реферат, рефераты скачать
 

Основы законодательства о нотариате


p> Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица вправе представлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении факта, участвовать в исследовании обстоятельств дела, обжаловать вынесенное решение и совершать другие процессуальные действия, указанные в ст. 30 ГПК РСФСР и соответствующих статьях ГПК других союзных республик.

16. Если при рассмотрении дела об установлении факта заинтересованными гражданами или организацией будет заявлен спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что в данном деле установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в суд иск на общих основаниях (ч. 3 ст. 246 ГПК РСФСР и соответствующие статьи
ГПК других союзных республик).

17. Обратить внимание судов на то, что заявление об установлении неправильности записи акта гражданского состояния рассматривается не в порядке установления факта, имеющего юридическое значение, а по правилам ст. ст. 268— 270 ГПК РСФСР и соответствующих статей ГПК других союзных республик, определяющих порядок установления неправильностей записей актов гражданского состояния в случае, когда при отсутствии спора о праве органы загса отказались внести исправления в произведенную запись. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством заключение органа загса об отказе во внесении изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния подлежит утверждению распоряжением исполнительного комитета районного (городского) Совета народных депутатов.

18. Решение, вынесенное по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно удовлетворять всем требованиям, предусмотренным ст. 37 Основ гражданского судопроизводства, ст. 197 ГПК
РСФСР и соответствующими статьями ГПК других союзных республик. В решении должны быть приведены доказательства в подтверждение вывода об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления — четко изложен установленный факт.

В силу ст. 15 Основ гражданского судопроизводства вступившее в законную силу решение суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, обязательно для органов, регистрирующих такие факты или оформляющих права, которые возникают в связи с установленным судом фактом. При установлении в судебном порядке факта регистрации акта гражданского состояния орган загса регистрирует запись акта гражданского состояния на основании решения суда.

Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах загса или в других органах, не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения.

19. Судам следует, руководствуясь ст. 38 Основ гражданского судопроизводства, активизировать свою деятельность по вынесению частных определений в связи с установленными при рассмотрении этих дел нарушениями прав граждан на получение пенсии и пособия, права личной собственности, наследственных прав, других прав и охраняемых законом интересов. Частные определения должны направляться соответствующим организациям и должностным лицам для принятия необходимых мер по устранению недостатков.

20. Рекомендовать Верховным судам союзных и автономных республик, краевым, областным, городским судам, судам автономных областей и автономных округов, усилить надзор за рассмотрением судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Периодически обобщать практику применения законодательства при рассмотрении таких дел, принимать меры, обеспечивающие вынесение законных и обоснованных решений по каждому делу.

21. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда СССР № 2 от 25 февраля 1966 г. "О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение".

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И

ОРГАНИЗАЦИЯМИ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ ПРАВ ГРАЖДАН

Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить, что государственные и общественные предприятия, учреждения и организации выдают по заявлениям граждан копии документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан. Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций.

В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут выдавать копии имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.

Предприятия, учреждения и организации высылают также копии имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.

Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.

2. Предприятия, учреждения и организации обязаны свидетельствовать верность копий документов, необходимых для представления гражданами в эти предприятия, учреждения, организации, если законодательством не предусмотрено представление копий таких документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке.

3. Запрещается свидетельствование верности копий паспорта, заменяющих его документов, партийного, профсоюзного, комсомольского, военного билетов, депутатского удостоверения, служебных удостоверений, а также других документов, снятие копий с которых не допускается.

Не подлежат свидетельствованию копии с документов, имеющих неясный текст, подчистки, приписки и иные неоговоренные исправления.

4. Заявления о выдаче копий документов и свидетельствовании верности копий документов рассматриваются предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от
12 апреля 1968 года "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 г., № 17, ст. 144; 1980 г., № 11, ст. 192).

5. Выписки из документов, касающихся прав и законных интересов граждан, выдаются в порядке, установленном настоящим Указом.

6. Признать утратившим силу Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 июня 1937 года "Об упорядочении засвидетельствования копии с документа, касающегося личных прав и интересов гражданина" (СЗ СССР, 1937 г., № 37, ст. 149).

Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

Ю. АНДРОПОВ

Москва, Кремль Секретарь
Президиума
4 августа 1983 г. Верховного
Совета СССР
№ 9779 — X Т. МЕНТЕШАШВИЛИ

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 июня 1994 г. № 09-12/75-94

Направляются для использования в практической деятельности положений: о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой; о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью; об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью; о порядке проведения конкурса на замещение должностей нотариусов.

Приложение на 12 листах.

УТВЕРЖДЕНО

Министром юстиции

Российской Федерации

7 июня 1994 г

Президентом Федеральной нотариальной палаты

6 июня 1994 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке прохождения стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой

1. В соответствии со ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате на должность нотариуса может быть назначен гражданин Российской
Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты. Продолжительность стажировки не может быть менее шести месяцев.

Срок стажировки может быть продлен на время болезни стажера или его отсутствия по другим уважительным причинам совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

2. Назначение на должность стажера в государственной нотариальной конторе осуществляется органом юстиции.

Стажеры для прохождения стажировки могут назначаться на вакантную должность государственного нотариуса, помощника нотариуса, консультанта на основании трудового договора (контракта).

Оплата труда стажеров производится из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы согласно постановлению Министерства труда Российской Федерации от 17 мая 1993 года № 107.

Стажер пользуется в отношении условий труда, стажа работы, рабочего времени, отпуска и пособий по социальному страхованию всеми правами, установленными для нотариусов. На стажеров распространяются правила внутреннего трудового распорядка.

3. Стажировка у нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется на основании заключения трудового договора (контракта) между нотариусом и лицом, желающим пройти стажировку.

Права и обязанности стажера определяются трудовым договором (контрактом).

4. Непосредственное руководство работой стажеров в государственной нотариальной конторе осуществляется нотариусом, на которого приказом органа юстиции возложены эти функции. За осуществление этих функций нотариусу может быть установлена органом юстиции надбавка к должностному окладу.

5. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или занимающийся частной практикой, может одновременно осуществлять руководство работой не более двух стажеров.

6. В обязанности стажеров входит подготовка проектов нотариальных документов, прием посетителей, правовая оценка представленных документов, консультирование граждан и юридических лиц по вопросам совершения нотариальных действий, подготовка проектов методик и рекомендаций по совершению нотариальных действий, ведение работы по учету законодательства, подготовка ответов на письменные запросы юридического характера, формирование банка данных о характере и количестве конкретных нотариальных действий, анализ статистической отчетности, ведение архивного производства.

Стажер участвует в обобщениях нотариальной практики и готовит предложения по их реализации.

7. За время стажировки стажер должен освоить: законодательство Российской
Федерации о нотариате; основные нормативные акты законодательной и исполнительной властей; приказы и инструктивные указания Министерства юстиции Российской Федерации, регламентирующие деятельность нотариата; нотариальную практику и правила совершения нотариальных действий, обеспечивающие защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства; этические нормы производственных взаимоотношений в коллективе и с клиентурой.

8. По окончании стажировки руководитель стажера составляет заключение о ее итогах, в котором отражаются степень общей подготовки стажера, полученные им в ходе стажировки практические навыки и знания, а также готовность стажера к самостоятельной работе. Один экземпляр заключения остается на хранении соответственно в органе юстиции или в нотариальной палате, другой выдается лицу, проходившему стажировку.

9. Заключение об итогах стажировки прикладывается к заявлению о сдаче квалификационных экзаменов. К экзамену допускаются все лица, прошедшие стажировку, независимо от оценки руководителя стажировки.

УТВЕРЖДЕНО

Министром юстиции

Российской Федерации

7 июня 1994 г.

Президентом Федеральной нотариальной палаты

6 июня 1994 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью

1. Квалификационная комиссия по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью (далее — квалификационная комиссия), образуется при органах юстиции субъектов Российской Федерации из числа наиболее опытных нотариусов, ученых-юристов.

В состав квалификационной комиссии по должности входит руководитель соответствующего органа юстиции, а также президент региональной нотариальной палаты или другой ее представитель.

2. Численный состав квалификационной комиссии определяется соответствующим органом юстиции в количестве от 7 до 15 человек.

3. Персональный состав квалификационной комиссии утверждается
Министерством юстиции Российской Федерации по предложению соответствующего органа юстиции сроком на три года.

4. Председателем квалификационной комиссии является руководитель органа юстиции. Из членов комиссии избираются два его заместителя, один из которых является членом правления нотариальной палаты.

5. Из числа работников соответствующего органа юстиции назначается секретарь квалификационной комиссии.

6. Периодичность заседаний комиссии определяется соответствующим органом юстиции по согласованию с нотариальной палатой, исходя из реальной необходимости.

7. Заявление о сдаче квалификационного экзамена может быть принято от гражданина Российской Федерации, имеющего высшее юридическое образование и прошедшего стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

8. Заявления о сдаче квалификационного экзамена подаются лицами, претендующими на право занятия нотариальной деятельностью, в соответствующий орган юстиции по месту жительства.

9. К заявлению прилагаются:

— копия диплома;

— документ, подтверждающий прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой;

— копия трудовой книжки;
— фотографическая карточка (размер 3x4 см). При подаче заявления должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя.

10. Поданное заявление регистрируется. О дате экзамена заявителю сообщается не позднее чем за 10 дней до его проведения.

Прием и регистрацию заявлений, подготовку документов для сдачи экзамена осуществляет секретарь квалификационной комиссии.

11. В день сдачи экзамена лицу, подавшему заявление, выдается экзаменационный лист с вклеенной фотографической карточкой заявителя.

12. Экзамен проводится письменно. На все вопросы, содержащиеся в билете, даются полные, развернутые ответы. При подготовке к ответу на экзаменах экзаменующийся имеет право пользоваться нормативным материалом.

Секретарем квалификационной комиссии ведется протокол, в который вносятся все вопросы членов квалификационной комиссии и ответы экзаменуемого.

Протокол подписывается секретарем квалификационной комиссии и экзаменуемым.

13. Квалификационная комиссия по результатам проведения экзамена принимает решение о профессиональной подготовленности данного лица для осуществления им нотариальной деятельности.

Решение комиссии подписывается всеми присутствующими на экзамене членами комиссии и остается на хранении в соответствующем органе юстиции.

Копия решения выдается заявителю в день сдачи экзамена.

14. Квалификационная комиссия правомочна принимать решение, если на ее заседании присутствует не менее двух третей ее членов.

15. Решение квалификационной комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа присутствующих членов квалификационной комиссии.

Голосование проводится открыто.

16. По предложению апелляционной комиссии принятое решение может быть пересмотрено квалификационной комиссией на внеочередном заседании в двухнедельный срок со дня заседания апелляционной комиссии.

Лицо, подавшее жалобу в апелляционную комиссию, вправе присутствовать на заседании квалификационной комиссии и давать необходимые пояснения.

О принятом квалификационной комиссией решении заявителю, апелляционной комиссии сообщается в письменной форме в трехдневный срок со дня пересмотра первоначального решения. При оставлении первоначального решения без изменения в сообщении должны быть изложены причины, по которым нельзя признать профессиональную подготовку данного лица соответствующей для осуществления им нотариальной деятельности.

17. Секретарем комиссии при выдаче копии решения квалификационной комиссии разъясняется порядок получения лицензии на право занятия нотариальной деятельностью либо порядок обжалования решения.

18. Лицо, не сдавшее квалификационного экзамена, может обжаловать решение квалификационной комиссии в апелляционную комиссию в месячный срок со дня вручения ему копии указанного решения.

19. По просьбе лица, не сдавшего квалификационного экзамена, по истечении месяца со дня вручения копии решения комиссии ему могут быть возвращены все документы, приложенные к заявлению.

Невостребованные документы хранятся в делах соответствующего органа юстиции в течение года со дня принятия решения квалификационной комиссией.

20. Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

УТВЕРЖДЕНО

Министром юстиции

Российской Федерации

7 июня 1994 г.

Президентом Федеральной нотариальной палаты

6 июня 1994 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью

1. Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий, принимающих экзамен у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью (далее — апелляционная комиссия), образуется при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с
Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах из числа опытных нотариусов, высококвалифицированных специалистов других юридических профессий, а также ученых-юристов.

2. Персональный состав апелляционной комиссии определяется Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Федеральной нотариальной палатой в количестве семи человек сроком на 3 года и утверждается Министром юстиции Российской Федерации.

3. Деятельностью апелляционной комиссии руководят два сопредседателя.
Сопредседателями апелляционной комиссии назначаются заместитель Министра юстиции Российской
Федерации по должности и президент или вице-президент Федеральной нотариальной палаты.

4. Из числа специалистов управления Министерства юстиции Российской
Федерации, осуществляющего организационно-правовое обеспечение деятельности нотариата, назначается секретарь апелляционной комиссии.

5. Заседания апелляционной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца.

6. Жалоба на решение квалификационной комиссии подается в апелляционную комиссию лицом, не выдержавшим экзамен, в месячный срок со дня получения копии решения квалификационной комиссии.

Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует у квалификационной комиссии копию решения этой комиссии; протокол проведения экзамена и письменный ответ по билету; копию диплома заявителя; документ, подтверждающий прохождение стажировки в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой.

В необходимых случаях апелляционной комиссией могут быть истребованы дополнительные сведения.

7. Поданное заявление в апелляционную комиссию регистрируется. О дне рассмотрения жалобы заявителю сообщается не позднее чем за 10 дней до заседания комиссии.

8. Апелляционная комиссия по результатам рассмотрения материалов, поступивших из квалификационной комиссии, принимает решение:

— об утверждении решения квалификационной комиссии и об отклонении жалобы;

— о возвращении поступивших материалов в квалификационную комиссию для пересмотра решения;

— об отмене решения квалификационной комиссии.

Лицо, подавшее жалобу на решение квалификационной комиссии, вправе присутствовать на заседании апелляционной комиссии и давать необходимые пояснения.

9. Апелляционная комиссия правомочна принимать решение, если на заседании присутствует не менее двух третей ее членов.

Решение подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.

10. Решение апелляционной комиссии считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа присутствующих членов комиссии.

Голосование проводится открыто.

О принятом апелляционной комиссией решении объявляется заинтересованным лицам по окончании заседания комиссии.

11. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

12. В случае утверждения решения квалификационной комиссии об отказе в праве заниматься нотариальной деятельностью заявителю разъясняется, что к повторной сдаче экзамена он может быть допущен не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

13. Решение о возвращении материалов в квалификационную комиссию может быть принято в случаях, если в жалобе содержатся сведения о допущенных нарушениях требований положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, претендующих на право заниматься нотариальной деятельностью.

При принятии решения о возвращении материалов в квалификационную комиссию для пересмотра решения квалификационная комиссия собирается на внеочередное заседание для повторного рассмотрения вопроса о профессиональной подготовленности заявителя.

О принятом квалификационной комиссией решении заявителю и апелляционной комиссии сообщается в письменной форме в трехдневный срок со дня пересмотра.

В случае оставления первоначального решения квалификационной комиссии без изменения в сообщении должны быть изложены причины, по которым нельзя признать профессиональную подготовку данного лица соответствующей для осуществления им нотариальной деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.