| |||||
МЕНЮ
| Статус Президента РФСтатус Президента РФСодержание
Введение. Мы являемся свидетелями достаточно четкого юридического оформления еще одной ветви власти – президентской. Она отчасти нормотворчествует, отчасти управляет, отчасти разрешает споры. Но всё это делается в правовых рамках для реализации своих главных задач – поддержания стабильности государственной системы, гражданского мира в обществе, охраны конституционного строя, суверенитета и целостности государства. Цель работы: показать специфическую роль института президента в условиях формирования гражданского общества, политического плюрализма, организации государственной власти на новых принципах. Политическая необходимость такой фигуры вытекает, прежде всего, из потребности обеспечить устойчивость системы управления государственными делами. Институты государственной власти, даже при наличии развитой правовой системы, не должны (во всяком случае, на нынешнем витке цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с этими институтами в отношениях власти – подчинения, тем не менее, обеспечивает согласованное их функционирование, оперативно выводит государственную систему из возможных тупиковых ситуаций, которые не всегда имеют форму правового спора. Тем самым этот арбитр обеспечивает необходимое единство государственной власти в условиях разделения властей. Говоря по- другому, институт президента призван «цементировать» государство, то есть обеспечивать устойчивость механизма власти. Если остальные государственные структуры законодательствуют, управляют, осуществляют правосудие, то главная задача президента – олицетворять государство внутри страны и вовне. Принципиальное значение, особенно в настоящее время, имеет анализ конституционно - урегулированных взаимоотношений президента с правительством, парламентом, судебными органами, их сравнения с практикой и определение тенденции их развития. Вместе с тем, преждевременно рассматривать институт Президента как устоявшуюся совокупность конституционных норм и сложившейся практики. Со времени создания (1991г.) он постоянно развивается, изменяется и приобретает новые черты. Многие полномочия и функции Президента получили необходимую конкретизацию в текущем федеральном законодательстве, нормативных указах Президента и решениях Конституционного Суда. Причем речь идет не о наделении дополнительными, полномочиями Президента, а, главным образом, о разграничении компетенции основных органов, осуществляющих государственную власть в России. ГЛАВА I. Место Президента в системе органов государственной власти Российской Федерации. Стержневой основой характеристики правового статуса любого учреждаемого Конституцией Российской Федерации государственного органа являются: 1) установленная в ней дефиниция, обобщенно определяющая его функциональное назначение, и 2) место, которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое значение , поскольку в нем выражается лежащая в основе Конституции Российской Федерации концепция построения системы государственной власти. Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к
анализу статуса Президента Российской Федерации являются Ст.80 Конституции 1. Возникновение института Президента в России. Становление института президентской власти в России воспринималось неоднозначно и шло на фоне реформирования, как политической, так и всей экономике государства. Начало демократических преобразований в России в 1990 г., провозглашение в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР»1 принципа разделения властей (пункт 13) стало отправной точкой начала государственной реформы в России. С этого же момента начинается и конфликт между провозглашенным принципом разделения властей и устаревшей, закрепленной в Конституции РСФСР 1978 г. системой единовластия представительных органов власти. Вообще, идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая еще в бывшем Союзе ССР, но встретила значительное сопротивление части народных депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако, набирающие силу процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали верх, и пост Президента СССР в 1990 г. был учреждён. В России вопрос об учреждении поста Президента решался более чем
сложно. Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и
по инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в
соответствии, с которым указанный пост был учреждён. В Конституцию РСФСР С введением в РСФСР института президента и выборами в июне 1991 г. первого Президента РСФСР, объективно была заложена основа конституционного кризиса. Кризис подспудно начался, а точнее был изначально предопределён
половинчатостью конституционной реформы 1990-1991 гг., когда в Замена Советов народных депутатов другой системой представительных учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Президента представлялась многим в 1993 г. кардинальным решением развязки противоречий в системе государственной власти. Возникла идея сконструировать такую модель сильной президентской власти, которая была построена на классической доктрине разделения властей при руководящей и координирующей роли главы государства. В рамках работы Конституционного Совещания уже к лету 1993 г. вопросы и проблемы, касающиеся взаимоотношений и взаимодействия главы государства и парламента, были концептуально решены и сформулированы в тексте проекта новой Конституции Российской Федерации. Полномочия парламента как законодательного органа в проекте новой Таким образом, парламент в соответствии с проектом новой Конституции С.С.Алексеев так охарактеризовал новое содержание президентской
власти: "Глава государства - это глава. Его ответственность - за
целостность государства. Он принимает меры, чтобы работал весь
государственный аппарат, предотвращает разного рода кризисные ситуации,
напрямую курирует Правительство".1 Федеральное Собрание состоит из 2-х
палат Государственной Думы "Совета Федерации. При чём Федеральное Собрание Выступая на Конституционном Совещании 5 июня 1993 года, Б.Н. На этом же Совещании С.С.Алексеев уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской республики, где глава государства Президент обеспечивает целостность государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные ситуации, "где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Собранию, которое осуществляет высший парламентский контроль, где реализуется на самом высоком уровне правосудие судом, - «всё это в условиях развёрнутого, надо надеяться, последовательного парламентаризма". С.С.Алексеев отстаивает идею равной значимости для государства и общества Президента, парламента, исполнительной власти судов».1 Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную выражаются, прежде всего, в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создания гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные её ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя, как система "сдержек и противовесов", предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства. Таким образом, принцип разделения властей реализуется и
конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, 2. Взаимоотношение Президента РФ с иными органами власти. Отрешение Президента РФ от должности. Статья 11 Конституции РФ указывает, что Президент, Правительство, Федеральное Собрание и суды осуществляют государственную власть. В то же время ни Ст.11 Конституции РФ, ни Ст.80 не относят Президента Как известно, Президент РФ является главой государства, обладает большим объёмом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Новый подход к пониманию назначения российского Президента отражается
в том, что он призван в рамках своих задач, объединять все власти,
способствовать их согласованному и эффективному функционированию. Это
неизбежная потребность, предопределяемая признанием принципа разделения
властей, своего рода балансировка всего государственного механизма. Такое
свое назначение Президент реализует, не подменяя и не отодвигая в
сторону ни одну из властей, не нарушая их самостоятельность и не вторгаясь
в их конституционные полномочия. Здесь нет и не может быть намёка на
отношения руководства и подчинения, ибо единственная забота Президента
должна заключаться в сохранении устоев государства, определённых в Объединительная функция российского Президента проявляется в том, что он, по Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов, а также между органами государственной власти этих субъектов. В регулировании отношений между Президентом и Федеральным Собранием
проведена линия на обеспечение самостоятельности и независимости обеих
властных институтов. Но это не значит, что они полностью разделены. С
одной стороны, установлены обязательные связи между ними, обращение С другой стороны, Конституция Российской Федерации предусматривает
систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы Федерального Президент может отклонить федеральный закон, принятый Великая роль не правовых норм во взаимодействии Президента и В конституционном праве общепринятого значения понятия главы государства ещё не сложилось. Полномочия главы конкретных государств устанавливаются конституцией, но их применение - сложившейся конституционной практикой. Проблема взаимодействия Президента с представительной властью известна
многим государствам. Весьма актуальна она и у нас. Не случайно предложения
о восстановлении контрольных функций парламента были основой
конституционных поправок, одобренных Государственной Думой и переданных
для дальнейшего рассмотрения Советом Федерации и органами власти субъектов Обличённые сильными полномочиями и постоянно взаимодействующие, При оценке взаимоотношений Президента и Правительства необходимо
иметь в виду, что существенные полномочия в этой области даны Конституционные полномочия Президента Российской Федерации по
взаимоотношению органов государственной власти ориентированы на
укрепление единства системы этой власти и позволяют ему в случае
неразрешённых противоречий между парламентом и Правительством либо
отправить Правительство в отставку либо путём назначения выборов в Правовая регламентация отношений Президента и Правительства не даёт оснований для административного подчинения Правительства Президенту. В принципе он не должен вмешивается в дела Правительства. Конституция требует от главы государства соблюдения дистанции по отношению к Правительству. При оценке устойчивости взаимоотношений Президента и Президент непосредственно руководит федеральными министерствами и
ведомствами в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных
дел, предотвращения чрезвычайных бедствий. Нахождение этих органов в
ведении Президента обуславливает его право утверждать по представлению В настоящее время отсутствие парламентской поддержки Президенту и |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|