| |||||
МЕНЮ
| Правовое положение участников рынка ценных бумагp> 2.Обязанности: - выполнять требования Федеральной комиссии, направленные на поддержание высоких стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; - создавать и поддерживать эффективные системы контроля и надзора за деятельностью своих членов, а также своевременно выявлять и пресекать нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации; - участвовать в системах раскрытия информации, реализуемых Федеральной комиссией; - вести базы данных, содержащие информацию о ее членах; - создавать третейские суды, рассматривающие споры между членами саморегулируемой организации или заключать соответствующие договоры с постоянно действующими третейскими судами; 3. Права: Российской Федерации свои филиалы и представительства. Саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих филиалов и представительств и несет ответственность за их деятельность. Официальными российскими саморегулируемыми организациями сегодня
являются Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) и В начале 1999 г. в НАУФОР входили более 1 000 профессиональных участников фондового рынка. Членами ПАРТАД являлись более 250 депозитариев и регистраторов. Регулирование деятельности участников осуществляется с помощью
специальных документов и органов, создаваемых организациями по согласованию
с ФЦРБ. В конце 90-х гг. введен в действие Дисциплинарный кодекс НАУФОР и Эффективным инструментом регулирования является также Третейский суд Предписания саморегулируемых организаций имеют характер соглашения с участниками и обязательны для исполнения. Санкции за нарушение белее строги, нежели государственное воздействие. Такими санкциями являются: «письменное предложения члену саморегулируемой организации устранить нарушение. Наложения штрафа на члена саморегулируемой организации, руководителей и специалистов. Направления представления в лицензирующий орган о приостановлении действия или аннулировании лицензии на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Исключения из числа членов саморегулируемой организации и иных мер»[17]. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» деятельность саморегулируемых организаций может быть приостановлена ФКЦБ путем отзыва лицензии. Параграф 2.3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в экономику, правового обеспечения и контроля за деятельностью складывающейся на рынке ценных бумаг органы государственной власти наделяются определенными полномочиями для реализации данных задач. Главными органами государственного регулирования современного
российского рынка ценных бумаг являются: Они призваны выполнять следующие функции: Деятельность государственных органов власти на рынке ценных бумаг будет рассмотрена на примере Федеральной комиссии по ценным бумагам. Для координации деятельности государственных органов по управлению
ценными бумагами в конце 1992 г. при Президенте была организована Комиссия
по ценным бумагам и фондовым биржам, наделенная консультативными и
координационными функциями. В середине 1996 г. эта комиссия была
преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг которая Правовое положение ФКЦБ регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и Указом Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг». ФКЦБ имеет широкие полномочия в части регулирования деятельности на рынке ценных бумаг: 1) разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг; 2) утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядка регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг; 3) установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами; 4) установление порядка лицензирования и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий; 5) выдача генеральных лицензий на осуществление деятельности по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование указанных лицензий; 6) определение стандартов деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг; 7) осуществление контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями
профессиональных участников рынка ценных бумаг законодательства Российской 8) обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг; 9) утверждение квалификационных требований, предъявляемых к лицам и организациям, осуществляющим профессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций, организация исследований по вопросам развития рынка ценных бумаг; 10) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, лицензирования деятельности его профессиональных участников, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов о ценных бумагах, проведение их экспертизы и т.д. При ФКЦБ функционирует Экспертный совет, в который входят представители государственных органов и организаций, деятельность которых связаны с регулированием финансового рынка и рынка ценных бумаг, профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, их союзов, ассоциаций, иных общественных объединений и независимые эксперты. В его компетенцию входят вопросы подготовку и предварительное рассмотрение вопросов, связанных с исполнением полномочий Федеральной комиссии; разработку предложений по основным направлениям регулирования рынка ценных бумаг; предварительное рассмотрение проектов постановлений, принимаемых Федеральной комиссией, и их публикацию по требованию любого члена Экспертного совета при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. В главе 2 были рассмотрены правовые основы деятельности фондовой биржи, главная функция которой заключается в обеспечении концентрации спроса и предложения ценных бумаг, обеспечивать их сбалансированность путем биржевого ценообразования. Освещены цели деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников, которые разрабатывают внутри корпоративные правила поведения и деятельности на рынке ценных бумаг, приближая деятельность российских бирж к иностранным аналогам и международным правилам. Нужно отметить тот факт, что регулирование фондового рынка осуществляется на основании Федерального закона «О рынке ценных бумаг», что является явно не недостаточным. В современных условиях при бурном развитии рынка ценных бумаг и биржевой деятельности в целом, необходимо принятие специального закона, который бы регулировал данную сферу правоотношений белее конкретно, раскрывая специфику каждого вида бирж существующих в данный момент в России. Деятельность ФКЦБ как одного из институтов государства имеет огромное значение и то место, которое отведено в данной работе освещению правового положения ФКЦБ было просто необходимо, чтобы очертить круг правомочий ФКЦБ. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Основным приемом проведения научного исследования в объеме представленной работы, было проведено с позиций государственного регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Государство как непосредственный участник указанных правоотношений играет доминирующую роль на рынке ценных бумаг и от него во многом зависит то положение, которое займет рынок ценных бумаг в России и на международной арене. Основной целью государственного правового регулирования является установление конкретных критериев деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Государство определяет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также формулирует некоторые обязательные требования, предъявляемые к ним. Особое внимание уделено проблеме лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, фондовых бирж, саморегулиремых организаций, а также деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. В соответствии со ст. 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», контроль за использованием лицензий осуществляют органы, выдавшие лицензию (ФКЦБ), причем в случаях нарушения правил действующего законодательства РФ о рынке ценных бумаг к профессиональным участникам рынка ценных бумаг применяются санкции в виде отзыва выданной лицензии. Лицензирование тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов, необходимо для их деятельности. В ходе лицензирования, во-первых, выясняется профессиональная пригодность фирмы и ее сотрудников; во-вторых, ее финансовое положение, достаточность собственных средств, устанавливаются нормативные показатели, ограничивающие рынки по операциям с ценными бумагами. Устанавливаются также условия ограничения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, во многом базирующиеся на недопущении ее монополизации. С целью воспрепятствования «недобросовестным» операция на рынке ценных бумаг государство выполняет властные функции, предпринимает ряд мер, направленных на то, чтобы в максимальной степени обеспечить защиту интересов частных инвесторов. Общемировая практика государственного воздействия на рынок ценных бумаг
в качестве одного из направлений способа контроля предусматривает создание
глобальной национальной телекоммуникационной системы, позволяющей
сформировать единое информационное пространство в рамках государства. Высокий престиж фондовой биржи (рынка ценных бумаг) в мире обусловлен тем, что биржи имеют статус некоммерческой организации, высокую культуру и современные технологии в организации торговли, наличие специального набора требований к фондовым инструментам, эффективные механизмы гарантирования исполнения сделок, строгие требования к членам биржи и ассоциированным лицам, высокую квалификацию персонала. Все перечисленное относится не только к рынку ценных бумаг, но и к профессиональным участникам рынка ценных бумаг. В данной работе дан анализ правового положения профессиональных участников рынка ценных бумаг и участников, обеспечивающих деятельность рынка ценных бумаг. Даны общие и отличительные моменты характерные для конкретного вида деятельности, так и для нескольких. Приведенные примеры, характеризующие отдельные моменты существования фондового рынка в зарубежных странах, наиболее ярко показывают тенденции развития российского рынка ценных бумаг и его профессиональных участников. ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1. Брокерская деятельность. Таблица 3. Дилерская деятельность. Таблица 5. Деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. Таблица 6. Клиринговая деятельность. Таблица 7. Депозитарная деятельность. Таблица 8. Деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. IV. ЛИТЕРАТУРА. 1. Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» //СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1918. 2. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1009 «О федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» //СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3357. 3. Указ Президента РФ от 01.07.96 г. № 1008 №Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ, № 28, 08.07.1996, ст. 3356. 4. Постановление ФКЦБ от 04.01.2002 г. № 1/пс «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 54, 27.03.2002. 5. Постановление ФКЦБ от 14.08.2002 г. № 32/пс «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 186, 02.10.2002. 6. Постановление ФКЦБ от 11.10.99 г. № 9 «Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг в Российской Федерации» //Российская газета, № 24, 03.02.2000. 7. Постановление ФКЦБ от 23.03.2001 г. № 6 «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности при совершении некоторых сделок на рынке ценных бумаг» //Российская газета, № 101, 29.05.2001. 8. Постановление ФКЦБ от 22.09.2000 г. № 18 «Об утверждении Правил осуществления брокерской деятельности на рынке ценных бумаг с использованием денежных средств клиентов» //Российская газета, № 239, 19.12.2000. 9. Постановление ФКЦБ от 15.08.2000 г. № 10 «Об утверждении Порядка лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Российская газета, № 205, 24.10.2000 10. Постановление ФКЦБ от 23.11.98 г. № 50 «Об утверждении Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» //Вестник ФКЦБ России, № 11, 25.11.1998. 11. Постановление ФКЦБ от 02.10.97 г. № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» //Экономика и жизнь, № 51, 1997. 12. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги» //Экономика и жизнь, № 48, 1997. 13. Постановление ФКЦБ от 17.10.97 г. № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения» // Экономика и жизнь, № 50, 1997. 14. Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании профессиональных участников рынка ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, № 4, 07.07.1997. 15. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М., 1992. 16. Андреев В.К. Проблемы правового регулирования рынка ценных бумаг. //Государство и право, № 3, 1997. 17. Андриянов К.В., Казиахмедов Г.М., Крылов А.А., Лужков М.Ю. Особенности формирования рынка ценных бумаг в России. М., Экономика 2002. 18. Биржи и их роль в рыночной экономике. М., 1991. 19. Голубков А. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг. //Закон, № 6, 1997. 20. Грызунов В., Подольский Н. Профессиональная и предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. //Хозяйство и право, № 3, 1997. 21. Демушкина Е. Некоторые различия в подходах к законодательному регулированию рынка ценных бумаг. // Хозяйство и право, № 4, 1995. 22. Дробышев П.Ю. Доверительное управление ценными бумагами попадает в правовое поле. //Рынок ценных бумаг, № 2, 1998. 23. Михеева Л. Ценные бумаги и денежные средства как объекты доверительного управления // Хозяйство и право, № 9, 1998. 24. Рохина О. Банк как организатор торгов и участник биржевых торгов ценными бумагами. // Хозяйство и право, № 8-9, 1997. 25. Рукавишникова И.В. Основные формы государственного воздействия на рынок ценных бумаг. // Хозяйство и право, № 1-2, 1997 26. Рынок ценных бумаг и биржевое право. Учебник. Под ред. О.И. Дегтяревой, Н.М. Коршунова, Е.Ф. Жукова. М., ЮНИТИ 2002. 27. Савин И. Договор брокерских компаний о номинальном держателе. // Рынок ценных бумаг, № 1, 1997. 28. Ханкин П. Саморегулирование на рынке ценных бумаг. //Рынок ценных бумаг, № 17, 1997. 29. Шеленкова Н. Биржевая тайна и ее содержание. //Рынок ценных бумаг, № 15 1997.
[5] Там же. ст. 5. [6] Там же ст. 6. [13] Там же. ст. 8. [16] Постановление ФКЦБ от 01.07.97 г. № 24 «Об утверждении Положения о
саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных
бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организациях
профессиональных участников рынка ценных бумаг» //Вестник ФКЦБ России», № [17] Там же. Раздел 7.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|