| |||||
МЕНЮ
| "СЭЗ" в миреСоветском Союзе исходили из того, что данная форма внешнеэкономической деятельности должна использо- ваться прежде всего в интересах развития экономики страны и служить своеобразным <шлюзом> между ней и внешним рынком. Среди основных задач решение которых возможно с помощью создания свободных экономических зон на территории Советского Союза, можно выделить следую- щие. Прежде всего это совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-эконо- мического развития территории, где расположены эко- номические зоны. Последнее весьма актуально для ма- лоосвоенных регионов страны. Предусматривается также постепенное включение экономики зон совместного предпринимательства или ее отдельных производств в хозяйственную структуру со- ответствувщих регионов. При этом будут апробировать- ся различные варианты внедрения новых форм хозяйст- вования, приспособленных к условиям мирового рынка. В экономических зонах намечено активно внедрять в произ-во отечественные и зарубежные научно- технические разработки и изобретения с последующим их использованием в других отраслях народного хозяй-- ства, а также и на внешнем рынке. Благодаря более интенсивному включению СССР в систему международных экономических связей буде- развиваться экспортная база и, значит, увеличиваться наши валютные поступления. Хозяйственные потребности страны, а также интере- сы самого эксперимента подсказывают целесообразность создания в СССР сразу нескольких вариантов таких зон. По своим целям свободные экономические зоны в нашей стране могут быть: (~~ ) комплексные (производственного назначения); внешнеторговые (свободные таможенные зоны и по- сты, включая зоны экспортного производства, транспорт- ные зоны); функциональные, или отраслевые (технологические парки и технополисы, туристические, страховые, банков- ские зоны). Перечисленные варианты экономических зон могут выполнять различные народнохозяйственные и внешне- экономические функции. С точки зрения решения перспективных задач разви- тия экономики и внешнеэкономических связей СССР и отдельных регионов наибольший интерес представляют комплексные экономические зоны, в которых будут соз- даны новые производства, выпускающие продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наи- более приближенного к условиям мирового рынка. Отметим, что создание экономических зон внешне- торговой направленности не требует ни крупных перво- начальных инвестиций, ни длительных сроков форми- рования, ни сложного механизма функционирования и взаимодействия с экономикой нашей страны. В большин- стве случаев - это таможенный анклав, позволяющий существенно повысить прибыльность внешнеторговых и сопутствующих им операций. Такие экономические зоны практически не взаимо- действуют с предприятиями вне ее территории, хотя при активном развитии здесь экспортных производств мож- по предусмотреть специальные таможенный и налого- вый механизмы, -ориентирующие эти производства на увеличение <местного компонента в продукции зоны благодаря интенсификации кооперативных связей с советскими внезональными предприятиями. Внешнеторговые экономические зоны в ровном предназначаются для обеспечения дополнительных ва- лютных поступлений за счет создания консигнацион- ных (накопительных) складов, сдачи помещений Для выставок, перевалки и подработки транзитных грузов и Т. П. В вариантах функциональных (отраслевых) эконо- мических зон предусмотрено прежде всего создание тех- нологических парков и технополисов для освоения и производства новой техники. Они будут способствовать активизации международного сотрудничества благода- ря разработке новых наукоемких видов продукции и расширению их экспорта. При создании технополисов используется в первую очередь механизм стимулирования привлечения техно- логических ресурсов, включая интеллектуальные. Дея- тельность технополисов в основном должна быть направ- лена на облегчение выхода их основной продукции - научных идей на стадии внедрения - на внутренний рынок СССР, а идей, обеспечивающих технологические прорывы, - и на внешний рынок. Таким образом, все варианты зон совместного пред- принимательства в нашей стране служат дополнитель- ным каналом связи экономики Советского Союза с внеш- ним рынком. 'Каким же видится порядок создания и статус зон совместного предпринимательства на территории Совет- ского Союза? Исходить нужно из того, что основные элементы хо- зяйственного механизма свободных экономических зон должны быть едиными для всей территории страны и кодифицироваться в специальном законодательстве. Од- нако такого законодательства пока нет. На первом этапе эксперимента принято решение вво- дить индивидуальные юридические акты для каждой соз- даваемой экономической зоны. Только после приобре- тения достаточного опыта целесообразно ввести общее всесоюзное правовое регулирование. В последующем каждая свободная экономическая зона будет создаваться на основе специального решения Совета Министров СССР с учетом специфики ее дея- тельности и региональной политики страны. Зоны совместного предпринимательства в Советском Союзе создаются- и будут создаваться по инициативе край-, облисполкомов, союзных республик, центральных экономических органов СССР, а также зарубежных. ком- паний при их поддержке соответствующими советскими организациями. Предложения о создании свободных .экономических зон вносятся в Совет Министров СССР вместе с техни- ко-экономическим обоснованием, предварительно прора- ботанным с заинтересованными министерствами и ве- домствами и потенциальными инвесторами. Технико-эко- номические обоснования должны пройти экспертизу в Госплане СССР и Министерстве внешних экономических связей. Как правило, территория, выбираемая для экономи- ческой зоны, должна быть достаточно обширной, обес- печена необходимой инфраструктурой, трудовыми ре- сурсами и местными стройматериалами. Весъма жела- тельны ее всесторонние связи со многими отраслями народного хозяйства. Создание таких зон требует под- держки местных органов власти и местного населения. Зоны совместного предпринимательства в нашей стране являются хозяйственными, а не политическими образованиями, поэтому их границы определяются эко- номической целесообразностью. При этом, конечно, тер- ритория таких зон остается частью территории СССР. В свободных экономических зонах действует союз- ное и соответствующее республиканское законодатель- ство, причем их корректировка может касаться только хозяйственных и социальных вопросов, что и фиксиру- ется в постановлении правительства о создании эконо- мической зоны. Государственную власть в зоне свобод- ного предпринимательства осуществляют местные Сове- ты народных депутатов. Зоны совместного предпринимательства в хозяйст- венном отношении являются территориями союзного подчинения. Интересы республик или регионов, на тер- ритории которых они расположены, должны находить _ воплощение благодаря их представительству в руково- дящих органах экономических зон. Специфика деятельности в таких зонах не позволит использовать здесь республиканский. хозрасчет, посколь- ку в рамках народного хоз-ва СССР указанные зоны действуют как автономные хозрасчетные единицы. Отношения с го. планом и бюджетом определяются для экономической зоны в целом. Свободная экономическая зона функционирует как терри- тория, открытаядля всех видов внешнеэкономической дея- тельности , в рамках которой создан особенно благоприятный режим для совместного предпринима-- тельства и иностранных инвестиций. Платежный баланс таких зон стремится на основе ва- лютной самоокупаемаости. Государства а также респу - лика или регионы, где расположена эконом. зона, обязаны оказывать содействие ее функционированию. Однако они не несут ответственности по ее хозяйствен- ным обязательствам, и наоборот. Следовательно, в интересах сохранения необходи- мой степени независимости зон: совместного предприни- мательства от внезонального. механизма и системы уп- равления здесь применяется принцип анклавности, ко- торый обеспечивается как. административными, так и экономическими мерами. Предпочтение при этих отдается последим, посколь- ку при формировании экономических зон создаются предпосылки для постепенного распространения на эко- номику окружающего региона. наиболее эффективных элементов рыночного механизма, используемых в сво- бодной. зоне. Вместе с тем создание анклава ни в коей мере не предполагает установления юридической экстер- риториальности зоны. Создание и функционирование свободных зон требу- юг решения ряда специфических социальных вопросов. Во-первых, способов привлечения рабочей силы, оп- ределения уровня заработной платы и той валюты, в которой она выплачивается. Во-вторых, порядка образования фондов социально- го развития и страхования, организации медицинского обслуживания и отдыха персонала. 0беспечение свободных экономических зон трудовы- ми ресурсами целесообразно. осуществлять на контракт- вой основе. Форму контрактов разрабатывают админи- страция такой зоны и расположенные здесь предприя- тия, организации и фирмы. Зоны совместного предпринимательства удовлетво- рают свои потребности в рабочей силе главным обра- зом за счет привлечения местного населения, повыше- ния его квалификации и освоении новых форм труда. Но это не исключает привлечения и внезональной рабо- чей силы на основе контрактации из других районов СССР, что особенно важно при формировании таких зон в районах с дефицитом рабочей силы (например, на Дальнем Востоке). Кроме того, предусмотрено направление советских рабочих и специалистов на предприятия, расположенные в экономич. зоне, для стажировки и освоения новой техники, организации труда и форм хозяйствования. Для этих же целей в таких зонах целесообразно организо- вывать специальные курсы и школы бизнеса. По мере необходимости будет также привлекаться иностранный персенал. Администрация экономической зоны самостоятельно или через свои хозяйственные органы будет регулиро- вать приток рабочей силы. В свободных зонах, создаваемых в СССР, организа- ции трудовых отношений для советской части персона- ла не должна противоречить законодательству страны. Многие вопросы, касающиеся трудовых отношений и со- циальных условий работы, могут решаться по догово- ренности между администрацией экономический зоны и руководством расположенных здесь предприятий, орга- низаций н фирм. Оплата труда советских рабочих и специалистов осу- ществляется в рублях, а иностранного персонала - в соответствующей валюте на основании трудовых согла- шеиий. Очевидно, будет предусмотрено, что в свободных экономических .зонах не будет ограничений заработной платы советскому персоналу. Часть заработной платы при этом целесообразно переводить на специальный счет в валютных рублях в банке экономической зоны и вы- плачивать затем в виде именных чеков. Иностранному персоналу необходимо гарантировать перевод их доходов за рубеж, в том числе конверсию части доходов, полученных в советских рублях в сво- бодно конвертируемую валюту по рыночному курсу. Специализация зоны совместно предприниматель- ства определяется при ее создании и отражается в тех- нико-экономическом обосновании. В дальнейшем она функционирует по собственным программам развития с расчетом на расширение специализации, если это оп- равдано, и территории. Ориентация деятельности зоны на решение общего- сударственных и региональных задач достигается в ос- новном экономическими методами. Согласно советской концепции создания зон совмест- ного предпринимательства в них допускается хозяйст- венная деятельность, основанная на всех современных видах собственности. При этом иностранные предприя- тия и их представительства являются собственностью их владельцев, совместные предприятия - собственностью партнеров, советские предприятия - государственной . собственностью, а кооперативы - собственностью пай- щиков. В зонах совместного предпринимательства в СССР будет поощряться перевод всех видов предприятий в акционерные общества. Главными функциями администрации экономических зон независимо от их статуса являются: регистрация предприятий, организаций и фирм; контроль за соблюдением правил, установленных для свободной зоны; взимание платежей с иностранных национальных вкладчиков капитала; оказание инвесторам необходимых услуг, включая маркетинговые. Основной задачей администрации таких зон должно быть обеспечение в рамках принятого законодательства благоприятных условий для инвесторов и для деятель- ности всех зональных предприятий. Деятельностью расположенных на территории таких зон советских предприятий местной промышленности будет управлять зональная администрация. При органи- зации свободной зоны в их состав могут быть переданы также предприятия союзного и республиканского под- чинения. Заводы и фабрики, относящиеся к базовым отраслям экономики СССР, будут курироваться союзными или рес- лубликанскими органами. Все предприятия могут быть сданы в аренду их трудовым коллективам. Расположенные в пределах экономической зоны кол- хозы с их согласия могут быть преобразованы либо в государственные агропромышленные предприятия мест- ного подчинения, либо сохраняют свой кооперативный статус. В последнем случае администрация свободной зоны устанавливает им объем и номенклатуру государ- ственных закупок в размере до 50% урожая. Остальной своей продукцией колхозы распоряжаются сами. Администрация экономической зоны управляет раз- личными объектами инфраструктуры - местной торгов- лей, транспортом, сетью связи, объектами здравоохра- нения, водоснабжения, гостиничным фондом и т. п. Объекты энергоснабжения, транспорта и связи вне- зонального значения, учебные заведения и научно-иссле- довательские учреждения будут управляться соответст- вующими союзными или республиканскими органами или администрацией свободной зоны по договору с ними. Администрация свободной зоны может принимать участие в расширении и модернизации объектов союз- ного и республиканского подчинения, что предполагает получение соответствующей доли прибыли от их хозяй- ственной деятельности. А теперь остановимся на льготах, которые предусмот- рены советской концепцией зон совместного предприни- мательства как для иностранных, так и для местных инвесторов. В принципе они мало чем отличаются от ми- ровой практики. Такими льготами являются: освобождение импорта и экспорта свободной зоны от таможенного обложения и нетарифных ограничений; снижение или пересчет таможенных пошлин при вы- возе продукции из экономической зоны на внутренний рынок СССР; скидки с налогов и арендной платы; обеспечение производства фондами централизованно- го материально-технического снабжения; возможность гарантированного обеспечения рабочей силой, упрощение ее найма и увольнения; обеспеченность инфраструктурными услугами; самостоятельное определение сроков амортизации; применение цен свободного рынка при сбыте продук- ции внутри свободной зоны; право на участие советских и иностранных инвесто- ров в управлении экономической зоной. Однако советская концепция зон совместного пред- принимательства предусматривает и льготы, распрост- раняемые только на иностранных вкладчиков капиталла. Прежде всего это освобождение иностранных парт- неров от налогов лри переводе прибылей, полученных в свободной зоне, за границу, дополнительные гарантни по защите их капиталовложений и меры но охране про- мышленной собственности; В экономических зонах ка территории СССР будет упрощен режим допуска и поселения иностранцев, Кроме того, иностранным партнерам будут предо- ставлены гарантии сбита- на внутреннем рынке Совет- ского Союза продукции, произведенной в счет государ- ственных заказов а также свобода выбора источников финансирования своих операций в свободной зоне, вклю- чая привлечение средств мирового денежного рынка. Э целях привлечения зарубежных инвесторов Совет- ское правительство разрешило осуществлять конверсню части прыбыли, не покрываемой валютной самоокупае- мостью, в иностранную валюту по рыночному курсу бан- ка экономической зоны. Естественно, что все эти льготы и стимулирующие меры будут использоваться в той или иной комбииации в зависимости от вида свободной зоны. Конкретные же рамки и размер льгот должны определяться на основе технико-экономических расчетов в диапазоне между ми- нимальнымн народнохазяйственными потерями (м не- дополучения средств в бюджет, от снижения цен и т. и.) и максимальным эффектом от привлечения иностранно- го капитала в данной форме. В мировой практике таможенный контроль на внеш- них и внутренних границах свободных зон осуществля- ется государством. Такая же практика будет и в Совет- ском Союзе. Продукция, поступающая в зону совместного пред- принимательства из-за границы, в том числе для пере- работки, сборки и последующего реэкспорта, освобож- дается от таможенного обложения. При поставке предприятиям нашей страны или по- требителям готовой продукции, произведенной с исполь- |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|