реферат, рефераты скачать
 

"СЭЗ" в мире


 зованием  импортных  материалов  и  узлов  и  ввезенных

 в  зону  совместного  предпринимательства  беспошлинно,

 целесообразно  стоимость  импортного  компонент  обла-

 гать пошлиной.                                       

    Для  целенаправленного  регулировании притока  в та-

 кие зоны тех  или иных  видов товаров,  возможно, будет

 предусмотрен  специальный  налог   по  дифференцирован-

 ным ставкам.                                         

    Уровень налогов, сроки освобождения от них  и поря-

 док  их  взымания  будут устанавливаться  Советским го-

 сударством  в  соответствующем  нормативном  акте,  ре-

 гулирующем  деятельность  каждой  свободной  зоны.  Го-

 сударство  также  будет определять  порядок финансовой

 инспекции  работы  предприятий  экономической   зоны  и

 их ревизии через аудиторские (независимые) службы.

    Ключевыми  вопросами  в деятельности  зон совмест-

 ного  предпринимательства  являются  система  ценообра-

 зования и тесно связанный с нею валютный механизм.    

    В частности, предполагается, что  все цены  на внут-

 ризональную  продукцию  будут определяться  на договор-

 ной основа. При импорте, а  также при  поставке товаров

 из  свободной  зоны на  внешний рынок  намечено исполь-

 зовать мировые цены,                                 

    Транснациональные  корпорации,  если  таковые будут

 функционировать  в  этих  зонах, очевидно,  будут приме-

 нять внутрифирменные (трансфертные) цены.            

    При. снятии ограничений на уровни  цен в  зонах сов-

 местного  предпринимательства  валютный   механизм  при

 расчетах  зональных  предприятий  с  внезональными  бу-

 дет  существенно  отличаться  от общепринятого  в нашей

 стране. Вместе с  тем предусматривается,  что розничные

 цены  на  товары,  приобретаемые  в  свободной экономи-

 ческой зоне на советские рубли,  должны соответствовать

 ценам, действующим на территории СССР.               

    Расчеты  по  сделкам  хозяйственных  резидентов сво-

 бодной  зоны  с  другими советскими  предприятиями осу-

 ществляются:                                         

    в  рамках госзаказов  и реализации  фондов -  в руб-

 лях по оптовым ценам;                                

    по хозяйственным  договорам -  в рублях  по договор-

 ным ценам.                                           

    Советские  хозяйственные  организации,  располагаю-

 щие средствами  на счетах  зонального банка  за постав-

 ку  в  свободную  зону продукции,  имеют преимуществен-

 ное  право  на  закупку  производимых здесь  товаров. С

 разрешения   такого   банка расчеты   по  внутрисоюзным

 хоздоговорным  сделкам  могут   частично  производиться

 в иностранной валюте.                                

    В   экономическом   общении   предприятий  свободных

 зон  с  советскими  партнерами могут  быть использованы

 мировые  цены  и  конвертируемая  валюта.  Таким расче-

 там  способствует  полученное  советскими предприятиями

 и  организациями    право   самостоятельного  выхода на

 внешние рынки. При этом, согласно концепции создания

 зон, расположенные там предприятия должны рассмат-

 риваться как иностранные, а связи с ними приравни-

 ваться к операциям по экспорту и импорту.           

    Валютный механизм свободных зон призван обеспе-

 чивать не только приток иностранного "капитала, но и

 нормальное функционирование и взаимодействие их как

 с советской экономикой, так и с мировым рынком. Ва-

 лютный режим обычно определяется для каждой зоны -

 в отдельности исходя из ее целевого назначения.     

    Согласно советской концепции внутрихозяйственный

 оборот в зонах совместного предпринимательства будет

 осуществляться преимущественно в рублях. Однако сво-

 бодная зона может иметь и собственную валюту или ва-

 люту единую для нескольких зон.                     

    Идея введения особого валютного рубля в качестве

 главного элемента денежной системы свободных эконо-

 мических зон обусловлена необходимостью ликвидиро-

 вать узкие места в совместном предпринимательстве с

 иностранным капиталом, в частности ограничения, свя-

 занные с требованием валютной самоокупаемости пред-

 приятий.                                            

    Вместе с тем администрация свободной зоны может

 разрешать использование валюты для арендной платы,

 регистрационных сборов, Налогов и иных платежей в ее

 адрес, а также платежей в отдельных звеньях торговой

 сети и сферы обслуживания.                          

    Все хозяйственные резиденты свободной зоны дол-

 жны держать свою валюту на счетах и вести расчеты

 в ней через зональный банк. В его функции входят так-

 же проведение операций по закупке и продаже иност-

 ранной валюты по официальному курсу и ее аукцион-

 ные продажи по рыночному курсу рубля.               

    В  аукционах могут участвовать только  предприя-

 тия и организации, находящиеся в экономической зоне.

 Зональный банк несет ответственность за поддержание

 равновесия платежного баланса и денежного обраще-

 ния в свободной зоне и подчиняется лишь Совету на-

 родных депутатов.                                   

    Аукционерами банка, но без контрольного  пакета

 акций могут быть Внешэкономбанк и другие советские

 банки, а в пределах до 20~о акций  -  и иностранные

 банки.                                              

    Структура управления свободными экономическими

 зонами будет определяться  их видом,  размерами терри-

 тории  и количеством  населения, проживающего  там. Ь

 этом  отношении  наиболее  сложной  представляется за-

 дача  формирования  структуры  управления  комплексно-

 ми зонами,  размеры которых  могут совпадать  с терри-

 ториально-административными   районами  СССР.   В  со-

 ветской  концепции зон  совместного предпринимательст-

 ва в общих чертах разработана система  управления ими.

                                                    

    В  соответствии  о  этой концепцией  высшим органом

 власти в свободной зоне является местный  Совет народ-

 ных депутатов, а  в крупных  наряду с  центральным мо-

 гут действовать  и районные  Советы. В  случае необхо-

 димости, при образовании  экономической .  зоны прово-

 дится  редемаркация   существующего  административного

 деления.                                            

    Исполнительные  функции  управления  свободной  зо-

 ной  выполняет  администрация,  формируемая    Советом

 народных депутатов и  подотчетная ему.  В   ее состав,

 кроме  советских граждан,  могут входить   иностранные

 специалисты,  в  том  числе  рекомендованные  деловыми

 кругами данной зоны.                                

                                                    

    Обязательно  участие  в  администрации представите-

 ля республики или региона,  на территории  которых на-

 ходится  свободная зона.   Возглавляет   администрацию

 генеральный  администратор  зоны,  назначаемый Советом

 народных депутатов.                                 

    При  администрации  создаются  Консультативный  со-

 вет и Хозяйственный трест.                          

    Консультативный  совет  состоит  из представителей

 центральных  экономических  органов  страны  и заинте-

 ресованных  министерств  и  ведомств, а  также деловых

 кругов  свободной  зоны. Указанный  совет представляет

 администрации свое мнение по проблемам  развития сво-

 бодной зоны и содействует  ее контактам  с перечислен-

 ными  органами.  Этот  совет  может приглашать  в свой

 аппарат  профессиональных  консультантов  по  управле-

 нию, в том числе и зарубежных.                     

    Среди  главных  функций,   выполняемых  Хозяйствен-

 ным трестом, отметим такие.                         

    Трест  должен принимать  на свой  баланс государст-

 венные  промышленные  предприятия  и   другие  объекты

 зонального  подчинения  и  организовывать  их деятель-

 ность. Кроме того, он может приобретать  паи владения

(акции)  в. других  предприятиях экономической  зоны и

 принимать участке в их управлении.                   

    Он   осуществляет также   заключение  хозяйственных

 договоров  от  имени юны  совместного предпринаматель-

 ства, выкупает в  служит необходимости  часть продукции

 предприятий, организует государственные  закупки сель-

 сельскохозяйственной  продукции  у  колхозов,  находящихся

 на территории свободной зоны.                         

    В функции треста  входит и  участие в  расширении и

 поддержании  на  коммерческой основе  объектов, внезо-

 нального подчинения, обеспечение освоения   капитало-

 вложений,  имеющих  важное  значение для  всей свобод-

 ной зоны.                                            

    Хозяйственный  трест имеет  статус производственно-

 го объединения и  при необходимости  наделяется основ-

 ными  и  оборотными  средствами  из  бюджета свободной

 зоны  с  правом перепрофилироваться,  реорганизации или

 закрытия находящихся здесь предприятий.              

                                                     

    Для  руководства  группами  однотипных  предприятий

 в его составе могут организовываться  хозрасчетные фир-

 мы, создаваться хозрасчетные  внешнеэкономические объ-

 единения, действующие самостоятельно.                

                                                     

    Трест  для  осуществления  поставленных  перед  ним

 задач имеет право  привлекать советские  и иностранные

 заемные  средства,  выпускать  акции  и  облигации для

 размещения их в  СССР и  за рубежом,  вкладывать сред-

 ства в инвестиционные, торговые, кредитные и иные опе-

 рации не только в нашей стране, но и за границей.    

                                                     

    Хозяйственный трест может создаваться как акцио-

 нерное общество, однако при этом администрация сво-

 бодной зоны должна  иметь не  менее 51%  пакета акций.

                                                     

    Использование   для   активизации  внешнеэкономиче-

 ских связей  СССР зон  свободного предпринимательства,

 по  существу,  означает  дифференцированное  включение

 в  процессы  международного  разделения  труда отдель-

 ных  регионов  страны.   Экспортно-импортные  операции

 более <открытых>  территорий будут  осуществляться бы-

 стрее, чем в среднем по стране.                      

    С  одной  стороны,  это  может привести  к усилению

 межрегиональных  различий  в  уровне  социально-эконо-

 мического  развития, И  очевидно, этого  полностью избе-

 жать нельзя.                                          

    С  другой стороны,   неодинаковое  по интенсивности

  и по формам участие регионов во внешнезкономических

  связях всегда было характерно для нашей страны.     

     В частности, это проявляется в том, что экспортная

  ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих

  нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио-

  нов, прямой товарообмен более развит в приграничных

  районах, а совместные предприятия тяготеют к круп-

  ным городам и т. д.                                 

     Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял-

  ся стихийно. Образование зон совместного предприни-

  мателъства  позволит  в  определенной  мере управлять

  им, способствуя постепенному формированию рацио-    

  нальной территориальной организации внешнеэкономи-

  ческой деятельности в пределах СССР.                

     Отметим, что советская концепция  экономических

  зон разработана на период до завершения общеэконо-

  мической реформы в стране и введения конвертируемо-

  го рубля. После накопления определенного практическо-

  го Опыта по формированию зон совместного предприни-

  мательства можно будет приступить к разработке комп-

  лексной программы их создания, которая должна пре-

  дусматривать систематизацию этого процесса в целях

  постепенного распространения влияния свободных зон

  на более крупные регионы и отрасли народного хозяй-

  ства.                                               

     В последующий период механизм действия свобод-

  ных экономических зон на территории СССР будет      

  трансформироватъся.                                 

                                                     

  ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР         

                                                     

     На   международном   семинаре   <Зоны   совместного

  предпринимательства в  странах с  центрально планируе-

  мой  экономикой>,  который  проходил  в Москве  в сен-

  тябре  1989  г.,  и  был  организован  центром  ООН по

  транснациональным  корпорациям;  было  объявлено,  что

  в  Советском  Союзе в  порядке эксперимента  начиная с

  1990 г, будет  формироваться несколько  свободных эко-

  номических зон.                                     

     Первые  зоны  совместного  предпринимательства  на-

  мечено создать в Находке,  Новгороде и  Выборге. Пред-

  ставители еще около 60 городов  и регионов  страны на-

  правили  свои  предложения  в  Совет Министров  СССР о

 создании  подобных  зон.  Среди  них Сахалин,  Одесса и

 даже  один  из  городов-спутников  Москвы   (ориентиро-

 вочно Зеленоград).                                    

    Во  всех  технико-зкономических  обоснованиях созда-

 ния  экономических  зон  на территории  Советского Сою-

 за  отмечается  необходимость  на первом  этапе вводить

 индивидуальные  юридические  акты  для  каждой  из этих

 зон  и  только  после  приобретения  достаточного опыта

 целесообразно  установить  всесоюзное  правовое регули-

 рование.                                               

    Общей  точкой  зрения  специалистов  является  и то,

 что  планируемые  зоны  совместного  предпринимательст-

 ва  не  должны  быть  ориентированы только  на экспорт,

 как  большинство свободных  вон в  мире, а  должны быть

 тесно связаны с  советской экономикой  и способствовать

 ее  развитию. Лишь  в этом  случае свободные  зоны смо-

 гут  с  привлечением иностранного   капитала  не только

 создавать  высокие  технологии,  но  и  осуществлять их

 передачу  другим  отраслям  экономики,  а  также прода-

 жу  произведенных  в таких  зонах товаров  на советском

 рынке.                                                

    Стратегия  развития  зон   совместного  предпринима-

  тельства  позволяет  найти в  них самое  различное при-

  менение иностранного капитала, поскольку в экспери-

  менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так,

  в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы-

  сокотехнологичных производств, выпускающих продук-

  цию  для внутреннего  рынка СССР  и экспорта,  что бу-

 дет способствовать ускоренному развитию регионов.     

    Функциональные  зоны  будут  создаваться для освое-

 ния  новой  техники, для  хранения, перевалки  и подра-

 ботки  внешнеторговых  грузов,  а также  для туристиче-

 ских,  транзитных  и  других  нужд.  Надо  отметить, что

 создание такого типа зон позволит нашей стране  без ка-

 ких-либо  ограничений  максимально  использовать  миро-

 вой опыт ведения хозяйства.                           

    Во-первых,  в  пределах  небольшой  территории стра-

 ны  устанавливается  особый   режим,  предусматривающий

 не  только  производство  конкурентоспособной   продук-

 ции, но и ее реализацию на мировом рынке.             

    Во-вторых,  в  таких  зонах формируется  свой валют-

 ный  режим,  вводятся льготные  нормы по  переводу при-

 былей и Другие преференции.                           

    Все, что будет идти  на- благо  региональному разви-

 тию,  легко может  быть  перенесено  на  более крупные

 территории и  даже на  всю экономику  Советского Союза-

 за.                                                 

    Вместе с тем  при создании  свободных экономические

 зон  возникают  определенные  социальные  проблемы,  в

 частности,  для  населения,  проживающего в  них. Так,

 по  мнению  некоторых  советских людей,  создание сво-

 бодных зон в нашей стране не  что иное,  как распрода-

 жа территории Советского  Союза и,  следовательно, по-

 теря суверенитета над ними. На  самом деле  речь идет

 лишь  о  том,  чтобы с  помощью свободных  зон решить

 часть экономических проблем страны.                 

    Одним  из  важных  элементов  системы  взаимодейст-

 вия советских  предприятий, расположенных  в экономи-

 ческой  зоне, является  возможность улучшить  свое фи-

 нансовое  положение  благодаря  получению дополнитель-

 ной валюты  либо за  счет производства  экспортной или

 импортозамещающей  продукции  и  оказания  услуг  дру-

 гим предприятиям свободной зоны.                    

    Характеризуя    финансовую основу  деятельности со-

 ветских предприятий  в свободных   зонах,  в концепции

 рассматриваются два ее варианта.                    

    Первый  вариант  -  это использование  для расчетов

 какой-либо  конвертируемой  валюты  (например,  амери-

 канского доллара). Второй вариант - это  введение осо-

 бой советской валюты.                               

    Хотя первый вариант  предпочтительнее с  точки зре-

 ния  упрощения  интеграции  свободных  зон  в  мировую

 экономику,  тем не  менее второй  вариант обеспечивает

 более  действенный  контроль за  финансовыми операция-

 ми.                                                 

    Кроме  того,  в  зависимости от  масштабов хозяйст-

 венной деятельности  в экономических  зонах появляется

 реальная  возможность  хотя  бы  частично использовать

 новую  конвертируемую,  но  советскую  валюту  для ук-

 репления  денежного  оборота  страны за  счет размеще-

 ния этих денег и на внутреннем рынке.               

    Важное  преимущество,  которое  могут  получить со-

 ветские  предприятия,  расположенные  в  свободных зо-

 нах, это  быстрота формирования  кооперационных связей

 с  поставщиками,  субпоставщиками, посредниками  и по-

 требителями в других странах. Экономическая  зона дол-

 жна будет обеспечить для  этого все  необходимое: ком-

 муникации, связь, транспорт, склады и т..д          

    Характерно, что заинтересованное отношение к со-

 зданию зон прежде всего проявили совместные предирия-

 тия и организации. Основывается. оно на том, что их со-

 здание будет способствовать решив тех органиэааион-

 но-экономических проблем, которые уже длительное      

 время негативно влияют на развитие народного хозяй-

 ства. Главные из них - это нерацнональиая структура

 народного хозяйства, недостаточно высокий технический

 и технологический уровень производства и качества вы-

 пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне-

 го рынка.                                             

    Кроме того, представители заинтересованных совет-

 ских предприятий рассматривают свободные экономиче-

 ские зоны на территории СССР как необходимую хо-      

 зяйственную школу, окончив которую они смогут актив-

 но действовать в сфере международного бизнеса.        

    Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход

 советских предприятий на мировой рынок требует спе-    

 циальных знаний и опыта, которых у советских пред-    

 принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со-    

 здание свободных зон - один из наиболее эффектив-     

 ных способов быстрого проникновения на мировой ры-    

 нок.                                                   

    Советские предприятия рассчитывают на крупные     

 иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ-

 водственного капитала в совместные предприятия, созда-

 ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне-

 нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда-

 ния производственных мощностей, базирующихся на вы-

 сокоэффективной технике и технологиях.               

    Однако, как показывает анализ функционирования     

 свободных экономических зон, советским предприятиям

 не следует сразу ожидать использования иностранными

 компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер-    

 вое и основное препятствие к этому, как  считают экспер-

 ты  ООН,  -  ограничения  КОКОМ  на   зкспорт  наукаем-

 кой продукции. Второе препятствие - действие факто-

 ра административного риска. Иными словами, отсутст-

 вие уверенности у западных партнеров в политике Со-

 ветсиого государства в этой новой для нас сфере между-

 народных экономических отношений.                       

    Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный    

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.