| |||||
МЕНЮ
| "СЭЗ" в мире"СЭЗ" в миреКУРСОВАЯ РАБОТА
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
на тему
“СЭЗ В РОССИИ” РЭА им. Г. В. Плеханова Анисимов Михаил 2-ой курс факультетаБиДА.
Содержание работы: 1. Введение. 2. Исторический аспект формирования СЭЗ. 3. Современная концепция создания экономич. зон. 4. Зоны совместного предпринимательства в СНГ. 5. Заключение. ВВЕДЕНИЕ
Одной из составных частей перестройки народного хозяйства СССР является радикальная реформа дея- тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су- щественного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в Советском Союзе эко- номики открытого типа, что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со- стязательность. Концепция перестройки внешнеэкономических свя- зей исходит из того, что в современном взаимозависи- мом мире советская экономика является частью миро- вой и не может успешно развиваться в отрыве от по- следней. Поэтому стратегия экономического развития нашей страны должна разрабатываться с ориентацией на мировой уровень. Это подразумевает существенное усиление влияния внешнеэкономических связей на тем- пы, пропорции и характер экономического роста в стра- не, внутреннее ценообразование и региональное разви- тие; Внешнеэкономические связи, таким образом, должны стать самостоятельным источником увеличения нацио- нального дохода Советского Союза, постоянной состав- ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен- ных задач. В концепции перестройки внешнеэкономических свя- зей СССР учтена необходимость изменения отношений между формами собственности, существующими ~ на- шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци- альными антиподами, они тем не менее образуют в точ- ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в виде собственности совместных предприятии в СССР, инвестиционных активов советских организаций как за границей, так и на территории страны. Новые формы внешнеэкономических связей (совме- стное предпринимательство на территории СССР, сво- бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова- ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь- зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта, развитию экспорт- ного сектора страны и расширению финансовой базы модернизации народного хозяйства.
В свою очередь, советские капиталовложения за ру- бежом и в свободных экономических зонах на террито- рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не- обходимую для увеличения советского экспорта (преж- де всего машинотехнического), а также собственную производственную базу для стабильного снабжения на- шей страны различными товарами.
Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи- ческих связей предусматривают еще и решение такой за- дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не только международного торговца, но и международно- го инвестора.
Принципиально вам но, что курс на создание в СССР открытой экономики проводится не только через цент- рализованные планово-стратегические решения. Он опи- рается на непосредственный выход на прежний рынок всех заинтересованных советских предприятий, объеди- нений и производственных кооперативов, превращение внешнеэкономических операций в органическую состав- ную часть их хозяйственной деятельности,
Долгое время у нас бытовало представление, что уча- стие иностранного капитала в процессе общественного производства противоречит самой природе планового хозяйства. Однако в конце 80-х годов в нашей стране был принят ряд нормативных актов, санкционирующих создание совместных предприятий с участием капитали- стических фирм и компаний.
Это способствовало тому, что в Советском Союзе процесс их. формирования приобрел лавинообразный ха- рактер: если к середине 1987 г. насчитывалось лишь семь совместных предприятий, то к началу 1988 г. - около 30. К концу же 1989 г. их было уже более 1000. Б 1990 г., по данным Министерства финансов СССР, ежемесячно регистрируется 80 - 100 совместных пред- приятий. Такой количественный рост. совместных предприятий в СССР не мог не привести к определенным качествен- ным сдвигам, а именно к объединению совместных пред- приятий в специальных экономических зонах, подобно тому как это происходило в ряде стран мира. Следует, однако, отметить, что в нашей стране мн- ровой опыт создания свободных экономических зон, или, как принято называть их в советской экономической ли- тературе, зон совместного предпринимательства,, приме- ним лишь частично. Если в зарубежной практике по- добные зоны обычно являются небольшими территори- альными анклавами, почти не связанными с националь- ным рынком, то в СССР они мыслятся как органичная часть советской экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйствен- ных задач. Вот почему, по мнению автора, так актуален в на- стоящее время анализ практики (в том числе труд- ностей и проблем) создания и функционирования сво- бодных экономических зон не только в нашей стране. но и за рубежом,
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Стремительное увеличение числа свободных эконо- мических зон - одно из наиболее характерных явле- ний, получивших интенсивное развитие в мировой эко- номике за истекшую четверть века. Все свободные экономические зоны (беспошлинные таможенные территории, промышленно-торговые и тех- нико-внедренческие зоны и т. п.) объединяет беспошлин- ный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, опре- деленная обособленность в хозяйственном, торговом, ва- лютно-финансовом отношениях от остальной террито- рии принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с миро- вым рынком. В конвенции Киото (май 1973 г.) было приведено та- кое определение понятия <свободная экономическая зо- на - это часть территории одного государства, на ко- горой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной терри- тории по отношению к праву импорта и соответствую- щнм налогам и не подвергающиеся обычному таможен- ному кентролю.
Наибольшее распространение свободные экономиче- ские зоны получили в развивающихся странах. Если к 1981 г. в указанных государствах было создано 96 та- ких вон, то к началу 1990 г. - уже около 300. Еще не- сколько десятков свободных экономических зон нахо- дится в стадии формирования.
Общая занятость в свободных экономических зонах, созданных в развивающихся странах, достигает 2 млн. человек; Ожидается, что к середине 90-х годов этот по- казатель превысит 3 млн.
Выручка от экспорта из свободных экономических зон в настоящее время составляет 13 - 15 млрд. долл., а к 1995 г., по оценкам экспертов Центра ООН по транс- национальным корпорациям, она может достигнуть 25 млрд долл. Свободные экономические зоны существуют почти во всех промышленно развитых странах. Причем в Соеди- ненных Штатах Америки их численность самая боль- шая - около 200. Помимо старейшей и крупнейшей сво- бодной экономической зоны в Нью-Йорке, онн органи- зованы в Бостоне, Чикаго, Кливленде, Сан-Франциско, Сиэтле и в других городах. Общий объем ежегодно поступающих в американ- ские свободные экономические зоны товаров увеличил- ся со 100 млн. долл. в 70-е годы до 2 . млрд. к концу 80-х годов. Стоимость ежегодно отгружаемых товаров, часть которых подвергалась переработке, оценивалась к началу 1990 г. в 4 млрд. долл.
Первоначально свободной экономической зоной счи- талась особая территория крупного морского порта, же- лезнодорожного узла, аэропорта или примыкающего к ним района), выделенная из таможенной территории страны для свободного ы беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.
Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся. на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовывающая, пересортировыва- ются и перерабатываются, а затем поставляются на .внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу. Использование подобных экономических зон позво- ляет поставщикам отложить реализацию товаров до по- вышения на них спроса и соответственно цен, демонст- рировать продукцию потенциальным оптовым покупа- телям, дорабатывать ее в целях уплаты в дальнейшем меньшей пошлины. исторически таким зонам предшествовало создание <свободных портов>, иными словами, территорий бес- пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально <свободные порты> созда- вались для развития местного рынка, а затем и для со- действия расширению международной торговли. Напом- ним, статус <свободных портов> имели Генуя (с 1595 г.). Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России - Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.). По мере монополизации рынка и усиления протек- ционистской политики государств <свободные порты> стали упраздняться, а на их территориях и .в других торговых центрах начали создаваться свободные эконо- мические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также амери- канец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что госу- дарственное вмешательство при различного рода кри- зисных ситуациях не в состоянии предотвратить эконо- мический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные ме- ры экономического и политического воздействия на хо- зяйственную деятельность этих территорий. Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом по- ложении, предоставлялся ряд льгот по налогообложе- нию, менее жестко регламентировалась и их деятель- ность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций). В пределах таких зон, скажем, банки могли свобод- но моделировать с любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зо- ны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов и т; д. В течение длительного времени свободным экономи- ческим зонам была присуща преимущественно коммер- ческая деятельность. В экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачест- венного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить их качество. И только в начале 60-х годов была разрешена обра- ботка: товаров в свободных экономических зонах. Обыч- но при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара.
Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободные экономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров. При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутых зон.
Отметим, что повышение прибавочной стоимости то- вара при отсутствии таможенных и других пошлин ста- новится отличительной чертой экономических зон, кото- рые были созданы в Соединенных Штатах Америки.
Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направ- ленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Ха- рактерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находя- щихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не- больших экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов Франции и около 25 районов Вели- кобритании.
Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободных экономических зон являются льгот- ные условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления.
В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для ино- странных вкладчиков капитала. Как правило, они зави- сят от специфических условий каждой экономической зо- ны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, преду- сматриваются следующие льготы: отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (об- ластных) налогов, имеющихся в ряде стран; отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в свободной экономической зоне;- полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в за- висимости от ряда условий. Например, в Южной Корее предприятия, созданные в свободной экономической зоне, в первые пять лет пол- ностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%. В Шри Ланке полная отмена налогообложений длит- ся от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая техноло- гия и т. д. Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение таких целей: обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно в свободно кон- вертируемой валюте; организация в экономических зонах таких произ- водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем- ляя при этом уже существующие местные предприятия, действующие на внутреннем рынке. Кроме того, многие страны, создающие свободные экономические зоны, считают, что они будут способст- вовать развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизации технологий, получению новых ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, а также использованию собствен- ных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции. Классическим примером этого может служить <воль- ная гавань> Манаус в бразильской Амазонии, где ино- странные предприятия, работающие на экспорт, обяза- ны включать в производство оптовых изделий по край- ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан- ной местности. Кстати, с этой первоначально экспортной промыш- ленной зоной произошла интересная трансформация: постепенно она превратилась в чисто импортную зону. Теперь вся продукция, поступающая в <вольную га- вань>, поглощается бразильским рынком.
Имеются и другие примеры, но несколько менее ра- дикального перехода с обработки экспортных товаров на импортные, Такие тенденции характерны для свобод- ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и для ряда других стран.
Однако в указанной трансформации прослеживаются и негативные моменты. Главный из них тот, что ино- странные компании, действующие в свободных зонах некоторых государств, стремятся использовать их для сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро- са на рынках других стран.
Таким образом, создание свободной экономической зоны в любой стране предусматривает прежде всего ускоренное развитие той или иной территории. Разви- тие таких зон позволяет правительствам принимающих стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко- номике и преодолевать трудности в государственных ка- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|