реферат, рефераты скачать
 

Правовое положение участников рынка ценных бумаг


p> Средства гарантийного фонда клиринговой организации, осуществляющей клиринг по спот - сделкам с полным обеспечением и (или) без предварительного обеспечения, формируются за счет ежемесячных взносов клиринговой организации в размере не менее 1% от вознаграждения, полученного клиринговой организацией за осуществление клиринговой деятельности, а также за счет иных взносов клиринговой организации и участников клиринга.

Средства гарантийного фонда клиринговой организации, осуществляющей клиринг по спот - сделкам с частичным обеспечением или клиринг по фьючерсным контрактам и опционам, сделкам репо и иным сделкам с ценными бумагами, формируются за счет ежемесячных взносов клиринговой организации в размере не менее 2% от вознаграждения, полученного клиринговой организацией за осуществление клиринговой деятельности, а также за счет иных взносов клиринговой организации и участников клиринга»[7].

Кроме гарантийного счета как одного из средств защиты и гарантированности своей деятельности клиринговая организация должна вести различного рода учетную документацию, основными видами которой являются: реестр участников клиринга; реестр клиентов участников клиринга; реестр остатков ценных бумаг и денежных средств, размещенных на торговых счетах участников клиринга и (или) их клиентов и (или) клиринговых счетах клиринговой организации; реестр сделок, по которым осуществлен клиринг; реестр принятых поручений (в том числе - переданных организатором торговли в составе реестра сделок); реестр поручений, направленных расчетной организации и (или) расчетному депозитарию; реестр отчетов, направленных участникам клиринга и их клиентам.

Указанные реестры должны позволять составлять списки и выписки из них на любую дату и за любой период.

В соответствии с федеральным законодательством клиринговая организация обязана обеспечить хранение и защиту информации находящейся в ее распоряжении, как на материальных, так и на магнитных носителях. Не выполнение данного требования ведет к ответственности гражданско-правовой, административной, уголовной.

В своей деятельности клиринговая организация должна руководствоваться требованиями законодательства, условиями осуществления клиринговой деятельности, а также положениями внутреннего регламента клиринговой организации и договоров, заключенных с участниками клиринга.

Условия осуществления клиринговой деятельности – это одни из основных документов, на основании которых строятся отношения между клиринговой организацией и ее клиентами.

Внутренний регламент определяет перечень клиринговых регистров, ведущихся в организации, порядок взаимоотношения между структурными подразделениями клиринговой организации и способы обеспечения контроля за достоверностью информации, включая способы ее защиты от несанкционированного доступа.

При огромном объеме сделок организация – большинство операций сравниваются, рассчитываются и оплачиваются через специальные расчетные
(клиринговые) центры и связанные с ними депозитарии.

По российскому законодательству так же, как и во многих зарубежных странах, в деятельности клиринговых центров используется принцип субституции. Это означает, что клиринговый центр принимает на себя обязательства участников клиринга и приобретает за них права требования. В результате клиринговая организация становится контрагентом участников клиринга по заключенным сделкам, т.е. покупателем ценных бумаг для каждого продавца и продавцом - для каждого покупателя.

Клиринговые организации могут создаваться как для ведения расчетов по конкретной торговой системе, так и для обслуживания всего национального рынка какой-либо страны в целом. Например, в США до 19777 г. действовали отдельные клиринговые учреждения для Нью-Йоркской фондовой биржи,
Американской фондовой биржи и торговой системы НАСДАК. В 1977 г. они объединились в Национальную клиринговую корпорацию (НКК), по ценным бумагам, которая обслуживает весь фондовый рынок США.

Пункт 1.2.2. Депозитарная деятельность.

Данный вид деятельности имеет свою специфику – входят в качестве отдельного института в учетную систему рынка ценных бумаг. Современный развитый рынок, на котором заключается огромное число сделок, не может существовать без институтов, способных обеспечить своевременное и точное фиксирование правоотношений между участниками рынка.

Профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.

«Депозитарной деятельностью признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги»[8].

Как уже отмечено выше депозитарную деятельность вправе осуществлять только юридические лица, созданные в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, некоммерческой организации, федерального государственного унитарного предприятия. Собственный капитал, которых должен соответствовать - 15 000 тыс. руб. (с 01.07.2002 г.), а с
01.01.2003 – 20 000 тыс. руб., для организаций, которые осуществляют депозитарные операции по итогам сделок с ценными бумагами, совершаемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг на основании договоров заключенных с этими организаторами и (или) клиринговыми организациями размер собственного капитала должен составлять - с 01.07.2002 – 25 000 тыс. руб., а с 01.01.2003 – 35 000 тыс. руб. (табл. 5).

Депозитарная деятельность осуществляется по всем видам ценных бумаг: как эмисионных, так и неэмиссионных, выпущенных в любой форме, как в документарной, так и бездокументарной, резидентов и нерезидентов РФ.

Субъектами депозитарной деятельность могут быть юридические и физические лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве, другие депозитарии, в том числе выступающие в качестве номинальных держателей ценных бумаг своих клиентов. Кроме того, клиентами депозитариев могут быть залогодержатели ценных бумаг и попечители.

Между депозитарием и указанными субъектами заключается депозитарный договор, который должен быть заключен в простой письменной форме.

«Предметом депозитарного договора является предоставление депозитарием клиенту услуг по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и удостоверению прав на ценные бумаги путем открытия и ведения депозитарием счета депо клиента, осуществления операций по этому счету. Предметом депозитарного договора является также оказание депозитарием услуг, содействующих реализации владельцами ценных бумаг прав по принадлежащим им ценным бумагам»[9].

При этом депозитарий оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг, учету и удостоверению прав на ценные бумаги, если ценные бумаги выпущены в документарной форме. Если ценные бумаги выпущены в бездокументарной форме, депозитарий оказывает услуги по учету и удостоверению прав на ценные бумаги».

Отличительной особенностью данного договора является то, что он должен содержать, утвержденные депозитарием условия осуществления депозитарной деятельности.

Основанием для исполнения депозитарной деятельности является поручение клиента, которое в большинстве случаев оформляется письменно. Именно поручение дает начало осуществлению депозитарной операции. «Депозитарная операция - совокупность действий, осуществляемых депозитарием с учетными регистрами, а также с хранящимися в депозитарии сертификатами ценных бумаг и другими материалами депозитарного учета.

Различаются три основных класса депозитарных операций: инвентарные; административные; информационные.

Инвентарные операции - депозитарные операции, изменяющие остатки ценных бумаг на лицевых счетах в депозитарии.

Административные операции - депозитарные операции, приводящие к изменениям анкет счетов депо, а также содержимого других учетных регистров депозитария, за исключением остатков ценных бумаг на лицевых счетах.

Информационные операции - депозитарные операции, связанные с составлением отчетов и справок о состоянии счетов депо, лицевых счетов и иных учетных регистров депозитария, или о выполнении депозитарных операций»[10].

Бываю еще комплексная и глобальная операции. Первая включает в себя в качестве составляющих элементов операции различных типов - инвентарные, административные, информационные, вторая - изменяет состояние всех или значительной части учетных регистров депозитария, связанных с данным выпуском ценных бумаг.

Режим ценных бумаг находящихся у депозитария, права и обязанности депозитария.
- Передача ценных бумаг депозитарию не влечет за собой перехода права собственности от клиента к депозитарию.
- На ценные бумаги клиентов, находящихся в депозитарии, не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария, при банкротстве депозитария ценные бумаги клиентов не входят в конкурсную массу.
- Депозитарий обязан обеспечивать обособленное хранение ценных бумаг и

(или) учет прав на ценные бумаги клиентов от ценных бумаг, принадлежащих самому депозитарию. Если депозитарий самостоятельно осуществляет хранение сертификатов ценных бумаг, он обязан иметь специальное хранилище для хранения сертификатов ценных бумаг, отвечающее требованиям нормативных правовых актов.
- Депозитарий обязан обеспечивать передачу информации и документов, необходимых для осуществления владельцами ценных бумаг прав по принадлежащим им ценным бумагам от эмитентов или держателей реестра владельцев ценных бумаг к владельцам ценных бумаг и наоборот.
- Депозитарий обязан незамедлительно передать клиенту (депоненту) принадлежащие ему ценные бумаги по его первому требованию, а также в случаях прекращения действия депозитарного договора или ликвидации депозитария.
- Депозитарий обязан возместить клиенту убытки, причиненные последнему в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения депозитарием обязанностей по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, включая случаи утраты записей на счете депо, а также в случае ненадлежащего исполнения иных обязанностей по депозитарному договору, если не докажет, что убытки возникли вследствие обстоятельства непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности клиента. Любое соглашение между депозитарием и клиентом, ограничивающее ответственность депозитария, является ничтожным, что тоже является отличительной особенностью данного вида деятельности.
- Депозитарий обязан вести депозитарный учет, он вправе самостоятельно определить применяемые им способы учета прав на ценные бумаги, если только использование конкретного способа не является обязательным условием организации учета выпуска ценных бумаг, обслуживаемого депозитарием. Учет ценных бумаг клиентов (депонентов) в депозитарии может проводиться следующими способами: открытый способ учета; закрытый способ учета; маркированный способ учета.

«При открытом способе учета прав на ценные бумаги клиент (депонент) может давать поручения депозитарию только по отношению к определенному количеству ценных бумаг, учитываемых на счете депо, без указания их индивидуальных признаков (таких, как номер, серия, разряд) и без указания индивидуальных признаков удостоверяющих их сертификатов.

При закрытом способе учета прав на ценные бумаги депозитарий обязуется принимать и исполнять поручения клиента (депонента) в отношении любой конкретной ценной бумаги, учтенной на его счете депо, или ценных бумаг, учтенных на его счете депо и удостоверенных конкретным сертификатом.

При маркированном способе учета прав на ценные бумаги клиент
(депонент), отдавая поручение, кроме количества ценных бумаг указывает признак группы, к которой отнесены данные ценные бумаги или их сертификаты.
Группы, на которые разбиваются ценные бумаги данного выпуска, могут определяться условиями выпуска или особенностями хранения (учета) конкретных групп ценных бумаг, и (или) удостоверяющих их сертификатов»[11].

Учет прав и операций с ценными бумагами клиента ведется при помощи счета депо, открываемому клиенту. На этом счете указывается количество ценных бумаг, их вид, наименование, место хранения и другая информация.
Совершать какие-либо действия с ценными бумагами клиента депозитарий может лишь в том случае, если клиент дал на это соответствующее распоряжение
(поручение) в порядке и в случаях, предусмотренных договором.

Помимо общих требований предъявляемых к депозитарной деятельности
(табл. 5) депозитарий обязан разработать - Условия депозитарной деятельности. Эти условия не являются конфиденциальной информацией и должны предоставляться по запросам любых заинтересованных лиц. В случаях, когда заключается депозитарный договор с клиентом, данные условия включаются в обязательном порядке в договор и являются его неотъемлемой частью (см. выше).

Помимо этого депозитарий разрабатывает внутренние правила, которые описывают порядок совершения операций и ведения документооборота, учета операций, порядок контроля конфиденциальностью информации и рассмотрения жалоб клиентов.

Одной из главных обязанностей депозитария является обеспечение конфиденциальности информации, которой он обладает.

В странах с развитым рынком ценных бумаг сертификаты всех акций находятся в депозитариях. Такие депозитарии могут существовать как в национальном, так и в региональном масштабе.

Пункт 1.2.3. Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

С широким распространением выпусков ценных бумаг в бездокументарной форме резко возросла потребность в специализированных институтах, обеспечивающих ведение реестра акционеров и учет прав на другие эмиссионные ценные бумаги, выпускаемые хозяйственными обществами. Такими институтами являются профессиональные участники рынка ценных бумаг – регистраторы.

«Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг»[12].

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься только юридические лица. Держателем реестра может быть эмитент или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра на основании поручения эмитента. В случае, если число владельцев превышает 500, держателем реестра должна быть независимая специализированная организация, являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющая деятельность по ведению реестра. Размер собственного капитала организации должен составлять – 10
000 тыс. руб. (с 01.07.2002 г.), с 01.01.2004 г. – 15 000 тыс. руб., а с
01.01.2005 г. – 30 000 тыс. руб. Еще одним их условий по ведению реестра может быть то, что деятельность по ведению реестра в обязательном порядке передается эмитентом независимой специализированной организации – регистратору в случае, когда число владельцев ценных бумаг превышает 500.

Юридическое лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, не вправе осуществлять сделки с ценными бумагами зарегистрированного в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг эмитента.

Клиентами регистраторов может быть любое физическое и юридическое лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности, залогодержатель, номинальный держатель, доверительный управляющий.

Регистратор осуществляет деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг на основании договора, существенными условиями которого являются: осуществление ведения реестра по всем ценным бумагам эмитента; выполнение всех типов операций, предусмотренных договором; предоставление на основании письменного запроса эмитента списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров; предоставление на основании письменного запроса эмитента списка лиц, имеющих право на получение доходов по ценным бумагам; обеспечение сохранности и конфиденциальности информации, содержащейся в реестре; обеспечение сохранности реестра, включая все документы, на основании которых осуществлялись операции в реестре;

В договоре на ведение реестра могут быть предусмотрены следующие дополнительные условия: организация выплаты доходов по ценным бумагам; организация и проведение общих собраний акционеров; оказание консультационных услуг эмитенту в пределах полномочий регистратора и т.д.

Основные обязанности и операции регистратора:

1. Осуществлять открытие лицевых счетов, исполнять операции по лицевым счетам в порядке и сроки, предусмотренные договором. Открытие лицевого счета физического лица в реестре может производиться самим лицом или его уполномоченным представителем. Открытие лицевого счета юридического лица в реестре может производиться только уполномоченным представителем этого юридического лица.

2. Внесение изменений в информацию лицевого счета о зарегистрированном лице. В случае изменения информации о зарегистрированном лице последнее должно вновь предоставить регистратору полностью заполненную анкету зарегистрированного лица. В случае изменения имени (полного наименования) зарегистрированное лицо также обязано предъявить подлинник или предоставить нотариально удостоверенную копию документа, подтверждающего факт такого изменения.

3. Внесение в реестр записей о переходе прав собственности на ценные бумаги. Регистратор обязан вносить в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при предоставлении передаточного распоряжения зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц и (или) иных документов

4. Внесение записей о конвертации ценных бумаг, и записей об аннулировании (погашении) ценных бумаг.

5. Принимать передаточное распоряжение, если оно предоставлено зарегистрированным лицом, передающим ценные бумаги, или лицом, на лицевой счет которого должны быть зачислены ценные бумаги, или уполномоченным представителем одного из этих лиц, или иным способом в соответствии с правилами ведения реестра.

6. Осуществлять проверку полномочий лиц, подписавших документы, осуществлять сверку подписи на распоряжениях.

7. Ежедневно осуществлять сверку количества, категории (типа), вида, государственного регистрационного номера выпуска размещенных ценных бумаг с количеством ценных бумаг, учитываемых на счетах зарегистрированных лиц, эмиссионном счете эмитента, лицевом счете эмитента.

8. Предоставлять информацию из реестра, соблюдать установленный нормативными актами Федеральной комиссии порядок передачи реестра при прекращении действия договора с эмитентом и т.д.

Отличительной особенностью данного вида деятельности можно назвать
«гарантию подписи», которую может потребовать регистратор. Профессиональные участники рынка ценных бумаг имеют право гарантировать подпись на передаточном распоряжении. Профессиональный участник, гарантирующий подпись, именуется гарантом.

Гарантия подписи свидетельствует только подпись на передаточном распоряжении и не гарантирует действительность сделки, во исполнение которой лицом подписывается передаточное распоряжение.

Гарант подписи обязуется возместить регистратору убытки, причиненные в результате признанного сторонами или установленного судом факта подделки подписи или подписания передаточного распоряжения неуполномоченным лицом.

Деятельность по ведению реестра специфична еще и в том, что законодательством устанавливаются дополнительные требования к учету и хранению документации, что значительно отличается от других видов деятельности. «Система ведения реестра владельцев ценных бумаг должна обеспечивать сбор и хранение в течение установленных законодательством
Российской Федерации сроков информации о всех фактах и документах, влекущих необходимость внесения изменений в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, и о всех действиях держателя реестра по внесению этих изменений»[13].

Основным документов системы ведения реестра является реестр владельцев ценных бумаг. Это неотъемлемый элемент системы ведения реестра, он представляет собой перечень зарегистрированных владельцев, на основании которого их можно идентифицировать на определенное время (дату). Помимо этого система ведения реестра должна обеспечить хранение и сбор любой информации, если последняя имеет отношение к реестру и может вызвать необходимость внесения в него изменений, а также, если она касается действий держателя реестра по внесению соответствующих изменений. Такая система ведется только для именных ценных бумаг бездокументарной формы в отличие от предъявительских.

Правила ведения реестра должны предусматривать: перечень и порядок исполнения операций регистратором, а также способ предоставления документов регистратору; сроки исполнения операций; сроки предоставления ответов на запросы; формы анкеты зарегистрированного лица, передаточного (залогового) распоряжения.

В правилах внутреннего документооборота и контроля должен быть определен порядок обработки и хранения документов реестра, приведены формы внутренних документов регистратора, обязанности должностных лиц и персонала регистратора, а также порядок осуществления внутреннего контроля.
Документы, являющиеся основанием для внесения записей в реестр, должны храниться не менее трех лет с момента их поступления.

Особо оговариваются сроки предоставления информации как регистратуру, так и заинтересованным лицам.

1. В течение трех дней должны быть исполнены следующие операции: открытие лицевого счета; внесение изменений в информацию лицевого счета зарегистрированного лица; внесение записей о переходе прав собственности на ценные бумаги; внесение записей о блокировании операций по лицевому счету; внесение записи об обременении ценных бумаг обязательствами; внесение записей о зачислении, списании ценных бумаг со счета номинального держателя; конвертация ценных бумаг, принадлежащих отдельным владельцам.

2. В течение пяти рабочих дней исполняются операции: выдача, погашение сертификатов ценных бумаг; предоставление выписок, справок об операциях по лицевому счету, справок о наличии на счете указанного количества ценных бумаг.

3. В течение десяти дней исполняются операции: аннулирование, за исключением случаев аннулирования ценных бумаг при конвертации.

4. В течение двадцати дней исполняются операции: предоставление информации из реестра по письменному запросу.

5. В сроки, оговоренные распоряжением эмитента или договором на ведение реестра, исполняются операции: внесение записей о размещении ценных бумаг; подготовка списка лиц, имеющих право на получение дохода по ценным бумагам; организация общего собрания акционеров; сбор и обработка информации от номинальных держателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.