| |||||
МЕНЮ
| Статус Президента РФp> Принципиально важно отметить, что правовые акты Президента не подлежат утверждению законодательными органами. Лишь указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения требуют утверждения Совета Федерации (Ст.102 Конституции Российской Федерации). Издаваемые Президентом указы и распоряжения не должны противоречить Заслуживает, однако, внимания тот факт, что в России был период, когда Подобным способом Президент с 1991 г. по конец 1998г. пользовался довольно часто. В качестве примеров можно назвать указы от 16 апреля 1993 года «Об усилении государственного контроля за использованием и охранной земель при проведении земельной реформы», от 24 декабря 1993 года «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», которые вносили значительные изменения в земельные отношения в стране.2 Акты Президента, носящие нормативно-правовой характер вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, если при принятии акта не установлен иной срок. В соответствии со Ст.125 Конституции и Ст.3 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Также в Конституции Российской Федерации установлено, что Президент
обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в
стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства По сложившейся практике и с учётом положений Ст.100 Конституции
заслушивание Посланий Президента – одно из немногих случаев, когда палаты Хотя Послания не являются нормативным решением, обязательным для исполнения конституционно самостоятельными органами государственной власти, они служат не только целям ориентации законодательной деятельности парламента. Несмотря на то, что Послания Президента адресуются Федеральному Темпы и структуры ежегодных Посланий определяются Президентом исходя из актуальности задач текущего периода, политической ситуации в государстве и стратегического видения будущего. Вместе с тем некоторые исходные позиции обозначены в законе и в президентской практике. Как правило, в первой части ежегодного Послания Президента содержится
оценка положения дел в стране. Согласно Ст.5 Закона «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской На законодательном уровне определены ряд специальных требований и установок, которые должны содержаться в первом Послании Президента после вступления его в должность в результате всенародных выборов. В него должен включаться специальный раздел, посвящённый концепции социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Обратим внимание, что речь идёт о прогнозе на среднесрочную перспективу, т.е. на период от трёх до пяти лет с ежегодной корректировкой, что в известной мере связано с периодичностью выборов Президента (раз в 4 года). В специальном разделе ежегодного Послания Президента характеризуется состояние экономики страны, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению их на федеральном уровне, приходятся важнейшие целевые макроэкономические показатели развития нашей экономики на среднесрочную перспективу. Таким образом, в области законодательной, Президент Российской 3.3. Полномочия, связанные с исполнительными органами власти. Президент наиболее тесно связан с исполнительной властью. Конституция Согласно пункта «а» Ст.83 Конституции Российской Федерации, Президент
назначает Председателя Правительства Российской Федерации. До акта
назначения он должен получить согласие Государственной Думы. Президент принимает решение об отставке Правительства Российской По собственному усмотрению;2 В случае подачи Правительством заявления об отставке; В случае выражения недоверия Правительству Государственной Думой. Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на
заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Следует отметить, что право Президента председательствовать на заседаниях Правительства характерно для президентских республик, в которых глава государства возглавляет одновременно исполнительную власть, а также для полупрезидентских республик. Но все эти полномочия вписываются в модель главы государства, призванного обеспечить единство государства и государственной власти в целом, устойчивое и согласованное функционирование всех органов государственной власти, а, следовательно, не могут быть оценены как чисто исполнительские. Поэтому обосновано говорить, что президент обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в неё. Здесь уместна спортивная аналогия: судья не игрок на поле, но он и не за лицевой линией.1 Во второй части Ст.85 Конституции Российской Федерации Президент Однако на практике вмешательства суда не требовалось, поскольку оспариваемые Президентом Российской Федерации акты отменялись принявшим их органами еще до рассмотрения дела в суде. Следует отметить, что Президент вправе приостанавливать только
действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Как известно, в соответствии со Ст.77 Конституции федеральные органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти Российской Федерации. Это единство
осуществляется в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Таким образом, Президент Российской Федерации осуществляет непосредственное воздействие на Правительство Российской Федерации, назначая его членов и принимая важные решения в сфере исполнительной власти. 3.4. Полномочия Президента Российской Федерации, связанные с судебными органами власти. Конституция Российской Федерации предусматривает три вида
государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10 Судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным
органам государства – судам, входящим в судебную систему Российской В настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдением установленной законом процедуры. Реализация её производства обеспечить беспристрастный отбор судей, способных профессионально, грамотно и честно рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела. Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации тайным голосованием по представлению Президента Российской Федерации.1 Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от
должности Президентом Российской Федерации по представлению Руководителя Также кандидатуры на должность судей Верховного Суда, Высшего Кроме этого Президент Российской Федерации также назначает на должность судей других федеральных судов. Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
судьи высших судебных органов РФ (Конституционного, Верховного, Высшего 3.5. Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения безопасности государства. Согласно Ст.83 и 87 Конституции Российской Федерации Президент
назначает и освобождает высшее командование Вооружённых Сил Российской Оборона страны, её безопасность – одна из главных функций главы государства, здесь Президент принимает не только конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. «Его прямая обязанность, - об этом произнося присягу, Президент клянётся народу, - защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (Ст.82). Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении её безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем, виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента. Обратим внимание также на то, что управленческие полномочия в обеспечении обороны разделено между Президентом и Правительством.1 В некоторых комментариях к Конституции высказывается мнение, что в мирное время Президент осуществляет «лишь самое общее политическое руководство Вооружёнными Силами», а более конкретным руководством и строительством Вооружённых Сил занимается Правительство России. Такая точка зрения не соответствует действующему законодательству, так как в соответствии с Законом об обороне на Правительство возложена, главным образом, организация материально-технического (в широком значении) оснащения Вооружённых Сил, а также социального обеспечения военнослужащих, уволенных со службы, и т.д. Министр обороны и Генеральный штаб напрямую подчиняются Президенту, и решающее слово всегда остаётся за главой государства. Принцип единоначалия в руководстве Вооружёнными силами и высокая степень централизации управления в области обороны, безусловно, требует от главы государства не общего, а конкретного руководства это сферой. К полномочиям Президента также относится назначение и освобождение от должности лиц высшего командования Вооружённых Сил, присвоение высших воинских званий, принятие указов о призыве граждан на военную службу, утверждение плановой гражданской обороны и дислокации Вооружённых Сил.1 Президент определяет основные направления реформы в области обороны и
безопасности, концепцию военного строительства, ставит задачи перед Нынешнее положение Вооружённых Сил, связанное с реформой армии,
характеризуется отсутствием целостного механизма принятия решений в области
обеспечения военной безопасности. Одной из важнейших целей военной реформы Реорганизация Вооружённых Сил и оборонно-промышленного комплекса
осуществляется без должного законодательного, ресурсного и финансового
обеспечения. В этом вопросе, безусловно, нужны совместные действия В соответствии со Ст.83 и 87 Конституции Президент формирует и
возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину, вводит в
случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии военное положение, а
для обеспечения безопасности страны – чрезвычайное положение (Ст.88). В то
же время Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и
государственной безопасности (Ст.114). Учитывая конституционный статус Полномочия Президента по введению военного или чрезвычайного положения
не носят абсолютного характера, они осуществляются в строгом соответствии с Указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения, а
также решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил за
пределами территории Российской Федерации требуют утверждения Советом Политическое содержание ситуации с введением чрезвычайного положения
предполагает наличие общей позиции Президента и парламента, поэтому
утверждение Советом Федерации указа Президента по этому вопросу не является
формальным актом. С правовых позиций отказ этой палаты утвердить указ
означает не подтверждение юридической силы указа, что обязывает Президента
пересмотреть свою позицию. Регламентом Совета Федерации от 6 февраля 1996
года №42 СФ установлено, что в подобных случаях Совет Федерации может
предложить Президенту создать совместную согласительную комиссию для
преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в
постановление этой палаты. Вместе с тем последствия неутверждения таких
указов сформированы однозначно, их действие прекращается с момента принятия Таким образом, Президент РФ формирует и возглавляет Совет 3.6. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики. Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением, как это имеет место и во многих зарубежных президентских и полупрезидентских республиках. Исходным является положение конституции (Ст.80), что Президент в
установленном конституции порядке принимает меры по охране суверенитета Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегический
внешнеполитический курс и непосредственно руководит его выполнением. Президент лично ведет переговоры по принципиальным вопросам с главами
государств и правительств других стран. По уполномочию Президента
дипломатические переговоры могут вести назначенные им лица или делегаты. Он
лично подписывает важные международные договоры от имени Российской Все сказанное выше лишь подчеркивает ответственность Президента за определение внешней политики нашего государства и её осуществление федеральными государственными органами.1 Министерство иностранных дел подведомственно Президенту по вопросам,
закрепленных за Президентом конституцией и законодательными актами Президент подписывает также ратификационные грамоты, т.е. документы, свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договор многосторонний, то его участники сдают ратификационные грамоты одному из участников договора – депозитарию. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|