. Сущес- твуют три основные причины, снизившие эффективность первого взи- мозачета: элементарное отсутствие опыта в этом деле, отсутствие полноценной законодательной базы для вексельного обращения, а так же до сих пор не существует четкой неотвратимой ответственности за не уплату долгов. В настоящее время по последним данным Минстата, сумма кре- диторской задолженности достигла 1,6 квадриллиона (что больше всего ВВП на тот же период года), а дебиторской - 1,2 квадриллио- на. Однако одна из значительных частей этих неплатежей на самом деле оплачена в теневом секторе. По данным НБУ объем невернувшей- ся наличности в банк достиг 160 триллионов крб. Во исполнение распоряжения Президента Украины от 22 мая 1995 г. "О мерах по разрешению кризиса платежей и поддержке оте- чественных предпринимателей" и Постановление КМУ и НБУ от 31 мая 1995 г. "О проведении зачетов взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельности Украины и оформлении просрочен- ной задолженности векселями" на безэмиссионной основе проводится зачет взаимной задолженности субъектов предпринимательской дея- тельности Украины всех форм собственности, с дальнейшим оформле- нием просроченной задолженности (в т.ч. задолженности по банков- ским ссудам) векселями в пользу кредиторов. Особенность этого взаимозачета - его неэмиссионная основа, поэтому "прогона" эмиссии по цепочке неплатежей, как это практи- ковалось в предыдущие годы, не ожидалось. Взаимозачет по нормати- вам должен был продлиться с 19 по 23 июня. Оформление задолжен- ности векселями должно было завершиться 10 июля 1995 г. Порядок проведения, сообщенный НБУ, ничем от прошлогоднего принципиально не отличался. Небольшая разница в том, что платежные требования кредиторов впредь не пречисляются друг другу, а будут проходить через электронную систему платежей НБУ. Это позволяет ускорить как само прохождение и оформление депозивов, так и их системати- зацию. Также как и при первом взаимозачете, субъекты предпринима- тельской деятельности освобождаются от уплаты государственной пошлины за вексельные бланки. Возвращаясь к причинам неплатежей, следует упомянуть еще одну. К концу 1994 г. в производственных запасах было сосредото- чено 52,7% оборотных средств. И 72,7% ВВП за этот период было поглощено ростом запасов ТМЦ. Постоянное и нарастающее перелива- ние оборотных средств с запасы, безусловно, еще одна существен- ная причина роста кредиторской задолженности. В этих запасах скрывается убыточность предприятий Украины. На рост запасов так же работают инфляционные ожидания. Вероятно, значительная доля того, что числится в запасах, на самом деле давно переработана и не единожды продана. И все в том же безналоговом секторе. А деньги за эти запасы, действительно, легально не заплачены. Часть из "ушедших в тень" средств недополучена бюджетом, отсюда еще од- на причина неплатежей в целом. В современных условиях прехода к рыночной экономике, ког- да проблема неплатежей пронизывает не только Украину, но и все страны СНГ, реальной возможностью осуществления хозяйственных связей между предприятиями является бартер. Нормативной базой применения бартерных операций в Украине являются следующие: Письмо Минфина Украины "О бухгалтерском учете бартерных (това- рообменных) операций N 18-4147 от 30.11.92 г. и другие норматив- ные документы. В законе Украины "О налогообложении прибыли предприятий" дано следующее определение: товарообменная (бартерная) операция это хозяйственная операция субъекта предпринимательской дея- тельности, предусматривающая расчет за реализованную продукцию, работы и услуги иной, нежели в денежной форме, включая какие-ли- бо виды погашения (зачета) взаимозадолженности между сторонами хозяйственной операции без проведения денежных расчетов, за ис- ключением случаев межгосударственного клиринга, который осущес- твляется по решению Президента Украины или Кабинета Министров Украины. Выручка от реализации продукции, работ и услуг в пределах товарообменной (бартерной) операции определяется для целей нало- гообложения, исходя из обычных цен на такую продукцию, работы и услуги, которые действовали на дату выписки отгруженных докумен- тов, а для товарообменных операций в области внешней торговли - на дату прохождения таможенного контроля экспортируемой продук- цией. Сумма выручки определяется предприятием на основе расчета, представляемого государственной налоговой инспекции по местона- хождению плательщика одновременно с декларацией о прибыли. ------------------------------------------------------------------ Получено платежных документов 287,1 трлн.крб. Акцептировано Не признано (дано согласие) платежных документов 196,5 трлн.крб. 90,6 трлн.крб. (68,5%) (31,5%) Платежные требования, Задолженность, под- погашенные по зачету лежащая оформлению 60,2 трлн.крб.(30,6%) векселями 136,2 трлн крб. (69,4%) Фактически оформлено Задолженность, не векселями 33,7 трлн. крб. оформленная вексе- (24,8%) лями, подлежащая безакцептному списа- нию на основании про токольных решений 102,5 трлн.крб.(75,2%) Векселя, оплаченные Векселя, оплаченные 15,3 трлн. крб. (45%) 18,7 трлн. крб. (55%), в том числе опротестованные 0,7 трлн. крб. Схема 1. Состояние исполнения Указа Президента Украины от 14.09.94 г. N 530/94 "О выпуске и обращении векселей для покрытия взаимной задолженности субъектов предпринимательской деятельность Украины". ------------------------------------------------------------------ 1.3. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ. Согласно ДКМУ "О взимании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей N 8-93 от 21.01.93 и организации взимания платежей являются: а) по налогу, налоговому кредиту и другим платежам в государ- ственный бюджет Украины, бюджет Республики Крым и др. бюджеты - налоговые и другие гос. органы, которым действующим законода- тельством предоставлено право взимания этих платежей или на кото- рые возложено право исчисления соответствуюго платежа или кон- троль за его уплатой..." В настоящее время рост дебиторско-кредиторской задолжен- ности, вызванный неплатежеспособностью предприятий, отрицательно влияет на состоянии расчетов в Украине в целом. С целью смягчить последствия неплатежеспособности субъектов предпринимательской деятельности, Министерство Финансов Украины в Инструкции об осо- бенностях применения ДКМУ N 8-93 "О взимании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей" определяет следующие меры (раз- дел 1Х): "В исключительных случаях плательщику может быть предос- тавлена отсрочка или рассрочка платежей. Отсрочка платежа - пренос на более поздний срок уплаты платежа по решению соответствующего финансового органа. Рассрочка платежа - распределение суммы платежа на нес- колько сроков уплаты по решению соответствующего финансового ор- гана. Отсрочка и рассрочка платежей предоставляется на условиях налогового кредита на срок не более трех месяцев, при этом взи- маются проценты за пользование кредитом в размере 75% учетной ставки НБУ на день оформления кредита, но не менее размера пени за несвоевременную уплату налога или иного платежа. Действующим законодательством государственным налоговым инспекциям предостав- лено право на взимание, исчисление и контроль за уплатой отсро- ченных и рассроченных платежей. Заявление плательщиков об отсроч- ке и рассрочке платежа рассматривается после заключения ГНИ о фи- нансовом состоянии плательщика и о состоянии расчетов с бюджетом по лицевым счетам. В случае, если в решении Министерства Финансов или местно- го финансового органа определено предоставление налогового креди- та как на существующую задолженность, так и на авансовые или фак- тические платежи текущего года, ГНИ плату за налоговый кредит на- числяет в карточках лицевых счетов плательщиков, также ГНИ на ос- новании решения финансового органа вносит изменения в лицевые счета плательщиков. Подача заявлений о предоставлении налогового кредита не прекращает взимания надлежащих платежей в бюджет. При погашении налогового кредита по частям плата за пользование кредитом рассчитывается ГНИ по каждой отдельной сум- ме, исходя из количества календарных дней пользования каждой час- тью кредита без принятия решения финансовых органов. В случаях досрочного погашения налогового кредита ГНИ на день погашения кредита производит перерасчет суммы платы за налоговый кредит, которая ранее определена в распоряжении финансовых органов. Если суммы платежа по налоговому кредиту не возвращены в установленный срок или возвращены неполностью, то начисляется пе- ня со следующего дня, за днем окончания отсрочки или рассрочки в размерах, предусмотренных действующим законодательством по от- дельным видам платежей. Согласно Разъяснениям НБУ относительно использования в практической деятельности Указов Президента Украины от 16.03.95 N 227/95 и от 31.03.95 N 227/95 "О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины" подлежат безакцептному списанию суммы кредиторской задолженности за энергоносители и по- гашение кредитов, полученных на их оплату учреждениями банков по платежным требованиям предприятий, организаций и учреждений. Если плательщик не осуществляет в установленный срок пере- числения средств на р/с, учреждение банка ставит в известность ГНИ и списание средств кредиторской задолженности осуществляется по ее распоряжению. Учреждение банков принимают на исполнение от ГНИ платеж- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|