| |||||
МЕНЮ
| "СЭЗ" в мирепиталовложениях в регионе.
Важным моментом с точки зрения создания свобод- ных экономических зон является роль различных госу- дарственных и муниципальных органов управления. В большинстве стран, как развитых, так и развивавщих- ся, экономические зоны учреждаются решением цент- ральных правительственных органов, министерствами планирования или финансов. Эти органы имеют необ- ходимый опыт в сфере управления крупными проектами, а также весьма компетентны в области внешнеэкономи- ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме- ров, когда экономические зоны создаются и управляют- ся местными муниципальными властями.
Среди <классических> свободных экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие." беспошлинные зоны, расположенные на основных пе- рекрестках международных транспортных систем; зкспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю торговлю; парки технологического развития, которые создают- ся на основе существующего в принимающей стране на- учно-техиического потенциала, но с участием иностран- ного капитала и с использованием .прогрессивного обо- рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче- ского, коммерческого или маркетингового опыта; зоны _ страховых и банковских услуг, способствую- щие укреплению этой исключительно важной сферы эко- номики;
импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, а местные . предприя- тия - передовой технологией.
На практике в <чистом виде> перечисленные эконо- мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций ука- занных свободных экономических зон. К примеру, мало- вероятно, чтобы парки технологического развития не оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе- рации, страхование или торговля.
Подавляющее большинство предприятий в существу- ющих ныне свободных экономических зонах - это пред- приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно- сительно скромных капиталовложениях. Они произво- дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив- ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо- вольствие, напитки.
Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию пред- приятий тяжелой промышленности. Например, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре- обладает переработка нефти и нефтехимическая про- мышленность. В Грне предприятия свободной экономи- ческой зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо- нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це- лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль- ных компаний.
Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах указанных стран, конечно, связано с их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб- ских Эмиратах - нефть и природный газ. И все же- следует отметить, что политика прави- тельств указанных трех стран была направлена не столь- ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо- мических зонах, сколько на создание экспортных про- мышленных зон на основе уже существующих предприя- тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно- сится к первым двум странам. Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошла закономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей и переработкой неф- ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже- лой промышленности в несмежных отраслях, в частно- сти в машиностроении. Одна из характерных черт промышленного разви- тия .большинства свободных экономических зон заклю- чается в том, что находящиеся там компании, как пра- вило, стремятся к минимальному использованию мест- ных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприя- тиями принимающей страны объясняются закрытым ха- рактером экономических зон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитым потенциа- лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак- тика указанных выше государств является исключе- нием. В то же время многие иностранные компании, дей- ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис- пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ- ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышлен- ность на основе местного сырья - хорошо развитые и организованные предприятия, которые Действуют в при- нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до создания первых свободных экономических зон. Вот почему такие компании не испытывают потреб- иости в использовании возможностей недавно создан- ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь- зующие местное сырье, как правило, находятся недале- ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква- жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт- но-промышленные зоны обычно формируются вблизи крупных населенных пунктов или промышленных цент- ров. Помимо того, экономические зоны создаются учре- дителями для быстрого решения проблем промышленно- го развития какой-либо территории. Отсюда примитив- ные производственные помещения, похожие на времян- ки, и незначительные затраты на оборудование иност- ранных инвесторов. Компании, занимающиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупны- ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла- нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электрон- ных изделий или специализированной компании по по- шиву одежды в свободной экономической зоне. Обычно считается, что свободные экономические зо- ны способствуют прямым иностранным инвестициям от- носительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуж- даются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать в обычных ус- ловиях практически любой страны. И если условия ка- кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре- имущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. Это одна из основных причин того, что в большин- стве стран инвесторами в свободных зонах являютея не крупные, хорошо известные транснационадьные кор- порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз. Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври- кий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых го- сударств или стран, недавно вставших на путь индуст- риального развития, с пользой для дела дополняют дея- тельность крупных компаний. Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме- няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на- сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи- тывая стремление многих государств как можно быст- рее привлень иностранных инвесторов, такие компании оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые дей- ствуют гораздо медленнее. Создание и функционирование; свободных экюмоииче- ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек- тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий было предусмотренно создание первой экспортно-промыш- ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про- дукции предприятий электронной .промышленности бу- дет равен 30 предприятии текстильной промышленно- сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15, предприятий по обработке сырья - 10~4.
Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо- доилось 87 занятого в экономической зоне населения, на предприятия по производству мебели и изделий из дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир- ные изделия, - 2%. Предприятия электронной промышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почти исчез- ли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в той или иной степени практически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предприни- мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред- ставлены электронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры>.
Такая же тенденция характерна и для других отрас- лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне Шри Ланки, например, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Домини- канской Республике - более 60, в Египте - 54.
Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию .самих экономических зон, отсутст- вием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям также сла- бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио- нальных и иностранных кампаний.
В процессе развития некоторые свободные экономи- ческие зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых. операциях. Они получили название 6анковских. франковых зон.
В Люксембурге, например, активно действуют круп- ные западногерманские банки, которые благодаря име- ющимся в этой стране льготам <обходят> государотвен- ный закон по созданию обязательных денежных резер- вов. Наиболее известные банковские франковые зоны бы- ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на многочисленных островах в Карибском мо- ре (на Багамах, Бермудах и т. д.). Совокупный объем кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо- лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы международных кредитных активов в капиталистическом мире. Такие финансовые центры, расположенные в разви- вающихся странах, часто еще называют <оффшор-цент- рами>, а <оффшор-сделкой> - ту или иную операцию между иностранным (по отношению к месту ее совер- шения) кредитором и заемщиком. Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик определяет <оффшор-центр> как географическую точку, где кредитные средства за- имствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иных фи- нансовых институтов. Преобладание именно таких опе- раций характерно для банковских франковых зон Ка- рибского региона. Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В отношении последних также нередко используется термин <оффшор>, поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов в международных финансовых центрах, и преж- де всего в Лондоне. В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для проведения кредитно-финан- совых операций (чрезвычайно льготный режим налого- обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол- ное отсутствие такового), что усиливает их привлека- тельность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют <налоговыми убежищами>, или <фискальны- ми оазисами>.. Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи- нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре- зультате совершения американскими банками операций не на своей территории. Общая утечка капиталов из США на банковские сче- ха только в карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл. Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим дру- гим <оффшор-центрам>, местным и иностранным бан- кам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены большая свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льгот- ный налоговый режим. Одна из главных целей создания таких зон в у разви- тых капиталистических странах - переориентация меж- дународных операций своих банков, основной объем ко- торых совершается через <оффшор-центры> в других странах. Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свобод- ных страховых зон. Примером может служить лондон- ская компания <Ллойд> по вопросам страхования ри- сков особого типа (не входящих в разряд хищений, по- жаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятель- ность компании <Ллойд> по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению ее в монополи- ста по страхованию нетрадиционных рисков. По прототипу лондонской свободной страховой зо- ны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью- Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например, анулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых конт- рактов, в которых годовые премии превышают 100000 долл. Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе большое- развитие, Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяй- ствования и в данной экономической ситуации.
СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Постановление Совета Министров .РСФСР <О даль- нейшем развитии внешнеэкономической деятельности го- сударственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций>, принятое в марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд- ке эксперимента на территории Советского Союза не- скольких свободных экономических зон (у нас они по- лучили название <зоны совместного предприниматель- ства>). При помощи экспертов ООН была разработана спе- циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра- не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рын- ка. По мнению советских специалистов, создаваемые зо- ны будут способствовать активизации инициативы ино- странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор- говле, а также в других видах деятельности на терри- тории СССР. В таких зонах могут быть организованы производст- во и сборка различных видов продукции на основе при- менения иностранного оборудования, технологий и ма- териалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы. Напомним, что в зарубежной практике свободные экономические зоны являются, как правило, небольши- ми территориальными анклавами с особо благоприят- ным режимом для деятельности иностранного капита- ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти- рованные на экспорт. Однако в свете перестройки со- ветской экономики такая ориентация свободных эконо- мических зон должна быть существенно скорректирова- на, а их деятельность подчинена не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за- дач страны. В разработанной советской концепции создания сво- бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз- ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то же время <работать> прежде всего на внутренний ры- нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех- нологией и высококачественными товарами. Кроме того, зоны совместного предпринимательства лолжны быть для страны центрами освоения и распро- странения зарубежного управленческого опыта, полиго- нами проверки новых форм хозяйствования. Соответственно такие зоны' должны создаваться и функционировать в экономике СССР как ее неотъемле- мая составная часть, предусматривать благоприятный режим деятельности не только для иностранных вклад- чиков капитала, но и для советских предприятий. Они могут формироватъся как в приграничных, так и глубинных районах страны и занимать значительную территорию. При этом необходимо обеспечивать поли- тические интересы и экономическую безопасность Со- ветекого Союза. Следовательно, при разработке общих целей и задач формирования зон совместного предпринимательства в |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|