реферат, рефераты скачать
 

Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования


p> Группа питания и родительской платы осуществляет также учет и контроль за питанием детей в школах (завтраки), а также питание детей в группах продленного дня. Первичными документами являются отчеты по питанию учащихся школ, где отражены и месячный состав, и дни питания с приложением к отчету корешков талонов на питание обслуживающей школу столовой, где в каждом талоне кроме указанного количества учащихся ещё отражается и денежная стоимость предоставленного питания. Работники группы осуществляют счетную проверку данных отчетов и составляют ежемесячно мемориальный ордер
№ 7 по расчетам в порядке плановых платежей.

Также группа осуществляет начисление платы за содержание детей в детских садах на основании табеля посещаемости. Составляет оборотные ведомости по родительской плате, которые способствуют контролю за своевременностью начисления родительской платы. Составляет ежемесячно мемориальный ордер № 15 по расчетам с родителями за содержание детей.

Также в штате централизованной бухгалтерии есть ревизионная группа.
Ревизии осуществляются как в обслуживаемых учреждениях, так и внутри самой бухгалтерии.

Ведомственный контроль в отделе образования Карасунского округа осуществляется в соответствии с "планом работы централизованной бухгалтерии", "планом работы экономистов по контролю" и "приказа об учетной политике".

Планы контрольно-ревизионной работы составлены в 1999 г. для каждого специалиста на год и утверждены главным бухгалтером и начальником ЦБ № 2.

В 1999 г. работниками централизованной бухгалтерии проведено 166 проверок, в том числе 28 плановых инвентаризаций товарно-материальных ценностей. Экономистами оп контролю в течение 1999 г. проведено 68 проверок. В результате установлено:
- недостач и хищений ТМЦ и продуктов питания на сумму 119447 руб. 50 коп.;
- переплат и излишков ТМЦ и продуктов питания на сумму 75638 руб. 53 коп.

По результатам проверок к актам ревизий приложены приказы руководителей учреждений по устранению выявленных недостатков и объяснительные материально ответственных лиц. Суммы недостач погашаются в течение 3 дней после проверок.

Следует отметить, что в 1999 г. во всех учреждениях, находящихся на самостоятельном балансе, проводились тематические проверки.

Завершающим этапом работы централизованной бухгалтерии является составление периодической и годовой отчетности в порядке, установленном
Министерством финансов Российской Федерации.

1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В БЮДЖЕТНОЙ

СФЕРЕ

1 Бюджетная система и бюджетный учет, история развития

Организационное построение бюджетной системы Российской Федерации определено Бюджетным кодексом Российской Федерации, введенным в действие
Федеральным законом "О введении Бюджетного кодекса РФ" от 09.07.1999 г. №
159-ФЗ [4] с 01.01.2000 г.

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета
Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов.

Составление Бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.

В бюджетную систему Российской Федерации как самостоятельные части включаются: федеральный бюджет Российской Федерации, республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-
Петербурга, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты округов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов, районные бюджеты в районах городов, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Такое построение бюджетной системы, когда всем местным администрациям предоставлено право иметь свой бюджет, обеспечивает наиболее полный учет источников формирования бюджетных средств и их рациональное использование.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджетной системы на другой для составления консолидированного бюджета Российской Федерации и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса, единой денежной системой.
Единство бюджетной системы Российской Федерации достигается взаимодействием бюджетов всех уровней, осуществляемым через использование регулирующих доходных источников, созданием целевых и региональных бюджетных фондов, их частичным перераспределением, а также через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

В ходе исполнения бюджета необходимо точно в определенные сроки и в установленных суммах мобилизовать запланированные доходы и произвести предусмотренные расходы.

Для обеспечения полного и своевременного поступления доходов и использования средств бюджета по целевому назначению требуется правильная организация бухгалтерского учета исполнения бюджета. Бухгалтерский учет исполнения бюджета и смет расходов бюджетных учреждений называется бюджетным учетом.

Объектами бюджетного учета являются [30]:
1) доходы и расходы бюджета;
2) денежная наличность, хранящаяся в банках;
3) средства в расчетах между бюджетами;
4) фонды и резервы, создаваемые в бюджетах в процессе их исполнения;
5) материальные ценности бюджетных организаций.

Выступая как средство контроля за исполнением бюджета, бюджетный учет содействует рациональному распределению национального дохода на цели расширенного воспроизводства и соблюдению необходимых пропорций в развитии отраслей народного хозяйства, точному исполнению утвержденного бюджета.

К задачам бюджетного учета можно отнести [31]:
1) точное исполнение утвержденного бюджета;
2) соблюдение финансово-бюджетной дисциплины и строжайшего режима экономии в расходовании средств;
3) охрану имущества;
4) мобилизацию средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.

Бюджетный учет ведется в соответствии с существующим в стране бюджетным устройством. Непосредственное исполнение бюджета возложено на
Федеральное казначейство Российской Федерации, которое создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г.
№ 1556 "О федеральном казначействе" [6]. Во исполнении этого указа постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. № 864 "О федеральном казначействе Российской Федерации" было утверждено Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации.
Единая централизованная система органов Федерального казначейства подчиняется министру финансов Российской Федерации, состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской
Федерации и подчиненных ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Вышеуказанными нормативными актами на органы казначейства возложено решение следующих задач:
- организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета

Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом Российской

Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;
- сбор, обработка и анализ состояния информации государственных финансов по федеральному бюджету Российской Федерации о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской

Федерации;
- разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации [29].

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов
Российской Федерации организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств федерального бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства; разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении смет расходов бюджетных учреждений.

C 1645 года имеются сведения о существовании как общих, так и городских смет [40], но определенных правил о их составлении не существовало. Не было и отчетности. Приказы собирали деньги, расходовали их, а остатки находились в приказах. Если обнаруживался дефицит, то занимали у другого приказа. Гласность о состоянии финансовых дел приказа не допускалась.

С 1802 года, со времени образования Министерства финансов, стали составлять росписи доходов и расходов на основании смет министров. Это позволило уравновешивать доходы с расходами, но общих правил их составления не было.

В 1811 году был издан "Наказ Министерству финансов", в основу которого был положен "План финансов", по которому расходы делились на необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные. По "Наказу" к 15 ноября министры сдавали в Министерство финансов сметы по единой форме.
Министерство финансов на основе их объединения составляло сводную смету, которую вносило в Государственный Совет, а последний представлял на утверждению Государю. Финансовые дела государства были окружены тайной.
Недостатки действующих правил "Наказа", отсутствие гласности привели к хаотическому состоянию государственных финансов. В связи с этим
Министерство финансов командировало специальную комиссию для изучения бюджетного дела в Западную Европу. В состав комиссии входили представители всех управлений Министерства финансов. Результатом поездки явились подготовленные комиссией и утвержденные Министерством финансов Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнения государственной росписи от 22 мая 1862 г. Эти правила предполагали составление смет для всех управлений по единой форме с обязательным обоснованием необходимости тех или иных статей расходов и сумм по ним; разграничение постоянных и временных расходов; специализацию расходов по основным направлениям; для утверждения сметы данные за отчетный период должны были представляться в сопоставлении с отчетными данными прошлого периода. Позже было принято дополнение к правилам, которое предусматривало строгое соблюдение деления доходов и расходов на параграфы и статьи, что остается в силе и по сей день.

Бюджетные правила от 8 марта 1906 года предоставили министерствам право возлагать предварительное рассмотрение смет на комиссии
Государственной Думы и Государственного Совета. Всякое изменение или новое ассигнование средств на возникающие потребности возможно было лишь при издании соответствующего закона. Если роспись не утверждалась или не рассматривалась, то оставалась в силе роспись предыдущего года. В случае дефицита заключался заем без согласия Государственной Думы.

В становлении и развитии бюджетного учета в советский период можно выделить этапы:

1917 - 1938 гг. - становление бюджетного учета, характеризовалось его ведением по простой системе. Учет регламентировался Инструкцией по счетоводству и отчетности для правительственных административных учреждений
(1923 г.), Инструкцией по ведению учета по простой системе (1927 г.),
Инструкцией о бухгалтерском учете по простой системе в учреждениях, состоящих на Государственном бюджете СССР (1932 г.). Текущий учет осуществлялся по трем планам счетов:

1) Для учета операций по исполнению сметы расходов по бюджету;

2) Для учета операций по внебюджетным средствам;

3) По учету операций в неуставных подсобных хозяйствах.

1939 - 1955 гг. В этот период внедряется двойная система учета. Так,
11 ноября 1938 г. была утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету по двойной системе учета в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах, а 4 ноября 1938 г. - Инструкция по бухгалтерскому учету (по простой системе) в учреждениях, состоящих на государственном и местном бюджетах. Первая инструкция предполагала ведение раздельного учета: по исполнению сметы расходов учреждений по бюджету и внебюджетным средствам; операций по капитальным вложениям и подсобных хозяйств, находящихся на хозрасчете. Согласно указанным инструкциям бухгалтерский учет велся по двойной или простой системе в зависимости от объема работы бюджетного учреждения и размера получаемого финансирования. В том же году был утвержден и единый счетный план № 1, содержащий перечень счетов, необходимых для отражения всех операций по исполнению смет. Уставные подсобные хозяйства бюджетных учреждений должны были руководствоваться счетными планами, установленными для учета основной деятельности предприятий соответствующих отраслей народного хозяйства. В связи с этим бюджетные учреждения стали составлять два баланса.

Значение вышеназванных нормативных актов заключалось в том, что с их утверждением в стране была создана единая система бюджетного учета.

1955 - 1987 гг. Унификации учета способствовало впервые утвержденное в
1955 г. Министерством финансов СССР Положение о бухгалтерских отчетах и балансах в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете
СССР, которое определило права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценку их статей и другие вопросы.
В том же году были изданы новые инструкции по ведению учета по двойной и простой системам. Для учреждений, ведущих учет по двойной системе, был утвержден единый план счетов, и они стали составлять один баланс по исполнению сметы расходов.

В 1958 году Министерство финансов СССР утвердило Методические указания по бухгалтерскому учету в централизованных бухгалтериях бюджетных учреждений. В последующие годы этого периода были пересмотрены нормативные акты по организации учета и разработаны учетные регистры применительно к машинной обработке.

С 1988 года и по настоящее время осуществляется новый этап становления и развития бюджетного учета, который характеризуется: а) централизацией и децентрализацией учета; б) широким использованием современных вычислительных установок для обработки учетной и экономической информации; в) переводом бюджетных учреждений на двойную систему учета; г) принципиальной переработкой нормативных актов по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, и

Положения о бухгалтерских отчетах и балансах; д) учетом показателей коммерческой деятельности бюджетных учреждений и внебюджетных источников их финансирования; е) интеграцией учетной, финансовой и планово-экономической работы в централизованных бухгалтериях.

История развития бюджетного учета в России неотделима от истории органов казначейства. Поэтому сегодня было бы правильнее говорить не о создании органов казначейства, а о их воссоздании, возврата к прошлой практике. Исполнение российского бюджета и контроль за поступлением и расходованием средств в стране традиционно выполнялись казначейскими учреждениями.

Главное казначейство находилось в Петербурге, в губерниях – губернские казначейства, в уездах – уездные казначейства. Казначейства - органы исполнительные: собирают, хранят, пересылают государственные доходы, производят платежи, продают гербовые марки, бумагу, выдают свидетельства на право торговли и т.д. С 1862 года казначейства пересылают излишек денег в государственный банк, а с 1896 года последовало слияние кассовой наличности казначейства с оборотной наличностью Государственного банка. Циркуляром
Министерства финансов в 1904 году на учреждения казначейства возложили еще одну функцию – прием процентных бумаг на хранение.

После 1917 года на базе учреждений казначейства были созданы приходно- расходные кассы Наркомфина, которые с середины 20-х годов подчинялись
Государственному банку. История повторяется. В России до 1862 года кассы существовали децентрализовано: по министерствам, по отдельным управлениям.
Государственные средства были рассеяны по многочисленным кассам, и государство не могло мобильно их использовать и осуществлять действенный контроль за их расходованием, что порождало многочисленные растраты. В
Министерстве финансов находилась приблизительно 1/3 сумм, остальные – в других министерствах.

Аналогичная ситуация сложилась и сегодня в Российской Федерации. В период становления рыночной экономики образовалось множество коммерческих банков и изменились функции Центрального банка России в части исполнения федерального бюджета, в результате учета и контроля за расходованием бюджетных средств фактически нет. Отсутствие оперативной информации на всех уровнях исполнения федерального бюджета не позволяет эффективно маневрировать и без того скудными средствами. Именно этим объясняется восстановление в стране органов казначейства, которые имели неплохую репутацию.

1.2. Бухгалтерский учет в бюджетной организации, особенности ведения

В соответствии с Законом РФ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября
1996г. №129-ФЗ [3] общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ.

Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения:

- планы счетов и инструкции по их применению;

- положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;

- другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета .

Особенности бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы определяются законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от
30.12.99г. № 107н [12] и другими нормативными документами, содержащих указания по учету и отражении в балансе операций учреждений и организаций, состоящих на бюджете в различных сферах их деятельности.

К бюджетным относятся такие учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов (бюджетной сметы). Обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке предусмотренном для бюджетных организаций [9].

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях обеспечивает отражение всех операций, связанных с исполнением сметы расходов по бюджету, смет по специальным средствам и обобщение данных учета и отчетности. Своевременное, полное и достоверное отражение на балансе учреждения всех операций позволяет руководителям учреждений принимать обоснованные управленческие решения, анализировать работу учреждений, осуществлять и контролировать целевое расходование средств на основе утвержденной сметы, выявить незаконные затраты.

Для выполнения этих задач ведется бухгалтерский учет:
- кредитов (ассигнований) и расходов бюджетных средств;
- поступления и расходования внебюджетных средств;
- сохранности и эффективности использования денежных средств, материалов, оборудования, продуктов питания, медикаментов и других ценностей;
- расчетов с дебиторами и кредиторами.

Важными задачами бухгалтерского учета являются учет и контроль за расходованием фонда заработной платы (оплаты труда), а также составления в срок баланса и отчетности. Правильная постановка бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях способствует более точному составлению смет расходов, а также обновлению неиспользованных внутренних ресурсов.

Бухгалтерская служба учреждения должна выполнять следующие задачи:
1) организовать бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами;
2) использовать передовые формы и методы учета и обработки информации на базе широкого применения современной вычислительной техники;
3) осуществлять предварительный контроль за своевременным, правильным оформлением документов и законностью совершаемых операций;
4) контролировать правильность, рациональность и бережность расходования средств в соответствии с открытыми кредитами и целевым назначениям по утвержденным сметам расходов по бюджету;
5) осуществлять строгий контроль за рациональным и экономным использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, вести решительную борьбу с бесхозяйственностью и расточительностью, принимать меры к предупреждению таких негативных фактов;
6) своевременно финансировать учреждения, ведущие учет самостоятельно, а также контролировать их деятельность и правильность постановки бухгалтерского учета;
7) обеспечивать учет доходов и расходов по специальным средствам, а также операций по другим внебюджетным средствам;
8) своевременно предупреждать негативные явления в хозяйственно - финансовой деятельности, выявить и мобилизовать внутрихозяйственные резервы;
9) организовать формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности учреждения, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для её использования поставщиками, заказчиками, налоговыми, финансовыми, банковскими и казначейскими органами;
10) своевременно финансировать начисления и выдачу стипендий, пособий и заработной платы;
11) вести учет и расчеты с дебиторами и кредиторами;
12) участвовать в проведении инвентаризаций денежных средств, расчетов и материальных ценностей, своевременно и правильно отражать учете результаты инвентаризаций;
13) периодически инструктировать материально ответственных лиц по вопросам учета и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и денежных средств, находящихся на ответственном хранении;
14) составлять отчетность и предоставлять её соответствующим органам в установленные сроки, обеспечивать достоверность отчетов и балансов;
15) соблюдать установленный порядок хранения бухгалтерских документов, регистров, машинограмм, смет расходов и расчетов к ним, а также других специальных документов; своевременно и в установленном порядке сдавать их в архив.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.