реферат, рефераты скачать
 

"СЭЗ" в мире


  Советском Союзе исходили из того, что данная форма

  внешнеэкономической деятельности должна использо-

  ваться прежде всего в интересах развития экономики

  страны и служить своеобразным <шлюзом> между ней

  и внешним рынком.                                  

     Среди основных задач решение которых возможно

  с помощью создания свободных экономических зон на

  территории Советского Союза, можно выделить следую-

  щие.                                               

     Прежде всего это совершенствование отраслевой

 структуры  производства и  ускорение социально-эконо-

 мического развития территории, где расположены эко-

  номические зоны. Последнее весьма актуально для ма-

  лоосвоенных регионов страны.                       

     Предусматривается также постепенное включение

  экономики зон совместного предпринимательства или ее

  отдельных производств в хозяйственную структуру со-

  ответствувщих регионов. При этом будут апробировать-

  ся различные варианты внедрения новых  форм хозяйст-

 вования, приспособленных к условиям мирового рынка.

    В  экономических  зонах  намечено   активно  внедрять

 в   произ-во   отечественные  и   зарубежные  научно-

 технические  разработки  и  изобретения  с  последующим

 их  использованием в  других отраслях  народного хозяй--

 ства, а также и на внешнем рынке.                     

    Благодаря   более   интенсивному  включению   СССР  в

 систему   международных   экономических   связей   буде-

 развиваться  экспортная  база и,  значит, увеличиваться

 наши валютные поступления.                            

    Хозяйственные  потребности  страны,  а  также интере-

 сы  самого  эксперимента  подсказывают  целесообразность

 создания  в  СССР   сразу  нескольких   вариантов  таких

 зон.  По  своим  целям  свободные  экономические  зоны в

 нашей стране могут быть: (~~ )                        

    комплексные (производственного назначения);        

    внешнеторговые  (свободные  таможенные  зоны   и  по-

 сты, включая зоны экспортного  производства, транспорт-

 ные зоны);                                            

    функциональные,   или   отраслевые   (технологические

 парки и технополисы, туристические,  страховые, банков-

 ские зоны).                                           

    Перечисленные   варианты   экономических   зон  могут

 выполнять   различные  народнохозяйственные   и  внешне-

 экономические функции.                                

    С  точки  зрения  решения перспективных  задач разви-

 тия  экономики  и  внешнеэкономических  связей   СССР  и

 отдельных   регионов  наибольший   интерес  представляют

 комплексные  экономические  зоны,  в которых  будут соз-

 даны  новые  производства,  выпускающие   продукцию  как

 для  внутреннего  рынка, так  и для  экспорта, поскольку

 они  будут  функционировать  на  основе  механизма, наи-

 более приближенного к условиям мирового рынка.        

    Отметим,  что  создание  экономических   зон  внешне-

 торговой  направленности  не  требует ни  крупных перво-

 начальных  инвестиций,   ни  длительных   сроков  форми-

 рования,  ни   сложного  механизма   функционирования  и

 взаимодействия  с  экономикой  нашей страны.  В большин-

 стве  случаев  -  это  таможенный   анклав,  позволяющий

 существенно   повысить  прибыльность   внешнеторговых  и

 сопутствующих им операций.                             

    Такие  экономические  зоны  практически   не  взаимо-

 действуют с  предприятиями вне  ее территории,  хотя при

 активном  развитии  здесь  экспортных  производств мож-

 по   предусмотреть   специальные  таможенный   и  налого-

 вый   механизмы,   -ориентирующие  эти   производства  на

 увеличение   <местного   компонента  в   продукции  зоны

 благодаря   интенсификации   кооперативных    связей   с

 советскими внезональными предприятиями.               

     Внешнеторговые   экономические   зоны    в   ровном

 предназначаются   для   обеспечения   дополнительных  ва-

 лютных   поступлений   за  счет   создания  консигнацион-

 ных   (накопительных)   складов,   сдачи   помещений  Для

 выставок,  перевалки  и  подработки транзитных  грузов и

 Т. П.                                                  

     В   вариантах   функциональных   (отраслевых)  эконо-

 мических  зон  предусмотрено  прежде всего  создание тех-

 нологических    парков  и  технополисов  для  освоения  и

 производства  новой  техники.  Они  будут  способствовать

 активизации   международного    сотрудничества   благода-

 ря  разработке  новых  наукоемких    видов    продукции и

 расширению их экспорта.                                

     При  создании  технополисов  используется   в  первую

 очередь   механизм   стимулирования   привлечения  техно-

 логических   ресурсов,  включая   интеллектуальные.  Дея-

 тельность  технополисов  в  основном должна  быть направ-

 лена  на  облегчение  выхода  их  основной   продукции  -

 научных  идей  на  стадии   внедрения  -   на  внутренний

 рынок  СССР,   а  идей,   обеспечивающих  технологические

 прорывы, - и на внешний рынок.                         

     Таким  образом,  все  варианты зон  совместного пред-

 принимательства  в  нашей стране  служат  дополнитель-

 ным  каналом связи экономики  Советского  Союза  с внеш-

 ним рынком.                                            

     'Каким  же  видится  порядок  создания  и  статус зон

 совместного  предпринимательства  на   территории  Совет-

 ского Союза?                                           

     Исходить  нужно  из того,  что основные  элементы хо-

 зяйственного   механизма   свободных   экономических  зон

 должны  быть  едиными  для   всей  территории   страны  и

 кодифицироваться  в  специальном   законодательстве.  Од-

 нако такого законодательства пока нет.                 

     На  первом  этапе  эксперимента принято  решение вво-

 дить  индивидуальные  юридические  акты  для  каждой соз-

 даваемой  экономической   зоны.  Только   после  приобре-

 тения  достаточного  опыта  целесообразно   ввести  общее

 всесоюзное правовое регулирование.                     

     В   последующем   каждая    свободная   экономическая

 зона будет создаваться на основе специального решения

 Совета Министров СССР с учетом специфики ее дея-    

 тельности и региональной политики страны.           

   Зоны совместного предпринимательства в Советском

 Союзе создаются- и будут  создаваться по инициативе

 край-, облисполкомов, союзных республик, центральных

 экономических органов СССР, а также зарубежных. ком-

 паний при их поддержке соответствующими советскими

 организациями.                                      

   Предложения о создании свободных .экономических

 зон вносятся в Совет Министров СССР вместе с техни-

 ко-экономическим обоснованием, предварительно прора-

 ботанным с заинтересованными министерствами и ве-

 домствами и потенциальными инвесторами. Технико-эко-

 номические обоснования должны пройти экспертизу в

 Госплане СССР и Министерстве внешних экономических

 связей.                                             

   Как правило, территория, выбираемая для экономи-

 ческой зоны, должна быть достаточно обширной, обес-

 печена необходимой инфраструктурой, трудовыми ре-

 сурсами и местными стройматериалами. Весъма жела-

 тельны ее всесторонние связи со многими отраслями

 народного хозяйства. Создание таких зон требует под-

 держки местных органов власти и местного населения.

   Зоны совместного предпринимательства в нашей       

 стране являются хозяйственными, а не политическими

 образованиями, поэтому их границы определяются эко-

 номической целесообразностью. При этом, конечно, тер-

 ритория таких зон остается частью территории СССР.

   В свободных экономических зонах действует союз-

 ное и соответствующее республиканское законодатель-

 ство, причем их корректировка может касаться только

 хозяйственных и социальных вопросов, что и фиксиру-

 ется в постановлении правительства о создании эконо-

 мической зоны. Государственную власть в зоне свобод-

 ного предпринимательства осуществляют местные Сове-

 ты народных депутатов.                              

   Зоны совместного предпринимательства в хозяйст-

 венном отношении являются территориями союзного     

 подчинения. Интересы республик или регионов, на тер-

 ритории которых они расположены, должны находить _

 воплощение благодаря их представительству в руково-

 дящих органах экономических зон.                    

   Специфика деятельности в таких зонах не позволит

 использовать   здесь   республиканский.   хозрасчет,  посколь-

 ку  в   рамках  народного   хоз-ва  СССР   указанные  зоны

 действуют как автономные хозрасчетные единицы.

Отношения с го. планом и бюджетом определяются для

экономической зоны в целом.

Свободная экономическая зона функционирует как терри-

тория, открытаядля всех  видов внешнеэкономической дея-

тельности , в рамках которой создан особенно

 благоприятный   режим   для   совместного   предпринима--

 тельства и иностранных инвестиций.                    

    Платежный баланс таких зон  стремится на  основе ва-

 лютной  самоокупаемаости.  Государства  а  также  респу -

 лика  или  регионы,  где  расположена  эконом. зона,

обязаны оказывать содействие ее функционированию.

 Однако они не несут ответственности по ее хозяйствен-

 ным обязательствам, и наоборот.                       

    Следовательно, в интересах сохранения  необходи-

 мой степени независимости зон: совместного предприни-

 мательства от внезонального. механизма и системы уп-

 равления здесь применяется принцип анклавности, ко-

 торый обеспечивается как. административными, так и    

 экономическими мерами.                                 

    Предпочтение при этих отдается последим, посколь-

 ку при формировании экономических зон создаются       

 предпосылки для постепенного распространения на эко-

 номику окружающего региона. наиболее эффективных      

 элементов рыночного механизма, используемых в сво-    

 бодной. зоне. Вместе с тем создание анклава ни в коей

 мере не предполагает установления юридической экстер-

 риториальности зоны.                                  

    Создание и функционирование свободных зон требу-

 юг решения ряда специфических социальных вопросов.

    Во-первых, способов привлечения рабочей силы, оп-

 ределения уровня заработной платы и той валюты, в     

 которой она выплачивается.                            

    Во-вторых, порядка образования фондов социально-

 го развития и страхования, организации медицинского

 обслуживания и отдыха персонала.                       

    0беспечение свободных экономических зон трудовы-

 ми ресурсами целесообразно. осуществлять на контракт-

 вой основе. Форму контрактов разрабатывают админи-    

 страция такой зоны и расположенные здесь предприя-    

 тия, организации и фирмы.                             

    Зоны совместного предпринимательства удовлетво-    

рают свои потребности в рабочей силе главным обра-

  зом за счет привлечения местного населения, повыше-

  ния его квалификации и освоении новых форм труда.

  Но это не исключает привлечения и внезональной рабо-

  чей силы на основе контрактации из других  районов

  СССР, что особенно важно при формировании таких зон

  в районах с дефицитом рабочей силы (например, на     

  Дальнем Востоке).                                    

     Кроме того, предусмотрено направление советских

  рабочих и специалистов на предприятия, расположенные

  в экономич. зоне, для стажировки и освоения новой

  техники, организации труда и форм хозяйствования. Для

  этих же целей в таких зонах целесообразно организо-

  вывать специальные курсы и школы бизнеса. По мере    

  необходимости будет также привлекаться иностранный

  персенал.                                            

 Администрация экономической зоны самостоятельно

 или через свои хозяйственные органы будет регулиро-

 вать приток рабочей силы.                           

    В свободных зонах, создаваемых в СССР, организа-

 ции трудовых отношений для советской части персона-

 ла не должна противоречить законодательству страны.

 Многие вопросы, касающиеся трудовых отношений и со-

 циальных условий работы, могут решаться по догово-

 ренности между администрацией экономический зоны и

 руководством расположенных здесь предприятий, орга-

 низаций н фирм.                                     

    Оплата труда советских рабочих и специалистов осу-

 ществляется в рублях, а  иностранного персонала  - в

 соответствующей валюте на основании трудовых согла-

 шеиий. Очевидно, будет предусмотрено, что в свободных

 экономических .зонах не будет ограничений заработной

 платы советскому персоналу. Часть заработной  платы

 при этом целесообразно переводить на специальный счет

 в валютных рублях в банке экономической зоны и вы-

 плачивать затем в виде именных чеков.               

    Иностранному персоналу необходимо гарантировать

 перевод их доходов за рубеж, в том числе конверсию

 части доходов, полученных в советских рублях в сво-

 бодно конвертируемую валюту по рыночному курсу.     

    Специализация зоны совместно предприниматель-

 ства определяется при ее создании и отражается в тех-

 нико-экономическом обосновании. В дальнейшем она

 функционирует  по  собственным  программам  развития с

 расчетом на расширение специализации, если это оп-    

 равдано, и территории.                                

    Ориентация деятельности зоны на решение общего-    

 сударственных и региональных задач достигается в ос-

 новном экономическими методами.                       

    Согласно советской концепции создания зон совмест-

 ного предпринимательства в них допускается хозяйст-

 венная деятельность, основанная на всех современных

 видах собственности. При этом иностранные предприя-

 тия и их представительства являются собственностью их

 владельцев, совместные предприятия - собственностью

 партнеров, советские  предприятия  -  государственной .

 собственностью, а кооперативы  -  собственностью пай-

 щиков.                                                

    В зонах совместного предпринимательства в СССР     

 будет поощряться перевод всех видов предприятий в     

 акционерные общества.                                 

    Главными функциями администрации экономических     

 зон независимо от их статуса являются:               

    регистрация предприятий, организаций и фирм;       

    контроль за соблюдением правил, установленных для

 свободной зоны;                                       

    взимание платежей с иностранных национальных     

 вкладчиков капитала;                                  

    оказание инвесторам необходимых услуг,  включая     

 маркетинговые.                                        

    Основной задачей администрации таких зон должно    

 быть обеспечение в рамках принятого законодательства

 благоприятных условий для инвесторов и для деятель-

 ности всех зональных предприятий.                     

    Деятельностью расположенных на территории таких    

 зон советских предприятий местной промышленности      

 будет управлять зональная администрация. При органи-

 зации свободной зоны в их состав могут быть переданы

 также предприятия союзного и республиканского под-    

 чинения.                                              

    Заводы и фабрики, относящиеся к базовым отраслям

 экономики СССР, будут курироваться союзными или рес-

 лубликанскими органами. Все предприятия могут быть    

 сданы в аренду их трудовым коллективам.               

    Расположенные в пределах экономической зоны кол-

 хозы с их согласия могут быть преобразованы либо в    

 государственные агропромышленные предприятия мест-    

 ного подчинения, либо сохраняют свой кооперативный    

 статус.  В  последнем  случае  администрация  свободной

 зоны  устанавливает  им  объем и  номенклатуру государ-

 ственных  закупок  в размере  до 50%  урожая. Остальной

 своей продукцией колхозы распоряжаются сами.         

    Администрация  экономической  зоны   управляет  раз-

 личными  объектами  инфраструктуры  -  местной  торгов-

 лей,  транспортом,  сетью связи,  объектами здравоохра-

 нения, водоснабжения, гостиничным фондом и т. п.     

    Объекты  энергоснабжения,  транспорта  и  связи вне-

 зонального значения, учебные заведения  и научно-иссле-

 довательские  учреждения  будут  управляться соответст-

 вующими   союзными   или    республиканскими   органами

 или администрацией свободной зоны по договору с ними.

    Администрация   свободной   зоны   может   принимать

 участие  в  расширении  и  модернизации  объектов союз-

 ного  и  республиканского подчинения,  что предполагает

 получение  соответствующей  доли  прибыли от  их хозяй-

 ственной деятельности.                               

    А теперь остановимся на льготах,  которые предусмот-

 рены  советской  концепцией зон  совместного предприни-

 мательства  как  для  иностранных,  так  и  для местных

 инвесторов. В принципе они мало  чем отличаются  от ми-

 ровой практики. Такими льготами являются:            

    освобождение  импорта  и  экспорта   свободной  зоны

 от таможенного обложения и нетарифных ограничений;

    снижение  или  пересчет  таможенных  пошлин  при вы-

 возе  продукции  из  экономической  зоны  на внутренний

 рынок СССР;                                          

    скидки с налогов и арендной платы;                

    обеспечение  производства  фондами  централизованно-

 го материально-технического снабжения;               

    возможность  гарантированного   обеспечения  рабочей

 силой, упрощение ее найма и увольнения;              

    обеспеченность инфраструктурными услугами;        

    самостоятельное определение сроков амортизации;

    применение  цен свободного  рынка при  сбыте продук-

 ции внутри свободной зоны;                           

    право  на участие  советских и  иностранных инвесто-

 ров в управлении экономической зоной.                

    Однако  советская  концепция  зон  совместного пред-

 принимательства  предусматривает  и  льготы,  распрост-

 раняемые только на иностранных вкладчиков капиталла.    

    Прежде  всего  это освобождение  иностранных парт-

 неров  от  налогов  лри переводе прибылей, полученных

 в свободной зоне,  за границу,  дополнительные гарантни

 по  защите  их  капиталовложений  и  меры но  охране про-

 мышленной собственности;                             

    В  экономических  зонах  ка  территории  СССР  будет

 упрощен режим допуска и поселения иностранцев,       

    Кроме  того,  иностранным  партнерам   будут  предо-

 ставлены  гарантии  сбита-  на внутреннем  рынке Совет-

 ского  Союза продукции,  произведенной в  счет государ-

 ственных  заказов  а  также  свобода  выбора  источников

 финансирования своих операций  в свободной  зоне, вклю-

 чая привлечение средств мирового денежного рынка.    

    Э  целях  привлечения  зарубежных  инвесторов Совет-

 ское  правительство  разрешило   осуществлять  конверсню

 части  прыбыли,  не  покрываемой  валютной  самоокупае-

 мостью, в  иностранную валюту  по рыночному  курсу бан-

 ка экономической зоны.                               

    Естественно,  что  все  эти  льготы  и стимулирующие

 меры  будут  использоваться в  той или  иной комбииации

 в  зависимости  от вида  свободной зоны.  Конкретные же

 рамки  и  размер  льгот  должны определяться  на основе

 технико-экономических  расчетов  в диапазоне  между ми-

 нимальнымн   народнохазяйственными   потерями   (м  не-

 дополучения средств в бюджет, от снижения цен и  т. и.)

 и  максимальным  эффектом  от  привлечения  иностранно-

 го капитала в данной форме.                          

    В  мировой  практике  таможенный  контроль  на внеш-

 них  и  внутренних  границах свободных  зон осуществля-

 ется государством. Такая же практика  будет и  в Совет-

 ском Союзе.                                          

    Продукция,  поступающая  в  зону  совместного  пред-

 принимательства из-за  границы, в  том числе  для пере-

 работки,  сборки  и  последующего  реэкспорта, освобож-

 дается от таможенного обложения.                     

    При  поставке  предприятиям  нашей  страны  или  по-

 требителям готовой  продукции, произведенной  с исполь-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.