реферат, рефераты скачать
 

Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта


Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта














ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

"Маркетинговые исследования

потребителей

туристского продукта"








2003

СОДЕРЖАНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3


1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

    ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА …………………………………………………………………..6

1.1. Общая характеристика потребителей туристского продукта………………………………..6

1.2.  Цели и задачи маркетинговых  исследований потребителей

        туристского продукта………………………………………………………………………...18

1.3. Методы маркетинговых исследований потребителей

        туристского продукта………………………………………………………………………...26


2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

    НА ПРИМЕРЕ ТУРФИРМЫ "АЛМА-ТУР"…………………………………………………33

2.1. Краткий обзор туристского рынка г.Санкт-Петербург…       ……………………  ……...33

2.2. Характеристика предприятия "Алма-Тур"…………………………………………………40

2.3. Анализ маркетинговых исследований потребителей

       туристского продукта для  предприятия "Алма-Тур"……………………………………..55

2.4. Мероприятия по совершенствованию туристических

       услуг потребителям туристского продукта…………………………………………………63


ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………70

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………….72 - 75









ВВЕДЕНИЕ

      Туризм является фундаментальной и динамичной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. Индустрия путешествий и туризма обеспечивает значительное количество рабочих мест в большинстве стран мира. Это означает непосредственную занятость примерно для 130 млн. человек (или одного из 15 человек, занятых в мировом производстве). Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11% международных инвестиций и приносят в казну государств в виде налоговых поступлений 302 млрд. долл. По оценкам специалистов туризм - самый прибыльный вид бизнеса.[1]     

      Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.  На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов[2].  Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. По оценке ВТО число туристов к 2010 году возрастет до 1018 миллионов человек. Общие мировые концепции туризма предусматривают как минимум равный баланс въездного и выездного туризма.

      Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предположением этих услуг и их распределением.

      Туризм – это социально-экономический сектор, где клиенту за деньги предоставляются различного вида услуги.  Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей., которая  охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода.  Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг.  Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги. 

      Маркетинговые исследования потребителей туристского продукта– это процесс, направленный на выявление предпочтений потребителей туристского продукта, в результате которого отдельные личности и группы получают то, что им необходимо и то, что они хотят.

      Основным туристским продуктом в практической дея­тельности является комплексное обслуживание - стандарт­ный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете" (пэкидж-туры.

      Рынок туризма можно определить как общественно-экономическое явление, объеденяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского про­дукта  потребителям в данное время и в определенном месте.

      При характеристике рынка туризма необходимо отметить, что основным предметом купли-продажи являются туристические услуги потребителям туризма, где кроме покупателя и продавца в механизм туристс­кого рынка включается значительное количество посредни­ческих звеньев, которые обеспечивают связь спроса и пред­ложения.

      Российский туризм на общем фоне выглядит скромно, однако в последние годы наметились изменения. Правительством РФ принята Федеральная Программа "Развитие туризма в Российской Федерации" которая стала важным документом определяющим пути развития туризма в России и практически инструментом государственного регулирования туризма в России. Программой определены главные направления развития туризма, формирование современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристской отрасли на период 1995-2005 гг. В  1996 году был принят закон РФ "Об основах туристической деятельности в РФ", введены лицензирование и сертификация,  создан комитет по туризму и спорту.[3]

      Туристический бизнес  нелегкий и не приносящий мгновенных больших прибылей.  Во-первых, этот вид деятельности носит сезонный характер. Во-вторых туристические поездки – это не потребность первой необходимости и напрямую зависит от доходов населения.

      К чему стремится каждая туристическая фирма? Одной из основных задач фирмы является, конечно, увеличение ее прибыли.  Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных потребителей туристских продуктов.  Однако клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы.

     Спрос на туристские услуги отличается рядом осо­бенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам потребителей.

      Актуальной для успешного ведения туристического бизнеса является  необходимость не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей.  Для этого проводятся маркетинговые исследования.  Маркетинговые исследования включает в себя множество самых разнообразных методов и видов. Это - систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед туристической фирмой целей и задач по удовлетворению спроса потребителей туристического продукта,  сбор, анализ и отчет о результатах.

      Таким образом, маркетинговые исследования исследование представляет собой процесс, состоящий из нескольких этапов:

       - четкое определение проблемы и постановка целей исследования;

       - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных.  Сбор первичных данных требует: выбор методов исследования (наблюдение, эксперимент, экспресс-опрос), подготовки инструментов исследования (анкеты),  выбор способа связи с аудиторией (интернет, телефон, личное интервью); 

        - сбор информации;

- анализ собранной информации;

- представление отчета основных результатов, которые дают возможность принимать

более правильные решения. 

        - контроль использования или применения  конкретного исследования.

       Целью работы является анализ процесса маркетингового исследования потребителей туристского продукта на примере турфирмы "Алма-Тур", осуществляющая деятельность по оказанию туристических услуг потребителям туристского продукта, как въездного, так и выездного туризма, с постоянным учетом состояния рынка и основываясь на точном знании нужд и потребностей потенциальных потребителей туристского продукта, их оценке и учете возможных изменений в будущем.

        В задачи работы входит:

1.   Осуществить краткий обзор туристского рынка на примере г.Санкт-Петербурга

2.   Дать общую характеристику потребителей туристского продукта.

3.   Обозначить цели, задачи и методы маркетинговых  исследований потребителей.

       туристского продукта.

4.   Провести маркетинговое исследование потребителей турпродукта для фирмы "Алма-Тур"

5.   Составить  план  мероприятий по совершенствованию туристических услуг потребителям туристского продукта.

           Теоретической базой данной работы послужили учебная и специальная литература справочная информация из периодической печати. В качестве практической основы использована документация туристической фирмы "Алма-Тур".











1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

1.1. Общая характеристика потребителей туристского продукта

 

      Самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501-1484 г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний - Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут.[4]

       За 2000 лет до н.э. египтянин Синухит предпринял путешествие в страну Кедем, то есть на восток, описав его под названием "Приключения Синухита".

       Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали участие в античных олимпиадах в качестве зрителей и участников. Но даже в те времена данный мотив путешествий был не единственным. Географ и историк Геродот путешествовал в V веке до н.э. изучая обычаи и нравы своих современников.

       Известный "Великий тур", который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В XVII - XIX веках к таким турам стали проявлять интерес и гражданские слои населения. Среди молодежи считалось модным отправляться в длительную поездку по Европе. Станциями "Великого тура" первоначально считались культурные центры Европы, преимущественно города и достопримечательности Испании, Франции, Италии, Греции.

      Одно из первых организованных путешествий относят к 1841 году, когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 году им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсий. В 1847 году Т. Кук организовал туристическое общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Томас Кук был первым менеджером в области туризма.

      Лишь немногим представителям дворянского сословия XVII-XVIII столетий присваивался статус туристов, так как наряду с мотивами получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами).

      Существует единая точка зрения на возникновение туризма в России.[5] В 777 году в Москве появился "План предприемлего путешествия в чужие края" Вениамина Генша. Более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или по России нет. По этому "Плану:" каждый из участников должен был вручить В. Геншу гонорар, установленный по контракту. Речь идет о том, что группа людей под началом опытного руководителя-менеджера должна совершить коллективную поездку в страны Западной Европы.

      Первыми представителями самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные люди, совершавшие путешествия по собственному почину по своей стране и за рубежом. Известно, что Петр I в Южной Германии в 1697 году совершил восхождение на гору Брокке (1142 м над уровнем моря) с туристическими целями.

      Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся к XVIII веку. В 1770 году описываются экскурсии, проводимые в Тифлисе.[6]

       Русское географическое общество, созданное в 1845 году, в значительной степени способствовало развитию путешествий и экскурсий.

       В 1895 году на базе общества путешественников-велосипедистов создается образцовое Российское общество туристов (РОТ). В 1907 году при РОТ образуется комиссия по организации образовательных экскурсий для школьников, а так же экскурсионные комиссии при педагогическом и краеведческом обществе. В 1928 году РОТ было упразднено и на его базе создано Общество пролетарского туризма РСФСР, председателем которого стал Н.В. Крыленко.

      Необходимость развития иностранного туризма в СССР поставила задачу создания специального органа. Такой органом решением Совета Труда и Обороны был создан в 1929 году - всесоюзное общество "Интурист".

       В 1930 г. произошло слияние АО "Советский турист" с Обществом пролетарского туризма. Было создано Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).В том же году при ВЦСПС было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ ВЦСПС).

      В 1962 г. создается система Советов по туризму, руководство которой осуществлял Центральный Совет ВЦСПС по туризму. Для решения вопросов международного молодежного обмена в июне 1958 года создано Бюро международного молодежного туризма "Спутник", которое занималось бы не только приемом групп зарубежной молодежи и организацией советского туризма за рубежом, но и внутрисоюзными путешествиями юношей и девушек, организацией их отдыха в молодежных лагерях.

      В международном масштабе туристическую деятельность координирует ВТО (Всемирная туристическая организация), созданная в 1968 году. Основными задачами ВТО является оказание помощи международному туризму с целью развития туристической отрасли, укрепление дружеских и культурных связей, борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей, сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма, научно-исследовательская работа в области туризма, координация туристской деятельности в региональном и международном масштабе, сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

      Измерением уровня жизни и дифференциации доходов населения занимаются многие международные организации, в том числе и Совет организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В 1980 г. ОЭСР утвердил список социальных индикаторов, в число которых входит и такой индикатор, как "время и отдых", а его показателями являются величина свободного времени и его использованье. В качестве критерия рациональности структуры расходов семей используется закон, открытый немецким статистиком Э. Энегелем, согласно которому с ростом доходов семьи снижается доля затрат на питание, а доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных нужд (к числу которых можно отнести и использование свободного времени) существенно увеличивается.

       В практике туристской деятельности различают страны - поставщики туристов (направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К первым могут быть отнесены: США, Германия, Англия, Бельгия, Дания и др. Ко вторым - Франция, США, Испания, Италия, Венгрия и др. Статистика ВТО показывает, что за последнее время международные путешествия и доходы от них выросли во всех регионах мира. Наиболее популярные страны мира, посещаемые туристами, представлены в таблице 1.1.[7]

                                                                                                                                       Таблица 1.1.

Наиболее популярные туристские страны мира

 

Страна

Количество прибытий туристов*

Средний ежегодный прирост прибытий

Доля прибытий от общего ежегодного мирового показателя, %

Место

(по

прибытиям)

2001 г.

2002 г.

   к 2000 г.

2001 г.

2002 г.

2001 г.

2002 г.

Франция

США Испания

Италия

Венгрия

Китай

Великобритания

Польша

Австрия

Мексика

Чехия

Канада

Германия

Швейцария

Греция

Гонконг

Португалия

Малайзия

Сингапур

Нидерланды


36,748

25,399

24,477

25,047

9,724

7,133

14,449

5,664

15,168

11,907

-

13,171

12,686

11,900

6,574

3,675

4,989

3,109

2,738

3,329

327,570

60,640

45,504

43,232

27,480

21,425

21,070

20,885

18,800

17,894

17,113

17,0

15,971

14,494

12,200

10,072

9,331

9,132

7,197

6,68

6,178

537,366

5,72

6,69

5,16

1,04

9,17

12,79

4,16

14,26

1,85

4,11

-

2,16

1,49

0,28

4,85

10,97

6,95

9,77

9,64

7,11

5,65

11,2

7,75

8,39

7,65

2,97

2,18

4,41

1,73

4,63

3,63

-

4,02

3,87

3,63

2,01

1,12

1,52

0,95

0,84

1,02

100

11,28

8,47

8,05

5,11

3,99

3,92

3,88

3,50

3,33

3,18

3,16

2,97

2,70

2,27

1,87

1,74

1,70

1,34

1,17

1,15

100

1

3

2

4

11

12

6

14

5

9

-

7

8

10

13

16

15

18

19

17

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

-


*Исключая визиты одного дня

     Средний ежегодный прирост прибытий в мире к 2000 г. составил 5,65%. Наибольший средний ежегодный прирост прибытий за тот же период у Польши 14,26%, Китая 12,79, Гонконга10,97%. Высоки позиции США, Испании, Италии, Венгрии и Великобритании. Наиболее посещаемой страной мира является Франция. [8]

      Как и следовало ожидать, туристы из наиболее развитых стран мира - США, Германии и Японии - тратят больше средств в заграничных путешествиях, чем туристы из других стран.

      Эксперты ВТО указывают на то, что существует четкая связь между тенденциями развития туризма и общим состоянием экономики в стране. Динамика путешествий очень чувствительна к тому, находится ли экономика на подъеме или идет на спад. Обычно если другие факторы, такие, как относительные цены, остаются неизменными, то при темпах роста общего реального потребления на 1% объем поездок остается неизменным, при 2,5% объем поездок увеличивается на 4%, а приросте потребления на 5% расходы на путешествия возрастают на 10%. Если темпы роста потребления ниже 1%, объем поездок падает. Указанные соотношения могут отличаться от приведенных средних величин для различных стран выезда туристов.

      Поэтому не только малые страны, но и такие промышленно развитые государства, как США, Англия и Германия, стремятся к увеличению доходов от туризма и предпринимают серьезные усилия для привлечения в страну иностранных туристов.

      Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала статистические материалы для развития туризма в государствах Европы, США, Канаде, Японии и др. Данные таблицы 1.2.  рассчитывались по методике ОЭСР и в некоторых случаях расходятся с данными ВТО. [9]

                                                                                                                                          Таблица 1.2.

           10 стран мира с положительным сальдо туристского баланса* (млн. долл.)

 

Страна

Доход

Расход

Сальдо

Испания

Италия

США

Франция

Турция

Мексика

Греция

Португалия

Австрия

Венгрия

25892,2

28245,2

64374,0

28181,7

6000,0

6897,0

3684,1

4325,2

13821,5

2260,1

4620,7

12681,5

52567,0

17505,0

1180,0

3335,7

1176,8

2321,5

12104,9

930,2

21271,5

15563,7

11807,0

10676,3

4820,0

3561,3

2507,3

20037

1716,7

1329,9


*Данные приводятся по состоянию на 2000 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.