| |||||
МЕНЮ
| Статус Президента РФp> Конституция отводит Президенту особую роль в деле защиты прав и свобод человека гражданина, он выступает гарантом прав и свобод, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в нашей стране. На Президента возложена очень важная функция в системе органов
государственной власти. Он обеспечивает согласованную работу и
взаимодействие органов государственной власти. При выполнении данной
функции президент выступает как своего рода «арбитр», помогая разрешать
противоречия между государственными органами. Это, прежде всего, относится
к взаимоотношениям законодательной и исполнительной властей, а также
федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации. Президент Российской Федерации может использовать согласительные
процедуры для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между
органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Суть согласительных процедур состоит именно в достижении взаимного
согласия сторон, между которыми возникли какие-то разногласия. Наиболее частой формой решения спора, к которой прибегают стороны, - это непосредственные переговоры. Значение их особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Переговоры не исключают и применение других согласительных процедур: создание третейских судов и др. Для достижения консенсуса Президент организует переговоры с участием спорящих сторон и образует согласительные комиссии. В качестве примера действенности согласительных процедур под
руководством Президента можно привести переговоры о достижении общих целей
в деятельности федеральных государственных органов субъектов Российской Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сторон. В последнем случае нередко переговоры проводятся либо им лично, либо с участием представителей Президента. Проводились переговоры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении города Норильска и находящихся в нём предприятий между Красноярским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того, как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сторонами 2 ноября 1995 года был заключён Договор «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и органами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа». Если применение согласительных процедур не приведёт к согласованному
решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать
разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. В соответствии со Возможность обращения Президента в суд в случаях, представлены Ст.85 Согласительные процедуры, как следует из Ст.85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружившихся разногласий. Президент уполномочен Конституцией лично принять необходимые меры, не прибегая к согласительным процедурам непосредственно, выступая как гарант Конституции. Формально, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Правовое положение Президента охватывает несколько сфер: 1. Полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти. 2. Полномочия, связанные с исполнительными органами государственной власти. 3. Полномочия, связанные с органами судебной власти. 4. Полномочия в сфере обороны и безопасности государства. 5. Полномочия в сфере внешней политики. 6. Иные полномочия Президента РФ. Таким образом, Президент Российской Федерации является главой государства и обладает большим объемом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебных сферах. 3.2. Полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти. На Президента Российской Федерации возложен Конституцией ряд полномочий, связанных с деятельностью Государственной Думы. Согласно пункту «а» Ст.84 Конституции Российской Федерации, Президент
назначает выборы Государственной Думы в связи с истечением срока её
полномочий, предусмотренного Конституцией, или в связи с её роспуском. Исходя из того, что срок, на который избирается Государственная Дума,
равен четырём годам, Федеральный закон установил чёткое правило, что выборы
нового состава депутатского корпуса проводятся в первое воскресенье после
окончания срока полномочий предшественников. Следовательно, назначение Если Президент не издаёт указа о назначении выборов за четыре месяца до дня выборов, то такая обязанность ложится на Центризбирком. Аналогичным образом решается вопрос о назначении выборов при роспуске Обратим внимание, что ни Конституция, ни Федеральный закон не предусматривают каких-либо исключительных (форс-мажорных) обстоятельств для переноса срока выборов в Государственную Думу. По-видимому, такие случаи могут быть, но определяться они должны только федеральным законом как изъятие из общего правила. Право Президента на роспуск Государственной Думы ограничено по
основаниям и по времени. Конституционные основания для роспуска Опыт показал, что право Думы отказать в доверии правительству – недостаточный и не всегда эффективный инструмент. Его применение связано с риском досрочного роспуска нижней палаты, которую депутатский корпус всячески старается избежать. Он не позволяет более гибкое, точечное воздействие на кадровый состав правительства и деятельность отдельных министров.1 Конституция (Ст.109, 111, 117) предусматривает также исчерпывающий
перечень ограничений во времени, когда роспуск Государственной Думы вообще
недопустим. Он сводится к следующему: Президент не в праве распустить Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею
обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Совета Невозможен роспуск палаты в период действия на всей территории России
военного или чрезвычайного положения. Не может быть распущена Перечень оснований роспуска Государственной Думы исчерпывающим образом
зафиксирован в Конституции и поэтому не может быть дополнен каким-либо иным
правовым актом, в том числе федеральным законом или указом Президента. В
системе сдержек и противовесов властей такие ограничения направлены на то,
чтобы не допустить произвола Президента и исполнительной власти, чтобы О.О. Миронов в своей работе подмечает, что над Государственной Думой
не должен висеть дамоклов меч её досрочного роспуска. Саму эту процедуру
целесообразно усложнить. Может быть, ей следовало бы связать с новыми
выборами Президента. Если досрочно распускается Государственная Дума, то Дотошными журналистами произведён подсчёт, из которого явствует, что по нынешней Конституции объём президентских полномочий в 4 раза превышает парламентский и что у президента в 4 раза больше возможности распустить парламент (Государственную Думу), что у парламента - отрешить президента от должности. Общепризнанно, что у Государственной Думы отсутствует контрольная функция. Она не обладает правом запроса к правительству или отдельным министрам. Во множестве случаев законы подменяются президентскими указами. Бюджетные права Думы тоже указаны. В Конституции не до конца прояснен вопрос о положении Совета Федерации, который иные публицисты поспешили окрестить словом «Сенат», а его членов «сенаторами», хотя никакому закону эти обозначения не известны.2 Кроме этого в законодательной области Президент Российской Федерации наделен правом законодательной инициативы, правом вносить предложения о поправках, пересмотре положений Конституции, подписывать и обнародовать законы, правом отлагательного «вето» в отношении федеральных законов. Законопроекты вносятся в порядке законодательной инициативы только в Из текста части второй статьи 104 следует, что законодательная
инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта; недостаточно
ограничиться лишь внесение предложения о необходимости издания закона. Принятый парламентом закон доложен быть официально провозглашен и опубликован в официальных источниках, после чего закон приобретает обязательную силу. В случае одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, он в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования. Четырнадцатидневный срок для подписания принятого федерального закона необходим для того, чтобы глава государства имел возможность внимательно ознакомиться с его содержанием и принять решение о подписании закона, либо отклонении. После подписания Президентом закон должен быть обнародован. Президенту Российской Федерации предоставлено право на возвращение
переданного ему на подпись закона для повторного рассмотрения Отклоняя этот закон, Президент предлагает свою редакцию закона в целом, либо его частей, или сообщает о нецелесообразности принятия данного закона. Регламенты палат Федерального Собрания предусматривают первоочередной
порядок повторного рассмотрения законов, возвращённых Президентом,
обязательное выступление на заседании Государственной Думы представителя Общепризнанно, что отлагательное вето – наиболее сильное средство
воздействия Президента на законодательную деятельность парламента. Мотивы
отклонения закона могут быть самые разные: от принципиального несогласия с
содержанием основных положений закона или его отдельных статей, разделов,
глав, до нарушения процедуры принятия законов, установленной Регламентом
палат Федерального Собрания. В принципе в общем, принимаемом законе можно
обнаружить юридические погрешности, неточности и другие изъяны, дающие
повод Президенту использовать процедуру повторного рассмотрения его в
парламенте. Проблема заключается в том, насколько серьёзны эти упущения для
содержания закона, для правильного толкования и применения его на практике. Парламентская процедура повторного рассмотрения законов
предусматривает возможность создания палатами согласительных комиссий,
которые после предварительных консультаций с представителями Президента и Право президентского вето – оружие стратегическое, а не тактическое. Возникает вопрос, – имеет ли Президент право возвращать без рассмотрения федеральные законы, направленные ему для подписания? Действительно, наряду с предусмотренным Ст. 107 Конституции Так абзац 6 п.4 и абзац 4 п.5 Постановления Конституционного Суда В то же время, в случае нарушения установленного Конституцией При этом такой закон не может считаться «принятым федеральным
законом» в смысле ч.3 Ст.107 Конституции Российской Федерации, а его
возвращение в палаты Федерального Собрания отклонением в смысле ч.3 Ст.107 Что же касается «неконституционности» федеральных законов, то имеют
место случаи, когда депутаты предлагают придать тому или иному
законопроекту статус федерального конституционного закона и необходимо
своевременное вмешательство, чтобы не допустить подобной ошибки. Так,
например, депутатами Государственной Думы В.В. Жириновским, С.Н. Таким образом, право Президента возвращать без рассмотрения и
подписания принятые с нарушением конституционной процедуры законы вытекают
из смысла Конституции Российской Федерации, и подтверждает Постановлением Однако, право «вето» Президент нередко использует применительно к
федеральным конституционным законам, что не предусмотрено Конституцией Требования, обусловлено предъявляемые российским обществом к результатам законодательной деятельности органов государственной власти, должны находить адекватное отражение в уровне организации процесса и профессионализма его участников. В этой связи трудно не согласиться с оценками Президента Российской Кроме этого, статья 90 Конституции Российской Федерации устанавливает
полномочия Президента на издание правовых актов. Президент Российской |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|