реферат, рефераты скачать
 

Ответственность перевозчика по договору морской перевозки грузов и общая и частная аварии


p> Законом установлены основные руководящие начала для перевозчика и отправителя о времени выдачи коносамента и тех условий, при которых допустима его выдача. Содержание понятия "выдача" коносамента раскрывается в ч.1 ст.123 КТМ указанием на две главных обязанности перевозчика: выдать коносамент после приема груза и выдать его управомоченному лицу - отправителю. Выполнить свойственные ему функции может лишь коносамент, обеспеченный грузом. По российскому праву выдача коносамента допустима после того, как весь груз будет "вверен перевозчику"/ст.118 КТМ/, "после приема груза перевозчиком" /ст.123 КТМ/. До получения груза выдача коносамента рассматривается как необычное и неправомерное действие перевозчика. Следует критически относиться к утверждению о том, что грузоотправитель управомочен получить коносамент даже в том, случае, если груз оказался уничтоженным до того, как был выдан коносамент. В силу закона и существа обязательства перевозчик не может воспользоваться правилом о досрочном исполнении своей обязанности и выдать коносамент до фактического приема груза. Факт приема груза нельзя заменить соглашением сторон о таком приеме. Выдача коносамента после частичного приема груза может привести к расхождению между сведениями о грузе и коносаменте и фактическими данными, установленными к моменту приема последней части коносаментной партии груза или при его выдаче в порту назначения.
Полагаться на одно лишь обещание отправителя позднее доставить груз или оставшуюся часть груза рискованно. Отправитель независимо от своего желания может оказаться не в состоянии выполнить обещание /банкротство/ или намеренно не будет его выполнять по экономическим соображениям.

Пример. До шторма судно успело принять часть из обусловленного договором количества груза. На эту часть был выдан "промежуточный" коносамент. После шторма судно покинуло причал и находилось на рейде. После шторма судно вернулось к причалу для погрузки оставшейся части груза.
Выяснилось, что отправитель груза успел распорядиться полученным коносаментом. По российскому праву отправитель груза должен составить за своей подписью и вручить перевозчику документ /ч.2 ст.123 КТМ/.Во взаимоотношениях между российскими организациями этот документ известен как погрузочный ордер, в котором обычно содержатся данные о назначении груз, его характеристика, сведения о роде упаковки, названии отправителя и получателя, просьба выдать коносамент, с указанием его вида, количества оригиналов и копий коносамента, условия фрахта, перечень прилагаемых документов о выполнении административных правил страны порта назначения и отправления груза. Ожидаемый результат, к достижению которого стремится отправитель, ясен: ему нужен коносамент, одной из функций которого является доказательство заключенного договора перевозки груза.

Таким образом, вручая перевозчику свой документ, отправитель груза выражает свое намерение - заключить договор и получить от перевозчика доказательство его заключения в форме коносамента. Анализ содержания документа отправителя позволяет установить три важных в правовом отношении обстоятельства: желание отправителя заключить договор перевозки груза, подачу отправителем предложения конкретному перевозчику, сообщение ему условий перевозки, которые отправитель хотел бы видеть в договоре.

В гражданском праве указанные обстоятельства признаются главными и определяющими элементами предложения о заключении договора - оферты. Это дает основание признать врученный перевозчику документ как оферту отправителя. Изложенные в оферте условия являются наиболее важными с точки зрения закона /ч.2 ст.123 КТМ/ и отправителя. Оферта такого содержания несомненно будет означать, что отправитель выразил желание заключить договор на императивных условиях закона и одновременно на общих условиях, изложенных в типографском бланке коносамента, который перевозчик использует в своей повседневной работе. Вручая перевозчику оферту, отправитель просит его согласиться заключить договор на условиях изложенных в ней. Письменная оферта требует ознакомления с ее текстом, составления ответного текста и вручения его отправителю. По установившемуся в торговом мореплавании обычаю выполнение этих действий перевозчик совершает в форме штурманской расписки. Под этим названием в практике торгового мореплавания понимается подписанный грузовым помощником капитана документ, удостоверяющий фактический прием груза на борт конкретного судна. "Прием" означает, что на борту судна вся коносаментная партия груза, а не какая- либо единица или часть груза из этой партии. Нельзя поэтому выдавать штурманскую расписку на груз, еще находящийся в лихтере или на берегу.

При отправлении груза помощник капитана вносит свою расписку на поля погрузочного ордера. В необходимых случаях она может служить для констатации времени, количества и состояния груза, принятого на борт судна. В случае спора для оценки количества и состояния груза можно привлечь экспертов. О привлечении эксперта и времени осмотра им груза следует своевременно уведомить отправителя. Штурманская расписка имеет временный и вспомогательный характер при составлении коносамента. Расписка не предназначена для торгового оборота и не относится к числу товарораспорядительных документов. Однако она дает указанному в ней отправителю право требовать получения коносамента. Последний выдается после того, как отправитель возвратит перевозчику свой экземпляр штурманской расписки. При отказе отправителя вернуть штурманскую расписку или отметить в расписке невозможность ее возвращения, перевозчик вправе задержать выдачу коносамента. Отрицательные последствия имущественного характера относятся на отправителя в силу ст.228 ГК РФ. Выдачей штурманской расписки оформляется переход права владения грузом от отправителя к перевозчику - администрации судна. Принятие этого груза перевозчиком, удостоверенное распиской администрации судна на полях погрузочного ордера, есть ничто иное, как согласие перевозчика с предложением отправителя. На юридическом языке такое согласие именуется акцептом. Передача отправителем груза вместе с заполненным бланком погрузочного ордера и принятие этого груза перевозчиком, удостоверенное распиской администрации судна на полях погрузочного ордера, представляют собой обмен офертой и акцептом между заинтересованными лицам. Оферта и акцепт сделаны в письменной форме. По гражданскому праву такой взаимный обмен двумя разновременно выданными документами считается одним из способов заключения договора в письменной форме /ст.161 ГК РФ/. Заключенный таким образом договор предопределяет будущий текст коносамента и устанавливает программу поведения участников договора: перевозчик обязан выдать коносамент, а отправитель груза - принять коносамент.

Таким образом последующее перенесение согласованных данных оферты и акцепта в типографский бланк коносамента рассматривается как приведение заключенного договора перевозки груза морем в состояние и форму товарораспорядительного документа, пригодного для переноса права собственности на груз /ст. 136 ГК РФ/ и для применения к договору морской перевозки груза правил действующих международных конвенций, а в сфере банковских сделок - для получения банковского кредите.

Закон закрепляет общий способ приобретения права владения коносаментом
- по договору. Это означает: понятие "выдача коносамента " связано с добровольно сознательной передачей перевозчиком документа и добросовестным приобретением документа отправителем груза. Выдачей коносамента отправителю дается фактическая возможность осмотреть коносамент и сделать свои замечания по поводу его содержания. Поэтому отправитель должен, в частности, проверить, представлен ли ему полный комплект коносаментов, являются ли они правильными, соответствует ли коносамент ранее согласованным условиям договора.

Момент приема коносамента важен для сторон по следующим причинам:
1/ последующее внесение поправок в коносамент осуществляется только по соглашению сторон и против возвращения и против возвращения перевозчику всех ранее выданных экземпляров коносамента;
2/ фиксируется дата вручения коносамента;
3/ предполагается, что приемом коносамента стороны подтвердили правильность текста документа;
4/ у перевозчика существует разумное предположение, что предмет исполнения его обязанности не вызвал у отправителя замечания по форме и существу, т.е. вручение коносамента принято правильно, в соответствии с договором.

По действующему законодательству /ст.177 ГК РФ/ взаимные обязательства по общему правилу исполняются одновременно, если иное не установлено законом или договором. Право требовать исполнения обязанности может тот, кто сам исполнил свою обязанность. В соответствии с целью договора перевозки исполнение договора со стороны грузовладельца заключается в уплате установленной платы /ст.118 КТМ/. Срок ее внесения может быть определен соглашением сторон /ст.154 КТМ/. Если из условий договора следует исполнение обязанности грузоотправителем ранее обязанности перевозчика перевезти груз и выдать его управомоченному лицу, то перевозчик вправе задержать выдачу коносамента до тех пор, пока, встречное исполнение в форме полного фрахта или согласованной его части не будет представлено или обеспечено противной стороной. Сторона, не уплатившая фрахт в обусловленный срок, будет рассматриваться как просрочившая исполнение и по отношению к ней наступят последствия, предусмотренные /ч.2 ст.110 КТМ/.

В КТМ говорится о трех способах определения в коносаменте грузополучателя. В зависимости от этого различаются именной коносамент, ордерный коносамент и коносамент на предъявителя.

В именном коносаменте обозначается наименование определенного получателя.

В ордерном коносаменте указывается, что коносамент выдан "приказу отправителя" либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан
"приказу получателя". Он также может быть выдан по указанию иного законного держателя коносамента.

В коносаменте на предъявителя указывается, что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.
Грузополучатель, принимая от перевозчика груз, руководствуется теми конкретными данными, которые указаны в коносаменте. Условия договора морской перевозки, не изложенные в коносаменте, обязательны для получателя, если в коносаменте сделана ссылка на документ, в котором они изложены.
Исходя именно из условий коносамента, грузополучатель устанавливает, доставлен ли ему тот груз, который указан в коносаменте, того объема, количества и качества. Законный держатель коносамента располагает значительными правами в отношении указанного в нем груза. Так, отправитель, получивший от перевозчика коносамент на погруженный на судно груз, вправе, согласно КТМ, потребовать обратной выдачи груза в месте отправления до отхода судна. Он также может потребовать выдачи груза в промежуточном порту или выдачи его не тому лицу, которое указано в коносаменте. Однако при этом отправитель должен предъявить все выданные ему экземпляры коносамента или предоставить соответствующее обеспечение.
Отправитель отказывается в таком случае от договора морской перевозки.
Этим правом отправитель пользуется в силу того, что он является законным держателем коносамента. Указанная статья КТМ предусматривает, что такое же право принадлежит и всякому законному держателю всех выданных отправителю экземпляров коносамента. Отправитель, давая указание перевозчику относительно груза, возвращает все выданные перевозчику коносаменты с тем, чтобы исключить получение других указаний от иного законного держателя коносамента. Если же отправитель этого не сделает, то он должен предоставить обеспечение /гарантию или депонент/, содержащее условие о возмещении перевозчику убытков, которые могут быть им понесены вследствие выполнения поручения отправителя, относящегося к грузу. В то время как перевозчик обязан выдать груз правомерному держателю коносамента, грузополучатель, располагая коносаментом, имеет право требовать от перевозчика выдачи ему груза. В силу этого права грузополучатель может давать соответствующие указания капитану судна, на котором был доставлен груз в адрес данного получателя. Путем сопоставления фактически доставленного груза с данными, указанными в коносаменте, грузополучатель приходит к выводу, имеются ли у него какие-либо основания для предъявления претензий перевозчику. Он может требовать от перевозчика возмещения убытков, возникающих в результате утраты, недостачи или повреждения принятого к перевозке груза.

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗчИКА ПО НОРМАМ СТАТУТНОГО И ОБЩЕГО ПРАВА

СОГЛАСНО СТ.104 ОСНОВ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И
РЕСПУБЛИК ОТ 1992 ГОДА /ЭТОТ АКТ БЫЛ ПРИНяТ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ СССР 31 МАя
1991 Г. И ДОЛЖЕН БЫЛ ВСТУПИТЬ В ДЕЙСТВИЕ С 1 яНВАРя 1992 Г. ОДНАКО, КАК
ИЗВЕСТНО, К ТОМУ ВРЕМЕНИ СССР ПЕРЕСТАЛ СУЩЕСТВОВАТЬ. НО В СООТВЕТСТВИИ СО
СПЕЦИАЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14
ИЮЛя 1992 ГОДА ЭТИ ОСНОВЫ ПРИМЕНяЮТСя НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ДРУГИМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИИ ОТ 3 МАРТА 1993 ГОДА -
ПОДТВЕРЖДЕНО ПРИМЕНЕНИЕ ЭТИХ ОСНОВ С 3 АВГУСТА 1992 ГОДА./ "ПЕРЕВОЗчИК
ОТВЕчАЕТ ЗА УТРАТУ, НЕДОСТАчУ И ПОВРЕЖДЕНИЕ ПРИНяТОГО К ПЕРЕВОЗКЕ
ГРУЗА И БАГАЖА В РАЗМЕРЕ И НА УСЛОВИяХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ТРАНСПОРТНЫМИ
УСТАВАМИ И КОДЕКСАМИ, ИНЫМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ АКТАМИ И ЗАКЛЮчЕННЫМИ В
СООТВЕТСТВИИ С НИМИ ДОГОВОРАМИ ПЕРЕВОЗКИ". ДОЛЖНИК ОТВЕчАЕТ ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ
И НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБяЗАТЕЛЬСТВА ПРИ НАЛИчИИ ВИНЫ, ЕСЛИ ИНОЕ НЕ
ПРЕДУСМОТРЕНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ИЛИ ДОГОВОРОМ. ДОЛЖНИК ПРИЗНАЕТСя
НЕВИНОВНЫМ, ЕСЛИ ДОКАЖЕТ, чТО ОН ПРИНяЛ ВСЕ ЗАВИСяЩИЕ ОТ НЕГО МЕРЫ ДЛя
НАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИя ОБяЗАТЕЛЬСТВА. ЛИЦО, НЕ ИСПОЛНИВШЕЕ ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩИМ
ОБРАЗОМ ИСПОЛНИВШЕЕ ОБяЗАТЕЛЬСТВО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕяТЕЛЬНОСТИ, НЕСЕТ ИМУЩЕСТВЕННУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. /В
СЛУчАЕ НЕИСПОЛНЕНИя ИЛИ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИя ОБяЗАТЕЛЬСТВА ДОЛЖНИКОМ ОН
ОБяЗАН ВОЗМЕСТИТЬ КРЕДИТОРУ ПРИчИНЕННЫЕ ЭТИМ УБЫТКИ/ 1 -СМ.: "ИЗВЕСТИя"
1991.*150. СОГЛАСНО П.2 СТ.6 ОСНОВ "ПОД УБЫТКАМИ РАЗУМЕЮТСя РАСХОДЫ,
ПРОИЗВЕДЕННЫЕ ЛИЦОМ, ПРАВО КОТОРОГО НАРУШЕНО, УТРАТИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЕ ЕГО
ИМУЩЕСТВА /РЕАЛЬНЫЙ УЩЕРБ/, А ТАКЖЕ НЕПОЛУчЕННЫЕ ДОХОДЫ, КОТОРЫЕ ЭТО ЛИЦО
ПОЛУчИЛО БЫ ПРИ ОБЫчНЫХ УСЛОВИяХ ОБОРОТА, ЕСЛИ БЫ ЕГО ПРАВО НЕ БЫЛО
НАРУШЕНО /УПУЩЕННАя ВЫГОДА/".

Взаимоотношения сторон и их взаимная ответственность, возникающие из исполнения договоров морских перевозок регулируются на основании действующего законодательства:
. Кодексом торгового мореплавания /глава УII/;
. постановлением Совмина СССР от 20.05.82 номер 428,которым принято

"Положение о взаимной имущественной ответственности предприятий морского транспорта ММФ и отправителей за невыполнение перевозок грузов в каботаже".

В соответствии со ст.5 КТМ СССР Министерство /Департамент/ морского флота издает в пределах своей компетенции обязательные для всех министерств, ведомств и организаций правила и положения по вопросам торгового мореплавания.

В области регулирования морских перевозок такими правилами в первую очередь являются " Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа", утвержденные ММФ 20.06.72 г. "Положение о сборах и платах за услуги, оказываемые в морских портах СССР", утвержденные ММФ 30.09.82 г.

В соответствии с этими актами на перевозчика возлагается ограниченная имущественная ответственность. "В юридической литературе неоднократно предпринимались попытки объяснить ограничение ответственности транспортных организаций. Одни авторы полагали, что штрафы представляют по своему размеру достаточную денежную санкцию, которая чаще всего покрывает возможные убытки грузоотправителей.

Трудность доказывания убытков, неизбежное при этом умножение, усложнение и затяжка споров ложились бы тяжелым бременем на железнодорожное хозяйство /25-См.:Агарков М.М. Обязательство по советскому гражданскому праву.М.,1940 С.129./. Другие авторы объясняют ограничение ответственности перевозчика свойствами работы транспорта. Возможность покрывать клиентам возникшие убытки у транспортных организаций более ограничена, чем у производственных предприятий, поскольку транспорт не производит ценностей, а лишь перемещает их /26-См.:Ходунов М.Е. Правовое регулирование деятельности транспорта. М.: Юрид.лит.,1965. С.119./.
Доводы в защиту ограниченной ответственности транспортных, строительных и других организаций обосновываются наличием специфических особенностей их деятельности. С этим невозможно согласиться. Если ограничение полного возмещения убытков обосновывать производственной спецификой хозоргана, то для полной имущественной ответственности за нарушение обязательства не остается места вообще. Подлинный хозрасчет в народном хозяйстве возможен лишь тогда, когда в отношении всех хозяйственных организаций /поставщиков, покупателей, подрядчиков, заказчиков, грузоотправителей, перевозчиков и др./ будет проводиться не только принцип равной ответственности за равнозначные правонарушения, но и принцип полной ответственности каждого за результат своей работы"/ 2-См.: Руденченко Н.А. Имущественная ответственность хозяйственных организаций за неисполнение обязательств.
Птр-Камч.1989. С 19./. С этим утверждением трудно не согласиться, но тем не менее законодатель и в новых Основах гражданского законодательства оставил отсылочные положения об ответственности к другим законодательным актам, т.е. до сих пор ничего не изменено. В российской правовой науке основанием имущественной ответственности признается гражданское правонарушение либо его состав. К элементам состава правонарушений относят противоправное поведение субъекта /его действие или бездействие/, вредный результат этого поведения, причинную связь между действиями либо бездействием субъекта и вредным результатом, вину правонарушителя. Первые три названные элемента составляют объективную, а четвертый элемент - субъективную сторону состава правонарушения.

Положения российской науки о составе правонарушения как основания ответственности в полной мере применимы к такому правонарушению, как необеспечение сохранности груза. Элементы состава этого правонарушения получили закрепление в ст.160 КТМ РФ, в силу которой перевозчик отвечает за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошло не по его вине.
Гражданское правонарушение выражается во вне в определенном поведении правонарушителя. Его действия или бездействие /упущения/ - это внешняя, объективная сторона правонарушения. Действия или упущения субъекта могут рассматриваться как элемент состава правонарушения лишь тогда, когда они идут вразрез с нормами закона и подзаконных актов.
Поскольку, однако, правовые нормы, регулирующие договоры, реализуются через конкретные правоотношения, противоправное поведение идет вразрез не только с соответствующими нормами закона или иного нормативного акта, но и с условиями конкретного договора, нарушая субъективные права другого участника договора. Так, фрахтовщик несет обязанность обеспечить сохранность врученного ему груза. Для исполнения этой обязанности фрахтовщик должен совершить целый ряд действий по приведению судна в состояние, пригодное к приему и транспортировке груза, его надлежащей погрузке, размещению и закреплению. Он обязан проявить должную заботу о грузе во время плавания. Вместе с тем фрахтовщику надлежит воздерживаться от любых действий, которые могут привести к утрате, недостаче, повреждению груза. Таким образом, неправомерное поведение фрахтовщика может выразиться как в действиях, которых он не должен был совершать, так и в бездействии, когда он мог и должен был действовать определенным образом. Второй элемент рассматриваемого правонарушения - это наличие вреда. Ответственность по статье 160 КТМ наступает лишь при причинении вреда в виде положительного ущерба в имуществе, выразившегося в утрате, недостаче или повреждении груза. Согласно статьи 163 КТМ этот вред возмещается в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае порчи груза - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость. Из сопоставления статьи 160 и 163 КТМ видно, что убытки в виде упущенной выгоды, а также в виде положительного ущерба в части, превышающей действительную стоимость груза или сумму, на которую его стоимость понизилась, не подлежит возмещению. В связи с наступившими рыночными отношениями в Проекте КТМ в статье 205 внесены изменения размера ущерба, подлежащего возмещению, а именно: за утрату недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность в следующих размерах: а/ за утрату и недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; б/ за повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость.
Перевозчик также возвращает полученный им фрахт, если он не входит в цену утраченного или недостающего груза. Действительная стоимость утраченного или поврежденного груза определяется по ценам места назначения в то время, когда туда пришло или должно было прийти судно, а при невозможности определить эти цены - по ценам места и времени отправления груза с прибавлением расходов по перевозке. Стоимость груза определяется по цене на товарной бирже либо, если нет такой цены, - по существующей рыночной цене, а если нет ни той, ни другой цены - исходя из обычной стоимости груза того же рода и качества. Из возмещения за утраченный или поврежденный груз вычитаются расходы, связанные с перевозкой груза /уплата фрахта, пошлин и др./, которые должны были быть произведены грузовладельцем, но вследствие утраты, недостачи или повреждения груза произведены не были.

Под понятие утраты подпадают все случаи непередачи получателю груза безотносительно к ее причинам /гибель груза, его потеря, хищение, конфискация, выдача неуправомоченному лицу и т.п./.

Под повреждением груза понимается как его порча, т.е. изменение его свойств, ведущее к полному или частичному обесценению груза, так и нарушение целостности предметов, составляющих груз.

Для наступления имущественной ответственности фрахтовщика между его противоправными действиями /бездействием/ и не сохранности принятого к перевозке груза должна быть причинно- следственная связь.

С этой точки зрения весьма показательно решение Морской арбитражной комиссии от 16 апреля 1973 г. по иску организации "Алимпорт" к Балтийскому морскому пароходству о взыскании 12 917,98 расч.дол. Как установила МАК, ущерб, причиненный несохранностью перевозимого картофеля, слагался из того, что 0,324 % картофеля сгнило; 25,987 проросло; 3,916 было заражено насекомыми и 3,550 % имело механические повреждения. Укладка ящиков с картофелем была произведена с нарушением существующих требований, что затрудняло вентиляцию. МАК признала перевозчика виновным в том, что определенное количество картофеля сгнило и проросло, и в этой части удовлетворило всех. Требование о возмещении ущерба от заражения картофеля насекомыми МАК не удовлетворила по тем основаниям, что судно было осмотрено в порту погрузки Госинспекцией по карантину и при этом никаких признаков насекомых не было обнаружено. Что касается механических повреждений картофеля, то МАК, отказывая в этой части иска, указала, что ущерб, причиненный такими повреждениями, не может быть поставлен перевозчику в вину, так как ящики, в которых перевозился картофель, не были повреждены. /См.: Баринова И.И. Комментарий судебной и арбитражной практики по морским делам. М.: Транспорт.1988. С 20./.
Обязательным элементом гражданского правоотношения, выражающегося в необеспечении сохранности перевозимого в соответствии с договором груза, является вина фрахтовщика. Отсутствие вины фрахтовщика во всех случаях освобождает его от ответственности за ущерб, вызванный несохранностью груза. Каких-либо исключений из этого положения российское право не знает.
Вина понимается как психическое отношение лица к своим противоправным действиям и их последствиям. Это внутренняя, субъективная позиция правонарушителя, принимающая форму умысла или неосторожности.
Умышленное виновное причинение вреда фрахтовщиком - явление сравнительно редкое. Поэтому на практике гораздо большее значение имеет установлении в действиях /бездействии/ фрахтовщика неосторожности. Последняя характеризуется тем, что фрахтовщик не желает и либо не предвидит наступления вреда, хотя конкретные условия перевозки давали основания для такого предвидения, либо если и предвидит, то не принимает должных мер для его предотвращения. Внутреннее психическое состояние лица, составляющее содержание неосторожности, выражается в несоблюдении предъявляемых к каждому участнику гражданского оборота требований старательности, внимательности, предусмотрительности и оперативности.
Применительно к обязанности обеспечить сохранность груза вина фрахтовщика принимает во вне форму отсутствия должной заботливости о грузе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.