| |||||
МЕНЮ
| Морфологические особенности английских существительныхМорфологические особенности английских существительныхМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра теории и практики перевода Допущена к защите заведующая кафедрой _______________Т.М. Данчева. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Морфологические особенности английских существительных Студент-дипломник: Протасова Д.В. Руководитель: Скибина В.И. Южно-Сахалинск 2003 Оглавление: ВВЕДЕНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ В своей книге «Словообразование английского языка» П.М. Каращук
указывает на два основных значения термина «словообразование», которые
следует четко различать. В первом своем значении данный термин
употребляется для выражения постоянного процесса образования новых слов в
языке. «Язык находится в состоянии непрерывного развития, включающего
определенные языковые процессы, в том числе и процесс создания новых
лексических единиц. Этот процесс и получил название «словообразование»» В своем втором значении термин «словообразование» обозначает раздел
науки, занимающийся изучением процесса образования лексических единиц (19, Словообразование как самостоятельная дисциплина стала осознанной целью исследования лишь в последние десятилетия. Несмотря на то, что словообразование является самостоятельным разделом науки о языке, оно неразрывно связано с другими его разделами: морфологией, синтаксисом и лексикологией. «Основная задача словообразования как раздела науки, занимающейся изучением процесса образования лексических единиц, – это изучение формальных, семантических, генетических и других закономерностей и особенностей образования новых лексических единиц, возникающих в процессе развития языка» (19, 9). Суть словообразовательных процессов заключается в создании новых наименований. К наиболее продуктивным способам словообразования в современном английском языке относятся: . образование слов посредством суффиксов и префиксов - аффиксальный способ; . процесс образования новых лексических и морфологических единиц посредством перехода из одной части речи в другую – конверсия; . образование слов посредством сложения основ слов – словосложение. В процессе исследования было обнаружено, что существует большое
количество литературных источников, посвященных лексикологии, морфологии и
грамматике английского языка (всего было использовано 48 литературных и
электронных источников). Отдельные аспекты проблемы исследованы достаточно
глубоко; в частности, ею занимались такие видные ученые, как А.И. Целью исследования является описание морфологических особенностей английских существительных, особенностей их структуры и процесса образования новых единиц номинативной лексики. Объектом исследования является 1630 номинативных единиц, отобранных методом сплошной выборки из англоязычных газет и журналов, особенности их морфологической структуры. Цель и объект исследования определили круг задач, которые было необходимо решить в процессе работы: . раскрыть особенности морфологической структуры английских существительных; . сравнить морфологические структуры английских существительных и других частей речи; . изучить проявление морфологических особенностей имен существительных английского языка в письменной речи на примере англоязычных газет и журналов; . показать различие частотных характеристик и степени продуктивности словообразовательных способов в системе английских существительных. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: . анализ отечественной и зарубежной литературы в области морфологии, лексикологии и грамматики иностранных языков, ресурсов Интернета; . отбор методом сплошной выборки примеров употребления производных номинативных единиц из англоязычной прессы (газет и журналов) и художественных произведений для выявления морфологических особенностей имен существительных; . элементы методов статистического анализа. Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений к дипломной работе. Ценность данной дипломной работы, по нашему мнению, с методической точки зрения, заключается в том, что при анализе литературы по данному вопросу, при исследовании практического материала были выделены особо продуктивные способы словообразования в системе английского существительного, которые могут быть включены в учебный материал для курса английского языка в средней общеобразовательной школе. В отличие от других частей речи, изучение существительных должно включать в себя словообразовательные модели и знакомство с морфемами, их составляющими, поскольку производные существительные занимают достаточно большой объем словарного состава современного английского языка. 1. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ АНГЛИЙСКОЙ ЛЕКСИКИ 1.1. Морфологическая структура английского слова В английском языке слова могут быть простыми, производными и сложными. Сложное слово – это слово, которое образовалось в результате сложения
двух или более основ: например: blackboard, handcraft, weekend. В
лингвистической литературе принято выделять также производносложные Словообразовательный элемент может быть присоединен не только к
односоставному или двуосновному слову, но и к словосочетанию, например,
blue-eyed=(blue+eye/s/)+ed. В этом случае можно говорить о производных Морфологическая структура английских простых слов не сложна. Она не
отягощена морфологическими показателями частей речи, рода, типа склонения
или спряжения. Например, английское существительное book несет в себе лишь
семантическое значение и указывает на единственное число. Русское слово Современный английский язык обладает всего несколькими
словоизменительными флексиями: -s множественное число существительных, -‘s
притяжательный падеж, -s 3-е лицо единственного числа глаголов настоящего
времени, -ed прошедшее время глагола. Это также значительно упрощает
морфологическую структуру английских слов. Другими словами, в английском
языке корень очень часто полностью материально совпадает с основой слова. Структура английского слова, а вместе с ней и проблема ее анализа, усложняется, как только мы обращаемся к производным словам. В отличие от простых слов, многие английские производные слова маркированы с точки зрения принадлежности их к частям речи, хотя омонимия аффиксов и конверсия частей речи значительно снижают способность английских аффиксов к индикации частей речи (23, 26). Прибавление словообразовательного аффикса усложняет структуру
английского слова, но все же оно сохраняет свою относительную простоту, так
как сама аффиксация, точнее суффиксация, не вносит в слово никаких
морфологических признаков, кроме индикации частей речи (23, 26). Так,
например, для сравнения приведем суффиксацию в немецком языке, где суффикс
сигнализирует о принадлежности слова к грамматическому роду, отсюда к
определенному типу склонения и т.п.; например, суф. -er сигнализирует о
мужском роде (der Schaffner), суф. -schaft о женском роде (die Выявление всех алломорф, характер сочетаемости суффиксов с различными видами основ, дистрибуция суффикса и другие вопросы составляют предмет словообразовательной морфологии (23, 27). Второй, важный для проблем словообразования, фактор состоит в выделимости словообразовательного аффикса и, следовательно, в отнесении того или иного слова к разряду производных. Этот фактор для английского языка осложняется тем, что в этом языке имеется большое количество слов, которые были заимствованы вместе со словообразовательными аффиксами, однако корни этих слов не имеют в современном английском языке самостоятельного употребления. Такие слова функционируют параллельно со словами, в которых после вычитания аффикса остается часть, равная полнозначному слову. Эта проблема применительно к словообразованию правильно, на наш взгляд, решается, например, Г. Марчандом, который считает, что для словообразования такие слова как horror, horrid, horrify; stupor, stupid, stupefy не являются производными (44, 4-5). В самом деле, то, что выделяется как суффикс или префикс в таких словах не обнаруживает смысловых отношений с теми частями слова, которые остаются после вычитания того, что принимается за суффикс или префикс. Для современного языкового сознания такие слова нечленимы. Выделение в них каких-то элементов может иметь значение только для диахронического (исторического) анализа. С точки зрения словообразовательного анализа слово является производным, если оно может быть произведено от производящей основы членами данного языкового коллектива (23, 27).Если слово может появляться в речи только как готовая воспроизводимая единица, то оно не производное. Однако всякий, кто, так или иначе, занимается словообразовательным анализом, будь то в практических или теоретических целях, не должен удивляться тому, когда с одной стороны в слове “явно” выделяется часть, похожая на префикс или суффикс, а с другой стороны остается часть слова, не имеющая никакого значения (23, 27-28). Таким образом, мы пришли к выводу, что английский язык, в отличие, к примеру, от русского, имеет всего несколько словоизменительных флексий, что упрощает морфологическую структуру слов. При этом важным моментом является то, что большая часть английских слов – односложные. Наряду с большим количеством односложных слов существуют также производные и сложные. Многие из них, в отличие от простых слов, маркированы с точки зрения принадлежности их к частям речи. Прибавление словообразовательного аффикса усложняет структуру английского слова, но оно все же сохраняет свою относительную простоту. 2. Основные словообразовательные способы в системе английского существительного Само слово «словообразование» приобрело двоякое значение. С одной стороны, оно означает процесс и правила образования слов. С другой стороны, этот термин означает определенный аспект лингвистической науки. Говоря о словообразовании, обычно имеют ввиду пополнение словарного состава языка новыми словами в результате индивидуального или массового словотворчества (23, 5). Безусловно, создание новых слов – это основная функция словообразования, и именно оно является одним из важнейших лингвистических механизмов, обеспечивающих бесконечность словаря. Вместе с тем роль словообразования состоит не столько в образовании
новых слов, сколько в порождении в речи уже существующих в языке слов. И
эта сторона словообразования не менее важна, чем создание новых слов (23, В процесс словообразования в системе английского языка вовлечены все части речи. Наиболее широко, тем не менее, представлена часть речи – имя существительное. В данной работе мы рассматриваем такие продуктивные способы словообразования в системе английского существительного, как аффиксация, конверсия и словосложение. 2.1. Аффиксация В современном английском языке встречается большое количество
аффиксов как исконных, так и заимствованных. Однако не все они
употребляются сейчас в качестве словообразующих элементов. Как отмечает
академик В.В. Виноградов, аффиксы, потерявшие свое значение, ставшие
непродуктивными и воспринимающиеся лишь как примета той или иной части
речи, перестают быть аффиксами и лишь потенциально сохраняют свойство
выделимости (6, 120). В связи с этим возникает вопрос, что следует называть
живым аффиксом и какими признаками он должен обладать в современном языке. . Присоединяясь к производящей основе, аффикс должен выражать определенное значение. . Аффикс должен легко выделяться как словообразующий элемент и в сознании говорящего отчетливо осознаваться как часть слова, а производящая основа при отделении должна обладать способностью употребляться в языке без аффикса или производить новые слова при помощи других аффиксов. . Аффикс должен употребляться для образования новых слов не только от основ того происхождения, с которым он впервые появился в языке, но и от основ иного происхождения. . Аффикс должен обладать определенной частотой употребления. Чем больше новых образований он дает, тем он продуктивнее. Исходя из вышеизложенных признаков, под аффиксом мы понимаем морфему,
которая в своем развитии приобрела абстрактное значение, присущее целому
классу слов, и которая, присоединяясь к основе, изменяет ее значение (30, Одной из важных особенностей английской суффиксальной системы
является большая свобода в объединении суффиксов с основами. Свобода
сочетаемости суффиксов и основ в английском языке приводит к многочисленным
окказиональным образованиям. При этом часто формируются такие лексические
единицы, которые имеют самое обобщенное значение, раскрываемое только путем
определенного соотношения со значением, выраженным в основе. Иначе говоря, Для описания суффиксальной системы английского языка О.Д. Мешков
выделяет суффиксальные схемы и модели. Суффиксальная схема показывает,
какие части речи использованы в словообразовательном акте, какая из них
является производящей, какая – производной (23, 38-39). Так, например, Имя существительное английского языка в словообразовательном отношении Суффиксы являются одним из признаков существительного как части речи. О.Д. Мешков в своей книге «Словообразование современного английского языка» указывает на то, что суффиксы можно подразделить на терминальные и нетерминальные (23). Терминальные суффиксы могут занимать только конечное положение в
слове. К ним можно отнести суффиксы –ship, -let, -hood, -ness, -al. В свою очередь П.М. Каращук в своей книге «Словообразование в английском языке» делает акцент на подразделении всех производных существительных на образования с помощью агентивных суффиксов и на образования с помощью абстрактных суффиксов (19, 37). Из всех агентивных суффиксов существительных –er является самым продуктивным. В древнеанглийском языке с помощью этого суффикса от существительных и глаголов производились существительные, обозначающие лиц, занимающихся тем видом деятельности, на который указывает производящая основа: cartere (carter) возчик; utridere (outrider) верховой, сопровождающий экипаж; writere (writer) писец, переписчик, писатель К среднеанглийскому периоду восходят такие существительные с суф. –er,
как builder (строитель), bookbinder (переплетчик), hatter (шляпник), hunter В дальнейшем (с ранненовоанглийского периода) –er развивает, помимо агентивного значения, также и орудийное. Это связано с тем, что с развитием техники целый ряд приспособлений, инструментов, приборов и т.п. стал выполнять ту работу, которую прежде приходилось делать человеку. Например: roller ‘валик ‘, knocker ‘дверной молоток’, etc. В настоящее время суффикс –er обладает большой продуктивностью и широкой употребительностью и сохраняет агентивное и орудийное значения: соответственно –er1 и –er2. Если раньше этот суффикс мог сочетаться только с основами глаголов и существительных, то сейчас он, хотя и в редких случаях, образует новые существительные от основ прилагательных и числительных. Присоединяясь к основам существительных, суф –er выражает значение
жителя определенной местности (города, деревни, страны), на которую
указывает основа: borderer ‘житель пограничной полосы‘, villager (житель
деревни), hosteler (студент живущий в общежитии), islander (островитянин), Суффикс -er настолько продуктивен, что может производить
существительные даже от глагольных основ с послелогами. Например: onlooker Тем не менее, есть случаи, когда суф. -er не употребляется для
образования существительных, например, когда в языке уже существует другое
производное слово с аналогичным значением, как, в случае со словом student |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|