| |||||
МЕНЮ
| "СЭЗ" в мирезованием импортных материалов и узлов и ввезенных в зону совместного предпринимательства беспошлинно, целесообразно стоимость импортного компонент обла- гать пошлиной. Для целенаправленного регулировании притока в та- кие зоны тех или иных видов товаров, возможно, будет предусмотрен специальный налог по дифференцирован- ным ставкам. Уровень налогов, сроки освобождения от них и поря- док их взымания будут устанавливаться Советским го- сударством в соответствующем нормативном акте, ре- гулирующем деятельность каждой свободной зоны. Го- сударство также будет определять порядок финансовой инспекции работы предприятий экономической зоны и их ревизии через аудиторские (независимые) службы. Ключевыми вопросами в деятельности зон совмест- ного предпринимательства являются система ценообра- зования и тесно связанный с нею валютный механизм. В частности, предполагается, что все цены на внут- ризональную продукцию будут определяться на договор- ной основа. При импорте, а также при поставке товаров из свободной зоны на внешний рынок намечено исполь- зовать мировые цены, Транснациональные корпорации, если таковые будут функционировать в этих зонах, очевидно, будут приме- нять внутрифирменные (трансфертные) цены. При. снятии ограничений на уровни цен в зонах сов- местного предпринимательства валютный механизм при расчетах зональных предприятий с внезональными бу- дет существенно отличаться от общепринятого в нашей стране. Вместе с тем предусматривается, что розничные цены на товары, приобретаемые в свободной экономи- ческой зоне на советские рубли, должны соответствовать ценам, действующим на территории СССР. Расчеты по сделкам хозяйственных резидентов сво- бодной зоны с другими советскими предприятиями осу- ществляются: в рамках госзаказов и реализации фондов - в руб- лях по оптовым ценам; по хозяйственным договорам - в рублях по договор- ным ценам. Советские хозяйственные организации, располагаю- щие средствами на счетах зонального банка за постав- ку в свободную зону продукции, имеют преимуществен- ное право на закупку производимых здесь товаров. С разрешения такого банка расчеты по внутрисоюзным хоздоговорным сделкам могут частично производиться в иностранной валюте. В экономическом общении предприятий свободных зон с советскими партнерами могут быть использованы мировые цены и конвертируемая валюта. Таким расче- там способствует полученное советскими предприятиями и организациями право самостоятельного выхода на внешние рынки. При этом, согласно концепции создания зон, расположенные там предприятия должны рассмат- риваться как иностранные, а связи с ними приравни- ваться к операциям по экспорту и импорту. Валютный механизм свободных зон призван обеспе- чивать не только приток иностранного "капитала, но и нормальное функционирование и взаимодействие их как с советской экономикой, так и с мировым рынком. Ва- лютный режим обычно определяется для каждой зоны - в отдельности исходя из ее целевого назначения. Согласно советской концепции внутрихозяйственный оборот в зонах совместного предпринимательства будет осуществляться преимущественно в рублях. Однако сво- бодная зона может иметь и собственную валюту или ва- люту единую для нескольких зон. Идея введения особого валютного рубля в качестве главного элемента денежной системы свободных эконо- мических зон обусловлена необходимостью ликвидиро- вать узкие места в совместном предпринимательстве с иностранным капиталом, в частности ограничения, свя- занные с требованием валютной самоокупаемости пред- приятий. Вместе с тем администрация свободной зоны может разрешать использование валюты для арендной платы, регистрационных сборов, Налогов и иных платежей в ее адрес, а также платежей в отдельных звеньях торговой сети и сферы обслуживания. Все хозяйственные резиденты свободной зоны дол- жны держать свою валюту на счетах и вести расчеты в ней через зональный банк. В его функции входят так- же проведение операций по закупке и продаже иност- ранной валюты по официальному курсу и ее аукцион- ные продажи по рыночному курсу рубля. В аукционах могут участвовать только предприя- тия и организации, находящиеся в экономической зоне. Зональный банк несет ответственность за поддержание равновесия платежного баланса и денежного обраще- ния в свободной зоне и подчиняется лишь Совету на- родных депутатов. Аукционерами банка, но без контрольного пакета акций могут быть Внешэкономбанк и другие советские банки, а в пределах до 20~о акций - и иностранные банки. Структура управления свободными экономическими зонами будет определяться их видом, размерами терри- тории и количеством населения, проживающего там. Ь этом отношении наиболее сложной представляется за- дача формирования структуры управления комплексно- ми зонами, размеры которых могут совпадать с терри- ториально-административными районами СССР. В со- ветской концепции зон совместного предпринимательст- ва в общих чертах разработана система управления ими.
В соответствии о этой концепцией высшим органом власти в свободной зоне является местный Совет народ- ных депутатов, а в крупных наряду с центральным мо- гут действовать и районные Советы. В случае необхо- димости, при образовании экономической . зоны прово- дится редемаркация существующего административного деления. Исполнительные функции управления свободной зо- ной выполняет администрация, формируемая Советом народных депутатов и подотчетная ему. В ее состав, кроме советских граждан, могут входить иностранные специалисты, в том числе рекомендованные деловыми кругами данной зоны.
Обязательно участие в администрации представите- ля республики или региона, на территории которых на- ходится свободная зона. Возглавляет администрацию генеральный администратор зоны, назначаемый Советом народных депутатов. При администрации создаются Консультативный со- вет и Хозяйственный трест. Консультативный совет состоит из представителей центральных экономических органов страны и заинте- ресованных министерств и ведомств, а также деловых кругов свободной зоны. Указанный совет представляет администрации свое мнение по проблемам развития сво- бодной зоны и содействует ее контактам с перечислен- ными органами. Этот совет может приглашать в свой аппарат профессиональных консультантов по управле- нию, в том числе и зарубежных. Среди главных функций, выполняемых Хозяйствен- ным трестом, отметим такие. Трест должен принимать на свой баланс государст- венные промышленные предприятия и другие объекты зонального подчинения и организовывать их деятель- ность. Кроме того, он может приобретать паи владения (акции) в. других предприятиях экономической зоны и принимать участке в их управлении. Он осуществляет также заключение хозяйственных договоров от имени юны совместного предпринаматель- ства, выкупает в служит необходимости часть продукции предприятий, организует государственные закупки сель- сельскохозяйственной продукции у колхозов, находящихся на территории свободной зоны. В функции треста входит и участие в расширении и поддержании на коммерческой основе объектов, внезо- нального подчинения, обеспечение освоения капитало- вложений, имеющих важное значение для всей свобод- ной зоны. Хозяйственный трест имеет статус производственно- го объединения и при необходимости наделяется основ- ными и оборотными средствами из бюджета свободной зоны с правом перепрофилироваться, реорганизации или закрытия находящихся здесь предприятий.
Для руководства группами однотипных предприятий в его составе могут организовываться хозрасчетные фир- мы, создаваться хозрасчетные внешнеэкономические объ- единения, действующие самостоятельно.
Трест для осуществления поставленных перед ним задач имеет право привлекать советские и иностранные заемные средства, выпускать акции и облигации для размещения их в СССР и за рубежом, вкладывать сред- ства в инвестиционные, торговые, кредитные и иные опе- рации не только в нашей стране, но и за границей.
Хозяйственный трест может создаваться как акцио- нерное общество, однако при этом администрация сво- бодной зоны должна иметь не менее 51% пакета акций.
Использование для активизации внешнеэкономиче- ских связей СССР зон свободного предпринимательства, по существу, означает дифференцированное включение в процессы международного разделения труда отдель- ных регионов страны. Экспортно-импортные операции более <открытых> территорий будут осуществляться бы- стрее, чем в среднем по стране. С одной стороны, это может привести к усилению межрегиональных различий в уровне социально-эконо- мического развития, И очевидно, этого полностью избе- жать нельзя. С другой стороны, неодинаковое по интенсивности и по формам участие регионов во внешнезкономических связях всегда было характерно для нашей страны. В частности, это проявляется в том, что экспортная ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио- нов, прямой товарообмен более развит в приграничных районах, а совместные предприятия тяготеют к круп- ным городам и т. д. Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял- ся стихийно. Образование зон совместного предприни- мателъства позволит в определенной мере управлять им, способствуя постепенному формированию рацио- нальной территориальной организации внешнеэкономи- ческой деятельности в пределах СССР. Отметим, что советская концепция экономических зон разработана на период до завершения общеэконо- мической реформы в стране и введения конвертируемо- го рубля. После накопления определенного практическо- го Опыта по формированию зон совместного предприни- мательства можно будет приступить к разработке комп- лексной программы их создания, которая должна пре- дусматривать систематизацию этого процесса в целях постепенного распространения влияния свободных зон на более крупные регионы и отрасли народного хозяй- ства. В последующий период механизм действия свобод- ных экономических зон на территории СССР будет трансформироватъся.
ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР
На международном семинаре <Зоны совместного предпринимательства в странах с центрально планируе- мой экономикой>, который проходил в Москве в сен- тябре 1989 г., и был организован центром ООН по транснациональным корпорациям; было объявлено, что в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с 1990 г, будет формироваться несколько свободных эко- номических зон. Первые зоны совместного предпринимательства на- мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред- ставители еще около 60 городов и регионов страны на- правили свои предложения в Совет Министров СССР о создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро- вочно Зеленоград). Во всех технико-зкономических обоснованиях созда- ния экономических зон на территории Советского Сою- за отмечается необходимость на первом этапе вводить индивидуальные юридические акты для каждой из этих зон и только после приобретения достаточного опыта целесообразно установить всесоюзное правовое регули- рование. Общей точкой зрения специалистов является и то, что планируемые зоны совместного предпринимательст- ва не должны быть ориентированы только на экспорт, как большинство свободных вон в мире, а должны быть тесно связаны с советской экономикой и способствовать ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо- гут с привлечением иностранного капитала не только создавать высокие технологии, но и осуществлять их передачу другим отраслям экономики, а также прода- жу произведенных в таких зонах товаров на советском рынке. Стратегия развития зон совместного предпринима- тельства позволяет найти в них самое различное при- менение иностранного капитала, поскольку в экспери- менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так, в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы- сокотехнологичных производств, выпускающих продук- цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу- дет способствовать ускоренному развитию регионов. Функциональные зоны будут создаваться для освое- ния новой техники, для хранения, перевалки и подра- ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче- ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что создание такого типа зон позволит нашей стране без ка- ких-либо ограничений максимально использовать миро- вой опыт ведения хозяйства. Во-первых, в пределах небольшой территории стра- ны устанавливается особый режим, предусматривающий не только производство конкурентоспособной продук- ции, но и ее реализацию на мировом рынке. Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют- ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при- былей и Другие преференции. Все, что будет идти на- благо региональному разви- тию, легко может быть перенесено на более крупные территории и даже на всю экономику Советского Союза- за. Вместе с тем при создании свободных экономические зон возникают определенные социальные проблемы, в частности, для населения, проживающего в них. Так, по мнению некоторых советских людей, создание сво- бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода- жа территории Советского Союза и, следовательно, по- теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить часть экономических проблем страны. Одним из важных элементов системы взаимодейст- вия советских предприятий, расположенных в экономи- ческой зоне, является возможность улучшить свое фи- нансовое положение благодаря получению дополнитель- ной валюты либо за счет производства экспортной или импортозамещающей продукции и оказания услуг дру- гим предприятиям свободной зоны. Характеризуя финансовую основу деятельности со- ветских предприятий в свободных зонах, в концепции рассматриваются два ее варианта. Первый вариант - это использование для расчетов какой-либо конвертируемой валюты (например, амери- канского доллара). Второй вариант - это введение осо- бой советской валюты. Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре- ния упрощения интеграции свободных зон в мировую экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает более действенный контроль за финансовыми операция- ми. Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст- венной деятельности в экономических зонах появляется реальная возможность хотя бы частично использовать новую конвертируемую, но советскую валюту для ук- репления денежного оборота страны за счет размеще- ния этих денег и на внутреннем рынке. Важное преимущество, которое могут получить со- ветские предприятия, расположенные в свободных зо- нах, это быстрота формирования кооперационных связей с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по- требителями в других странах. Экономическая зона дол- жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком- муникации, связь, транспорт, склады и т..д Характерно, что заинтересованное отношение к со- зданию зон прежде всего проявили совместные предирия- тия и организации. Основывается. оно на том, что их со- здание будет способствовать решив тех органиэааион- но-экономических проблем, которые уже длительное время негативно влияют на развитие народного хозяй- ства. Главные из них - это нерацнональиая структура народного хозяйства, недостаточно высокий технический и технологический уровень производства и качества вы- пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне- го рынка. Кроме того, представители заинтересованных совет- ских предприятий рассматривают свободные экономиче- ские зоны на территории СССР как необходимую хо- зяйственную школу, окончив которую они смогут актив- но действовать в сфере международного бизнеса. Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход советских предприятий на мировой рынок требует спе- циальных знаний и опыта, которых у советских пред- принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со- здание свободных зон - один из наиболее эффектив- ных способов быстрого проникновения на мировой ры- нок. Советские предприятия рассчитывают на крупные иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ- водственного капитала в совместные предприятия, созда- ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне- нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда- ния производственных мощностей, базирующихся на вы- сокоэффективной технике и технологиях. Однако, как показывает анализ функционирования свободных экономических зон, советским предприятиям не следует сразу ожидать использования иностранными компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер- вое и основное препятствие к этому, как считают экспер- ты ООН, - ограничения КОКОМ на зкспорт наукаем- кой продукции. Второе препятствие - действие факто- ра административного риска. Иными словами, отсутст- вие уверенности у западных партнеров в политике Со- ветсиого государства в этой новой для нас сфере между- народных экономических отношений. Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|