реферат, рефераты скачать
 

"СЭЗ" в мире


 питаловложениях в регионе.                          

                                                    

    Важным  моментом с  точки зрения  создания свобод-

 ных экономических зон  является роль  различных госу-

 дарственных  и  муниципальных  органов  управления. В

 большинстве стран, как  развитых, так  и развивавщих-

 ся,  экономические  зоны  учреждаются  решением цент-

 ральных  правительственных   органов,  министерствами

 планирования  или  финансов.  Эти органы  имеют необ-

 ходимый опыт в  сфере управления  крупными проектами,

 а также весьма  компетентны в  области внешнеэкономи-

 ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме-

 ров, когда экономические зоны создаются  и управляют-

 ся местными муниципальными властями.                

                                                    

    Среди <классических> свободных  экономических зон,

 наиболее  распространенных  в настоящее  время, можно

 отметить следующие."                                

    беспошлинные зоны,  расположенные на  основных пе-

 рекрестках международных транспортных систем;       

    зкспортные   промышленные   зоны,   ориентированные

 главным образом на внешнюю торговлю;                

    парки  технологического развития,  которые создают-

 ся на  основе существующего  в принимающей  стране на-

 учно-техиического потенциала,  но с  участием иностран-

 ного капитала и с использованием  .прогрессивного обо-

 рудования,  ноу-хау,  а также  зарубежного управленче-

 ского, коммерческого или маркетингового опыта;      

    зоны _ страховых  и банковских  услуг, способствую-

 щие  укреплению этой  исключительно важной  сферы эко-

 номики;                                             

                                                    

    импортно-промышленные  зоны  и  зоны  по  замещению

 импорта,   которые  призваны   обеспечить  принимающую

 страну  современными товарами,  а местные  . предприя-

 тия - передовой технологией.                        

                                                    

    На  практике в  <чистом виде>  перечисленные эконо-

 мические  зоны  встречаются  редко. Обычно  для каждой

 из  них присуще  сочетание характерных  тенденций ука-

 занных свободных экономических  зон. К  примеру, мало-

 вероятно,  чтобы  парки  технологического  развития не

 оказывали  таких ключевых  услуг, как  банковские опе-

 рации, страхование или торговля.                    

                                                    

    Подавляющее  большинство  предприятий  в  существу-

 ющих ныне  свободных экономических  зонах -  это пред-

 приятия  легкой  промышленности,  нуждающиеся  в отно-

 сительно  скромных  капиталовложениях.   Они  произво-

 дят текстиль и  одежду, бытовую  электронику, спортив-

 ный инвентарь, изделия  из пластмассы,  мебель, продо-

 вольствие, напитки.                                 

                                                     

      Однако учредители некоторых свободных зон пошли

 по другому пути и стали способствовать  развитию пред-

 приятий тяжелой промышленности. Например, в       

 экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре-

 обладает переработка нефти и нефтехимическая про-

 мышленность. В Грне предприятия свободной экономи-

 ческой зоны занимаются переработкой добываемых там

 бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо-

 нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це-    

 лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль-

 ных компаний.                                       

                                                    

    Создание предприятий тяжелой промышленности в    

 свободных зонах указанных стран, конечно, связано с

 их  природными  ресурсами,  В  Ганв  - это  бокситы, в

 Тринидаде  и  Тобаго  -  нефть,  в  Объединенных Араб-

 ских Эмиратах - нефть и природный газ.               

    И  все  же-  следует  отметить, что  политика прави-

 тельств указанных трех стран была направлена  не столь-

 ко на  развитие тяжелой  промышленности в  своих эконо-

 мических  зонах,  сколько  на создание  экспортных про-

 мышленных  зон  на  основе  уже  существующих предприя-

 тий  тяжелой  промышленности.  Это прежде.  всего отно-

 сится к первым двум странам.                         

    Что  касается  Объединенных  Арабских  Эмиратов,  то

 здесь   произошла   закономерная   эволюция:  появление

 предприятий,  связанных с  добычей и  переработкой неф-

 ти и газа сопровождалось созданием  предприятий тяже-

 лой  промышленности  в  несмежных  отраслях,  в частно-

 сти в машиностроении.                                

    Одна  из   характерных  черт   промышленного  разви-

 тия .большинства  свободных  экономических  зон  заклю-

 чается в том,  что находящиеся  там компании,  как пра-

 вило,  стремятся  к  минимальному  использованию  мест-

 ных ресурсов.                                        

    Слабые  обратные  связи  этих компаний  с предприя-

 тиями  принимающей  страны  объясняются  закрытым  ха-

 рактером   экономических   зон,   профилем  действующих

 там  предприятий  и  относительно  неразвитым потенциа-

 лом  национальных  поставщиков. И  в этом  смысле прак-

 тика  указанных   выше  государств   является  исключе-

 нием.                                                

    В  то  же  время  многие иностранные  компании, дей-

 ствующие  в  развивающихся  странах, весьма  охотно ис-

 пользуют  местные  сырьевые  ресурсы  и  полуфабрикаты,

 произведенные  на  их  основе (сталь,  алюминий, основ-

 ные химикаты, резину, древесину и т. п.).  Некоторые из

 них   создали   крупную   перерабатывающую   промышлен-

 ность  на  основе  местного сырья  - хорошо  развитые и

 организованные  предприятия,  которые Действуют  в при-

 нимающих странах  в течение  многих десятилетий,  т. е.

 до создания первых свободных экономических зон.      

    Вот  почему  такие  компании  не  испытывают потреб-

 иости  в  использовании  возможностей  недавно  создан-

 ных экономических  зон. Кроме  того, сказывается  и еще

 один  фактор:  перерабатывающие   предприятия,  исполь-

 зующие  местное сырье,  как правило,  находятся недале-

 ко  от его  источников (будь  то шахта,  нефтяная сква-

 жина или гидроэлектростанция), в то время  как экспорт-

 но-промышленные    зоны   обычно    формируются   вблизи

 крупных  населенных   пунктов  или   промышленных  цент-

 ров.                                                  

    Помимо  того,  экономические  зоны   создаются  учре-

 дителями  для  быстрого  решения   проблем  промышленно-

 го  развития  какой-либо  территории.  Отсюда  примитив-

 ные  производственные  помещения,  похожие   на  времян-

 ки,  и  незначительные  затраты  на  оборудование иност-

 ранных инвесторов.                                    

    Компании,    занимающиеся    переработкой    сырьевых

 ресурсов,  как  правило,  являются  относительно крупны-

 ми и  действуют на  основе долгосрочных  договоров, пла-

 нируя  свою  деятельность на  многие годы  вперед. Этим

 они отличаются  от обычного  завода по  сборке электрон-

 ных  изделий  или  специализированной  компании  по  по-

 шиву одежды в свободной экономической зоне.           

    Обычно  считается,  что  свободные  экономические зо-

 ны  способствуют  прямым  иностранным   инвестициям  от-

 носительно   крупных   и   имеющих   хорошую   репутацию

 компаний.  Однако,  как  свидетельствует  мировой  опыт,

 мощные  транснациональные   корпорации  не   очень  нуж-

 даются в привилегиях и возможностях свободных зон.    

    Они  могут  успешно  функционировать  в  обычных  ус-

 ловиях  практически  любой  страны.  И если  условия ка-

 кого-либо  государства  слишком неблагоприятны,  то пре-

 имущества,   предлагаемые    свободными   экономическими

 зонами,  вряд  ли  заставят  эти корпорации  изменить их

 стратегию международного развития.                    

    Это  одна  из  основных причин  того, что  в большин-

 стве  стран  инвесторами  в  свободных   зонах  являютея

 не  крупные,  хорошо  известные  транснационадьные  кор-

 порации,  а  небольшие фирмы,  которые часто  выходят на

 рынок иностранных инвестиций в первый раз.            

    Опыт  таких  стран,  как  Мексика, Ямайка  или Маври-

 кий,   намеренно   привлекающих  в   свои  экономические

 зоны  мелких  иностранных инвесторов,  подтверждает, что

 средние  или  мелкие  фирмы  промышленно   развитых  го-

 сударств  или  стран, недавно  вставших на  путь индуст-

 риального развития,  с пользой  для дела  дополняют дея-

 тельность крупных компаний.                           

    Мелкие  фирмы  более  гибко  реагируют  на  быстроме-

 няющуюся  обстановку  и  в  состоянии  удовлетворить на-

 сущные потребности внутреннего рынка этих  стран. Учи-

 тывая  стремление  многих  государств  как  можно  быст-

 рее  привлень  иностранных инвесторов,  такие компании

 оказались  лучшей краткосрочной    альтернативой, чем

 крупные  транснациональные  корпорации,  которые  дей-

 ствуют гораздо медленнее.                           

    Создание  и  функционирование; свободных экюмоииче-

 ских зон часто отклоняющихся  от первоначальных проек-

 тов. Например,  когда в начале  60 годов  на Маврикий

 было  предусмотренно создание  первой экспортно-промыш-

 ленной зоны, то  предполагалось, что удельный  вес про-

 дукции  предприятий  электронной  .промышленности  бу-

 дет  равен  30 предприятии текстильной промышленно-

 сти  -  25,  металлообрабатывавших предприятий  -  15,

 предприятий по обработке сырья - 10~4.             

                                                    

    Однако  уже к  середине  8(Н  годов  на  текстильные

 предприятия  и предприятия  но  пошиву  одежды  прихо-

 доилось 87 занятого в экономической  зоне населения,

 на  предприятия  по производству  мебели и  изделий из

 дерева - .2,5 и  на предприятия,  выпускающие ювелир-

 ные изделия, - 2%.                                  

    Предприятия  электронной   промышленности,  которые

 активно развивались в первые годы, затем  почти исчез-

 ли (за исключением тех, которые выпускали часы).    

    Такая  эволюция,  присущая в  той или  иной степени

 практически  всем  свободным  экономическим  зонам, во

 многом  зависит  от характера  деятельности предприни-

 мателей-пионеров.  Если  первые  инвесторы  были  пред-

 ставлены  электронными  компаниями,  то  и последующие

 будут принадлежать к той  же отрасли,  способствуя тем

 самым,  как  правило,  созданию  в  экономической зоне

 электронной монокультуры>.                         

                                                    

    Такая же тенденция характерна  и для  других отрас-

 лей  промышленности.  В   экспортно-промышленной  зоне

 Шри  Ланки,  например,  на долю  производства текстиля

 и  одежды  приходится  около  90%  занятых,  в Домини-

 канской Республике - более 60, в Египте - 54.      

                                                    

    Причина такого  положения   объясняется  динамикой,

 присущей развитию  .самих экономических  зон, отсутст-

 вием  контроля со  стороны государственных  органов по

 отношению  к  иностранным  инвестициям  также  сла-

 бым  взаимодействиям  зональных   предприятий,  нацио-

 нальных и иностранных кампаний.                     

                                                    

    В процессе  развития некоторые  свободные экономи-

 ческие  зоны  стали  специализироваться  исключительно

 на  банковских  и  страховых.  операциях.  Они получили

 название 6анковских. франковых зон.                

                                                      

    В  Люксембурге,  например,  активно  действуют круп-

 ные  западногерманские  банки,  которые  благодаря  име-

 ющимся в этой стране льготам <обходят> государотвен-

 ный  закон  по созданию обязательных  денежных резер-

 вов.                                                  

    Наиболее  известные  банковские  франковые  зоны бы-

 ли созданы ы Гонконге,  Сингапуре; Бахрейне  и Маниле,

 а  также  на  многочисленных  островах в  Карибском мо-

 ре (на Багамах, Бермудах и т. д.).                    

    Совокупный  объем  кредитных   операций  иностранных

 банков, сосредоточенных в  странах Карибского  моря, по

 самым  минимальным  оценкам в  80-е годы  составлял бо-

 лее 200 млрд. далл., что  равнялоеь 13%  общей, суммы

 международных  кредитных  активов  в  капиталистическом

 мире.                                                 

    Такие  финансовые  центры,  расположенные  в  разви-

 вающихся странах,  часто  еще  называют <оффшор-цент-

 рами>,  а  <оффшор-сделкой>  -  ту  или  иную  операцию

 между  иностранным  (по  отношению  к  месту  ее совер-

 шения) кредитором и заемщиком.                        

    Член   совета   управляющих   Федеральной  резервной

 системы   США   Г.  Уоллик   определяет  <оффшор-центр>

 как  географическую точку,  где кредитные  средства за-

 имствуются  у  нерезидентов  и  предоставляются  другим

 нерезидентам через посредничество  банков или  иных фи-

 нансовых  институтов.  Преобладание  именно  таких опе-

 раций  характерно  для  банковских  франковых  зон  Ка-

 рибского региона.                                     

    Следует  отметить, что  такие центры  расположены не

 только  в  развивающихся  странах,  но и  в промышленно

 развитых  государствах.  В  отношении  последних  также

 нередко  используется  термин <оффшор>,  поскольку этот

 банковский  бизнес  представляет  собой вненациональную

 банковскую  деятельность  на  базе  валютных  кредитных

 ресурсов  в международных  финансовых центрах,  и преж-

 де всего в Лондоне.                                   

    В  свободных   банковских  зонах   существуют  очень

 благоприятные  условия  для  проведения кредитно-финан-

 совых  операций  (чрезвычайно  льготный  режим  налого-

 обложения банков, а в  некоторых зонах  фактически пол-

 ное  отсутствие такового),  что усиливает  их привлека-

 тельность  для  иностранных    кредитных   институтов и

 международных  капиталов.  Именно  поэтому   их  часто

 называют   <налоговыми  убежищами>,   или  <фискальны-

 ми оазисами>..                                      

    Успешная  деятельность  свободных банковских  зон в

 развивающихся  странах  весьма  ощутимо влияет  на фи-

 нансовые   интересы   Соединенных  Штатов   Америки  и

 других  капиталистических  государств. Так,  по оценке

 американских  экспертов,  служба  внутренних   доходов

 США ежегодно недополучает  около 4  млрд. долл.  в ре-

 зультате  совершения  американскими  банками  операций

 не на своей территории.                             

    Общая утечка  капиталов из  США на  банковские сче-

 ха только в карибской  экономической зоне  составила к

 середине 80-х годов почти 80 млрд. долл.            

    Стремясь  укрепить финансовый  центр  в  Нью-Йорке,

 который  в  70-е  годы  заметно  сдал свои  позиции на

 международном   рынке   капиталов,   правительственные

 органы  США  создали  там  в  1981  г.  свою свободную

 банковскую  зону. Они  разрешили, подобно  многим дру-

 гим  <оффшор-центрам>,  местным  и   иностранным  бан-

 кам  открывать  в  Нью-Йорке  международные банковские

 учреждения,  которым  предоставлены  большая  свобода

 в  осуществлении  транснационального бизнеса  и льгот-

 ный налоговый режим.                                 

    Одна из главных целей создания  таких зон  в у разви-

 тых  капиталистических  странах -  переориентация меж-

 дународных операций своих  банков, основной  объем ко-

 торых  совершается  через  <оффшор-центры>   в  других

 странах.                                            

    Чрезвычайно    жесткие    нормативы,   регулирующие

 страховые  операции,  способствовали  созданию свобод-

 ных  страховых  зон.  Примером  может  служить лондон-

 ская  компания  <Ллойд>  по  вопросам  страхования ри-

 сков особого типа (не входящих  в разряд  хищений, по-

 жаров, гражданской ответственности и т.  д.). Деятель-

 ность  компании  <Ллойд> по  покрытию этих  рисков, по

 существу,  содействовала  превращению  ее  в монополи-

 ста по страхованию нетрадиционных рисков.           

    По  прототипу  лондонской  свободной  страховой зо-

 ны  в  80-х годах  подобные зоны  были созданы  в Нью-

 Йорке.  Правда,  там ассоциации  по контролю  в защиту

 потребителя  ограничили  льготный режим,  допустив его

 лишь  для особых  типов риска  (например, анулирование

 контрактов лизинга), а также  для тех  страховых конт-

 рактов,  в  которых  годовые премии  превышают 100000

 долл.                                               

    Как  видим,  создание свободных  экономических зон

 получило на  Западе большое-  развитие, Во  многом их

 развитие зависит от того, что  такая зона  может дать

 национальной экономике  в конкретных  условиях хозяй-

 ствования и в данной экономической ситуации.       

                                                    

 СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ                        

 ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН                                   

                                                    

    Постановление Совета Министров .РСФСР <О даль-

 нейшем развитии внешнеэкономической деятельности го-

 сударственных, кооперативных и иных общественных    

 предприятий, объединений и организаций>, принятое в

 марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд-

 ке эксперимента на территории Советского Союза не-

 скольких свободных экономических зон (у нас они по-

 лучили название <зоны совместного предприниматель-

 ства>).                                             

    При помощи экспертов ООН была разработана спе-

 циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра-

 не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их

 функционирования и конъюнктуру международного рын-

 ка.                                                 

    По мнению советских специалистов, создаваемые зо-

 ны будут способствовать активизации инициативы ино-

 странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор-

 говле, а также в других видах деятельности на терри-

 тории СССР.                                         

    В таких зонах могут быть организованы производст-

 во и сборка различных видов продукции на  основе при-

 менения иностранного оборудования, технологий и ма-

 териалов с использованием местной электроэнергии,

 сырья и рабочей силы.                               

    Напомним, что в зарубежной практике свободные    

 экономические зоны являются, как правило, небольши-

 ми территориальными анклавами с особо благоприят-

 ным режимом для деятельности иностранного капита-

 ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти-

 рованные на экспорт. Однако  в свете  перестройки со-

 ветской экономики такая ориентация свободных эконо-

 мических зон  должна быть  существенно скорректирова-

  на, а их деятельность подчинена не столько решению

  внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за-

  дач страны.                                        

     В разработанной советской концепции создания сво-

  бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз-

  ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то

  же время <работать> прежде всего на внутренний ры-

  нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех-

  нологией и высококачественными товарами.           

     Кроме того, зоны совместного предпринимательства

  лолжны быть для страны центрами освоения и распро-

  странения зарубежного управленческого опыта, полиго-

  нами проверки новых форм хозяйствования.           

     Соответственно такие зоны' должны создаваться и

  функционировать в экономике СССР как ее неотъемле-

  мая составная часть, предусматривать благоприятный

  режим деятельности не только для иностранных вклад-

  чиков капитала, но и для советских предприятий.    

     Они могут формироватъся как в приграничных, так

  и глубинных районах страны и занимать значительную

  территорию. При этом необходимо обеспечивать поли-

  тические интересы  и экономическую  безопасность Со-

  ветекого Союза.                                    

     Следовательно, при разработке общих целей и задач

  формирования зон совместного предпринимательства в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.