реферат, рефераты скачать
 

Основы законодательства о нотариате


p> Приложение № 2

Союзом Советских Социалистических Республик по состоянию на 1 января 1987 г. заключены консульские конвенции: с Австрийской Республикой — вступила в силу 19 января 1960г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1960, №2, ст. 5). Протокол к Консульскому договору
— 3 сентября 1975 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1975, №39, ст.
614); с Народной Республикой Албанией (с 1976 года — Народная Социалистическая
Республика Албания) — 29 апреля 1958г. (Ведомости Верховного Совета СССР,
1958, №9, ст. 204); с Народной Республикой Ангола — 11 марта 1979г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1979, №15, ст. 224); с Демократической Республикой Афганистан — 14 июля 1982г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1982, №31, ст. 587); с Королевством Бельгии — 25 июля 1975 г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1975, №34, ст. 528); с Народной Республикой Бенин — 11 ноября 1979г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1980, № 1, ст. 1); с Народной Республикой Болгарией — 25 ноября 1971 г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1971, №47, ст. 447); с Республикой Боливией — 5 июля 1985 г. (Ведомости Верховного Совета
СССР. 1986, №20, ст. 341); с Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии — 22 сентября 1968г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, №41, ст. 370); с Венгерской Народной Республикой — 18 февраля 1972 г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1972, № 6, ст. 50); с Социалистической Республикой Вьетнам — 11 августа 1979г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1979, №34, ст. 552); с Республикой Гана — 10 ноября 1985 г. (Ведомости Верховного Совета СССР,
1986, № 18, ст. 297); с Гвинейской Республикой — 27 марта 1977 г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1977, №17, ст. 253); с Республикой Экваториальная Гвинея — 13 сентября 1985г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1985, №51, ст. 983); с Республикой Гвинея-Бисау — 28 января 1977 г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1977, № 14, ст. 220); с Германской Демократической Республикой — 21 июня 1972г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1972, №24, ст. 208); с Федеративной Республикой Германией — 24 мая 1959 г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1959, №17, ст. 101); с Греческой Республикой — 22 ноября 1980г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1981, № 11, ст. 283); с Арабской Республикой Египет[33] — 5 февраля 1976 г.; с Республикой Индия — 4 июля 1976 г. (Ведомости Верховного Совета СССР,
1976, №32, ст. 462); с Иракской Республикой — 21 января 1976г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1976, №9, ст. 155); с Итальянской Республикой — 21 марта 1974г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1974, № 14, ст. 219); с Народной Демократической Республикой Йемен — 29 сентября 1974г.
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1974, № 42, ст. 692); с Йеменской Арабской Республикой — 27 февраля 1985 г. с Народной Республикой Кампучией — 14 ноября 1984г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1984, №50, ст. 899); с Республикой Кипр — 19 августа 1979г. (Ведомости Верховного Совета СССР,
1979, №39, ст. 634); с Китайской Народной Республикой — 16 апреля 1987г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1987, №17, ст. 225); с Корейской Народно-Демократической Республикой — 6 сентября 1985 г.
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1985, №50, ст. 972); с Республикой Куба — 27 сентября 1973г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1973, №42, ст. 591); с Лаосской Народно-Демократической Республикой — 19 декабря 1982г.
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 1, ст. 1); с Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией — 3 ноября
1986 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1986, №49, ст. 1014); с Правительством Маврикия — 17 ноября 1985г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1985, №52, ст. 1004); с Республикой Мали — 4 ноября 1982 г. (Ведомости Верховного Совета СССР,
1982, №47, ст. 864); с Мексиканскими Соединенными Штатами — 9 августа 1979г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1979, №37, ст. 606); с Народной Республикой Мозамбик — 23 июля 1979г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1979, №32, ст. 525); с Монгольской Народной Республикой — 26 октября 1972г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1972, №46, ст. 435); с Республикой Никарагуа — 1 апреля 1982 г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1982, №20, ст. 336); с Королевством Норвегии — 17 апреля 1974г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1974, № 18, ст. 273); с Республикой Острова Зеленого Мыса (с 1986 года — Республика Кабо-Верде)
— 16 ноября 1978 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1978, №50, ст. 829); с Польской Народной Республикой — 29 марта 1972 г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1972, №11, ст. 89); с Социалистической Республикой Румынией — 14 апреля 1973 г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1973, № 18, ст. 225); с Демократической Республикой Сан-Томе и Принсипи — 20 сентября 1982 г.
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, № 43, ст. 804); с Сирийской Арабской Республикой — 23 февраля 1979 г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1979, № 13, ст. 202); с Соединенными Штатами Америки — 13 июля 1968 г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1968, №29, ст. 261); с Сомалийской Демократической Республикой — 5 марта 1973г. (Ведомости
Верховного Совета СССР, 1973, №13, ст. 179); с Тунисской Республикой — 10 июня 1984г. (Ведомости Верховного Совета
СССР, 1984, №24, ст. 419); с Финляндской Республикой — 15 октября 1966 г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1966, №51, ст. 1042); с Французской Республикой — 19 сентября 1969г. (Ведомости Верховного
Совета СССР, 1969, № 41, ст. 363); с Чехословацкой Социалистической Республикой — 7 сентября 1973 г.
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1973, №38, ст. 524); со Швецией — 10 августа 1968 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968,
№37, ст. 334); с Республикой Эквадор — 1 июля 1984г. (Ведомости Верховного Совета СССР,
1984, №35, ст. 606); с Временным военным правительством Социалистической Эфиопии — 9 марта
1979 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1979, № 14, ст. 212); с Федеративной Народной Республикой Югославией (с 1963 года
Социалистическая Федеративная Республика Югославия) — 2 августа 1961 г.
(Ведомости Верховного Совета СССР, 1961, №33, ст. 346); с Японией — 23 августа 1967г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1967,
№32, ст. 437).

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Утверждена Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта

1996г.

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Гражданским кодексом
РСФСР 1964 года, Гражданским кодексом Российской Федерации.

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В соответствии со статьей 37 Основ законодательства Российской
Федерации о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти совершают следующие нотариальные действия:

1) удостоверяют завещания;

2) удостоверяют доверенности;

3) принимают меры к охране наследственного имущества;

4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

5) свидетельствуют подлинность подписи на документах.

Законодательными актами Российской Федерации на указанных должностных лиц органов исполнительной власти может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.

2. Совершение нотариальных действий возлагается решением органа исполнительной власти (или распоряжением его руководителя) на одно из должностных лиц аппарата органа исполнительной власти (далее — должностные лица) только в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.

Должностные лица при совершении нотариальных действии в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, конституциями или уставами субъектов Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами
Российской Федерации.

Методическое руководство по совершению должностными лицами нотариальных действий осуществляют органы юстиции субъектов Российской Федерации.

4. При совершении нотариальных действий должностные лица обязаны соблюдать тайну совершаемых нотариальных действий, в связи с чем им запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после увольнения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами.

Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя по представлению свидетельства о смерти.

Правила о соблюдении тайны нотариальных действий распространяются также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

Суд может освободить должностное лицо от обязанности сохранения тайны, если против него возбуждено уголовное дело в связи с совершенным нотариальным действием.

5. Должностные лица, на которых возложено совершение нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

В необходимых случаях должностные лица по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, вправе составлять проекты документов и выписок из них, изготовлять копии документов, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий.

6. Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Российской
Федерации.

На нотариально оформленные документы должна проставляться печать с наименованием государственного органа власти и изображением
Государственного герба Российской Федерации.

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА СОВЕРШЕНИЯ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

7. Нотариальные действия, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий, за исключением подп. 3 (принятие мер к охране наследственного имущества).

8. Нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины.

9. Совершение нотариального действия может быть отложено в случае: необходимости истребования дополнительных сведений от физических и юридических лиц; направления документов на экспертизу.

Совершение нотариальных действий должно быть отложено, если в соответствии с законом необходимо запросить заинтересованных лиц об отсутствии у них возражений против совершения этих действий.

Срок отложения совершения нотариального действия не может превышать месяца со дня вынесения постановления об отложении совершения нотариального действия.

По заявлению заинтересованного лица, оспаривающего в суде право или факт, за удостоверением которого обратилось другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия может быть отложено на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока от суда не будет получено сообщение о поступлении заявления, нотариальное действие должно быть совершено.

В случае получения от суда сообщения о поступлении заявления заинтересованного лица, оспаривающего право или факт, об удостоверении которого просит другое заинтересованное лицо, совершение нотариального действия приостанавливается до разрешения дела судом.

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут быть установлены и иные основания для отложения и приостановления нотариальных действий.

10. При совершении нотариального действия должностные лица устанавливают личность обратившегося за совершением нотариального действия гражданина, его представителя или представителя юридического лица.

Установление личности должно производиться на основании паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.

Личность несовершеннолетних, не достигших 16 лет, устанавливается на основании записи о них в паспортах родителей (усыновителей) или по свидетельству о рождении.

Личность военнослужащих устанавливается на основании удостоверения личности или военного билета, выдаваемых командованием воинских частей и военных учреждений.

Личность прибывших на временное жительство в Российскую Федерацию российских граждан, постоянно проживающих за границей, устанавливается по их общегражданским заграничным паспортам.

Личность иностранных граждан или лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, устанавливается по виду на жительство в
Российской Федерации или национальному паспорту с отметкой о регистрации, сделанной органами внутренних дел или другими уполномоченными на то органами.

11. При удостоверении сделок выясняется дееспособность физических лиц и проверяется правоспособность юридических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. В случае совершения сделки представителем проверяются его полномочия.

12. Содержание нотариально удостоверяемой сделки, а также заявления и иных документов должно быть зачитано вслух участникам. Документы, оформляемые в нотариальном порядке, подписываются в присутствии должностного лица, совершающего нотариальное действие.

Если гражданин вследствие физических недостатков, болезни или по каким- либо иным причинам не может лично расписаться, по его поручению, в его присутствии, в присутствии должностного лица, совершающего нотариальное действие, сделку, заявление или иной документ может подписать другой гражданин с указанием причин, в силу которых документ не мог быть подписан собственноручно гражданином, обратившимся за совершением нотариального действия.

Если обратившийся для совершения нотариального действия глухой, немой или глухонемой гражданин неграмотен, то при совершении нотариального действия должно присутствовать грамотное лицо, которое может объясниться с ним и удостоверить своей подписью, что содержание сделки, заявления или иного документа соответствует воле участвующего в ней глухого, немого или глухонемого.

13. Должностные лица органов исполнительной власти не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.

Текст нотариально удостоверяемой сделки должен быть написан ясно и четко, относящиеся к содержанию документа числа и сроки обозначены хотя бы один раз словами, а наименования юридических лиц — без сокращений, с указанием адресов их органов. Фамилии, имена и отчества граждан, адрес их места жительства должны быть написаны полностью.

При удостоверении сделок от имени иностранных граждан укатывается также и их гражданство.

Не заполненные до конца строки и другие свободные места на документах прочеркиваются, за исключением документов, предназначенных для действия за границей. Приписки и поправки должны быть оговорены перед подписью участников сделок и других лиц, подписавших документ, а также в конце удостоверительной надписи, при этом исправления должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, затем зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном тексте. Например, если в тексте завещания исправлены слова
"предметы обычной домашней обстановки и обихода" на слова "жилой дом", то следует исправление оговорить так: "Зачеркнутые слова "предметы обычной домашней обстановки и обихода" не читать, написанному "жилой дом" —
"верить". Это исправление должно быть подписано завещателем (или другим лицом, которое по просьбе завещателя подписало завещание) в присутствии должностного лица, удостоверяющего завещание, и повторено в конце удостоверительной надписи перед подписью должностного лица. Если исправления сделаны в тексте документа, который не подписывается сторонами
(например, копия документа), они должны быть оговорены в конце удостоверительной надписи и подписаны только должностным лицом.

Если документ, подлежащий удостоверению или свидетельствованию, изложен неправильно или неграмотно, должностное лицо предлагает обратившемуся лицу исправить его или составить новый. По просьбе обратившегося документ может быть составлен должностным лицом со взиманием государственной пошлины в установленном размере.

14. В случаях когда удостоверяемые, выдаваемые или свидетельствуемые документы изложены на нескольких отдельных листах, они должны быть прошнурованы, листы их пронумерованы, о чем должна быть сделана соответствующая запись, которая подтверждается подписью должностного лица и заверяется гербовой печатью соответствующего органа государственной власти.

15. При удостоверении завещаний, доверенностей, свидетельствовании верности копий документов и выписок из них, свидетельствовании подлинности подписи на документах совершаются удостоверительные надписи в соответствии с формами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации.

Текст удостоверительной надписи может быть отпечатан на пишущей машинке или ясно написан от руки. В тексте не должно быть подчисток. Не заполненные до конца строки и другие свободные места прочеркиваются, приписки и иные исправления оговариваются.

Для совершения удостоверительных надписей могут применяться штампы с текстом соответствующей надписи.

Удостоверительная надпись на документе (доверенности, завещании и др.) помещается после подписи граждан на этой же странице или на обороте документа либо на отдельном листе. В тех случаях, когда удостоверительная надпись излагается на отдельном листе, а также когда содержание удостоверяемого или свидетельствуемого документа изложено на нескольких листах, все листы (с удостоверительной надписью и текстом документа) должны быть прошнурованы и пронумерованы, о чем делается соответствующая запись по правилам, изложенным в пункте 13 настоящей Инструкции.

16. Должностные лица не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).

17. Должностные лица, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданами или отдельными должностными лицами, обязаны сообщить об этом для принятия необходимых мер соответствующим организациям или прокурору.

18. Если подлинность представленного документа вызывает сомнение, должностные лица органов исполнительной власти вправе задержать этот документ и направить его на экспертизу.

На экспертизу документ направляется с мотивированным письмом, в котором указываются: дата направления документа; фамилия, инициалы должностного лица, направляющего документ, и наименование органа государственной власти; наименование документа, на чье имя он выдан; кем (фамилия, имя, отчество, место жительства) представлен документ для совершения нотариального действия; обстоятельства, вызвавшие необходимость направления документа на экспертизу; куда (какому экспертному учреждению) направляется документ для производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение экспертизы.

19. Должностные лица отказывают в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению должностным лицом другого органа государственной власти или нотариусом; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий.

Должностное лицо по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должно изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях должностное лицо не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в суд по месту нахождения органа исполнительной власти, в котором совершено нотариальное действие.

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

20. Все нотариальные действия, совершаемые должностными лицами, регистрируются в реестре для регистрации нотариальных действий, который ведется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в нотариальных конторах.

Запись нотариального действия в реестре производится должностным лицом чернилами (шариковой ручкой) и только после того, как удостоверительная надпись или выдаваемый документ им подписаны. Запись карандашом и подчистки в реестре не допускаются.
Внесенные исправления должны быть оговорены.

21. Должностные лица выдают выписки из реестров для регистрации нотариальных действий по письменному заявлению физических и юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, а также по требованию суда, прокуратуры, органов следствия и арбитражного суда в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами.

Выписка из реестра для регистрации нотариальных действий заверяется должностным лицом с приложением гербовой печати.

22. В случае утраты документов, удостоверенных или выданных должностными лицами по письменным заявлениям физических и юридических лиц, по поручению или в отношении которых совершались нотариальные действия, выдаются дубликаты утраченных документов.

Выдача дубликатов документов производится с соблюдением требований пункта
4 настоящей Инструкции.

Дубликат документа должен содержать весь текст удостоверенного или выданного документа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.